В связи со значительными изменениями в оценочном законодательстве я считаю нужным осветить эту тему и донести её для ознакомления всем заинтересованным специалистам.
Если коротко говорить об изменениях, то надо сказать, что законом сейчас определяется содержание договора. Первой, согласно Закону в нём должна быть определена цель оценки, а также описание объектов, которые оцениваются. Что позволит в дальнейшем идентифицировать объекты.
Отчёт об оценке – итог работы оценщика.
Обозначу суть новых изменений. Становится очевидным проявление изменений и новшеств в статье 11 Закона об оценочной деятельности, которая определяет общие требования к содержанию отчёта об оценке.
Также закон определяет как итоговый документ именно отчёт об оценке. И это чётко определено в Законе, а ранее только обозначалось в Федеральном стандарте оценки.
По закону оценщиком может быть составлен только отчёт по оценке.
Оценщиком могут быть составлены иные документы, которые могут не называться отчётом об оценке, это могут быть разные справки, расчёты.
Кратко об изменениях.
Закон внёс новые положения, которым определены новые обязанности оценщика. Теперь он обязан предоставлять в свою СРО в которой он состоит, информацию о юридическом лице, с которым заключён договор.
Она должна быть представлена в течение 10 дней от даты заключения трудового договора с юридическим лицом, где он реализует право на трудовую деятельность.
То есть оценщик, устроившийся и вышедший на работу в оценочную компанию должен сообщить об этом в свою саморегулируемую организацию.
Кроме того, он обязан сообщать и об изменениях других сведениях о себе, ранее представленных в свою саморегулируемую организацию оценщиков. Это например адрес проживания, телефонный номер, другие контактные данные, находящиеся в реестре. Об изменении всех данных должно быть сообщено не позднее 10 дней с момента изменений.
И если раньше оценщики отчитывались о составленых оценочных отчётов раз в год , то сейчас они обязаны, в соответствии с Законом, делать это каждый квартал.
О порядке предоставления отчётности.
На сайте вашего общества оценщиков указан порядок предоставления отчётности. Так, в прошедшем 2014 году она должна была быть представлена до 15 октября. По состоянию на 1 октября указанного года, за прошедшие месяцы с июня по сентябрь включительно (за квартал).
Фома отчётности и период.
Знакомимся с формой, которую нужно будет, представлять каждый квартал (внизу имеется ссылка, где примерная форма может быть скачана). Отчёт за последний квартал предыдущего года предоставляется до 15 января текущего года.
Возвратимся к изменениям в Закон об оценочной деятельности. Была внесена поправка в статью, определяющую обязанности юридического лица, у которого был заключён трудовой договор с оценщиком. Очень важно знать непосредственным руководителям указанного юридического лица, что в штате их организации должно значится постоянно не менее 2 оценщиков.
Также у них должно быть право осуществления оценочной деятельности и это право не должно быть приостановлено. До изменений в закон, такого требования не было. Было только требование о том, что лицам желающим заключить договор на проведение оценки, нужно иметь в штате не менее 2 оценщиков.
В свете этого изменения, руководитель должен следить за тем, чтобы оценщики, оформленные к нему на работу, имели право осуществления оценочной деятельности, и оно не приостановлено каким-либо дисциплинарным взысканием. Изменения коснулось и порядка применения мер дисциплинарных воздействий в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков.
Безусловно, это неприятные нюансы излагаемого материала, но их нужно подчеркнуть, так как кроме обязанностей, оценщик должен знать свои права.
Меры дисциплинарного воздействия.
Закон вводит новые дисциплинарные взыскания, например рекомендует к исключению из состава экспертного совета СРО. Такого рода взыскание, как рекомендация об исключении из дисциплинарного комитета, подлежит рассмотрению и утверждению на общем собранием членов самой СРО оценщиков. Так как собрание имеет право избирать членов экспертного совета.
Необходимо отметить, что сейчас приостанавливать деятельность оценщика можно только по утверждению управляющего органа организации оценщиков. До этого дисциплинарным комитетом выносились рекомендации по соответствующему взысканию, и оно вступало в силу с момента принятия им решения о дисциплинарном взыскании.
