Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

Малочисленные народы, не малочисленные! Пора навести законодательный порядок!

29 января в Госдуму внесен законопроект № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г.

№ 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты».

Вопрос, который призван урегулировать данный законопроект это создание реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Это достаточно давняя тема. Категория людей, которая отнесена к коренным малочисленным народам в РФ, имеет определенные права, более расширенные по отношению к другим гражданам.

Например, право на ведение традиционного образа жизни, приоритетного природопользования, осуществления промыслов, а также в области образования, культуры. Имеется также ряд социальных гарантий, которые указаны в законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Но в связи с тем, что в паспорте национальность больше не указывается, и, государство с гражданами все больше пытается запротоколировать отношения, появилась необходимость подтверждать национальную принадлежность. Иначе просто невозможно воспользоваться гарантированными правами.

Конституция РФ говорит, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. При этом отсутствует законодательный механизм реализации данного права.

Еще 2007 был утвержден Комплекс первоочередных мер по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов мира, которым предусматривалась разработка нормативного акта документального подтверждения национальной принадлежности лиц из числа коренных малочисленных народов. К сожалению, этот пункт так и не был выполнен, а впоследствии совсем исключен. И до недавнего времени, вопрос о порядке подтверждения национальности на уровне Правительства не поднимался.

В последние годы ситуация ухудшилась. Например, у коренных малочисленных народов есть право на льготную пенсию, они на 5 лет раньше достигают пенсионного возраста, но оформить ее сложно, если ты не подтверждаешь национальную принадлежность.

То же самое касается вопроса постановки в охотничьем билете специальной отметки для коренных малочисленным народам дающей право охоты без разрешительных документов. Сложилась практика, что эти люди вынуждены обращаться в суд и индивидуально доказывать, что относятся к коренным малочисленным народам.

Сегодня, в ряде случаев, только лишь получив судебное решение, люди могут воспользоваться своими правами. Но подтвердить свою национальность в судебном порядке может лишь часть граждан. Это связано с отсутствием доступа к судам из-за удаленности проживания, незнанием процедуры обращения, неимением средств на дорогу для явки в суд.

Мы не раз говорили о том, что Правительство должно утвердить порядок подтверждения национальной принадлежности. Многие службы возражали, например, МВД отказалось выдавать вкладыши к паспорту или ставить печать о национальности. Поэтому официального порядка сегодня — нет.

08 июля 2015 года Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений № К 503 по осуществлению дополнительных мер, направленных на реализацию государственной политики в области повышения качества жизни и сохранения самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которым поручено обеспечить до 1 марта 2016 года, разработку законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование порядка отнесения граждан к малочисленным народам, в том числе ведущих традиционный образ жизни в местах традиционного проживания, и их учета.

В рамках реализации указанных поручений, мы обобщили региональный опыт, есть регионы, где выдают вкладыши в паспорт, регионы, где ведут реестры, изучили международный опыт и пришли к выводу, что порядок ведения реестра более целесообразен для нашей сегодняшней реальности.

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.

№ 82-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗрасширив полномочия федеральных органов государственной власти, наделив возможностью утверждать положение о формировании и ведении реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации.

Органы местного самоуправления наделяются законопроектом полномочиями по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Законопроектом также предлагается внести изменение в понятийный аппарат федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дав определение тому, что подразумевается под реестром лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления правом по формированию и ведению реестра, лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, проживающих на территории муниципального района или городского округа включенного в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной детальности коренных малочисленных народов РФ позволит вернуться к ранее существовавшей практике и минимизирует расходы лиц, относящихся к коренным малочисленным народам для подтверждения своей национальной принадлежности, поскольку у них появиться возможность получить выписку из реестра и предъявить по месту требования.

Предполагается, что данные реестра будут формироваться на основе информации, полученной из разных источников: свидетельства о рождении, выписок из похозяйственней книг, справок общественных организаций и общин коренных малочисленных народов, других источников на основании личных заявлений граждан Российской Федерации, порядок подачи которых будет определен положением о ведении реестра, утвержденным специально уполномоченным федеральным органом государственной власти.

