Федеральный закон от 24.07.2002 n 101-фз (ред. от 30.04.2021) «об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Зем­ли сель­хоз­уго­дий, не выве­ден­ные из обо­ро­та, могут предо­став­лять­ся не толь­ко в част­ную, но и в общую доле­вую соб­ствен­ность.

Пра­ви­ла предо­став­ле­ния таких земель­ных участ­ков, вла­де­ния, опре­де­ле­ния долей общей соб­ствен­но­сти (ОС), про­ве­де­ния сде­лок, изъ­я­тия регу­ли­ру­ют­ся Феде­раль­ным Зако­ном № 101-ФЗ Об обо­ро­те земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния. Рас­смот­рим клю­че­вые поло­же­ния дан­но­го закона.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: обзор ФЗ № 101

ФЗ № 101 не отно­сит­ся к земель­ным участ­кам (ЗУ) с/х назна­че­ния, предо­став­ля­е­мым для веде­ния садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ЛПХ, гараж­но­го коопе­ра­тив­но­го (и инди­ви­ду­аль­но­го) стро­и­тель­ства, а так­же заня­ты­ми объ­ек­та­ми недви­жи­мо­сти (Обо­рот дан­ных участ­ков регу­ли­ру­ет­ся Земель­ным Кодексом).

К каким наделам применяется фз № 101

область при­ме­не­ния зако­на — сво­бод­ные неза­стро­ен­ные сель­хоз­уго­дья, выде­ля­е­мые отдель­ным граж­да­нам и юрли­цам, сель­ско­хо­зяй­ствен­ным пред­при­я­ти­ям и орга­ни­за­ци­ям, пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, а так­же кре­стьян­ским фер­мер­ским хозяй­ствам (кфх) для сов­мест­но­го вла­де­ния на прин­ци­пах общей доле­вой собственности.

  • устав­ный капи­тал таких хозяйств обра­зу­ет­ся из пае­вых взно­сов участ­ни­ков. поэто­му фз № 101 изве­стен так­же под назва­ни­ем “закон о земель­ных паях”.
  • рас­по­ря­жать­ся сво­ей долей земель­ные пай­щи­ки могут как угодно: 
    • напри­мер, они могут выде­лить из нее отдель­ный земель­ный уча­сток для веде­ния лпх или фкх;
    • сдать в арен­ду (или субаренду);
    • про­дать (при нали­чии прав собственности).
  • пра­во­вая база регу­ли­ро­ва­ния обо­ро­та земель­ных участ­ков и долей ос, вхо­дя­щих в состав сельхозугодий: 
    • кон­сти­ту­ция рф;
    • зк рф;
    • фз № 101;
    • гк рф;
    • др. зако­ны.

пять главных принципов оборота земель с/х назначения

  • зу мож­но исполь­зо­вать толь­ко в пред­на­зна­чен­ных целях.
  • огра­ни­чи­ва­ет­ся мак­си­маль­ный раз­мер общей пло­ща­ди земель­ных наде­лов в пре­де­лах одно­го муни­ци­паль­но­го рай­о­на, кото­рый может быть в соб­ствен­но­сти одно­го физи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица.
  • при­о­ри­тет в покуп­ке зу у госу­дар­ства рф, кро­ме участ­ков, выстав­лен­ных на пуб­лич­ных торгах.
  • при­о­ри­тет­ное пра­во покуп­ки отчуж­да­е­мой доли зу, при­над­ле­жа­ще­го с/х орга­ни­за­ции или чле­ну кфх, при­над­ле­жит участ­ни­ку общей доле­вой собственности.
  • зу из земель сель­хоз­на­зна­че­ния могут так­же предо­став­лять­ся ино­стран­цам (физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам) и лицам без граж­дан­ства, но при усло­вии, что доля их земель­но­го пая в общем капи­та­ле будет боль­ше 50% (пп. 5 п.3 ст. 1 фз). при этом дан­ные участ­ни­ки при­об­ре­та­ют толь­ко пра­ва арен­ды, но не пра­ва соб­ствен­но­сти (ст. 3).

