Раздел IV. Компетенция третейского суда

Третейский суд (далее в т.ч. «ТС») – это аналог государственного суда, однако, чтобы его решение можно было принудительно исполнить, необходимо получить исполнительный лист в государственном суде: арбитражном или районном.

Для реализации права на рассмотрение спора в третейском суде нужно иметь на руках подписанное третейское (арбитражное) соглашение, к которому стороны могут прийти любым способом, подтверждающим их желание его заключить (в том числе обмен бумажными и электронными письмами).

Третейская оговорка может иметь вид как отдельного документа, так и пункта, содержащегося в контракте, договоре или любом ином документе.

Важная отличительная особенность третейского суда от государственного — быстрый срок получения исполнительного листа.

Осведомленные юристы и руководители компаний стараются прописать третейскую оговорку в содержании договоров, заключаемых предприятием, особенно тех, что составляются по основному виду деятельности. Если она предусматривает указание на то, что решение третейского суда является окончательным, то такое решение уже нельзя будет отменить.

ТС имеет полномочия рассматривать практически любой гражданско-правовой спор.

В то же время существует ряд споров, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть рассмотрены в третейском суде.

Так не подлежат рассмотрению дела, связанные с: банкротством; отказом в государственной регистрации, защитой интеллектуальных прав, контрактным законодательством для обеспечения государственных и муниципальных нужд; установлением фактов, имеющих юридическое значение; некоторыми акционерными, трудовыми, наследственными, семейными (за исключением раздела имущества) спорами; причинением вреда жизни и здоровью; выселением граждан из жилых помещений; законодательством о приватизации и рядом других, имеющих важное значение для обеспечения общественных и государственных интересов.

На практике подавляющее большинство рассматриваемых в ТС дел – споры о взыскании задолженности, о расторжении или изменении договоров. По новым положениям, указанным в Законе об арбитраже, третейские суды на полных правах смогут рассматривать и корпоративные споры.

Участниками третейского разбирательства могут быть и юридические лица, и граждане. Главное при обращении в ТС – это наличие согласованного между сторонами обоюдного волеизъявления о рассмотрении споров в конкретном третейском суде.

Невозможно привлечь к участию в третейском деле того, кто не подписывал упомянутого выше соглашения, за исключением ситуации, когда такое лицо в реальном времени дает согласие на участие.

И напротив, лицо, подписавшее третейскую оговорку, может уклониться от рассмотрения его дела в третейском суде только в том случае, если другая сторона также соглашается рассматривать дело в государственном суде.

Сторонами третейского дела могут быть учредители предприятий и организаций, а также акционеры непубличных акционерных обществ, описавших третейскую оговорку, например, в учредительном документе. Третейское соглашение сторон может касаться как конкретного спора из договора, так и неопределенного круга возможных споров, предусмотренных сторонами.

Исполнительный лист на третейское решение можно получить упрощенным способом в государственном суде. При наличии в арбитражной оговорке слов об окончательности решения третейского суда, законом исключена возможность его проверки государственным судом.

Процессуальным законом определен исключительный перечень случаев, когда исполнительный лист не может быть выдан: — при установлении фактов порочности третейской оговорки (ее недействительности, недееспособности подписанта); — из-за выхода за пределы своего ведения, как это установлено третейской оговоркой; — когда количество и персоналии судей или процедура рассмотрения третейского дела не соответствовали тому, о чем стороны договорились в третейской оговорке или чего требовал закон; — если одну из сторон третейской оговорки не уведомили вовсе или уведомили ненадлежащим образом о рассмотрении дела в третейском суде.

Кроме того, государственный суд откажет в выдаче исполнительного листа в той ситуации, когда законом предусмотрен запрет на такое рассмотрение, а также в случае, если решение противоречит так называемому публичному порядку РФ (нарушение основополагающих принципов российского права).

