- На какой срок вводится внешнее управление как процедура банкротства?
- Какие задачи внешнего управления
- Какие последствия введения внешнего управления?
- Что входит в обязанности внешнего управляющего?
- Планирование работы внешнего управляющего
- Какие меры могут применяться внешним управлением?
- Особенности проведения оздоровительных мероприятий
- Результативность внешнего управления?
При несостоятельности должника или его банкротстве часто вводится наиболее трудоемкая и сложная процедура — внешнее управление предприятием, организацией или компанией. Оно применяется к должникам, являющимся юридическими лицами. Что значит внешнее управление как процедура банкротства и на какой срок она может вводиться?
Какие задачи внешнего управления
Основной целью, которую ставит перед собой внешнее управление, является необходимость восстановления нормальной работы предприятия и возврат прежней платежеспособности должника после признания его несостоятельности. Еще одной задачей данной процедуры есть требование удовлетворить запросы всех кредиторов.
Реализация процедуры внешнего управления осуществляется путем передачи прав управления предприятия должника внешнему управляющему. Общее собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления.
Такое же решение может принять арбитражный суд. Но чтобы оно могло быть принято, суду необходимо предоставить доказательства того, что платежеспособность обанкротившегося предприятия можно восстановить (ст.
92 ФЗ «О несостоятельности»).
Внешнее управление вводится на срок не более полутора лет. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев или сокращен. Для этого комитет кредиторов или управляющий должны подать специальное ходатайство. Общее время оздоровительного периода для предприятия не может превышать двух лет.
Какие последствия введения внешнего управления?
Наступают следующие последствия внешнего управления:
- руководство компанией или предприятием берет на себя внешний управляющий, полномочия прежнего руководства прекращаются;
- прекращаются полномочия всех органов управления, которые переходят к управляющему;
- меры по выполнению запросов кредиторов, которые принимались до введения процедуры, считаются недействительными;
- аресты имущества, прочие ограничения, связанные с управлением данным имуществом, могут осуществляться исключительно при банкротстве;
- устанавливается мораторий на удовлетворение запросов, предъявляемых кредиторами по платежам, финансовым обязательствам, выплачиваемым до введения внешнего управления.
Если обязательства возникли после проведения арбитражного суда и принятия им решения о признании несостоятельности компании, не накладывается мораторий на обязательства, которые должны выполняться после начала внешнего управления. Кроме того, исключения составляют платежи по алиментам, выплате зарплат и вознаграждений.
Что входит в обязанности внешнего управляющего?
У внешнего управляющего достаточно широкий перечень полномочий.
В его права входит распоряжение всей собственностью должника, в то время как сам собственник и его органы управления не имеют права принимать никаких решений или иметь влияние на действия внешнего управляющего.
Он, в свою очередь, может выполнять функции управления предприятием, проводит инвентаризацию, принимает и ведет имущество.
Кроме этого внешний управляющий занимается оздоровлением предприятия для восстановления его способности платить по долгам путем ведения хозяйственной деятельности. Для этого составляется план по управлению предприятием. Этот план представляется на рассмотрение кредиторам и утверждается ими.
Разрабатываются меры по взысканию задолженности, открывается реестр требований кредиторов и др.
Планирование работы внешнего управляющего
Управляющий должен в начале своей деятельности на протяжении месяца разработать план, в котором должны быть учтены следующие моменты:
- мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, план и условия их реализации;
- финансирование;
- план по ожидаемым расходам должника;
- период, за который планируется восстановить платежеспособность должника;
- аргументация сроков восстановления;
- разграничение компетенции собрания кредиторов и комитетов.
План, который составляется управляющим, должен четко соблюдаться. Контроль его выполнения осуществляется также и кредиторами.
Какие меры могут применяться внешним управлением?
Во время проведения процедуры внешнего управления могут быть приняты следующие меры:
- смена профиля производства;
- прекращение работы убыточных и невыгодных филиалов и подразделений;
- взыскание дебиторской задолженности;
- продажа имущества должника;
- внесение средств в уставной фонд предприятия третьими лицами и учредителями;
- замещение активов и другие меры, не противоречащие закону.
