Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 7 февраля 2021. Время чтения 9 мин.
Обратиться в Конституционный суд могут граждане, юридические лица или их представители, если определенные нормы закона влекут нарушение их конституционных прав. Но подать жалобу можно будет только после поиска справедливости в других судебных или надзорных инстанциях. Чтобы заявление и сопроводительные документы приняли и рассмотрели, их подготавливают в соответствии с № 1-ФКЗ.
С ноября 2020 г. изменились правила подачи жалоб в Конституционный суд. Теперь заявителю придется пройти все инстанции, вплоть до кассационного суда или надзорных органов.
Право на обжалование
Согласно п. 4 ст. 125 Конституции РФ, при нарушении конституционных свобод и прав граждане могут обращаться за помощью в Конституционный суд.
Нужно четко отличать, что высший орган судебной власти – это не надзорная и не апелляционная или кассационная организация.
Он не выносит решений по конкретным делам, не принимает жалобы на работу судей, а дает оценку применения норм права другими инстанциями.
То есть, если гражданин считает, что «практика двойных стандартов», неправильное трактование норм привели или могли привести к нарушению его конституционных прав, он может обратиться с жалобой в КС. При этом негативные последствия должны быть не абстрактными, а касаться заявителя.
Искать справедливость в высшей инстанции могут:
- граждане;
- юридические лица;
- в их интересах уполномоченные по правам человека;
- общероссийские органы и пр. должностные лица.
Ходатайствовать они могут по поводу правильной трактовки или конституционности:
- федеральных законов;
- нормативных актов Президента, Госдумы, Совета Федерации, Правительства;
- региональных постановлений и пр.
Важно! Жалобу примут, только если исчерпаны все другие средства судебной защиты.
То есть, если по делу предусмотрена возможность кассационного оспаривания или надзорного обжалования, они должны быть использованы, причем на самой высшей допустимой инстанции. Только если их решение, по мнение заявителя, нарушает его права, он имеет право обратиться в КС.
Причем для этого отведен определенный срок – в течение 1 года после рассмотрения дела в последней допустимой инстанции. Если в пересмотре отказали из-за пропуска срока обжалования, обратиться в КС нужно не позже 1 года после последнего судебного решения.
Все эти требования к допустимости жалобы отражены в ст. 97 1-ФКЗ в редакции от 09.11.2020. Подводя итог, повторим, что обратиться в КС гражданин может:
- Когда применение оспариваемого акта касается нарушения именно его прав.
- После использования все других возможных способов защиты.
- В течение 1 года после вынесения решения на высшем судебном или надзорном уровне.
Примечание! Конституционные (уставные) региональные суды работают по аналогичному алгоритму, но рассматривают конституционность исключительно нормативных актов субъекта. В большинстве регионов они упразднены для экономии бюджета.
Куда обращаться
Жалобы на несоответствие Конституции законов, нормативных актов, по которым вынесено несправедливое решение, рассматривает исключительно Конституционная судебная инстанция.
Таблица 1. Как подать жалобу в КС
Способы | Контакты | Примечание |
Почтой | 190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1 | Заказным письмом с описью вложения |
Лично | г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1 | Паспорт |
Через представительство в Москве | ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3 | Принимает, но не рассматривает |
На электронную почту | [email protected] | Требуется КЭП |
Онлайн на сайте КС | petition.ksrf.ru | Копии паспорта, подтверждение аккаунта |
При отправке электронных обращений введенные данные о заявителе проверяет Секретариат на протяжение 3 дней. При обнаружении неточностей или недостоверности информации заявителю отправляют уведомление с предложением внести исправления. Это нужно сделать в течение 3 дней, иначе жалобу и учетную запись аннулируют.
В отличие от претензий в другие инстанции, например, в Роспотребнадзор, оформление обращений в КС строго регламентируется гл. V № 1-ФКЗ. В ст. 37 указано, что в нем обязательно указывают:
- Орган, куда направляют жалобу, – Конституционный суд Российской Федерации.
- Данные о заявителе: ФИО, адрес и пр. Если гражданина представляет другое лицо и организация, данные о его полномочиях.
- Информацию о госоргане, который издал спорный акт.
- Основание для подачи жалобы с перечислением норм Конституции и № 1-ФКЗ.
