Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится «за державу обидно».

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире.

Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится «за державу обидно» (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, «воз и ныне там»: качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И «падение» наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства.

Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения.

Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких «небожителей», к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или «бродить» по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей, но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и «срывать» на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку «денежных» специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет.

В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится «тратить» на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования, стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как «обучение» и «услуги» несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится.

Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как «я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить» или «пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки» и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с «купленными» дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний.

Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Проблемы и перспективы развития образовательной системы РФ

Процесс развития образования в России протекает в весьма тяжелых условиях. На эффективность образовательных учреждений оказывают свое негативное воздействие разнообразные неблагоприятные факторы (Рис.1). В качестве их главных представителей можно перечислить следующие аспекты:

  • отсутствие стабильности социальной и экономической ситуации в обществе;
  • кризис в экономике и дефицит финансовых средств;
  • нуждающаяся в серьезных доработках правовая база в сфере образования.

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Рисунок 1

Рассмотрим основные проблемы и перспективы образования в РФ.

Проблемы образования

Недостаточное финансирование представляет собой одну из базовых причин появления кризисных ситуаций, затрагивающих область образования. Не все положения законодательства в сфере образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Данный факт провоцирует возникновение сложностей в исполнении некоторых положений. Особо остро стоящая проблема образования в России заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав каждого из субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Получение надлежащего современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, нацеленность на развитие личности, создание морально-нравственных ценностей, социальных норм и иных констант культуры можно определить как наиболее важные проблемы системы образования. Заметен факт нарушения единства образовательного пространства в области изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных элементов стандартов гуманитарных дисциплин до сих пор можно наблюдать достаточно часто.

На сегодняшний день преемственность между этапами образования отсутствует. Большое количество разнообразных дисциплин в начальной школе является тем фактором, который дополнительно осложняет процесс обучения.

На протяжении последних лет снижается число выпускников средней школы, способных сдать ЕГЭ при условии отсутствия какой-либо дополнительной подготовки вроде репетиторов.

Говоря о малом финансировании, стоит упомянуть и о том, что многие образовательные учреждения не имеют возможности экономить, мобилизовать внутренние резервы, максимально применять имеющейся потенциал.

Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, зачастую с довольно низким качеством, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня. Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне. Особое внимание стоит уделять содержанию учебников истории, обществознания, а также литературы. Данные дисциплины занимаются нравственно-эстетическим и гражданско-патриотическим воспитанием учеников.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

В ряде субъектов Российской Федерации появляются некоторые трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. В целом по стране до сих пор существует проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений.

Весьма заметен факт неуклонного старения педагогического состава образовательных учреждений всех типов и видов.

Все печальнее выглядит ситуация с кадрами для различных образовательных учреждений, расположенных в селах, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, а также в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями и тех ребят, которые чувствуют необходимость в психолого-педагогической коррекционной работе.

Существующее на данный момент число образовательных учреждений для таких детей является недостаточным для обеспечения того, чтобы пропала потребность в их содержании и обучении.

Главной проблемой можно назвать восстановление целостности систем обучения и воспитания, а ведь она была ценным достоянием советского образования. Важно понимание нравственных ориентиров нового поколения,создающих прочную духовную опору и настоящие жизненные ценности.

Является нарушенным взаимодействие между высшими учебными заведениями и промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Данный факт спровоцировал снижение качества процесса обучения, первом делом свертыванием практической подготовки специалистов.

Перспективы образования

Степень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он может действовать самостоятельно, чем более широким спектром вероятных способов деятельности он владеет. Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры которыми должна и может обладать образовательная система России:

  • междисциплинарность обучения способна обеспечить расширение область возможности применения полученных в результате образования знаний;
  • мощные фундаментальные знания;
  • обучение человека продолжать максимально правильно действовать в ситуации неопределенности, развитие нелинейного мышления учащегося;
  • воспитывать и всячески поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, постоянное самообразование;
  • творческий характер обучения, нацеленный, в частном случае, на обучение осуществлять самостоятельно выбор;
  • обучение находить и фильтровать информацию;
  • воспитывать людей, которые обладают способностью брать на себя ответственность.
Читайте также:  Статья 4. Основные термины и понятия

Делая выводы на основе всей приведенной выше информации, можно гораздо шире сформулировать цели, к которым необходимо направить образование в процессе его развития:

  • фундаментализация образования путем интеграции науки и образования;
  • междисциплинарность образования;
  • постоянство процесса образования на базе саморазвития;
  • творческий характер обучения;
  • информатизация образования;
  • повышение уровня воспитательного потенциала системы образования.