- План мероприятий может предусматривать несколько мер одновременно, в комплексе.
- Эта работа возлагается на внешнего управляющего, и она нацелена на выход предприятия из кризисного состояния.
Особенности проведения оздоровительных мероприятий
В период внешнего управления осуществляются мероприятия:
- как только принято решение о введении внешнего управления, руководитель предприятия-должника уведомляется на протяжении одного дня;
- направляется оповещение учредителям;
- на протяжении 10 суток с начала введения процедуры направляется заявка для публикации данной информации;
- выдается распоряжение на передачу управляющему всех документов предприятия (в т.ч. бухгалтерских);
- осуществляется передача документов на протяжении 3 суток с момента его вступления в должность;
- разрабатывается план;
- проводится первое собрание кредиторов (на протяжении 31 дня после вступления в должность внешнего управляющего);
- о введении оздоровительного этапа банкротства уведомляется ФССП;
- уведомляются налоговые органы и банк;
- направляются запросы в органы контроля;
- собирается собрание всех, кто работает в компании (на предприятии, в организации);
- к работе на предприятии приглашается бухгалтер и аудитор;
- проводится инвентаризация;
- анализируется материальное положение должника;
- осуществляется возврат имущества, которым владеют третьи лица;
- составляется реестр запросов кредиторов;
- рассматриваются требования;
- собирается собрание кредиторов;
- выполняется промежуточный отчет;
- арбитражному суду предоставляется план управления;
- составляется новый план по управлению предприятием-банкротом;
- составляется отчет, который предоставляется кредиторам;
- реализация имущества должника;
- выполняются обязательства банкрота имуществом;
- должник и кредиторы уведомляются о начале удовлетворения требований;
- производятся операции по расчету с кредиторами, следующими по очереди;
- прекращаются полномочия внешнего управляющего;
- составляется ликвидационный протокол.
Банкротство и внешнее управление
Результативность внешнего управления?
Внешнее управление не всегда имеет высокую результативность. Объясняется это тем, что профессиональный уровень внешнего управляющего не отвечает необходимым требованиям. Он не владеет навыками по использованию законных методов решения проблем предприятия.
Кроме того на эффективность внешнего управления достаточно сильно могут влиять внешние факторы: прямые (изменения в законодательстве, конкурентные отношения, налоговая система) и косвенные (политическая обстановка, изменения в международных отношениях, инфляция, природные катаклизмы и стихийные бедствия).
Иногда внешнее управление имеет низкую эффективность вследствие желания кредиторов окончательно разорить должника, чтобы установить контроль над его финансами, отобрать недвижимость или имущество.
Внешнее управление, как процедура банкротства: когда вводится, цель проведения, последствия
Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.
Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.
Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.
Внешний управляющий
- Внешний управляющий – это состоящее в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих лицо, кандидатура которого была утверждена судом для осуществления руководства процедурой внешнего управления.
- Суд может утвердить кандидатуру, предложенную собранием кредиторов, или выбрать управляющего из обозначенной кредиторами саморегулируемой структуры.
- Предложенный собранием управляющий не должен иметь действующую дисквалификацию.
Права
Внешний управляющий имеет следующие права:
- управлять собственностью фирмы должника в соответствии с утвержденным планом;
- подписывать мировое соглашение от имени фирмы должника;
- отказываться от исполнения сделок должника;
- подавать иски от имени должника с требованием признания заключенных ранее договоров недействительными;
- осуществлять иные полномочия по руководству банкротящейся компании.
Отказ от сделок по договорам, заключенным ранее, допускается в течение трех месяцев после введения внешнего управления в случаях, когда такие сделки не закрыты полностью, и выполнение их условий в полной мере будет препятствовать восстановлению платежеспособности компании должника.
Важно учитывать, что Пленум ВАС РФ №58 определил, что отказ от залоговых сделок недопустим.
Обязанности
К обязанностям внешнего управляющего относятся:
- провести инвентаризацию активов должника и в течение 3 дней опубликовать результаты инвентаризации в Едином реестре;
- сформировать план управления и представить его собранию кредиторов;
- вести финансовую и бухгалтерскую документацию, составлять отчеты;
- возражать на требования кредиторов при необходимости;
- взыскивать долги в пользу компании должника;
- вести реестр требований кредиторов;
- осуществлять утвержденный план внешнего управления;
- составлять отчет об исполнении плана и представлять его собранию кредиторов.
