Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

Конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы закреплено в статье 30 Конституции РФ. Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

Более детальное регулирование данного конституционного права отражено в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В частности в ст.

2 закона говориться, что, профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то применяются правила международных договоров и конвенций.

Основные права профсоюзов отражены в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,  в частности:

  •  ст. 11 закона предоставляет профсоюзам право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные  права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке; защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений; профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав).
  •  ст. 12 предусматривает право профсоюза на содействие занятости (вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости; ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущие за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза; профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников и.т.д.).
  • ст. 13 дает право профсоюзам на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
  • ст. 14 закрепляет право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
  • отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления (ст. 15) :

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

  1. профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;
  2. профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами;
  3. профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
  • отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представительными органами работников в организации, органами управления организацией:
  1. профсоюзы имеют право выдвигать кандидатуры своих представителей для избрания в иные представительные органы работников в организации;
  2. профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.
  • Право профсоюзов на информацию:
  • для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
  • Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом. Статья 2. Право на объединение в профсоюзы
  • Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров:
  • – профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
  • Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
  • Право профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.
  • Профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.
  • Право профсоюзов на социальную защиту работников.
  • Право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров:

– в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Что может профсоюз: Видео

Зачем нужны профсоюзы в 2020 году — Дело Модульбанка

В России первые профсоюзы появились в начале 20 века. В СССР на каждом предприятии работала профсоюзная организация, у профсоюзов были свои детские лагеря, санатории, гостиницы и своя газета «Труд». Профсоюзы помогали людям получить образование, жилье, лечение и социальные льготы. После перестройки профсоюзы никуда не делись, но их деятельность изменилась.

Профсоюзы — это объединения людей с общими профессиональными интересами и целями. В России их деятельность регулируют Трудовой кодекс, закон «О профессиональных союзах» и Конституция.

Какие бывают профсоюзы в 3 статье 10 ФЗ

Профсоюзы в России разные:

  • первичные — объединения на предприятиях и в организациях. Первичные профсоюзы не зависят от размера компании и формы собственности, поэтому создать свое объединение могут слесари из одного цеха, журналисты газеты, работники ИП Лососев;
  • региональные — объединения в рамках одного города или региона. Могут быть отраслевыми или объединять несколько профсоюзов из разных сфер;
  • общероссийские — профсоюзы, которые объединяют работников отрасли из разных регионов. Например, профсоюз машиностроителей.

Сайты федерации независимых профсоюзов и СОЦПРОФ

Еще есть ассоциации — это самые крупные профсоюзные организации, например Федерация независимых профсоюзов России или объединение профсоюзов СОЦПРОФ. В них входят общероссийские, региональные и первичные профсоюзы.

Вот примеры разных профсоюзов:

  • Российский профсоюз работников химических отраслей промышленности;
  • Горно-металлургический профсоюз;
  • газеты «Ведомости»;
  • Машиностроительного завода;
  • работников образования;
  • курьеров.

По закону каждый может создать свой профсоюз или вступить в уже существующий и выйти из него в любой момент.

Читайте также:  Статья 49. Ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства

Профсоюзы могут устроить забастовку или не дать уволить человека

По закону профсоюзы защищают права работников. Вот что может сделать профсоюз:

Права и возможности профсоюзов на сайте профсоюза ЮКЭС

  • контролировать, чтобы соблюдались трудовые права работников. Например, работникам задерживают зарплату — профсоюз может потребовать у работодателя рассказать, что происходит и когда люди получат деньги. Если работодатель откажется решать вопрос, пойти в трудовую инспекцию или суд и при этом рассказать работникам, что они законно могут не выходить на работу. Еще профсоюз может содействовать, чтобы компанию привлекли к административной и уголовной ответственности;
  • повлиять на зарплату и условия труда. Если в профсоюз входят больше половины работников, он имеет право вести переговоры с работодателем и заключать коллективный договор — документ, в котором обозначают условия труда, оплаты и социальные гарантии;
  • устроить забастовку. Обычно профсоюзы не поддерживают эти меры, а иногда считают их провокацией. Например, в 2019 году по России прошли бойкоты водителей такси, а в итоге оказалось, что профсоюзы их не устраивали — акции были провокациями, возможно, конкурентов. Но устроить забастовку или митинг профсоюз может. Так, в том же 2019 году профсоюз «Курьер» устраивал акции курьеров Деливери-клаба с требованием выплатить зарплаты;
  • участвовать в принятии локальных нормативных актов — внутренних документов компании. Профсоюз может повлиять на принятие приказов и положений о премировании, правилах внутреннего распорядка, аттестации сотрудников;
  • влиять на увольнение членов профсоюза. Если работодатель увольняет сотрудника — члена профсоюза, он обязан учесть мнение самого профсоюза.

