Статья 6.1. порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

19.07.2018
 3359

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судовГосударственная дума 19 июля приняла в итоговом третьем чтении президентские поправки в законы о статусе судей и органах судейского сообщества, направленные на повышение независимости служителей Фемиды.

Принятым законом вводится новое дисциплинарное взыскание для судей – понижение в квалификационном классе.

Эта мера будет применяться за существенное нарушение положений закона о статусе судей или Кодекса судейской этики в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.

Провинившегося судью ККС будут возвращать на ту квалификационную ступень, где он находился до присвоения текущего класса.

Одновременно уточняется, что взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться в исключительных случаях за существенное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений материального права или процессуального законодательства, Закона о статусе судей или Кодекса судейской этики при осуществлении правосудия. Оно может быть применено к судье, который ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию, и только при наличии жалобы участника процесса о нарушении его прав незаконными действиями судьи, носящими систематический или грубый характер, которые повлекли искажение принципов судопроизводства и установлены судебным актом.

Кроме того, исключается право председателя соответствующего или вышестоящего суда на внесение представления о досрочном прекращении полномочий судьи, оставляя данное право только органам судейского сообщества.

Предусматривается изменение роли руководителей судов и при назначении судей.

Положительное решение ККС по кандидатуре судьи будет направляться председателю суда, который обязан в течение 20 дней внести его в установленном порядке (сейчас председатель вносит представление только в случае своего согласия с решением коллегии).

Это должно снизить «неофициальное влияние» на отбор кандидатов в судьи со стороны глав судов – вновь назначенный судья не будет чувствовать себя в долгу перед председателем.

Новый закон должен вступить в силу с 1 сентября 2019 года.

Анализ практики

Председатель суда: особая роль и особые требования.

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации  послужило правовой основой происходящих в нашей стране  преобразований, включая сферу судебной власти.

           В рамках совершенствования законодательства  о судебной власти   правовые акты, касающиеся статуса судей, в  2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену  пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

            Высокое  предназначение судьи  обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности.

В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации»  судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей  может быть  гражданин Российской Федерации, достигший возраста  25 лет, имеющий  высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

  У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден  постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

               Отбор кандидатов  на должность судьи  осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов.

Любой гражданин, отвечающий  перечисленным выше требованиям и сдавший  квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации  его на вакантную должность.

Но здесь необходимо учесть, что кандидаты  в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им  право судить других людей.

                При этом в силу пункта 2 ст.

11 названного закона  судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается  на должность  сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен  на ту же должность без ограничения срока  полномочий до достижения им предельного возраста  пребывания  в должности  судьи ( 70 лет).

               Перечисленные выше требования,  предъявляемые к кандидатам на должность судьи,  в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями  председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

                С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года  в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность  Президентом Российской Федерации сроком на  шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя  (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. 

              Отклоненные кандидатуры  на должности председателей и заместителей председателей судов того же  суда могут быть повторно представлены для назначения не  ранее, чем через год.

               Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на  который они назначены.

               В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении  изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в  Российской Федерации»  начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного  Федерального закона, определяется в следующем порядке.

Срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного  на  должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется  с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и  месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

              Произошедшая в соответствии с названным  законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

               Не позднее, чем за шесть месяцев  до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов  федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий  с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места  рассмотрения поступивших заявлений.

Читайте также:  Статья 10. Вооруженные Силы Российской Федерации и их предназначение

                При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и  заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть   вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

                Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей  судов и их заместителей составляет шесть лет,  логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет.

Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда.

Однако такой подход  не отвечает  конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

                 Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот  возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

                  Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто  отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

                   На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

                   Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда  — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями.  Прежде всего, он – судья.

                  Исходя из нормы  пункта  3 ст. 11  Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком  на три года. В то же время в силу   пунктов 6 — 8 ст.

6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

                   Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель  помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи,  закрепил за ними и  осуществление иных  процессуальных полномочий .

                   В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации  работы суда.

  •                     Заместитель председателя суда осуществляет  полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
  •                     При этом закон допускает возможность  досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с  неисполнением или ненадлежащим  исполнением ими своих должностных обязанностей.
  •                    Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует   о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки  в организации работы судов.