Также управляющий обязан информировать по запросу о ходе внешнего управления кредиторов и других участников дела о банкротстве.
Что такое внешнее управление предприятием
Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:
- Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
- Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
- Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.
Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Когда вводится внешнее управление
Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).
Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.
Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.
Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):
- Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
- Заключать мировой договор от имени банкрота.
- Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
- Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
- Прочие права.
- Принять по инвентаризации имущество банкрота.
- Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
- Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
- Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
- Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
- Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
- Вести данные в реестре кредиторских требований.
- Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
- Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
- Прочие обязанности.
Особенность процедуры
Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, частью которого выступает внешнее управление, оно направлено не на подтверждение статуса банкрота, а на исправление ситуации. Задача конкурсного производства и назначенного управляющего состоит в составлении плана, разработке цели, выполнения всех обязательств и в завершение дела.
К особенностям внешнего управления ФЗ о банкротстве можно отнести:
- Согласно закону о банкротстве, внешнее управление начинается после постановления суда и не длиться более 1 года (ст.92 №127 ФЗ). Срок распространяется также на оздоровление.
- Назначенный управляющий становится главой компании – он решает, кого уволить, как изменить производство.
- План для изменения ситуации должен быть составлен за 1 месяц после назначения управляющего.
- Необходимо провести собрание кредиторов, подытожить все финансовые претензии к компании.
- По плану внешнего управления в банкротстве все претензии замораживаются до окончания выделенного срока.
- Любые ранее подписанные договоренности могут быть оспорены по решению управляющего.
- По достижении поставленной цели открывается новое дело – за 6 месяцев необходимо погасить задолженности.
Главный нюанс такого мероприятия – это его необязательность, ведь подобный период после признания несостоятельности, начинается в определенных условиях и только после решения суда.
Срок внешнего управления
В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.
Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.
Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).
Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.
Проблема экономически необоснованного введения процедуры внешнего управления
Письменный вариант части выступления на круглом столе «Право человека и организации освободиться от долгов и угроза злоупотребления таким правом», который проводился 23.10.2013 г. в г.Екатеринбурге.
В отличие от принятия решения о финансовом оздоровлении (п.1 ст.74 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), первое собрание кредиторов не должно сразу же утверждать план внешнего управления и график погашения задолженности (п.2 ст.74).
При этом внешнее управление является процедурой банкротства, которая вводится в целях восстановления платежеспособности должника (упоминания об этом содержатся в ст.2, п.2 ст.75, п.5 ст.87, п.6 ст.88, п.1 ст.92, 106,109 и др. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Однако практика показывает, что фактически внешнее управление может быть введено при отсутствии его экономической обоснованности.
Процедура банкротства предприятия
Банкротство предприятия имеет ряд отрицательных и положительных моментов.
С одной стороны, признание финансовой несостоятельности организации обозначает прекращение деятельности компании и уход на второй план достижений, полученных за время работы субъекта хозяйствования.
С другой стороны, процедура банкротства организации — это единственный вариант правильно ликвидировать убыточную организацию.
Дела о банкротстве инициируются:
- кредиторами;
- должниками;
- уполномоченными госорганами (ФЗ «О банкротстве»).
Процесс банкротства предприятия может быть:
Сокращенная процедура признания предприятия банкротом мало чем отличается от ликвидационных процессов. Заявление о признании должника неплатёжеспособным подают в арбитражный суд. Именно он рассматривает дела о признании несостоятельности субъекта хозяйствования.
Стадии банкротства предприятия
Признание экономической несостоятельности субъекта хозяйствования осуществляется в несколько стадий.
Существуют 4 этапа банкротства предприятия:
- наблюдение;
- санация (финансовое оздоровление) и внешнее управление;
- конкурсное производство;
- оформление мирового соглашения.
В процессе банкротства все данные стадии есть далеко не всегда. Все зависит от специфики взаимоотношений должника и кредитора. Рассмотрим, как происходит процедура банкротства предприятия.
