Статья 1. цели и задачи закона

  • По любым вопросам юридического характера
  • По телефону или на приёме в нашем офисе
  • Не навязываем платные услуги
  • Представляем полный порядок действий
  1. Выработка стратегии защиты Вашего права
  2. Подготовка досудебной претензии
  3. Составление жалоб в государственные органы
  4. Оформление и подача заявления в суд
  • Полное сопровождение дела до 100% результата
  • Представление интересов в досудебном порядке
  • Представление интересов в суде первой инстанции
  • Обжалование судебных актов и апелляции

Предоставим бесплатную консультацию по телефону горячей линии 8 (800) 201-78-33 в онлайн-чате в правом нижнем углу сайта, на личном приёме у нас в офисе.

В ходе консультации проанализируем Вашу ситуацию с точки зрения законодательства Российской Федерации

с последними изменениями на сегодняшний день.

Наш специалист определит всевозможные пути решения Вашей ситуации,выявить всевозможные подводные

камни и подскажет как их избежать.

Постоянную поддержку с Вашим личным специалистом В любое время мы на связи и вы всегда сможете

расчитывать на нас и воспользоваться нашими услугами.

  • Вы получите помощь уже на первой консультации.
  • Будете осведомлены и будете знать, как вести себя в Вашей ситуации.
  • Определитесь с порядком действий.

Более 10 тысяч успешных дел

Более 10 лет успешной работы

Приём заявок 24 часа в сутки

Контролируем законностьдеятельности банков

Обеспечиавем защитубезопасности наших клиентов

Пресекаем любые попыткинарушения прав наших клиентов

Пресекаем разглашение информациио долгах клиентов третьим лицам

Защищаем права наших клиентов какпотребителей финансовых продуктов

Добиваемся снижения илисписания выплат по долгам

Статья 1. Цели и задачи Закона Статья 1. Цели и задачи Закона Статья 1. Цели и задачи Закона Статья 1. Цели и задачи Закона

Мария Мирошникова

Город Москва

Статья 1. Цели и задачи Закона

Александра Смирнова

Город Москва

Просто честно ответьте себе на эти вопросы:

Вы хотите оградить себя и близких от проблем

юридического характера?

Вы хотите снизить Ваши проблемы юридического

характера до минимума?

Вы хотите, чтобы Ваши проблемы решали лучшие

юристы Москвы?

Записаться на приём к юристу

2021 Юридическая компания «Закон»

Закон ростовской области. глава 1. общие положения. статья 1. цели и задачи закона. статья 2. основные понятия — pdf скачать бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Основные меры социальной поддержки участников войны Участникам Великой Отечественной войны в соответствии со ст. 15 Федерального закона 5-ФЗ «О ветеранах» предоставляются следующие меры социальной поддержки:

Подробнее

ЗАКОН УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на 27 сентября 2016 года) Документ с изменениями, внесенными на основании Закона

Подробнее

Федеральный закон «О ветеранах» (статья 14): ежемесячная денежная выплата; внеочередная установка квартирного телефона; преимущественное право на вступление в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы,

Подробнее

Закон Приморского края от 30 октября 2018 года 366-КЗ «О детях войны в Приморском крае» Принят Законодательным Собранием Приморского края 24 октября 2018 года Статья 1. Настоящий Закон устанавливает меры

Подробнее

Закон Челябинской области от 14 февраля 1996 г. N 16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области» Настоящий Закон определяет дополнительные (наряду с установленным законодательством

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело 14-П 0-1 г. Москва 1? март а 2 0 10 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Пирожкова

Подробнее

Основные меры социальной поддержки инвалидов войны Инвалидам войны в соответствии со ст. 14 Федерального закона 5 — ФЗ «О ветеранах» предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) компенсация

Подробнее

ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Принят Законодательным Собранием Приморского края 22 декабря 2004 года Настоящий Закон

Подробнее

22 июня 2005 года N 55-4-ОЗ АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Архангельским областным Собранием депутатов (Постановление

Подробнее

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • См. все связанные документы >>>

1. Изложение статей ТК начинается со ст. 1, определяющей цели и задачи трудового законодательства.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан.

Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.

), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных споров.

Трудовой кодекс содержит нормы, цель которых — создать благоприятные условия труда, обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей.

В отличие от ранее действовавшего Кодекса, комментируемый ТК более подробно регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников.