Как и рекомендация на исключение, такая мера дисциплинарного взыскания как приостановка деятельности оценщика, подлежит утверждению советом. Законом вводятся также основания, дающие право дисциплинарному комитету не принимать решение о применении крайней меры соответствующего воздействия, такой как рекомендация об исключении из членов совета СРО.
Основания для непринятия решения.
В соответствии с последними изменениями, если оценщик подвергался более двух раз дисциплинарному взысканию в течение календарного года, то есть все основания для того, чтобы дисциплинарный комитет вынес по нему решение и посоветовал исключить оценщика. Также можно выделить ещё нововведения в законе об оценочной деятельности. Они касаются такой важной функции СРО, как осуществление контроля своих членов.
Законом устанавливаются непосредственные сроки рассмотрения жалоб, которые могут поступить на оценщика. Общим сроком рассмотрения жалобы с момента её поступления в СРО являются 60 дней и не более.
И если раньше от поступления до рассмотрения и вынесения оценщику дисциплинарного взыскания процедура рассмотрения жалобы могла затянуться на больший срок, то с необходимостью например внесения исправлений в отчёт, или получения на него положительного экспертного заключения, исправления по замечаниям отдела контроля, процедура растягивалась на срок, гораздо больше шестидесяти дней.
Как это будет выглядеть на практике.
Это мы можем увидеть после того, как орган контроля СРО разработает требования к рассмотрению жалоб. Сейчас не закончена их разработка, а потому рано говорить о тонкости процедур, связанных с рассмотрением любой жалобы.Закон определяет и само содержание жалобы.
В нём говорится, что заявитель, составляя жалобу должен изложить доводы, подтверждающие как действие, так и бездействие члена СРО оценщиков, которые могут нарушить его права. То есть раньше закон утверждал, что основание для принятия жалоб является всего лишь мотивация.
Она могла быть понята как заявителем, так и принимающим жалобу, совершенно по-разному. Теперь заявитель указывает конкретно, что отчёт, составленный оценщиком, нарушает его права.
Последним нововведением закон защищает право оценщика, что положительно скажется на деятельности всех специалистов в данной области.
Порядок рассмотрения жалоб.
Жалоба поступает в СРО, она должна содержать весомые доводы, подтверждающие, что отчётом оценщика нарушены интересы заявителя. Отделом контроля проводится внеплановая проверка.
Она не должна длиться более тридцати дней, то есть закон конкретно определяет срок проведения внеплановой проверки. Ранее таким сроком ограничивалась только плановая проверка.
Теперь как видим, закон конкретизирует сроки проведения внеплановой проверки.
По результатам проведённой проверки должен быть составлен акт проверки. Форма такого акта пока разрабатывается в соответствии с требованиями к рассмотрению жалоб. Если будут обнаружены какие-либо нарушения, акт проверки должен передаваться в течение трёх рабочих дней в дисциплинарный комитет.
Соответственно дисциплинарным комитетом принимается решение о мерах дисциплинарного воздействия на оценщика, в течение двух рабочих дней. Далее, от дня принятия указанного решения, члену СРО оценщиков и заявителю направляется копия принятого решения.
СРО теперь смогут рассматривать жалобы по экспертным заключениям оценщика и его отчётам.
В отношении экспертизы отчёта и изменений.
В статью 17.1 внесены изменения касательно оспаривания действия или бездействия эксперта. Сейчас их можно обжаловать. В СРО результаты самой экспертизы тоже могут быть обжалованы любым заинтересованным лицом.
Порядок и сроки установятся федеральным органом в нормативно-правовом регулировании, который получит соответствующие полномочия. Например, министерством экономического развития.
Либо результаты экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Экспертиза теперь может быть составлена в форме электронного документа, по отчётам, составленным с целью оспаривания кадастровой стоимости объекта оценки. Всё в электронной форме, цифровая подпись так же будут введены соответственно федеральному стандарту оценки и требованиям министерства экономического развития.
Сегодня конкретные требования ещё не выработаны, не известно, какие формы будут применяться для составления электронного документа. В отношении вопроса о возможности составления отчёта в печатном виде, то конечно он должен храниться в печатном виде, хотя не исключается возможность его хранения и в электронном виде.
Любое изложение темы заканчивается возникающими по теме вопросами. В данной заметке собраны наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них.