Конечно, это всё в теории, на практике многое зависит от активности самих профсоюзов и желания работодателя идти на контакт.

В 2007 году на заводе «Форд-Всеволожск» началась забастовка. Она длилась месяц, в ней приняли участие 1,5 тысячи человек из 2,2 тысячи всех работников. Работники остановили конвейеры, а завод начал терпеть убытки — всего 5 млн долларов. В итоге работники добились, чтобы зарплаты увеличили на 16—21%.

Чуть позже работники алмазодобывающей компании «Алроса» начали бессрочную голодовку с требования повысить зарплату и улучшить условия труда. Протест быстро охватил разные цеха предприятия, а в местный профсоюз «Профсвобода» вступили сотни человек.

Руководители завода начали вести переговоры, но затем резко изменили политику: стали делать выговоры, угрожать увольнением. Через месяц лидера профсоюза Валентина Урусова задержали по делу о хранении наркотиков. Активистов профсоюза стали увольнять с предприятия, а Урусова осудили на шесть лет. Из тюрьмы он вышел через пять лет, в 2013 году.

Жители России не верят в профсоюзы

В России к профсоюзам относятся как к пережитку прошлого. В некоторые профсоюзы, особенно в госструктурах, вступают добровольно-принудительно: платят 1% от зарплаты в качестве взноса и иногда получают билеты в театр.

За некоторыми профсоюзами стоят политические партии: например, объединение профсоюзов СОЦПРОФ поддерживает Единую Россию, а объединение профсоюзов Тамбовской области выходит на митинги под флагами этой же партии:

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы Первомайский митинг в Тамбове, в котором участвует областное объединение профсоюзов. Фотография из соцсетей объединения

Как жители России оценивают работу профсоюзов в опросе ВЦИОМ

Часто членство в профсоюзах формальное, а сами организации мало чем помогают работникам, да люди не спешат обращаться за помощью в профсоюз. Центр изучения общественного мнения в 2019 году проводил опрос об отношении к профсоюзам в России, и вот что получилось:

  • 53% опрошенных считают, что профсоюзы не помогают защищать права;
  • 7% — меняют работу, если что-то не так;
  • 6% — идут к начальству, если возникли проблемы;
  • 2% — обращались за помощью в профсоюз.

Отдельно 82% опрошенных отметили, что профсоюзы в России не играют значительной роли.

Андрей Кудинов, руководитель профсоюза водителей такси «Возрождение»

В нашем профсоюзе тысяча участников, но мы не стремимся делать традиционный профсоюз, скорее просто объединяем людей, которые хотят защитить свои права. Поэтому у нас нет членских взносов, мы не дарим билеты на концерты и не ходим на первомайские митинги.

Наши цели — это личная безопасность водителей такси, достойные зарплаты и соблюдение прав.

Мы боремся законными методами. Например, недавно к нам обратился человек: его товарища, он работает водителем такси, избили и ограбили. Мы обратились в правоохранительные органы, затем помогали им в деле, так сказать, держали вопрос на контроле. Через четыре дня задержали преступников, теперь им грозит срок по статье «Разбой».

Мы часто сотрудничаем с полицией, еще можем обращаться в прокуратуру и контролирующие органы. Можно сказать, что мы — прослойка между водителями, государством и обществом.

Бойкот считаем нерабочим инструментом, потому что водителям каждый день нужно зарабатывать деньги, чтобы кормить семьи.

Считаю, что тех профсоюзов, которые были раньше, конечно, уже нет и не будет. Бизнесу профсоюзы неудобны, но если совсем без них, где-то может начаться произвол. Мы не просим ничего сверхъестественного: чтобы были комфортные условия труда, вовремя платили заработанные деньги и уважали мнения работников.

Конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы. Права профсоюзов в регулировании трудовых отношений и реализации их защитной функции

Право граждан на объединение в профессиональные союзы (далее — профсоюзы) закреплено в Конституции РФ, ТК, Законе об общественных объединениях, Законе о профсоюзах.

Профессиональный союз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзы основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально-политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции.

  • Принципы деятельности профсоюзов:
  • — независимость;
  • — самоуправление;
  • — добровольность объединения на основе членства;
  • — равноправие;
  • — законность их создания и деятельности.

Защите трудовых прав профсоюзами посвящена гл. 58 ТК.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены профсоюза, имеющие право требовать устранения выявленных нарушений.

  1. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения предъявленного требования и принятых мерах.
  2. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профсоюзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
  3. Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов.
  4. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:
  5. — осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  6. — проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  7. — принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и выявлении причин профессиональных заболеваний;
  8. — получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  9. — защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  10. — предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  11. — направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения последними;
  12. — осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  13. — принимать участие в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
  14. — принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  15. — принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  16. — принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
  17. — обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  18. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Право на объединение как основа правового статуса профсоюзов

Согласно ст.

3 Закона о профсоюзах определяет первичную профсоюзную организацию как добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза.

  • Необходимо иметь в виду, что данное понятие не предполагает наличие вышестоящего профсоюза.
  • Она может быть создана гражданами для защиты коллективных прав, независимо от участия в другом профсоюзе.
  • Первичная профсоюзная организация в силу закона является самостоятельным субъектом права.
Читайте также:  Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации

ВНИМАНИЕ! Представители работников и работодателей.

  Делопроизводитель: кто это и в чем его обязанности?

Первичная профсоюзная организация является самым первым, самым многочисленным элементом профсоюзного движения. На конкретном предприятии первичная профсоюзная организация осуществляет представление интересов работников через свои органы.

В первичную профсоюзную организацию входят работники одной и той же организации.

Это отличает профсоюзную организацию от других видов профсоюзов: территориальная организация профсоюза, межрегиональный или общероссийский профсоюз и т.д. последние объединяют работников различных организаций, которые объединены общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности.

ЛЕКЦИЯ 5.

Тема: «Правовое положение профсоюзов России»

(Автор — кандидат исторических наук, доцент Лобок Д.В.)

Профессиональный союз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Основное предназначение профсоюзов – осуществление защиты прав и интересов своих членов, их представительство перед работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления.

Исторически профсоюзы создавались как организации наемных работников, предназначением которых являлось проведение переговоров с работодателями об условиях труда работников (первоначально об изменениях уже существующих условий труда).

Одновременно перед организациями наемных работников встала задача защитить существующие условия труда от посягательств со стороны работодателей (например, от незаконных увольнений, невыплаты пособий лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и т.п.).

Краеугольным камнем, обеспечивающим развитие и существование профсоюзов, являлось признание и гарантирование со стороны государства права граждан, в том числе и наемных работников, на объединение в организации для защиты своих интересов.

Причем, не следует рассматривать данное право как нечто незыблемое и обеспечиваемое на протяжении всей истории развития промышленно-организованного общества: в XVIII веке порвавшие с феодализмом и провозгласившие принципы свободы и равенства общества запрещали любые союзы как ограничивающие личную свободу человека и гражданина.

И лишь вследствие активной позиции наемных работников и заинтересованности работодателей в унификации условий труда и устранении недобросовестной конкуренции, государство было вынуждено признать право на объединение.

Право человека и гражданина на объединение гарантировано рядом актов международного права.

Статья 20 Всеобщей декларации права человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года провозглашает право каждого человека на свободу ассоциаций. При этом никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Принцип свободы ассоциации применительно к праву создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов конкретизируется в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятом Генеральной ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года.

Данное право может ограничиваться законом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

В свою очередь Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (также принят Генеральной ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года) уточняет право человека на создание профсоюзов при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации, а также гарантирует право профсоюзов образовывать национальные федерации или конфедерации и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым.

Право на создание профсоюзов также гарантировано ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данная конвенция расширяет круг возможных законных ограничений данного права сферой государственного управления.

Принцип свободы объединения конкретизируется в Конвенциях МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров».

Конвенция № 87 признает право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций.

