Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации

Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации Статья 24. Полномочия Председателя Правительства Российской Федерации по организации работы Правительства Российской Федерации

3. Полномочия Правительства Российской Федерации круг вопросов, которые в соответствии с Конституцией, законами, указами Президента РФ • решает Правительство в рамках осуществления им исполнительнораспорядительной деятельности по управлению различными сферами жизни общества. • •

Полномочия Правительства Российской Федерации • Ст. 114 Конституции РФ • Гл. 3 ФКЗ «О Правительстве РФ» . 1. По руководству министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти 2.

Общие полномочия: • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства Российской Федерации 3.

Полномочия в сфере экономики • обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; • разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; • вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; • осуществляет управление федеральной собственностью и др. 4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; • разрабатывает и реализует налоговую политику; • обеспечивает совершенствование бюджетной системы; • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации 5.

Полномочия в социальной сфере • принимает меры по реализации трудовых прав граждан; • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики и др. 6.

Полномочия сфере науки, культуры, образования • разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; • обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации 7. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

• принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации и др. 8.

Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями и др. 9.

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации 10. Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений. 11. Иные полномочия Правительства Российской Федерации

Акты Правительства Российской Федерации • Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

• Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. • Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ • Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ.

• Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. • Постановления Правительства РФ подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

• Постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

4.

Организация деятельности Правительства РФ • Председатель Правительства • возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. • представляет Правительство РФ в РФ и за ее пределами; • ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; • подписывает акты Правительства; • представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; • распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.

Организация деятельности Правительства РФ • Заместители Председателя Правительства РФ • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства; • участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение; • координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; • предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Организация деятельности Правительства РФ • Федеральные министры: • участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства Российской Федерации; • принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, обеспечивают их исполнение; • принимают участие в выработке и реализации политики Правительства Российской Федерации; • обладают установленными законодательством Российской Федерации полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. • подотчетны Правительству, а по вопросам, отнесенным Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента Российской Федерации, и Президенту Российской Федерации.

Организация деятельности Правительства РФ • Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц. • Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

• В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства и федеральные министры информируют об этом Председателя.

• Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством. • Правительство Российской Федерации может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. • Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации.

Заседания Правительства • На заседаниях Правительства может председательствовать Президент РФ

Москва, Дом Правительства

Полномочия Председателя Правительства РФ

(ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст. 24)

  • Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельностиПравительства Российской Федерации и организует его работу.
  • представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
  • ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства Российской Федерации;
  • представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
  • распределяет обязанности между членами Правительства Российской Федерации.
  • Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации.
  • Заседания Правительства РФ.
Читайте также:  Законодательство в сфере здравоохранения - советы юриста

(ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»)

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства Российской Федерации.

Представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, Центрального банка вправе участвовать в заседаниях Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством.

  1. Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.
  2. Подготовка и проведение заседаний Правительства Российской Федерации осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства.
  3. Материалы заседаний Правительства и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.
  4. Правительство информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
  5. Исключительно на заседаниях Правительства Российской Федерации:
  6. принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  7. рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  8. устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  9. устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
  10. принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу;
  11. рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  12. рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;
  13. рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
  14. рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров;
  15. принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов;
  16. образуется Президиум Правительства;
  17. утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
  18. устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  19. утверждается Регламент Правительства;
  20. утверждается Положение об Аппарате Правительства;
  21. рассматриваются ежегодные отчеты Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Правовой статус и полномочия правительства РФ

Правительство Российской Федерации является важнейшим органом государственной власти. Структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного процветающего государства и для функционирования развитого гражданского общества.

Полномочия Председателя Правительства определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», возглавляет Правительство в Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Председатель Правительства Российской Федерации: представляет Правительство Российской Федерации в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации; ведет заседания Правительства Российской Федерации, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства Российской Федерации; представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации систематически информирует Президента Российской Федерации о работе Правительства Российской Федерации. Следует отметить то, что до вступления новой Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года должность председателя правительства называлась Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации. Часто в неформальной обстановке должность Председателя Правительства называют Премьер — министр, это является не правильным, так как это следует из действующей Конституции Российской Федерации. В статье 111 Конституции Российской Федерации определяется назначение на должность Председатель Правительства Российской Федерации, назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и назначает новые выборы. Согласно статье 94 действующей Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации, состоит из двух палат — Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя, один представитель от законодательного (представительного) органа власти, другой из исполнительного органа власти. Данные представители назначаются действующим Президентом Российской Федерации. Члены Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются сроком на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами. В Послании Президента Российской Федерации, Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Совета Федерации Российской Федерации от 5 ноября 2008 года изложены важные меры, направленные на совершенствование порядка выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 117 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. В пункте 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и назначении новых выборов. Согласно пункту 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации, Председатель Правительства имеет право самостоятельно поставить перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В случае если Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в доверии отказывает, Президент Российской Федерации в течение семи дней должен принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, либо о роспуске Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и назначении новых выборов. Действующий Президент Российской Федерации не может распустить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на этом основании в течение года после её избрания. Правительство Российской Федерации участвую в законодательном процессе в Государственной Думе посредством внесения проектов федеральных законов. Имеются и другие формы взаимодействия, например, предоставление заключений по определенным видам законопроектов в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции РФ.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года в Российской Федерации установлена организованная система государственной власти, базирующаяся на принципе разделения властей, федерализма, разграничении полномочий и компетенций между различными ветвями власти, их взаимодействии.