- Описание обстоятельств, которые стали основанием для обращения, – подробное раскрытие всех этапов дела, сведения об этапах обжалования.
- Позиция заявителя с указанием подтверждающих его доводы статей Конституции.
- Непосредственно требование, обращенное к КС, признать определенные нормы или их трактование неконституционными.
- Перечень документов.
В конце жалобы заявитель ставит дату и свою подпись.
К тексту применимы стандартные требования к письмам в госорганы:
- отсутствие нецензурных, жаргонных слов;
- содержание должно раскрывать суть вопроса с указанием норм законов, но быть логичным, понятным;
- текст читаемый, разборчивый, без исправлений, зачеркиваний, помарок;
- не допускается наличие оскорблений, угроз.
Скачать пример жалобы в КС.
Бумажное заявление пишут на листе А4 от руки или набирают на компьютере.
При отправке через сайт petition.ksrf.ru предварительно проходят регистрацию. Для этого заполняют анкету и прикладывают копию паспорта.
Форма отправки обращения становится доступна только после регистрации и подтверждения аккаунта через электронную почту.
Электронную жалобу отправляют в формате doc или docx. В сопроводительном письме описывают суть обращения и перечисляют сопроводительные документы с указанием количества страниц. Прикрепленные файлы оформляют:
- в виде фотографии или сканированных копий;
- с различимыми печатями и подписями;
- черно-белыми;
- с разрешение – от 200 пикселей/дюйм;
- в формате – PDF, JPG, PNG.
Заявление и все дополнительные документы при отправке онлайн визируют усиленной квалифицированной электронной подписью.
Содержание
Самому составить грамотную жалобу в КС с учетом всех юридических тонкостей сложно. Нередко письма даже не доходят до рассмотрения из-за несоответствия обращения требованиям закона. Среди частых ошибок выделяют:
- отсутствие прямого нарушения прав заявителя;
- обращение в порядке абстрактного нормативного контроля;
- ссылки на разъяснения чиновников или других госорганов;
- ходатайство на рассмотрение отмененных или утративших силу законов.
«Перед обращением с запросом в КС надо определиться: вы намерены защищать права гражданина, которые прямо прописаны в Конституции? Или же вы решили отстоять какие-то иные права?»
Владимир Кряжков, советник КС РФ
Поэтому юристы советуют для усиления жалобы:
- Обратить внимание на соответствие содержания требованиям закона № 1-ФКЗ.
- Ссылаться на судебную и международную практику.
- Показать значимость проблемы, желательно с определенным правовым пафосом.
- Четко прописать основания неконституционности оспариваемой нормы.
- Подготовить аргументы, которые в Конституционном суде всегда выслушивают.
Эксперты, имеющие прямое отношение к КС, говорят, что начинать подготовку к подаче жалобы нужно с изучения ст. 36-43, 96 и 97 закона № 1-ФКЗ, научных трудов, например:
- комментариев к Конституции под редакцией Л. Лазарева и В. Зорькина;
- книги «Правовые позиции КС РФ» Л. Лазарева.
Объем обращения не отражается на дальнейшем рассмотрении. Ведь суть можно изложить кратко, но убедительно.
«Порой заявитель пишет жалобу на полутора страничках, но такую, что от нее не отвертишься – надо что-то делать»
Владимир Кряжков, советник КС РФ
Само заявление без подтверждений является необоснованным. Поэтому с письмом обязательно отправляют:
- текст закона, который подлежит проверке;
- копии решений предыдущих инстанций;
- другие значимые для дела материалы: экспертизы, свидетельские показания и пр.;
- квитанцию об оплате госпошлины.
На представителя предоставляют документ, который подтверждает его полномочия. Иностранные документы подлежат переводу на русский язык.
Если заявитель считает, что на слушание необходимо пригласить свидетелей или экспертов, он прикладывает список с указанием их данных.
Все документы отправляют в КС с предоставлением одной копии. При электронном обращении дополнительная копия заявления и документов не требуется.
Госпошлина
Размер утвержден ст. 333.23 НК РФ, на 2021 г. составляет для:
- физически лицом – 450 руб.;
- организацией – 6 750 руб.
Оплачивают до подачи заявления. К обращению прикладывают квитанцию.
Пошлину не платят:
- инвалиды и ветераны ВОВ;
- бывшие узники концлагерей и военнопленные ВОВ;
- Герои РФ и СССР;
- полные кавалеры ордена Славы.