Соответствующие организации имеют право вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий.

Государственные власти обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению, в том числе в рамках процедуры приобретения указанными организациями прав юридического лица.

Организации трудящихся и работодателей не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

В целом Конвенция МОТ № 87 направлена на обеспечение независимости организаций трудящихся и работодателей от государства. В отличие от нее Конвенция МОТ № 98 имеет целью обеспечить независимость организаций трудящихся от работодателей.

Согласно данной конвенции трудящиеся пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда.

Организации трудящихся и работодателей пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны друг друга или со стороны их агентов или членов. Эта защита распространяется на вопросы создания и деятельности организаций или управления ими.

В частности, как вмешательство рассматриваются действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством работодателей или организаций работодателей или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль работодателей или организаций работодателей.

Статья 30 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а также свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Особенности реализации права на объединение в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами. Правда, на настоящий момент указанные законы таких особенностей не устанавливают.

Профсоюзная организация: порядок создания

Нормативным актом, регулирующим порядок создания профсоюзной организации, является Федеральный закон «Об общественных объединениях».

Процесс создания профсоюзной организации включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Разработка проекта положения о первичной профсоюзной организации

Обязательным документом при создании первичной профсоюзной организации является «Положение» об организации.

Данное положение является основным документом организации и, как правило, оно включает:

  • общие положения;
  • члены профсоюза, их права и обязанности;
  • основные задачи и цели организации;
  • органы профсоюзной организации;
  • взаимоотношения с органами управления предприятия;
  • материально-имущественная составляющая профсоюзной организации и т.д.

При разработке проекта Положения о первичной организации необходимо учесть следующие ключевые моменты:

  Эффективный контракт и критерии оценки эффективности

  • принадлежность к тому или иному профсоюзу;
  • размер профсоюзных взносов – как правило, 1% от заработной платы работника;
  • статьи расходов в бюджете первичной профорганизации;
  • борьба со штрейкбрехерством;

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Читайте также:  Статья 15. обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5.

 Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку – общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Настоящая статья раскрывает право на объединение, установленное Конституцией РФ. Применяя законодательство о профсоюзах, необходимо помнить, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Право на объединение отнесено международным законодательством к основным правам и свободам человека и регламентируется в ряде международных актов среди важнейших из них: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.

, Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 87 1948 г. «О свободе ассоциации и защите права на организацию» и № 98 от 1949 г. «О применении принципа права на организацию и на ведение коллективных переговоров», Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и т. д. (см. комментарий к ст. 6).

Основное содержание международных актов, провозглашающих свободу ассоциаций, заключается в том, что право на объединение одинаково гарантируется как работникам, так и работодателям; запрещается всякое вмешательство государства, способное ограничить право на объединение; устанавливается свобода организации, не требующая никакого предварительного разрешения со стороны государства; гарантируется свобода деятельности организаций работников и работодателей и невмешательство их в дела друг друга (см. постатейные материалы).

Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет профсоюз как один из видов общественных объединений. Отсюда следует, что на профессиональные союзы распространяет свое действие Закон об общественных объединениях.

Статья 3 этого Закона, раскрывающая содержание права на объединение, устанавливает, что оно включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Регистрация профессиональных союзов имеет определенные особенности, которые раскрываются в ст. 8 Закона о профсоюзах.

Закон об общественных объединениях специально предусматривает, что включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ст. 16).

Наибольшую сложность в правоприменительной практике представляет собой толкование равенства прав всех профсоюзов, а также право каждого гражданина по своему собственному усмотрению вступать в профсоюзы. Характерным для уяснения понятия равенства прав всех профсоюзов может служить решение Верховного Суда РФ по делу ГКПИ97-290 от 23 июня 1997 г. (см.

постатейные материалы).

Председатель первичной профсоюзной организации Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников обратился с заявлением в ВС РФ об отмене отдельных пунктов Правил выдачи бесплатных билетов для проезда на железнодорожном транспорте в связи с тем, что ими установлен бесплатный проезд только для штатных работников Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, в то время как таким правом не могут пользоваться освобожденные работники иных профсоюзов, в связи с чем ущемляются их права по сравнению со штатными работниками Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, признаваемого отраслевым профсоюзом на федеральном железнодорожном транспорте.