при­ва­ти­за­ция наде­лов про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с земель­ным кодек­сом и дру­ги­ми фед. зако­на­ми. при­ва­ти­зи­ро­вать нель­зя уго­дья край­не­го севе­ра, заня­тые пастбищами.

подроб­нее об обла­сти при­ме­не­ния зу из земель сель­хоз­уго­дий и прин­ци­пах их обо­ро­та — в ст. 1 фз № 101.

участники правовых отношений

участ­ни­ка­ми пае­вых земель­ных сооб­ществ могут быть:

  • госу­дар­ство рф;
  • субъ­ект рф;
  • мо (муни­цип. образования);
  • физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица (рези­ден­ты рф);
  • ино­стран­ные гр-не и юрли­ца, лица без гр-ва (при усло­вии соблю­де­ния усло­вия в пп. 5 п.3 ст. 1).

размер и положение участков

  • мини­маль­ный раз­мер зу уста­нав­ли­ва­ет­ся зако­на­ми субъектов.
  • надел не может нахо­дить­ся в соста­ве искус­ствен­но оро­ша­е­мых земель и обла­дать раз­ме­ром мень­ше мини­маль­но­го, за исклю­че­ни­ем сле­ду­ю­щих случаев: 
    • он выде­лен из доли в пра­ве ос для веде­ния лпх или фкх, в част­но­сти, для садо­вод­ства, пче­ло­вод­ства, выра­щи­ва­ния ово­щей, вино­гра­да, цве­тов, раз­ве­де­ния рыбы, иных видов с/х дея­тель­но­сти, допус­ка­ю­щих при­ме­не­ние зу мень­ше мини­маль­но­го р‑ра;
    • уча­сток обра­зу­ет­ся в целях буду­ще­го изъ­я­тия в муни­ци­паль­ную либо госу­дар­ствен­ную собств-сть с изме­не­ни­ем сво­е­го целе­во­го назна­че­ния в рам­ках пере­пла­ни­ров­ки земель­ной территории.
  • мак­си­маль­ный раз­мер зу, нахо­дя­щий­ся в соб­ствен­но­сти одно­го физи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица, может быть не более*10% от общей пло­ща­ди всех с/х земель муни­ци­паль­но­го р‑на, в кото­ром нахо­дит­ся уча­сток (п. 2 ст. 4 фз № 101).

при­ме­ча­ние*: в фз № 101 напи­са­но “не менее 10 %” (???). оче­вид­но, что это ошиб­ка, поче­му-то до сих пор не устра­нен­ная: мак­си­маль­ный раз­мер не может быть по логи­ке “не менее”, а может быть толь­ко “не более”.

принуждение к отчуждению земельного участка или доли

соб­ствен­ник дол­жен отка­зать­ся от сво­е­го пра­ва собств-сти и про­ве­сти отчуж­де­ние зу либо при­над­ле­жа­щей доли в случаях:

  • если он явля­ет­ся ино­стран­цем или лицом без граж­дан­ства, на осно­ва­нии ст. 3 фз;
  • если мак­си­маль­ный раз­мер участ­ка боль­ше допустимого.

отчуж­де­ние долж­но быть про­из­ве­де­но в тече­ние одно­го года:

  • с момен­та при­ня­тия фз № 101 (если уча­сток либо его доля ста­ли собств-стью еще до при­ня­тия закона);
  • с момен­та при­об­ре­те­ния прав соб­ствен­но­сти (для зу, куп­лен­ных после при­ня­тия фз).
Читайте также:  Статья 9. Лицензирование космической деятельности

при отчуж­де­нии зу в поль­зу субъ­ек­та или мо быв­ший соб­ствен­ник полу­ча­ет при­о­ри­тет­ное пра­во на заклю­че­ние аренд­но­го дого­во­ра на отчуж­ден­ный им надел

если соб­ствен­ник не изба­вит­ся от земель­но­го участ­ка (доли) в над­ле­жа­щий срок, тер­ри­то­ри­аль­ный орган егрн в тече­ние 10 дней дол­жен изве­стить об этом гос. орга­ны субъ­ек­та. а те на про­тя­же­ние меся­ца обра­ща­ют­ся в суд для отчуж­де­ния участ­ка насиль­ствен­ным спо­со­бом через пуб­лич­ные торги.