— ТС позволяет предельно быстро просудить любую задолженность, включая «внутреннюю» задолженность предприятия. При этом от даты обращения в третейский суд до даты выдачи исполнительного листа может пройти от 1 до 2 месяцев.

Это бывает необходимо для скорейшей подачи заявления о банкротстве, блокировки имущества должника.

Новым законом об арбитраже для государственного суда предусмотрен максимальный срок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительных листов – один месяц.

— ТС практически безальтернативен в ситуации, когда вам нужно установить какие-либо обстоятельства: отсутствие/наличие определенного имущества и/или обязанности. Данные обстоятельства можно в дальнейшем использовать в спорах, например с налоговыми органами или контрагентами по договору.

Например, подрядчик нарушил сроки строительства, а из-за этого, в свою очередь, заказчик нарушил условия договора с арендатором о дате передачи объектов в аренду.

Арендатор получил решение третейского суда о взыскании с заказчика-арендодателя максимальной суммы убытков и штрафов за задержку сроков передачи помещений в аренду, а заказчик-арендодатель выставил и взыскал их с подрядчика, нарушившего срок строительства, уже в арбитражном суде.

— третейское судопроизводство дает возможность взыскать дополнительные штрафы с проигравшей стороны, если она в установленный судом срок добровольно не исполнила его решение о взыскании задолженности или выполнении обязанности в натуре. Это обстоятельство является дополнительным стимулом ответчику для добровольного исполнения вынесенного третейским судом решения, а для истца — разумной компенсацией ожидания принудительного исполнения.

Институт третейского разбирательства (арбитража) — эффективный инструмент рассмотрения споров. Использование его в бизнесе дает вам неоценимые конкурентные преимущества, как в отношении сроков, так и в отношении способов реализации своих процессуальных прав.

С учетом проводимой реформы качество третейского судопроизводства уже в этом году существенно возрастет, а количество третейских судов, в том числе «карманных», напротив, сократится до минимума.

Данные изменения позволят оградить добросовестных участников процесса от любых возможных злоупотреблений.

Раздел IV Компетенция третейского суда: Статья 16. Право третейского суда на вынесение постановления о своей

Статья 16. Право третейского суда на вынесение постановления о своей компетенции

Третейский суд может сам вынести постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения.

Для этой цели арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора.

Решение третейского суда о том, что договор ничтожен, не влечет за собой в силу закона недействительность арбитражной оговорки.

Заявление об отсутствии у третейского суда компетенции может быть сделано не позднее представления возражений по иску. Назначение стороной арбитра или ее участие в назначении арбитра не лишает сторону права сделать такое заявление.

Заявление о том, что третейский суд превышает пределы своей компетенции, должно быть сделано, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе арбитражного разбирательства.

Третейский суд может в любом из этих случаев принять заявление, сделанное позднее, если он сочтет задержку оправданной.

Третейский суд может вынести постановление по заявлению, указанному в пункте 2 настоящей статьи, либо как по вопросу предварительного характера, либо в решении по существу спора.

Если третейский суд постановит как по вопросу предварительного характера, что он обладает компетенцией, любая сторона может в течение 30 дней после получения уведомления об этом постановлении просить суд, указанный в пункте 2 статьи 6, принять решение по данному вопросу; такое решение не подлежит обжалованию.

Пока просьба стороны ожидает своего разрешения, третейский суд может продолжать разбирательство и вынести арбитражное решение.

Читайте также:  Приложение 9. Распределение ассигнований на целевую государственную поддержку ведущих высших учебных заведений страны (министерствам и ведомствам) и перечень ведущих высших учебных заведений страны

Статья 17. Полномочие третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер

Если стороны не договорились об ином, третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

  • Раздел V
  • Ведение арбитражного разбирательства Статья 18. Равное отношение к сторонам
  • К сторонам должно быть равное отношение, и каждой стороне должны быть предоставлены все возможности для изложения своей позиции.
  • Статья 19. Определение правил процедуры

1.

