Статья 8. Следственные изоляторы

Статья 8. Следственные изоляторы

Расшифровка СИЗО – следственный изолятор, где от общества изолируют субъектов, по отношению к которым была избрана мера пресечения в установленном законодательством порядке в виде заключения под стражу.

Следственный изолятор

Что такое следственный изолятор? Это учреждение, в котором пребывают не только осужденные на короткие сроки, но и обвиняемые и подсудимые, то есть те, кому еще не вынесен приговор.

Срок содержания в следственном изоляторе может быть достаточно длительным, поэтому у многих возникает вопрос о нормах и учете времени пребывания в СИЗО.

В настоящее время подсчет происходит согласно Уголовному Кодексу РФ ч. 3 ст. 72, то есть время содержания субъекта под стражей в СИЗО засчитывается в сроки из расчета лишения свободы – 1 день за 2 дня или как говоря в народе «год за два», исправительных работ – 1 день за 3 дня, обязательных работ – 1 день за 8 часов.

То есть, 1 день в СИЗО приравнивается к:

    Статья 8. Следственные изоляторы

  • 1 дню принудительных работ;
  • 1 дню лишения свободы;
  • 1 дню ареста;
  • 2 дням ограничения свободы;
  • 3 дням ограничений по в/с;
  • 3 дням исправительных работ;
  • 8 часам обязательных работ.

СИЗО предназначено для содержания следующих категорий граждан:

  1. Подсудимые. Находятся в процессе судебного разбирательства.
  2. Подследственные. Находятся под следствием в ожидании окончательного вердикта суда. Основной задачей СИЗО является удержать подозреваемых от совершения ими противоправных действий.
  3. Задержанные и арестованные. Иностранные граждане, ожидающие экстрадиции или выдачи другому государству.
  4. Осужденные. Ожидают дальнейший транзит в колонию исправительного типа или тюрьму.

Также в следственном изоляторе отбывают уголовное наказание преступники, оставленные для ведения хозяйства, уборки, приготовления пищи.

  • В учреждении находятся осужденные на срок до 6 месяцев, которые решили добровольно здесь остаться по личному письменному согласию.
  • В СИЗО могут переводиться или временно содержаться преступники из заведений исправительного типа для участия в судебных делах и следственных процедурах в роли пострадавшего, свидетеля, подозреваемого или обвиняемого.
  • Сотрудники СИЗО следят за недопущением их контакта с внешним миром, отвечают за конвоирование и обеспечивают их выводы на свидания с адвокатами, к прокурору или в суд.

Функции СИЗО

Задачи следственных изоляторов:

    Статья 8. Следственные изоляторы

  • соблюдение законных прав осужденных;
  • предотвращение подлога и вмешательства в ход расследования;
  • сведение к минимуму риска сокрытия от суда и следствия подозреваемых и обвиняемых;
  • предупреждение возможных правонарушений со стороны заключенных;
  • обеспечение безопасности субъектов на территории учреждения;
  • предоставление возможности осужденным вести трудовую деятельность на законных основаниях;
  • осуществление доставки заключенных к лицам, имеющим право на вызов.

В качестве меры наказания, заключение под стражу применяется по решению суда в отношении подследственного, который совершил преступление, караемое наказанием в виде лишения свободы сроком свыше 3 лет.

В постановлении суда при избрании меры пресечения должны быть указаны конкретные факты и обстоятельства, опираясь на которые судья принял такое решение.

В исключительных случаях такая мера пресечения может быть избрана при наличии одного из таких обстоятельств:

  • личность обвиняемого лица не установлена;
  • субъект не имеет постоянного места жительства в РФ;
  • подозреваемый скрылся от суда или органов предварительного расследования;
  • осужденным была нарушена мера пресечения, избранная ранее.

При вынесении решения суд также применяет положения ст. 97 и 99 УПК РФ.

Статья 8. Следственные изоляторы

  • может продолжить свою преступную деятельность;
  • скроется от суда, дознания или предварительного следствия;
  • может уничтожить доказательства, угрожать свидетелю или другим путем препятствовать производству по уголовному делу.

Решая вопрос о необходимости заключения подозреваемого в совершении преступления, необходимо учитывать тяжесть преступления, а также сведения о личности обвиняемого, его род занятий, состояние здоровья, возраст, семейное положение и другие факты.

Определение данной меры пресечения является достаточно сложным процессом с многосторонним рассмотрением дела и учетом многих обстоятельств.

Отличия между изолятором и тюрьмой

Статья 8. Следственные изоляторыЧем СИЗО отличается от тюрьмы? Это абсолютно разные учреждения с разной структурой и значением.

Тюрьма – это заведение закрытого типа с пропускным режимом, в изоляторе такого нет, он может быть даже расположен на территории районного ОВД.

В тюрьме находятся осужденные после вынесения приговора суда, а в СИЗО – обвиняемые и подозреваемые.

В тюрьме есть два режима – общий и строгий, в изоляторе режимов нет. Также к существенным отличиям можно отнести то, что в тюрьмы не сажают женщин, туда направляются только мужчины, если им назначили срок более 5 лет или переведены из колонии, где они регулярно нарушали установленный порядок.

В СИЗО направляются женщины и мужчины, если срок их лишения свободы не превышает полугода.

Тюрьма считается самым строгим местом лишения свободы с жесткими условиями проживания. Обычно это отдельный комплекс зданий, объединенный охранной линией со строгим пропускным режимом.

От следственного изолятора это учреждение отличается ограничением передвижения с максимальной изоляцией от внешнего мира.

23 часа в сутки заключенный находится в камере. Один час отводится на прогулку в строго охраняемом месте.

Отличия также касаются количеств свиданий, продолжительности прогулок, размере денежных средств на допустимые личные нужды и телефонных разговоров.

Переписка в интернете

Статья 8. Следственные изоляторы

  1. С развитием современных технологий родственники и друзья осужденного могут гораздо быстрее связываться с арестантом.
  2. В 2021 году в сети можно найти множество сервисов, благодаря которым можно отправить письмо в СИЗО через интернет, но лучше воспользоваться официальными сайтами ГУФСИН РФ.
  3. Правила написания письма в следственный изолятор регламентированы в Приказе №205 МЮ РФ, где указано, что корреспонденция должна обязательно проходить через цензуру, кроме документов из суда и государственных инстанций.

Для переписки лучше воспользоваться официальным ресурсом, предоставляемым ФСИН РФ. Там даже разработали мобильную версию этого сайта, доступного для установки на смартфон.

Преимущества переписки через интернет:

  • быстрота и удобство отправки и получения;
  • ускоренный просмотр цензором;
  • возможность составления письма при разных обстоятельствах и в любом месте.

Статья 8. Следственные изоляторыЦензор может сразу же после отправки проверить поступившее письмо. Нежелательные участки сообщения он просто удаляет, не выбрасывая все письмо. Также в электронном виде можно прикрепить фотографии.

Подследственный также может ответить через электронную почту. Для этого он пишет письмо на обычной бумаге и отдает цензору, который его сканирует и отправляет на электронную почту адресата. Услуга эта платная, но стоимость ее доступная.

Так как письма проходят строгую цензуру, то не следует упоминать какие-либо сведения или детали уголовного дела, заведенного на арестанта, потому что это не всегда идет ему на пользу.

Например, за денежное вознаграждение недобросовестные сотрудники могут передать информацию преступникам.

Также вы должны знать, что делопроизводство не останавливается, и лучше не указывать информацию по этому делу, ведь сведения могут попасть к следователю, ведущему расследование.

Что не следует указывать в письмах:

    Статья 8. Следственные изоляторы

  • информацию о фигурантах дела;
  • факты, касающиеся действий осужденного, которые не были известны следствию;
  • свое отношение к этому уголовному делу;
  • данные о других видах связи с заключенным;
  • любые шифры;
  • ненормативную лексику или жаргонизмы;
  • информацию о наркотиках или оружии;
  • фото эротического характера;
  • призывы к срыву существующего гос. строя.

Как сделать передачу в СИЗО

Многих людей очень интересует вопрос, как передать передачу в СИЗО, ведь туда попадает большое количество подозреваемых.

Обычно в следственный изолятор поступают с минимальным набором вещей, так как к заключению в это место никто заранее не готовится. В обязанности родственников и друзей входит обеспечить узника всем необходимым.

В изолятор можно передать только ограниченный список продуктов и вещей. Во внимание следует принимать весовые ограничения посылок. Для СИЗО максимальный объем передач 30 кг в месяц.

Под запрет подпадают продукты питания, которые:

  • нужно готовить (крупы, рыба, мясо);
  • упакованы в вакуумной таре (консервы, колбасы, молочка);
  • имеют срок годности менее 3 суток;
  • необходимо хранить при температуре ниже +8°С.

В посылке можно передавать:

    Статья 8. Следственные изоляторы

  • сигареты, даже если арестант не курит, так как служат своеобразной тюремной валютой;
  • чай листовой, уходит на общак для варки чифира;
  • вермишель быстрого приготовления;
  • бульонные кубики, растительное масло;
  • сало соленое, принимается в полиэтиленовом пакете;
  • лук, чеснок;
  • сахар, но не более 2 кг, вместо него можно положить мед в неограниченном количестве;
  • печенье, пряники;
  • конфеты, лучше карамель, желательно без обертки;
  • сухофрукты, имеют полезные свойства и значительный объем при минимальном весе.

Передаваемые продукты проходят тщательную проверку – хлеб разрезается на части, пачки с сигаретами вскрываются, жидкое переливается, а сыпучее пересыпается.

Как отправить посылку

Заключенному в СИЗО можно передать посылку тремя способами:

  • при личном обращении;
  • через магазин СИЗО;
  • через специализированный интернет-магазин.
Читайте также:  Раздел II. Арбитражное соглашение

Статья 8. Следственные изоляторыПри личном обращении следует заполнить заявление с указанием данных:

  • ФИО адресата;
  • ФИО отправителя, свой адрес и степень родства с арестованным;
  • список передаваемых продуктов;
  • дата и подпись.

После досмотра ответственным сотрудником, на посылке ставится его подпись и дата в графе «Проверил».

Также большинство передач отправляют через внутренний магазин или ларек изолятора, где в продаже имеется все необходимое. Плюсом этого способа является то, что все продукты уже прошли проверку, и до получателя все дойдет в целости и сохранности.

Отправителю необходимо обратиться в финансовую часть СИЗО и написать заявление в 3 экземплярах, где указывается полный список продукции к передаче. После оплаты заявки производится передача заключенному.

Становится популярным и отправка необходимых продуктов через интернет-сервисы, которые выступают в роли посредников между отправителем и СИЗО.

Например, в магазине http://www.sizo-mag.ru только одних конфет больше 130 наименований.

Также популярен онлайн-магазин https://zakazperedachi.ru, который предлагает более 500 видов товаров, разрешенных к передаче.

Это достаточно удобный способ доставки, так как родственникам не нужно отправляться в дальнюю дорогу для осуществления передачи. Чтобы оформить заказ следует заполнить «Корзину» и нажать на кнопку «Оформить заказ».

Главное отнестись ответственно к заполнению данных и не допускать ошибок в ФИО получателя и наименовании учреждения.

Как себя вести в СИЗО

  • При заключении обвиняемого под стражу, главным вопросом остается, как вести себя первый раз в СИЗО?
  • В местах заключения свободы существуют свои правила поведения – официальные, установленные начальством и неофициальные между заключенными.
  • Официальные правила поведения предусматривают запреты, например, нельзя:
  • выходить за линию зоны;
  • покидать помещения без разрешения руководства;
  • нарушать распорядок дня;
  • общаться с осужденными из других камер путем переписки;
  • заниматься употреблением и производством одурманивающих веществ;
  • заниматься рисованием татуировок;
  • играть в азартные игры в корыстных целях;
  • препятствовать наблюдению через глазок;
  • самовольно заниматься ремонтом камеры, сантехники, приборов коммуникации и освещения.

Не стоит кричать и бросаться дежурного и конвоира, доказывая свою невиновность, вы можете угодить в карцер и быть приняты за психически нездорового субъекта.

Не стремитесь также оскорблять персонал, с которым вам придется налаживать контакт для связи с родными и близкими.

Неофициальные правила поведения

Чтобы зарекомендовать себя в глазах других осужденных, следует с порога вежливо поздороваться и поинтересоваться свободным местом.

Затем переговорить со смотрящим, который спросит об имени и прозвище, статье, отношению к нетрадиционному сексу. В беседе не стоит использовать мат и пытаться выставлять себя выше других.

В случае выявления лжи, придется отвечать по всей строгости местного закона. После беседы новому арестанту покажут, где его место в камере.

В камере приветствуется дележка содержимого части посылки, приглашение других осужденных к общей трапезе.

В камере не стоит:

  • общаться на повышенных тонах, ругаться;
  • драться, особенно ногами;
  • без приглашения хозяина присаживаться на чужую кровать;
  • есть пищу, упавшую на пол;
  • использовать вещи, упавшие в мусорное ведро или туалет;
  • пользоваться туалетом, если кто-то в камере ест;
  • брать чужие продукты и вещи;
  • лезть без приглашения в разговор;
  • здороваться за руку с «обиженными», брать их вещи.

Не спешите раскрывать все подробности своей жизни, долгое время вас будут окружать чужие люди, зачастую агрессивно настроенные.

Если кто-то настойчиво пытается расспрашивать об обстоятельствах дела или подробностях личной жизни, то, скорее всего, перед вами не дружелюбный человек, а стукач или лицо, ищущее наживу.

Итак, СИЗО, что расшифровывается и переводится как следственный изолятор, — это государственное учреждение с довольно-таки сложной структурой, строго регулируемой законом.

Условия содержания в СИЗО схожи с тюрьмой, арестанты придерживаются тюремного режима, свободное передвижение ограничено.

Видео: Как это устроено — День в СИЗО

Места предварительного заключения под стражу. Следственный изолятор

Законом о содержании под стражей органы государства, призванные исполнять меру пресечения в виде предварительного заключения под стражу, именуются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Статья 7 Закона о содержании под стражей определяет их исчерпывающий перечень:

  • • следственные изоляторы УИС России;
  • • изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
  • • изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения УИС, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, и гауптвахты. Для этих целей в учреждениях УИС оборудуются отдельные помещения. При этом осужденные могут содержаться в них как задержанные по подозрению в совершении преступления либо в качестве заключенных под стражу.

Статья 10 Закона о содержании под стражей устанавливает, что осужденные, отбывающие наказания в исправительных или воспитательных колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но отдельно от осужденных, отбывающих наказания.

Такие лица изолируются в специальных помещениях штрафного изолятора.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов.

При этом перечень тюрем и исправительных учреждений, на территории которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается Министром юстиции РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Однако как быть, если совершено преступление в дальнем плавании или на зимовке, где-нибудь в Арктике? Часть 3 ст.

7 данного Закона в этом отношении предусматривает, что в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Основным местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются СИЗО, которые обладают правами юридических лиц (ст. 8 Закона о содержании под стражей).

Изоляторы временного содержания предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ).

Если доставка лиц, заключенных под стражу, в СИЗО невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут содержаться в указанных изоляторах до 30 суток.

Статья 13 Закона о содержании под стражей предусматривает случаи, когда возможен обратный перевод заключенного под стражу из СИЗО в изоляторы временного содержания: для выполнения следственных действий или судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся СИЗО, из которых ежедневная доставка заключенных невозможна. Данный перевод производится на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

Итак, основное место содержания под стражей – это СИЗО. Они входят в УИС, являются ее самостоятельными подразделениями, основное назначение которых – содержание подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу в качестве меры пресечения.

Данная задача для них основная, хотя они и выполняют функции уголовно-исполнительного учреждения для некоторой категории осужденных.

Дело в том, что в них создаются специальные условия для выполнения задач уголовного судопроизводства, обеспечения правового статуса обвиняемых и подсудимых, изоляции заключенных и предотвращения их побегов.

Следственные изоляторы не всегда были самостоятельными учреждениями, допускалось содержание в одном учреждении заключенных иод стражу и осужденных. Если в начале становления Советского государства они создавались как самостоятельные подразделения (арестные помещения – ст.

3, 31 Временной инструкции «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового», утвержденной постановлением Наркомюста РСФСР от 23.07.1918, дома заключения – ст. 46 ИТК 1924 г., изоляторы для подследственных – ст. 29 ИТК 1933 г.), то с введением в 1936 г.

тюремного заключения как вида лишения свободы функция исполнения предварительного заключения под стражу перешла к тюрьмам. Таким образом, начиная с 1936 г.

в тюрьмах стали содержаться и подследственные, и лица, переведенные из колоний в тюрьму, и осужденные к тюремному заключению (наиболее опасные преступники).

Совместное содержание в тюрьмах весьма разнородных категорий преступников и подследственных имело серьезные негативные последствия, что, в частности, выражалось:

  • а) в уравнивании правового положения осужденных и заключенных;
  • б) перенесении методов воздействия, применяемых к опасным преступникам, на подследственных, вина которых была еще не установлена судом.

С 1 января 1964 г. был вновь восстановлен принцип самостоятельности мест предварительного заключения. Многие тюрьмы были преобразованы в следственные изоляторы, их задачи, функции и режим в 1969 г. получили правовую регламентацию в союзном законе – Положении о предварительном заключении под стражу[1].

Читайте также:  Статья 21. Право собственности религиозных организаций

В настоящее время, кроме Закона о содержании под стражей, деятельность СИЗО регулируется Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 25.01.1999 № 20. Данное Положение определяет следующие задачи СИЗО:

  • • создание условий, исключающих возможность подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, скрыться от следствия и суда, а осужденным к лишению свободы и смертной казни – уклониться от отбывания наказания;
  • • обеспечение правопорядка и законности, безопасности подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории СИЗО;
  • • осуществление мер, препятствующих попыткам подозреваемых и обвиняемых помешать установлению истины по уголовному делу;
  • • обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
  • • организация жизнедеятельности СИЗО, а также развитие и укрепление его материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с данными задачами Положение определяет основные функции СИЗО:

  • • прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО и размещение их по камерам;
  • • охрана подозреваемых, обвиняемых и осужденных и надзор за ними;
  • • обеспечение изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
  • • выявление, предупреждение и пресечение правонарушений среди лиц, содержащихся в СИЗО;
  • • обеспечение внутреннего распорядка;
  • • передача конвою подозреваемых, обвиняемых и осужденных для отправки к месту назначения;
  • • организация и обеспечение собственной безопасности в СИЗО и на прилегающей территории;
  • • материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, содержащихся под стражей;
  • • осуществление финансово-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждения;
  • • создание условий для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых;
  • • освобождение из-под стражи лиц, в отношении которых есть законные на то основания;
  • • исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, содержащихся в СИЗО;
  • • проведение оперативно-разыскных мероприятий в порядке, предусмотренном законом;
  • • привлечение обвиняемых и подозреваемых к труду на производстве, организованном в СИЗО;
  • • проведение культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, создание им условий для получения общего среднего образования, и др.

Будучи местами предварительного заключения, СИЗО предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу по уголовным делам, принятым к производству органами дознания и следствия. Кроме этой категории лиц, в СИЗО содержатся:

  • – обвиняемые в совершении преступлений, заключенные под стражу, уголовные дела в отношении которых приняты к производству судами;
  • – осужденные по уголовным делам, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, не вступившие в законную силу;
  • – осужденные, оставленные в СИЗО или переведенные в него из учреждений, исполняющих наказания, для работ по хозяйственному обслуживанию;
  • – осужденные к лишению свободы и смертной казни, подлежащие передаче конвою для этапирования к месту назначения;
  • – осужденные, оставленные в СИЗО или переведенные в него из учреждений, исполняющих наказания, в связи с производством следственных действий в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого);
  • – осужденные к лишению свободы и оставленные в СИЗО с их согласия, если они осуждены на срок до шести месяцев;
  • – задержанные, ожидающие экстрадицию в другую страну.

Структура и штаты СИЗО утверждаются территориальными органами УИС в соответствии с нормативами, типовыми структурами и штатами, установленными Правительством РФ и федеральным органом УИС. Следственный изолятор возглавляет начальник.

В состав руководства также входят заместители но оперативной работе, охране и режиму, воспитательной работе.

СИЗО имеет в своем составе дежурную службу, медицинскую и финансовую части и отделы: режима и охраны; оперативный; спецучета; кадров; по воспитательной работе среди заключенных под стражу и осужденных; по работе с личным составом; интендантского и хозяйственного обеспечения; коммунально-бытовой.

К началу XXI в. состояние СИЗО, условия содержания в них заключенных под стражу были весьма неблагополучными. Наполнение СИЗО составляло 226,8%, что превышало норму более чем в два раза. Ежегодно через переполненные СИЗО проходило до 2 млн человек, в результате чего на одного человека приходилось 1,7 кв. м площади (вместо 4 кв.

