Статья 8. требования, предъявляемые к третейскому судье

16 сентября 2016 в 15:46

Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

Она рассказала «Правовой гарантии» о последних изменениях законодательства о третейских судах, а также о том, кто может стать третейским судьей, каковы преимущества третейского суда перед государственным, и можно ли объединить арбитражную систему с системой судов общей юрисдикции.

— Галина Николаевна, почему вы решили стать юристом?
— Профессия юриста была моей мечтой примерно с 7-го класса. С детских лет во мне был заложен стержень справедливости, честности и беспристрастности, с годами это стало проявляться все больше.

Я всегда была очень общительным, открытым, разносторонне развитым, целеустремленным ребенком, с отличной памятью. Мне очень импонировало, что профессия юриста подразумевает работу с людьми, непосредственный контакт и живое общение с ними, что это творческая, а оттого и увлекательная работа.

Поэтому после окончания школы, я, не раздумывая, поступила в университет на факультет «юриспруденция». А далее – вверх по карьерной лестнице юриста.
Существующие в этой специальности трудности и преграды лишь дают мне стимул к дальнейшему развитию.

Цитируя высказывание римского юриста Домиция Ульпиана, «право есть искусство доброго и справедливого». Я считаю, что моя профессия – мой долг, помогать людям, защищать их права и законные интересы, т. е. нести добро и справедливость.

— Какие личностные качества, на ваш взгляд, наиболее важны для юриста, адвоката?

— Человек этой профессии должен обладать такими качествами, как честность, справедливость, порядочность, выдержка, логическое мышление, ответственность, быстрая ситуативная готовность и т.д. Какие-то качества у человека уже врожденные, какие-то приобретаются в процессе взросления и формирования его как личности, но многие также «нарабатываются» в процессе приобретаемого профессионального опыта. Но главный и важный аспект профессионального адвоката заключается в его независимости и непреклонности.

— Сейчас есть много информации о том, каковы требования к кандидатам в государственные суды. А что необходимо для того, чтобы стать судьей третейского суда?

— Требования к третейским судьям такие же, как и к государственным судьям. Это профессионалы своего дела со следующими качествами: честность, объективность и беспристрастность. Судья – лицо независимое, и, главное, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе рассматриваемого им дела. Третейский судья обязан иметь высшее юридическое образование, стаж по юридической специальности не менее 5 лет, а также отлично разбираться в сфере финансовой экономики. Однозначно, третейским судьей не может быть человек с судимостью или нетрудоспособный.

— Каковы преимущества третейского суда перед государственным судом?

— В Российской Федерации коммерческий арбитраж осуществляется Третейским судом, образованным и работающим в порядке, установленном Федеральным законом «О третейских судах в РФ».
Как гласит регламент нашего постоянно действующего третейского суда («Международный арбитражный третейский Суд»), коммерческий арбитраж (от фр. arbitrage — разрешение спора при посредничестве коммерческих (негосударственных) арбитров) – наиболее быстрый, эффективный и прозрачный способ судебного взыскания задолженностей с недобросовестных контрагентов, широко применяемый в развитых странах мира в рамках Европейской конвенции «О внешнеторговом арбитраже».
На сегодняшний день третейский суд – это отличный альтернативный способ защиты права. Преимущество третейского суда перед государственным арбитражным судом – это, прежде всего, быстрота, результативность, достаточно упрощенная процедура разрешения споров и экономичность третейской процедуры, полная конфиденциальность, стороны добровольно обращаются в третейский суд и участвуют в выборе судей.
Но все же главным преимуществом третейского суда перед государственным судом является отсутствие апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, ведь спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции.
Не менее важное преимущество заключается в распоряжении третейским судом по рассматриваемому делу о принятии обеспечительных мер аналогичных мерам, предусмотренным процессуальным законодательством государственного суда (АПК РФ и ГПК РФ).

— Насколько широк круг дел, которые может рассматривать третейский суд?

— Третейскому суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Третейский суд разрешает экономические споры и рассматривает иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и просто граждан.

К подведомственности третейских судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Третейский суд рассматривает подведомственные ему дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Как видно, круг дел довольно широк.

— Не возникает ли проблем с исполнением решений третейского суда?
— Решение третейского суда обязательно для сторон и исполняется добровольно, в порядке и в сроки, которые установлены в решении. Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на дату его исполнения.

Процедура принудительного исполнения состоит и трех этапов:
1. заявление о выдаче исполнительного листа, оно составляется лицом, в пользу которого вынесено решение, в письменном виде.