Вопрос:«В 2014 мною должен был составлен и отправлен отчёт до 21 ноября, так как сейчас мне отчитываться?
Ответ: Например, до 15 сентября 2014 года вы должны были представить ежеквартальную форму, формы отчётов Вы сможете найти на сайтах своих СРО (обычно их можно скачать также в Ваших личных кабинетах) за месяцы квартала, а именно за июль, август, сентябрь указанного года. А сейчас вы должны отчитаться до 15 января 2015 года за последний квартал предыдущего года.
Вопрос: «Ранее мы отчитывались не за календарный год, а за год с момента начала работы оценщика в обществе оценщиков. А сейчас такой аналогичный отчёт должен быть составлен соответственно календарному графику, то есть по Закону, ежеквартально?»
Ответ: Действительно ранее отчитывались не за календарный год, а за год с момента вступления оценщика в СРО.
Сейчас такая отчётность будет представляется по календарному графику ежеквартально.
Например при вступлении оценщика в российское общество оценщиков 1 августа, то с этой даты, за период до начала следующего квартала, то есть до 1 октября. И представить квартальный отчёт до 15 октября.
- Вопрос: «А что можно сказать о сроке хранения отчётности?»
- Ответ: Отчёты хранятся, как и раньше, три года.
- Вопрос:«Появились ли изменения порядка применения мер дисциплинарных воздействий, в отношении членов саморегулируемой организации оценщиков?»
Безусловно, это неприятные нюансы, но меры дисциплинарного воздействия обладают положительным эффектом. Кроме обязанностей оценщик должен знать и свои права.
Вопрос:«Должен ли заказчик выполнить полную оплату услуг оценщика с подписанием акта выполненных работ до того, как ему можно будет подать жалобу?»
Ответ: Отчёт вступает в силу с момента передачи его заказчику, выполнившему свои обязательства по оплате в соответствии с договором. Надо руководствоваться изложенным в договоре порядком оплаты.
Вопрос: « Что вы скажете о проблемах, касающихся электронной подписи и банковских гарантий?»
Ответ: Законом вводятся сейчас изменения, которые обязывают отчёт, подготовленный в электронном виде заверять электронной подписью. Пока технически сложна возможность размещения электронной подписи юридического лица рядом с подписью оценщика, но это разрешаемые в скором времени нюансы.
Банковские гарантии будут выдаваться в соответствии с гражданским кодексом, так, как это определено гражданским законодательством. Это отшлифуется принятой практикой, и эффективность будет определяться ею же.
Вопрос: «Обязательно ли указать в отчёте об оценке данные двух оценщиков, имеющихся в штате, если второй не принимал участия в составлении отчёта. И обязательны ли в отчёте по оценке сведения страхового полиса юридического лица, или достаточно того, что данные о нём и подпись есть в договоре?»
Ответ: Отчёт не должен обязательно содержать данные обо всех оценщиках, состоящих в компании, юридическом лице, являющимися исполнителями в соответствии с договором об оценке. Указывается непосредственно оценщик, составивший отчёт.
Но в практике принято указывать двух оценщиков, с целью подтверждения правомерности действий юридического лица, в соответствии с требованием закона об оценочной деятельности. Но это не обязательно, можно указать только того оценщика, которым подготовлен отчёт.
В отношении юридического лица и его данных в отчёте по оценке, то нет требований прописанных в законе. А значит указывать их не обязательно.
Вопрос:«Какая сумма страхования для индивидуальных предпринимателей?»
Ответ: Закон говорит об обязательном страховании юридических лиц. И ничего о страховании индивидуальных предпринимателей. По моему мнению индивидуальный предприниматель не должен страховаться на страховую сумму в пять миллионов рублей. Но пока вопрос остаётся спорным.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" /N 135-ФЗ от 29.07.1998/
- Документ [ /20/32/228/ ]: ФЗ № 0135 Об оценочной деятельности в Российской Федерации
- 29 июля 1998 года N 135-ФЗ
- Принят Государственной Думой 16 июля 1998 года
- Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года
- Оценочная деятельность осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Статья 3. Понятие оценочной деятельности
- Для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
- Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
- одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
- стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
- объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
- цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
- платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
- Для целей настоящего Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Статья 4. Субъекты оценочной деятельности
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее — оценщики).
Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Объекты оценки
- К объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- работы, услуги, информация;
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Статья 6. Право Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц на проведение оценки принадлежащих им объектов оценки
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического учета и бухгалтерского учета и отчетности. Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.
Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Предположение об установлении рыночной стоимости объекта оценки
В случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки (далее — договор) не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
Указанное правило подлежит применению и в случае использования в нормативном правовом акте не предусмотренных настоящим Федеральным законом или стандартами оценки терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки, в том числе терминов «действительная стоимость», «разумная стоимость», «эквивалентная стоимость», «реальная стоимость» и других.
Статья 8. Обязательность проведения оценки объектов оценки
- Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,
- а также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:
- при национализации имущества;
- при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;
- при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;
- при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;
- при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
- Действие настоящей статьи не распространяется на отношения, возникающие:
- при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества;
Объекты оценочной деятельности
Определение 1
Объекты оценочной деятельности – это конкретные материальные объекты, объекты творческой и интеллектуальной деятельности, объекты права требования, права владения, информационная собственность, услуги и работы, а также иные объекты, относящиеся к гражданскому праву.
Оценочная деятельность представляет собой профессиональную деятельность в области управления стоимостью материальных и нематериальных объектов.
Оценщик – это специалист, имеющий право осуществлять оценку и подписывать отчеты об оценке недвижимости, оборудования, транспортных средств, предприятий, работ, прав требований и т.д.
Замечание 1
Деятельность оценщиков регулируется ФЗ от 29.07.1998 №135 «Об оценочной деятельности в РФ». Вся деятельность по оценке регулируется государством и саморегулируемыми организациями.
К функциям национального совета по оценочной деятельности относятся:
- Формирование общих подходов к проведению оценочной деятельности;
- Согласование работ оценщиков;
- Выработка федеральных стандартов, правил оценки.
При выполнении любой оценочной деятельности необходимо составить договор оказания оценочных услуг, который должен содержать:
- Основание заключения договора;
- Виды объектов оценки;
- Вид устанавливаемой стоимости объекта оценки:
- Денежное вознаграждение, которое будет выплачиваться за проведение всех оценочных работ;
- Сведения о страховании ответственности оценщика.
Субъекты и объекты оценочной деятельности
К субъектам оценочной деятельности относятся физические и юридические лица, саморегулируемые организации и органы государственной власти, занимающиеся оценкой, проводящие ее, регулирующие и контролирующие, а также относящиеся к потребителям оценочных услуг.
Таким образом, субъектами оценочной деятельности являются:
- Органы исполнительной власти РФ;
- Оценщики – индивидуальные предприниматели и юридические лица, профессиональные объединения оценщиков;
- Заказчики оценщиков – юридические и физические лица, которые заключили договор с оценщиком на проведение оценки какого-либо объекта;
- Потребители оценочных услуг – физические и юридические лица, использующие информацию из отчета по оценке.
Замечание 2
Проводить оценку объектов могут также физические лица – оценщики, являющиеся либо сотрудниками оценочных компаний, либо индивидуальными предпринимателями.
Потребителями результатов оценки не обязательно могут быть заказчики. Информация об оценке может понадобиться любому участнику оценочной деятельности, в том числе органам власти.
Объектами оценочной деятельности согласно ст.5 Закона «Об оценочной деятельности в РФ» являются:
- Материальные объекты, которые делятся на движимые и недвижимые, делимые и неделимые;
- Совокупность вещей, которые составляют имущество человека;
- Право собственности и другие вещные права на имущество или же отдельные вещи в его составе.
Методы оценочной деятельности
Оценочная деятельность ведется по единым методам и процедурам, выработанным национальными и международными организациями, занимающимися оценкой имущества различных видов.
Методология оценочной деятельности основана на методах оценки как материальных, так и нематериальных объектов. Метод оценки — это последовательность процедур, которая позволяет на основании присущей информации данному объекту определить его стоимость в рамках одного подхода к оценке.
Выделяют следующие подходы к оценке различных объектов:
- Доходный, который объединяет в себе совокупность методов определения стоимости объекта, базирующихся на установлении ожидаемых доходов от эксплуатации объекта оценки.