Для подтверждения льготы по оплате госпошлины они предоставляют копию документа, подтверждающего статус.
Как проходит рассмотрение
После первичной регистрации жалобу проверяет Секретариат. Здесь рассматривают:
- Подсудно ли обращение КС.
- Соответствие требованиям к форме подачи и составления.
- Уникальность обращения – повторные жалобы отклоняют.
Независимо от причины отклонения, заявителю дадут письменный ответ. Если нарушение связано с неточностями, ошибками, отсутствием документов или подтверждения оплаты пошлины, после их устранения подают заявление повторно.
После проверки председатель КС отправляет дело судьям для предварительного рассмотрения. Они назначают дату слушания. От регистрации жалобы до проведения заседания может пройти до 3 месяцев.
На рассмотрении, кроме заявителя, могут присутствовать:
- должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;
- представители сторон;
- приглашенные свидетели, эксперты, переводчики.
Процесс, если это не противоречит регламенту, длится несколько часов.
«Поначалу мне казалось, что конституционное судопроизводство это нечто далекое, абстрактное и не способное ничего принести бизнесу. Но после подачи жалобы иллюзии и предрассудки ушли сами собой. Поразило то, что к нашей аргументации именно прислушивались»
Татьяна Каменская, управляющий партнер юридической компании «Каменская & партнеры»
Последствия
В итоге принятое решение:
- оглашают в зале заседания;
- направляют всем сторонам в течение 2 недель;
- публикуют в «Вестнике КС РФ» и официальных ресурсах органов власти.
ВС может:
- Признать рассматриваемые нормы соответствующими Конституции и дать разъяснения об их трактовке.
- Подтвердить, что содержание положения полностью или частично неконституционное.
При особых обстоятельствах действие неконституционного закона приостанавливают, пока не примут окончательного решения по рассматриваемому делу.
Постановление Верховного суда не пересматривают – это решение высшей последней инстанции. Не требуется подтверждение другими должностными лицами или госорганами. Повторную жалобу по сути одной проблемы отклонят.
«…если мы ведем речь о КС, гражданину или юридическому лицу дается полное право открыто поспорить с государством. И нередко такие споры заканчиваются в пользу заявителя»
Лев Иванов, эксперт Института права и публичной политики
Если требования обратившегося удовлетворили, то:
- Оспариваемые нормы закона утрачивают силу.
- Принимают новый нормативный акт, который заменит неконституционный.
- Судебные решения предыдущей инстанции аннулируют.
- Дело заявителя пересматривают в суде первой инстанции с учетом актуальных законов.
От момента опубликования Постановления КС до принятия нового акта может пройти до полугода.
Выводы
- Жаловаться в КС РФ можно при нарушении конституционных прав и свобод конкретного гражданина.
- Обращаются в высшую инстанцию, когда проблему пытались решить на всех уровнях судебной системы, но не позже, чем через 1 год после последнего решения.
- Документы подают почтой, лично или онлайн при наличии КЭП.
- На досудебном этапе обращение рассматривает Секретариат на соответствие № 1-ФКЗ.
- При удовлетворении требования решение, основанное на неконституционной норме или неверном трактовании, отменяют.
Обращения в конституционный суд Российской Федерации :
Может ли сторона, получившая отказ в удовлетворении собственных интересов во всех пройденных судебных инстанциях, обратиться куда-либо для защиты прав и пересмотра вынесенных ранее решений? Да, такая возможность действительно существует — это оформление обращения граждан в Конституционный Суд РФ (КС РФ). Рассмотрим в статье основания для написания такого документа, тонкости его составления, а также некоторые рекомендации, предоставленные опытными юристами-практиками.
Общее понятие
Прежде чем рассматривать тонкости написания обращения в КС, стоит определить общее понятие такого документа, которое представлено в современном законодательстве.
Обращением в Конституционный Суд Российской Федерации является запрос, ходатайство или жалоба, оформленная в письменном виде.
Основанием обращения является неудовлетворенность решением, которое было вынесено другими судебными инстанциями РФ.
Безусловно, данное дело должно иметь не только юридическое, но еще и конституционное значение, а также оно должно быть подсудным Конституционному Суду РФ.
Поводы к рассмотрению дела в КС
В качестве основного повода к рассмотрению дела в КС выступает наличие обращения в Конституционный Суд граждан, организаций или государственных структур.
