Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 89) называет два критерия допустимости запроса о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора РФ.
Во-первых, запрос допустим, если международный договор подлежит согласно Конституции РФ и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти.
Во-вторых, запрос допустим, если заявитель считает международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции РФ.
Несмотря на то, что Закон называет лишь два способа выражения согласия государства на обязательность международного договора (ратификация и утверждение), надлежащий заявитель вправе обращаться с запросом о проверке любого международного договора вне зависимости от способа выражения согласия1. Иное ограничивало бы компетенцию Конституционного Суда РФ, установленную в ст. 125 Конституции РФ.
В литературе обсуждается вопрос о возможности осуществления Конституционным Судом РФ проверки федеральных законов о ратификации международных договоров, актов Президента РФ и Правительства РФ, выражающих согласие на обязательность международных договоров для Российской Федерации в иных формах.
Дело в том, что рассмотрение таких актов и признание их неконституционными, по сути, означало бы признание неконституционными соответствующих международных договоров, вступивших в силу. По мнению Н. В. Витрука, данные акты не могут быть предметом проверки на конституционность в Конституционном Суде РФ2. Нам представляется более взвешенной позиция Э. М.
Аметистова, который полагает, что такого рода запросы «допустимы лишь в тех случаях, когда этими законами и нормативными актами явно нарушены положения Конституции РФ, касающиеся компетенции федеральных органов государственной власти заключать международные договоры»1. В то же время, как справедливо отмечает Л. В.
Лазарев, такая проверка должна осуществляться не в процедуре, установленной для международных договоров, а в процедуре рассмотрения дел о конституционности нормативных актов2.
1 Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» (ч. 1 ст.
6) называет следующие способы выражения согласия РФ на обязательность для нее международного договора: подписание договора; обмен документами, образующими договор; ратификация договора; утверждение договора; принятие договора; присоединение к договору; применение любого другого способа, о котором условились договаривающиеся стороны.
2 См.: Витрук Н. В. Конституционное правосудие: судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С. 289.
1 Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»: Комментарий / Отв. ред. Н. В. Витрук, Л. В. Лазарев, Б. С. Эбзеев. М., 1996. С. 278.
2 См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 274.
Пределы проверки
Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ не вступившего в силу международного договора РФ устанавливаются ст. 86 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Суд устанавливает соответствие Конституции РФ указанных международных договоров:
- по содержанию норм;
- по форме акта;
- по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие;
- с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
- с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
- Проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров РФ, принятых до вступления в силу Конституции РФ, производится Судом только по содержанию норм.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" стр. 9
3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации. Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;
4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты предусмотренные настоящим пунктом меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;
5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.
Статья 81. Последствия неисполнения решения
Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.
Статья 82. Исправление неточностей в решении
Конституционный Суд Российской Федерации после провозглашения решения может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и явные редакционные и технические погрешности, о чем выносит определение.
Статья 83. Разъяснение решения
Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.
Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации в таком же порядке, в каком это решение было принято.
В случае, если вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации подлежит рассмотрению в заседании с проведением слушания, в это заседание приглашаются ходатайствующие о разъяснении решения орган или лицо, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.
Раздел третий. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними
Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 85. Допустимость запроса
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации или вопреки официально принятому межгосударственным органом по защите прав и свобод человека решению, в котором констатируется нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении соответствующего нормативного акта или договора и необходимость внесения в них изменений, устраняющих отмеченные нарушения.
Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 86. Пределы проверки
- Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:
- 1) по содержанию норм;
- 2) по форме нормативного акта или договора;
- 3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;
- 4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- 5) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;
- 6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
- Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм.
Статья 87. Итоговое решение по делу
- По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:
- 1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
- 2) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.
- Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
- Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативного акта субъекта Российской Федерации, договора субъекта Российской Федерации или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке органами государственной власти других субъектов Российской Федерации положений принятых ими нормативных актов либо заключенных договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
- Положения нормативных актов либо договоров, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
- В случае, если в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации аналогичный признанному неконституционным нормативный акт не будет отменен или изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконституционным, не будет прекращено полностью или частично, уполномоченные федеральным законом государственный орган или должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недействующим.
Глава X. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации
Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 89. Допустимость запроса
- Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если:
- 1) упоминаемый в запросе международный договор Российской Федерации подлежит согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;
- 2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор Российской Федерации не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.
Статья 90. Пределы проверки
Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации устанавливаются статьей 86 настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 91. Итоговое решение по делу
- По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:
- 1) о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации;
- 2) о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.
