Статья 27. Язык, используемый в отношениях Российской Федерации с субъектами Российской Федерации

Среди способов регулирования взаимоотношений Российской Федерации и субъектов РФ (в том числе способов разграничения предметов ведения и полномочий) выделяются конституционный, законодательный и договорный.

Приоритет имеет конституционный способ — разграничение предметов ведения в Конституции РФ. Конституция при этом не разграничивает полномочия отдельных органов, а лишь определяет сферы осуществления государственной власти РФ и субъектов.

Принципом конституционного регулирования является исчерпывающее определение исключительных предметов ведения РФ и совместных предметов ведения РФ и субъектов.

Это традиционная система правового регулирования предметов ведения в федерации, которая базируется на первичности государственной власти субъектов, передающих часть своих полномочий федеральной власти.

Учитывая способ создания РФ, эта система представляется не столько вытекающей из логики российской модели федеративных отношений, сколько из традиции. В сферах исключительных предметов ведения РФ государственную власть осуществляют только федеральные органы государственной власти.

Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ не вполне отвечают своему наименованию. В теории конституционного права совместным осуществлением государственной власти является разграничение в данных областях не только предметов ведения, но и полномочий.

Например (это наиболее распространенная ситуация) федеральные органы власти путем принятия законодательных актов определяют общие принципы правового регулирования, а более частные вопросы решаются в законах субъектов и деятельности их органов исполнительной власти.

В России предметы совместного ведения носят характер конкурирующей компетенции: субъект вправе осуществлять государственную власть в этих областях до тех пор, пока не будет принят федеральный закон, устанавливающий какие-то общие нормы и правила.

Этот закон, правда, отменяет действие не любых актов субъектов, принятых в данной области, а только тех, которые ему противоречат.

Наконец, прочие предметы ведения относятся к остаточной компетенции субъектов.

Законодательный и договорный способы регулирования относится главным образом к предметам совместного ведения, т.к. они не могут изменять распределение предметов ведения, которое дано в конституции.

Законодательный способ состоит в издании федеральных законов, имеющих приоритет над законодательством субъектов по предметам совместного ведения и в результате этого определяющий пределы полномочий РФ по предметам совместного ведения.

Исключительные предметы ведения федерации даже в силу указаний федерального закона могут быть переданы субъектам федерации только в части осуществления исполнительной власти. При этом органы исполнительной власти РФ и субъектов будут составлять в рамках данных полномочий единую вертикаль.

Договорный способ заключается в заключении между РФ и субъектами договоров и соглашений, распределяющих полномочия в рамках предметов совместного ведения.

Такие договоры заключаются по предложению высших должностных лиц и с одобрения законодательных органов власти субъектов высшим должностным лицом от имени субъекта РФ и Президентом РФ от имени РФ.

Максимальный срок, на который они могут заключаться, — 10 лет.

В числе исключительных предметов ведения РФ можно выделить: государственно-правовой блок, — предметы ведения, относящиеся к устройству государственной власти и правовой системы (пп. «а», «б», «в», «г», «о», «п», «с», «т» ст.

71 Конституции РФ), экономический и социально-культурный блок — предметы ведения, обеспечивающие единую экономическую политику государства и единство экономического пространства (пп. «д», «е», «ж», «з», «л», «р» ст.

71 Конституции РФ), блок предметов ведения, связанных с обеспечением обороны и безопасности (пп. «и», «к», «м», «н» ст. 71 Конституции РФ).

В числе предметов совместного ведения РФ и субъектов можно выделить: предметы ведения по обеспечению единой правовой системы (пп. «а», «б», «и», «к» — административное и административно-процессуальное законодательство, «л», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ), предметы ведения в области использования и охраны природы (пп.

«в», «д», «к» — земельное, водное, лесное, законодательство о недрах и о защите окружающей среды- ч.1 ст.72 Конституции РФ), предметы ведения в социальной сфере и области защиты прав человека (пп. «е», «ж», «з», «к» — трудовое, семейное, жилищное законодательство, «м» ч. 1 ст.

72 Конституции РФ) и координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов (п. «о» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляется федеральными органами власти и органами власти субъектов в самостоятельных сферах.

В сфере совместного ведения могут приниматься только федеральные законы, но не подзаконные акты федерального уровня, а также любые нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако Конституция РФ не содержит прямого запрета на осуществление исполнительной власти по предметам совместного ведения федеральными органами власти.

Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере использования русского жестового языка

Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №296-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 15 августа 2012 года №1475-р. Реализация федерального закона позволит расширить сферы применения русского жестового языка, повысить его роль в обеспечении коммуникационных возможностей для интеграции в общество инвалидов по слуху.

Проект
федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 19
Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму
распоряжением Правительства от 15 августа 2012 года №1475-р.

Федеральный закон
принят Государственной Думой 18 декабря 2012 года и одобрен
Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Федеральным
законом реализуются нормы Конвенции о правах инвалидов, согласно которой
инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку
их особой культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки
и культуру глухих.

Государства-участники должны предпринимать все
надлежащие меры (в том числе законодательные) для принятия
и содействия использованию жестовых языков, азбуки Брайля, усиливающих
и альтернативных способов общения и всех других доступных способов,
методов и форматов общения по выбору инвалидов, признавать
и поощрять использование жестовых языков, содействовать освоению жестового
языка и поощрению языковой самобытности глухих при реализации инвалидами
права на образование.

Читайте также:  Приложение 1. Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 1999 год

В
статью 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» вносятся изменения, уточняющие статус русского
жестового языка и определяющие его как язык общения при наличии нарушений
слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования
государственного языка.

Кроме
того, устанавливается требование о наличии соответствующего образования
и квалификации у переводчиков русского жестового языка
(сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков). Это позволит повысить качество
предоставляемых инвалидам услуг по сурдопереводу.

При
получении инвалидами образования специальные учебники, учебные пособия, другая
учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков будут предоставляться
им бесплатно. Также государством будет обеспечена подготовка
и переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового
языка.

Органы
государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать
в подведомственных образовательных учреждениях условия для получения
инвалидами услуг по переводу.

Оригинал.

Статья 68 Конституции России

Текст Ст. 68 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.

Комментарий к Ст. 68 Конституции Российской Федерации

До обновления Конституции РФ в 2020 году в ст. 68 было указано, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский. В 2020 году в часть 1 ст. 68 добавлено, что это язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов РФ.

Языки народов Российской Федерации — наше национальное достояние. Они являются историко — культурным наследием и находятся под защитой государства. Российское государство обязано заботиться о языках всех народов России – больших и малых, создавать условия для их сохранения и равноправного самобытного развития.

Русский язык признан в соответствии с ч. 1 ст. 68 государственным на всей территории Российской Федерации. Обычно это родной язык большинства или значительной части населения государства и потому наиболее употребляемый в нем. Это язык (или языки), на котором государственная власть общается с населением.

На нем публикуются законы и другие правовые акты, пишутся официальные документы, протоколы и стенограммы заседаний, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Это язык официальных вывесок и объявлений, печатей и штампов, маркировки отечественных товаров, дорожных знаков и наименований улиц и площадей.

Это и основной язык воспитания и обучения в школах и других учебных заведениях. Государственный язык преимущественно используется на телевидении и радио, при издании газет и журналов. Государственная власть гарантирует заботу о всемерном его развитии, обеспечивает активное употребление в политической, культурной и научной сферах.

Русский язык — это родной язык большинства населения Российской Федерации — русского народа. Русский язык знает и им активно пользуется подавляющее большинство граждан России, независимо от их национальности. Это эффективное средство консолидации общества, укрепления его единства.

Важно подчеркнуть конституционное положение, что русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации, т.е. и в тех местностях, где проживает преимущественно русское население, и там, где основная масса жителей — представители других национальностей, компактно проживающие малые народы.

При этом существенно, что провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не противополагается демократическому принципу равноправия всех языков народов России, не ущемляет языковые права народов и отдельных граждан, не препятствует развитию двуязычия и многоязычия в субъектах Федерации.