При условии соблюдения положений настоящего Закона стороны могут по своему усмотрению договориться о процедуре ведения разбирательства третейским судом.

2. В отсутствие такого соглашения третейский суд может с соблюдением положений настоящего Закона вести арбитражное разбирательство таким образом, какой считает надлежащим. Полномочия, предоставленные третейскому суду, включают полномочия на определение допустимости, относимости, существенности и значимости любого доказательства.

Статья 20. Место арбитража

Стороны могут по своему усмотрению договориться о месте арбитража. В отсутствие такой договоренности место арбитража определяется третейским судом с учетом обстоятельств дела, включая фактор удобства для сторон.

  1. Несмотря на положения пункта 1 настоящей статьи, третейский суд может, если стороны не договорились об ином, собраться в ином месте, которое он считает надлежащим для проведения консультаций между арбитрами, заслушивания свидетелей, экспертов или сторон либо для осмотра товаров, другого имущества или документов.
  2. Статья 21. Начало арбитражного разбирательства
  3. Если стороны не договорились об ином, арбитражное разбирательство в отношении конкретного спора начинается в день, когда просьба о передаче этого спора в арбитраж получена ответчиком.
  4. Статья 22. Язык

Стороны могут по своему усмотрению договориться о языке или языках, которые будут использоваться в ходе арбитражного разбирательства.

В отсутствие такой договоренности третейский суд определяет язык или языки, которые должны использоваться при разбирательстве.

Такого рода договоренность или определение, если в них не оговорено иное, относятся к любому письменному заявлению стороны, любому слушанию дела и любому арбитражному решению, постановлению или иному сообщению третейского суда.

Третейский суд может распорядиться о том, чтобы любые документальные доказательства сопровождались переводом на язык или языки, о которых договорились стороны или которые определены третейским судом.

Статья 23. Исковое заявление и возражения по иску

В течение срока, согласованного сторонами или определенного третейским судом, истец должен заявить об обстоятельствах, подтверждающих его исковые требования, о спорных вопросах и о требуемом удовлетворении, а ответчик должен заявить свои возражения по этим пунктам, если только стороны не договорились об ином в отношении необходимых реквизитов таких заявлений. Стороны могут представить вместе со своими заявлениями все документы, которые они считают относящимися к делу, или могут сделать ссылку на документы или другие доказательства, которые они представят в дальнейшем.

Если стороны не договорились об ином, в ходе арбитражного разбирательства любая сторона может изменить или дополнить свои исковые требования или возражения по иску, если только третейский суд не признает нецелесообразным разрешить такое изменение с учетом допущенной задержки.

Статья 24. Слушание и разбирательство по документам

1.

При условии соблюдения любого иного соглашения сторон третейский суд принимает решение о том, проводить ли устное слушание дела для представления доказательств или для устных прений либо осуществлять разбирательство только на основе документов и других материалов. Однако, кроме того случая, когда стороны договорились не проводить устного слушания, третейский суд должен провести такое слушание на сообразной стадии арбитражного разбирательства, если об этом просит любая из сторон.

Сторонам достаточно заблаговременно должно быть направлено уведомление о любом слушании и о любом заседании третейского суда, проводимом в целях осмотра товаров, другого имущества или документов.

Все заявления, документы или другая информация, представляемые одной из сторон третейскому суду, должны быть переданы другой стороне. Сторонам должны быть переданы любые заключения экспертов или другие документы, имеющие доказательственное значение, на которых третейский суд может основываться при вынесении своего решения.