Оно подается либо в постоянно действующий третейский суд, вынесший решение (для направления заявления вместе с делом в пятидневный срок с момента его получения в соответствующий арбитражный суд), либо непосредственно в арбитражный суд, на территории которого находится третейский суд.

Решая вопрос о выдаче исполнительного листа, арбитражный суд не осуществляет пересмотр решения третейского суда.
2. получение исполнительного листа;
3. передача исполнительного листа на исполнение, т.е. взыскание.

— Насколько часто обращаются граждане, организации в «Международный арбитражный третейский Суд»?

— Довольно часто. Повышение обращаемости в третейские суды граждан и организаций в первую очередь связано с преимуществом третейского суда перед государственными судами. Но вступившие нововведения серьезно затронут региональные арбитражные учреждения, вписаться в новые правила им будет практически невозможно, это приведет к существенному сокращению участников рынка альтернативного судопроизводства.

— С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый порядок образования и функционирования третейских судов.

Каковы самые важные изменения?
— Первое и важное изменение в том, что третейское разбирательство приравняли к арбитражу, соответственно, третейский судья получил наименование арбитра.

Второе – это все-таки то, что целью нового закона явилась замена ныне действующих третейских судов постоянно действующими арбитражными учреждениями, которые могут создаваться только при некоммерческих организациях.

Читайте также:  Статья 40.3. саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющие кредитные кооперативы

Вступивший в силу закон об арбитраже предусмотрел значительный объем функций содействия компетентных (государственных) судов при проведении арбитража – это и формировании состава третейского суда, отвод и прекращение полномочий арбитра, а также решение вопроса о компетенции третейского суда.

— Третейское разбирательство, согласно новому закону, приравнивается к арбитражу. Но в юридической практике «арбитраж» часто ассоциируется с арбитражными судами РФ. Не будет ли путаницы?
— Я не зря изначально указала на термин, содержащийся в регламенте нашего постоянно действующего третейского суда «Международный арбитражный третейский Суд» (от фр.

arbitrage — разрешение спора при посредничестве коммерческих (негосударственных) арбитров). Теперь, когда третейское разбирательство приравнено к арбитражу, данный термин может показаться непривычным для рассматриваемой сферы, однако, нововведение никоим образом не уравнивает систему арбитражных судов Российской Федерации и третейского разбирательства.

С 1 сентября текущего года «третейский суд», носит новое название «постоянно действующее арбитражное учреждение». Третейским судом будет именоваться только конкретный состав суда, рассматривающий определенное дело.

Следуя международным тенденциям, где практически во всех странах понятие «арбитраж» используется именно в отношении негосударственных судов, мы, наконец, привели в соответствие наименование привычных нам третейских судов.

— Немало критики ранее звучало в адрес так называемых «карманных» судов при организациях. Такие органы обвиняли в необъективности и зависимости при вынесении решений. Поможет ли новый закон изменить такое положение дел?

— Серьезной проблемой третейского разбирательства были и остаются и опасения самих предпринимателей относительно независимости третейских судов и квалификации арбитров.
Неизменным осталось и правило «разрешено все, что не запрещено законом». Вновь обошли стороной вопрос о компетенции арбитража, он по-прежнему будет решать его сам.
Вопрос ответственности был затронут недостаточно: постоянно действующее арбитражное учреждение должно в некоторых случаях возмещать убытки и, если такое правило предусмотрено в его правилах, удерживать часть гонорара арбитра, который пренебрегает своими обязанностями.
Решать возникающие проблемы по-прежнему придется, прежде всего, правоприменителям и судебным инстанциям. Данная тенденция справедливо вызывает сомнения и опасения в деловой сфере. Очевидно и то, что новый институт третейского разбирательства будет сформирован при представителях крупного бизнеса в РФ и государственных монополиях. Все прочие смогут ощутить на себе альтернативные формы разрешения споров исключительно как ответчики в споре с вышеупомянутыми «акулами».

— После объединения Верховного и Высшего арбитражного судов РФ были слухи о возможном слиянии систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Недавно об этом заговорили вновь на фоне сообщений о предстоящем Всероссийском съезде судей. Возможно ли слияние СОЮ и арбитражных судов, насколько это целесообразно?