если поку­па­тель не нахо­дит­ся, то зу (или долю) долж­ны по рыноч­ной цене при­об­ре­сти либо субъ­ект рф, либо мо (ст. 5 фз).

правила изъятия земельных участков с/х земель

обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния под­ра­зу­ме­ва­ет пере­да­чу участка:

  • в соб­ствен­ность;
  • арен­ду;
  • посто­ян­ное пользование;
  • без­воз­мезд­ное сроч­ное пользование;
  • пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое владение.

одна­ко все эти виды исполь­зо­ва­ния могут быть прекращены.

земель­ный уча­сток может быть изъ­ят у соб­ствен­ни­ков (арен­да­то­ров, вла­дель­цев и поль­зо­ва­те­лей) госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми орга­на­ми в случаях:

  • нане­се­ния ущер­ба зу и экологии: 
    • под ущер­бом пони­ма­ет­ся непра­виль­ная экс­плу­а­та­ция зем­ли, при­вед­шая к сни­же­нию пло­до­ро­дия, кри­те­рии кото­ро­го уста­нов­ле­ны пра­ви­тель­ством рф;
    • мас­шта­бы нане­се­ния ущер­ба окру­жа­ю­щей сре­ды опре­де­ля­ют­ся в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем № 7 — фз “об охране окр. среды”.
  • исполь­зо­ва­ние зу не по целе­во­му назна­че­нию, то есть не для осу­ществ­ле­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, в тече­ние 3 и более лет (в этот срок не вклю­ча­ет­ся вре­мя, когда надел не мог исполь­зо­вать­ся из-за ава­рий­ной ситу­а­ции, сти­хий­но­го бед­ствия, нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та и т.д.).
  • эти два пра­ви­ла рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на участ­ки, не явля­ю­щи­е­ся ипо­теч­ным зало­гом или пред­ме­том судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства по делу о банкротстве.
  • кон­троль за исполь­зо­ва­ни­ем земель­ным участ­ков про­из­во­дят орга­ны гос­над­зо­ра. про­це­ду­ра изъ­я­тия сложная:
  • при выяв­лен­ных нару­ше­ни­ях на нару­ши­те­ля вна­ча­ле заво­дят адми­ни­стра­тив­ное дело, а если он не устра­нит их, то орга­ны над­зо­ра направ­ля­ют мате­ри­а­лы в исп. орга­ны субъ­ек­та рф и изве­ща­ют об этом егрн (с это­го момен­та все опе­ра­ции, свя­зан­ные с пере­хо­дом прав на зу будут до реше­ния суда прекращены).
  • далее орга­ны исп. вла­сти в тече­ние двух меся­цев пода­ют в суд иск об изъ­я­тии зу. при поло­жи­тель­ном реше­нии суда в тече­ние полу­го­да про­во­дят­ся кадаст­ро­вые рабо­ты в отно­ше­нии изъ­ято­го участ­ка (при необ­хо­ди­мо­сти меня­ет­ся тип исполь­зо­ва­ния), про­из­во­дит­ся оцен­ка зу и орга­ни­зу­ют­ся пуб­лич­ные торги.
  • в тор­гах не могут при­нять уча­стие вза­и­мо­за­ви­си­мые лица (юрли­ца, учре­ди­те­ля­ми или чле­на­ми кото­рых явля­ет­ся соб­ствен­ник изъ­ято­го участ­ка, чле­ны его семьи, род­ствен­ни­ки, долж­ност­ные лица, кото­рые мог­ли бы повли­ять на резуль­та­ты торгов).
  • началь­ная цена зу на пуб­лич­ных тор­гах рав­на его кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти. если уча­сток в пло­хом состо­я­нии, цену могут сни­зить на 20%.
  • если тор­ги не состо­я­лись, через два меся­ца про­во­дят повтор­ные: стар­то­вая цена уста­нав­ли­ва­ет­ся ниже на 20%, чем цена пер­вич­ных торгов.
  • при неудав­ших­ся повтор­ных тор­гах уча­сток про­да­ют путем пуб­лич­ной офер­ты. про­даж­ная цена при этом долж­на быть не ниже поло­ви­ны сто­и­мо­сти того же объ­ек­та, выстав­лен­но­го на повтор­ные торги.
  • сред­ства от про­да­жи земель­но­го участ­ка отда­ют­ся быв­ше­му соб­ствен­ни­ку, за выче­том рас­хо­дов на кадаст­ро­вые и оце­ноч­ные рабо­ты и про­ве­де­ние торгов.
  • новый соб­ствен­ник дол­жен начать исполь­зо­вать уча­сток по назна­че­нию не позд­нее, чем через год. в про­тив­ном слу­чае на него так­же может быть заве­де­но адми­ни­стра­тив­ное дело, и про­це­ду­ра изъ­я­тия при невы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний повторится.