  • Статья 25. Непредставление документов или неявка стороны
  • Если стороны не договорились об ином, в тех случаях, когда без указания уважительной причины:
  • истец не представляет свое исковое заявление, как это требуется в соответствии с пунктом 1 статьи 23, — третейский суд прекращает разбирательство;
  • ответчик не представляет своих возражений по иску, как это требуется в соответствии с пунктом 1 статьи 23, — третейский суд продолжает разбирательство, не рассматривая такое непредставление само по себе как признание утверждений истца;
  • любая сторона не является на слушание или не представляет документальные доказательства, — третейский суд может продолжить разбирательство и вынести решение на основе имеющихся у него доказательств.
  • Статья 26. Эксперт, назначенный третейским судом
  • Если стороны не договорились об ином, третейский суд может:
  • назначить одного или нескольких экспертов для представления ему доклада по конкретным вопросам, которые определяются третейским судом;
  • потребовать от стороны предоставления эксперту любой относящейся к делу информации либо предъявления для осмотра, или предоставления возможности осмотра им относящихся к делу документов, товаров или другого имущества.
  • При отсутствии договоренности сторон об ином эксперт, если сторона просит об этом или если третейский суд считает это необходимым, должен после представления своего письменного или устного заключения принять участие в слушании, на котором сторонам предоставляется возможность задавать ему вопросы и представлять специалистов для дачи показаний по спорным вопросам.
  • Статья 27. Содействие суда в получении доказательств

Третейский суд или сторона с согласия третейского суда могут обратиться к компетентному суду Российской Федерации с просьбой о содействии в получении доказательств. Суд может выполнить эту просьбу, руководствуясь правилами, касающимися обеспечения доказательств, в том числе судебных поручений.

Компетенция третейского суда

Третейский суд, как и любой суд, входящий в систему государственных судов общей юрисдикции или арбитражных судов, обладает определенной компетенцией. До принятия Федерального закона от 29.12.2015 г.

№ 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 382) и внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) существовал ряд проблем в определении компетенции третейских судов (например, серьезной проблемой было арбитрабильность корпоративных споров).

Под компетенцией необходимо понимать полномочие третейского суда на рассмотрение и разрешение спора.

В части 3 статьи 1 — ФЗ № 382закреплено, что втретейское разбирательство по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений. При этом федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу некоторых категорий споров.

Аналогичные нормы встречаются в ГПК РФ (часть 3 статьи 3) и АПК РФ (часть 6 статьи 4).

Таким образом, мы можем говорить, что есть два основания, определяющих компетенцию третейского суда:

  1. наличие третейского (арбитражного) соглашения между сторонами;
  2. подведомственность спора третейскому суд.

Стоит начать с последнего основания. Так, в общем виде подведомственностьможно представить, как круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом.

Анализируя часть 3 статьи 1 ФЗ № 382, можно выделить следующие критерии подведомственности дел третейским судам:

  1. форма правового конфликта (третейский суд может рассматривать дела только в форме спора, но не в форме правонарушения);
  2. характер правоотношений сторон, в рамках которого возник конфликт (здесь речь идет исключительно о гражданско-правовых отношениях, являющихся предметом исключительно гражданского права(т.е. споры из семейного, земельного, жилищного, трудового права не могут быть подведомственны третейскому суду);
  3. субъектный состав (только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  4. отсутствие исключений из подведомственности (так, третейским судам не подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам, дела, возникающие и административных и иных публичных правоотношений, некоторые категории корпоративных споров, антимонопольные споры, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,споры о выселении граждан из жилых помещений и иные виды споров). Более детальный перечень ограничений содержится в статье 33 АПК РФ и статье 22.1 ГПК РФ.
Читайте также:  Карта: вторая мировая война: военные действия с 1939 до 1941 года - история России

Как указывалось ранее, одним из двух элементов компетенции третейского суда выступает третейское (арбитражное) соглашение.

Согласно части 1 статьи 7 ФЗ № 382 под третейским (арбитражным) соглашением понимается соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Таким образом третейское (арбитражное) соглашение выступает обязательным условием рассмотрения спора в третейском суде. Именно соглашение наделяет третейский суд компетенцией рассматривать спор. Третейский суд правомочен рассматривать спор только тогда, когда стороны заключили соглашение.