                  Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области  в 2004-2005 годах  освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей.

   Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов,  неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах  статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д.

В Истринском  городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения   полномочия трое судей.

                  В преддверии  предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи  требующиеся  деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

В проект судебной реформы ввели ограничение срока пребывания в должности председателей сою

17 июля Госдума повторно рассмотрела законопроект Верховного Суда РФ, направленный на реформирование судебной системы России путем создания обособленных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции (№ 374020-7).

Читайте также:  Статья 38. Порядок возмещения вреда

С соответствующей просьбой к депутатам обратился председатель Комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, пояснив, что это базовый законопроект для проведения современной судебной реформы (помимо него существует еще около трех десятков других, внесенных ВС, депутатами и Президентом) и он очень тщательно обсуждается. Он отметил, что появилось несколько уточняющих поправок, которые обсуждались с Верховным Судом, Правительством России и Администрацией Президента РФ.

В частности, при рассмотрении проекта 10 июля прозвучали предложения депутатов Сергея Иванова и Юрия Синельщикова об ограничении срока полномочий председателей и заместителей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции.

Госдума приняла во втором чтении проект судебной реформы от ВСВ законопроект о создании апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции внесен ряд изменений, большая часть которых касается апелляционных и кассационных военных судов и месторасположения новых СОЮ

Как сообщала «АГ», изначально законопроект предполагал, что по истечении срока полномочий председатели могут быть назначены на эту должность вновь, без ограничения числа таких сроков. По мнению депутатов, такая несменяемость ведет к росту зависимости судей от них.

Тогда соответствующие поправки были отклонены под предлогом того, что данный вопрос не является предметом рассмотрения законопроекта.

Вместе с тем Павел Крашенинников согласился, что ограничение двумя сроками разумно, и сообщил, что такие предложения могут быть внесены позднее иным законопроектом. 

Тем не менее ситуация изменилась, причем ограничение распространилось не только на председателей создаваемых судов – в Закон о судах общей юрисдикции будет внесено изменение, согласно которому председатели и заместители председателей судов, назначенные на должность до вступления в силу рассматриваемого закона, сохранят свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены. При этом назначение на должность председателей и заместителей председателей судов после вступления закона в силу допускается не более чем на один срок, если они пребывали в соответствующей должности два и более раз подряд, за исключением предусмотренных законом случаев. 

Кроме того, внесена поправка о признании утратившим силу п. 2 ст. 29 Закона о судах общей юрисдикции, согласно которой по истечении срока полномочий председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.

Помимо этого, в законопроект внесено положение, согласно которому увеличен предельный срок пребывания в должности заместителя председателя Конституционного Суда и Верховного Суда РФ – до 76 лет. Напомним, ранее аналогичная поправка была принята в отношении председателей судов общей юрисдикции. 

Кроме того, несколько изменена география создаваемых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, при этом наиболее значимым изменением является то, что один из пяти апелляционных судов общей юрисдикции будет создан в Москве, а не в Калуге, как это предполагалось. 

Напомним, законопроект ВС РФ был внесен в Госдуму 26 января, а постановление об этом было принято Пленумом ВС РФ еще 13 июля 2017 г.

Согласно документу кассационный суд общей юрисдикции будет действовать в пределах территории соответствующего судебного округа и в соответствии с установленной подсудностью будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществлять иные полномочия. Предусмотрено создание в Российской Федерации девяти таких судов.

Представлена новая схема судебной системы РФВерховный Суд хочет создать структурно обособленные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции, не связанные рамками территориального деления субъектов РФ

  • Принципиальным отличием предлагаемого в соответствии с законопроектом варианта построения судебной системы от действующего в настоящее время станет четкое разделение функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке между двумя самостоятельными звеньями судебной системы. 
  • К компетенции судебных коллегий областных и равных им судов предлагается отнести только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам с исключением полномочий по рассмотрению в качестве суда апелляционной инстанции дел по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения областного и равного ему суда, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции. 
  • Из компетенции президиумов областных и равных им судов исключаются процессуальные полномочия, связанные с рассмотрением дел по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения областного и равного ему суда, а также дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. 