В нем содержатся основные направления государственной политики в области охраны труда, нормативные требования охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, положения об органах управления охраны труда, порядок и условия расследования и учета несчастных случаев, источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (см. коммент. к разд. X «Охрана труда»).

Защита трудовых прав работников осуществляется различными способами. Основными из них являются: самозащита работниками своих трудовых прав, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, защита трудовых прав работников профсоюзами, судебная защита (см. коммент. к статьям гл. 56 — 59).

Значительный массив норм Кодекса связан с порядком проведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, установления предела договорного регулирования, с тем чтобы не ухудшить положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Эти нормы имеют целью сбалансировать интересы работников и работодателей, а также обеспечить интересы государства.

2. Комментируемая статья формулирует основную задачу трудового законодательства через круг отношений, составляющих предмет трудового права. Эта статья имеет принципиальное значение, поскольку определяет критерии разграничения трудового права и смежных отраслей российского права.

Центральное место в отношениях, регулируемых трудовым законодательством, занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями в связи с заключением трудового договора (см. коммент. к ст. 15).

Трудовыми отношениями не исчерпывается круг отношений, составляющих предмет трудового права. В него входят и другие отношения, тесно связанные с трудовыми: одни предшествуют им, другие функционируют одновременно с ними, третьи приходят им на смену.

К предшествующим относятся отношения по трудоустройству. Цель указанных отношений — обеспечить граждан работой, способствовать возникновению трудовых отношений между ними и работодателями.

Нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест, гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в сфере занятости. Для этих отношений характерна множественность субъектов.

К ним относятся не только работники и работодатели, но и органы государственной власти, профсоюзы.

Отношения, которые функционируют наряду с трудовыми, весьма различны по своему содержанию.

Сюда относятся отношения: по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству; ведению коллективных переговоров; заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Эти отношения в обобщенной форме являются коллективными трудовыми отношениями. Их отличительная особенность — наличие коллективного субъекта в лице профсоюза или иного представительного органа работников. Сам работник, как правило, непосредственно в коллективном трудовом отношении не участвует.

К самостоятельным видам Кодекс относит и отношения по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда, которые до последнего времени рассматривались как составная часть трудовых отношений.

Отношения по контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. Трудовой кодекс не отступает от этих традиций. В соответствии с конституционным правом на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, важное значение имеют предусмотренные в ТК нормы в области контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, способствующие обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Возникающие в связи с осуществлением надзора и контроля отношения функционируют наряду с трудовыми отношениями.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, комментируемая статья завершает отношениями по рассмотрению трудовых споров. Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым.

Они предусматривают (во многих случаях) альтернативный порядок рассмотрения споров, определяют механизм исполнения решений комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах.

Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Читайте также:  Статья 11.1. Формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи

Наряду со спорами, возникающими между конкретным работником и работодателем, существуют коллективные трудовые споры, порядок разрешения которых предусматривает специальную процедуру вплоть до объявления забастовки (см. коммент. к статьям гл. 61).

Трудовое законодательство регулирует также отношения по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права — связь с трудовыми отношениями. Трудовой кодекс подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Одним из таких законов является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно этому Закону пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в следующем размере: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж восемь и более лет, — 100% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от пяти до восьми лет, — 80% среднего заработка; застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до пяти лет, — 60% среднего заработка.

Однако независимо от продолжительности страхового стажа размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год.

В 2009 г. в соответствии с Законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 г. максимальный размер пособия в 2009 г. равен 18720 руб.; в 2010 г. — 20030 руб.; в 2011 г. — 21390 руб. (ч. 1 ст. 8). Если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по каждому месту работы.

Не остается неизменным и максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний: в 2013 г.

он не должен был превышать 58970 руб., в 2014 г. — 61920 руб., а в 2015 г. — 65020 руб. (см. Федеральный закон от 03.12.

2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»).

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Трудовой кодекс Российской Федерации начинается с определения основ трудового законодательства.  В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан.

Эта цель имеет большое значение в современный период, т.е. в условиях перехода к рынку труда. Повышается роль договорного регулирования условий труда.

Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.  Вторая цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда.

В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209 — 231 и комментарии к ним).

  Третья цель — защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами.

Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (см. ст. 353 — 369 ТК и комментарии к ним); защита трудовых прав работников профессиональными союзами (см. ст. 370 — 378 ТК и комментарии к ним); самозащита работниками трудовых прав (см. ст.

