Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).

  • В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  • Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
  • Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г.

№ 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

  1. Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
  2. выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  3. заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
  4. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
  5. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
  6. Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

№ 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в  случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.

Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г.

№ 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», кроме уточнения мер, которые должны приниматься на уровне субъектов Российской Федерации, для граждан введено такое ограничение, как соблюдение дистанции до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси», а для иностранных граждан и лицам без гражданства, прибывающим в целях осуществления трудовой деятельности — выполнение требования по изоляции сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г.

№ 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:

  • расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
  • органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
  • граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.

№ 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).

Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В случае совершения таких действий, повлекших причинение вреда здоровью человека или смерть человека, и эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния, то наступает ответственность по части 3 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них  административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

 Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Карантин — не карантин… ЧС — не ЧС… что же ввёл мэр Москвы?

  • Законодательство определяет и соответственно разделяет понятия «карантин», «инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих», а также «чрезвычайная ситуация» и «режим чрезвычайной ситуации».
  • ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;[1]
  • инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, — инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия) (далее – эпидемия);[2]
  • чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;[3]
  • Определение понятия «режим чрезвычайной ситуации» прямо в тексте закона не содержится, но выводится из него как режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.[4]
Читайте также:  Статья 2. объект налогообложения

Представляется, что понятие эпидемия соотносится с понятием карантин так же как чрезвычайная ситуация соотносится с понятием режим чрезвычайной ситуации, т.е. первое (фактическая ситуация) является основанием для введения второго (правового режима).

Является ли эпидемия частным случаем чрезвычайной ситуации, а следовательно карантин частным случаем режима чрезвычайной ситуации в законе не говорится[5], хотя здравый смысл подсказывает, что так оно и есть.

Попытаемся понять мысль законодателя сравнив два режима по нескольким критериям:

Карантин Режим чрезвычайной ситуации
Орган, уполномоченный вводить/отменять режим
  • На территории РФ – Правительство РФ;
  • На территории субъекта РФ – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • В отношении муниципального уровня закон содержит противоречие: статья 7 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливавшая полномочия органов местного самоуправления утратила силу, при этом пунктом 2 статьи 31 данного ФЗ установлено право органов местного самоуправления вводить карантин.
  • На территории РФ (двух и более субъектов РФ) – федеральные органы, имеющие аттестованные силы и средства;
  • На территории субъекта РФ (двух и более муниципальных образований) – орган государственной власти субъекта РФ;
  • На территории муниципального образования – орган местного самоуправления (кроме Москвы, С.-Петербурга и Севастополя);
  • На территории организации – руководитель организации.
Процедура введения режима
  1. Карантин вводится решением уполномоченного органа/должностного лица на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
  2. Орган исполнительной власти вводит карантин в течение 24 часов после получения предписания, а также
  3. — принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации;
  4. — утвердить план мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий;
  5. — создать оперативный штаб по обеспечению выполнения указанного плана;
  6. — проинформировать население.
Процедура может устанавливаться ведомственными нормативными актами, актами субъектов РФ и муниципальных образований, а также ЛНА организаций
Содержание режима Определяется постановлениями главного государственного санитарного врача. В частности по ситуации с коронавирусом было принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 31.01.2020 N 3. Однако данное постановление не предусматривает введение ограничений передвижения для граждан России.
  • Предусматривается возможность
  • а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
  • б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
  • в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
  • г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
  • д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.[6]

Как видим, данные правовые режимы различаются по способу и субъекту введения, а также содержанию. Смешивать их нельзя.

Не следует также путать понятие «чрезвычайная ситуация» и «чрезвычайное положение», т.к. второе вводится и действует в соответствии с Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» и предусматривает ограничение прав граждан.

Карантин, ЧС и режим повышенной готовности — ответы на вопросы о российских законах во время пандемии коронавируса — Разборы на TJ

Что происходит в России с точки зрения закона и есть ли разница в установленных режимах.

«12 канал. Новости Омска»

Во всех регионах России с середины марта введён режим повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса. В апреле вслед за Москвой и Подмосковьем десятки субъектов ввели режим изоляции и самоизоляции.

Как власти, так и обычные граждане столкнулись с неразберихой в законах и терминах. Как назвать тот или иной режим работы и на что государство получает право — эти и другие вопросы сопровождались противоречивыми ми чиновников и резкой критикой в соцсетях. А в официальных документах и в СМИ государство старается не употреблять слово «карантин», что только усугубляет ситуацию.

Мы не ставили целью выяснить, целесообразны ли меры властей во время пандемии. Этот материал — исключительно анализ того, соответствуют ли закону действия государства.