— Мое мнение схоже с мнением большинства квалифицированных юристов — я не вижу в этом никакой целесообразности. Судья общей юрисдикции и арбитражный судья – это совершенно отличная друг от друга квалификация, задачи судопроизводства, более того – абсолютно разный субъектный состав. Не будем лукавить, но арбитражная система с точки зрения своей внутренней культуры, подготовленности судей намного выше по уровню и качеству, чем СОЮ. Судья общей юрисдикции принимает решение на основании внутреннего убеждения, арбитражный же судья, рассматривая дело, обязан исследовать все доказательства по делу, он принимает решение на основании представленных документов, и это правильно. Каждый должен быть специалистом своего дела. Нагрузка на судей судов общей юрисдикции уже сейчас является критической. А нагрузка на Арбитражный суд г.Москвы вообще превышает допустимую. Итогом слияния будет полный стопор и хаос в судебной системе. Мое мнение, что просто необходимо разъединять суды и создавать специализированные судебные учреждения по категориям споров.
Ведь трудно даже представить, как судья общей юрисдикции, специализирующийся на уголовном праве, профессионально и грамотно разрешит спор по существу, например, по договору поставки, и это даже не в минус общей юрисдикции, судья СОЮ может в сотни, раз лучше знает, в отличие от даже самых высоких судей, нюансы споров, например, по договорам займов. Данное слияние невозможно, это все равно, что лишить разделения медицинских работников. Издревле юристы, врачи и учителя являлись особой кастой. Мы доверяем им самое дорогое: врачам – свое здоровье, учителям – своих детей, а юристам – свою веру в справедливость, защиту нарушенных прав и свобод. Считаю, что наши законодатели это понимают и подобного слияния не допустят, а будут стремиться сделать правосудие более качественным.

— Спасибо за интересную беседу!

Беседовала Лейла Досумова

Требования к третейскому судье: разрешение на учреждение суда

Третейский суд: новые требования

По поручениям Президента РФ и Правительства РФ Министерством Юстиции России разработан ряд проектов федеральных законов, направленных на реформу системы третейских судов Российской Федерации.

Основной целью законопроектов, как сообщила пресс-служба министерства, является создание в государстве передового и эффективного режима правового регулирования системы третейского разбирательства. При этом необходимо учесть его текущее состояние как в Российской Федерации, так и мировой судебной практике. Для реализации программы, планируется ввести комплекс единых правил.

К третейским судьям (ТС) нормативно закрепляются общие требования. Устанавливается перечень оснований, при наличии которых граждане не смогут быть ТС. В качестве третейского судьи, стороны разбирательства имеют право выбрать не только юриста, но и специалиста другой специальности.

Следует обратить особое внимание, что законопроекты закрепляют иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности. Исключение – наступление ответственности в порядке гражданского иска по уголовному делу.

Кроме того, авторы проектов законов установили особый порядок образования и деятельности третейских судов в Российской Федерации. Так, согласно тексту законопроекта, арбитражные учреждения будут создаваться исключительно в форме НКО (некоммерческих организаций). Напомним, что некоммерческая организация в качестве основной цели не преследует цель извлечения прибыли.

Создание третейского суда

При создании постоянно действующего третейского суда учредители должны будут в установленном законом порядке получить специальное разрешение.

Указанное разрешение выдается межведомственным экспертным советом, специально созданным при Минюсте РФ.

В совет войдут как члены государственных структур, так и представители различного рода гражданских сообществ (объединений предпринимателей, юристов).

В соответствии с изменениями, в качестве судов первой инстанции федеральными АС округов будут рассматриваться дела об отмене решений третейских судов и международных коммерческих судов, дела о выдаче исполнительных листов на исполнение указанных решений в принудительном порядке.

В настоящее время институт третейского разбирательства в Российской Федерации должным образом не урегулирован, в связи возникают различного рода злоупотребления.

Читайте также:  Статья 23. подписание соглашения о реструктуризации долгов

Кроме того, в действующем законодательстве отсутствуют действенный механизм ответственности в рамках третейского разбирательства.

Наличие серьезных пробелов в правовом регулировании не способствуют эффективному функционированию третейских судов.

По мнению Минюста России, принятие законопроектов, будет способствовать совершенствованию всей судебной системы в целом, снизит нагрузку на суды, повысит инвестирование национальной экономики и решит ряд других проблем.

С текстами законопроектов рекомендуем ознакомиться на официальном интернет портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

Третейское разбирательство в Российской Федерации

Требования, предъявляемые к третейскому судье, определены в ст. 8 Закона о третейских судах. Третейским судьей может быть избрано (назначено) физическое лицо, давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи и обладающее в совокупности следующими признаками:

  • способностью обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;
  • отсутствием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела;
  • независимостью от сторон третейского разбирательства.