Так, заключив третейское (арбитражное) соглашение стороны связывают себя обязательством при возникновении спора обратиться за его разрешением в третейский суд и одновременно воздержаться от обращения в государственный суд.

Если арбитражный суд после принятия искового заявления к производству установит, что сторонами заключено третейское (арбитражное) соглашение, регулирующее рассмотрение спора в третейском суде, то согласно статье 148 АПК РФ суд может оставить исковое заявление без рассмотрения.

Чтобы суд оставил заявление без рассмотрения любая из сторон должна заявить о наличии соглашения до первого своего заявления по существу спора в суде первой инстанции. Исключением выступает ситуация, когда арбитражный суд установит, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Аналогичные положения содержится встатья 222 ГПК РФ.

Согласно стать 16 ФЗ № 382, третейский суд уполномочен рассматривать вопросы о своей компетенции. Так, суд может самостоятельно вынести постановление касательно своей компетенции по рассмотрению спора или по заявлению одной из сторон. Такое заявление должно быть сделано не позднее первого заявления стороны по существу спора.

Если суд примет постановление по вопросу своей компетенции до вынесения решения, то сторона, несогласная с решением, может его обжаловать в государственный суд в течение месяца. При этом обжалование постановления в государственном суде не препятствует продолжению рассмотрения спора в третейском суде и принятии арбитражного решения (часть 3 статьи 16 ФЗ № 382).

Помимо разрешения спора по существу третейский суд в рамках своей компетенции уполномочен решать вопросы, касающиеся обеспечительных мер (статья 17 ФЗ № 382).

Однако третейский суд не обладает полномочиями на выдачу исполнительных листов, поэтому в случае необходимости реализации обеспечительных мер, принятых третейским судом, необходимо дополнительно обратиться в государственный суд (статья 423 ГПК РФ и статья 236 АПК РФ).

Статья подготовлена  16.11.2016 

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «BRACE»

Компетенция третейского суда

Компетенция третейского суда – это система законодательно установленных обязанностей, юридических прав и полномочий постоянно действующего арбитражного судебного органа. Эти полномочия определяют место третейского судопроизводства в системе институциональных органов осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации

Какие споры рассматривают третейские суды

Рассмотрение возникающих споров в сфере корпоративных споров, международных споров, стационарной и дистанционной торговли, земельных и имущественных взаимоотношений, поставки товаров, строительства и подряда, промышленного производства, инвестирования, кредитования, различного рода услуг, процедуры банкротства и всего комплекса экономических взаимоотношений в самых разных областях экономики — составляют компетенцию третейских судов по существующему законодательству Российской Федерации.

Для разрешения споров в различных отраслях экономики в судебной практике Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы действуют специализированные Коллегии по следующим видам споров:

  • по хозяйственным и корпоративным спорам,
  • по кредитным и финансовым спорам.
  • по имущественным и земельным спорам,
  • по международным спорам
  • по строительным спорам.

Кто участники споров (стороны) в третейском арбитраже

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений.

При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов. Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС.

Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о Федеральном Арбитражном третейском суде города Москвы.

Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».

В понятие третейского суда — постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

Подробнее о компетенции третейского суда читайте в Регламенте Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы

Третейское разбирательство в Российской Федерации

До начала разбирательства дела по существу третейский суд должен определить объем и характер своих полномочий (компетенции) в отношении переданного спора. Компетенция третейских судов определяется законом и представляет собой совокупность их прав и обязанностей, властных полномочий, гарантирующих выполнение требований справедливой процедуры.

Государство передает (делегирует) третейским судам полномочия по разрешению определенных категорий гражданских споров, в отношении которых сторонами заключено третейское соглашение.

Заключая арбитражное соглашение, стороны приводят в действие нормы законодательства, наделяющие третейских судей властными полномочиями по рассмотрению спора и вынесению обязательного решения.