Да, почти во всех регионах. Понятие карантина раскрыто в законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Если кратко: карантин — это ограничительные мероприятия, которые вводятся в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

С этим простым вопросом регулярно возникают сложности. Прежде всего потому, что слово «карантин» практически не используется в официальной риторике, только «самоизоляция» и «изоляция». О «карантине» чиновники и федеральные каналы говорят только в контексте нарушения гражданами принятых мер. Исключение — власти некоторых регионов.

В разговорной речи «карантином» ещё называют изоляционный режим, который применяется к уже инфицированным или тем, в отношении кого есть подозрение на инфекцию. В этом смысле слово употреблял и Владимир Путин на одном из совещаний. В законодательном смысле полный комплекс мероприятий по карантину шире.

По предписанию главного государственного санитарного врача. О введении ограничительных мероприятий могут объявить правительство, власти регионов, главы городов.

Формально в законе перечня запретов нет. Статья 31 говорит, что порядок ограничительных мероприятий устанавливается санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

В рекомендациях Минздрава сказано, что мероприятия по предупреждению распространения вируса установлены распоряжениями правительства и постановлениями главного государственного санитарного врача.

Власти разных стран объявили о масштабных финансовых льготах для населения на период пандемии. Например, во Франции приостановили начисление счетов за коммунальные ресурсы, а также арендную плату для некоторых предприятий.

В Чехии гражданам предоставили отсрочку по кредитам и налогам на три месяца, многие страны декларировали ипотечные каникулы.

В России отменили пени при неоплате коммунальных услуг до конца года, однако многие не согласны с тем, что такие меры достаточны.

Санитарное законодательство в России не предусматривает обязанности государства оплачивать все убытки. Статьи 8 и 9 закона №ФЗ-52 действительно говорят, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий.

Во-первых, возмещение происходит не автоматически, а в порядке, установленном законом. Этот порядок подробно описан в 59 главе Гражданского кодекса. Во-вторых, вред возмещает тот, кто его нанёс, а это не всегда государство. В-третьих, возмещается именно вред имуществу и здоровью, а не кредиты и платежи ЖКХ.

Это ситуации из разных областей законодательства, они никак не соотнесены между собой. Карантин — это понятие из санитарного законодательства, чрезвычайная ситуация — это понятие из законодательства о ГО и ЧС. Карантин сам по себе не является ЧС и наоборот.

В Трудовом кодексе отдельно упоминаются выходные дни и нерабочие праздничные дни. В связи с этим возник вопрос, насколько легально президент использовал термин «нерабочие дни» в указе от 25 марта. На самом деле это тоже вполне объяснимо в рамках существующих законов.

Трудовое законодательство в России может регулироваться указами президента, они при этом не должны противоречить ТК. Формально указ не противоречит кодексу, поскольку вводит новое понятие, которого ещё нет в нормативных актах. А по вопросам, не урегулированным законом, указ президента фактически сам имеет силу закона.

Читайте также:  Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже

Основная претензия состоит в том, что Путин объявил о «нерабочей неделе» с сохранением зарплат, не объяснив, откуда бизнес должен эти деньги взять.

Создав новое понятие в трудовом законодательстве, президент не обеспечил его нормативной базой, из-за чего работодателям пришлось действовать только по разъяснениям Минтруда. Это породило множество проблем, связанных с начислением налогов и зарплаты.

Бизнес неоднократно отмечал, что «нерабочий» месяц с лишним скажется на нём «самым тяжёлым образом».

Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы власти работают в режиме «повышенной готовности».

В этом режиме власти имеют право:

  • ограничивать доступ людей и транспорта на территорию, на которой есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации;
  • определять порядок разбронирования резервов;
  • определять порядок использования транспорта, средств связи и оповещения, принадлежащих не только властям, но и организациям;
  • приостанавливать деятельность организаций, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принимать меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации.

Закон обязывает граждан соблюдать правила, введённые властями в режиме ЧС, и, если необходимо, помогать властям при аварийно-спасательных работах.

На местах этот режим исполнители понимают очень по-разному. Например, в Москве оперативному штабу уже пришлось опровергать информацию о введении комендантского часа в Московской области. Власти Челябинской области и Чечни пытались закрыть административную границу регионов, однако правительство запретило им это делать.

В разных регионах полиция далеко не всегда чётко понимает и реализовывает карантинные меры. Например, в Самаре врач пожаловался на сотрудников ДПС, которые не пускали его на экстренную операцию, пока выписывали штраф.