Наблюдение
На данной стадии определяется уровень платежеспособности предприятия. Предпринимаемые действия со стороны госорганов в этот период направлены на сохранение активов должника и проводится анализ финансового положения компании.
Руководство организации отстраняется временно от исполнения своих обязанностей, затем временный управляющий анализирует финансовое состояние должника и устанавливает размеры кредиторских требований (ФЗ «О несостоятельности», ст.70-71).
Финансовое оздоровление
На данной стадии используются всевозможные способы относительно спасения организации. С помощью санации восстанавливается платежеспособность организации и покрытие имеющихся долгов. С данной целью составляется план погашения долгов и график реструктуризации по предварительному утверждению арбитражного суда.
Важно! В период санации управляющий свои действия согласовывает с заимодателями и не может способствовать повышению имеющейся задолженности.
Внешнее управление
Арбитражный суд по требованию кредиторов имеет право назначить внешнего управляющего для организации. Данное лицо на должности будет пребывать не более 18-ти месяцев. В период внешнего управления должника освобождают от пени и штрафов относительно его долгов.
Важно! Во время внешнего управления предприятие освобождается от штрафов и пени относительно своих долгов.
Завершающей стадией процесса банкротства для любой организации является конкурсное производство (статья 124, ФЗ «О несостоятельности»). Так, арбитражным судом назначается конкурсный управляющий, который:
- оформляет списки кредиторов;
- обозначает очередность погашения долгов.
В обязанности конкурсного управляющего входит проведение публичных торгов для реализации имущества должника.
Мировое соглашение
Так же, как и в судебном органе, мировое соглашение является процессом, который может осуществляться на любом этапе банкротства.
Оно существует для прекращения производства по делу и урегулирования конфликта мирным путем между кредитором и должником. Мировое соглашение представляет договор, который предписывает условия погашения существующих долгов.
Решение о заключении подобного соглашения принимается на общем собрании кредиторов и должника.
Договор подлежит утверждению арбитражным судом, обязательно в письменной форме. Соглашение между должником и кредитором будет включать положение о порядке и размерах, сроках выполнения обязательств последнего.
Условия банкротства предприятия
- наличие задолженности (минимальная сумма 10 тыс. рублей для ИП и 300 тыс. для организаций);
- сроки неисполнения финансовых обязательств (должно пройти не менее 3-х месяцев с момента последней выплаты имеющейся задолженности).
Основное условие банкротства — общая неплатежеспособность предприятия.
Сроки банкротства предприятия
- Наблюдение устанавливается на срок до 7 месяцев.
- Процедура финансового оздоровления — этот процесс может длиться до 2 лет.
- Внешнее управление может устанавливаться арбитражным судом сроком до 18 месяцев с возможностью продления на 6 месяцев.
- Срок конкурсного производства не должен превышать 1 год, а в случае необходимости может быть продлен на срок до 6 месяцев.
Важно! Сроки рассмотрения дела о финансовой несостоятельности должны составлять не более 7-ми месяцев. Как правило, на практике процедура банкротства продолжается примерно 9-10 месяцев.
Это связано с тем, что только 10-15 процентов неплатежеспособных организаций позволяет себе применить санацию и внешнее управление (основная причина — отсутствие денежных средств).
Налог на банкротство предприятия
Госпошлина при банкротстве равна 6 тыс. руб. Ее выплачивают при обращении с заявлением в суд. Оформить его можно самостоятельно или воспользоваться услугами юристов.
Пути выхода из банкротства предприятия
Поиск путей выхода из кризиса, прежде всего, связан с устранением причин, которые способствуют его возникновению, а процедура планирования данного выхода разделяется на 2 основных этапа:
- определение антикризисной стратегии деятельности компании (так называемое антикризисное стратегическое планирование);
- разработка тактики реализации выбранной стратегии (оперативное планирование).
Оперативные мероприятия по выходу из кризиса могут быть как защитными (уменьшение затрат, закрытие подразделений, а также сокращение персонала, объемов производства) и наступательными (эффективные маркетинговые исследования, высокая стоимость на продукцию, применение внутренних резервов, совершенствование управления модернизации).
Мероприятия по выходу из кризиса заключаются в установлении текущих убытков, также выявлении внутренних резервов, привлечении специалистов, получении кредитов, кадровых изменениях, укреплении дисциплины и т. д.
