Статья 8. Информирование инвесторов Банком России

Статья 8. Информирование инвесторов Банком России

Андрей Гордеев / Ведомости

Страховщикам, а также их агентам не следует предлагать гражданам, не обладающим специальными финансовыми знаниями и опытом работы на рынке инвестиций, некоторые страховые продукты с инвестиционной составляющей, говорится в информационном письме Банка России, опубликованном 14 января.

Речь идет об инвестиционном страховании жизни (ИСЖ) и отдельных видах договоров накопительного страхования жизни (НСЖ).

В частности, ЦБ рекомендует не продавать полисы НСЖ, где предусмотрена единовременная уплата премии или где выплаты зависят от значений активов, предназначенных только для квалифицированных инвесторов.

«Под эти критерии подпадает лишь часть продуктов ИСЖ и НСЖ, подавляющее большинство продуктов ИСЖ и НСЖ имеет установленные (в абсолютных значениях) в момент заключения договора страховую сумму и выкупные суммы, и условия договоров позволяют получить по окончании действия договора как минимум 100% внесенных средств, а с учетом налогового вычета и прочих преференций потребительская ценность возрастает. Но мы согласны, что ряд покупателей могут действительно нуждаться в дополнительной защите их интересов», – пояснил вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Виктор Дубровин.

Как следует из сообщения Банка России, регулятора больше всего волнует проблема продаж ИСЖ и НСЖ в банковских офисах под видом вкладов с повышенной доходностью и неумение клиентов отличать сберегательные продукты от инвестиционных инструментов, что приводит к риску «не только не получить ожидаемую доходность, но и потерять вложенные средства».

По словам Дубровина, ВСС уже ведет и намерен продолжить активный диалог с Банком России и организациями по защите прав потребителей с целью организовать дополнительную защиту потребителей указанных регулятором видов ИСЖ и НСЖ и «свести к нулю проблему покупки неквалифицированным инвестором продукта, сути которого он не понимает».

С публикации подобных рекомендаций ЦБ 16 декабря 2020 г.

начиналась и история с ограничением допуска неквалифицированных инвесторов к торговле сложными инструментами, а вскоре появился и соответствующий законопроект, вызвавший волну возмущения среди участников рынка инвестиций («Ведомости» рассказывали об этом 27 декабря).

Жесткой критике со стороны участников рынка, в частности, подвергается стремление Банка России лишить неквалифицированных инвесторов доступа к наиболее доходным инструментам (структурным и инвестиционным облигациям, сделкам репо, фьючерсам, опционам и т. д.).

Профессиональные ассоциации – Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Ассоциация банков России (АБР) и Национальная финансовая ассоциация (НФА) предложили альтернативу: разделить структурные продукты, доступные неквалифицированным инвесторам, на простые и сложные.

К простым предполагается отнести продукты с гарантией возврата капитала и простой формулой расчета дохода (например, в зависимости от индексов или публикуемых курсов). К сложным – все остальные.

Такое предложение содержится в письме с замечаниями к законопроекту Банка России об ограничении доступа неквалифицированных инвесторов к сложным финансовым продуктам, которое НАУФОР, АБР и НФА направили в Госдуму.

«Простые продукты могут и даже должны быть доступны неквалифицированным инвесторам при условии, что эти инвесторы успешно пройдут тестирование, выявляющее, насколько они подготовлены к совершению подобных сделок, – считает президент НАУФОР Алексей Тимофеев. – А для доступа неквалифицированных инвесторов к сложным структурным продуктам Банк России может установить дополнительные условия».

Этот подход поддерживает Эдвард Голосов, заместитель президента – председателя правления по инвестиционному и страховому бизнесу «БКС Мир инвестиций», назвавший разделение структурных продуктов на простые и сложные «разумным компромиссом».

«Более того, считаем возможным позволить неквалифицированным инвесторам, имеющим опыт работы со структурными продуктами, продолжить работать с ними.

Ведь сейчас они неожиданно столкнулись с ограничением доступа к этим продуктам», – отметил эксперт.

При этом Георгий Ващенко, начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс», обращает внимание на то, что «основной смысл продаж структурных продуктов – приобщение к рынку именно новых клиентов».

«Покупая сложный структурный продукт, клиент, как правило, не понимает, как он работает. А если этот продукт упростить, то опытный инвестор сможет и сам собрать себе аналогичный по свойствам портфель из рыночных инструментов, не приобретая более дорогой «коробочный» продукт у посредника, – объясняет он.