Проблемы и перспективы развития образования в России видно невооруженным глазом. Избежать перехода к опережающему образованию не представляется возможным, при условии, что будущее Российской Федерации определять как связанное с инновационным путем развития.

Уже на сегодняшний день ощущается острая необходимость в подготовленных специалистах, которые вскоре могут потребоваться. Развитие образовательной системы уже началось. Введение ФГОС можно назвать большим и значимым для всей сферы образования шагом вперед (рисунок 2).

Стоит обратить свое мнение на то, как именно данные стандарты будут осуществляться на практике.

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Рисунок 2

В ходе введения ФГОС крайне остро стоят вопросы методического сопровождения практической области образования. Во время обновления стандартов современного образования в России нужна методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Проблемы развития образования в современных условиях — успехи современного естествознания (научный журнал)

1

Кузлякина В.В. 1
1 Морской государственный университет им. Г.И. Невельского

1. Kuzlyakina V.V., Holina N.N. Рarticularities to extracurricular work organization when studying engineering disciplines // Материалы симпозиума IGIP 37 «Компетенции инженера – традиции и инновации. – М., 2008. – С. 67-75.
2.

Кузлякина В.В., Иванов К.С., Динасылов А.Д., Койлыбаева Р.К., Теория и практика информатизации образования // Материалы 8-й Международной научно-технической конференции «Энергетика, телекоммуникации и высшее образование в современных условиях». – Алматы, 2012.
3. Kuzlyakina V.V.

, Integration processes in engineering education, материалы 1st International Symposium on the Education in Mechanism and Machine Science, Madrid, Spain, June 13-14, 2013, p. 92-101.

Состояние и перспективы развития образования сегодня являются наиболее обсуждаемыми темами во всем мире.

Стандартный массовый характер обучения (неиндивидуализированное образование) не соответствует потребностям 21 века. Современный бизнес нуждается в квалифицированных творческих работниках [1];. Образование на современном этапе является одним из главных приоритетов общества и государства.

Развитие российского образования направлено на расширение его доступности, повышение качества и эффективности.

В условиях модернизации образования требуется поиск путей совершенствования его качества.

Несмотря на то, что инновации охватили в последние годы практически все проблемные направления образовательной деятельности (содержание, методы, управленческие аспекты), важнейшей проблемой остается качество обучения в образовательных учреждениях.

А качество образования в настоящее время в большой степени зависит от качественных и количественных показателей использования новых компьютерных технологий.

Для обеспечения качества образования необходимо совершенствовать учебно-материальную базу образовательных учреждений, развивать новые технологии обучения, совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Реформирование образования в России идёт с большими сложностями. Возникло противостояние (противоречие) между новыми средствами и традиционными технологиями обучения. Введение ЕГЭ в России привело к резкому снижению знаний выпускников. В 2012-2013 уч. г.

минимальный балл ЕГЭ был установлен: по русскому языку – 24 балла; по математике – 20 баллов, физике – 36 баллов, информатике и ИКТ – 40 баллов. По итогам 2013 г. средний балл ЕГЭ составил: по математике – 45,2, по физике – 47,3, по информатике – 60,7.

Не преодолели минимальный порог по математике – 5,5 %, по физике – 13,5 %, по информатике –11,6 %. По данным Минобрнауки РФ в 2014 г по сравнению с 2013 результаты ЕГЭ ещё ниже: средний тестовый балл по математике упал с 49до 39.

, по русскому с 63 до 62, по физике – с 54 до 45, по информатике с 63 до 57, «стобальников» почти втрое меьше.