Читайте также:  Статья 9. численность работников и акционеров народного предприятия

Эффективность работы данной конституционной модели на практике очень важна, ведь при эффективной работе государственной власти во многом обеспечивается удовлетворение интересов ее граждан, реализация их прав, поддержание общественного порядка и режима законности.

Огромная роль при этом отводится исполнительной власти, ведь именно она осуществляет реализацию законов, программ развития, поддержание порядка на практике. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации.

Основными нормативно-правовыми актами регламентирующими деятельность Правительства Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон от 17 декабря 1997 года № 2 — ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации, Постановление Правительства от 1 июля 2004 года № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об аппарате Правительства Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Правительство РФ осуществляет свои полномочия посредством издания нормативных правовых актов.

Естественно с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года статус Правительства Российской Федерации существенно вырос, по сравнению каким он раньше был.

По существу руководство Правительством Российской Федерации и соответственно исполнительной властью осуществляется Президентом Российской Федерации, поскольку Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства Российской Федерации, а также оказывает влияние на подбор кандидатур других членом Правительства Российской Федерации. Правительство эффективно проводит различные социальные программы, решает множество вопросов, направленных на повышение благосостояния граждан Российской Федерации.

16. Полномочия Председателя Правительства рф

(ФКЗ
от
17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской
Федерации»
,
ст. 24)

  • Председатель
    Правительства Р
    Ф
    возглавляет Правительство РФ,
    определяет в соответствии с Конституцией
    РФ,
    ФКЗ, ФЗ и
    указами Президента РФ
    основные направления деятельности
    Правительства РФ;

  • организует
    его работу,
    представляет
    Правительство РФ
    в РФ
    и за ее пределами;

  • ведет
    заседания, обладая правом решающего
    голоса;

  • подписывает
    акты Правительства РФ;

  • представляет
    Президенту РФ
    предложения о структуре федеральных
    органов исполнительной власти, о
    назначении на должность и об освобождении
    от должности заместителей Председателя
    Правительства и федеральных министров,
    о наложении на них дисциплинарных
    взысканий и об их поощрении;

  • распределяет
    обязанности между членами Правительства.

  • председатель
    Правительства РФ
    систематически информирует Президента
    РФ
    о работе Правительства РФ.

По
ст. 117 Конституции РФ: Председатель
Правительства РФ
может поставить перед Государственной
Думой вопрос о доверии Правительству.
Если Государственная Дума в доверии
отказывает, Президент в течение 7
дней принимает решение об отставке
Правительства или о роспуске Государственной
Думы и назначении новых выборов.

Назначение
на должность: Кандидатом
на должность Председателя Правительства
может быть исключительно гражданинРФ,
не имеющий гражданства иностранного
государства.

Предложение о кандидатуре
Председателя Правительства вносится
в Государственную Думу не позднеедвухнедельного
срока

после вступления в должность вновь
избранного Президента РФ или после
отставки Председателя Правительства,
либо в
течение недели
со дня отклонения предыдущей кандидатуры
Государственной Думой. Государственная
Дума рассматривает представленную
Президентом Российской Федерации
кандидатуру Председателя Правительства
в
течение недели
со дня внесения предложения о кандидатуре.
После трёхкратного отклонения
представленных кандидатур Председателя
Правительства Государственной Думой
Президент РФ назначает Председателя
Правительства, распускает Государственную
Думу и назначает новые выборы.

  1. Источники:
  2. ФКЗ
    «О Правительстве РФ»
  3. Конституция
    РФ

17. Заседания Правительства рф

Основные
формы деятельности Правительства РФ –
заседания.
Они бывают очередные и внеочередные.

Очередные
– проводятся по утвержденному плану,
не реже 1 раза в месяц (четверг).

Внеочередные
– проводятся по решению Председателя
Правительства РФ.

Заседание
считается проведенным, если на нем
присутствовало не менее 50% членов
Правительства. Председательствующим
на заседании является Председатель
Правительства РФ, в его отсутствие –
один из его заместителей по его поручению.

Заместители
Председателя Правительства и федеральные
министры участвуют в заседаниях лично.

В случае невозможности участия в
заседании заместители Председателя
Правительства РФ
и федеральные министры информируют об
этом Председателя Правительства РФ.

Представители
палат Федерального Собрания,
Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда, Генеральной
прокуратуры, Следственного комитета,
Счетной палаты, Центрального банка
вправе
участвовать в заседаниях Правительства
РФ
в соответствии с ФКЗ
и ФЗ
либо в порядке, установленном
Правительством.