– Поэтому отказ от сложных продуктов может привести и к снижению спроса на простые».

В то же время высказываются доводы и в поддержку линии Банка России.

«Противники законопроекта ЦБ заявляют, что запрет на сделки со сложными инструментами для неквалифицированных инвесторов – это ограничение свободы, – говорит один из опрошенных «Ведомостями» участников рынка.

– Дескать, это все равно что запрещать продажу кухонных ножей, поскольку те часто становятся орудием преступления. Но очень может быть, что правильнее это сравнивать с запретом на приобретение наркотических препаратов без специального рецепта».

Еще одно положение законопроекта, вызывающее споры в финансовом сообществе, – наделение Банка России правом блокировать любые сделки с физлицами, включая квалифицированных инвесторов, если регулятор сочтет, что гражданам предоставляется некачественная или неполная информация о продукте или если инвестор получает доходность меньше чем 2/3 ставки рефинансирования.

Ассоциации предлагают для обеспечения наиболее полного информирования частных инвесторов и исключения мисселинга предоставлять клиентам информацию, требования к которой могут быть установлены на уровне нормативных документов (в страховании жизни с введением таких стандартов мисселинг существенно сократился).

«Абсолютно неправильно наделять Банк России полномочиями, которые создают риск для любых сделок с физическими лицами по усмотрению регулятора, – уверен Тимофеев.

– Регулятор может иметь право ограничивать предложение финансовых инструментов в случае нарушения соответствующих требований, однако только если существует риск введения в заблуждение большого числа неквалифицированных инвесторов, а само нарушение носит существенный или неоднократный характер».

Читайте также:  Статья 11.1. Формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Генеральный директор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет отмечает, что предоставление информации и донесение ее в доступной для инвестора форме – «единственный путь к выращиванию качественных долгосрочных инвесторов».

«Реализация этого подхода в той редакции, которую предложили ассоциации, позволит сохранить баланс между желанием регулятора оперативно действовать в случае признаков ненадлежащей практики и сохранением возможности для участников рынка создавать новые интересные продукты без опасения, что их продажа может быть резко и на непонятных основаниях прекращена», – отмечает эксперт.

Статья 8. Информирование инвесторов Банком России

Цб на два года ограничит инвесторам доступ к рискованным активам

Новый законопроект запрещает брокерам до 31 декабря 2022 г. исполнять поручение клиента – физического лица, не являющегося квалифицированным инвестором, на приобретение бумаг, не входящих в список разрешенных.

К разрешенным относятся только акции компаний из котировальных списков ЦБ, ОФЗ, облигации российских компаний с высоким рейтингом, паи открытых, биржевых и интервальных ПИФов, суверенные бонды стран ЕС или ЕАЭС, Великобритании и Ирландии, а также корпоративные облигации компаний, зарегистрированных в этих странах.

Эксперты отмечают, что, с одной стороны, этот перечень покрывает 99% потребностей рядового неквалифицированного инвестора, но с другой – может оттолкнуть некоторых начинающих инвесторов, которые идут на фондовый и срочный рынки именно за высокой доходностью.

Ведь новый законопроект оставляет им (по крайней мере, на ближайшие пару лет) доступ лишь к низкорисковым и, соответственно, не слишком доходным инструментам.

Доступ к структурным и инвестиционным облигациям, сделкам репо, сложным финансовым инструментам и всем производным (фьючерсам, опционам и т.д.) запрещается.

«Ограничения, предложенные ЦБ, не помешают выходу розничных инвесторов на фондовый рынок, но ограничат их доступ к защитным инструментам, к срочному биржевому рынку, а также к маржинальным сделкам», – говорит президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев.

В то же время Владислав Кочетков, президент – председатель правления ГК «Финам», называет новые ограничения неожиданными, нерыночными и неоправданно жесткими.

«Последствия будут крайне болезненными для фондового рынка, – отмечает он.

– Зато в выигрыше окажутся страховые компании, иностранные брокеры и прочие организации, которые получат дополнительные преимущества за счет искусственного ограничения конкуренции».

Проблема в том, что при прямом запрете на покупку структурных продуктов неквалифицированные инвесторы смогут приобрести их, скажем, внутри программы инвестиционного страхования жизни, что, по мнению Кочеткова, создает неравные условия для разных игроков.

Новый законопроект содержит еще одно важное изменение – перенос сроков тестирования для неквалифицированных инвесторов с апреля 2022 г. на октябрь 2021 г. Успешное прохождение тестирования – одно из условий предоставления доступа инвестору к торговле сложными инвестиционными инструментами.