все земель­ные участ­ки с уста­нов­лен­ным неце­ле­вым исполь­зо­ва­ние нахо­дят­ся под осо­бым кон­тро­лем: реги­стри­ру­ю­щие испол­ни­тель­ные орга­ны (егрн) обя­за­ны направ­лять све­де­ния о реги­стра­ции всех сде­лок в кон­тро­ли­ру­ю­щие над­зор­ные органы.

подроб­нее об изъ­я­тии читай­те в ст. 6 фз № 101.

оборот земель сельскохозяйственного назначения: особенности сделок

гла­ва вто­рая фз № 101 регла­мен­ти­ру­ет сле­ду­ю­щие виды сде­лок с зу земель с/х назначения:

  • куп­ля-про­да­жа;
  • арен­да;
  • предо­став­ле­ние в собств-сть­/а­рен­ду зу, при­над­ле­жа­щих госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фондам;
  • насле­до­ва­ние.

купля-продажа зу земель сельхозназначения

Основ­ным (при­о­ри­тет­ным) поку­па­те­лем сель­ско­хо­зяй­ствен­ных земель явля­ют­ся субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния. Исклю­че­ние состав­ля­ют участ­ки, выстав­лен­ные на тор­гах и изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных нужд.

  • Если про­да­вец игно­ри­ру­ет пре­иму­ще­ствен­ное пра­во и про­даст уча­сток дру­го­му лицу, такая сдел­ка будет при­зна­на ничтож­на (п. 4 ст. 8 ФЗ № 101).
  • Про­да­вец обя­зан послать изве­ще­ние о сво­ем наме­ре­нии про­дать ЗУ в испол­ни­тель­ный орган субъ­ек­та РФ или МО. В изве­ще­ние долж­ны быть ука­за­ны все све­де­ния об участ­ке, его цене, сро­ке расчета.
  • При отка­зе субъ­ек­та РФ или МО при­об­ре­сти дан­ный уча­сток, про­да­вец име­ет пра­во про­дать дру­го­му лицу по цене, не ниже заяв­лен­ной в извещении.
Читайте также:  Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения

Аренда ЗУ земель сельхозназначения

  • В арен­ду могут пере­да­вать­ся толь­ко участ­ки (в т.ч. и при­над­ле­жа­щие пай­щи­кам), про­шед­шие кадаст­ро­вый учет (п. 1 ст. 8 Феде­раль­но­го Закона).
  • Аренд­ный дого­вор или согла­ше­ние на нало­же­ние част­но­го серви­ту­та может быть под­пи­сан упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем доль­щи­ков, избран­ным на общем собра­нии участ­ни­ков земель­но­го пая.
  • Дого­вор уста­нав­ли­ва­ет­ся на срок от 3 до 49 лет, за исклю­че­ни­ем участ­ков под сено­кос или выпас ско­та, на кото­рых срок арен­ды — до 3 лет.
  • По окон­ча­нию сро­ка арен­ды уча­сток может быть про­дан арендатору.
  • При про­дле­нии аренд­но­го согла­ше­ния при­о­ри­тет у арен­да­то­ра, если он не нару­шал усло­вий договора.
  • Пло­щадь арен­ду­е­мой зем­ли не ограничивается.
  • Пра­ва по арен­де отдель­но­го пай­щи­ка могут быть пред­ме­том зало­га без согла­сия осталь­ных участ­ни­ков доле­вой собственности.