Источником компетенции третейского суда на рассмотрение конкретного спора выступает третейское соглашение. Третейские суды вправе рассматривать споры, возникающие из конкретного правоотношения, ограниченные пределами третейского соглашения, поэтому решение, вынесенное по спору, не предусмотренному третейской записью, не может порождать правовых последствий.

Таким образом, объем компетенции (полномочий) третейского суда произволен от объема (пределов) третейского соглашения.

Принято различать предметные и функциональные полномочия третейских судов. Поскольку основной функцией третейских судов — как постоянно действующих, так и судов ad hoc — является разрешение споров о праве, то для ее выполнения третейские суды наделяются полномочиями, совокупность которых и образует функциональную компетенцию третейских судов.

Читайте также:  Статья 28.2. внутренний аудит

Содержание функциональной компетенции составляют полномочия по принятию искового заявления к рассмотрению, истребованию от ответчика отзыва на исковое заявление, полномочия по проведению разбирательства дела в заседании третейского суда, полномочия по принятию обеспечительных мер, полномочия по вынесению решения и т.д. Полномочия третейских судов по осуществлению своих функций в отношении определенного в законе круга объектов (споров гражданско-правового характера, в отношении которых имеется действительное арбитражное соглашение) составляют их предметную компетенцию.

Как уже было отмечено, полномочия третейских судов по рассмотрению и разрешению спора закрепляются в правовых нормах. Диспозитивные нормы могут быть конкретизированы в третейском соглашении. В совокупности они образуют источники компетенции.

Права и обязанности третейского суда закрепляются в нормативных правовых актах, в частности в законодательстве, регулирующем деятельность третейских судов. Нормы, определяющие правовое положение третейского суда, содержатся в положениях и регламентах постоянно действующих третейских судов.

Третейское соглашение также необходимо рассматривать как источник компетенции, основание для предоставления арбитрам полномочий по разрешению конкретного гражданского спора.

Отметим, однако, что стороны свободны в предоставлении арбитрам прав и возложении на них обязанностей до тех пор, пока такие права и обязанности не противоречат императивным правовым нормам.

Только сами стороны могут согласиться на истребование третейским судом доказательств, разрешение дела и вынесение обязательного решения, применение обеспечительных мер в отношении предмета спора и т.д. В качестве источника компетенции третейского суда иногда рассматривается арбитражный договор.

Арбитражный договор — это соглашение сторон и арбитров об осуществлении деятельности по рассмотрению и разрешению споров. Он связывает стороны и арбитров и является основанием для возмещения сторонами расходов, возникающих у третейских судей в связи с рассмотрением дела.

Арбитражный договор не заключается в письменном виде как отдельный документ, однако это не влечет его недействительности.

Приведенные позиции отражают договорный характер подчинения компетенции третейского суда и, соответственно, договорный характер определения ее объема.

Это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение для правоприменительной деятельности, в том числе для решения третейским судом вопроса о собственной компетенции и для осуществления государственными судами ряда контрольных полномочий.

Принимая во внимание, что реализация компетенции третейского суда обусловлена заключением сторонами арбитражного соглашения и согласием на подчинение юрисдикции третейского суда, можно сформулировать вывод о том, что компетенция третейских судов носит условный характер.

Компетенция третейского суда

1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии либо отсутствии у него компетенции на рассмотрение переданного на его разрешение спора, в том числе тогда, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

Вывод третейского суда о том, что содержащий третейскую оговорку договор недействителен (ничтожен), не влечет за собой недействительность третейской оговорки.

2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора. Назначение или участие в назначении третейского судьи не лишает сторону права сделать такое заявление.

Сторона вправе заявить о превышении третейским судом своей компетенции, как только вопрос, который, по мнению стороны, выходит за эти пределы, будет поставлен в ходе третейского разбирательства.

Третейский суд может в любом из указанных случаев принять заявление, сделанное позднее, если сочтет задержку оправданной.

3. Третейский суд может вынести определение по заявлению об отсутствии у него компетенции либо о превышении им своей компетенции до вынесения решения по существу спора (как по вопросу предварительного характера) либо непосредственно в решении по существу спора.

В случае вынесения третейским судом определения об отсутствии у него компетенции либо о превышении им своей компетенции до вынесения решения по существу спора (как по вопросу предварительного характера) рассмотрение третейским судом спора по существу прекращается.

Если третейский суд до вынесения решения по существу спора вынесет определение, что обладает компетенцией, любая сторона в течение 30 дней после получения уведомления об этом определении может просить компетентный государственный суд принять решение о наличии компетенции у третейского суда на рассмотрение конкретного спора. Данное решение обжалованию не подлежит.

Рассмотрение данного вопроса компетентным государственным судом не является основанием для приостановления или прекращения третейского разбирательства, и третейский суд может продолжить рассмотрение дела и вынести третейское решение.

1. Третейский суд по собственной инициативе решает вопрос о правомочности рассмотрения переданного на его разрешение спорного правоотношения.

Данный вопрос третейским судом решается:

  • 1) при получении искового заявления;
  • 2) заявлении ответчиком встречного иска;
  • 3) изменении исковых требований сторонами третейского разбирательства.

Кроме того, третейский суд решает вопрос о своей компетенции и в случае заявления стороной спорного правоотношения возражений в связи с отсутствием или недействительностью третейского соглашения.

Следует учитывать, что признание третейским судом договора, в котором содержится третейская оговорка, недействительным не влечет за собой автоматической недействительности третейской оговорки и, как следствие, отсутствия у третейского суда компетенции на дальнейшее рассмотрение дела.

2. Сторона третейского разбирательства может заявить об отсутствии у третейского суда компетенции до предоставления ей своего первого заявлению по существу рассматриваемого спорного правоотношения. При этом участие стороны в процессе формирования состава третейского суда не лишает ее данного права.

Кроме того, сторона третейского разбирательства может и после своего первого заявления по существу спора инициировать вопрос о превышении третейским судом своей компетенции.

Подобное заявление может быть сделано стороной незамедлительно после того, как в ходе третейского разбирательства будет поставлен вопрос, который, по ее мнению, третейский суд рассматривать не компетентен (например, при заявлении дополнительных исковых требований, встречного иска).

Комментируемая норма наделяет третейский суд полномочием принимать от сторон третейского разбирательства заявления об отсутствии у него компетенции фактически в любое время в случае, если он посчитает несвоевременность их подачи обоснованной.

То есть если заинтересованная сторона третейского разбирательства пропустила срок подачи заявления об отсутствии у третейского суда компетенции и тем не менее подает его, то она должна предоставить убедительные доказательства оправданности пропуска указанного срока.

Третейский суд в такой ситуации должен сначала проверить основания пропуска срока и только в случае признания их уважительными перейти к рассмотрению непосредственно заявления о наличии/отсутствии у него компетенции.

  • 3. Третейский суд, придя к выводу о наличии у него компетенции, может двояко закрепить его:
  • 1) в специальном определении, как по вопросу предварительного характера, сразу после рассмотрения соответствующего вопроса до вынесения решения по делу. В этом случае заинтересованная сторона третейского разбирательства может в течение 30 дней после получения соответствующего уведомления обратиться в компетентный государственный суд с заявлением о том, что у третейского суда отсутствует компетенция на рассмотрение спорного правоотношения. В этой ситуации третейский суд правомочен продолжить рассмотрение дела по существу и вынести по его результатам решение, так как подобное обращение стороны спорного правоотношения в государственный суд не является основанием для приостановления или прекращения третейского разбирательства;
  • 2) непосредственно в решении по делу.

Если третейский суд придет к выводу об отсутствии у него компетенции на рассмотрение спорного правоотношения, он должен прекратить рассмотрение дела, о чем выносится соответствующее определение.

Ссылка на основную публикацию