Что касается основания для проведения рассмотрения дела, то таковым является неопределенность в конкретном вопросе правового характера, а также в применении норм права. В данной ситуации требуется установление соответствия определенного положения конкретного акта нормативного характера Конституции и законам, действующим на федеральном уровне.
Нормативное регулирование
Рассматривая нормативное регулирование подачи обращения гражданами Российской Федерации, стоит отметить то, что такой запрос (жалоба или ходатайство) должен быть подан только в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Актами нормативного характера, которые регулируют отдельные аспекты вопросов, связанных с созданием и подачей обращений в Конституционный Суд РФ, в настоящее время являются:
- Конституция РФ.
- ФЗ «О Конституционном Суде».
- Налоговый кодекс РФ.
В некоторых индивидуальных случаях процесс может быть регламентирован и некоторыми другими актами, в зависимости от того предмета, по отношению к которому создается обращение.
При составлении таких обращений заявители могут ссылаться не только на привычные источники законных норм, но также и на другие акты, в числе которых нередко присутствуют:
- ссылки на иностранную практику в аналогичных процессах;
- правовые позиции Конституционного Суда.
Субъекты обращения
Кто может подавать обращения в рассматриваемую инстанцию? Стоит отметить, что данная возможность предоставляется всем гражданам страны и иностранцам, законные интересы и права которых были нарушены путем применения определенной нормы права в конкретном деле. Кроме этого, на основании положений Конституции РФ, право на обращение в Конституционный Суд с жалобами и ходатайствами имеют не только отдельные люди, но и целые организации, а также органы.
К дополнительному числу субъектов подачи подобного обращения следует отнести государственные органы и представителей власти. В ряде таковых находятся:
- Президент РФ;
- палаты Федерального Собрания;
- органы Вооруженных Сил страны;
- ВАС РФ (Высший Арбитражный Суд);
- Правительство РФ;
- органы исполнительной власти отдельных субъектов государства;
- органы законодательной власти субъектов страны.
Виды обращений
Любое обращение граждан в Конституционный Суд должно оформляться в электронной форме и в точности соответствовать установленным требованиям. Современное конституционное законодательство страны определяется возможность подачи такого документа в трех формах:
- запрос;
- ходатайство;
- жалоба.
Рассмотрим далее более детально особенности, характерные для каждой из них.
Как показывает практика, запрос — это самая распространенная форма обращения в рассматриваемую инстанцию.
Стоит отметить, что подавать его могут представители государственных органов, а также депутаты, которые преследуют цель пересмотра определенных дел в строгом соответствии с нормами законодательства и правильностью их применения. Нередко с запросами в Конституционный Суд обращается Арбитражный суд.
Основной целью такого обращения является необходимость получения пояснений относительно той или иной нормы закона, которая имеет непосредственное отношение к рассматриваемому делу. Законодателем определено, что именно обращение в форме запроса необходимо в том случае, если президенту страны выдвигаются обвинения в совершении тяжких преступных деяний, а также в государственной измене.
В тех случаях, когда у органов или отдельных государственных служащих возникают споры относительно определенной компетенции, они могут обратиться в рассматриваемую инстанцию с ходатайством. Что касается обыкновенных граждан страны, их объединений, а также иностранцев, то их обращения должны иметь форму жалобы.
Требования к обращениям
Современное законодательство устанавливает целый ряд требований, которые непременно должны быть соблюдены в процессе написания письменного обращения. Детальный перечень таковых указан в содержании статьи 37 ФЗ «О Конституционном Суде».
В содержании указанной статьи указано, что любое обращение должно быть направлено на электронную почту КС РФ, специально созданную для приема таких документов. Документ должен быть представлен исключительно в электронном виде. При его написании необходимо использовать специальную электронную форму, которая размещена на официальном сайте инстанции.
Если у человека отсутствует возможность заполнения унифицированной формы, то он имеет право подать обращение в привычном для него формате документа, строго соблюдая все установленные требования.
Стоит отметить, что такой документ должен обязательно иметь квалифицированную электронную подпись усиленного типа.
В рассматриваемой ситуации переписка с заявителем может осуществляться в электронном формате, причем в порядке, обозначенном Регламентом КС.