К закону предполагается принять нормативный акт, которым будет установлена процедура ведения реестра, критерии отнесения к коренным малочисленным народам. В самом реестре может быть предусмотрено три категории граждан: 1.

Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, которые ведут традиционный образ жизни и традиционное хозяйствование постоянно; 2. Лица, которые относятся к коренным народам, но ведут традиционной образ жизни не постоянно, а подсобно.

Как правило, это люди, живущие в сельской местности и работающие в социальной сфере, школе, органах местного самоуправления; 3. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, но которые постоянно проживают и ведут аналогичный образ жизни.

Как правило, это члены семей в смешанных браках, а также старожильческое население. Такие люди должны и могут пользоваться правами на приоритетное природопользование наравне с коренными малочисленными народами.

В зависимости от категории, возможно, будут определен объём прав, так, например, первая категория будет иметь возможность использования полноценно всех предусмотренных законом преференций.

В настоящее время, данный порядок ведения реестра находится на стадии разработки. ФАДН планирует в ближайшее время собрать экспертов, общественность, представителей заинтересованных органов власти и обсудить этот документ. После этого, мы планируем распространить его для более широкого обсуждения. Процедура принятия закона достаточно длительная.

И многое зависит от позиции Правительства РФ. Если Правительство согласится, что его надо принимать как можно быстрее, то процесс ускорится. Сейчас необходимо собрать отзывы от органов власти, в том числе из регионов, рассмотреть их позицию и сделать необходимые корректировки с учетом их мнений.

Я считаю, что если закон пройдет и появится реестр, то многие проблемы у коренных малочисленных народов снимутся.

Ознакомится с проектом федерального закона № 984312-6 «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты» и материалами к нему можно по ссылке :http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=984312-6

Юлия Якель, почетный адвокат, директор правового центра Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, АНО «Хранители»

Доказывать свою принадлежность к коренным малочисленным народам станет проще

Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

ФОТО: фото: vk.com/anapaadm

Совершенствование порядка отнесения граждан к коренным малочисленным народам Севера позволит им воспользоваться большинством гарантированных прав. Соответствующий законопроект Госдума планирует рассмотреть на одном из пленарных заседаний в октябре.

В конце августа Правительство внесло в Государственную Думу поправки в федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», определяющие порядок учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.

Законопроект вводит механизм учёта граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам, в целях обеспечения реализации предоставленных им социальных и экономических прав, в том числе на защиту их исконной среды обитания, сохранение традиционных образов жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, замену военной службы альтернативной гражданской службой, сохранение и развитие самобытной культуры, а также осуществление территориального общественного самоуправления с учётом национальных, исторических и иных традиций.

Порядок ведения учёта лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (в том числе требования к техническим и программным средствам, необходимым для ведения учёта), и межведомственного взаимодействия будет определяться Правительством, а именно — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики.

Читайте также:  Статья 17. Освобождение от уплаты государственной пошлины

Законопроект подготовлен Федеральным агентством по делам национальностей по инициативе члена Комитета Госдумы по делам национальностей, президента Ассоциации коренным малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока Григория Ледкова. «Основная цель реестра — создать механизм подтверждения права на меры поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для коренных малочисленных народов», — объяснил депутат.

Он пояснил, что совершенствование порядка отнесения граждан к коренным малочисленным народам Севера позволит им воспользоваться большинством гарантированных прав. Для этого им необходимо документально подтвердить свою национальную принадлежность, но действующим законодательством такой порядок пока не установлен.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в октябре.

О реализации гарантий коренным малочисленным народам севера в ямало-ненецком автономном округе

Иванова, Е. А. О реализации гарантий коренным малочисленным народам севера в ямало-ненецком автономном округе / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60620/ (дата обращения: 22.07.2021).



Статьей 1 федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации определены как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями [2].