Функции президиума областного и равного ему суда общей юрисдикции с принятием законопроекта будут ограничиваться принятием решений по организационным вопросам в пределах ведения соответствующего суда. Таким образом, областные и равные им суды в качестве судов второй инстанции становятся судами апелляционной инстанции.

  1. Полномочия по рассмотрению всех дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в исключительную компетенцию кассационных судов общей юрисдикции, которые станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными судами и гарнизонными военными судами.
  2. Кроме того, в соответствии с предлагаемой законопроектом схемой инстанционности судебной системы оспаривание решений мировых судей в судебных коллегиях ВС РФ будет возможно только в том случае, если в результате обжалования указанных судебных постановлений в кассационном порядке в кассационный суд общей юрисдикции им будет вынесено постановление, и только при наличии существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела.
  3. В третьем чтении законопроект предлагается рассмотреть сегодня же вечером.
Читайте также:  Статья 8. Условия назначения пенсий военнослужащим и членам их семей

Обобщение вопросов и ответов (июль 2008)

Вопрос №1

Распространяется ли действие норм п. 8 ст.

19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 4 апреля 1994 года № 279 (о нормах обеспечения служебным обмундированием) на судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также на имеющих классные чины работников указанных судов? К полномочиям какого органа отнесено установление порядка выдачи и учета данного обмундирования?

Ответ: Согласно статье 12 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются только полномочиями и компетенцией; особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также законами субъектов Российской Федерации. 

Действие положений пункта 8 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» возможно распространить на судей и имеющих классные чины работников конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, если законодатель субъекта предусмотрит своим законом и за счёт бюджета субъекта обеспечение служебным обмундированием вышеуказанных лиц.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 1994 года № 279 принято во исполнение статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и предусматривает нормы обеспечения служебным обмундированием исключительно судей и имеющих классные чины работников судов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать данные вопросы, поскольку организационное, правовое, кадровое, материально- техническое и финансовое обеспечение деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ, осуществляется силами субъекта РФ и за счет его бюджета (ч.2 ст.27 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Установление порядка выдачи и учета служебного обмундирования судьям и имеющим классные чины работникам указанных судов относится к полномочиям субъекта РФ.

  • Вопрос №2
  • Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, период работы в должности правового (главного правового) инспектора правовой инспекции, находившейся в ведении областного Совета профсоюзов?
  • Ответ: Согласно пункту 1 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, кроме работы в должности судьи, включается время работы в государственных организациях в должностях по юридической профессии, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 года в республиканских, краевых, областных, Московском и Киевском городских советах и в центральных комитетах профсоюзов были созданы правовые инспекции труда, которые с ноября 1976 по декабрь 1994 года проводили свою работу под руководством президиумов соответствующих советов и центральных комитетов профсоюзов. Таким образом, правовые инспекции не являлись государственными организациями. Следовательно, период работы с ноября 1976 по декабрь 1994 года не может быть включен в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания.

  1. Однако, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года №1115 «Об обеспечении деятельности Федеральной инспекции при Министерстве труда РФ и подведомственных ей инспекций в субъектах РФ» созданы государственные инспекции труда, которые являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости и осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Исходя из изложенного, время работы в государственной инспекции труда на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, после января 1995 года следует включать в стаж по юридической специальности.
  3. Вопрос №3
  4. Засчитывается ли в стаж работы для назначения ежемесячного пожизненного содержания время работы в должности юрисконсульта в политехническом институте?
  5. Ответ: Согласно пункту 1 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, кроме работы в должности судьи, включается время работы в государственных организациях в должностях по юридической профессии, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

Статья 9 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает, что политехнический институт является одним из видов высших учебных заведений, осуществляющим подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности. Его статус определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус института  включается в его наименование.

В соответствии со ст.10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» институты могут быть как государственными, там и муниципальными или  негосударственными высшими учебными заведениями. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации «Об образовании».

  • Следовательно, в зависимости от вышеуказанных условий  политехнический институт может являться государственной организацией и работа в нём в качестве юрисконсульта, по смыслу Закона, может быть включена в стаж работы для исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания.
  • Вопрос №4
  • Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии период исполнения обязанностей судьи в 1987-1988 годах?

Ответ: 

Ссылка на основную публикацию