Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации

Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации

Данная зона имеет ограничения по строительству земельных и других объектов (например, мостов через реку, маяков) для того, чтобы обеспечивать безопасность не только полетов, но и воздействия на людей (сохранение их здоровья).

В каких случаях требуется разрешение Росавиации на строительство объекта и как его получить, расскажем в статье.

Приаэродромная территория как понятие

Определение участка, считающегося территорией при аэродроме, указано в Постановлении Правительства РФ № 138 от 11.03.2010 г.

Данный документ, который носит название: «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», приаэродромной территорией считает местность определенных размеров, прилегающую к аэродрому, над которой самолеты и вертолеты маневрируют при взлетах и посадках.

В законе указано, что участки земли при аэродромах определяются классом. Такая территория является служебно-технической зоной (СТЗ). Она группируется в комплексы, каждый из которых носит собственное название:

  1. Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской ФедерацииИнженерно-авиационный:
    • стоянки для авиатехники;
    • ангары;
    • мастерские с подсобными помещениями.
  2. Пассажирско-грузовой:
    • аэровокзал;
    • командно-диспетчерский пункт;
    • сооружения на перроне;
    • грузовая часть;
    • здание почтовых перевозок;
    • привокзальная площадь с инфраструктурой (гостиница, стоянки, остановки городского транспорта, магазины, аптеки и т.д.)
  3. Вспомогательный:
    • автобаза;
    • склады;
    • аварийно-спасательная служба;
    • здания по тепло- и водоснабжению;
    • база механизации.

Территория, считающаяся приаэродромной, должна обеспечивать безопасность полетов воздушного транспорта, деятельности аэропорта, сотрудников и людей, являющихся клиентами авиакомпаний, а также окружающей среды и населенного пункта, в пределах которого она расположена.

Регулирование правовой деятельности на данном участке обеспечивается:

Согласно данным документам, не только дано определение понятию, но и указаны объекты недвижимости, которые могут быть на них расположены, расстояния между ними и разграничивающими зонами, выделенные дополнительные участки, санитарно-экологические нормы.

Территория, которая относится к приаэродромной, считается зоной с особыми условиями. Положение о признании зоны приаэродромной регулирует ФЗ № 342 (03.08.2018 г.).

Какие участки считаются приаэродромными?

Земельная территория, которая относится к аэродрому, указана в ФЗ № 135. Там описано четкое ее разделение па отдельные зоны. Порядок установления подзон установил Градостроительный Кодекс.

Узнать информацию о том, является ли предполагаемый участок для застройки, приаэродромным, можно в отделе градостроительства и землеустройства местного исполкома, который выдает разрешение на строительство.

Поскольку данная территория является землей с особыми условиями, она может делиться на такие подзоны (первая – седьмая):

  1. Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской ФедерацииЗдесь запрещено строить объекты, которые не предназначены для аэропорта и полного его функционирования.
  2. Запрещает возводить любые здания, которые не относятся к обслуживанию пассажиров и функционирования аэровокзала.
  3. Нельзя размещать помещения, которые по высоте не соответствуют нормам, указанным в законодательстве.
  4. Запрещено размещать и строить любые объекты, которые могут создать помехи работе аэровокзала и посадочной полосы.
  5. Не разрешает возводить объекты, представляющие опасность для воздушных судов.
  6. Запрещает установку зданий, которые могут способствовать массовому скоплению пернатых.
  7. Здесь не рекомендуется ставить здания, которые могут создать шумовое и электромагнитное воздействие, и могут страдать от неблагоприятных последствий в виде загрязнений от деятельности аэропорта.

Все вопросы, которые планирует делать застройщик в области аэродрома обсуждаются на основании постановлений Правительства, местными органами власти.

Учитывается удаленность от зоны, которая является высоко-шумовой, оказывает вибрационное воздействие, имеет определенные санитарно-эпидемиологические показатели и соответствующее заключение органов федеральной власти о соответствии проекта требованиям законодательства.

Помимо разрешения на застройку земли от местных органов власти, необходимо разрешение от Роспотребнадзора и от Росавиации, так как все объекты, расположенные, или которые требуется расположить в радиусе 30 км от аэропорта, являются приаэродромными.