Банкротство организации производится в судебном порядке и представляет многоэтапное мероприятие, справиться с трудностями которого помогут адвокаты.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Виды арбитражных управляющих в деле о банкротстве
Все дела о банкротстве проводятся с обязательным участием арбитражного управляющего. Он является незаинтересованным лицом и осуществляет организацию и проведение процедур в деле о несостоятельности.
В качестве управляющего может выступать только гражданин РФ, который занимается частной юридической практикой и является членом СРО.
Управляющий может вести свой бизнес или работать по договору, главное, чтобы его профессиональная деятельность не входила в противоречие с делом о банкротстве, которое он ведет.
Разберемся, на каком этапе банкротства и для выполнения каких функций привлекают управляющих в деле о банкротстве и в чем заключается принципиальная разница между конкурсным, арбитражным, временным и внешним управляющим.
Различия между управляющими
В зависимости от выполняемых задач арбитражный управляющий также может называться:
- финансовым – специалист, который работает в деле о несостоятельности физического лица;
- временным – выполняющий временные обязанности по наблюдению;
- административным – эксперт, который привлекается на стадии финансового оздоровления компании;
- конкурсным – управляющий, который осуществляет организацию и проведение конкурсного производства;
- внешний – специалист по осуществлению внешнего управления (при банкротстве юрлица).
Весь процесс банкротства юридического лица проводит арбитражный управляющий, его же называют профессиональным управляющим.
Определение этого управляющего достаточно собирательное, потому что и работа арбитражного суда отличается на каждой из стадий процесса признания несостоятельности.
Одно остается неизменным – данный специалист участвует в составлении плана реструктуризации долгов, осуществляет управление финансами должника, ведет реестр требований займодателей и учетную деятельность.
Если управляющего назначают только на некоторое определенное время и его основной задачей является наблюдение и анализ, то он будет именоваться временным. Чем он занимается: анализирует финансовую политику компании, тщательным образом изучает вопросы, которые касаются требований кредиторов.
Внешний управляющий следит за восстановлением платежеспособности предприятия, то есть за своевременным погашением долговых обязательств согласно разработанного графика.
Когда уже запускается конкурсное производство в дело привлекают конкурсного эксперта, задача которого из средств, полученных от реализации имущества должника, закрыть как можно больше долгов. Если в деле не фигурирует имущество должника, значит и конкурсного производства не будет, соответственно, нет необходимости привлекать конкурсного управляющего.
Таким образом разница между конкурсным, внешним, временным и арбитражным управляющим заключается в том, что каждый из них выполняет разные обязанности на своем отрезке процесса банкротства.
Финансовый управляющий – это эксперт, который работает в делах о признании неплатежеспособности физического лица. Он выполняет множество функций, начиная от составления реестра требований займодателей, и заканчивая организацией продажи имущества гражданина на торгах.
Требования, предъявляемые к управляющим
СРО, где обязан состоять любой из перечисленных управляющих, предъявляет такие требования к своим участникам:
- высшее юридическое образование;
- прохождение стажировки помощником управляющего (не менее полугода);
- наличие опыта работы на руководящих должностях (не менее 1 года), если опыт отсутствует, тогда нужна стажировка помощником управляющего сроком от 2-х лет;
- прохождение курса подготовки управляющих и успешная сдача экзамена;
- отсутствие судимостей.
Существуют условия, при наступлении которых юрист не может работать в качестве управляющего – если он был дисквалифицирован в связи с административными нарушениями или лишен права занимать управляющие должности. Также специалист не имеет права работать в деле о банкротстве, если имеется судебное решение о запрете занятия профессиональной деятельностью.
Управляющий имеет право:
- созывать собрания кредиторов;
- подавать в суд заявления и ходатайства;
- подавать запросы в госструктуры о получении сведений о должнике, его собственности и долговым обязательствам;
- подавать заявление об отказе исполнять обязанности управляющего по собственному желанию (без объяснения причин);
- при необходимости привлекать к процессу третьи лица (на платной основе);
- получать оплату за свою работу.