- С момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
Конституционное правосудие. 1. Конституционный контроль понятие, сущность и виды. Конституционный контроль
Подборка по базе: рубежный контроль (1) история.docx, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА..docx, Итоговый контроль Реализация современной социальной политики.doc, ЛР2 измерительный контроль (1).docx, Английский язык — Рубежный контроль 2 — Тихонов В.В.
docx, Ответы на контрольные вопросы к лекции 3 (29)+.docx, Ответы на контрольные вопросы к лекции 2 (21)+.docx, Философия контрольная.docx, Муниципальное право. Контрольная работа.doc, Рубежный контроль 1 и ИПЗ (Методические указания по выполнению пСтатья 77.
Провозглашение решенияРешение Конституционного Суда Российской Федерации провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
судьям Конституционного Суда Российской Федерации;
сторонам;Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека;Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, министру юстиции Российской Федерации.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации могут быть также направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.Статья 78
1.
Опубликование постановлений и заключений Конституционного Суда осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Согласно этому Закону (ст.ст.
4, 7, 8), официальным опубликованием решения считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».
2. Конкретный срок, в течение которого постановления и заключения Конституционного Суда должны быть официально опубликованы, в действующем законодательстве не определен. Сопоставительный анализ ст.78 настоящего Закона, предусматривающей, что итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию, и ст.3 Федерального закона от 14 июня 1994г., устанавливающей, что законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней последня их подписания Президентом Российской Федерации, дает возможность сделать вывод, что во всяком случае официальное опубликование постановлений и заключений Конституционного Суда должно осуществляться не позднее семи дней с момента их подписания. 3. Постановления Конституционного Суда, принятые по вопросу о соответствии Конституции Российской Федерации конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации либо по спорам о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между высшими государственными органами субъектов Федерации, подлежат обязательному опубликованию также в официальных изданиях соответствующих субъектов Российской Федерации. 4. Опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» помимо постановлений и заключений подлежат также решения: о направлении послания Конституционного Суда и о выступлении с законодательной инициативой; об избрании должностных лиц Конституционного Суда и о формировании персонального состава палат, а если нужно, и иные решения. Необходимость опубликования конкретных решений в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации» определяется Конституционным Судом. 5. Опубликование решений Конституционного Суда в иных, помимо официальных, изданиях осуществляется по согласованию с этими изданиями. Аналогичным образом решается и вопрос об опубликовании особых мнений судей Конституционного Суда
- 60. Исполнение решений Конституционного Суда РФ и последствия их неисполнения
- Статья 80. Сроки исполнения решения
- Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
Комм. П.Е.Кондратов
1.
Исполнение решения Конституционного Суда представляет собой, как правило, длительный процесс, ибо органы и лица, которым это решение адресовано, должны обращаться к нему всякий раз, рассматривая возникающие в их практике соответствующие правовые ситуации. С учетом данного обстоятельства регламентация сроков исполнения решения в ст.80 комментируемого Закона должна пониматься прежде всего как обозначение начального момента процесса исполнения.
2. В Законе различаются сроки вступления решения в силу и сроки его исполнения. Если первые определяются моментом провозглашения решения (ч.1 ст.79), то вторые — самыми различными обстоятельствами. Основными из этих обстоятельств являются названные в ст.80 опубликование решения и вручение его официального текста, с которыми законодатель связал начало исполнения решений Конституционного Суда, исходя из положений ч.3 ст.15 Конституции, предусматривающей: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Опубликование решения Конституционного Суда должно быть произведено незамедлительно, но не позднее чем через семь суток со дня его подписания, что обязывает и Конституционный Суд, и соответствующие средства массовой информации действовать таким образом, чтобы этот срок не был нарушен. Официальное вручение текста решения заинтересованным органам и лицам может быть произведено непосредственно после его провозглашения, в частности, в тех случаях, когда существует настоятельная необходимость снятия с гражданина ограничений в правах, установленных на основе нормативного акта, признанного неконституционным.
3. Необходимость установления сроков исполнения решения в нем самом может быть вызвана особым характером последствий, порождаемых этим решением, сложностью процесса его исполнения, потребностью в специальном механизме исполнения и т.д.
Практика конституционного контроля в нашей стране и за рубежом свидетельствует, в частности, о том, что не исключены такие ситуации, когда незамедлительная утрата законом или иным нормативным актом, признанным неконституционным, своей силы, не только не восстановит конституционную законность, но и может поставить под угрозу общественный порядок, права и свободы граждан. Очевидно, однако, что и в таких ситуациях Конституционный Суд не может отступать от выполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению конституционного правосудия, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, хотя делать это он должен с учетом правовых и социальных реалий. Именно так поступил, к примеру, Комитет конституционного надзора СССР, признав в своем заключении от 29 ноября 1990г. «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан», что наличие неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, противоречит Конституции СССР и международно-правовым актам, и одновременно установив трехмесячный срок, в течение которого все эти акты во избежание утраты ими силы должны быть опубликованы.