- Затратный, основой которого является определение затрат, необходимых для процесса воспроизводства или замещения оцениваемого объекта с учетом износа и старения.К затратам на воспроизводство объекта оценки относятся затраты, которые необходимы для создания копии объекта с использованием технологий и материалов, применявшихся при его изготовлении (создании). К затратам на замещение объекта относятся затраты, которые необходимы для производства такого же объекта с использованием технологий и материалов, применяющихся на дату проведения оценки.
- Сравнительный, основу которого составляет совокупность методов определения стоимости объекта, которые базируются на сравнении рассматриваемого объекта с аналогичными, по которым имеются данные о ценах. Аналог оцениваемого объекта — это объект, похожий на объект оценки по ключевым экономическим, техническим, материальным и иным характеристикам, которые определяют его стоимость.
Требования к профессиональным оценщикам. Когда необходима оценка?
- Оценщик – это физическое лицо, которое должно соответствовать одной или же нескольким квалификационным характеристикам.
- Юридические лица, занимающиеся оказанием услуг в области оценочной деятельности должны иметь в своем штате не менее двух оценщиков.
- Для физических лиц устанавливаются следующие требования к оценочной деятельности:
- Соблюдение законодательства РФ об оценочной деятельности;
- Наличие государственной регистрации в качестве ИП;
- Наличие документа, подтверждающего профессиональные знания в оценочной деятельности.
Для юридических лиц оценочная деятельность должна осуществляться согласно следующим требованиям:
- Соблюдение законов РФ в сфере оценочной деятельности;
- Наличие государственной регистрации в качестве юридического лица;
- В штате юридического лица должно быть не менее одного сотрудника, для которого данная работа является основной и который имеет образование в области оценки имущества.
Оценка необходима в следующих случаях:
- Когда проводятся конкурсы, аукционы, торги;
- При купле-продаже, обмене;
- В случаях аренды, передачи прав аренды, лизинге;
- При залоге, разделе, дарении, наследовании;
- При страховании;
- При приватизации, национализации, конфискации и ликвидации;
- В случае составления брачного контракта;
- При вычислении налогов, иных сборов, пошлин;
- При определении доли прав на имущество;
- В процессах разрешения имущественных споров;
- При передаче прав собственности;
- В процессах передачи в доверительное управление.
Методика оценки
В процессах оценки имущества участвуют непосредственно оцениваемый объект и некий субъект.
Субъектами выступают организации, физические лица, представители государственных органов, а также независимые компании оценщиков.
Другими словами, субъекты оценки – это заказчики оценочной деятельности, эксперты, которые проводят оценку, а также специалисты, которые контролируют оценочную деятельность.
Оценка каждого объекта поводится по специальным технологиям и методам. Специализацией оценочных работ является область, в которой производится оценка конкретным методом.
Все объекты оценки делятся по специализации на такие категории:
- Производственное оборудование;
- Транспортные средства;
- Результаты творческого и интеллектуального труда;
- Нематериальные активы;
- Недвижимость и земельные участки;
- Бизнес.
На сегодняшний день развитию оценочной деятельности препятствуют следующие проблемы:
- Актуализация законодательства в области оценочной деятельности на фоне изменения системы регулирования;
- Уточнение норм смежных законов, которые затрагивают вопросы независимой оценки, с целью обеспечения полноты законодательства, регулирующего независимую профессиональную оценку;
- Выработка подзаконных нормативных актов, которые обеспечивают формирование полной и единой методологической базы оценки.
Оценочная деятельность
Оценочная деятельность – это профессиональная деятельность по установлению стоимости материальных и нематериальных объектов. В Российской Федерации, в зависимости от цели проводимой оценки различают следующие виды стоимости: рыночная, инвестиционная, ликвидационная и кадастровая.
Нормативное регулирование оценочной деятельности
Оценщик – это специалист, который имеет право проводить оценку и подписывать отчет об оценке недвижимости, транспортных средств, оборудования, предприятий, прав требования, работ и пр.
Деятельность оценщиков регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Оценочная деятельность регулируется государством, а также в значительной степени саморегулируемыми организациями.
Национальный совет по оценочной деятельности, созданный в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выполняет следующие функции:
- формирование единых подходов к осуществлению оценочной деятельности;
- координация деятельности оценщиков;
- разработка федеральных стандартов и правил оценки.