Все запрашиваемые управляющим сведения от государственных органов должны предоставляться в течение 7 дней.
Почему тяжело найти хорошего финансового управляющего?
Для начала разберемся почему стоит привлечь к делу именно хорошего управляющего. Инициирование признания несостоятельности совершенно не гарантирует списание долгов.
Если управляющий окажется неопытным или недобросовестно будет выполнять возложенные на него обязанности, то долги останутся за заемщиком.
В признании банкротства он – одна из главных фигур, от действий которого зависит исход процедуры.
К тому же, поиск эксперта на роль управляющего на практике оказывается намного сложнее, чем в теории.
Согласно закону №127-ФЗ, гражданину, который собирается банкротиться, нужно подать заявление с указанием СРО, из числа членов которой арбитражный суд сам выберет и пригласит управляющего.
В реальной жизни искать эксперта приходится самостоятельно, при этом должник скорее всего столкнется со следующими трудностями:
- Незнание главных критериев выбора. Логично, что из списка СРО большинство граждан выберут организации из своего региона. Однако на первом месте должны стоять добросовестность и опыт эксперта. С развитием технологий специалисты могут работать удаленно, связываясь с клиентом и кредиторами по телефону, электронной почте и через сообщения в мессенджерах.
- Потрачено много сил и времени на поиски, но никаких гарантий все равно нет. Можно подобрать несколько СРО и в каждую из них отправить запрос с указанием своих данных и описанием ситуации. После этого провести длительные переговоры для уточнения деталей дела. Но даже согласие эксперта вести дело не гарантирует того, что управляющий доведет его до логического завершения и долги будут списаны.
- В заявлении выбранное СРО будет указано, но ни один специалист из этого объединения не возьмется за ведение дела. В таком случае делу не дадут ход и поиск управляющего нужно будет начинать заново.
- Тяжело заинтересовать управляющих своим делом. Вознаграждение специалисту начисляется от каждой из проведенных процедур, а также от реализации имущества. Соответственно, если у должника нет никакой собственности, подлежащей продаже, то управляющий получит всего около 50 000 рублей за несколько месяцев работы. Естественно, что найдется мало желающих работать за такую плату.
- Недобросовестность некоторых управляющих. К сожалению, сейчас участились случаи обмана населения – специалист предлагает заключить с должником предварительный договор, хотя закон запрещает это делать. И если о таком договоре узнают кредиторы, то эксперт будет отстранен от дела, а должнику придется искать нового управляющего, с учетом того, что деньги уже были заплачены предыдущему.
Кроме этого, у должника наверняка возникнут трудности в самой процедуре банкротства, потому что механизм пока не работает четко и слаженно:
- приставы не имеют права снимать деньги со счета заемщика, но они их снимают;
- банки должны давать справки бесплатно, но они их не выдают;
- в реестре должна быть достоверная информация – но ее туда забыли внести.
Чтобы избавить себя от этих и других сложностей и ошибок, рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам.
Обладая внушительным опытом именно в сфере банкротства физлиц, специалисты сделают процедуру признания несостоятельности быстрой и эффективной в той мере, в которой это возможно.
Банкротство «под ключ» поможет обезопасить себя от различных правонарушений при прохождении процедуры признания несостоятельности.
Внешнее управление при банкротстве
Внешнее управление как процедура банкротства – это один из существующих способов избежать признания организации несостоятельной и восстановить платежеспособность.
Исходя из закона о внешнем управлении, статей 93-123 закона №127 ФЗ, при успешном проведении процедуры существует возможность вытащить организацию из долгов и вернуть ее к прежнему состоянию.
Главное, чтобы введением внешнего управления занималось уполномоченное лицо, имеющее стратегию и план дальнейшего изменения компании. К плану внешнего управления в банкротстве прибегают лишь в тех случаях, когда ситуацию можно изменить.
Что такое внешнее управление
Внешнее управление при банкротстве – это совокупность определенных мероприятий, предназначенных для исправления финансовой ситуации, сложившейся на производстве. Начало проведения подобных действий возможно лишь после выдачи постановления арбитражным судом.
Согласно ФЗ, такое постановление может быть выдано лишь тем организациям, которые имеет арбитражного управляющего и реальные шансы на изменение положения.
