Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества

Особенности финансового обеспечения судебной власти предусмотрены ст.

124 Конституции РФ, что, в первую очередь, нацелено на обеспечение независимости судебных органов в общей системе разделения властей, в рамках которой именно исполнительная ветвь власти уполномочена составлять проект бюджета, а законодательная – соответственно утверждать бюджет.

Как справедливо было отмечено Конституционным Судом РФ, положения ст.124 Конституции РФ создают механизм защищенности финансирования судебной власти, который обязателен как для Федерального Собрания, принимающего бюджет на соответствующий финансовый год, так и для Правительства РФ, обеспечивающего его исполнение [1].

Во исполнение конституционных основ, как известно, в 1999 г. был принят Федеральный закон «О финансировании судов в Российской Федерации» [2], установивший общие правила финансирования судебных органов России, заключающиеся в существенном ограничении исполнительной ветви власти в части изменения размера бюджетного финансирования судебных органов. В частности, установлено, что:

  • во-первых, бюджетные расходы на финансирование судов Российской Федерации не подлежат секвестированию (за исключением случая наличия согласия Совета Судей Российской Федерации при сокращении общего объема расходов менее чем на 5%, и соответственно – Всероссийского Совета Судей при сокращении более чем на 5%);
  • во-вторых, денежные средства доводятся ежемесячно в срок до 10-го числа месяца равными долями в размере 1/12 от общего объема финансирования, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете;
  • в-третьих, в случае, если федеральный закон на очередной финансовый год не принят в установленные сроки, финансирование доводится в ранее указанном порядке в размере 1/12 расходов предыдущего финансового года.
  • Рассмотрим приведенные общие положения в разрезе норм действующего бюджетного законодательства.
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
  1. временной нетрудоспособности работника;
  2. исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;
  3. в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
  4. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.

В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

  • Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет и работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
  • Материально-техническое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества
  • Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:
  • разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
  • организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;
  • организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов.

Кадровое обеспечение деятельности судов. Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников судов.

  1. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи
  2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:
  3. 1. имеющий высшее юридическое образование;
  4. 2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  5. 3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  6. 4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  7. 5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6. не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

  • При соответствии требованиям, указанным выше:
  • судьей арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.
  • Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда.
  • В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

  1. Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
  2. Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
  3. Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
  4. Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.
  5. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества

Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей

Чепкасов Роман АртуровичКемеровский государственный университет

Chepkasov Roman ArturovichKemerovo State University

Библиографическая ссылка на статью:
Чепкасов Р.А. Материально-финансовое обеспечение судей как гарантия принципа независимости судей // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16274 (дата обращения: 19.06.2021).

Финансирование судей – одна из важнейших гарантий независимости судей. Оно прямо названо в качестве таковой в части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»[1].

В части 19 того же закона перечислены конкретные меры и правила материального обеспечения судей. Однако финансирование судей напрямую зависит от финансирования судов.

Поэтому считаем логически правильным начать рассмотрение вопроса материально-финансового обеспечения судей именно с порядка финансирования судов.

В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом[2].

Важность данного конституционного положения подтверждает реальная практика деятельности судей без должного финансового обеспечения со стороны государства.

О такой практике можно судить по Постановлению IV Всероссийского Съезда Судей от 5 декабря 1996 года[3], который был направлен на разрешение кризиса судебной системы, связанного, в том числе, с недостатком финансовых поступлений из федерального бюджета.

В указанном документе обращается внимание на отсутствие у судов средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, почтовые и командировочные расходы и так далее.

Отсутствие должного финансирования, по мнению участников съезда судей, неизбежно приведет к полному краху судебной системы и, как следствие, разрушению государственности. Решить проблему недостаточного финансирования предлагалось финансированием судов через банковскую систему, минуя казначейство. На тот момент в этих целях уже был издан указ Президента Российской Федерации[4], но не исполнялся в этой части. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что от финансового обеспечения судов напрямую зависит их деятельность, что недофинансирование судебной системы ставит под угрозу ее существование в объективной действительности, а не на бумаге.

Принятие Конституции Российской Федерации повлекло изменения в сложившейся системе финансирования судов. До принятия основного закона России вопросы организационного и финансового обеспечения находились в ведении исполнительной власти, а именно Министерства юстиции.

Такой порядок не мог сохраниться, так как был провозглашен принцип разделения властей и независимость судебной власти соответственно. Однако долгое время статья 124 Конституции носила декларативный характер и не претворялась в действительность, а значит, суды по-прежнему находились под попечительством исполнительной власти.

Такая материальная несамостоятельность судов потворствовала кризисам судебной власти середины 90-х годов, о которых упоминалось ранее.

