Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

Адвокат Анатолий Антонов

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст.3.10 КоАП).

Административное выдворение применяется при совершении иностранным гражданином или ЛБГ противоправных действий, противоречащих интересам государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка, а также в целях  охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, и в случае нарушения положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, иного законодательства РФ.

Законодательное регулирование вопросов выдворения из РФ (законы о выдворении): Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г., Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г.

N 40 “О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, иные законодательные и подзаконные акты.

Административное выдворение производится в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Решение об административном выдворении за пределы РФ принимает суд (гл. 18 КоАП РФ).

  • В настоящее время около 80% от всего объема административных дел в районных судах занимают дела о выдворении (депортации) иностранных граждан.
  • Рассматривается дело в среднем 5 минут.
  • Выявлены случаи непредоставления переводчиков либо предоставления их с требованием переводчиком оплаты услуг, чтобы избежать “неверного перевода”, который может привести к утяжелению участи мигранта, а также игнорирования информации о наличии близких родственников- граждан РФ, наличия трудовых документов и иных оснований, которые “сводят к нулю” все основания для назначения такого рода наказания.
  • Единственным способом избежать ответственности является подача апелляционной жалобы в соответствии с требованиями КоАП РФ либо административной апелляционной жалобы по требованиям КАС РФ ( в последнем случае оплачивается госпошлина в размере 150р.)

Жалоба на постановление суда об административном правонарушении (выдворили, депортировали из России, РФ) рассматривается положительно при наличии близких родственников (супруг, родители, дети) – граждан Российской Федерации.

Исключение, которое подтверждено практикой: при наличии злостного нарушения законодательства о порядке пребывания в РФ иностранных граждан в течение нескольких лет постановление о выдворении (депортации) может быть оставлено без изменения (отказано в удовлетворении апелляционной жалобы).

Жалоба адвоката на постановление об административном правонарушении (жалоба по выдворению) подается в течение 10 дней с момента вручения копии такого постановления.

Если Вы опоздали с обжалованием выдворения (депортации) в суде первой инстанции, то есть возможность обжаловать выдворение (депортацию) в суде надзорной инстанции уже вступившего в законную силу постановления о выдворении из страны пребывания.

Необходимо не опускать руки и использовать данную возможность.

Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской ФедерацииОсобо! Не пропускайте 10-дневный срок обжалования Постановления о выдворении за пределы РФ!

Особое внимание обращаю на то, что при пропуске 10-дневного срока имеет смысл подать жалобу с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы, если причины пропуска считаются уважительными заявителем и могут быть признаны уважительными судом. Практика свидетельствует о том, что даже при наличии значительного срока пропуска дело может быть принято к рассмотрению, но при условии удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков.

Последствия применения административного выдворения иностранных граждан:

1) Исходя из ст. 27 Федерального закона 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», срок выдворения составляет пять лет, т.е.

мера административной ответственности в виде выдворения за пределы РФ (выдворения из страны) подлежит применению по отношению к иностранному гражданину либо лицу без гражданства и представляет собой запрет въезда на территорию РФ в течение 5 лет со дня выдворения.

Исключение: при  выдворении должностными лицами Пограничной службы ФСБ России – в течение одного года.

При выявлении указанными органами попытки ранее выдворенного гражданина снова пересечь границу по документам, но с иными данными (н-р, паспорт на другую фамилию), лицо не допускается на территорию РФ и въезд закрывается уже по новым паспортным или иным данным на срок выдворения компетентными органами.

Помимо того, Кроме того, при выявлении очередного факта предоставления документов с измененными данными органами дознания Пограничной службы ФСБ России может быть возбуждено уголовное дело по ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы».

2) Исходя из Федерального закона ФЗ-115 от 25.06.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», последствием принятия решения судом о выдворении иностранных граждан и ЛБГ является отказ в выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства и др.