379 — 380 ТК и комментарии к ним).

Вторая часть комментируемой статьи посвящена основным задачам трудового законодательства.

Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  Данная статья перечисляет те общественные отношения, которые составляют предмет трудового права как отрасли права. Главными в предмете трудового права являются трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем.

Речь идет о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Таким образом, трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права.

Кроме трудовых отношений есть иные, непосредственно связанные с ними, общественные отношения, которые также входят в предмет трудового права. Все эти общественные отношения являются производными от трудовых. Часть из них предшествуют, другие сопутствуют, а третьи приходят на смену трудовым отношениям.  Первая группа — предшествующие отношения.

К ним относятся отношения по трудоустройству у данного работодателя. Основная цель этих отношений — это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству. В условиях расширения рыночных отношений данная группа имеет важное значение для обеспечения правовой защищенности граждан на рынке труда при реализации ими права на свободу труда.

  Отношения по трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых граждан (несовершеннолетних, инвалидов и др.) нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест.

Вторая группа общественных отношений — сопутствующие. Большая часть является именно таковыми.

В качестве таковых выступают: отношения по организации труда и управлению трудом; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Для перечисленных отношений важно подчеркнуть то, что они являются коллективными трудовыми отношениями. Отличительной особенностью их является всегда наличие коллективного субъекта в лице профессиональных союзов либо иного представительного органа работников.  Кроме того, ч.

2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного вида сопутствующих отношений называет отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.  Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет работодатель.

Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации. Необходимо отметить, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Следующий вид сопутствующих отношений — материальная ответственность сторон — работодателей и работников — в сфере труда. Это отношения охранительного характера. Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем.

Следовательно, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

  Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также являются сопутствующими. Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В развитие данной конституционной нормы Трудовой кодекс предусматривает комплекс норм, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Эти нормы должны способствовать обеспечению здоровья и безопасных условий труда.  Следующий вид отношений, непосредственно связанных с трудовыми, — по разрешению трудовых споров. Чаще всего эти отношения приходят на смену трудовым, их называют последующими. Однако отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать (например, об отказе в приеме на работу), сопутствовать трудовым отношениям (например, работнику объявлен выговор, а он не согласен с наложенным взысканием и обращается в Комиссию по трудовым спорам).  Отношения по разрешению коллективного трудового спора всегда будут выступать сопутствующими по отношению к трудовым отношениям.

  Законодатель включил в число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, новую группу, а именно отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эти отношения могут быть как сопутствующими, так и приходить на смену трудовым, т.е. последующими.

Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
    организации труда и управлению трудом;
    трудоустройству у данного работодателя;
    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ;
    разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами .

Комментарий к статье 1 ТК РФ

Общественная потребность в нормативном регулировании той или иной сферы общественных отношений выявляется с учетом того, каково фактическое состояние соответствующей области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы и др.). Исходя из этого наряду с решением ряда вопросов определяются цели и задачи правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.

В ст. 1 ТК установлены цели и задачи трудового законодательства.

Комментируемая статья, как и трудовое законодательство в целом, основана на системе ценностей, принятых в обществе, а также адресованных субъектам, в отношении которых проявляются эти ценности.

Эти цели и задачи трудового законодательства основаны на положениях Конституции РФ, признающих человека, его права и свободы высшей ценностью, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст.

2 Конституции РФ), и определяющих Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняющим труд и здоровье людей, устанавливающим гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ), а также иных базовых положениях Конституции РФ (ст. ст. 15, 17, 18, 30, 37, 45, 46, 55 и др. статьи).

В ч. 1 комментируемой статьи определены три основополагающие цели трудового законодательства.

Читайте также:  Раздел IV. Компетенция третейского суда

Первое место занимает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан согласно Конституции РФ. Это означает, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, включают гарантии, которые приобретают значение юридических и носят обязательный характер.

Государство устанавливает гарантии для всех работников (граждан), именуемые как «общие гарантии трудовых прав и свобод» (гарантии при заключении, изменении и прекращении трудового договора, по оплате труда, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, по охране труда и др.). Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите (лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, женщин и работников с семейными обязанностями), установлены специальные гарантии.

Второй целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда.

Достижению этой цели служат нормы ТК о рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, профессиональной подготовке и повышении квалификации и др.