У экспертов этот перенос сроков вызывает вопросы, поскольку покупка почти всех финансовых инструментов, ради которых нужно проходить тестирование, все равно запрещена до конца 2022 г., указывает Тимофеев.

Тем не менее НАУФОР согласна с возможностью его досрочного введения и уже готовит стандарт тестирования к принятию в марте следующего года, рассказал глава ассоциации.

Пожалуй, самое интересное новшество – изменения в закон «О Центральном банке Российской Федерации», разрешающие ЦБ блокировать заключение участниками рынка любых договоров с физическими лицами, в том числе с квалифицированными инвесторами, если регулятор сочтет, что гражданам предоставляется некачественная или неполная информация о продукте или если инвестор получает доходность меньше чем 2/3 ставки рефинансирования.

Такое расширение прав регулятора вызывает критику со стороны финансового сообщества. «Получается, что Банк России будет определять, что инвесторам нужно, а что – нет, и при этом в одностороннем порядке сможет запретить любые инструменты, которые ему не нравятся или просто не до конца понятны», – говорит Кочетков.

По его мнению, такой подход вызывает вопросы с точки зрения антимонопольного регулирования, особенно с учетом того, что Банк России планирует развивать маркетплейс, предлагающий конкурирующие продукты.

Тимофеев также считает, что «полномочия Банка России ограничивать заключение договоров с любыми физическими лицами и требовать возврата им денег настолько широки, что лишают индустрию возможности нормально работать с клиентами – физическими лицами».

Статья 8. Информирование инвесторов Банком России

Когда простой продукт довлеет

Банк России всерьез взялся за продажу сложных финансовых продуктов со стороны банков и брокеров.

После разгромного выступления главы регулятора на прошлой неделе в финансовые группы стали звонить сотрудники ЦБ с рекомендацией прекратить продажи не только структурных продуктов, но и производных финансовых инструментов, репо и т. п.

Участники рынка считают, что проблема в мисселинге ряда финансовых посредников, и собираются формировать единую позицию в ЦБ на этой неделе.

Финансовые группы стали получать звонки из Банка России с настоятельной просьбой прекратить продажу сложных финансовых продуктов физическим лицам. «Никаких оснований нам не привели, нет ни писем, ни приказа от регулятора, говорят, все будет, но продавать прекращайте сейчас»,— рассказал источник в крупном брокере.

По словам другого собеседника “Ъ”, рекомендация касается не только структурных продуктов без защиты капитала, но и инвестиционных облигаций (со стопроцентной защитой), всех производных финансовых инструментов, репо (через такие операции осуществляется маржинальное кредитование) и т. п.

Два источника “Ъ” сообщили, что сотрудники регулятора в разговоре упоминают о совещании в ЦБ, на котором было принято данное решение, но деталей не знают.

На прошлой неделе руководство ЦБ выступило с резкой критикой действий посредников при продаже сложных финансовых инструментов.

Глава регулятора Эльвира Набиуллина предложила ввести на полтора-два года прямые ограничения на предложение неквалифицированным инвесторам таких продуктов до стабильной работы института тестирования и вступления в силу закона о квалификации инвесторов.

Читайте также:  Статья 18. органы управления здравоохранением и медицинские организации

Речь идет, в частности, о структурных продуктах, инструментах с плечом, с иностранной составляющей в базовом активе. Первый зампред ЦБ Сергей Швецов предложил расширить ограничения.

Статья 8. Информирование инвесторов Банком России

Мы просто обязаны защитить новых неопытных инвесторов от предложения им инструментов, риски которых они не могут оценить

Как сообщили “Ъ” в ЦБ, необходимые решения будут приняты с учетом дополнительного анализа структурных продуктов, который проводится в настоящее время. Соответствующий законопроект будет подготовлен в ближайшее время.

В Банке России отметили, что вопрос не в количестве или доле инструментов, которые могут оказаться под запретом, а в уровне рисков и их понимании начинающими инвесторами, а также в качестве информирования клиента.

На этой неделе участники рынка будут формировать свою позицию для предоставления в ЦБ, сообщил “Ъ” источник в крупной финансовой группе. По его словам, планируется доказать, что не сложный финансовый продукт плохой, а то, что ряд участников рынка допускали мисселинг при продаже подобных продуктов.

По информации двух источников “Ъ”, реакцию регулятора вызвал ряд случаев мисселинга, по информации одного из них — банка «Восточный», который продавал продукты партнеров, в частности БКС, одного из эмитентов структурных продуктов.