Из общего числа основных требований, установленных в отношении обращений в рассматриваемую инстанцию, стоит выделить те, что касаются структуры документа. Так, на основании действующих правил в нем обязательно должны присутствовать:
- орган, в который направляется обращение (в данном случае КС РФ);
- наименование заявителя (в тех случаях, когда обращение осуществляется через представителя, должны быть указаны и его данные, а также основания представительства);
- наименование того органа, который издал акт, подлежащий проверке;
- нормы действующего законодательства, на основании которых осуществляется обращение;
- источник акта, подлежащего проверке, его номер, дата принятия и публикации;
- непосредственные данные спорной нормы, подлежащие рассмотрению;
- позиция, которую отстаивает заявитель по поставленному вопросу, а также ее обоснование, подкрепленное нормами, представленными в актах действующего законодательства;
- требование заявителя;
- перечень документов, прилагаемых к поданной жалобе (ходатайству или запросу).
Основным требованием, выдвигаемым к рассматриваемой жалобе, является ее допустимость.
О допустимости жалобы
Любая жалоба, подаваемая на рассмотрение Конституционным Судом, обязательно должна быть допустимой. Обращение считается допустимым лишь в двух случаях:
- применение определенной нормы закона было осуществлено в суде, что отражено в решении, выдвинутом по делу;
- рассматриваемый закон в той или иной мере затрагивает свободы и права человека конституционной сфере.
Более того, любой заявитель, желающий подать обращение, должен сделать это в определенные временные пределы — не позднее года после вынесения решения по делу. В том случае, если поданная жалоба хотя бы по одному параметру не соответствует понятию ее допустимости, суд отклонит ее и не станет заниматься рассмотрением.
Какие документы могут прилагаться к обращению
В требованиях, указанных к составлению обращения в Конституционный Суд, указано, что в его содержании могут быть отражены данные относительно документов, выступающих в роли приложений к основному акту. Что может быть отнесено к числу таких приложений? В данный перечень входят:
- тексты актов, подлежащих проведению оценки на соответствие законодательству;
- документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины;
- в том случае, если некоторые документы представлены на любом другом языке, отличном от русского, то к обращению должны быть приложены их нотариально заверенные переводы;
- в том случае, если лицо подает обращение не лично, а через представителя, в числе дополнений обязательно должна присутствовать доверенность на осуществление данного действия.
В зависимости от индивидуальных ситуаций к рассматриваемым видам актов могут прилагаться показания свидетелей, а также заключения, сделанные экспертами. При наличии таковых лица, сделавшие заключения, могут быть вызваны на заседания, проводимые Конституционным Судом по рассмотрению указанных в обращении вопросов.
Заявителям стоит обратить свое внимание на то, что при подаче обращения в электронной форме все сопроводительные документы должны быть представлены аналогичным образом, в одном файле с основным обращением или запросом.
О государственной пошлине
Как отмечает законодатель, рассмотрение обращений в Конституционный Суд проводится только в том случае, если они полностью соответствуют всем установленным требованиям, а также если в числе приложенных документов присутствует подтверждение факта уплаты государственной пошлины.
Что касается особенностей процессов внесения суммы пошлины, ее возврата, а также зачета, то они регламентируются нормами Налогового кодекса.
В соответствии с его положениями в настоящее время размер такого сбора составляет 450 рублей. Его оплату можно произвести как через терминалы, так и в кассах российских банков.
Стоит отметить, что данная возможность имеется и при посещении портала «Госуслуги».
Если обратить более детальное внимание на размеры государственной пошлины, то Налоговый кодекс предусматривает несколько вариантов ее размеров. Рассмотрим их более детально:
- для граждан государства и иностранцев — 450 руб.;
- для организаций — 6 750 руб.;
- в случае направлении ходатайства или запроса — 6 750 руб.;
В тех случаях, когда обращения подаются в Конституционные Суды субъектов страны, размер госпошлины значительно снижается. Так, он составляет:
- для физических лиц — 350 руб.;
- для организаций — 4 500 руб.
Кто освобождается от уплаты пошлины за совершение обращения
В соответствии с нормами действующего законодательства определенные группы лиц полностью или частично могут быть освобождены от уплаты пошлины за рассмотрение обращения Конституционным Судом в порядке, предусмотренном законом. К числу тех, кто на основании современных конституционных норм полностью освобождается от уплаты рассматриваемого вида взноса относятся:
- общественные организации инвалидов;
- Герои Советского Союза;
- ветераны ВОВ;
- Герои России;
- полные кавалеры ордена Славы;
- инвалиды ВОВ.