Согласно ст.33 данного закона иностранец, незаконно находящийся в России либо подлежащий передаче или приему в соответствии с международным договором о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

  1. Административная ответственность в виде административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства является в настоящее время безальтернативным видом наказания в связи со внесением изменений в КоАП РФ.
  2. Ваши действия в случае  административного выдворения за пределы РФ
  3. Нет нарушения закона с Вашей стороны

Поскольку постановление о выдворении иностранного гражданина и ЛБГ за пределы РФ выносится судом, то обжалование постановления суда о выдворении из РФ производится посредством подачи апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции (вышестоящий) через суд, который вынес данное постановление, с просьбой об отмене  как незаконно вынесенного. Обязанность предоставления доказательств невиновности возложена на Вас.

Особо: при пропуске 10-дневного срока на обжалование решения о выдворении при наличии особых обстоятельств (рассматриваются отдельно адвокатом) возможно восстановление срока на обжалование. 

Вы нарушили закон

В данном случае Вам может помочь наличие близких родственников, которые являются гражданами РФ. В список входят родители, дети, супруги (-а).

Апелляционная жалоба подается также в течение 10 дней с момента вынесения постановления о выдворении в вышестоящий суд через суд, вынесший постановление.

В жалобе формулируется просьба об отмене постановления суда о выдворении из страны как нарушающего Ваши права, закрепленные в международных правовых актах.

В связи с ужесточением мер иммиграционного контроля при нарушении миграционного законодательства иностранным гражданином или лицом без гражданства серьезные нарушения законодательства могут привести к наступлению ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ.

Возможна отмена выдворения как дополнительного наказания в соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ при наличии существенных оснований (н-р, наличия близких родственников- граждан РФ).

  • Различие выдворения и неразрешения въезда (запрета на въезд)
  • 1) Сроки : 5 лет- выдворение, 3 года  – запрет на въезд.
  • 2) Орган, выносящий решение: выдворение – суд, запрет въезда – территориальный орган  ФМС РФ.
  • 3) О принятом решении о запрете на  въезд сообщается лицу только на границе РФ, о об административном выдворении –  при участии в суде по вопросу выдворения из страны.
  • 4) Сроки обжалования: решения о выдворении – 10 дней – в административном порядке, решения о запрете въезда – три месяца с момента, когда лицо узнало о существующем запрете – в гражданско-правовом порядке.
  • 5) Отмена решения: решение суда о выдворении не отменяется в досудебном порядке, решение о запрете на въезд в РФ- может быть отменено в досудебном порядке.
  • Различие депортации и решения о выдворении

Согласно ФЗ-115 от 25.06.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация –  принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Решение о депортации принимается органом исполнительной власти и имеет принудительную форму исполнения в отличие от административного выдворения, исполняемого самостоятельно.

Иностранный гражданин или ЛБГ подлежит депортации, если срок проживания или пребывания в РФ официально сокращен, то лицу необходимо выехать в течение 3-х дней, а при аннулировании  РВП или ВНЖ – в течение 15 дней.

Решение о депортации принимается руководителем территориального органа ФМС  России на основании мотивированного представления начальника подразделения ПВСлужбы ОВД либо руководителя подразделения по делам миграции ОВД, о чем должно быть сообщено во время личного приема со вручением копии заключения о депортации под роспись.

Реализация решения о депортации возложена на территориальные органы ФМС и ОВД либо другими органами в рамках их компетенции.

В связи со вступлением  в силу с 01 января 2014 года изменений в Федеральные законы 114-ФЗ и 115-ФЗ, срок пребывания в РФ иностранного гражданина , прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом , а также в случае, если такой срок продлен в соответствии с федеральным законом. Если же иностранец во время своего предыдущего пребывания в России превысил срок пребывания, ему запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком на три года со дня выезда из России.

Если Вам или Вашим близким понадобилась юридическая помощь в связи с административным выдворением — Вы всегда можете обратиться за защитой в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры». Работаем круглосуточно.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Депортация и выдворение

Иногда продолжительная поездка в Россию заканчивается депортацией или выдворением, отличие которых понятно не каждому. По сути, это высылка из государства мигранта вследствие нарушения правил миграции по принуждению уполномоченных органов. В связи со сложившейся ситуацией, два термина обычно путают, именно поэтому мы рассмотрим основные отличия депортации и выдворения.

Сущность основных понятий

Депортация – выезд мигранта из Российской Федерации по принуждению законодательных органов страны. Процедура осуществляется вследствие нарушения иностранцем законных прав на пребывание в стране. Гостей принуждают покинуть границы государства (иногда под конвоем), если они не соглашаются на добровольный отъезд.

Депортация не относится к категории наказаний за определенные преступления, это лишь мера контроля граждан. Для осуществления данной процедуры необходимо нарушение одного требования: отсутствие официальных оснований на пребывание в стране.

Выдворение – наказание, которое следует за нарушением законов Российской Федерации. Правонарушения не всегда связаны с нарушением миграционных прав. Процедура осуществляется, если мигрант пересек границы государства по поддельным документам, не соблюдал правила таможни или совершил административное правонарушение на территории страны.

Основные различия

Итак, теперь конкретно рассмотрим, чем отличается депортация от выдворения:

  1. В законодательстве РФ закреплено, что депортация – инструмент контроля и воздействия, выдворение – наказание.
  2. Депортация происходит по решению уполномоченного ФМС, полагаясь на единственное основание (отсутствие прав на проживание в данной стране). Выдворение осуществляется после судебного заседания относительно рассмотрения дела о нарушении, совершенном мигрантом.
  3. Депортация осуществляется в течение пяти суток, решение о выдворение – сразу после вынесения вердикта.
  4. Депортация можно обжаловать в суде в течение трех месяцев, на административное выдворение дается всего 10 дней.
Читайте также:  Статья 12. Утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Основания и положения депортации

  • Мигрант не покинул пределы государства после того, как завершился срок действия визы или период пребывания в пределах государства в безвизовом режиме.
  • РВП, ВНЖ, патент и разрешение на трудоустройство были аннулированы.
  • По определенным причинам мигранту сократили срок пребывания в стране.
  • Непризнание иностранцем статуса беженца и его утеря.
  • Попытка въехать в страны с поддельными бумагами.
  • Нахождение мигранта в пределах России нежелательно.

Депортировать мигранта или нет решает руководитель УФМС. Иностранца предупреждают о решении и требуют заполнить письменное обязательство покинуть границы страны.

Если мигрант не пожелал самостоятельно отправиться на родину, его отправляются в специальный центр, откуда он, после вынесенного решения судьи, будет отправлен за пределы государства. Такие ситуации крайне редки и осуществляются лишь в тех случаях, когда мигрант полностью игнорирует все предписания.

Еще одна разница между двумя этими понятиями в том, что депортация не влечет за собой особых последствий. Единственное, при принудительной депортации судья может назначить профилактическую меру пресечения.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Если же гость страны самостоятельно уезжает, он имеет право вернуться с оформленной визой и продолжить дальше работать на территории России.

Внимание! Если отмечается повторное нарушение миграционного законодательства, на иностранца могут быть наложены санкции в виде запрета на посещение государства.

Значительным отличием является ситуация с оспариванием. Для данной процедуры мигрант должен посетить отделение суда по месту проживания. Заполнить заявление на отсрочку депортации до момента выяснения всех обстоятельств. В некоторых случаях допускают подачу прошения в органы УФМС на имя руководителя.

Основания для отмены решения по депортации:

  1. Наличие брачных отношений с гражданином/кой РФ, имеется ребенок или родственник российским подданством. Труд мигранта официален – имеется патент и разрешение на работу.
  2. Он числится в рядах студентов ВУЗа или иного учебного заведения на территории РФ.
  3. Прохождение лечебного курса в клиниках России.
  4. На момент принятия решения у мигранта имеются действующие РВП И ВНЖ.

Перечень лиц, не попадающих под депортацию:

  • Сотрудники консульства или дипломаты.
  • Беженцы и мигранты, подавшие заявление на оформление статуса беженцев или на получение политического убежища.
  • Лица, которые не имеют статуса беженцев, но не могут вернуться домой, по причине голода в стране, войны, эпидемии, карантина, опасности здоровью (расовые, политические и религиозные гонения).

Основания и важные аспекты выдворения

Возможные причины для принятия решения:

  1. Мигрант устроился на работу, не имея разрешения или патента.
  2. Слишком поздно встал на учет.
  3. Нарушил правила пересечения границ страны, законы государства.
  4. Цель по визе не соответствует реальной.
  5. Не были оформлены документы на право пребывания в стране.
  6. Утеря документов об официальном разрешении на проживание в пределах РФ.
  7. Отказ возвращаться домой после истечения срока РВП или ВНЖ.
  8. Нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность.

Различают два вида выдворения:

  • Добровольный
  • Принудительный

Внимание! Обжалование решения осуществляется также в суде в течение 10 дней после вынесенного приговора. Обычно основаниями служат посягательства на личную жизнь, а именно наличие супруга и детей – граждан РФ и трудоустройство с постоянным заработком.

Административное выдворение имеет особые последствия:

  1. запрет на въезд в течение следующих пяти лет – при первом правонарушении;
  2. закрыт въезд в страну в течение 10 лет – повторное правонарушение;
  3. аннулирование разрешительных бумаг.

Таким образом, два данных понятия должны отличаться в связи с законодательством страны. Мигрант должен знать основные аспекты каждый процедуры, чтобы в дальнейшем суметь защитить себя.

Процесс депортации иностранных граждан из России

Достаточно частой и нежелательной процедурой считается выдворение некоторых иностранцев за территорию РФ.

Высылка происходит по определенным причинам, связанным с несоблюдением режима нахождения в государстве, нарушением предписаний службы миграции. Депортация иностранцев из Российской Федерации регламентируется ФЗ «О пребывании иностранцев в РФ».

Читайте так же:  Судопроизводство в суде евразийского экономического союза

Что такое депортация

Чтобы избежать процедуры, мигранту требуется:

  • осознавать, для чего он въезжает в Россию. Цель въезда нужно написать в миграционной карточке при пересечении границы. Если иностранец имеет вид на жительство, он должен сообщить об этом пограничникам;
  • встать на миграционный учет в установленный период;
  • оформить патент, если он намеревается длительно работать в стране;
  • не нарушать сроки безвизового пребывания в Российской Федерации;
  • не использовать поддельные документы для предоставления в миграционную службу.

Кто может быть депортирован

Причины для выдворения различны. Соответственно с законодательством, из России депортируются иностранные граждане, которые:

  • проживают в государстве по документам-подделкам;
  • незаконно пересекли государственную границу;
  • нарушили правила пребывания в стране;
  • утратили законные основания для нахождения в России;
  • не имеют регистрационной карты;
  • нарушили законодательство Российской Федерации.

Кто попадает под категорию: депортация невозможна

Определенные группы мигрантов невозможно депортировать. Сюда относятся иностранцы, которые:

  • имеют беженский статус;
  • запросили политическое убежище;
  • подали ходатайство на оформление беженского статуса;
  • имеют гражданский статус в государстве, в котором идет война;
  • являются работниками дипломатических структур.

Причины и основания

Депортация считается не столько административным наказанием, сколько мерой, которая применяется относительно иностранцев, потерявших основания для легального нахождения в России. Процедура предполагает принудительный выезд мигранта за рубеж. Причины для ее выполнения следующие:

  • Нежелательность пребывания мигранта в пределах России. При этом основании депортируют лицо, отказавшееся добровольно выехать из страны.
  • Уменьшение срока пребывания. В данном случае иностранец должен выехать из страны за 3 суток.
  • Отмена ВНЖ. Мигрант обязан выехать за пределы государства в течение 15 суток.
  • Потеря законных оснований для нахождения в пределах страны, к примеру, завершение периода безвизового пребывания.
  • Отсутствие регистрационной карточки.
  • Несоблюдение текущего законодательства России.

Если у иностранца истек период пребывания в РФ, он должен за 3 дня уехать из страны. При утрате документов, которые разрешают пребывать в Российской Федерации, срок, отводимый мигранту на выезд, увеличивается до пятнадцати суток.

Иностранца депортируют по судебному постановлению. До того, как суд примет постановление, мигранта отправляют в специальное учреждение Главного управления по вопросам миграции.

Мигранту, которого депортировали, запрещается въезжать в Российскую Федерацию на протяжении трех-пяти лет. Чем тяжелее совершенное им правонарушение, тем дольше период действия запрета.

Можно ли обжаловать постановление или отменить

Депортацию возможно отменить судебным решением. Срок, выделяемый на обжалование, не превышает десяти суток после принятия судом решения о выдворении. Опротестовать депортацию могут иностранцы, которые:

  • имеют родственников-россиян, живущих в России;
  • состоят в брачном союзе с россиянином/россиянкой либо имеют сына/дочь с российским гражданством;
  • при получении извещения о депортации располагали патентом на работу либо ВНЖ;
  • проходят срочное лечение в РФ;
  • учатся в образовательных заведениях РФ.

До аннулирования судебного постановления о депортации обычно проходит много времени. Для подтверждения собственного права на нахождение в государстве иностранцу нужно подготовить документы, служащие основанием для пребывания в стране.

Проверка депортации

Чтобы информация о депортации не всплыла при устройстве на работу, поездке в РФ на отдых, приобретении билета на самолет, ее необходимо иногда проверять. Иностранец может сделать это, посетив отдел Главного управления по вопросам миграции и составив там заявление. Также можно осуществить проверку, используя официальный веб-сайт ГУВМ МВД РФ.

Чтобы выполнить онлайновую проверку депортации, мигранту требуется:

    Перейти по ссылке http://сервисы.гувм.мвд.рф/info-service.htm?s >

Результаты проверки показываются сразу. Если иностранец не был подвергнут депортации, сайт покажет соответствующее сообщение. Если мигрант подлежит выдворению из РФ, будут показаны данные о сроке, на протяжении которого иностранцу запрещается въезжать в Россию.

Вс вновь отменил административное наказание в виде выдворения иностранца

24 декабря 2018 г. Верховный Суд РФ вынес Постановление по делу № 18-АД18-70, в котором отменил административное выдворение гражданина Армении Арсена Абраамяна в качестве наказания за административное правонарушение, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

В документе (имеется в распоряжении «АГ») отмечается, что 13 февраля 2018 г. в г. Сочи при проведении проверочных мероприятий инспектором ОИК ОВМ УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю был обнаружен гражданин Республики Армения Арсен Абраамян, который незаконно находился на территории России, нарушив режим пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ.

Рассмотрение дела первой и апелляционной инстанциями

В постановлении суда первой инстанции от 14 февраля (есть у «АГ») отмечается, что Абраамян уклонился от выезда из России по истечении 15-дневного срока с момента расторжения (прекращения) трудового договора с ним, а также срока, предусмотренного п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ.

В судебном заседании Абраамян вину не признал, пояснив, что о расторжении трудового договора не знал, заработная плата ему не выплачена, а трудовая книжка не возвращена. Тем не менее суд признал его виновным в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 18.

8 КоАП и назначил наказание в виде административного штрафа в 2000 руб. с выдворением за пределы России.

До выдворения суд постановил содержать Абраамяна в Центре временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению, депортации и реадмиссии.

Защита обжаловала данное решение и просила отменить выдворение, указав при этом, что Арсен Абраамян состоит в браке с гражданкой России и воспитывает их совместную дочь 2016 г.р., а также несовершеннолетнего сына супруги от ее первого брака. Однако решение первой инстанции было оставлено в силе.