м, положенных по закону), а во многих СИЗО (более чем в 65%) – 0,5 кв. м. В 30 регионах страны их переполненность составляла более 200%. Около 137 тыс. обвиняемых не были обеспечены индивидуальными спальными местами. Заключенные вынуждены были спать по очереди в 2–3 смены.

Около 60% зданий СИЗО – дореволюционной постройки, еще 20% построены до войны и не ремонтировались.

В Федеральной целевой программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002–2006 годы»[2] подчеркивалось, что «условия содержания осужденных и подследственных в следственных изоляторах и тюрьмах унижают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права на охрану здоровья и личную безопасность». Постоянное переполнение камер неизбежно способствовало распространению инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких.

Положение в СИЗО усугублялось несовершенством законодательства и правоприменительной практики, позволяющим неоправданно направлять в СИЗО большое количество лиц, заключенных под стражу. По подсчетам специалистов ГУИН Минюста России, в качестве таковых в 2000 г. содержалось 10,8 тыс.

человек, привлекаемых за преступления небольшой или средней тяжести, из них 792 женщины и 503 несовершеннолетних. В целом в СИЗО на этот период содержалось 43,5 тыс. человек, привлеченных за преступления, не представляющие большой общественной опасности, или 56,8% от общего количества заключенных под стражу.

Кроме того, 38,4% от общего количества лиц, содержащихся в СИЗО, числились за судами в качестве подсудимых[3].

С вступлением в силу всех норм нового УПК РФ и изменением в марте 2001 г. УК РФ и УИК РФ положение СИЗО стало улучшаться, поскольку были предусмотрены:

  • а) возможность избрания новых мер пресечения, например домашнего ареста (присмотра за несовершеннолетними);
  • б) применение заключения под стражу только судом;
  • в) ограничение сроков содержания под стражей;
  • г) ограничение применения заключения под стражу.

Кроме того, реализация Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем позволила дополнительно ввести 2,5 тыс. мест и в результате существенно увеличить фактическую жилую площадь, сократить переполнение СИЗО более чем в два раза.

Контингент лиц, содержащихся в СИЗО, уменьшился на 138 тыс. человек. Это позволило прогнозировать, что в ближайшее время численность спецконтингента по УИС не будет превышать установленных лимитов наполнения. В настоящее время жилая площадь на одного заключенного под стражу превышает норму (4 кв.

м), установленную Законом о содержании под стражей.

Однако в принятой в 2006 г.

Правительством РФ новой Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно- исполнительной системы (2007–2016 годы)»[4], на основании которой уже принята и Программа, отмечается, что требование, связанное с лимитом наполнения СИЗО, реально обеспечивается только в 40 субъектах РФ. В 38 субъектах РФ норма санитарной площади в камере на одного подследственного составляет менее 4 кв. м, из них в 18 субъектах РФ – менее 3 кв. м,> что является нарушением прав подследственных. В трех субъектах Федерации СИЗО отсутствуют вообще.

Заметим, что Европейские тюремные правила предусматривают норму жилой площади на одного заключенного 7 кв. м,- а в ближайшем будущем она будет доведена до 9–10 кв. м. При этом следует учитывать, что согласно Европейским тюремным правилам отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их человеческих прав.

Поэтому, как определено в Концепции федеральной целевой программы, необходимо создавать резерв лимита наполнения СИЗО. Дело в том, что среднестатистическая годовая численность подследственных составляет 152,6 тыс.

человек. Однако при существующем лимите наполнения СИЗО в 147,8 тыс. человек эти учреждения 6–8 месяцев в году оказываются переполненными. Резерв лимита наполнения СИЗО должен сводить к минимуму такую возможность.

Фактически такой резерв должен составлять 22 тыс. мест, а это дополнительно потребует 22 СИЗО вместимостью 1000 человек каждый. В целом резерв лимита наполнения СИЗО может составлять 10–15% от среднего уровня их наполняемости за пять предыдущих календарных лет.

При невыполнении этих требований применительно к отдельным субъектам РФ доля учреждений УИС, условия содержания в которых соответствуют законодательству РФ либо приближены к ним, будет уменьшаться.