Правительство
может рассматривать отдельные вопросы
на своих закрытых заседаниях.
Подготовка
и проведение заседаний Правительства
РФ
осуществляются в
соответствии с РегламентомПравительства.

Материалы
заседаний Правительства и принятые по
этим материалам решения относятся к
служебной информации, порядок
распространения которой устанавливается
Регламентом Правительства, если иное
не определено ФКЗ и ФЗ. Правительство
информирует граждан через СМИ о вопросах,
рассмотренных на своих заседаниях, и о
принятых по этим вопросам решениях, по
окончании заседаний организует
пресс-конференции.

Рассмотрение
вопросов на заседаниях Правительства
планируется на полугодовой период. План
заседаний на очередной период включает
в себя перечень основных вопросов с
указанием по каждому вопросу даты его
рассмотрения и федеральных органов
исполнительной власти, ответственных
за подготовку вопроса.

Проект плана
заседаний представляется Председателю
Правительства. По его решению проект
плана может быть внесен для обсуждения
на заседание. Рассмотрение на заседаниях
дополнительных (внеплановых) вопросов
осуществляется по решению Председателя.

На заседание Правительства приглашаются
также работники Аппарата Правительства,
непосредственно осуществляющие
подготовку материалов по рассматриваемым
вопросам.

  • Правительство
    издает постановления и распоряжения,
    обязательные к исполнению в РФ.
  • Источники:
  • 2
    группа.
  • Регламент
    Правительства РФ
Читайте также:  Статья 42. защита прав государства и муниципальных образований как собственников имущества

§ 3. Компетенция Правительства Российской Федерации и порядок прекращения его полномочий. Ответственность Правительства

Компетенция есть совокупность полномочий, регламентирующих деятельность Правительства в интересах народов России. Различают: 1) общую компетенцию; 2) предметную или специальную компетенцию и 3) компетенцию по руководству федеральными органами исполнительной власти.

Общая компетенция — это круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства.

Соответственно своему статусу Правительство организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование вопросов экономики и социальной сферы; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

  • В отличие от общей предметная (специальная) компетенция характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства в конкретных областях общественной жизни: экономическая, бюджетно-финансовая и денежная политика, в социальной сфере, а также развитие науки, культуры, образования, природопользование, обеспечение законности, прав и свобод граждан и др.
  • В сфере экономики Правительство РФ осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства, прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью и др.
  • В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику, принимает согласованные с Центральным банком РФ меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; обеспечивает проведение единой политики цен и др.
  • В социальной сфере Правительство принимает меры по реализации прав граждан в области социального обеспечения, трудовых прав, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ.
  • В сфере науки, культуры, образования Правительство обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.
  • В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф.
  • В сфере обеспечения законности, прав и свободы граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов и органов судебной власти.

В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности РФ Правительство организует оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил РФ; принимает меры по охране Государственной границы РФ; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ; отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

  1. Компетенция Правительства по руководству федеральными органами исполнительной власти — это круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства по руководству работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролю за их деятельностью. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ»:
  2. федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач;
  3. для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Правительство утверждает положение о федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников аппаратов и размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
  4. Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти;
  5. Правительство РФ вправе отменить акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить действие этих актов;
  6. Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

Сложение полномочий Правительства. Предусмотренные Конституцией основания сложения Правительством своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ ответственно перед Президентом.

Оно действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом Председатель Правительства заявляет вновь избранному Президенту о сложении полномочий Правительством.

Президент принимает заявление и рассматривает вопрос о выполнении Правительством своих обязанностей до сформирования нового Правительства. При этом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст.

117) Правительство в случае сложения полномочий продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

Отставка Правительства. Полномочия Правительства прекращаются по основаниям, предусмотренным законом. Возможно и досрочное прекращение его полномочий путем отставки. Отставка — это предусмотренное Конституцией основание сложения Правительством полномочий, которое может принять только Президент РФ.

В соответствии с Конституцией отставка Правительства возможна в следующих случаях: 1) Правительство по собственной инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; 2) принятия Президентом решения об отставке Правительства; 3) выражения Государственной Думой недоверия Правительству и оно поддержано Президентом. В последнем случае Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Президент оказывается перед крайним выбором, если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В этом случае глава государства либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Ответственность Правительства. Решение, принятое Государственной Думой на основании постановки такого вопроса перед палатой Председателем Правительства. Конституция РФ (ч. 4 ст. 117) предоставляет Председателю Правительства право поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству.

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. От отказа в доверии следует отличать конституционное право Государственной Думы выразить недоверие Правительству.

Решение Государственной Думы не влечет автоматической отставки Правительства. Решение об отставке принимает самостоятельно Президент РФ. В течение 3 месяцев Государственная Дума вправе повторно выразить недоверие Правительству.

В этом случае Президент должен принять одно из двух решений: 1) объявить об отставке Правительства; 2) распустить Государственную Думу.

Ссылка на основную публикацию