Передача в собственность государственных и муниципальных земель

Госу­дар­ствен­ные и муни­ци­паль­ные земель­ные участ­ки могут быть пере­да­ны в соб­ствен­ность доб­ро­со­вест­ным граж­да­нам и юрли­цам по окон­ча­нию сро­ка арен­ды, если они исполь­зо­ва­ли их по назна­че­нию и не нанес­ли ущер­ба земле.

Пере­да­ча зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в соб­ствен­ность невозможна:

  • рели­ги­оз­ным организациям;
  • науч­ным учреждениям;
  • мало­чис­лен­ным корен­ным народам;
  • каза­чьим общинам;
  • обра­зо­ва­тель­ным с/х учреждениям;
  • под паст­би­ща и сено­ко­сы (п. 5 ст. 10 ФЗ).

Зем­ли с/х назна­че­ния могут пере­да­вать­ся в воз­мезд­ное и без­воз­мезд­ное пользование.

Неис­поль­зу­е­мые госу­дар­ствен­ные и муни­ци­паль­ные земель­ные наде­лы, с момен­та реги­стра­ции кото­рых про­шло не более полу­го­да, могут быть пере­да­ны субъ­ек­та­ми РФ или МО сель­ско­хо­зяй­ствен­ным и фер­мер­ским хозяй­ствам по цене не более 15 % от их кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти. Осно­ва­ни­ем явля­ют­ся заяв­ле­ния дан­ных орга­ни­за­ций в орга­ны вла­сти с прось­бой предо­ста­вить эти участ­ки в арен­ду или пользование.

Наследование земельных участков

Насле­до­ва­ние ЗУ из земель сель­хоз­на­зна­че­ния не явля­ет­ся при­о­ри­тет­ным пра­вом. Уна­сле­до­вать надел мож­но, но сохра­нить пра­во соб­ствен­но­сти будет невоз­мож­но, если:

  • наслед­ник — ино­стран­ный граж­да­нин или лицо без гражданства;
  • мак­си­маль­ный раз­мер участ­ка боль­ше допустимого.

В этих слу­ча­ях наслед­ник будет обя­зан про­из­ве­сти отчуж­де­ние земель­но­го участ­ка в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми ст. 5 ФЗ № 101.

Обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния, регла­мен­ти­ру­е­мый дан­ным зако­ном, отли­ча­ет­ся от сде­лок с земель­ны­ми участ­ка­ми, предо­став­ля­е­мым граж­да­нам под садо­вод­ство, ого­род­ни­че­ство и веде­ние лич­но­го хозяй­ства. Хотя и в том, и в дру­гом слу­чае исполь­зу­ет­ся оди­на­ко­вая кате­го­рия земель.

Читать пол­ное содер­жа­ние Феде­раль­но­го Зако­на № 101 — ФЗ об обо­ро­те земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назначения.

Нововведения в закон об обороте земель сельхозназначения

Земля по праву считается одним из наиболее ценных активов, чья стоимость мало подвержена сезонным колебаниям. Однако не только это делает сельхозучастки привлекательной инвестицией. Агропроизводство — всегда выгодное вложение денег, гарантирующее их возврат с немалой прибылью.

Положения Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения значительно облегчат составление соглашения о долгосрочной аренде. Также знакомство с этими законодательными нормами защитит от типичных ошибок, допускаемых многими гражданами во время процедуры оформления аренды сельхозугодий.

Со времени вступления в силу (2002) Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» претерпел ряд существенных корректив. В настоящее время действительна редакция с последними видоизменениями от 03.07.2016.

Новый текст документа состоит из 4 глав и 20 статей.