Особенно важную роль в создании благоприятных условий труда играют нормы ТК, обеспечивающие охрану труда, соблюдение требований и организацию охраны труда и др. (см. разд. X ТК).

В качестве третьей цели законодательно закреплена защита прав и интересов работников и работодателей. Нормы по защите и способы такой защиты получили свое закрепление в ТК (см. разд. XIII). В ч. 1 ст. 352 ТК установлено в соответствии с Конституцией РФ (ст.

45) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ч. 2 ст. 352 ТК предусмотрены основные способы защиты трудовых прав и свобод.

Они включают: самозащиту работниками своих прав, общественный способ защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, административный способ, главным образом государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственный способ, прежде всего это судебная защита (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров). Очевидно, что эти способы в основном направлены на защиту трудовых прав и свобод работников, так как реализация этих прав и свобод во многом зависит от правоприменительной деятельности, присущей работодателю, который не всегда соблюдает трудовое законодательство и выполняет свои обязанности. Поэтому работник (работники) нуждается в защите своих трудовых прав, гарантиях защиты, включая указанные способы их защиты.

Защита прав и интересов работодателя не исключается.

Следует исходить из того, что в сфере трудовых отношений работодатель вправе осуществлять свои дисциплинарно-распорядительные и правоприменительные полномочия, а также заключать коллективный договор, участвовать в заключении социально-партнерских соглашений, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в порядке, установленном ст. 8, другими статьями ТК.

В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены две основные задачи трудового законодательства, решение которых направлено на достижение целей, названных в ч. 1 комментируемой статьи. Первая из задач требует создания необходимых правовых условий (предпосылок) для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

Более всего служит выполнению данной задачи правовая основа социального партнерства, создающая условия для согласования этих интересов.

Взаимодействие социальных партнеров, в котором заинтересовано общество и государство, ориентировано на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса, стремление учесть и обеспечить согласование различных, а порой противоречивых интересов социальных партнеров с использованием установленных правил и процедурных норм.

Система взаимодействия сторон социального партнерства, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, согласно ст. 23 ТК, направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Второй основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые составляют предмет регулирования трудового права. Трудовым отношениям, возникающим между работником и работодателем, придается главенствующее значение в предмете трудового права и ТК (см. ст. 15).

Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения трудовых отношений выделены в самостоятельную гл. 2 ТК. Во второй части комментируемой статьи перечислены иные, непосредственно связанные с трудовыми отношения, которые в совокупности с трудовыми отношениями составляют предмет отрасли трудового права (см. коммент. к п. 5 настоящей статьи).

Комментируемая статья в соответствии с Конституцией РФ определяет цели и задачи, выражающие общесоциальные черты трудового права, придающие определенную направленность трудовому законодательству, что не исключает другого основного направления его воздействия на регулируемые отношения. Эти направления, обусловленные указанными целями и задачами, определяются как специфические функции трудового права, именуемые защитной (социальной) и экономической (производственной) функциями.

В соотношении указанных функций некоторый приоритет имеет защитная функция в силу ряда причин. Прежде всего потому, что работник и работодатель в трудовом отношении занимают неравное положение.

Защитная функция направлена в основном на охрану труда и защиту работника как более слабого участника в трудовом отношении по сравнению с работодателем, являющимся собственником имущества или владеющим им на законном основании и наделенным дисциплинарной, директивной и нормативной властью. Экономическая (производственная) функция способна учитывать прежде всего интересы работодателей.

В соотношении указанных функций главным являются взаимосвязи как основа их устойчивости, определенного равновесия. Вместе с тем акцент в соотношении экономической и защитной функций объективно переносится с первой на вторую.

При осуществлении защитной функции возможно установление пределов эксплуатации труда наемного работника со стороны работодателя и создание защиты прав и учета законных интересов работников , в том числе путем объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства и др. .

———————————
Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2002. С. 78.

КП: примечание.

Учебник «Трудовое право России» (отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова) включен в информационный банк согласно публикации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010 (3-е издание).

Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М., 2004. С. 4 — 5.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, являются производными от трудовых отношений и применительно к ним по времени своего возникновения, развития и прекращения могут предшествовать трудовым отношениям либо сопутствовать им, а в некоторых случаях и сменять трудовые отношения. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, различаются характером прав и обязанностей, сторонами этих отношений, основаниями их возникновения и прекращения.

В комментируемой статье первыми названы отношения по организации труда и управлению трудом. Они являются сопутствующими трудовым отношениям.