Договор по оказанию оценочных услуг
Статьей 10 Закона N 135-ФЗ определены обязательные требования к договору по оказанию оценочных услуг.
Так договор по оказанию оценочных услуг должен содержать:
- основания заключения договора;
- вид объекта оценки;
- вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки;
- денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки;
- сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.
Договор об оценке как единичного объекта оценки, так и ряда объектов оценки должен содержать точное указание на этот объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание.
В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Объекты оценочной деятельности
К объектам оценочной деятельности относятся:
- все виды недвижимости;
- транспортные средства;
- ценные бумаги;
- объекты интеллектуальной собственности;
- бизнес (действующее предприятие);
- машины и оборудование.
Кто занимается оценочной деятельностью
- Оценочной деятельностью занимаются профессиональные оценщики.
- Профессиональные оценщики – это физические лица, которые являются полноправными членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховали свою ответственность согласно требованиям действующего законодательством об оценочной деятельности.
- При осуществлении оценочной деятельности применяются специальные методики и правила.
Требования к деятельности профессиональных оценщиков
- К деятельности профессиональных оценщиков в Российской Федерации предъявляют следующие требования.
- Оценщик – физическое лицо должен соответствовать одной или нескольким установленным квалификационным характеристикам.
- Юридическое лицо, оказывающее услуги по оценочной деятельности должно иметь в штате не менее двух лиц-оценщиков.
- Оценочная деятельность для физического лица должна отвечать следующим требованиям:
- соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;
- наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с согласованными с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности профессиональными образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки работников.
Оценочная деятельность для юридического лица должна отвечать следующим требованиям:
- соблюдение законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- государственная регистрация в качестве юридического лица;
- наличие в штате юридического лица не менее одного работника, для которого данное юридическое лицо является основным местом работы и который имеет документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности.
Оценщики в обязательном порядке страхуют свою профессиональную ответственность.
Когда оценка необходима
Оценка необходима при:
- проведении конкурсов, аукционов, торгов:
- купле-продаже, мене;
- аренде, передаче права аренды, лизинге;
- залоге;
- разделе, наследовании, дарении;
- страховании;
- приватизации, конфискации, национализации, ликвидации;
- составлении брачного контракта;
- исчислении налогов, пошлин, сборов;
- определении доли имущественных прав;
- хранении;
- разрешении имущественных споров;
- коммерческой концессии;
- передаче прав собственности:
- передаче в доверительное управление.
Методы оценки
Под методом оценки понимают последовательность процедур, которые позволяют на основе рассчитать стоимость объекта оценки.
На практике применяются следующие методы оценки объектов:
-
Доходный метод, основанный на расчете ожидаемых доходов от использования объекта оценки.
-
Затратный метод, основанный на расчете затрат, которые необходимы для воспроизводства или замещения объекта оценки. При этом учитываются износ и устаревание объекта оценки.
-
Сравнительный подход, основанный на сравнении оцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах.
См. также:
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Оценочная деятельность: подробности для бухгалтера
- Самые первые из первых (первейшие) люди современной России в области оценочной деятельности по направлению «оценка бизнеса» (c дополнениями от 17 января 2019 г.) … верхушка совремённой элиты в оценочной деятельности в России по направлению « … (первейших) людей в области оценочной деятельности, относительно малочисленная группа просто первых … упоминаемой элиты в указанной области оценочной деятельности предлагаю составить другим знатокам … представлена верхушка совремённой элиты в оценочной деятельности в России по направлению … PwC
(Россия).
Высокая экономическая эффективность оценочной деятельности этих людей неопровержимо подтверждается уровнем … - «Троянские кони» в аудите, консалтинге и в оценке стоимости экономически значимых предприятий и компаний России … рейтингования компаний, аудита, консалтинга и оценочной деятельности, в частности, по направлению … быть переработаны Федеральный закон об оценочной деятельности, федеральные стандарты оценки, существующие … дорожные карты, образовательные стандарты оценочной деятельности; учебники, учебные пособия и … научные монографии по оценочной деятельности, а также соответствующие программы … хаоса в понятийно-терминологическом аппарате оценочной деятельности, в частности, в рассматриваемом …
- Узаконенная фейковая оценка стоимости экономически крупных предприятий России … управления объединений.