Однако органы судейского сообщества и по сей день не остаются безучастными в разрешении проблем материально-финансового обеспечения судей.

Так, в постановлении VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года[5] значительное внимание было обращено на такие проблемы как снижение покупательной способности заработной платы судей, недостаточно эффективная организация обеспечения судей жильем, отсутствие надлежащих условий для организации медицинского обслуживания судей и так далее.

Читайте также:  Статья 19. Прием в гражданство Российской Федерации

Важнейшим этапом развития в новейшей истории финансового обеспечения деятельности судебной системы в Российской Федерации стало создание Судебного департамента. Вопрос об образовании Судебного департамента был поставлен в марте 1994 года на III внеочередном Всероссийском съезде судей.

Развитие эта идея получила на IV чрезвычайном съезде судей и нашла свое законодательное воплощение в статье 31 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[6].

Судебный департамент был призван взять на себя решение организационно-финансовых проблем деятельности судов, а значит вывести судебную систему из-под патронажа исполнительной власти.

В январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»[7], чем функции организационного обеспечения судов были переданы государственному органу при судебной системе.

Говоря о роли органов судейского сообщества, было упомянуто о существенных законодательных ограничениях возможностей государства влиять на размер финансирования судебной системы при составлении бюджета на следующий год.

А именно, уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации либо с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации в зависимости от размера предполагаемого уменьшения. Таким образом, приобретенная финансовая самостоятельность напрямую влияет на реализацию принципа независимости судей.

Рассмотрев вопрос финансирования судов, считаем возможным обратиться непосредственно к материально-финансовому обеспечению судей как носителей судебной власти. Материально-финансовое обеспечение судей как одну из важнейших гарантий принципа независимости можно разбить на следующие составляющие:

  • Ежемесячное денежное вознаграждение;
  • Ежемесячное пожизненное содержание (пенсия);
  • Отпуск (отдых);
  • Улучшение жилищных условий;
  • Медицинское обслуживание;
  • Выплата компенсаций;
  • Обеспечение проездными билетами

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее – должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей[8].

При этом размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации и на данный момент равен 32752 рублей в месяц[9].

Следует отметить, что размеры должностных окладов Председателя Верховного Суда Российской Федерации составляет 98% от должностного оклада Председателя Конституционного Суда, т. е. 32 096,96 руб. в месяц. Размеры должностных окладов судей устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.

В частности, оклад судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов равняется 21 504,96 руб. в месяц (67%), мирового судьи – 19 258,18 руб. (60%).

Размеры прочих слагаемых ежемесячного денежного вознаграждения судьи, а именно месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее – оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание “Заслуженный юрист Российской Федерации”, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей, рассчитываются исходя из размеров должностных окладов.

Кроме того, судье выплачивается ежеквартальное денежное поощрение в размере ежемесячного денежного поощрения по замещаемой должности.

Также ежемесячное денежное вознаграждение судьи, по общему правилу, подлежит ежегодной индексации по решению Президента Российской Федерации.

Однако в настоящий момент индексация временно приостановлена в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального Закона “О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона “О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»[10].

Исходя из смысла статьи 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» чем дольше человек проработал в должности судьи, тем больше будет ежемесячное содержание после отставки.

Так, пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях, если он занимал эту должность менее двадцати лет.

Если же стаж работы на должности судьи более двадцати лет, то у отставного судьи есть выбор либо получать пенсию на общих основаниях, либо – не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста пятидесяти пяти (для женщин – пятидесяти) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

При этом ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера ежемесячного денежного вознаграждения по оставляемой должности.

Каждый судья имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью тридцать рабочих дней. Однако отпуск может быть дольше в зависимости от стажа работы в области юриспруденции или района проживания.

Например, законом установлено, что в районах Крайнего Севера отпуск судьи составляет пятьдесят один рабочий день, а в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, где установлены коэффициенты к заработной плате, – сорок пять рабочих дней.

В зависимости от стажа работы в области юриспруденции судье предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью от пяти до пятнадцати дней.

Кроме того, время, пока судья находится в пути к месту отдыха и обратно, не засчитывается в срок отпуска, а стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате из государственного бюджета.

Что касается улучшения жилищных условий, то судья имеет право на бесплатное предоставление отдельного жилого помещения, если он будет признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В объективной реальности сложно представить такую ситуацию, ведь, как правило, в судьи идут достаточно обеспеченные граждане. Однако Терехин В.А.

считает, что данная гарантия не может быть реализована в полной мере, поскольку в настоящий момент механизм предоставления судьям жилья закреплен нормативно ненадлежащим образом[11].