В результате обозначилась опасная тенденция снижения знаний по точным наукам, прежде всего по школьной программе и, как следствие, по программам среднего и высшего профессионального образования: математике, физике, начертательной геометрии, сопротивлению материалов, теоретической (прикладной) механике и соответственно по специальным дисциплинам.

Студенты второго курса при решении задач, выполнение лабораторных работ по прикладной механике, теории механизмов и машин, деталям машин и другим дисциплинам не могут решить простейшие алгебраические уравнения с одним неизвестным, не знают тригонометрических функций, не могут провести параллельные и перпендикулярные линии, провести окружность, если известен её диаметр.

Технологию обучения в школах необходимо кардинально изменить. Победные реляции – информатизация школьного образования прошла успешно не соответствует действительности. В подавляющем большинстве школ имеется только по одному, в лучшем случае по два компьютерных класса, которые в основном используются только для занятий по информатике.

В редких школах (передовых) имеется компьютерный класс общего пользования, доступный преподавателям и школьникам в свободное от уроков время, или установлены компьютеры в библиотеке. Большинство преподавателей не применяют (или применяют эпизодически) компьютерные технологии в своей педагогической практике.

Подготовка к ЕГЭ сводится к «натаскиванию» для преодоления минимального балла, а не средством приобретения прочных знаний.

По мнению Г Канторовича – зампредседателя приёмной комиссии НИУ «Высшая школа экономики нужно поднимать уровень подготовки учителей 5-6-х классов, повышать их престиж.

Менять методику и технологию обучения, т.к. ребёнок просто не воспринимает программу старших классов, начинает отключаться.

Причём, важно решать проблему по всей стране, а не только а отдельных замечательных школах (газета АИФ № 29, 2014 г.).

Парадигма современного образования заключается в развитии инновационной системы во всех процедурах обучения каждой дисциплины учебных планов, которая должна быть ориентирована на воспитание человека думающего и обеспечивала бы высокий уровень социальной ответственности.

На современном этапе ощущается необходимость перехода от репродуктивной познавательной деятельности к поисковой (творческой, креативной). Реализация такого подхода возможна только при использовании современных инновационных средств и технологий обучения. При этом должна присутствовать преемственность методик и технологий обучения во всех учебных процессах и на всех этапах обучения.

  • По-прежнему остро стоит вопрос о создании и внедрении современных средств и методик обучения, основанных на широком использовании интерактивных систем с обратной связью в системе обучения.
  • Современные технологии и средства обучения
  • Материально-техническое обеспечение учебных заведений в настоящее время достаточно хорошее, разработано большое количество разнообразных программных продуктов. Однако в большинстве случаев применение современных компьютерных технологий обучения сдерживается тремя основными факторами [2]:

1. Отсутствие специальных средств организации процесса обучения с применением современных информационных технологий.

2. Отсутствие методик применения информационных технологий в образовании.

3. Неподготовленность работников учебных заведений к использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

В МГУ им. адм. Г.И. Невельского более 20 лет применяются компьютерные технологии обучения. Они реализуются с помощью автоматизированной системы организации обучения (АСОО) «КОБРА», пакетов прикладных программ VSE, DINAMIC, GCG&FQ, AutoCAD, APM Win Machine, КОМПАС и др.

В настоящее время разработана и внедряется новая электронная система организации обучения (ЭСОО) СОТЕС, которая имеет дополнительные сервисы по сравнению с АСОО КОБРА.

Большую часть необходимого объёма работы (около 80 %) обучающийся может выполнить самостоятельно в компьютерных классах или на домашнем компьютере.

Оставшиеся 20 % объема – это консультации преподавателя, выполнение лабораторных работ на стендах и установках, итоговое тестирование: защита курсовых проектов, работ, расчётно-графических заданий (РГЗ), сдача зачётов и экзаменов. Эта работа выполняется в компьютерных классах кафедры, в учебной лаборатории «Механика машин» во время занятий. Для студентов заочной формы обучения ─ в период сессии.

Программный продукт ЭСОО СОТЕС состоит из трех рабочих модулей:

1. VIEW.EXE – представляет обучающимся возможность работать с различными учебными материалами, проводить виртуальные эксперименты и выполнять задания самоконтроля;

2. ANALYZER.EXE – позволяет преподавателям анализировать результаты самоконтроля с учетом трудности заданий и оценивать качество тестов;

3. EDIT.EXE – позволяет преподавателям создавать, подключать и редактировать учебные материалы, виртуальные эксперименты, задания контроля и самоконтроля по любым необходимым дисциплинам и предметам, в том числе с учётом показаний модуля анализатора.

На основе ЭСОО СОТЕС созданы информационные среды по изучаемым дисциплинам.

Информационную среду дисциплины образует совокупность средств организации обучения, методических материалов и пособий, выполненных как в традиционной форме, так и в компьютерной.

Подобные среды могут быть созданы по любым дисциплинам, и они образуют единую информационную среду в компьютерном классе или на индивидуальном диске CD.

Информационная среда дисциплины может содержать следующие основные элементы:

  • автоматизированную систему организации обучения;
  • компьютерный учебник;
  • конспект лекций с компьютерной поддержкой;
  • лабораторный практикум с компьютерной поддержкой;
  • тестовый контроль с различными видами тестовых заданий;
  • расчетные пакеты для курсового (учебного) проектирования и индивидуальной работы;
  • организационно-методические материалы;
  • учебно-методическую литературу в традиционном виде;
  • справочные базы данных.

Разработка и внедрение информационных сред требуют внимательного подхода и четкого понимания важности использования каждого ее элемента.

Читайте также:  Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации

В процедуре обучения студентов по инженерным направлениям большое значение имеют лабораторный практикум и курсовое (учебное) проектирование с элементами рационального проектирования для реализации конкретного задания.

Известно, что практически используемые данные запоминаются надежней, чем просто заученная “бесполезная” информация. Также известно, что кроме непосредственного участия в определенном процессе наиболее полное понимание какой-либо закономерности может дать только динамическая модель с обратной связью в реальном времени.

Система лабораторных и практических работ в ЭСОО СОТЕС создается как раз на основе виртуального моделирования и проведения экспериментов. А обучающая часть АСОО организована таким образом, что успешное прохождение заданий контроля и самоконтроля становится невозможным без успешного проведения виртуальных экспериментов.

Для успешного проведения эксперимента необходимо не просто знание отдельных фактов, но и понимание изучаемого процесса или явления, умение применять полученные данные на практике. Таким образом, достигается не только запоминание определенной информации, но и ее понимание, формирование устойчивых практических навыков.

Целесообразно для реализации этих процедур использовать автоматизированные системы проектирования (АСП). АСП позволяют автоматизировать процедуру проектирования технических объектов от замысла до выполнения рабочих чертежей элементов изделий и технологических процедур их изготовления.

Расчетные модули АСП используются при проектировании новых механизмов, модернизации и проверке технического состояния после ремонта существующих. Для реализации этих процедур применяются пакеты [3]:

  • VSE – редактор структурирования схем рычажных механизмов на основе обобщённых структурных модулей;
  • DINAMIC – пакет для определения динамических характеристик механизма;
  • GCG&FQ – система для геометрического расчёта и определения показателей качества зубчатых передач;
  • некоторые модули системы APM Win Machine для конструирования и расчёта на прочность элементов машин;
  • AutoCAD, КОМПАС – системы для выполнения графических построений.

Разумное применение специальных прикладных пакетов позволяет каждому обучаемому выполнить индивидуальное задание с элементами рационального проектирования для реализации конкретного задания.

Выполнение выпускных (дипломных) работ можно также реализовать с элементами научных исследований, используя специальные программные модули.

Целесообразно применять их и для научной деятельности студентов.

Заключение

Современные средства обучения меняют технологию обучения, позволяют перейти от реализации репродуктивной познавательной деятельности к поисковой.

Предлагаемые технологии и средства позволят организовать процесс обучения с применением современных информационных технологий, вписаться в единое информационное и образовательное пространство, создать современную IТ – насыщенную среду образования, реализовать креативное обучение, обеспечить полноценную интеграцию обучаемых с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование единого информационного образовательного пространства, в рамках которого будет реализован процесс обучения с широким использованием современных информационных технологий, будет способствовать повышению уровня знаний обучаемого, развитию творческих способностей и росту интереса к приобретению знаний. Созданные информационные образовательные среды будут соответствовать современным образовательным стандартам, обеспечат личностно-ориентированную концепцию преподавания и согласуется с новейшими достижениями в области образовательных технологий.

Библиографическая ссылка

Кузлякина В.В. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 48-51;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34240 (дата обращения: 23.07.2021). Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» С изменениями и дополнениями от: 26 июня 2007 г. ГАРАНТ: Об организации выполнения Федеральной программы развития образования см. постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г.

N 1037   Принят Государственной Думой 15 марта 2000 года Одобрен Советом Федерации 29 марта 2000 года   В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» Федеральная программа развития образования является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Статья 1. Утвердить Федеральную программу развития образования (прилагается). Статья 2. Правительству Российской Федерации предусматривать средства для реализации Федеральной программы развития образования при разработке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001-2005 годы. Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.   Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.Путин   Москва, Кремль 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ   Приложение к Федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ  

Федеральная программа развития образования

ГАРАНТ:

См. Федеральную целевую программу развития образования на 2016 — 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497

См. Федеральную целевую программу развития образования на 2011 — 2015 гг, утвержденную постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61

Введение

Федеральная программа развития образования (далее — Программа) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации.

  • Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования Российской Федерации (далее — система образования), так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций).
  • Решение о разработке Программы принято постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 787 «Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования».
  • Этапы рассмотрения Программы:
  • решение созданной Правительством Российской Федерации Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993 года (протокол N 5);
  • решение Правительства Российской Федерации (протокол от 31 марта 1994 года N 5) об одобрении проекта Федеральной программы развития образования, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации согласно поручению Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N БФ-П5-11430;
  1. новая редакция Программы одобрена Правительством Российской Федерации на своем заседании 24 июня 1999 года (протокол N 25, раздел 2, пункт 2).
  2. Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации.
  3. Исполнителями и соисполнителями являются органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы местного самоуправления, учредители образовательных учреждений, образовательные учреждения различных форм, типов и видов, научно-исследовательские организации.
  4. Сроки реализации Программы — 2000-2005 годы.
  5. В 1994-1999 годах мероприятия Программы осуществлялись по проекту, одобренному Правительством Российской Федерации.
  6. Главная цель Программы — развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.
  7. Основные мероприятия (задания) Программы:
  8. обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
  9. создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
  10. формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
  11. разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
  12. реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
  13. введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
  14. разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
  15. развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
  16. развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
  17. совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
  18. обеспечение контроля качества образования;
  19. развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
  20. совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации;
  21. разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
  22. выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
  23. разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;
  24. совершенствование системы непрерывного образования;
  25. организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
  26. организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
  27. организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
  28. развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
  29. развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;
  30. участие в формировании единого образовательного пространства государств — участников Содружества Независимых Государств.

В систему мероприятий по реализации Программы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижение ожидаемых результатов.

Мероприятия, которые указаны в подразделе 2 раздела III и частично разделе IV и в соответствии с которыми Министерство образования Российской Федерации формирует координационный план совместных действий по реализации Программы с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не включены в перечень мероприятий.

  • Система мероприятий приведена в разделе VI.
  • Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
  • Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля хода реализации Программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
  • перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
  • координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.
  • Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования
Читайте также:  Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации

Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения

Боброва, Т. А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения / Т. А. Боброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53422/ (дата обращения: 23.07.2021).



Сфера образования в последние десятилетия стала одним из основных направлений развития ведущих стран мира.

Постоянно меняющиеся экономические условия, быстро развивающиеся процессы глобализации способствовали незамедлительному «запуску» ряда образовательных реформ в России, на которые современное общество отреагировало неоднозначно.

В данной статье рассматриваются основные проблемы функционирования системы высшего образования РФ и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: высшее образование, образовательная система, Болонский процесс, модернизация, глобализация.

В последние десятилетия система высшего образования Российской Федерации находится в стадии непрерывного реформирования. Причиной тому является необходимость постоянного развития общества, а именно совершенствования интеллектуального ресурса человека, являющегося базовым компонентом социально-экономического благополучия государства.