Адвокаты «Агоры» сообщили, что за первую неделю применения новых статей КоАП на нарушителей было составлено уже несколько сотен протоколов, однако суды чаще всего не штрафуют граждан за формальные отхождения от запретов и ограничиваются устным предупреждением.

В отдельных городах режим ЧС введён. Первым об этом объявили власти Абакана — 18 марта. Через несколько дней этот режим ввели в Элисте и в Черногорске. 27 апреля в Саяногорске глава города также объявил режим ЧС. 15 мая о введении ЧС объявили в Южно-Курильске.

По закону президент объявляет ЧС, если требуется привлечение Вооружённых сил. Это называется «особым уровнем реагирования». Президент так уже делал раньше: например, в июле 2019 года он издал указ для ликвидации последствий наводнения в Тулуне.

Хотя пока о привлечении армии не объявлялось, Путин уже поручил проверить войска РФ на готовность к борьбе с коронавирусом, а Минобороны сообщило, что проводит такую проверку. Если привлечения войск не нужно, то ЧС федерального уровня может объявить правительственная комиссия, а с апреля 2020 года — правительство.

В соцсетях часто пишут, что при ЧС государство якобы берёт на себя все расходы граждан. Это мнение особенно популярно, поскольку государство обвиняют в недостаточно серьёзных мерах, например, объявлении «нерабочей недели» без предоставления средств на оплату работников.

В стране «самоизоляция», а не карантин. Слово карантин закреплено юридически. Карантин и ЧС — это форс-мажор, при нем все договора теряют свою силу и государство берет на себя все ваши издержки, а при самоизоляции вы отвечаете сами за все свои риски.

2367

11523

За государством действительно закреплена обязанность финансирования мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такое положение есть в 24 статье закона о ЧС, однако обязанности нести «все издержки» в нём нет.

Статьи 10 и 11 того же закона говорят, что правительство и власти регионов принимают решения об оказании единовременной материальной помощи пострадавшим.

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление правительства №1928, которым определяются правила предоставления межбюджетных трансфертов регионам страны.

Это средства, которые федеральный бюджет выделяет из резервного фонда на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Документ предусматривает, что средства могут быть запрошены регионом на следующие цели:

  • выплату единовременного пособия членам семей граждан, погибших в результате чрезвычайной ситуации — в размере 1 миллиона рублей на каждого погибшего;
  • выплату пособия гражданам, получившим в результате чрезвычайной ситуации вред здоровью (тяжкий или средней тяжести вред — 400 тысяч рублей на человека, лёгкий вред — 200 тысяч рублей на человека);
  • оказание гражданам материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека.

Обновлено 27 апреля: Адвокат Павел Чиков обратил внимание, что семьи 794 (по состоянию на 27 апреля) официально погибших от коронавирусной инфекции россиян могли бы претендовать на эти выплаты в случае объявления режима ЧС. Также в них заинтересованы те, кто получил тяжкий или средней тяжести вред здоровью из-за вирусной инфекции, однако пока непонятно, кого в эту категорию могли бы зачислить. Официальной статистики по такому типу пострадавших нет. Однако правила не предусматривают возможности компенсации жилищно-коммунальных платежей за граждан, кредитов или аренды для предпринимателей. Таким образом, бизнес, который рассчитывает переложить на государство часть убытков при введении режима ЧС или ЧП, обманывается в своих ожиданиях.

Нет. То, что ситуация форс-мажорная, должно доказывать не правительство, а должник. Это следует из Гражданского кодекса, который предусматривает, что предприниматель освобождается от ответственности, если докажет, что имела место непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Налоговая служба признала, что ситуация с коронавирусом — это обстоятельство непреодолимой силы, и поручила учитывать это при рассмотрении дел. Но форс-мажор не аннулирует договоры.

Более того, падение спроса на продукцию, вызванное пандемией, либо отсутствие на рынке нужных товаров, даже отсутствие у должника необходимых денежных средств по закону не считаются форс-мажором, таким как землетрясение или внезапные военные действия.

Неверно полагать, будто режим чрезвычайной ситуации по закону ЧС и чрезвычайные обстоятельства по Гражданскому кодексу — это одно и то же. Форс-мажорная ситуация может быть как отмечена введением режима ЧС, так и состояться без него.

Да, но только федеральным законом. После того, как в Москве ввели жёсткие ограничения, в соцсетях стали писать, что соблюдение домашней изоляции может быть исключительно добровольным.

Статья 19. Обязанности граждан. «соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности… которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций» Нет ЧС – никто не может заставлять носить маску и сидеть дома. Тем более наказывать. Всё сугубо добровольно.