В том случае, если обращение подается лицом, освобождаемым законом от уплаты рассматриваемого типа взноса, вместо квитанции, подтверждающей проведение платежа, ему надо предоставить документ, подтверждающий право получения льготы.
Отдельное внимание стоит обратить и на то, что от уплаты рассматриваемого вида пошлины освобождаются и некоторые лица, которые могут подавать запросы и ходатайства в данную инстанцию. К их числу относятся:
- Верховный Суд;
- мировые судьи;
- Арбитражный суд;
- суды, отнесенные к общей юрисдикции;
- органы государственной власти отдельных субъектов страны;
- федеральные органы власти;
- органы самоуправления на местах.
Как усилить жалобу: советы юристов
Современная практика реализации гражданами собственного права на обращение в Конституционный Суд РФ показывает, что при подаче жалобы или ходатайства непременно стоит обратить свое внимание на необходимость подчеркнуть ее важность и обоснованность, так как в противном случае суд, как правило, принимает свое решение не в пользу истца.
В рекомендациях юристов-практиков, отмечено то, что для усиления собственной жалобы, кроме строгого соблюдения установленного порядка обращения в рассматриваемую инстанцию, заявителю следовало бы обратить свое внимание на специально разработанные для этого методики, которые являются полностью законными.
Конституционный Суд, рассматривающий обращение, уделяет внимание его обоснованности.
Для того чтобы подчеркнуть присутствие таковой заявителю стоит указать в тексте документа ссылки на определенные положения КС, принятые ранее по аналогичным вопросам, а также ЕСПЧ (Судом по правам человека).
Также параллельно могут быть предоставлены некоторые ссылки на зарубежную практику судов в решении аналогичных вопросов.
В качестве дополнения и для того чтобы обратить внимание на незаконность оспариваемой нормы некоторые юристы рекомендуют указывать на все противоречащие ей факторы, присутствующие в других законодательных источниках.
В числе таковых могут присутствовать как полностью противоречивые, так и неоднозначные положения, вызывающие массу споров.
Можно даже отметить противоречие спорной нормы правовым позициям Верховного и Арбитражного судов, а также Европейского суда по правам человека.
Для усиления обращения большинство юристов советуют обращать в тексте документа внимание на формализм судов. К сожалению, сегодня в работе всех судебных инстанций на территории Российской Федерации наблюдается излишний формализм.
Отдельное внимание также можно уделить присутствующему в оспариваемой норме нарушению баланса интересов и прав.
Практика показывает, что в определенных случаях в содержании обращения будет уместно отметить нарушение некоторых прерогатив Конституционного Суда в рассматриваемой норме.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О
"По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2000 г. N 92-О
- ПО ЗАПРОСУ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
- ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ СООТВЕТСТВИЯ
- КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
- КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ, РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН,
- РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, РЕСПУБЛИКИ КОМИ, РЕСПУБЛИКИ
- СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ И РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.О. Лучина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса,
установил:
1. Предметом обращения группы депутатов Государственной Думы (представлять которую поручено депутатам Г.И. Тихонову, А.Г. Чехоеву, Г.И.
Чуркину) являются положения, содержащиеся в части 2 статьи 1, части 1 статьи 2, части 1 статьи 6, статьях 11 и 52, пунктах «д» и «м» статьи 53, статье 56, пункте «х» части 1 статьи 70, статье 75 и пункте «в» статьи 78 Конституции Республики Адыгея от 10 марта 1995 года, в преамбуле, статьях 1, 3, 5 и 10, части второй статьи 69, статьях 70 и 74 Конституции Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года, в части второй статьи 1, части первой статьи 4, статье 7, частях первой и третьей статьи 10 Конституции Республики Ингушетия от 27 февраля 1994 года, в части второй статьи 13 и пункте 15 статьи 73 Конституции Республики Коми от 17 февраля 1994 года, в части 1 статьи 3, части 2 статьи 10, статье 36, части 1 статьи 61 Конституции Республики Северная Осетия — Алания от 12 ноября 1994 года и в статьях 1, 59, 61 и 62 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года (с последующими изменениями и дополнениями), — о суверенитете (государственном суверенитете) республики как субъекта Российской Федерации, о принадлежности республике высшей (т.е. верховной) власти на своей территории, о том, что народ республики является носителем суверенитета и источником (единственным источником) власти; вытекающие из принципа суверенитета положения о верховенстве, высшей юридической силе конституции республики и ее законов, о праве республики приостанавливать действие правовых актов Российской Федерации на своей территории; о договорном характере статуса республики как субъекта Российской Федерации, о договорном характере вхождения республики в состав Российской Федерации (и, следовательно, пребывания, нахождения в составе Российской Федерации), о статусе республики как субъекта международного права; положения, регулирующие отношения собственности на природные ресурсы, находящиеся на территории республики, порядок владения, пользования и распоряжения ими.