4. Конституционный Суд, оговаривая в своем решении конкретные сроки его исполнения, может связывать их с достижением определенной даты, наступлением тех или иных событий либо совершением конкретных действий (в частности, с изданием закона). 5. Наступление срока или события, с которым Конституционный Суд связывает начало исполнения своего решения, означает, что с этого момента признанные неконституционными акты утрачивают силу и перестают действовать.
61. Виды конституционного судопроизводства и факторы их обуславливающие.
62.Производство по рассмотрению дел о соответствии Конституции России нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).
- Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
- Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в статье 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Статья 85. Допустимость запроса
- Статья 86. Пределы проверки
- 4) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
- Проверка конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними, принятых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, производится Конституционным Судом Российской Федерации только по содержанию норм.
- Статья 87. Итоговое решение по делу
Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федеральных органов государственной власти, высших государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации.Запрос о проверке конституционности нормативного акта субъекта Российской Федерации допустим, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Конституционный Суд Российской Федерации устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними:1) по содержанию норм;2) по форме нормативного акта или договора;3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;5) с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти или договора между органами государственной власти Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:1) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими Конституции Российской Федерации;2) о признании нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.Признание не соответствующими Конституции Российской Федерации федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, нормативного акта Правительства Российской Федерации, договора или отдельных их положений является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично нормативном акте либо договоре либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными.
63. Производство по рассмотрению дел о соответствии Конституции России не вступивших в силу международных договоров (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).
- Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
- Статья 89. Допустимость запроса
- Статья 90. Пределы проверки
- Статья 91. Итоговое решение по делу
- С момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании не соответствующими КонституцииРоссийской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений международный договор не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом.
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если:1) упоминаемый в запросе международный договор Российской Федерации подлежит согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти;2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор Российской Федерации не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской ФедерациПределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации не вступившего в силу международного договора Российской Федерации устанавливаются статьей 86 настоящего Федерального конституционного закона.По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации принимает одно из следующих постановлений:1) о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений соответствующимиКонституции Российской Федерации;2) о признании не вступившего в силу международного договора Российской Федерации либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации.
64.Производство по делам о спорах о компетенции (право на обращение, допустимость обращения, пределы проверки, итоговое решение по делу).
- Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
- Статья 93. Допустимость ходатайства
- Статья 94. Пределы проверки
25. Проверка конституционности международных договоров кс рф
-
Статья
88. Право на обращение в КС
РФ -
Правом
на обращение в КС
с запросом о проверке конституционности
не вступившего в силу международного
договора обладают Президент, Совет
Федерации, Гос Дума, одна пятая членов
(депутатов) Совета Федерации или депутатов
Гос Думы, Правительство, Верховный Суд,
Высший Арбитражный Суд, органы
законодательной и исполнительной власти
субъектов. -
Статья
89. Допустимость запроса -
Запрос
о проверке конституционности не
вступившего в силу международного
договора допустим, если: -
1)
упоминаемый в запросе международный
договор подлежит согласно Конституции
и ФЗ
ратификации Гос Думой или утверждению
иным фед-ным органом гос-ной власти; -
2)
заявитель считает не вступивший в силу
международный договор не подлежащим
введению в действие и применению в РФ
из-за его несоответствия Конституции. -
Статья
90. Пределы проверки
Пределы
проверки КС
соответствия Конституции не вступившего
в силу международного договора
устанавливаются ст.
86
(Статья
86. Пределы проверки
-
КС
устанавливает соответствие Конституции
нормативных актов органов гос-ной власти
и договоров между ними: -
1)
по содержанию норм; -
2)
по форме нормативного акта или договора; -
3)
по порядку подписания, заключения,
принятия, опубликования или введения
в действие; -
4)
с точки зрения установленного Конституцией
разделения гос-ной власти на закон-ную,
исполн-ную и судебную; -
5)
с точки зрения установленного Конституцией
разграничения компетенции между
федер-ными
органами гос-ной власти; -
6)
с точки зрения разграничения предметов
ведения и полномочий между органами
гос-ной власти и органами гос-ной власти
субъекто, установленного Конституцией,
Федеративным и иными договорами о
разграничении предметов ведения и
полномочий.
Проверка
конституционности нормативных актов
органов гос-ной власти и договоров между
ними, принятых до вступления в силу
Конституции, производится КС
только по содержанию норм.).