Чтобы осуществить намеченный план по возвращении из несостоятельного производства в платежеспособное требуется конкурсный управляющий, имеющий большой опыт в подобных делах.
Согласно законодательству право на реанимацию получают немногие предприятия. Процесс начинается исключительно после решения суда и проведения финансового оздоровления. Существуют дополнительные условия для старта процесса:
- внешнее управление как процедура банкротства имеет реальный шанс вернуть юридическому лицу состоятельность за определенный срок;
- на основе требований кредиторов было направлено ходатайство в уполномоченный орган для старта процедуры;
- после просмотра ходатайства было вынесено решение, на основе закона о банкротстве, что внешнее управление действительно поможет вернуть предприятие к платежеспособному состоянию.
Главный нюанс такого мероприятия – это снятие, согласно закону, всех должностных лиц с занимаемых ими постов и назначение руководителем внешнего управляющего на необходимый для решения вопроса срок.
Назначенный управляющий имеет полномочия, на основе статей о внешнем управлении в ФЗ о банкротстве, увольнять с должностей директоров, заместителей, бухгалтеров, изменять политику компании в нужном направлении.
Читайте так же: Понятие и виды несостоятельности банкротства
Финансовое оздоровление и внешнее управление: в чем разница
Обе представленные процедуры служат для оздоровления предприятия, помощи юридическому лицу рассчитаться с накопившимися задолженностями и начать новый этап в развитии компании. Важно сходство двух мероприятий – это сохранение рыночной стоимости компании. К еще одному общему критерию можно добавить назначение проведения только по решению суда.
Важные отличия начинаются с методов, которыми управляющий будет достигать финансовой независимости, оплаты долгов и выведения корпорации из кризиса. В случае финансового оздоровления управляющий оказывает ограниченное влияние, выступая в качестве антикризисного менеджера. При старте процедуры ВУ все функции ложатся на выбранного арбитражного управляющего.
Финансовое оздоровление выступает как некая рассрочка на определенный срок с гарантиями, а управление – полноценное сочетание мероприятий с изменением стратегии ведения бизнеса, политики предприятия.
Особенность процедуры
Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, частью которого выступает внешнее управление, оно направлено не на подтверждение статуса банкрота, а на исправление ситуации. Задача конкурсного производства и назначенного управляющего состоит в составлении плана, разработке цели, выполнения всех обязательств и в завершение дела.
К особенностям внешнего управления ФЗ о банкротстве можно отнести:
- Согласно закону о банкротстве, внешнее управление начинается после постановления суда и не длиться более 1 года (ст.92 №127 ФЗ). Срок распространяется также на оздоровление.
- Назначенный управляющий становится главой компании – он решает, кого уволить, как изменить производство.
- План для изменения ситуации должен быть составлен за 1 месяц после назначения управляющего.
- Необходимо провести собрание кредиторов, подытожить все финансовые претензии к компании.
- По плану внешнего управления в банкротстве все претензии замораживаются до окончания выделенного срока.
- Любые ранее подписанные договоренности могут быть оспорены по решению управляющего.
- По достижении поставленной цели открывается новое дело – за 6 месяцев необходимо погасить задолженности.
Главный нюанс такого мероприятия – это его необязательность, ведь подобный период после признания несостоятельности, начинается в определенных условиях и только после решения суда.
Какой срок отводится на проведение процедуры
Федеральный закон Российской Федерации предусматривает ограничение на проведение оздоровительных мероприятий и процедуры банкротства предприятия. Общий этап банкротства может занимать до 2 лет, срок внешнего управления при банкротстве не может превышать 18 месяцев.
Читайте так же: Реструктуризация долга при банкротстве
Продлить внешнее управление в деле о банкротстве возможно в случае изменения запланированных действий, внесения важных корректировок, которые повлияют на конечный результат дела. Максимально суд может увеличить период на 6 месяцев. Помимо увеличения, по ходатайству кредиторов или управляющего, срок может быть уменьшен.
Период банкротства фермерских, градообразующих или предприятий, пострадавших от природных бедствий, изначально увеличивается до 2,5 лет.