Ямало-Ненецкий автономный округ — историческая родина коренных малочисленных народов, которые за века обитания в высоких широтах создали уникальную культуру. В совокупности все население образует этнодемографический комплекс территории.

После присоединения Сибири к России, на протяжении нескольких столетий ядром этнодемографической структуры являлись коренные малочисленные народы автономного округа — ненцы, ханты, селькупы.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в округе их проживает почти 42 тысячи (точное число 41 249) человек (ненцы — 29 772 человека (72 %), ханты — 9 489 человек (23 %), селькупы — 1 988 человек (5 %). Из них 40 % (16,5 тысяч человек) ведут традиционный кочевой образ жизни.

  • Конституция Российской Федерации в статье 69 гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [1]. Федеральным законом «О гарантиях прав коренным малочисленным народам Российской Федерации» к таким правам отнесены:
  • − право малочисленных народов на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • − право на замену военной службы альтернативной гражданской службой;
  • − право лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры;
  • − право на создание на добровольной основе общины малочисленных народов и иных объединений [2].
  • В Ямало-Ненецком автономном округе совместно с объединениями коренных народов удалось сформировать современную нормативно-правовую базу, которая способствует устойчивому развитию коренного населения.
  • Так, статьей 8 Устава Ямало-Ненецкого автономного округа кроме прав коренных малочисленных народов Севера, установленных федеральным законодательством, предусмотрено установление дополнительных гарантий прав проживающих на территории автономного округа коренных малочисленных народов Севера [3].
  • Реализация этой нормы нашла свое отражение в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе», которым предусмотрены лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера, дополнительные гарантии прав сфере охраны здоровья, социальной защиты и образования [5].
  • В целях совершенствования системы обеспечения гарантий прав коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе в декабре 2017 года постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа № 132-ПГ утверждена Народная программа коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, в рамках которой сформирована комплексная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы» [6].
  • Комплексная программа включает более 70 мероприятий в отношении коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, направленных на повышение качества и стандартов жизни коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни.

Населением автономного округа отмечаются проблемы, требующие дополнительного решения, принятия мер по их урегулированию посредством совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности. В связи с этим нормативно-правовая база Ямало-Ненецкого автономного округа постоянно совершенствуется.

Только в 2018 году в автономном округе разработано и принято 45 нормативно-правовых актов в сфере реализации прав коренных малочисленных народов Севера, из них 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа, 28 постановлений Правительства автономного округа, 1 постановление Губернатора автономного округа.

  1. К основным направлениям реализации государственной политики по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Законом Ямало-Ненецкого автономного округа «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» отнесено:
  2. − сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, в том числе охрана окружающей среды;
  3. − обеспечение сохранности и развития исторически сложившихся способов природопользования коренных малочисленных народов Севера;
  4. − создание условий для сохранения и возрождения самобытной социальной организации проживания коренных малочисленных народов Севера с целью поддержки развития самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранения их обычаев и верований [4].

В целях защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера при освоении месторождений обязательно проводится оценка техногенного воздействия на места традиционной хозяйственной деятельности.

Ни один индустриальный проект в автономном округе не реализуется без учёта самых строгих экологических стандартов.

Для охраны традиционного образа жизни коренных северян все инфраструктурные программы компаний обязательно проходят процедуру общественных слушаний с участием представителей тундровых общин.

Например, на каждые 4 км автодороги «Салехард — Надым» приходится по 1-му оленьему переходу. Промышленный гигант — Бованенковское месторождение — останавливает работу, когда начинается период гнездования птиц, нереста рыб или идёт каслание оленей. На всех местах оленьих переходов на Бованенково выставляются экологические блок-посты.

Для сохранения и развития национально-культурной самобытности, защиты, восстановления и сохранения исконной историко-культурной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе и развития живых фольклорных традиций данных народов постановлением Правительства автономного округа от 23 июля 2012 г.

№ 580-П «О государственной поддержке фольклорной деятельности коренных малочисленных народов севера в Ямало-Ненецком автономном округе» определен порядок оказания государственной поддержки фольклорной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе, а также порядок и условия присвоения звания «Мастер фольклорного жанра» [7].