В настоящее время работа в этом направлении продолжается. В принятой Правительством РФ Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагается завершение к 2017 г.

Читайте также:  Статья 27. Язык, используемый в отношениях Российской Федерации с субъектами Российской Федерации

строительства и ввода в эксплуатацию 26 СИЗО, условия содержания в которых будут соответствовать европейским стандартам, а также реконструкция объектов действующих СИЗО.

Это позволит привести условия содержания подозреваемых и обвиняемых во всех СИЗО в соответствие с законодательством РФ, устранить основания для обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Проблемы содержания в СИЗО и пути их решения

28 июня 2019 г. 12:22

Доклад по итогам обсуждения условий содержания под стражей будет представлен Президенту РФ

Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН) совместно с Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – СПЧ) намерены направить Владимиру Путину доклад о результатах анализа соблюдения норм санитарной площади в помещениях, предназначенных для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. К докладу прилагаются предложения по улучшению условий содержания указанных лиц. Комментируя эти предложения, вице-президент ФПА РФ, член СПЧ Генри Резник отметил позитивные сдвиги в работе ФСИН и назвал ряд объективных обстоятельств уменьшения количества содержащихся в СИЗО.

Проект доклада Президенту РФ обсуждался 24 июня на совместном заседании руководства ФСИН и членов СПЧ, где высказывалась озабоченность в связи с существующими проблемами содержания под стражей, а также звучали конкретные предложения по улучшению условий пребывания в СИЗО.

Согласно проведенному анализу, по состоянию на 1 июня 2019 г.

, в уголовно-исполнительной системе РФ значительно уменьшилось количество СИЗО, в которых отмечалось несоблюдение норм санитарной площади в помещениях для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (с 69 до 19). Число следственных изоляторов, не соответствующих по условиям содержания законодательству РФ, уменьшилось с 95 до 59.

Средний размер санитарной площади, приходящейся на одного содержащегося в СИЗО, составляет 5,1 кв. м при норме в 4 кв. м. Однако в регионах ситуация очень неоднородная и составляет, например, от 2,3 кв. м в Республике Крым до 3,8 кв. м – в Московской области.

Существует также проблема технического состояния следственных изоляторов, треть камерного фонда которых нуждается в проведении капитального ремонта.

Около 14% режимных корпусов эксплуатируются более 60 лет, еще около 19% – более 100 лет, 12,4% корпусов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, более чем в 40% корпусов отсутствует система принудительной приточно-вытяжной вентиляции.

Строительство 14 СИЗО на 5243 места и 33 режимных корпусов на 8913 мест позволило разгрузить действующие СИЗО в 25 субъектах РФ. До 2026 г. запланировано строительство 17 СИЗО и режимных корпусов общей вместимостью более 11 тыс.

мест, проводятся работы по капитальному ремонту зданий СИЗО, включая создание необходимых условий содержания в камерных помещениях. Только за последние три года осуществлен ремонт более 3,5 тыс. объектов УИС и 29 тыс. метров инженерных сетей, указано в докладе.

На начало 2019 г. число СИЗО, в которых подследственные содержались в надлежащих условиях, составило 73,4%. Работа в данном направлении ФСИН России будет продолжена.

Реальное улучшение действительно происходит, считает вице-президент ФПА РФ, член СПЧ Генри Резник, в том числе по объективным причинам.

«Происходит снижение преступности, которое обусловлено уменьшением населения страны и, соответственно, снижением количества мужчин «криминального возраста». Молодых мужчин становится меньше в связи с падением рождаемости.

Снижение преступности – это общемировая тенденция, молодежь ушла с улиц в виртуальное пространство.

Кроме того, благодаря изменениям законодательства, декриминализации отдельных составов суды стали меньше сажать. Альтернативные меры наказания стали чаще применяться. Когда им нужно, суды все равно избирают в качестве меры пресечения заключение под стражу, но на самом деле это нужно не всегда», – отмечает Генри Резник.

В то же время, по его словам, «надо быть объективным и похвалить уголовно-исполнительную политику, которая в отношении содержания под стражей предпринимает значительные усилия для того, чтобы в СИЗО стало легче дышать.

Так что уменьшение количества СИЗО, где не соблюдаются нормы санитарной площади, – это действительно заслуга ФСИН. На это выделяются значительные средства, особенно с учетом постоянных замечаний ЕСПЧ.