Он отметил, что регулятор обратил внимание и на крупнейшего продавца инвестиционных облигаций с полной защитой капитала (ИОС) — Сбербанк.

В Сбербанке не ответили “Ъ”, получал ли банк рекомендации от ЦБ ограничить продажи сложных инструментов, в том числе инвестоблигаций.

Там лишь отметили, что поддерживают «инициативу ЦБ по повышению информирования инвесторов обо всех рисках при продаже структурных продуктов», а также что активно участвуют «в разработке всех законодательных инициатив по этому направлению».

В настоящий момент Сбер предлагает неквалифицированным инвесторам исключительно продукты с защитой капитала, чтобы клиенты могли вернуть инвестированные средства, добавили в банке.

Как сообщил “Ъ” представитель банка «Восточный», банк действительно получил ряд запросов относительно условий партнерских инвестпродуктов, однако «подобные запросы получили все розничные банки, предлагающие свои или партнерские инвестиционные решения».

Он отметил, что продажи «Восточного» в четыре-пять раз ниже, чем продажи инвестпродуктов в ряде других розничных банков-конкурентов, тем не менее банк временно приостановил продажи в ожидании рекомендаций ЦБ для всего рынка.

В БКС не поступало распоряжений или рекомендаций от регулятора по ограничению продаж каких-либо инструментов, сообщил заместитель главы «БКС Мир инвестиций» Эдвард Голосов. Он назвал проблему продаж структурных продуктов БКС банком «Восточный» «чьей-то фантазией».

«Мы никогда не являлись для этого банка основным партнером»,— отмечает господин Голосов.

При этом, по его словам, ФГ БКС проводит регулярное обучение продавцов любого банка-партнера на предмет знания продукта и способности объяснить его условия. Кроме того, клиентов, купивших продукт, обзванивают сотрудники БКС для подтверждения осознанности их выбора. Также действует «период охлаждения» — в течение двух недель клиент может отказаться от покупки продукта без потерь для себя.

По словам Эдварда Голосова, вызывает удивление, почему через несколько месяцев после принятия закона о категоризации инвесторов возникла идея запрета на продажи целого ряда финансовых инструментов.

Многие из них обладают функцией защиты капитала и по своим свойствам намного безопаснее, чем прямая покупка незащищенных рыночных активов — акций или облигаций, отмечает он. «Если регулятор наблюдает всплеск жалоб при продажах в конкретных банках, почему бы не решать проблему конкретно с этими банками»,— считает господин Голосов.

Прямые запреты самих продуктов вряд ли можно назвать эффективным путем решения проблемы — в результате пострадает подавляющее большинство российских инвесторов, резюмировал он.

Полина Смородская, Илья Усов

Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке

Обращаясь к нелегальным поставщикам финансовых услуг, вы рискуете потерять свои деньги

Банк России с помощью специальной системы мониторинга, а также по обращениям граждан и организаций выявляет (в том числе в Интернете) компании и проекты с признаками нелегальной деятельности.

Чтобы снизить риски вовлечения граждан и организаций в незаконную деятельность, Банк России раскрывает список1 компаний с признаками «финансовой пирамиды»2, нелегального кредитора3, нелегального профессионального участника рынка ценных бумаг4 (в том числе нелегального форекс-дилера). Список не содержит сведений о физических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Участник рынка для предоставления большинства финансовых услуг на территории Российской Федерации должен иметь лицензию Банка России или быть включенным в реестр регулятора. Если это условие не соблюдается, то, скорее всего, организация ведет деятельность нелегально, а потребители могут быть обмануты.

Для пресечения незаконной финансовой деятельности Банк России принимает меры по блокировке сайтов таких компаний, а также взаимодействует с правоохранительными и другими уполномоченными органами, иностранными регуляторами для применения иных мер.

Обращаем внимание, что законодательство не предусматривает выплат Банка России пострадавшим от деятельности нелегальных участников рынка, а также возможности непосредственного вмешательства регулятора в гражданско-правовые отношения между лицами, незаконно предоставляющими финансовые услуги, и их клиентами.

1 Список сформирован на основе данных Банка России с 01.01.2020, при его открытии отражается дата загрузки информации на сайт.

2 Деятельность по привлечению денежных средств или иного имущества, при которой выплата дохода или предоставление иной выгоды осуществляются за счет привлеченных денежных средств и или иного имущества при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, ответственность за которую предусмотрена статьями 14.62 КоАП РФ, 172.2 или 159 УК РФ. 3 Лица, в деятельности которых имеются признаки осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских кредитов/займов, не имеющие права на ее осуществление. 4 Лица, в деятельности которых имеются признаки предоставления на территории Российской Федерации финансовых услуг, определенных Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», без наличия соответствующего разрешения Банка России.