Созданная система фейковизации оценочной деятельности в стране сравнительно молода, ей … понятийно-терминологического аппарата оценочной деятельности, нужной для «затуманивания мозгов» регуляторов оценочной деятельности, законодателей в … хаоса в понятийно-терминологическом аппарате оценочной деятельности в России.
Мошенническое навязывание условий … » (Плане мероприятий) по программе «Совершенствование оценочной деятельности», утверждённой распоряжением Правительства РФ от … - Поведенческие проблемы профессиональной этики, чести и совести оценщиков стоимости предприятий (с дополнениями от 10.08.2019) … Однако, основной доход непосредственно от оценочной деятельности, касающейся доходоприносящих активов, поимели зарубежные … американский опыт, занимаются «научным» обеспечением оценочной деятельности, разработкой «липовых» учебников, учебных пособий … нормативно-правовых документах, подготовленных для оценочной деятельности, используется термин «рыночная стоимость», … практике отечественной оценочной деятельности по указанному направлению.
— х —
Эффективные институты оценочной деятельности в стране … - Прямые и косвенные участники оценки стоимости предприятий (полная зависимость оценщика от соучастников оценки) … получаемых окончательных результатов их «профессиональной» оценочной деятельности, обусловленная недопустимыми, вынужденными нарушениями ими … — все сотрудники Минэкономразвития РФ – регулятора оценочной деятельности в стране, непосредственно занимающиеся её … Председателя ликвидированного Национального Совета по оценочной деятельности РФ, вице-президент РСПП – … получаемых окончательных результатов их «профессиональной» оценочной деятельности, обусловленная недопустимыми, вынужденными нарушениями ими …
- Основные социально-экономические, правовые и этические последствия преднамеренной фальсификации результатов определения стоимости предприятий … неудовлетворительное качество законодательства в области оценочной деятельности в РФ, беспрецедентная суррогатность и … органами власти страны куратор-регулятор оценочной деятельности в Российской Федерации в … людей, так или иначе занимающихся оценочной деятельностью, максимально возможного незаработанного добросовестным ( … кратким.
Базовый закон об оценочной деятельности в Российской Федерации был принят … совершенствование и развитие правовой базы оценочной деятельности в России.не осуществлялось, … - Принципиальная обязательность применения методов затратного подхода к определению стоимости предприятий … , правового, нормативного и терминологического обеспечения оценочной деятельности в указанном направлении.
Само определение … и учебных пособий, закона об оценочной деятельности и стандартов оценки, а также … , были оценщики «Троянских коней» в оценочной деятельности России [ 6 ]. Точно так же … в наведении должного порядка в оценочной деятельности в России, особенно в рассмотренном … - О подоходной стоимости предприятия незадолго до его закрытия … действующего в стране законодательства об оценочной деятельности и утверждённых федеральных стандартов оценки … предназначена для теоретиков и практиков оценочной деятельности, а также для авторов учебников …
- Формулы для определения нормативных значений ключевых показателей экономической ценности предприятий … долголетнее безобразие в рассматриваемом направлении оценочной деятельности в РФ, а также потребовать …
- Объективные, неопровержимые признаки недостоверности результата определения стоимости предприятия … , освежить.
Немного об обстановке в оценочной деятельности в стране по направлению «оценка … хаос в понятийно — терминологическом аппарате оценочной деятельности в указанном направлении.
Наиболее абсурдные … - Практические вопросы учета имущества некредитных финансовых организаций … 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон …
- К вопросу об определении понятия и сути термина «экология» и современных и будущих ответвлениях этой науки (с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 декабря 2019 г.) … , финансово-экономическим анализа и особенно оценочной деятельности в России.
Не оставляет ощущение … ) люди современной России в области оценочной деятельности по направлению «оценка бизнеса»
Внутрицеховой … - Предоставление в аренду спортивных сооружений, оборудования … .07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
[4]
Федеральный … - Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в IV кв. 2019 г. … Российской Федерации, Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» допускают … , а также Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Конституционный … .20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а …
- К вопросу об определениях понятий общей, периодной и годовой экономической ценности предприятия … в науке и на практике оценочной деятельности чётко сложились и сосушествуют две … частности, предприятий.
Статья предназначена участникам оценочной деятельности в стране и в мире …