Хотя нам еще, конечно, далеко до скандинавских стран, где могут отсрочить наказание, если нет соответствующих условий содержания под стражей».

Генри Резник заметил, что только в последние годы стали возводиться новые следственные изоляторы. С 1922 по 1997 г. в стране вообще не строились СИЗО, все силы были брошены на постройку колоний. В 1997 г. первый новый изолятор появился в Москве в результате реконструкции вытрезвителя для алкоголиков.

* * *

Согласно докладу проблемным вопросом является конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по железнодорожным маршрутам, по которым ежегодно специальными подразделениями УИС перевозится более 500 тыс. человек.

Увеличилась на 4,3% (с 39,7% до 44%) в СИЗО доля лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой или средней тяжести.

По состоянию на 1 января 2019 г., в СИЗО содержалось более 7 тыс. иностранных граждан, из них более 1 тыс. человек – за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.

Данная категория содержащихся под стражей лиц составляет значительную долю в следственных изоляторах крупных городов и административных центров. Так, например, по состоянию на 1 апреля 2019 г.

, в СИЗО субъектов, входящих в состав Центрального федерального округа, содержалось более 4 тыс. иностранных граждан, из них на СИЗО г. Москвы приходилось более 50%.

А всего в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ отбывают наказание в виде лишения свободы 25,7 тыс. иностранных граждан (5,6% от общего количества лиц, отбывающих наказание), из них около 10% – за совершение преступлений небольшой и средней тяжести.

Это серьезная нагрузка на бюджет, считает Генри Резник. Проблема осложняется тем, что иностранцы, которые совершают преступления в России и попадают под стражу, успевают завести в нашей стране семьи и не подлежат депортации.

Эта проблема всем понятна, и ФСИН совместно с СПЧ подготовили предложения по возможному внесению изменений в законодательство Российской Федерации, которые, с одной стороны, включают возможность введения нового вида уголовного наказания – принудительной высылки за пределы РФ, а с другой – исключают применение меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении некоторых преступлений небольшой и средней тяжести.

Кроме того, Генри Резник указал на необходимость решения проблем перевода из одного следственного изолятора в другой с учетом количества содержащихся под стражей. Перевод в другой СИЗО может улучшить условия содержания, но затрудняет посещения родственников, если в близлежащих регионах нет изоляторов временного содержания.

* * *

Комментируя предложения Правительства РФ внести в законодательство изменения, позволяющие существенно продвинуться в решении вопросов создания надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях, Генри Резник указал, что многие из них нуждаются в доработке.

«Предложение не применять меру пресечения в виде заключения под стражу по делам небольшой тяжести можно было бы только приветствовать, но оно нуждается в тщательной проработке, поскольку не решает вопрос, как быть с рецидивистами.

И вообще линейной связи между мерой пресечения и назначением наказания не существует.

Могут быть основания для содержания под стражей, но впоследствии суд выберет наказание, не связанное с лишением свободы», – заметил вице-президент ФПА РФ.

Есть проблемы, которые не связаны с содержанием под стражей. Например, помещенного под домашний арест нужно доставлять на вопросы, ждать и увозить обратно. Это требует значительных сил и средств со стороны ФСИН.

«В шутку я даже предложил возложить эту обязанность на адвокатов, чтобы они доставляли своих доверителей к следователю и обратно», – улыбнулся Генри Резник.

Вице-президент ФПА РФ считает, что в целом необходимо минимизировать случаи применения такой меры пресечения, как заключение под стражу, которая должна применяться, как указано в УПК РФ, «при невозможности применения другой меры пресечения».

Но пока суды, опасаясь негативных последствий, отправляют людей в СИЗО даже в тех случаях, когда нет серьезных оснований полагать, что подозреваемый скроется или совершит новое преступление.

О том, что судьи «перестраховываются», говорил на совещании директор ФСИН России Геннадий Корниенко.

«Мне понравилось, что в общем все сложности не замалчивались и профессионально обсуждались. Предлагаемые предложения учитывают практику ЕСПЧ и стандарты современного демократического общества, где права человека должны соблюдаться, независимо от каких бы то ни было условий», – резюмировал Генри Резник.

Ссылка на основную публикацию