- Вопросы, урегулированные оспариваемыми положениями, ранее рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации в деле о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан», в деле о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации и в деле о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- 2. Заявители просят проверить, соответствуют ли Конституции Российской Федерации следующие положения:
- положения Конституции Республики Адыгея, согласно которым суверенитет Республики Адыгея определяется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Адыгея и Федеративным договором (часть 2 статьи 1); вся власть в Республике Адыгея принадлежит ее многонациональному народу; носителем суверенитета и источником государственной власти в Республике является народ (часть 1 статьи 2);
- положения Конституции Республики Башкортостан, согласно которым Конституция Республики Башкортостан принята на основе Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан (преамбула); Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство; Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории (статья 1); носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ (часть первая статьи 3); государственный суверенитет Республики Башкортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее территорию в пределах существующих границ (часть вторая статьи 69); отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными; входя в состав Российской Федерации на договорной и равноправной основе, Республика Башкортостан сохраняет за собой всю полноту государственной власти на всей территории республики вне пределов прав, добровольно переданных ею Российской Федерации (статья 70);
- положения Конституции Республики Ингушетия, согласно которым Республика Ингушетия строит свои отношения с Российской Федерацией на основе договора между Российской Федерацией и суверенной Республикой Ингушетия (часть вторая статьи 1); носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Ингушетия является ее многонациональный народ (часть первая статьи 4); законы и иные нормативно — правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации правомерны на территории Республики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия (часть вторая статьи 7);
- положения Конституции Республики Северная Осетия — Алания, согласно которым носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Северная Осетия — Алания является ее народ (часть 1 статьи 3); Республика Северная Осетия — Алания — суверенное государство, добровольно входящее в состав Российской Федерации (часть 1 статьи 61);
- положения Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан — суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики; суверенитет и полномочия государства исходят от народа; государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан (статья 1); Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно — правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально — культурного строительства (статья 59); Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией — Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (статья 61).
2.1. Положения о суверенитете (государственном суверенитете) республики как субъекта Российской Федерации во взаимосвязи с положениями о народе республики как носителе этого суверенитета и единственном источнике власти в республике уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Постановлением от 13 марта 1992 года по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», Постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» положение о государственном суверенитете Республики Татарстан было признано неконституционным; при этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что международное право не допускает использование ссылок на принцип самоопределения для подрыва территориальной целостности и единства суверенного государства и национального единства.
В Постановлении от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации изложил следующую правовую позицию.
Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1).
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).
Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно — правовой статус.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.
Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е.
не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.
По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт «б») Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства — даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.
Конституция Российской Федерации, определяя в статье 5 (части 1 и 4) статус перечисленных в статье 65 (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством.
Следовательно, использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признание государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно — правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.
Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов (статья 4, часть 2; статья 15, часть 1, и статья 67, часть 1).
Исходя из этих конституционных принципов все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, в том числе конституции республик, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Законы же и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, подлежат применению лишь в части, ей не противоречащей, что прямо предусмотрено пунктом 2 раздела второго «Заключительные и переходные положения».
Пунктом 1 того же раздела закреплен также приоритет положений Конституции Российской Федерации перед положениями Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.
Приоритет положений Конституции Российской Федерации имеет место при определении как статуса субъектов Российской Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов.
Следовательно, содержащееся в статье 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации положение о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, предполагает, что все указанные договоры должны соответствовать Конституции Российской Федерации, и потому любое допускавшееся ими ограничение либо разделение суверенитета Российской Федерации исключается.