Возникают эти отношения между работниками и работодателем (их представителями) одновременно с формированием коллектива работников и прекращаются с ликвидацией работодателя (юридического лица) либо прекращением деятельности индивидуального работодателя (физического лица).

Отношения по организации труда и управлению трудом получают свое развитие в области управленческой и правоприменительной деятельности. Нормы об участии работников в управлении организацией, установленные ст.

53 ТК, направлены на индивидуальное участие работника (например, внесение предложений работодателю по совершенствованию деятельности организации, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации и др.

) или непосредственное участие работников в управлении организацией (например, выборы на общем собрании (конференции) представителей в КТС в порядке, установленном ст. 384 ТК, и др.). В основном участие работников в управлении организацией осуществляется через их представителей (представительные органы), традиционно ими являются профессиональные союзы. Иные представители избираются работниками в случаях и порядке, предусмотренных ТК.

Формы участия работников в управлении организацией согласно ст. 53 ТК определяются ТК, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым в установленном ТК порядке (ст. 8 ТК).

К предшествующим трудовым отношениям относятся отношения по трудоустройству, возникающие для содействия в обеспечении граждан работой в условиях функционирования рынка труда, в том числе с помощью государственной службы занятости. Для некоторых категорий граждан (несовершеннолетних лиц, не достигших 18 лет, инвалидов и др.

) законом предусмотрена квота рабочих мест. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обязанности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др.

В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях — профсоюзы.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя обычно сопутствуют трудовым отношениям. Они могут предшествовать трудовым отношениям, если профессиональная подготовка или повышение квалификации осуществляются до возникновения трудовых отношений.

В этом случае стороны этих отношений — работодатель и работник — заключают ученический договор или договор (соглашение) о направлении работника на соответствующую форму профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, последние из указанных отношений сопутствуют трудовым (см. коммент. к ст. ст.

196 — 208).

Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений сопутствуют трудовым отношениям. Правовую основу для развития этих отношений составляет разд. II ТК, посвященный социальному партнерству в сфере труда (см. коммент. к ст. ст. 23 — 53).

Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров возникают по инициативе любой из сторон: работников или работодателя (работодателей) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. коммент. к ст. ст. 25, 29 — 34).

Указанные отношения направлены на установление условий и оплату труда работников, охрану и безопасность труда, занятость, социальную защиту работников и другие важные условия, а также на осуществление контроля за выполнением коллективного договора либо соглашений. ТК установлены и другие формы социального партнерства (см. коммент.

к ст. 27), в связи с чем могут возникать соответствующие отношения.

Читайте также:  Статья 37.2. Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов

Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях сопутствуют трудовым отношениям.

Эти отношения возникают между работниками и профсоюзами с работодателем, руководитель выступает представителем работодателя, если им является юридическое лицо (организация). Работников во всех случаях в данном отношении представляют только профессиональные союзы. Эти отношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства.

Решения, касающиеся указанных вопросов, работодатель принимает, как это следует из ст. 371 ТК, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК. Наряду с этим установлен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (см. коммент. к ст. 372).

В ТК предусмотрено участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. коммент. к ст. ст. 82, 373).

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Комментарий к Ст. 1 ТК РФ

1. Настоящая статья устанавливает основные цели не только ТК, но и всего трудового законодательства РФ в целом с учетом его социального назначения — установления государственных гарантий реализации трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, всемерной защиты прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудовых отношений.

Статья 1 ТК конкретизирует положения ст. 7 Конституции РФ о том, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. Выполняя основные задачи, возложенные на него законом, трудовое законодательство РФ осуществляет правовое регулирование отношений в сфере труда.

Наряду с трудовыми отношениями между работником и работодателем (см. комментарий к ст. 15 ТК РФ) предмет трудового права составляют и иные, непосредственно связанные с ними, отношения, производные от трудовых отношений, исчерпывающий перечень которых (всего их 9) дан в ст. 1 ТК.

3. В соответствии с ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в указанный перечень включены дополнительно отношения по обязательному социальному страхованию, правовое регулирование которых в случаях, предусмотренных федеральными законами, отнесено к задачам трудового законодательства РФ.

Так, лица, работающие по трудовым договорам, являются застрахованными и имеют право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке и размерах, определяемых ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 18).

1. Трудовой кодекс РФ начинается с определения основ трудового законодательства.