Верховный Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу, что равенство прав всех профсоюзов не следует понимать как предоставление всем профсоюзам равных льгот, которые могут быть предусмотрены определенными нормативными актами.

Министерство путей сообщения РФ в Правилах представило право бесплатного проезда по служебным надобностям только штатным работникам Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

Такое положение не противоречит закону о профсоюзах, поскольку, как было установлено судом, Министерство путей сообщения имело право предоставить такие льготы работникам определенного профсоюза на основании постановления Правительства РФ.

Таким образом, это решение ВС РФ отражает реальную силу профсоюзов: имея равные права на участие в отношениях социального партнерства, разные профсоюзы достигают различных результатов, которые могут закрепляться различными нормативными актами и это не будет означать неравенство прав.

Важно подчеркнуть, что мотивировка, использованная ВС РФ при вынесении решения по данному делу, в целом соответствует аргументам, приведенным в решении Европейского Суда по правам человека в Страсбурге от 27 октября 1975 г., вынесенном по делу «Национальный профсоюз полиции Бельгии против Бельгии»[2].

Суть этого дела состояла в том, что Национальный профсоюз полиции Бельгии обратился с жалобой в Европейский Суд в связи с тем, что нормативным актом Бельгии была установлена обязанность правительства Бельгии консультироваться с отдельными профсоюзами при принятии определенных решений, причем названный профсоюз не вошел в число тех, с кем правительство обязано проводить консультации. Данный факт послужил основанием для обвинения правительства Бельгии в ущемлении прав одного профсоюза по сравнению с другим. Отказывая Национальному профсоюзу полиции Бельгии в удовлетворении жалобы, Европейский Суд в решении указал, что свобода ассоциации не гарантирует профсоюзам или его членам какого-либо особого отношения со стороны государства и что государства правомочны устанавливать особые процедуры участия профсоюзов при принятии решения государством, которые могут ставить отдельные профсоюзы в «невыгодное положение», но для этого должно быть «объективное и разумное оправдание». Полагаем, что это крайне важное заключение Европейского Суда профсоюзы России должны активно использовать в своей деятельности, добиваясь, например, преимуществ и льгот не для всех работников в целом, а для конкретных членов профсоюза.

Второй достаточно сложный аспект, все чаще встречающийся в практике руководителей первичных профсоюзных организаций, – это степень свободы первичных профсоюзных организаций при принятии решения о приеме работника в члены профсоюза. Может ли трактоваться норма п.

2 настоящей статьи таким образом, что первичная профсоюзная организация не вправе отказать в приеме в члены профсоюза работнику, письменно изъявившему такое желание? Представляется, что на этот вопрос нужно дать отрицательный ответ, а именно – профсоюзная организация вправе отказать гражданину в приеме в члены профсоюза.

Необходимо сказать, что хотя ФЗ о профсоюзах не содержит оснований, по которым первичная профсоюзная организация может отказать в приеме в члены профсоюза, однако из ст.

2 Конвенции № 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» следует, что право трудящихся вступать в организации (профсоюзы) обусловлено единственным условием – подчинением их уставам этих организаций (профсоюзов).

Отсюда следует, что первичная профсоюзная организация вправе отказать работнику, подавшему заявление на вступление в профсоюз в том случае, если считает, что данный работник допускал действия, противоречащие уставу. Например, как правило, все уставы содержат норму, обязывающую члена профсоюза заботиться об авторитете своего профсоюза и не допускать действий, дискредитирующих профсоюз. Если работник допускал подобные действия, ему вполне может быть отказано в приеме в профсоюз.

Пункт 5 комментируемой статьи включает в право на объединение в профсоюзы и их право создавать свои общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) по различным признакам: отраслевому, территориальному или иному. Общим требованием в этом случае является наличие определенной профессиональной специфики, лежащей в основе объединения.

Неотъемлемым элементом права на объединение в профсоюзы закон устанавливает их свободу в международной деятельности: профсоюзы вправе развивать такое сотрудничество по собственному усмотрению, без предварительного разрешения государственных органов, вступать в международные и другие объединения и организации, сотрудничать с ними, заключать договоры и соглашения. Под сотрудничеством необходимо понимать широкий спектр действий профсоюзов: обмен делегациями, создание совместных органов для различных целей, подготовку совместных заявлений, обмен информацией, солидарные действия и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию