Статья 9. Ответственность членов объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенных объединением работодателей

Статья 55 Трудового кодекса посвящена описанию ответственности, которую участники коллективных договоров и соглашений несут за их нарушение. Она содержит прямую ссылку на соответствующую часть Кодекса административных правонарушений (КоАП), где установлена мера наказания за это нарушение (штраф или предупреждение).

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Статья 9. Ответственность членов объединения работодателей за нарушение или невыполнение соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и заключенных объединением работодателей

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Содержание и значение статьи 55 Трудового кодекса

Рассматриваемая статья имеет небольшой объём. В её единственном абзаце указывается, что представители участников соглашения или колдоговора, виновные в том, что они нарушили положения этих документов, несут ответственность в виде штрафа. Порядок и размер выплаты этого штрафа установлен в федеральном законодательстве. Также к нарушителям может быть применено предупреждение.

При этом нужно отметить два момента:

  • К ответственности могут быть привлечены как представители нанимателей, так и рабочих коллективов.
  • Конкретно упомянуты две формы ответственности: за нарушение обязательств, прописанных в текстах колдоговоров и соглашений, и их невыполнение.

Итак, ст. 55 ТК, несмотря на небольшой объём, ясно прописывает следующие моменты:

  • лица, несущие ответственность;
  • нарушения, за которые они могут нести наказание;
  • форму этих наказаний: выплата штрафа или вынесение предупреждения.

Параметры штрафа указаны в ст. 5.31 КоАП.

Применение на практике положений статьи 55 Трудового кодекса

Какие именно параметры штрафа полагаются по ст. 55 ТК?

На конец 2020 года в статье 5.31 КоАП, которая специально отведена под штрафные санкции для нарушителей колдоговоров и соглашений, сумма штрафа варьируется от 3 до 5 тыс. рублей. Также в ней отмечено, что штрафные санкции могут быть заменены предупреждением.

Штраф или предупреждение по рассматриваемой статье действуют для обеих сторон?

В настоящее время по этому пункту существует противоречие: в ст. 55 ТК специально указано, что ответственность за невыполнение положений колдоговоров и соглашений могут нести представители как нанимателей, так и сотрудников. Но в ст. 5.

31 КоАП, которая как раз посвящена ответственности за эти правонарушения, не говорится о наказании сотрудников и их представителей: в ней речь идёт лишь о нанимателях. Таким образом создаётся противоречие между положениями двух Кодексов. Можно предположить, что без решения этого вопроса ст.

55 ТК обладает неполным потенциалом практического использования.

Наказание по ст. 55 ТК может носить уголовный характер?

Нет, поскольку действующий УК не предусматривает наказания уголовного характера за нарушение/невыполнение колдоговоров или соглашений. Исключение касается моментов, связанных с выплатой зарплат. Так, в ст. 145.

1 УК указывается, что уголовное наказание следует за отказ выплачивать зарплату и другие подобные денежные средства персоналу. А наказания по КоАП, носящие административный характер, применяются для остального спектра нарушений, связанных с колдоговорами и соглашениями. Так, ст. 5.

28 КоАП наказывает за уклонения от переговоров, ст. 5.29 за отказ предоставлять необходимые сведения и т.д.

В действующем законодательстве предусмотрены иные наказания, связанные со ст. 55 ТК?

Да, эти наказания перечислены в КоАП. Помимо наказания по ст. 5.31 КоАП, о чём уже говорилось выше, к ним относят:

  • уклонение от получения требований сотрудников и от участия в процедурах примирительного характера – ст. 5.32 КоАП;
  • невыполнение нанимателем или его представителем соглашения – ст. 5.33 КоАП.

Наказанием по данным статьям является штраф административного характера в размере от 1 до 4 тыс. рублей. Предупреждений по ним не предусмотрено.

Каков механизм разбора дел по ст. 55 ТК?

Нарушения в сфере трудового законодательства, носящие административный характер, рассматриваются на основе положений главы 29 КоАП. В её статьях 29.1-29.14 досконально разобраны основные моменты, связанные с данными разбирательствами, от подготовки дел к рассмотрению до возможности их разбора в дистанционном формате.

Какие структуры и лица отслеживают соблюдение положений ст. 55 ТК?

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Государственная инспекция труда (ГИТ) – главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий государственных инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки.

В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.

Самые «популярные» нарушения выявляются в области:

  • заключения, изменения и прекращения трудового договора;
  • оплаты труда, в том числе при увольнении;
  • охраны труда;
  • режима труда и отдыха;
  • непредоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • дисциплины труда и применения взысканий;
  • гарантий, предоставленных ТК РФ отдельным категориям работников;
  • повышения квалификации;
  • нарушений при принятии локальных нормативных актов;
  • исполнения требований законодательства при применении иностранной рабочей силы.

1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора

Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем:

  • трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме;
  • в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты));
  • при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ);
  • прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
  • лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ);
  • нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ);
  • не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. – ст. 72, 74 ТК РФ);
  • установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения);
  • вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ГИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда.

Читайте также:  Статья 5. объекты оценки

При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ).

Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами.

Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности – для электрика, справка об отсутствии судимости – для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях.

Пример 1

ГИТ квалифицировала прием на работу в ГУ «МДОЦ» «Лесная сказка» работников, не представивших справки о наличии (отсутствии) судимости и/или фактах уголовного преследования в личные дела, как нарушение ст. 65, 351.1 ТК РФ. В отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа1.

Нарушения в области изменения трудового договора чаще всего заключаются в неправильном оформлении переводов работников на другую работу. Работодателем, как правило, нарушается требование о наличии письменного согласия работника на перевод.

Пример 2

В ООО ЧОП «Регион» работников переводят без письменного согласия в нарушение требований ст. 72 ТК РФ. Работодателю выдано предписание об устранении нарушения2.

Еще чаще, по данным проверок ГИТ, встречаются нарушения при изменении определенных сторонами условий трудового договора, в части порядка оплаты труда и составных частей заработной платы.

Пример 3

В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил в письменной форме работников об изменении системы оплаты труда в МУК «Белоярский ЦДиТ». Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности3.

При расторжении трудового договора инспекторы нередко констатируют нарушения порядка расторжения (например, срочного трудового договора или по основанию, предусмотренному ст.

71 ТК РФ, – по результатам неудовлетворительного испытания), а также требований ТК РФ о совершении определенных действий работодателя в день увольнения – о выдаче трудовой книжки и проведении окончательного расчета.

2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении

Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ГИТ фиксируются следующие виды:

  • выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ).

Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение – обычное дело.

Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д.

Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, – очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.

Пример 4

В ООО «Производственный центр «Поиск» 12.11.2011 ГИТ выявила нарушения ст. 140, 183 ТК РФ в части невыплаты полного денежного расчета при увольнении, в том числе пособия при временной нетрудоспособности. Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа4.

Практика показывает, что по нарушению ст. 136 ТК РФ, выражающемуся в задержке оплаты труда, очень часто фиксируются рецидивы. Такое положение вещей обычно связано с нестабильной финансовой ситуацией на предприятии. При этом организация не обязательно находится в стадии банкротства.

Частой причиной являются неплатежи со стороны контрагентов, ситуация конфликта с налоговыми, таможенными органами, возникшего в результате недоначисления налогов, неуплаты таможенных платежей. И, как результат, – приостановление операций по счету.

А это препятствует своевременному проведению расчетов с собственными работниками по оплате труда без выполнения определенных сложных и длительных действий для получения денежных средств с собственного счета на оплату труда работникам.

Однако указанное «бедственное» положение предприятия-работодателя никак не влияет на его обязанность по своевременной оплате труда, а также на ответственность, к которой оно может быть привлечено за данный вид нарушения ТК РФ.

Пример 5

18.11.2011 ГИТ провела проверку исполнения ранее выданного предписания о выплате работникам МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» задолженности по заработной плате. Предписание не исполнено. Составлен протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен в суд5.

Задолженность перед работниками может быть небольшой по размеру и срокам, но это не влияет не только на возможность привлечения работодателя к административной ответственности, но и на размер санкции.

3. Нарушения в области охраны труда

Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель.

Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ.

Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.

2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места.

Проведение аттестации рабочих мест – мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности, необходимости, делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда.

Пример 6

Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора (соглашения)

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Трудовые споры » Социальное партнерство » Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора (соглашения)

  • Процедура наказания позволяет определять ответственность в виде письменного предупреждения или же административного штрафа.
  • Содержание
  • Трудовым законодательством разработана целая система административных наказаний для работодателя и законных представителей стороны работодателя в случае, если возникает невыполнение или нарушение условий заключенного ранее коллективного трудового договора или же соглашения.
  • Процедура наказания позволяет определять ответственность в виде письменного предупреждения или же административного штрафа, в зависимости от периодичности и степени нарушения трудового законодательства каждого из лиц.
Читайте также:  Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

Ответственность за нарушение работодателем коллективного договора или соглашения

Трудовым законодательством предусмотрена обязательная административная ответственность для каждого работодателя, который допускает нарушение условий любого коллективного договора или подписанного ранее соглашения. Такая ответственность может варьироваться в зависимости от тенденции повторяемости:

  • если работодатель впервые допускает нарушение коллективного договора или соответствующего соглашения, то наказание будет выражаться в форме письменного предупреждения, выданного ответственными структурами на имя нарушителя;
  • если работодатель неоднократно допускает нарушение коллективного договора или официального соглашения, то в качестве наказания предпринимается выплата административного штрафа в положенном размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Ответственность работодателя за невыполнение коллективного договора или соглашения

Работодатель, который сознательно отказывается от выполнения положенных условий коллективного трудового договора или трудового соглашения, должен нести определенную административную ответственность за свои действия или бездействия в отношении трудовой сферы.

Отказ от выполнения условий договоров и соглашений влечет за собой два вида наказаний, среди которых:

  • письменное предупреждение на имя работодателя, в котором указаны причины выдачи данного документа, а также возможные последствия для лица в случае систематического невыполнения условий коллективного трудового договора;
  • административный штраф строго установленного размера, который может варьироваться от 3 до 5 тысяч рублей, выплачивается после вынесения письменного предупреждения ответственными органами.

Ответственность представителей работодателя

Законные представители работодателя несут определенную ответственность за нарушение или невыполнение условий коллективного трудового договора или соглашения. Если лицо, которое является представителем, нарушает установленные условия или же не соблюдает все предписания, то для нее предусматривается соответствующее административное наказание:

  • письменное предупреждение;
  • административный штраф от 3 до 5 тысяч рублей.

Также ответственность для представителей работодателя предусматривает выплату установленного административного штрафа за отказ от участия в переговорах по поводу предстоящего заключения или внесения изменений и дополнений в соглашения.

Помимо этого, предупреждение или штраф полагается для представителей работодателя за отказ от заключения коллективного договора без веской причины.

Представитель работодателя будет нести ответственность за отказ от контроля соблюдения условий документов. Любая ответственность (уголовная или административная) за нарушение или невыполнение условий трудового коллективного договора или аналогичного соглашения в соответствии с действующим трудовым законодательством для представителей стороны работников исключается.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Может ли СТК потребовать увольнения директора, если был назначено время коллективных переговоров. Но директор не смог, по причине нахождения в командировке?

Виктория 30.10.2020 07:48

Добрый день!

СТК не наделен правом расторжения трудового договора с директором.

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП — Москва№1 в рейтинге адвокатов России — top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом по скайпу или телефону

Телефон для записи +7 (499) 938-82-06

Максимова Людмила Сергеевна30.10.2020 16:50

Задать дополнительный вопрос

  1. какие виды ответственности существуют за невыполнение коллективного договора, предусмотренные Законодательством РФ и ТК РФ ?

Алексей20.03.2020 16:27

КоАП РФ Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Мы рады ответить на Ваши вопросы более подробно, для этого используйте следующие промокоды:Промокод «МИП 15» — на бесплатную консультацию по телефону в течение 15 минут.Промокод «МИП 50» — для получения 50% скидки на консультацию в офисе или по скайпу.

Запись на консультацию по телефону +7 (499) 938-82-06

Чашин Константин Викторович20.03.2020 16:59

Задать дополнительный вопрос

При необходимости более подробной консультации Вы можете оставить свои контактные данные и в течение рабочего дня наши специалисты свяжутся с Вами.

21.03.2020 00:00

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи:

«Административная ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства»

Статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового Кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в частности указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатель, при нарушении норм трудового права, содержащихся в указанных источниках, подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

За нарушение норм трудового права предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц и на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до 5 тысяч рублей; на юридических лиц — до 50 тысяч рублей.

Частью 2 статьи 5.

27 КоАП РФ установлена возможность наложения штрафов за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), — на граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем в соответствии с частью 3 статьи 5.

27 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 5 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

В случае повторного нарушения трудовых прав работников лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, частями 4-5 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено наказание, как для должностного лица, так и для юридического лица.

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год.

Д.В. Жадан, и.о. прокурора Южного административного округа 

Ответственность сторон социального партнерства

В России система социального партнерства в сфере труда имеет законодательно установленную структуру, а также формы взаимодействия сторон. За уклонение от взаимодействия и за нарушение требований закона в сфере социального партнерства стороны несут ответственность.

Читайте также:  Статья 2. Законодательство Российской Федерации о принятии в Российскую Федерацию и об образовании в ее составе нового субъекта

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018; № 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 41, 2019

 

18. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ В РАМКАХ СОЦПАРТНЕРСТВА

Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 ТК РФ)

На представителей сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению колдоговора, соглашения или неправомерно отказываются от подписания согласованного колдоговора, соглашения, налагается штраф в размере и порядке, установленных ФЗ.

То же — за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров или для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения (ст. 54 ТК РФ).

Аналогично штрафуются и представители работодателя или работников, виновные в нарушении или невыполнении предусмотренных колдоговором, соглашением обязательств (ст. 55 ТК РФ).

За нарушение прав работников в сфере соцпартнерства предусмотрена административная ответственность работодателя / его представителей (ст.ст. 5.28 — 5.34 КоАП РФ):

  • — за уклонение от участия в переговорах о заключении колдоговора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;
  • — за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и для контроля за соблюдением колдоговора, соглашения;
  • — за необоснованный отказ заключать колдоговор, соглашение;
  • — за нарушение или невыполнение обязательств по колдоговору, соглашению;
  • — за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах;
  • — за невыполнение соглашения;
  • — за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой.

За указанные нарушения требований в сфере соцпартнерства административные штрафы на работодателя или его представителя налагаются небольшие (1000 — 5000 руб.).

Вместе с тем возможность привлечь к ответственности нарушителей трудового законодательства в части реализации указанных прав работников — важная защитная мера, обеспечиваемая государством.

Задача каждого члена профсоюза — использовать любую возможность защиты установленных Конституцией и Трудовым кодексом РФ прав и свобод членов профсоюза.

Элементы системы социального партнерства

  1. В РФ система соцпартнерства состоит из следующих элементов:
  2. — комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях соцпартнерства — федеральном, региональном, территориальном, отраслевом, межотраслевом и локальном;
  3. — колдоговоров, заключенных на локальном уровне — в организации, на предприятии;
  4. — соглашений на территориальном уровне — в муниципальном образовании;
  5. — соглашений на региональном уровне — в субъекте РФ;
  6. — соглашений на межрегиональном уровне — в двух и больше субъектах РФ;
  7. — соглашений на отраслевом уровне в отрасли (отраслях) — на уровне муниципального образования или субъекта РФ;
  8. — соглашений на федеральном уровне — в целом по РФ (генсоглашение) или в отдельной отрасли.
  9. Но наличие системы соцпартнерства на всех уровнях не означает эффективности взаимодействия работников и работодателей (их представителей). Важными составляющими эффективного соцпартнерства являются:
  10. — содержание колдоговоров и соглашений, положения которых должны не дублировать нормы законодательства в сфере труда, а улучшать положение работников;
  11. — контроль за соблюдением законодательства и иных нормативно-правовых актов в сфере труда, условий колдоговоров и соглашений;
  12. — предотвращение профсоюзами нарушения прав работников.

Формы социального партнерства в сфере труда

  • Чтобы система соцпартнерства была эффективным инструментом как для защиты прав работников, так и для предотвращения нарушения этих прав, следует использовать все формы соцпартнерства в сфере труда, а именно (ст. 27 ТК РФ):
  • — коллективные переговоры по подготовке проектов и заключению колдоговоров, соглашений;
  • — взаимные консультации (переговоры) по вопросам: регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • — участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
  • Глава 8 ТК РФ (ст. 52, 53) раскрывает содержание основных форм участия работников в управлении организацией:
  • — учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, колдоговором, соглашениями;
  • — консультации представительного органа работников с работодателем по теме принятия локальных нормативных актов;
  • — получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • — обсуждение с работодателем вопросов работы организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • — обсуждение представительным органом работников планов социально- экономического развития организации;
  • — участие в разработке и принятии колдоговоров;
  • — другие формы, определенные Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами, учредительными документами организации, колдоговором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам: реорганизации или ликвидации организации; введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда; подготовки и дополнительного профобразования; по другим вопросам, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, колдоговором, соглашениями. Представители работников имеют право также вносить в органы управления организацией предложения по данным вопросам и участвовать в заседаниях этих органов при рассмотрении предложений.

Подчеркнем, что “Законом о профсоюзах…” предусмотрено право профсоюзов бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов власти и органов местного самоуправления информацию по всем социально-трудовым вопросам для осуществления своей уставной деятельности. Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов власти и органов местного самоуправления (ст. 17 “Закона о профсоюзах…”).

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, колдоговором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).

Статья 35.1 ТК РФ предусматривает участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Цель — согласование интересов работников, работодателей (представителей этих сторон) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Для этого федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для участия комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (если такие комиссии на соответствующем уровне соцпартнерства не образованы — соответствующих профсоюзов / их объединений и объединений работодателей) в разработке и/или обсуждении проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда. Порядок действий установлен ТК РФ, другими Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, соглашениями.

Проекты законодательных актов, нормативно-правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, как и документы и материалы для обсуждения, принимающие эти акты органы (федеральные, субъектов РФ, местного самоуправления) направляют на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (профсоюзам / их объединениям и объединениям работодателей). Решения комиссий или мнения их сторон (заключения профсоюзов / их объединений и объединений работодателей) по направленным им проектам указанных актов подлежат обязательному рассмотрению принимающими эти акты федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России

Окончание следует

Ссылка на основную публикацию