-
Статья
91. Итоговое решение по делу -
По
итогам рассмотрения дела о проверке
конституционности не вступившего в
силу международного договора КС
принимает одно из следующих постановлений: -
1)
о признании не вступившего в силу
международного договора либо отдельных
его положений соответствующими
Конституции; -
2)
о признании не вступившего в силу
международного договора либо отдельных
его положений не соответствующими
Конституции. -
С
момента провозглашения постановления
КС
о признании не соответствующими
Конституции не вступившего в силу
международного договора либо отдельных
его положений международный договор
не подлежит введению в действие и
применению, то есть не может быть
ратифицирован, утвержден и не может
вступить в силу для РФ
иным образом.
26. Разрешение споров о компетенции кс рф
Глава XI. Рассмотрение дел по спорам о компетенции
Статья
92. Право на обращение в КС
РФ
Правом
на обращение в КС
с ходатайством о разрешении спора о
компетенции обладает любой из участвующих
в споре органов гос-ной власти, указанных
в ч.3
ст.
125 Конституции (3.
КС
разрешает споры о компетенции:
а)
между фед-ными органами гос-ной власти;
б)
между органами гос-ной власти и органами
гос-ной власти субъектов;
в)
между высшими гос-ными органами
субъектов),
а Президент также в случае, предусмотренном
ч.1
ст.
85 Конституции (1.
Президент
может использовать согласительные
процедуры для разрешения разногласий
между органами гос-ной власти и органами
гос-ной власти субъектов, а также между
органами гос-ной власти субъектов.
В
случае недостижения согласованного
решения он может передать разрешение
спора на рассмотрение соответствующего
суда.).
-
Статья
93. Допустимость ходатайства -
Ходатайство
органа гос-ной власти допустимо, если: -
1)
оспариваемая компетенция определяется
Конституцией; -
2)
спор не касается вопроса о подведомственности
дела судам или о подсудности; -
3)
спор не был или не может быть разрешен
иным способом; -
4)
заявитель считает издание акта или
совершение действия правового характера
либо уклонение от издания акта или
совершения такого действия нарушением
установленного Конституцией разграничения
компетенции между органами гос-ной
власти;
5)
заявитель ранее обращался к указанным
в ч.3
ст. 125 Конституции органам гос-ной власти
с письменным заявлением о нарушении
ими определенной Конституцией и
договорами компетенции заявителя либо
об уклонении этих органов от осуществления
входящей в их компетенцию обязанности;
6)
в течение месяца со дня получения
письменного заявления, упомянутого в
п.
5,
не были устранены указанные в нем
нарушения;
7)
в случае обращения соответствующего
органа гос-ной власти к Президенту с
просьбой об использовании согласительных
процедур, предусмотренных ст. 85
Конституции, Президент в течение месяца
со дня обращения не использовал эти
согласительные процедуры либо такие
процедуры не привели к разрешению спора.
Ходатайство
Президента, внесенное в порядке применения
ч.1
ст.
85) Конституции, допустимо, если:
-
1)
Президент использовал согласительные
процедуры для разрешения разногласий
между органами гос-ной власти; -
2)
разногласия между органами гос-ной
власти являются подведомственным КС
спором о компетенции. -
Статья
94. Пределы проверки -
КС
рассматривает споры о компетенции
исключительно с точки зрения установленных
Конституцией разделения гос-ной власти
на закон-ную, испол-ную и судебную и
разграничения компетенции между фед-ными
органами гос-ной власти, а также с точки
зрения разграничения предметов ведения
и полномочий между органами гос-ной
власти и органами гос-ной власти
субъектов, между высшими гос-ными
органами субъектов, установленного
Конституцией, Фед-ным и иными договорами
о разграничении предметов ведения и
полномочий. -
Рассмотрение
дела о соответствии нормативного акта,
являющегося предметом спора о компетенции,
Конституции по содержанию норм, форме,
порядку его подписания, принятия,
опубликования или введения в действие
возможно только на основании отдельного
запроса и в соответствии с порядком
рассмотрения дел о конституционности
нормативных актов. -
Статья
95. Итоговое решение по делу -
По
итогам рассмотрения спора о компетенции
КС
принимает одно из следующих постановлений: -
1)
подтверждающее полномочие соответствующего
органа гос-ной власти издать акт или
совершить действие правового характера,
послужившие причиной спора о компетенции; -
2)
отрицающее полномочие соответствующего
органа гос-ной власти издать акт или
совершить действие правового характера,
послужившие причиной спора о компетенции. -
В
случае, если КС
признает издание акта не входящим в
компетенцию издавшего его органа гос-ной
власти, акт утрачивает силу со дня,
указанного в решении.