В целом, в рамках содействия в сохранении своих традиций коренных народов Ямала большое внимание уделяется развитию их традиционной культуры.

Так, в местах проживания коренных малочисленных народов Севера действует 8 Центров национальных культур, 3 Дома ремесел, 14 музейных учреждений. В национальных поселках строятся современные Дома культуры.

Под государственной охраной находится свыше 700 объектов культурного наследия народов Ямала, из которых — 102 объекта культурного наследия коренных народов. Ведется учет священных мест коренных народов (377 объектов).

Так, лицам из числа коренных малочисленных народов Севера и лицам, ведущим традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера гарантировано оказание медицинской помощи по месту их фактического проживания, в том числе в отдаленных местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, предоставления ежемесячного пособия. В Ямало-Ненецком автономном округе действуют 8 мобильных медицинских бригад, 4 территориальных подразделения санитарной авиации, квалифицированная медицинская помощь Организована реэвакуация кочевников из больниц к месту проживания — в тундру.

Таким образом, в Ямало-Ненецком автономном округе сформирована достаточно функциональная нормативно-правовая база, позволяющая реализовывать права коренных малочисленных народов Севера на самобытное социально-экономическое и культурное развитие и защиту их исконной среды обитания.

Литература:

Методическая разработка "Особенности народов Севера: воспитание, обучение, льготы"

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №3 «Технологии традиционных промыслов народов Севера» г.Поронайска
  • Методическая разработка
  • Особенности народов Севера: воспитание, обучение, льготы
  • Поронайск 2015
  • Слайд 1
  • С 1993 года работает лицей-интернат №3 слайд 2 «Традиционных промыслов народов Севера», в котором дети смогли приступить к возрождению, сохранению и развитию национальной культуры.
  • Для достижения поставленных задач в лицее была разработана и принята слайд 3 Программа по изучению и сохранению культуры коренных народов Севера, которая предусматривает
  • — формирование желания изучать, сохранять и развивать национальные традиции;
  • -готовность к осуществлению культурно-межличностных и этнических отношений.
  • Была создана нормативно-правовая база, которую вы видите на экране. Слайд 4
  • Все программы развития на федеральном, областном и муниципальном уровнях разработаны и направлены на развитие и сохранение культурного наследия коренных малочисленных народов Севера и поддержку этих народов:
  • Так, в федеральном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», 1999
Читайте также:  Статья 12. право на участие в осуществлении военно-технического сотрудничества

в статье 10. Отмечены права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры.

  1. Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
  2. 1) сохранять и развивать родные языки;
  3. 4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;
  4. 5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
  5. Концепции целевой Федеральной программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года», утвержденной в 2009 году
  6. «Развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий» сказано, что

…Мероприятия направлены на повышение качества и улучшение условий жизни коренных малочисленных народов на основе развития сферы образования и культуры.

Предусматривается комплекс мероприятий по сохранению, возрождению и развитию культуры, национального искусства, народных художественных промыслов, родного языка путем создания домов культуры, краеведческого музея, традиционных этнокультурных центров коренных малочисленных народов.

Мероприятия этнокультурной сферы (проведение различных фестивалей, детских праздников и выставок),позволяют ознакомиться с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов. Традиционные северные состязания способствуют физическому развитию и организации досуга юного поколения.

В долгосрочной целевой программе «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2012 — 2016 годы» содержится комплекс мер, направленных на государственную социальную поддержку студентов и учащихся, пенсионеров из числа коренных народов, сохранение и развитие традиционной культуры и проведение традиционных этнокультурных мероприятий. Впервые особое внимание уделено развитию национального спорта: приобретению спортивной формы и национального спортивного оборудования. Продолжена тенденция оказания поддержки в материально-техническом оснащении учебных учреждений в местах традиционного проживания коренных народов и приобретении учебников и методических пособий, детской художественной литературы, сборников на языках коренных народов.

  • В долгосрочной муниципальной программе «Устойчивое экономическое и социальное  развитие коренных малочисленных народов Севера муниципального образования городской округ «Поронайский» на 2012 — 2016 годы» также определены мероприятияпо поддержке коренных народов Севера.
  • Слайд 5 На основе этих документов, а также с учетом национальных особенностей учащихся и желания родителей были предложены следующие предметы: в начальной школе — родной язык, литература народов Севера, внеурочная деятельность «Подвижные игры народов Севера»;
  • В среднем звене – национально-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, спортивная секция по национальному многоборью.
  • В старшем звене – ведутся элективные курсы «Производственное обучение технологии традиционных промыслов народов Севера», Права коренных народов Севера», и секция по национальному многоборью.
  • Слайд 6, слайд 7 , слайд 8 Сегодня для наших детей созданы все условия, чтобы они не только знакомились с культурным промыслом своего народа, но и в лицее-интернате создавать эти произведения, поэтому наши дети слайд 9, слайд 10, слайд 11 активно принимают участие в выставках, праздниках, состязаниях, обрядах.
  • Кроме этого, ежегодно на дополнительное питание учеников из числа коренных малочисленных народов Севера, находящихся в местах компактного проживания коренных народов Севера, выделяется сумма в 2013 -2014 году с областного бюджета 141 тысяча и 14 тысяч с местного бюджета. Для этого у меня как социального педагога, предусмотрены следующие функции:
  • — ведение списков учащихся, заверенные начальником ГКУ» Центральной социальной поддержки Сахалинской области» и дополнительно, с областного и местного бюджета.
  • — определение национальной принадлежности (сверка документов по свидетельствам о рождении.
  • Для дальнейшего профессионального самоопределения проводится следующая работа:
  • -ведется мониторинг по дальнейшему определению выпускников
  • -индивидуальная работа с выпускниками и их родителями
  • -отдел по правам коренных малочисленных народов Севера при сахалинском правительстве ежегодно организовывает профориентационную работу с выпускниками по дальнейшему получению образования в Санкт-Петербурге.
  • Слайд 12 , слайд 13 Вот наши выпускники прошлых лет, которые получили образование и работают в разных местах нашей страны.
  • Анализируя дальнейшее самоопределение наших выпускников, можно сделать вывод, что практически все поступают в учебные заведения.

Но меняется уровень учебы: стали больше поступать в техникумы и училища, потому что не выдерживают уровень подготовки, предъявляемый к студентам.

Но всем студентам, обучающимся на «4» и «5» по линии коренных народов Севера дополнительно выплачивается стипендия.

Кроме этого они могут принимать участие в реализации грантов и получать дополнительные средства, которые идут на их образование (оплата учебы и, дороги ).

Ученики нашего лицея постоянно выезжают на отдых в «Лесное озеро», в санаторий «Аралия», ).на эти цели выделяются деньги с областного бюджета.

В отчетном докладе, сделанном Королевой Е.А., начальником отдела коренных народов Севера аппарата губернатора и правительства Сахалинской области в 2014 году было отмечено, что благосостояние народов Севера растет, а самое главное, увеличилось население коренных народов Севера, и привела таблицу численность КМНС по этносам:

Поронайский

  1. городской
  2. округ
  3. Всего
  4. Нивхи
  5. Ороки
  6. (Ульта)
  7. Эвенки
  8. Нанайцы
  9. Другие
  10. этносы

Права коренных народов в РФ и в международном праве

Коренные народы (indigenous peoples) – это термин международного права.

Как правило, под ним понимаются народы, столкнувшиеся с колонизацией или завоеванием и потому оказавшиеся меньшинством (или «недоминирующей» частью населения) внутри государства, сформированного пришлой доминирующей группой .

Также, в качестве отличительного фактора иногда выделяется архаичность образов жизни и способов хозяйствования, которые приводят к тому, что в экономическом плане коренные народы не могут выдержать конкуренции с доминирующими народами, использующими современные способы производства.

В академической литературе можно встретить похожие термины – «аборигенные» или «автохтонные» народы, т.е. первыми заселившие какую-либо территорию, первыми возникшие на определенной территории (от латинского ab origine ‘от начала’; от др.-греч. αὐτός «сам» + χθών «земля», т.е. ‘туземный, коренной’).

Однако международное право акцентирует внимание не на том, какая группа оказалась раньше других на той или иной территории в абстрактной исторической перспективе (ведь вся история человечества – это бесконечные миграции), а на современности: как государство строит отношения с группами, жившими на данной территории до его образования и оказавшимися в ситуации неравенства и исключенности.

Подробнее об определении коренных народов

Коренные малочисленные народы РФ

Российское законодательство предоставляет дополнительные права только тем коренным народам, чья численность не превышает 50 000 человек, и оперирует термином коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМН ССДВ) —  «народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями».

Российский подход к определению коренных народов нередко подвергается критике: порог в 50000 чел.

представляется излишне низким и лишает признания и правовой защиты народы с «пограничной» численностью (немногим более указанной); признание общины коренным малочисленным народом осуществляется не на основе самоопределения людей, а через бюрократический и сложный процесс включения в Единый перечень коренных малочисленных народов . 

Законы о коренных народах 

Международное законодательство о коренных народах 

«Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов

Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он будет регламентировать, как гражданам России доказывать свою национальность и на каком основании пользоваться землей, водными и биологическими ресурсами. Чего опасаются правозащитники и представители КМНС — в обзоре «7×7».

Федеральное агентство по делам национальностей подготовило поправки в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов».

Чиновники предлагают создать федеральный реестр коренных малочисленных народов России, чтобы было проще распределять льготы и господдержку. В новом документе будет описан порядок, как россияне должны доказывать свою принадлежность к коренным народам малого Севера.

Те, кто выполнит требования закона, попадут в реестр и смогут на правах коренных жителей территории пользоваться природными ресурсами.

— Именно эта категория наших граждан пользуется такими льготами и преференциями государства, как ранний выход на пенсию, особый режим пользования лесными, водными ресурсами.

Читайте также:  Статья 17. Права эксперта

А поскольку в паспорте гражданина России сегодня отсутствует графа «национальность», то для получения предусмотренных законом льгот представители этих народов идут в суд и через эту процедуру доказывают свою национальную принадлежность.

Конечно, это неправильно, — объяснил журналистам председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова считает, что закон об учете представителей коренных малочисленных народов России необходим — он позволит им реализовать свои законные права: «После изменений в пенсионной системе коренные малочисленные народы попали в категорию граждан, которая имеет право на досрочную пенсию. Но реализовать это право для них оказалось практически невозможно, потому что никакого документального подтверждения о своей принадлежности к коренным малочисленным народам они не имеют». По данным уполномоченного, за последние два года ей пришло около 4 тыс. обращений по этой теме.

Что не так с поправками. Точка зрения представителей КМНС

Юристы неформального объединения лидеров и активистов 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Абориген- Форум» подготовили письмо, в котором перечислили свои замечания к законопроекту.

Система доказательств

Чтобы подтвердить свое происхождение и принадлежность к национальности, нужно предоставить пакет документов, в том числе сведения об умерших родственниках. В признании национальности могут отказать.

Большой объем фискальной информации, которую требуют от заявителя: кроме прочего — идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета.

— Разработчики законопроекта считают, что национальную принадлежность нужно доказывать. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, — прокомментировала уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лена Иванова.

— Введение данного порядка учета лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, не решает самого главного — документального подтверждения национальной принадлежности, из-за чего многие годы мы как коренные встречаем проблемы при реализации своих прав.

Республика Саха (Якутия) с 2000 года на протяжении 15 лет выдавала жителям региона вкладыши к паспорту, удостоверяющие их принадлежность к коренным народам.

С 2015 года руководство республики настойчиво пытается на федеральном уровне решить вопрос о документальном подтверждении национальной принадлежности, предлагается внести изменения в постановление правительства РФ о паспорте гражданина РФ.

Это основной момент, который не дает мне оснований полностью поддерживать редакцию проекта федерального закона. Но такой учет лиц, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся оленеводством, охотпромыслом, рыболовством и другими видами традиционной хозяйственной деятельности, действительно нужен.

Участники Центра содействия коренным малочисленным народам Севера тоже опубликовали вопросы к законодателям.

«С какой целью эта информация требуется? Будет ли ее отсутствие или содержание служить причиной для отказа во включении в реестр? Неясным из текста законопроекта остается вопрос: будут ли в реестр вноситься дети, в том числе учащиеся, проходящие срочную службу в армии, нетрудоспособные члены семьи и ближайшие родственники, которые нуждаются в продукции традиционной хозяйственной деятельности?» — говорится в обращении.

Одно из предложений общественников — ставить отметку в паспорте или выдавать вкладыш. Это будет дешевле и проще. Изменить придется только административный регламент о паспорте. Опыт с вкладышем есть у Якутии и других регионов, где живут представители малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

— В законах есть нормы прав и преференций для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для того чтобы ими пользоваться, нужно доказать, что гражданин России относится к этой категории.

Соответственно, отметка, в том числе и в паспорте, могла бы решить проблему доступа к правам и преференциям.

Ведь данные о группе крови и налоговый номер можно внести по желанию гражданина, а о национальности — нет, — рассказал корреспонденту «7х7» член «Абориген-Форума» Геннадий Щукин. — Реестр не решает ничего, кроме дележки благ.

Он усилит коррупцию и еще больше усложнит условия жизни коренных: разделит народ на тех, кто имеет права на социальные программы государства, и на тех, кто их не получит. Народ един в своей культуре, традициях и хозяйственном укладе жизни. Его нельзя делить.

Образ жизни

Чтобы попасть в реестр, нужно вести традиционный образ жизни, заниматься хозяйством или работать в таких организациях, например в оленеводческом кооперативе.

— Этим летом я получил решение суда о том, что в моем охотбилете нельзя поставить отметку, разрешающую охоту, так как для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и все для жизни добывать сами, нельзя иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье. Никаких современных благ цивилизации. Вот что будет происходить, если примут такие правила реестра-учета КМНС, — считает саами из Ловозера Андрей Данилов.

Вне списка

Даже если человек живет в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, нужно заниматься только тем видом деятельности, который есть в специальном перечне.

По мнению представителей ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», этот список неполный.

В нем не учитываются работники здравоохранения, образования, культуры, участники фольклорных ансамблей, а также консультанты в области прав коренных народов.

Активисты «Аруны» считают, что этот пункт законопроекта противоречит третьей статье 82-го федерального закона, где говорится, что промыслы — это подсобные виды деятельности по отношению к основной работе.

Доктор наук якутского университета Ульяна Винокурова побывала в гостях у потомственной эвенской семьи, которая живет на окраине Якутска, — у дочерей шамана, которые по семейным обстоятельствам были вынуждены переехать ближе к городу, сестрам 84 и 73 года:

«Я напросилась на эту встречу для того, чтобы убедиться, насколько косный законопроект придумали в Госдуме. Я ездила более 10 раз в США, чтобы изучить положение и юридический статус коренных американцев.

У них более 500 племен имеют прямые договорные отношения с федеральным правительством, свои конституции и автономию самоуправления.

Подобный опус, как вышеназванный законопроект, является вопиющим нарушением и ущемлением прав коренных народов, утвержденных ООН в 2007 году».

По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лены Ивановой, в Якутии ни столица, ни некоторые районные центры не отнесены к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов, несмотря на то что в столице края живут около 14% от общего числа КМНС.

В Мурманской области областной центр и большая территория региона тоже не отнесены к местам традиционного компактного проживания саами.

Что дальше

Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.

Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет.

Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года.

Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых. 

— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох.

Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным.

Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет.

Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.

Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.

Ссылка на основную публикацию