При этом в решении (есть у «АГ») суд отметил, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих принятие нарушителем мер к легализации своего нахождения на территории России.

Кроме того, отмечалось, что при назначении наказания суд принял во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и назначил наказание обоснованно.

Назначение дополнительного наказания в виде выдворения, как указано в решении второй инстанции, основано на данных, подтверждающих необходимость применения данной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Доводы жалобы в ВС

Не согласившись с решениями судов, защита обратилась в ВС с просьбой исключить наказание в виде выдворения, оставив только штраф в 2000 руб. В жалобе (имеется в распоряжении «АГ») отмечается, что согласно ч. 9 ст.

97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

в случае расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства – члена Союза вправе без выезда с территории этого государства в течение 15 дней заключить новый договор.

Указывалось, что трудовой договор предположительно был расторгнут по инициативе работодателя, однако сторона защиты не получила ни единого документа о том, какое положение ст. 81 Трудового кодекса РФ послужило основанием для этого.

Кроме того, в деле отсутствуют доказательства выполнения работодателем положений ст. 84.1 ТК. «Незаконность действий работодателя привела к тому, что Абраамян А.К.

не смог соблюсти пятнадцатидневный срок на заключение нового… договора, что повлекло за собой особые юридические последствия», – сообщается в жалобе.

Читайте также:  Статья 1. экологическая экспертиза

Кроме того, отмечалось, что заявитель не имел целью уклоняться от выезда из России, а находился с семьей для ее обеспечения. Долгое время он легитимно находился на территории страны с надлежащим оформлением документов, «однако случайные обстоятельства привели к невозможности их оформления в установленный срок».

Защита обратила внимание, что суды не учли позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Определении от 5 мая 2014 г.

№ 628-О, где указаны важные основания, по которым административное наказание в виде выдворения за пределы РФ не может быть применено к иностранному гражданину.

В частности, выдворение оседлого (осевшего, поселившегося) мигранта безотносительно к наличию или отсутствию «семейной жизни» приводит к нарушению права на уважение его «частной жизни».

Суды, по мнению защиты, также не приняли во внимание позицию КС, которую он выразил в Определении от 4 июня 2013 г.

№ 902-О, о том, что суды, не ограничиваясь только формальными основаниями применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранца или апатрида необходимыми и соразмерными; правовые позиции КС не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из России, так и о временном проживании на ее территории.

Также в жалобе подчеркивалось, что ВС поддерживает позицию о нарушении прав при выдворении гражданина, у которого в РФ проживают родственники. В частности, защита сослалась на п. 23.1 Постановления Пленума ВС от 24 марта 2005 г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП», согласно которому выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Кроме того, отмечено в документе, выдворение из страны отца будет нарушать права детей, установленные ч. 2 ст. 54 СК РФ.

В заключение защита обратила внимание, что при назначении наказания были приняты во внимание характер совершенного правонарушения и личность виновного, на основании чего был назначен минимальный размер штрафа.

Правовая позиция ВС

В постановлении по делу Арсена Абраамяна Верховный Суд отметил что, в деле имеются основания для изменения обжалуемых судебных актов в части назначенного наказания.

Суд подчеркнул, что назначение административного выдворения должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения данной меры, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Кроме того, ВС сослался на положения ст.

8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права недопустимо, за исключением случаев, когда оно предусмотрено законом и необходимо в интересах национальной безопасности и общественного порядка, а также экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Суд учел, что заявитель проживал в России с семьей, что свидетельствует о сложившихся в течение длительного времени устойчивых семейных связях.

Как отмечается в постановлении, в соответствии с п. 2 ст.

27 Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или апатриду въезд в страну не разрешается, если в отношении данного лица вынесено решение об административном выдворении за пределы России, депортации либо о его передаче иностранному государству согласно международному договору о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права гражданина на уважение семейной жизни.

Суд также сослался на правовую позицию, выраженную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15 июля 1999 г.