Также судьи имеют право на внеочередную установку телефона в жилых помещениях с оплатой по установленным тарифам. Детям судей во внеочередном порядке предоставляются места в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, летних оздоровительных учреждениях и так далее.

Судьям и членам их семей предоставляются медицинские услуги и санаторно-курортное лечение, которые оплачиваются из федерального бюджета. Это право доступно судьям также после отставки.

Также судьи в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами общественного транспорта (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении.

Судьи имеют право внеочередного бронирования проездных билетов и мест в гостиницах в случае командировки.

В случае смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее двенадцати ежемесячных денежных вознаграждений.

Таким образом, законом установлены реальные материально-финансовые гарантии принципа независимости судей.

Судьи обеспечиваются всем необходимым и соответствующим их высокому статусу комплексом средств и услуг как во время несения судейских полномочий, так и после выхода в отставку.

Государство ограничено в своих возможностях уменьшить размеры материально-финансового обеспечения судов, что явилось результатом реформы судебной системы в Российской Федерации.

Правовые основы финансового обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества. Особенности финансового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти самостоятельны. Одним из признаков их самостоятельности является финансовая независимость и финансовая обеспеченность судебных органов.

Читайте также:  Статья 26.16. доходы бюджета субъекта российской федерации от региональных налогов и сборов

Это закреплено в статье 124 Конституции Российской Федерации: «Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».

В развитие данных конституционных положений Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»[109] определяет общую схему финансирования судов, которая еще более детализируется в Федеральном законе «О финансировании судов Российской Федерации» и ряде иных законов[110].

В этих законах тоже закреплено, что суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета, в котором ежегодно отдельными строками должно предусматриваться выделение средств на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов.

Проект федерального бюджета в части финансирования судов разрабатывает Правительство Российской Федерации во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного департамента и с Советом судей Российской Федерации. При этом надо учитывать, что планирование и непосредственно финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельными строками в федеральном бюджете.

Кроме того, Закон о финансировании судов устанавливает, что Правительство Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации должно учитывать в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти.

В случае, когда при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов возникают разногласия Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, Судебного департамента и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.

При дальнейшем обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации вправе участвовать представители Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, руководитель Судебного департамента.

В случае если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, закон устанавливает, что суды и Судебный департамент финансируются ежемесячно в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год. Эти суммы должны перечислятся до 10-го числа текущего месяца[111].

В случае же их неперечисления либо неполного их перечисления в такой срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента.

В процессе исполнения федерального бюджета финансирование судов Российской Федерации должно производиться в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Закон устанавливает, что Правительство Российской Федерации при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Законом предусматривается возможность уменьшения размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год.

Однако при этом оговаривается, что такое уменьшение финансирования судов не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, а более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации[112].

При этом смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом[113].

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации должно осуществляется ежемесячно равными долями в размере 1/12 суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.

При этом согласно решения Совета судей РФ, в случае необходимости при наличии общей экономии ассигнований, выделенных на текущий финансовый год, при отсутствии задолженности по выплате заработной платы и начислениям на нее, федеральные суды могут направлять эту экономию на покрытие задолженности по текущим хозяйственным расходам[114].

  • Финансирование осуществляется по целевым статьям расходов в соответствии с перечнем функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
  • Таким образом, в современное время каждый год в Российской Федерации принимается федеральный закон «О Федеральном бюджете на текущий год», где предусматриваются денежные средства по разделу 0200 – «Судебная власть», которые должны финансово обеспечить возможность полного и независимого осуществления правосудия.
  • Так, например, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено, что финансирование судов осуществляется в пределах расходов, утвержденных по разделу «Судебная власть» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, исходя из следующей штатной численности на 31 декабря 2004 года:
  • — судей судов общей юрисдикции (без мировых судей) в количестве 22 265 единиц, военных судей в количестве 907 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) соответственно — 51 325 единиц и 1 567 единиц, из них военнослужащих — 240 единиц;
  • — персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации, устанавливаемой Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах выделенного фонда оплаты труда;
  • — федеральных государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений (отделов) в субъектах Российской Федерации — 6 148 единиц, в том числе центрального аппарата — 467 единиц, из них военнослужащих — 53 единицы;
  • — судей Верховного Суда Российской Федерации (включая судей Военной коллегии) — 125 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) — 843 единицы, из них военнослужащих — 52 единицы;
  • — судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 90 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) — 387 единиц;
  • — судей системы арбитражных судов Российской Федерации — 3 758 единиц и работников их аппаратов (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) — 7 252 единицы.
  • Применительно к системе судов общей юрисдикции непосредственно право на бюджетные ассигнования из федерального бюджета имеют Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, как главные распорядители соответствующих бюджетных средств.
  • В свою очередь Судебный департамент и входящие в его систему органы, организационно обеспечивая деятельность большинства судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы, в том числе и финансовые[115].
  • Финансовое обеспечение судов общей юрисдикции в СССР и Российской Федерации до 1998 года производилось в основном через финансовые органы Министерства юстиции СССР (Российской Федерации)[116].
  • Принятый в 1996 году Закон о судебной системе положил начало изменению такого положения дел – большая часть вопросов организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, в том числе представление в их распоряжение необходимых финансовых ресурсов, были провозглашены полномочиями Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента[117].
  • С принятием в 1998 году Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», закрепившим положения о том, что только Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, состоялась передача обеспечения деятельности большинства судов общей юрисдикции от Министерства юстиции Российской Федерации Судебному департаменту[118].