Запрещенные для возведения объекты

Росавиация на этапе проектирования должна выдать разрешение на строительство в пределах приаэродромной территории. Без согласия данного органа, у застройщика могут возникнуть крупные финансовые потери и судебные тяжбы.

В приаэродромной территории категорически нельзя размещать:

  • Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерациифермы;
  • ЛЭП;
  • радиостанции;
  • зернохранилища;
  • мусорные объекты;
  • предприятия с повышенным уровнем шума;
  • жилые многоэтажные дома и их инфраструктура.

Все, что может создавать помехи для нормальной работы аэропорта, строить запрещено. Это же касается и жилых домов. Повышенный шум, постоянная вибрация, промышленные выбросы от жизнедеятельности аэродрома могут быть экологически небезопасными для здоровья людей.

Построенные дома также могут негативно влиять на работу аэродрома и создавать помехи в работе. Существует также определенный уровень опасности, при расположении посадочной полосы рядом с домами. Речь идет о нестандартных ситуациях, авариях и т.д.

Собственника незаконной постройки могут обязать демонтировать самовольно возведенное здание в судебном порядке.

Согласование стройки с аэродромом и аэропортом

Согласование строительства является неоспоримым фактом, так как без разрешительных документов возведенное здание в радиусе 30 км от аэродрома могут посчитать самовольной постройкой, заморозить строительство, привлечь к административной ответственности и наложить денежные взыскания в виде штрафов.

Такие постройки не удастся продать, поставить на кадастровый учет или сбыть. Поэтому, без получения согласия Росавиации, не получится получить в местной администрации документ о соответствии градостроительного регламента разрешительным нормам.

В местной администрации по градостроительному плану определяют, к какому участку относится планируемая постройка. Здесь застройщик подает заявление на согласование, и отправляется в отдел Росавиации. В местных органах власти необходимо также получить выписку из ЕГРН на земельную территорию.

Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской ФедерацииПосле того, как выдано разрешение на строительство от указанных органов, необходимо заключение от Роспотребнадзора. Санитарное заключение, согласно действующему законодательству РФ, должны иметь все здания, независимо от их будущего места расположения.

Строительство жилого дома в приаэродромной зоне обязательно должно быть согласовано с Роспотребнадзором. Хотя многие застройщики не рискуют возводить дома рядом с аэропортами.

Исключение составляют только отели. Но и здесь риск шумов, вибрации, атмосферных загрязнений, вредных для организма человека, существуют постоянно.

Несмотря на то, что по новым Правилам, вступившим в силу 30.09.2017 г.

, местная администрация при приеме документационного пакета не вправе требовать подтверждение от Росавиации и должна сама направить в эту структуру письмо с запросом о том, чтобы ей прислали уведомление, до сих пор это требование на практике игнорируется, и застройщик самостоятельно проходит процедуру получения разрешения.

Отказ местной власти в выдаче разрешения на стройку из-за отсутствия согласования с аэропортом, в приаэродромной зоне, является незаконным и может быть обжалован в суде.

Когда не нужно согласовывать?

Строительство не нужно согласовывать, если будущие постройки относятся к территории самой Росавиации и конкретной зоне, в которой она планирует делать ремонтные и строительные работы.

Данное ведомство самостоятельно уведомляет органы местной власти о том, что планируется постройка, которая нужна в хозяйственных целях и необходима для нормальной жизнедеятельности аэропорта (ангары, склады, дополнительные взлетные полосы, подсобные помещения и т.д.).

Представитель аэропорта в лице главного инженера, его заместителя либо другого уполномоченного лица самостоятельно предоставляет нужный документационный пакет, пишет заявку, добивается разрешения и регистрирует будущую застройку в ЕГРН.

Уведомление о соответствии строительства от местной администрации является главным разрешительным документом, на основании которого осуществляются все дальнейшие действия застройщика.

Частным застройщикам стройка в 1 и 2 зонах запрещена. В 3-7 зонах строить можно только по ограничениям, которые учитываются Росавиацией и местной администрацией.

Любая эксплуатация жилого дома в зоне видимости аэропорта может мешать нормальной работе воздушного судна. Согласование строительства является необходимым фактом, если оно, согласно плану, буде примыкать к взлетно-посадочной полосе.

Не только в радиусе 30 км приаэродромной зоны запрещено строительство жилых домов или любых других объектов, но и в 10 км от конкретной контрольной точки, определенной Росавиацией.

Пошаговая инструкция

Застройщик сообщает о своем намерении построить объект. Для этого ему необходимо согласование с Росавиацией или аэродромом, которое находится в ведении Министерства Обороны РФ (военная либо экспериментальная авиация).

Для согласования к заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской ФедерацииПечатный либо электронный вариант заявления.
  2. Сведения проектной документации (геодезические данные в географической системе ПЗ-90.02/90.11.) в прямоугольной системе МСК. Данные данные, при оформлении выписки в ЕГРН обязательно переводятся в географические.
  3. Паспортные данные заявителя.
  4. Схематическое расположение будущего объекта по карте М 1:500000.
  • Скачать образец заполнения заявления о согласовании строительства
  • После этого необходимо в Роспотребнадзоре получить документ о санитарном и эпидемиологическом соответствии размещения запланированного строительного здания.
  • Также дополнительно застройщику могут потребоваться следующие бумаги:
  1. ЕГРН-выписка.
  2. СПЗУ (схема планировки и организации участка земли).
  3. ГПЗУ (градостроительный план земельного участка).
  4. Картографические материалы масштаба окружающей местности от объекта, в пределах 1 км (1:500 либо 1:2000).
  5. Полученный результат экспертизы о соответствии объекта санитарно-гигиеническим нормам и протоколы атмосферных показателей и шума.
Читайте также:  Землепроходцы и первооткрыватели - история России

Чтобы застройщик не ошибся с масштабированием, он может воспользоваться услугами профессиональных инженеров-землеустроителей, которые относятся к штату органа строительства и архитектуры в или топографии местной организации.

Заявление и документы можно также подать и в электронном виде через личный кабинет на сайте Госуслуг или ближайший МФЦ. Схема планируемого объекта в плане должна содержать размеры объекта в горизонтальной плоскости.

Заключение Роспотребнадзора

Подать заявление на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения, которое будет регламентировать соответствие санитарным правилам проектной документации, можно через МФЦ, Госуслуги или при личном посещении сапэпидемстанции по месту проживания.

При оформлении уведомления могут потребоваться следующие сведения:

  1. Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской ФедерацииСостояние земельного участка:
    • кадастровый номер;
    • фактический юридический адрес планирования стройки;
    • свидетельство на право распоряжения (владения) участком.
  2. Личные данные:
    • паспорт гражданина РФ;
    • ИНН;
    • сведения о регистрации.
  3. Данные о физическом (юридическом) лице:
    • свидетельство о госрегистрации;
    • наименование строительной организации (при наличии).
  4. Размеры планируемого здания:
    • общая площадь, высота;
    • географическое расположение.
  5. Точный графический план объекта и территории.

Органы Роспотребнадзора детально изучают проектную и строительную документацию, назначают необходимую экспертизу. Получение разрешительных документов на строительство позволяют застройщику начинать планируемые работы.

Скачать бланк заявление на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения

Сроки ожидания решений и расходы

При согласовании решается вопрос о том, как будет влиять объект стройки на деятельность Росавиации и людей, проживающих в ближайших домах, существует ли риск загрязнения воздуха и создания угрозы орнитологической безопасности.

Госуслуга согласования всех вопросов с аэродромами происходит в течение 30 – 60 дней. Но до этого потребуется время на сбор других бумаг. В общей сложности, на согласование и проведение проверки потребуется около 2-3 месяцев.

В течение 1-2 месяцев будет проводиться забор воздуха из окружающей планируемой для застройки территории, будет проводиться анализ воздействия строительных материалов на окружающую среду.

Результаты экспертизы могут быть неутешительными, и тогда снова придется проводить проверку. В заявке нужно будет обязательно указывать, какие именно материалы (каких марок) будут использоваться.

Любой документ подается от ведомств в письменном виде. Он является действительным в течение 5 лет.

Причины для отказов

Главные причины для отказов в строительстве:

  1. Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской ФедерацииНесоответствие законодательным нормам места расположения объекта.
  2. Отсутствие согласования уполномоченными органами, выдающими разрешительные документы.
  3. Запрет на стройку от органов местной администрации либо Росавиации, Министерства обороны РФ.
  4. Неудовлетворительная санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
  5. Категорический запрет настройку от Роспотребнадзора.
  6. Указание недостоверных данных, указанных в документационном пакете.
  7. Ошибки при составлении заявления.
  8. Инженерные ошибки в проекте.
  9. Неправильные географические расчеты и масштаб удаленности от аэродрома и объектов населенной зоны.

Собирая документы на строительство объекта в приаэродромной зоне, нужно быть внимательным и последовательным. Неправильные расчеты, угроза экологической безопасности, помехи при осуществлении деятельности аэропорта могут привести к фатальным ситуациям.

Какова бы ни была причина отказа, при исправлении ошибок, и получении согласования от ведомств, застройщик имеет право снова подать документационный пакет на рассмотрение.

Заключение

Получение разрешительных документов и проведение необходимых экспертиз являются важными аспектами в проведении строительных работ в приаэродромных территориях. Проверки и экспертизы помогают найти и исправить ошибки в расчетах, недочеты в планах.

Это помогает узаконить права на постройки, и избежать полуразрушенных домов. Соблюдение технической экспертизы транспортной безопасности и разрешение от Росавиации помогает сделать безопасным деятельность аэропорта.

Аэродромы в РФ запретили передавать в частную собственность — Авиаторы и их друзья — медиаплатформа МирТесен

Опубликован 27 апреля 2016 г.

Дата подписания 26 апреля 2016 г.

  • Принят Государственной Думой 15 апреля 2016 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 апреля 2016 года
  • Статья 1

Статью 7 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2006, N 30, ст. 3290) дополнить предложением следующего содержания: «Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.».

Статья 2

Главу III Федерального закона от 8 января 1998 года N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 226; 2006, N 44, ст. 4533; 2007, N 43, ст. 5084; 2008, N 18, ст. 1941; 2015, N 29, ст. 4380) дополнить статьей 132 следующего содержания:

«Статья 132. Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, и порядок определения размера арендной платы

Существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и порядок, условия и сроки ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.».

Статья 3

Часть вторую статьи 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3813; 2002, N 4, ст. 251; 2003, N 9, ст.

805; 2007, N 7, ст. 834; 2008, N 27, ст. 3126; 2009, N 19, ст. 2281; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6419; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4226; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 29, ст. 4342, 4350; 2016, N 1, ст.

11) дополнить абзацами следующего содержания:

«в случае передачи в аренду находящегося в федеральной собственности аэродрома;

в отношении находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества аэропортов Московского авиационного узла при реализации концессионных соглашений, объектами которых являются объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов, аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи.».

Президент Российской Федерации В. Путин

http://rg.ru/2016/05/07/aerodromy-v-rf-zapretili-peredavat-v…

Принят Закон об упрощении порядка установления приаэродромных территорий

02.06.2021

Государственной Думой в окончательном, третьем, чтении в среду, 2 июня 2021 года, принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 957544-7), направленный на устранение проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий.

С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.

Национальное объединение строителей в 2021 году приняло активное участие в обсуждении с профессиональным сообществом проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий и осуществлением строительства вблизи аэродромов. В марте 2021 года Техническим Советом НОСТРОЙ утверждено заключение по выявлению проблематики строительства на приаэродромных территориях с учетом опыта субъектов Российской Федерации.

В принятом Федеральном законе были учтены ключевые предложения НОСТРОЙ, касающиеся оптимизации порядка установления приаэродромных территорий.

Так, наиболее важным положением нового Федерального закона является закрепление возможности устанавливать приаэродромные территории в «усеченном» составе – без седьмой подзоны, в которой вводятся ограничения на строительство жилья и социальной инфраструктуры.

Разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу о границах седьмых подзон аэродромов в последние годы стали одной из основных причин неустановления приаэродромных территорий по правилам, закрепленным Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ.

В связи с отсутствием единой методики размер седьмой подзоны зачастую проектировался операторами аэродромов без учета интересов городского развития. Седьмая подзона в случае ее установления могла охватить значительную по площади территорию города, полностью заблокировав на ней строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Таким образом, риски блокировки градостроительной деятельности в седьмой подзоне привели к невозможости устанавливать приаэродромные территории в целом.

Это, в свою очередь, вело к сохранению необходимости согласования строительства на прилегающей к аэродрому территории с уполномоченным органом (Росавиация) либо уполномоченной организаций (для аэродромов государственной и экспериментальной авиации).

Единственным выходом из этой ситуации было разрешить временно не устанавливать седьмую подзону до появления единой методики, которая позволила бы устанавливать седьмые подзоны по единым правилам.

Читайте также:  Статья 21. Право сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на отказ от дачи свидетельских показаний

На решение данной проблемы направлен принятый Федеральный закон. Согласно его положениям седьмые подзоны существующих аэродромов могут не устанавливаться до 1 января 2025 года. До этого момента приаэродромная территория может включать в себя шесть подзон.

В отношении новых аэродромов седьмая подзона также может устанавливаться отдельно от всей приаэродромной территории в случае, если федеральные и региональные органы государственной власти так и не смогут договориться о том, как должны проходить границы седьмой подзоны.

В этом случае седьмая подзона должна быть установлена в течение одного года со дня установления приаэродромной территории. Решение об установлении отдельной подзоны в этом случае принимает Роспотребнадзор.

На Роспотребнадзор также возложена обязанность утвердить методику установления седьмой подзоны. Данная методика позволит устанавливать седьмые подзоны приаэродромных территорий единообразно и прозрачно.

Таким образом, согласно принятому Федеральному закону разногласия по границам седьмой подзоны больше не смогут быть препятствием для установления приаэродромных территорий.

Это позволит завершить процесс формирования приаэродромных территорий, что повысит правовую определенность и снизит количество административных барьеров в строительстве, поскольку после установления приаэродромных территорий в составе первой-шестой подзон застройщикам не потребуется получать дополнительные согласования от органов (организаций) в сфере авиации.

Ограничения, обеспечивающие безопасность полетов, должны будут учитываться застройщиками при разработке проектной документации.

Федеральным законом также определено, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в седьмой подзоне приаэродромной территории не применяются в отношении объектов, права на которые возникли до дня установления седьмой подзоны. Такие ограничения, кроме того, не применяются в отношении объектов, разрешение на строительство которых получено до установления седьмой подзоны.

Одновременно закон устанавливает положения об «амнистии» для «бытовой» недвижимости, расположенной на приаэродромной территории, – индивидуальных домов, гаражей. Если такие объекты были созданы до установления приаэродромной территории и не соответствуют установленным ограничениям, они не подлежат сносу при условии, что не являются самовольными постройками.

Федеральный закон направлен для рассмотрения в Совет Федерации.

Пресс-служба НОСТРОЙ

О проекте фз «об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности»

23.08.2010

Примерное время чтения: 7 мин.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о появлении дополненного проекта Федерального закона «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержащего существенные изменения в области налогообложения.

Первоначальный проект закона был подготовлен еще весной 2010 года, однако в середине июля стала доступна обновленная версия проекта [1], подготовленная, как указывается, с учетом замечаний и дополнений заинтересованных лиц и департаментов.

Поскольку данный проект еще официально не рассмотрен Правительством РФ и не внесен в федеральный законодательный орган, существует значительная вероятность его корректировок [2].

Однако с учетом прозвучавших ранее заявлений высокопоставленных официальных лиц о необходимости разработки специального закона для аэропортов [3] разработка и подготовка такого закона ожидается в самое ближайшее время, при этом не исключено, что за основу будет взят именно рассматриваемый проект.

Обращаясь непосредственно к содержанию проекта, отметим следующее.

Предполагается, что в сферу действия данного закона попадут отношения, возникающие из деятельности гражданской авиации на аэродромах, в аэропортах РФ, а также им будут установлены порядок строительства, открытия, закрытия, регистрации аэродромов и аэропортов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, и основы государственного регулирования деятельности гражданской авиации на аэродромах и в аэропортах.

Помимо основного содержания закона, т.е. собственно положений, призванных урегулировать те отношения, которые входят в его предмет, данным проектом предлагается внесение изменений в ряд законодательных актов, включая существенные изменения в НК РФ (ст. 73 проекта закона) [4].

Таким образом, Закон (в той редакции, которая доступна к настоящему времени) будет иметь налоговые последствия для участников авиационной отрасли, которые оцениваются нами как существенные. В данный момент сложно оценить, сохранятся ли данные положения в ходе законодательной работы, однако уже сейчас следует проанализировать их потенциал. 

В частности, предусмотрены следующие корректировки действующих норм НК РФ.

1. НДС

Проект закона предусматривает внесение изменений в подп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, которым регулируется освобождение от обложения НДС в отношении поименованных в этой норме услуг. Сравнение с действующим регулированием свидетельствует о существенном сужении объема услуг, освобожденных от НДС.

Действующая редакция Предлагаемые изменения
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание 22) услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по аэронавигационному обслуживанию

Указанное изменение, как видно из сравнительной таблицы, ведет к существенному сужению льготируемой НДС деятельности. Если ранее льготе подлежал широкий перечень услуг, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов (аэронавигационной облуживание было указано в норме НК РФ лишь как пример услуги, включенной в эту категорию), то планируемые изменения ограничивают этот перечень.

При этом практика применения данной льготы в действующей редакции нормы основывалась на обращении к содержанию соответствующих разделов Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 г.

№ 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации», которые позволяли определить относящиеся к данной льготе по НДС услуги.

Предлагаемое изменение данной нормы фактически предполагает, что любые услуги по обслуживанию воздушных судов будут подлежать обложению НДС, за исключением аэронавигационного обслуживания.

Иными словами, все услуги, связанные с обслуживанием воздушных судов фактически переводятся на общеустановленный порядок обложения НДС, в качестве исключения оставлены только услуги по аэронавигационному обслуживанию.

Это означает, что по таким услугам будет применяться ставка НДС 18 процентов, что скажется, по всей видимости, на удорожании этих услуг даже с учетом установленных в официальном порядке тарифов, а также повлечет необходимость внесения изменений в документооборот.

2. Налог на имущество организаций [5]

Проект закона предусматривает следующее изменение редакции п. 11 ст. 381 НК РФ, который будет устанавливать освобождение от налога на имущество.

Действующая редакция Предлагаемые изменения
Освобождаются от налогообложения:
11) организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации 11) организации — в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, вокзалов, автомобильных дорог общего пользования федерального значения и необщего пользования, морских и речных портов, судоремонтных предприятий всех форм собственности, аэропортов, аэродромов и вертодромов, объектов управления воздушным движением и навигации судоходства, авиационно-космического поиска и спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также сооружений и оборудования, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов и используемых для обеспечения соответствующих технологических процессов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам (оборудованию) утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено законом

Таким образом, действующая норма существенно дополнена как «авиационными объектами» – аэропортами, аэродромами и вертодромами, объектами управления воздушным движением, так и указанием на иные объекты, ранее не поименованные в данной норме, что свидетельствует не только о конкретизации данной нормы, но и о расширении объектов, по которым можно применять указанную льготу.

Читайте также:  Раздел IV. Основы деятельности железнодорожного транспорта в области экономики и финансов

Отметим, что скорректировано и положение о том, в каком порядке должен быть утвержден перечень имущества, относящегося к поименованным в данной норме объектам: если ранее такой перечень подлежал утверждению исключительно Правительством РФ, то согласно предлагаемой редакции это может быть сделано в ином порядке, который будет специально установлен законом.

Данная льгота предполагается к установлению на федеральном уровне (путем внесения соответствующего изменения в НК РФ), однако уже сейчас региональное законодательство содержит существенные льготы в отношении налога на имущество для предприятий авиаотрасли (см. прилагаемую таблицу).

С учетом этого обстоятельства, целесообразность закрепления «общефедеральной» льготы представляется сомнительной.

3. Земельный налог

В порядке, аналогичному льготе по налогу на имущество организаций, предусматривается и льгота по земельному налогу, путем изменения редакции п. 2 ст. 395 НК РФ. Предлагается следующее:

Действующая редакция Предлагаемые изменения
Освобождаются от налогообложения:
2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования 2) организации – в отношении земельных участков, занятых железнодорожными путями общего и необщего пользования, вокзалами, автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и необщего пользования, морскими и речными портами, судоремонтных предприятий всех форм собственности, аэропортами, аэродромами и вертодромами, объектами управления воздушным движением и навигации судоходства, авиационно-космического поиска м спасания, мобилизационного назначения и гражданской обороны, оборудованием или сооружениями, являющимися неотъемлемой технологической частью указанных объектов, магистральными трубопроводами и линиями электропередачи, полосы отвода (кроме земельных участков под объекты дорожного сервиса), придорожные полосы, охранные, санитарно-защитные, контролируемые и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с земельным законодательством, а также зарезервированные в соответствии с федеральными законами земельные участки в целях создания условий для строительства, реконструкции и развития объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта, иные земельные участки, относящиеся к федеральной региональной и муниципальной собственности

Как видно из сравнения действующего и предлагаемого регулирования, льгота будет в целом корректироваться в порядке, аналогичном освобождению от налога на имущество, а именно путем расширения за счет «авиационных» и неавиационных объектов, которые ранее не были поименованы в данной норме. Это приведет к расширению возможностей применения указанной льготы.

Таким образом, предварительный проект закона содержит положения, которые приведут к существенным налоговым последствиям для участников авиаотрасли (в особенности применительно к НДС). Дальнейшая работа над проектом покажет, насколько кардинальными в итоге окажутся изменения налоговой части.

Представляется, что с учетом существенного расширения льгот по налогу на имущество и земельному налогу (что повлечет значительное снижение поступлений в соответствующие бюджеты), официальная позиция в отношении проекта в той редакции, которая предложена сейчас, будет отрицательной. Одновременно с этим в отношении НДС, напротив, будет наблюдаться сужение применения льготы. Таким образом, разнонаправленные и противоречивые по своему характеру изменения будут влиять на формирование официальной позиции по данному закону.

Специалисты компании «Пепеляев Групп» будут следить за развитием событий в отношении данного законопроекта и информировать участников авиационного рынка.

Смотреть специальные положения об освобождении от налогообложения (налоговых льготах) для предприятий авиационной сферы (по налогу на имущество)

[1] http://www.aex.ru/docs/8/2010/7/13/1085/

[2] В особенности с учетом того, что, как известно из общедоступных источников, редакция подготовленного проекта вызывает серьезные замечания у специалистов авиаотрасли, что, очевидно, повлечет дальнейшие существенные корректировки проекта.

[3] 7 июля 2010 г Председатель Правительства РФ в ходе совещания по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации особо отметил, что «требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности» (http://www.government.ru/docs/11315/)

[4] 7 июля 2010 г Председатель Правительства РФ в ходе совещания по вопросам строительства и реконструкции аэропортов в Российской Федерации особо отметил, что «требуется и закон об аэропортах и аэропортовой деятельности» (http://www.government.ru/docs/11315/)

[5] См. в отношении налога на имущество также проект № 305257-5, также содержащий льготу по данному налогу (предполагается новая редакция п. 6 ст. 376 НК РФ). Напомним, что названный проект был принят Государственной Думой в первом чтении, о чем ранее сообщала компания «Пепеляев Групп». Таким образом, в последующем предстоит согласовать данные положения между собой.

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:  

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по [email protected]; Даниилу Крымскому, Младшему юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по [email protected]

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по [email protected]

Хочу построить коттедж рядом с Внуково. Нужно ли согласие Росавиации?

Я хочу построить коттедж рядом с аэропортом Внуково. Соседи сказали, что строительство надо согласовывать с Росавиацией. Пытался найти информацию в интернете, но так и не смог разобраться.

Одни юристы пишут, что согласование не надо, а другие — что надо. Некоторые пишут, что согласие надо получать у начальника аэропорта, другие — что у собственника аэродрома, третьи — что у министерства промышленности. Кто прав?

Было бы здорово, если бы вы разобрались в ситуации и осветили ее подробнее.

Аноним

Иногда нормы одного закона противоречат нормам другого, давайте разберем все по порядку.

С использованием территорий вокруг аэродромов много разных нюансов. Например, около аэродрома вообще нельзя устанавливать мусорки: они приманивают птиц, которые могут мешать полетам самолетов. С другой стороны, шум от самолетов вредит здоровью людей, поэтому строить частный дом впритык к аэродрому тоже нельзя.

Чтобы узнать, что земельный участок находится на приаэродромной территории, надо заказать выписку из ЕГРН в МФЦ или через сайт госуслуг. Если участок находится на приаэродромной территории, об этом будет указано в графе «Особые отметки» выписки:

Также приаэродромные территории указываются на сайтах госорганов. Если аэродром гражданский, ищите информацию о нем на сайте Росавиации, если военный — на сайте Минобороны. Еще есть аэродромы авиазаводов и научных лабораторий, их приаэродромные территории указывают на сайте министерства промышленности.

Приаэродромная территория воронежского аэродрома Чертовицкое в радиусе 30 км от аэропорта

Раньше действовало общее правило: приаэродромной территорией признавали зону взлета и посадки самолетов, а также земли в радиусе 30 км от аэродрома.

В 4 и 5 зонах нельзя размещать объекты, создающие помехи навигации самолетов или угрожающие безопасности аэродрома: линии связи и электропередач, теле- и радиостанции, устройства сжигания газов и другие взрывоопасные объекты.

В 6 зоне запрещено размещать объекты, привлекающие птиц: мусорки, фермы и скотобойни. Наконец, в 7 зоне не рекомендуют строить здания из-за шума, вредных выбросов в воздух и электромагнитных излучений.

Сейчас правительство поручило аэродромам разработать четкие правила, что и где можно строить на их приаэродромных территориях. Этот процесс только начался, например аэродром Внуково сообщил, что еще готовит соответствующий проект.

У большинства аэродромов есть предварительная информация о необходимой им приаэродромной территории. При принятии итогового решения эта территория может увеличиться или, наоборот, уменьшиться.

Гражданин пошел в суд и сначала выиграл его. По мнению суда первой инстанции, в градостроительном кодексе ничего не сказано о согласии Росавиации и, значит, его получать не надо. Вышестоящий Воронежский областной суд согласился с таким решением.

Оба суда поправил Верховный суд: требования воздушного законодательства тоже должны учитываться местными администрациями при рассмотрении документов на строительство. Поэтому проект надо согласовывать и с Росавиацией.

Застройщик никак не мог получить согласие у Минобороны, а из-за этого администрация не предоставляла разрешение на строительство. Суд решил, что малоэтажный жилой дом не помешает аэродрому и стройка не должна простаивать из-за того, что приаэродромная территория все еще не установлена.

На практике все еще возникают проблемы: приказы об установлении приаэродромных территорий публикуются без какой-либо конкретики, а вся информация содержится в приложениях к приказам, которых нет в открытом доступе.

Приказы об установлении приаэродромной территории не содержат какой-либо конкретики. Информацию надо запрашивать в Росреестре

По некоторым аэродромам уже появились разъяснения, в каких случаях не надо согласовывать строительство дома. Например, в Пермском крае есть аэродром Большое Савино, в приаэродромной зоне которого запрещено только строительство свалок, ферм, скотобоен и других объектов, где бывает много птиц.

У нас есть еще материалы, которые могут пригодиться при строительстве дома:

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Ссылка на основную публикацию