№ 11-П, согласно которой конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Кроме того, в Постановлении КС от 27 мая 2008 г. № 8-П отмечается, что меры, устанавливаемые в уголовном законе для защиты конституционных ценностей, должны определяться исходя из адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) причиненному вреду. Данные позиции, как указал ВС, могут быть распространены на административную ответственность. 

Кроме того, отмечается в документе, согласно Постановлению КС от 14 февраля 2013 г.

№ 4-П правила применения мер административной ответственности должны учитывать не только характер правонарушения и его опасность для защищаемых законом ценностей, но и причины и условия его совершения, а также личность нарушителя и степень его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий вреду, причиненному в результате нарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав гражданина или юрлица и общего интереса.

ВС отменил административное выдворение иностранца спустя три года после назначения наказанияПри этом Суд сослался на правовые позиции Конституционного Суда по данному вопросу, а также положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод

В рассматриваемом случае, с учетом личности правонарушителя и обстоятельств дела, ВС указал, что назначение ему наказания в виде выдворения противоречит требованиям ст. 8 Конвенции. С учетом правовой позиции КС, выраженной в указанных постановлениях, вынесенные решения в отношении Арсена Абраамяна подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение административного наказания в виде выдворения.

Интересно отметить, что 24 декабря 2018 г. ВС вынес еще одно постановление, которым также отменил административное выдворение иностранного гражданина спустя три года после назначения ему такого наказания, ссылаясь на аналогичные доводы.

Комментарий адвоката

Комментируя «АГ» постановление ВС, адвокат АП Краснодарского края Роман Романов, представлявший интересы Арсена Абраамяна, отметил, что вступил в дело лишь на момент обжалования решений нижестоящих инстанций в Верховном Суде и ему пришлось исправлять положение доверителя, который в суде первой инстанции был вынужден защищать свои интересы самостоятельно.

«На мой взгляд, большой ошибкой тех, кого привлекают как по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП, так и по иным составам административных правонарушений, является неверная оценка ситуации и последствий при рассмотрении дела в первой инстанции без привлечения защитника», – пояснил он.

Адвокат отметил, что высшие судебные органы не единожды указывали нижестоящим судам, что вопрос о назначении наиболее строгих наказаний должен быть произведен с особой оценкой всех обстоятельств дела. «Считаю, что это обязывает суд при рассмотрении дела по первой инстанции дать особую оценку назначению наиболее строгого наказания, но, к сожалению, этого не происходит», – подчеркнул он.

Роман Романов считает, что позиция ВС по данному вопросу должна помочь адвокатам добиваться исключения административного наказания в виде выдворения, поскольку качество мотивировочной части судебного акта и доводы, содержащиеся в нем, являются достаточными, последовательными и логичными. Адвокат выразил надежду, что со временем у защитников появится возможность добиваться подобных решений на уровне первой инстанции, а судьи на данном этапе смогут свободно и законно, при наличии оснований, исключать выдворение из административного наказания.

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

1.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее — принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

4. При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

5. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

6.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Постановление Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 58-АД17-6
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения иностранным гражданином вмененного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ основано на данных, подтверждающих необходимость применения к иностранному гражданину этой меры ответственности и ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Административное наказание назначено Оганнисяну С.К. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 — 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 85-АД17-1
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.

8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нахождении на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения иностранным гражданином вмененного ему административного правонарушения подтвержден представленными доказательствами.

Административное наказание назначено Алгамдану С.А.С в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 — 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Читайте также:  Статья 37. сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

Постановление Верховного Суда РФ от 17.05.2017 N 11-АД17-15
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.

8 КоАП РФ, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нахождении на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, и уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку иностранный гражданин длительное время незаконно пребывал на территории РФ, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не принял, на миграционном учете не состоял, официально не был трудоустроен, постоянного места работы и источника дохода не имел.

Административное наказание назначено Ибрагимову М.А. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 — 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 43-АД17-1
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.

8 КоАП РФ, за нарушение режима пребывания (проживания) иностранного гражданина в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, а также уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.