Стадии банкротства внешнего управления
Конкурсный управляющий отвечает за составление подробного плана, который будет последовательно выполняться на всех стадиях получения статуса несостоятельности. Внешнее управление при банкротстве состоит из следующих стадий:
- поиск, согласование и наём управляющего;
- разработка этапов, постановление цели для дальнейшей работы;
- стадия создания плана для финансового оздоровления;
- провести собрание кредиторов, согласовать цель внешнего управления при банкротстве и обсудить намеченные мероприятия для восстановления компании, по необходимости внести коррективы;
- старт запланированных мероприятий;
- завершающая стадия в виде исполнения данных кредиторам обязательств.
Для того чтобы управлять процессом необходимо иметь тщательно разработанный пошаговый план, следуя которому, можно добиться положительного результата. Чтобы приостановить процесс признания несостоятельности в разработанном плане действий должны быть прописаны следующие этапы:
- пошаговые действия, влияющие на восстановление платежеспособности;
- все данные обязательства кредиторам, оговоренные сроки приведения их в действие;
- набросок сметы на реализацию;
- четко оговоренный срок, за который проблема с неплатежеспособностью будет ликвидирована;
- факты, аргументы, которые подтверждают, что вернуть финансовую стабильность предприятию реально;
- описание функций всех взыскателей и комитета, одобряющего действия несостоятельного предприятия.
Назначенный управляющий должен постоянно составлять отчеты и рассказывать о совершенных действиях кредитором, если они изъявляют желание их просмотреть. По завершении всех стадий банкротства, внешнее управление можно считать успешным, если предприятие вернуло статус платежеспособной организации и расплатилось по всем накопленным ранее долгам.
Пошаговый алгоритм действий для выведения предприятия из состояния финансового кризиса
Внешнее конкурсное управление при банкротстве – это совокупность этапов и стратегического планирования, которое может поспособствовать восстановлению финансового положения предприятия. Для выведения предприятия из кризисного положения требуется следовать такому алгоритму действий:
- в первый день введения ВУ требуется поставить в известность руководителей предприятия;
- за 10-дневный срок направляется заявление о присвоение статуса несостоятельности;
- права на руководство и принятие решений передаются управляющему;
- в течение 1 месяца проводится собрание кредиторов для обсуждения дальнейших действий;
- все организации, которые выдавали кредиты предприятию, получают извещение о начале оздоровительного процесса;
- проводится собрание всех сотрудников;
- бухгалтер и аудитор организации привлекается к разработке и обсуждению дальнейшего плана действий;
- проведение инвентаризации и последующий анализ финансовой ситуации;
- принятие от кредиторов претензий, проведение еще одного собрания для обсуждения;
- составление отчетности, передача ее кредиторам и в суд;
- проведение оздоровительных мероприятий;
- подготовка итогового отчета за все время ВУ и предоставление информации суду, кредиторам.
Читайте так же: Мошенничество в сфере банкротства
Подобное пошаговое проведение внешнего управления касается всех предприятий, которым была дана попытка привести финансовое положение в порядок.
Какие могут быть последствия
В ситуациях, когда суд вводит внешнее управление и назначается новый управляющий, который должен решить проблему, все руководство переходит в его руки. Одними из важных последствий для компании является смена власти, получение новым управляющим полномочий переставлять персонал с должности на должность, увольнять сотрудников.
Помимо этого, существуют дополнительные последствия:
- Все руководители, собственники имущества теряют свои права и складывают полномочия по велению управляющего.
- Любые подписанные ранее соглашения с кредиторами отменяются.
- Все выдвигаемые требования по оплате задолженностей, регулярных платежей и другим долговым обязательствам попадают под запрет. Исключением могут быть законодательно установленные случаи.
Начинать процедуру банкротства необходимо только в крайнем случае, когда других вариантов не остается, а мировое соглашение не подписывается.
Согласно ФЗ о несостоятельности и банкротстве, внешнее управление вводится для проведения реабилитационных мероприятий и возвращения предприятия к финансовой стабильности. В случае успеха ВУ компания начинает рассчитываться с задолженностями.
А в ситуациях, когда примененная стратегия не дала результатов судом устанавливаются дополнительные меры для удовлетворения кредиторов.