Система высшего образования выступает в качестве основного механизма такого развития, так как она построена на процессах систематизации, творческой переработки и организованного усвоения социокультурного опыта предшествующих поколений.

Кроме того, интеллектуальное развитие социума — это основа модернизации и инновационной деятельности в условиях современной мировой экономики: от того, насколько приблизится уровень высшего образования к современным мировым требованиям и тенденциям, зависит благосостояние общества, стабильность экономики государства и статус внешней политики.

Таким образом, задача совершенствования системы образования государства является одной из наиболее актуальных и приоритетных в современном обществе.

Начало 21 века — важнейший этап на пути модернизации и глобализации в сфере высшего образования: он ознаменован созданием единого пространства высшего образования на основе добровольного сотрудничества европейских стран — подписанием Болонской декларации 1999 г.

Российская Федерация стала участником Болонского процесса в 2003 г., и этот шаг стал основным на пути к созданию новой системы высшего образования, отвечающей всем нормам и стандартам, принятым в европейских странах.

Так, у университетов страны появилась возможность для разработки собственных образовательных программ с учетом требований и стандартов, ориентированных на мировой рынок труда: многоуровневость образовательного процесса, его переориентация на формирование необходимых компетенций, обеспечение академической мобильности студентов и др.

В связи с вступлением в новые отношения на международном уровне, система высшего образования в России подверглась ряду кардинальных реформ (двухуровневая система образования, внедрение системы зачетных баллов и т. п.).

Однако, несмотря на кажущуюся перспективность подписания декларации и реформирования образовательной системы, для России произошедшие изменения привели к тому, что к 2018 году фундаментальная наука получила «кричащую» характеристику от группы ученых-академиков: «обезглавленная, умирающая, не способная встретить вызовы современного мира».

В данной работе мы постарались выявить основные проблемы современного высшего образования, требующие применения кардинальных мер.

Высшее образование РФ, опираясь на территориальные, геополитические, интеллектуально-демографические, научные и технико-технологические ресурсы страны, обладает мощным потенциалом повышения качества и весомыми перспективами для дальнейшего развития. Однако, несмотря на это важное достоинство, в образовательной сфере государства существует ряд серьёзных проблем, решение которых требует «нового взгляда» на модернизацию российского образования.

  1. Вопросы финансовой поддержки деятельности университетов.

В рейтинге стран мира по уровню расходов на образование, рассчитываемом как общий объем государственных и частных расходов на данную сферу, выраженный в процентах от ВВП, Россия (4,1 %) занимает девяносто восьмое место из ста пятидесяти трех возможных [3].

  1. Низкий уровень практической ценности научной деятельности российских педагогов.

Согласно исследованию, в ходе которого определяется Индекс уровня образования в странах мира, Россия (0.806) по данному показателю находится на тридцать втором месте из ста восьмидесяти восьми возможных [3]. Это стало причиной низкого рейтинга российского образования в мире и неподготовленности выпускников российских вузов к практической деятельности.

  1. Отсутствие программы подготовки на английском языке.

Трансакадемичность — главная цель Болонского процесса, в России данное направление совершенно не развито. Уровень преподавания иностранного языка также остается неудовлетворительным, что существенно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность российских дипломов.

  1. Отсутствие гибкости, статичность программ обучения.

Технологии развиваются стремительно, и на них мгновенно реагирует рынок труда: требуются новые навыки и умения, появляются новые специальности и профессии. Программы российских вузов модернизируются крайне тяжело; специалисты, освоившие новые технологии и направления, не стремятся работать в вузах: причиной этому является низкий уровень заработной платы.

  1. Отсутствие четкого разграничения на профессиональное высшее образование и академическое.

Высшее образование в России — скорее, признак «статусности», успешности, престижности (не так редко — способ избежания службы в армии), чем ступень образования и квалификации.

  1. Образование превратилось в «платную услугу».

Бывший Министр образования А. Фурсенко по этому поводу сказал следующее: «Профессиональное образование должно стать непрерывным и высокодоходным бизнесом».