Административное наказание назначено Намазову О.Б.о. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 — 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.01.2017 N 58-АД16-17
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ.
Решение: Требование удовлетворено в связи с наличием в действиях виновной состава вменяемого административного правонарушения.

Административное наказание назначено Гулямовой Ч. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 — 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Постановление Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 86-АД16-11
Требование: Об изменении актов о привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.

8 КоАП РФ за уклонение иностранного гражданина от выезда из Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания в части назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку назначение административного наказания в виде административного выдворения иностранному гражданину, имеющему несовершеннолетних детей на территории Российской Федерации, в отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кроме того, необходимо отметить, что определяя Алиеву В.Г.о. дополнительное наказание, судья Октябрьского районного суда г. Владимира в резолютивной части вынесенного им 18 января 2014 г. постановления ошибочно указал о назначении Алиеву В.Г.о.

принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда, фактически определив две формы исполнения административного наказания, что противоречит положениям статьи 3.

10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых административное выдворение осуществляется либо принудительно с применением к соответствующему лицу содержания в специальном учреждении либо в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 69-АД16-26
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нахождение на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ.

Решение: В удовлетворении требования отказано, так как действия иностранного гражданина обоснованно квалифицированы по ч. 1.1 ст. 18.

8 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», административное наказание назначено в пределах санкции вмененной статьи КоАП РФ.

Выводы судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры о действительной необходимости назначения Гамидову Б.А.о.

дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации мотивированы и основаны на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, соответствуют требованиям статей 3.1, 3.10, 4.1 — 4.

3 КоАП РФ и не противоречат положениям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 ноября 1950 года).

Постановление Верховного Суда РФ от 22.08.2016 N 86-АД16-3
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания.

Решение: Требование удовлетворено, так как факт совершения правонарушения подтвержден; срок давности и порядок привлечения к ответственности не нарушены; наказание назначено в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.

8 КоАП РФ; имеющиеся в деле данные подтверждают необходимость применения к правонарушителю дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ и соразмерность этой меры ответственности целям административного наказания.

Административное наказание назначено Карамову А.Ч.о. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 — 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 N 5-П
«По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.

8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М.

Цуркана»

В качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан, заключающееся в их принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, назначается судьей (части 1 и 2 статьи 3.10 КоАП Российской Федерации) и может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (часть 2 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации). При этом, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи, административное выдворение, если оно предусмотрено применяемой статьей наряду со штрафом, который в силу части 1 той же статьи является основным административным наказанием, всегда выступает в качестве дополнительного наказания.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2016 N 5-П
«По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.

8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М.

Цуркана»

В качестве меры административного наказания административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан, заключающееся в их принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации, назначается судьей (части 1 и 2 статьи 3.10 КоАП Российской Федерации) и может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (часть 2 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации). При этом, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 3.3 КоАП Российской Федерации за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи, административное выдворение, если оно предусмотрено применяемой статьей наряду со штрафом, который в силу части 1 той же статьи является основным административным наказанием, всегда выступает в качестве дополнительного наказания.

«Методические рекомендации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при содержании в специальных учреждениях ФМС России отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства»
(утв. Генпрокуратурой России)

В силу пункта 1 статьи 3.1, пункта 2 статьи 3.3, пунктов 1, 2, 4, 5 статьи 3.

10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказание, одним из видов которого определено административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, применяемое в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Приказ МВД РФ от 26.08.2004 N 533 Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы по депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

В целях реализации требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральных законов «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» , «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О беженцах» приказываю:

Приказ МВД РФ N 758, ФМС РФ N 240 от 12.10.2009 Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

В целях совершенствования деятельности по реализации требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральных законов от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 19 февраля 1993 г.

N 4528-1 «О беженцах» приказываем:

Приказ ФСБ РФ от 23.12.2008 N 631 Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства

В целях реализации требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , Федеральных законов от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» приказываю:

Ссылка на основную публикацию