Законом определены минимальные требования к личности и к квалификации кандидата в третейские судьи.

Требования к личности.

По общему правилу судьями третейского суда могут быть избраны совершеннолетние граждане, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон при отсутствии прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон третейского разбирательства. Закон не препятствует иностранным гражданам и лицам без гражданства выступать в качестве третейских судей.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое:

  • не обладает полной дееспособностью;
  • состоит под опекой или попечительством;
  • имеет неснятую или непогашенную судимость;
  • привлечено к уголовной ответственности.

Третейским судьей не может выступать гражданин, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном порядке за совершение проступков, не совместимых с его профессиональной деятельностью. Основания для прекращения полномочий предусмотрены ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», п. 2 ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», абз. 5 ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, пп. «в» и «г» п. 1 ст. 43 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.

Ни стороны, ни постоянно действующие третейские суды не располагают возможностями по проверке сведений, препятствующих избранию (назначению) гражданина судьей третейского суда. Гарантией выполнения требований к личности является норма п. 1 ст.

12 Закона о третейских судах, в соответствии с которой в случае обращения к какому-либо физическому лицу в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей указанное лицо должно сообщить о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей третейского судьи.

Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

В данном случае речь идет о тех должностных лицах, которым законодатель запрещает заниматься иной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой.

Перечень их в настоящее время довольно широк.

Третейскими судьями не могут быть:

  1. судьи судов общей юрисдикции, судьи арбитражных судов (п. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
  2. судьи в отставке (в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 этого Закона, согласно которому судья не вправе быть третейским судьей1 См.: Пункт 15 Разъяснений Высшей квалификационной коллегии сулей Российской Федерации от 18 марта 2004 г. // Вестник ВАС РФ. 2004. № 6.);
  3. мировые судьи (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
  4. судьи Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
  5. сотрудники органов прокуратуры (п. 5 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);
  6. нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
  7. члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);
  8. председатель, заместители председателя и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации (ст. 5 и 6 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»);
  9. депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, работающие на постоянной основе (ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
  10. осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления (п. 7 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
  11. муниципальные служащие, замещающие должность главы местной администрации по контракту (п. 2 ст. 14 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»);
  12. сотрудники органов внутренних дел (ч. 2 ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденною Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»);
  13. сотрудники милиции (ст. 20 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»);
  14. сотрудники таможенных органов (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»);
  15. военнослужащие (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
  16. лица начальствующего состава и служащие федеральной фельдъегерской связи (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»).

В настоящее время не имеется оснований для отказа государственным гражданским служащим и муниципальным служащим, за исключением указанных выше, в возможности быть судьей третейского суда в тех случаях, когда это не приводит к конфликту интересов и не влечет нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Читайте также:  Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации

Требования к квалификации. Третейское разбирательство гражданских дел является юрисдикционной деятельностью. Соблюдение минимальных стандартов этой деятельности требует от состава третейского суда глубоких знаний и практических навыков применения норм процессуального права.

По этой причине законодателем установлено требование о том, что третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

Дополнительные требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Например, в соответствии со ст.

4 Регламента Третейского суда при ТПП РФ арбитрами могут быть избраны (назначены) физические лица, обладающие необходимыми знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров.

Условия, ограничивающие участие конкретных лиц в рассмотрении споров. Любое лицо, отвечающее установленным законом требованиям, может быть избрано (назначено) сторонами на роль третейского судьи.

Вместе с тем при определенных условиях в целях обеспечения требований справедливой процедуры участие определенных лиц в рассмотрении и разрешении спора ограничивается.

Это связано с предположениями об их неспособности обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон под влиянием ряда факторов; наличием прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела; отсутствием независимости от сторон третейского разбирательства.

Советом Международной ассоциации юристов (МАЮ) в 2004 г.

было одобрено Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже (далее — Руководство), подготовленное Рабочей группой Комитета по арбитражу и альтернативному разрешению споров МАЮ2Перевод официального текста Руководства, подготовленный юридической фирмой «Бейкер и Макензи», см.

: Третейский суд. 2008. №2. С. 33-52. В дальнейшем текст цитируется в сокращении по указанному источнику.. Руководство содержит общие стандарты, касающиеся беспристрастности, независимости и раскрытия фактов, а также указания к их практическому применению.

По итогам анализа судебной практики многих стран были сформированы перечни возможных случаев (Красный, Оранжевый и Зеленый перечни), которые должны подсказывать арбитрам, сторонам и государственным судам, какие именно ситуации составляют конфликт интересов и подлежат раскрытию, а какие — нет.