52

174

Однако статья 55 Конституции указывает, что права человека могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья граждан. Законом можно ограничить право на свободу передвижения россиян там, где введены особые условия из-за инфекции. Одно из таких «особых условий» — это режим повышенной готовности, который в марте ввели во всех регионах.

Многие юристы, в том числе адвокаты правозащитной группы «Агора» сомневаются, соразмерна ли реальная опасность тем ограничениям, которые ввела власть. К моменту написания заметки известно о пяти исках, поданных в суды по поводу режима изоляции.

  • адвокат Мансур Гильманов и активист Дмитрий Кисиев подали административный иск в Мосгорсуд к правительству Москвы (по данным на сайте суда оставлен без движения);
  • муниципальный депутат округа Кунцево Денис Шендерович ещё около двух десятков москвичей подали иск к мэру Москвы Сергею Собянину;
  • адвокат из Екатеринбурга Антон Мамаев подал иск в Свердловский областной суд на губернатора Евгения Куйвашева;
  • депутат городской думы Батайска Родион Башкатов подал административный иск в Ростовский областной суд на губернатора Василия Голубева;
  • группа жителей Санкт-Петербурга подала в суд коллективный иск о признании недействительным ряда норм постановления правительства города.

Как будут рассматриваться эти дела — пока неясно, поскольку Верховный суд приостановил приём граждан в судах. Впрочем, суд в Свердловской области уже нашёл, как выйти из положения и закрыл кафе, проведя заседание по WhatsApp.

Обновлено 30 апреля: Мосгорсуд отклонил шесть исков, поданных к мэру Москвы Сергею Собянину по поводу его указов о режиме повышенной готовности. Такое же решение принял Санкт-Петербургский городской суд, рассмотрев исковые заявления к правительству региона.По данным «Коммерсанта», в регионах иски частично возвращены заявителям или оставлены без движения из-за формальных нарушений при составлении документов, либо также отклонены.

Своим постановлением ВС разрешил рассматривать только безотлагательные вопросы. К ним суд отнёс, например, решения по поводу меры пресечения, о защите интересов несовершеннолетнего или недееспособного. Кроме того, можно рассматривать дела в упрощённом порядке, которые не требуют вызова сторон. Как выяснили в «Би-би-си», рассмотрение всех прочих исков переносят на один или два месяца.

Читайте также:  Статья 49. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении

Чрезвычайное положение — наиболее жёсткий из возможных режимов деятельности органов власти. Его регулирует специальный закон и может ввести только президент. Юристы отмечали, что ограничения, вводимые властями, фактически описывают именно этот режим. В частности, именно ЧП позволяет властям ограничивать свободу передвижения, свободу собраний, движение транспорта.

Действия, которые могут предпринять власти по закону о ЧП, характерны не только для него. Например, статья 13 разрешает введение карантина и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Однако карантин можно ввести и в повседневном режиме деятельности, без специального указа президента.

Статья 12 закона о ЧП предусматривает возможный комендантский час — запрет находиться на улице и в иных общественных местах в установленное время суток. Комендантский час для отдельных категорий граждан в российских регионах существует и без ЧП: гражданам до 16 лет запрещено находиться в ночное время в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью или развитию.

Адвокат «Агоры» Павел Чиков указывал, что статья 29 закона о чрезвычайном положении гарантирует, что пострадавшим при ЧП возмещается материальный ущерб.

По его мнению, власти до сих пор не ввели ни один из специальных режимов именно потому, что они не хотят возмещать убытки российскому бизнесу.

Однако, как следует из положений той же статьи, ущерб возмещается на условиях и в порядке, установленных правительством. То есть власти на своё усмотрение определяют, кому оказывать помощь и в каком размере.

#законы #карантинвроссии #covid19

За прогулки, фейковые новости, работу кафе и прием посетителей

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Невыполнение требований санэпиднадзора

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает

Для граждан

150 000—300 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте.

То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы.

Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого.

Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать.

Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП

Для граждан

1000—30 000 Р или предупреждение

Для должностных лиц

10 000—50 000 Р

Для юрлиц

100 000—300 000 Р

То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу

Для граждан

15 000—50 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р, или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий.

Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе.

А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц.

Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза.

В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Нарушение

Варианты наказаний

Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза

Штраф 500 000—700 000 Р, лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

То же самое, если умер один человек

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р, ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Если умерли два человека и более

Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок.

Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании.

Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты.

Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан.

И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение

Варианты наказаний

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р, исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р, исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

Ссылка на основную публикацию