Как и большинство аналогичных актов, закон № 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» начинается с общих положений, регламентирующих не только способы обработки земли и ее аренды, но и возможность дальнейшей приватизации или выкупа. Ко всему прочему, в первой главе оговаривается, при каких условиях не допускается возможность приватизации земель сельхозназначения, выделения иных участков.

В положениях закона (точнее статьи 6) обозначаются случаи, когда допускается изъятие участка, выделенного ранее принудительно. Как правило, к подобной проблеме приводят захламление надела, неиспользование земли по своему прямому назначению, нецелевое использование земель, загрязнение/уничтожение плодородного (верхнего) слоя, разрушение/порча системы мелиорации.

Специфика использования сельхозземель

Закон (глава 2) уточняет особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения. Она состоит всего из четырех статей, каждая из которых разъясняет нюансы:

  • покупки и/или продажи земли;
  • аренды;
  • выкупа;
  • передачи в наследство.

Согласно статье 8 ФЗ правовое регулирование оборота земель, относящихся к сельхозназначению, связанное с их изъятием у владельца или арендатора согласно действующему законодательству, предполагает преимущественное право выкупа участка муниципальным образованием. Однако это не имеет отношения к случаям, когда земля выставляется на открытые торги.

Читайте также:  Статья 1. цели и задачи закона

Если же местные органы власти не заинтересованы в приобретении сельскохозяйственного участка, от которого желает отказаться его владелец, он имеет право продать его третьему лицу.

Следует учесть, что несоблюдение процедуры продажи земли, касающегося преимущественного права выкупа муниципальным учреждением, влечет серьезные последствия.

Согласно закону последующая сделка при покупке или продаже (физическому либо юридическому лицу) объявляется ничтожной.

О внесении изменений в статью 10 федерального закона "об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

Предыдущая записьВыписку из ЕГРН теперь можно… Алексей Николаевич Таушкин

“Проект” федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» разработан на основе предложений правоприменителей и направлен на совершенствование мер государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.

“Абзац первый пункта 8 статьи 10” Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Федеральный закон) предусматривает право крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, на приобретение без проведения торгов в аренду на срок до пяти лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В то же время согласно “абзацу второму пункта 8 статьи 10” Федерального закона в случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном “статьей 39.18” Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Правоприменительная практика с учетом позиций судебных органов относительно толкования взаимосвязи положений “абзаца второго пункта 8 статьи 10” Федерального закона и “статьи 39.

18” Кодекса в настоящее время складывается следующим образом: крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, заявив о своем праве, предусмотренном “абзацем первым пункта 8 статьи 10” Федерального закона, при поступлении нескольких заявлений должны участвовать в аукционе наравне с иными субъектами, указанными в “пункте 1 статьи 39.18” Кодекса, для которых факт участия в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не является обязательным для реализации своего права на землю.Таким образом, правоприменители (как сельскохозяйственные товаропроизводители, так и уполномоченные органы публичной власти) справедливо замечают, что содержание права на землю специального субъекта фактически размывается действующей редакцией “абзаца второго пункта 8 статьи 10” Федерального закона в ее взаимосвязи с редакцией “статьи 39.18” Кодекса. Тем самым исключается возможность самостоятельного применения на практике положений “подпунктов 12” и “15 пункта 2 статьи 39.6” Кодекса, которые предусматривают самостоятельные случаи заключения договоров аренды земельных участков в особом порядке.

В связи с вышеизложенным “проектом” федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предлагается “абзац второй пункта 8 статьи 10” Федерального закона дополнить положением, согласно которому заявления в отношении земельного участка, указанного в “абзаце первом пункта 8 статьи 10” Федерального закона, принимаются только от крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, и в аукционе, предусмотренном “статьей 39.18” Кодекса, вправе участвовать исключительно крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные организации, участвующие в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Также “законопроектом” указывается, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования соответствующего извещения заявления иных крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных организаций, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, предусмотренных “пунктом 5 статьи 39.18” Земельного кодекса Российской Федерации.

РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

Комментариев пока нет…Оставьте первый комментарий!

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]