То есть на высшем уровне государственной власти было объявлено, что система образования должна производить не знания и гражданина, а прибыль. Такой результат и получен: распространились коммерческие ВУЗы, имитирующие подготовку, но генерирующие прибыль. Слова профессора С. А.

Толкачёва подтверждают плачевность данной ситуации: «Сегодня студенты платят не за то, чтобы учиться, а за то, чтобы НЕ учиться» [4, с. 704].

  • Таким образом, нашему вниманию представляется следующая «картина» высшего образования РФ:
  • ‒ в подавляющем большинстве ВУЗов страны процветает взяточничество, а знания студентов оцениваются, исходя из финансовой составляющей данного вопроса;
  • ‒ основная масса преподавателей не имеет соответствующей подготовки и квалификации, позволяющей вести преподавательскую деятельность — другими словами, педагоги ВУЗов не обладают знаниями, необходимыми для того, чтобы выпустить высококвалифицированных специалистов по окончанию обучению (данный факт подтверждают результаты проверок Рособнадзора) (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru);

‒ уровень знаний студентов (по результатам проверок Рособнадзора) твердо установился на указателе «ниже среднего»; так, лучшие Московские университеты (студенты старших курсов) показали следующие результаты исследования: из 345 участников теоретическую часть сдали только 102, практическую часть смогли всего 19 студентов (!) (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru);

‒ большое количество студентов не работает по выбранной специальности, диплом о высшем образовании нужен им, потому что «так принято»;

‒ высшие учебные заведения страны не имеют «веса» в мировом рейтинге: так, самый главный ВУЗ страны — МГУ им.

Ломоносова занимает в мировом рейтинге вузов «THE 2017» лишь 194 позицию лучших университетов мира, а второй российский вуз по версии «Times Higher Education», Московский физико-технический институт (МФТИ), был включен в промежуток с 251-го по 300-е место рейтинга (данные с электронного ресурса https://obrmos.ru) и т. п.

Каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? В данной работе мы выделили следующие:

  1. Внедрение независимой (!) двухступенчатой системы контроля знаний студентов: 1 ступень — после второго курса, 2 — перед получением диплома.
  2. Интернационализация высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов (возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок).
  3. Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков. Ведущими методами обучения должны стать онлайн-курсы, дискуссии, дидактические игры, тренинги и др.
  4. Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий дистанционного и электронного обучения и, как результат, повышение популярности дистанционного образования.
  5. Корректировка форм реализации и содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному уровню гуманитарного, естественнонаучного знания и его технологического сопровождения. Эта тенденция имеет системную связь с обновлением кадрового состава инновационного вуза.

Необходимо модифицировать привычную модель лекционно-семинарского обучения, что способствует росту свободы студентов в выборе путей освоения учебного материала в соответствии с образовательными программами; преподаватель будет переориентирован с передачи информации по содержанию учебной дисциплины на активное взаимодействие со студентами, создание условий для их мотивации к самостоятельному поиску и овладению необходимой информацией.

  1. Обновление материально-технической базы высших учебных заведений.
  1. Современная ситуация, характеризующаяся наличием острой конкуренции на международной арене, стремительной модернизацией технологий, экономической нестабильностью, приводит к необходимости организации подготовки стрессоустойчивых и готовых к работе в постоянно меняющихся условиях профессионалов, способных к креативному мышлению и решению сложных задач.
  2. При этом особую роль играет и сохранение эффективных традиций классической модели образования, так как их применение, несомненно, окажет положительное влияние на становление мощной, конкурентоспособной системы российского образования.
  3. Такой вектор усилий позволит России вернуться в число мировых держав, претендующих на роль лидера в глобальном образовательном пространстве в ближайшие десятилетия.
  4. Литература:
  1. Крайник В. Л. Высшее образование в России: тенденции и перспективы развития // Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета им. Богдана Хмельницкого, 2015. — № 1а (14), т. 5. — С. 81–85.
  2. Новикова В. М. Проблемы и перспективы российского высшего образования // Вестник МГИМО Университета, 2012. — № 6. — С. 282–286.
Ссылка на основную публикацию