В ч. 1 ст. 1 законодателем сформулированы основные цели трудового законодательства. В качестве первой цели следует отметить установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Эта цель имеет большое значение в современный период, т.е. в условиях перехода к рынку труда.

Повышается роль договорного регулирования условий труда. Само государство устанавливает минимум социальных гарантий для всех лиц, как состоящих в трудовых отношениях, так и отдельных лиц, которые всегда нуждаются в повышенной социальной защите. Например, несовершеннолетние до 18 лет, инвалиды.

Вторая цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда.

В новом Трудовом кодексе более подробно сформулированы отношения, возникающие в связи с обеспечением прежде всего охраны труда работников; закреплены основные направления государственной политики в области охраны труда; предусмотрены государственные нормативные требования охраны труда; закреплено право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, и гарантии его реализации; установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве (см. ст. 209 — 231 и комментарии к ним).

Третья цель — защита прав и интересов работников и работодателей как равноправных субъектов трудового отношения. В соответствии с Трудовым кодексом, законами, иными правовыми нормативными актами защита трудовых прав работников может осуществляться различными способами.

Сюда следует отнести прежде всего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (см. ст. 353 — 369 ТК РФ и комментарии к ним); защита трудовых прав работников профессиональными союзами (см. ст. 370 — 378 ТК РФ и комментарии к ним); самозащита работниками трудовых прав (см. ст.

379 — 380 ТК РФ и комментарии к ним).

2. Вторая часть комментируемой статьи 1 ТК РФ посвящена основным задачам трудового законодательства. Ими являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Данная статья перечисляет те общественные отношения, которые составляют предмет трудового права как отрасли права. Главными в предмете трудового права являются трудовые отношения, которые возникают между работником и работодателем.

Речь идет о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Таким образом, трудовые отношения составляют ядро предмета трудового права.

3. Кроме трудовых отношений есть иные, непосредственно связанные с ними, общественные отношения, которые также входят в предмет трудового права. Все эти общественные отношения являются производными от трудовых. Часть из них предшествуют, другие сопутствуют, а третьи приходят на смену трудовым отношениям.

Первая группа — предшествующие отношения. К ним относятся отношения по трудоустройству у данного работодателя. Основная цель этих отношений — это обеспечение граждан работой через органы по трудоустройству. В условиях расширения рыночных отношений данная группа имеет важное значение для обеспечения правовой защищенности граждан на рынке труда при реализации ими права на свободу труда.

Отношения по трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых граждан (несовершеннолетних, инвалидов и др.) нормы, составляющие содержание отношений по трудоустройству, устанавливают квоту рабочих мест.

4. Вторая группа общественных отношений — сопутствующие. Большая часть является именно таковыми.

В качестве таковых выступают: отношения по организации труда и управлению трудом; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

Для перечисленных отношений важно подчеркнуть то, что они являются коллективными трудовыми отношениями. Отличительной особенностью их является всегда наличие коллективного субъекта в лице профессиональных союзов либо иного представительного органа работников.

Кроме того, ч. 2 комментируемой ст. 1 Трудового кодекса РФ в качестве самостоятельного вида сопутствующих отношений называет отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации определяет работодатель.

Он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации.

Необходимо отметить, что формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Следующий вид сопутствующих отношений — материальная ответственность сторон — работодателей и работников — в сфере труда. Это отношения охранительного характера.

Могут возникать отношения по материальной ответственности работодателя перед работником либо работника перед работодателем.

Следовательно, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также являются сопутствующими. Конституция Российской Федерации в ст.

37 закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В развитие данной конституционной нормы Трудовой кодекс предусматривает комплекс норм, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Эти нормы должны способствовать обеспечению здоровья и безопасных условий труда.

Следующий вид отношений, непосредственно связанных с трудовыми, — по разрешению трудовых споров. Чаще всего эти отношения приходят на смену трудовым, их называют последующими.

Однако отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать (например, об отказе в приеме на работу), сопутствовать трудовым отношениям (например, работнику объявлен выговор, а он не согласен с наложенным взысканием и обращается в Комиссию по трудовым спорам).

Отношения по разрешению коллективного трудового спора всегда будут выступать сопутствующими по отношению к трудовым отношениям.

Законодатель включил в число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, новую группу, а именно отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Эти отношения могут быть как сопутствующими, так и приходить на смену трудовым, т.е. последующими.

Ссылка на основную публикацию