Страница была полезной?

Центр раскрытия

ЦБ России установил форму заявления АО об освобождении его от раскрытия информации

Банк России выпустил указание, которым установил новую форму заявления акционерного общества об освобождении его от обязанности по раскрытию информации. Указание вступит в силу 1 января 2020 года.

Читайте также:  Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума

Согласно поправкам в законодательство, обратиться в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности по раскрытию информации с будущего года АО смогут независимо от количества акционеров.

Сейчас воспользоваться данной возможностью могут только общества, число акционеров которых не превышает 500.

Кроме того, с 1 января 2020 года предоставление заявления эмитента должно осуществляться по форме, установленной Банком России.

В связи с этим, новым Указанием установлена форма заявления эмитента-АО об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг.

Помимо этого, скорректирован перечень документов, прилагаемых к заявлению, а также предусмотрена возможность предоставления заявления и необходимых документов не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа.

Кроме того, уточнено, что заявление может быть подписано уполномоченным эмитентом лицом (сейчас — только лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа АО).

  • Для принятия решения об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в Департамент или уполномоченное территориальное учреждение Банка России эмитентом представляются:
  • заявление эмитента об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие информации. Указанное заявление должно быть подписано лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и заверено (скреплено) печатью эмитента (при наличии печати);
  • справка эмитента о наличии или об отсутствии у него иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и заверена (скреплена) печатью эмитента (при наличии печати);
  • справка эмитента об отсутствии у него акций, включенных в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, а также о наличии или об отсутствии у него иных эмиссионных ценных бумаг, отличных от его акций, включенных в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и заверена (скреплена) печатью эмитента (при наличии печати);
  • копия (выписка из) протокола общего собрания акционеров (копия (выписка из) решения единственного акционера) эмитента, которым принято решение обратиться в Банк России с заявлением об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации, а если эмитент является публичным акционерным обществом — также решение о внесении в устав такого эмитента изменений, исключающих указание на то, что такой эмитент является публичным акционерным обществом;

справка эмитента о количестве акционеров эмитента на дату составления списка лиц, имевших право на участие в общем собрании акционеров (на дату принятия решения единственным акционером) эмитента, которым принято решение обратиться с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие информации, а также на дату подписания лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, заявления об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации, а если указанное заявление и прилагаемые к нему документы направляются (представляются) в Банк России позднее 30 дней с даты его подписания — на дату направления (представления) указанного заявления и прилагаемых к нему документов в Банк России. Указанная справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и заверена (скреплена) печатью эмитента (при наличии печати), а также подписана регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров эмитента, и заверена (скреплена) печатью такого регистратора (при наличии печати). Эмитентом могут быть представлены две отдельные справки — от имени самого эмитента и от имени регистратора, каждая из которых должна содержать указанную в настоящем подпункте информацию, быть подписана уполномоченными лицами и скреплена печатью (при наличии печати);

справка эмитента, являющегося публичным акционерным обществом, которой подтверждается вступление в силу решений по вопросу, указанному в пункте 3 статьи 7.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

справка эмитента, являющегося акционерным обществом, созданным до 1 сентября 2014 года, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.

3 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2014, N 19, ст.

2304), но устав и фирменное наименование которого не содержат указание на то, что акционерное общество является публичным, о количестве акционеров эмитента на 1 сентября 2014 года.

Справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и заверена (скреплена) печатью эмитента (при наличии печати), а также подписана регистратором, осуществляющим ведение реестра акционеров эмитента, и заверена (скреплена) печатью такого регистратора (при наличии печати).

Эмитентом могут быть представлены две отдельные справки — от имени самого эмитента и от имени регистратора, каждая из которых должна содержать указанную в настоящем абзаце информацию, быть подписана уполномоченными лицами и скреплена печатью (при наличии печати);

справка эмитента, являющегося акционерным обществом, созданным до 1 сентября 2014 года, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.

3 Гражданского кодекса Российской Федерации, но устав и фирменное наименование которого не содержат указание на то, что акционерное общество является публичным, об отсутствии у него на 1 сентября 2014 года акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам.

Справка должна быть подписана лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, и заверена (скреплена) печатью эмитента (при наличии печати).

Ссылка на основную публикацию