С 1999 года в бюджетах Российской Федерации, принимаемых на год, целенаправленно для судебной власти стали планировать бюджетные средства по разделу 0200.

Финансирование Верховного Суда Российской Федерации стало осуществляться напрямую из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а распорядителем бюджетных средств для верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов и военных судов теперь является Судебный департамент.

Читайте также:  Статья 108. Допустимость запроса

Судебный департамент на основании приказа Генерального директора департамента от 14 августа 1998 г. № 28 «О порядке приема финансирования судов общей юрисдикции от управления юстиции Российской Федерации» осуществил прием финансирования судов с 1 сентября 1998 года.

Финансирование верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных и флотских военных судов теперь осуществляет центральный аппарат Судебного департамента, который также полномочен осуществлять контроль за расходованием ими бюджетных средств.

Созданные в субъектах Российской Федерации управления (отделы) Судебного департамента, т. е. территориальные подразделения, стали обеспечивать деятельность судов общей юрисдикции на местах, в том числе и путем финансового обеспечения, на основании поступивших на их счета бюджетных средств. Согласно ст.

14 Закона о Судебном департаменте его территориальные управления и отделы стали полномочны осуществлять финансирование районных судов, мировых судей и квалификационной коллегии судей в субъекте Российской Федерации, контролировать расходование ими бюджетных средств, проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности.

В связи с этим начальниками управлений и отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в срок до 25 августа 1998 года были зарегистрированы территориальные управления (отделы) во внебюджетных фондах: в Пенсионном фонде, в Фонде обязательного медицинского страхования, в Фонде социального страхования, в Фонде занятости, в органах статистики и налоговой инспекции, а также открыты бюджетные счета этих территориальных подразделений в территориальных органах Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, а также ряд иных мероприятий (по оформленного юридического адреса территориального управления (отдела) и т.д.).

Таким образом, финансовое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества является составной частью обеспечения их деятельности и представляет собой предусмотренный законом комплекс мероприятий по планированию и закреплению в федеральном бюджете финансовых ассигнований для органов судебной власти, передаче на их счета этих финансовых ресурсов, а также по контролю за расходованием ими бюджетных средств, необходимых в целях полного и независимого осуществления судами правосудия.

Понятие и основные направления обеспечения деятельности судов | Студент-Сервис

Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.

Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей.

Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой – не должно отвлекать внимание судей на выполнение несвойственных правосудию функций.

Организационное обеспечение деятельности судов – деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям.

Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:

  • для федеральных судов -> осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
  • для мировых судей -> осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

Организационно-правовое обеспечение:

  • разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей;
  • изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по ее совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов;
  • разработка научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики;
  • организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;
  • информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.

Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе:

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

  • определение потребностей судов в кадрах;
  • осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
  • ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента;
  • обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.);
  • методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей;
  • создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах;
  • контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе;
  • аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационная работа в судах и системе Судебного департамента;
  • работа по защите государственной тайны и секретного делопроизводства;
  • обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом Председателя Верховного Суда РФ.
  • Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализация финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий; контроль за использованием средств федерального бюджета.
  • Материально-техническое обеспечение: мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработка и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организация строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов.
  • Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества:
  • координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегии судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества;
  • комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества.

Обеспечение социальных прав и гарантий судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов:

  • защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих;
  • принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями;
  • организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей.

Иные направления обеспечения деятельности судов:

  • формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи;
  • организация взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам судебной проблематики;
  • взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов;
  • обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений;
  • организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышение его эффективности.

Принципы организационного обеспечения деятельности судов:

  • законность -> обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами, и в порядке, предусмотренном законами;
  • невмешательство -> органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;
  • создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;
  • полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.
Ссылка на основную публикацию