Красный перечень состоит из двух частей — безусловного Красного перечня и условного Красного перечня.

Данные перечни представляют собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые с учетом обстоятельств каждого конкретного дела вызывают обоснованные сомнения в беспристрастности и независимости арбитра, т.е.

подразумевают в данных обстоятельствах наличие объективного конфликта интересов с точки зрения разумного третьего лица, обладающего знанием соответствующих фактов.

В безусловный Красный перечень включены следующие факты:

  • тождественность между стороной и арбитром, арбитр в силу закона является представителем лица — стороны в арбитражном разбирательстве;
  • третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на одну из сторон (является менеджером. директором и т.д.);
  • третейский судья имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон или в конечном результате рассматриваемого дела;
  • третейский судья оказывает на регулярной основе юридические услуги одной из сторон, одному из ее аффилированных лиц.

В условный Красный перечень включены факты, свидетельствующие о (1) связи арбитра с рассматриваемым спором, (2) наличии у него прямого или косвенного интереса в деле, (3) связи арбитра со сторонами или их представителями.

К первой группе отнесены факты оказания третейским судьей одной из сторон юридической консультации (экспертной оценки) по существу рассматриваемого спора, а также факты привлечения третейского судьи ранее к рассмотрению дела.

Вторую группу образуют факты прямого или косвенного владения арбитром акциями и долями одной из сторон (ее аффилированного лица), наличия у близкого родственника арбитра существенного имущественного интереса, зависящего от результатов рассмотрения дела.

К третьей группе отнесены следующие обстоятельства:

  • третейский судья представляет интересы одной из сторон (ее аффилированное лицо), представляет юридическую фирму, действующую в качестве представителя одной из сторон;
  • третейский судья и представитель одной из сторон являются сотрудниками одной организации;
  • третейский судья обладает руководящими полномочиями, позволяющими оказывать влияние на аффилированное лицо одной из сторон (является менеджером, директором и т.д.);
  • третейский судья имеет тесные родственные связи с одной из сторон, с ее представителем или с руководящим работником, который может оказывать влияние на одну из сторон (ее аффилированное лицо);
  • один из ближайших родственников третейского судьи имеет существенные финансовые интересы в одной из сторон (ее аффилированном лице).

Оранжевый перечень представляет собой неисчерпывающее перечисление конкретных ситуаций, которые, с учетом обстоятельств каждого конкретного дела и, по мнению сторон, могут вызвать обоснованные сомнения в беспристрастности арбитра.

В него включены: ранее оказывавшиеся арбитром, а также текущие услуги одной из сторон, связь между арбитром и другим арбитром или представителем (через юридическую фирму, родственные и дружеские связи), между арбитром и стороной и другими участниками арбитражного процесса, некоторые иные обстоятельства (публичное выступление в пользу определенной позиции по текущему арбитражному разбирательству, факт замещения арбитром должности в арбитражном институте с полномочиями назначения арбитра по данному спору и др.).

В Зеленом перечне не исчерпывающе перечислены конкретные ситуации, где с объективной точки зрения ни внешне, ни фактически не присутствует какой бы то ни было конфликт интересов.

К ним относятся факты вынесения арбитром ранее юридических заключений, его предшествующее выступление против одной из сторон, незначительные по характеру контакты с другим арбитром, представителем и одной из сторон (например, членство в одной профессиональной ассоциации или общественной организации).

Руководство по конфликту интересов в международном коммерческом арбитраже может оказаться востребованным и для решения вопросов, возникающих во внутреннем третейском разбирательстве.

Фактами, свидетельствующими о существовании нецелесообразных связей между арбитрами и представителями одной из сторон арбитражного разбирательства, дающими основание для появления сомнений в беспристрастности и независимости арбитров, Высшим Арбитражным Судом РФ были признаны обстоятельства, при которых арбитры принимали участие в коммерческих семинарах и международных конференциях, организованных и оплаченных представителем стороны, о чем не сообщили одной из сторон третейского разбирательства.

Федеральным арбитражным судом Московского округа нарушением принципов независимости и беспристрастности было признано рассмотрение спора единолично председателем третейского суда без согласования сторон, при том, что он был утвержден на должность финансовым директором организации, являющейся одновременно учредителем истца по третейскому делу3См.: Постановление ФАС Московского округа от 15 октября 2007 г. № КГ- А40/10444-07 по делу № А40-25588/07-8-248..

Ссылка на основную публикацию