В ст. 26 Конституции четко определяется, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Русский язык является основным средством межнационального общения народов России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями. В любом многонациональном государстве ни один народ не может находиться в духовной изоляции.

 Язык межнационального общения – эффективный инструмент консолидации общества, решения общих политических и экономических проблем, приобщения народов к достижениям мировой и отечественной науки, техники и культуры. Это объективная потребность совместного бытия народов федеративного государства.

Русский язык стал средством межнационального общения исторически, в силу фактического признания его таковым всеми многочисленными народами нашего обширного государства.

В соответствии с частью 2 ст. 68 республики в составе Российской Федерации самостоятельно устанавливают свои государственные языки. Централизованно регламентировать эти вопросы — значит вторгаться, вмешиваться в их внутренние национальные дела.

Провозглашение национальных языков государственными в республиках идет весьма интенсивно. Государственными в основном были провозглашены языки народов, давших название республике. Однако процесс принятия законов о языках в республиках еще не завершен и перечень всех государственных языков республик дать пока нельзя.

В республиканских законах о языках так же, как и в федеральном законе, предусматривается положение о том, что придание статуса государственных тем или иным языкам не должно ущемлять права иных наций и народностей, проживающих на территории республики, в употреблении ими своих языков.

В некоторых республиках устанавливается статус местных официальных языков. Так, в Законе Республики Саха (Якутии) о языках определяется, что эвенкийский, эвенский, юкагирский, чукотский языки в местах компактного проживания соответствующих народностей признаны местными официальными языками и используются наравне с государственными.

  • Российское государство признает равные права всех языков на их сохранение и развитие, гарантирует каждому из них государственную поддержку и защиту независимо от его статуса и численности населения, говорящего на нем.
  • Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрены право граждан России на получение основного общего образования на родном языке, право этнических групп создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка.
  • Федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков Российской Федерации.
  • Устанавливается целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков, проведение в этих целях льготной налоговой политики.
Читайте также:  Статья 20. Перевод сотрудника таможенного органа по службе и гарантии сотруднику таможенного органа при переводе по службе

В соответствии с частью 3 ст. 68 Конституции серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.

Так, в ст. 4 Закона о языках народов Республики Хакасия определяется, что Республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.

В Декларации о государственном суверенитете РСФСР и Декларации о языках народов России провозглашены принципы обеспечения представителям наций и народностей, проживающим за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории России, их законных этнических и культурных прав, особой заботы и внимания государства к языкам малочисленных народов. Если не принять меры к сохранению таких языков, они скоро могут исчезнуть бесследно.

Российская Федерация оказывает моральную, материальную и организационную поддержку соотечественникам, живущим за пределами России.

Частью 4 в статье 68 провозглашается, что культура в России является уникальным наследием ее многонационального народа, она поддерживается и охраняется государством.

Статус субъектов Российской Федерации

Статус субъектов РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ.

1) Как уже отмечалось, субъекты РФ равноправны, т. е. имеют равные права и равные обязанности в качестве субъектов Федерации. Все они, конечно, имеют разный экономический потенциал, неодинаково используют те или иные возможности, но это уже другой вопрос.

2) Статус субъекта РФ определяется совместно Российской Федерацией и субъектом. Об этом четко сказано в ст. 66 Конституции РФ: статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики (ч. 1); статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и их уставом (ч.

2); статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5). В том числе это относится и к ситуации, когда субъекты хотят объединиться или разделиться. Таким образом, субъект РФ не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно-правового статуса.

3) У каждого субъекта РФ имеется свой основополагающий акт: конституция — у республики, устав — у остальных субъектов. Каждый субъект имеет право на свое законодательство.

Более того, есть гарантии самостоятельности правотворчества субъектов РФ по вопросам своего ведения — субъект обязан следовать актам федерального уровня, принятым по вопросам ведения Российской Федерации, но акт субъекта, изданный по вопросам его собственного ведения, не может быть «перекрыт» федеральным законом.

4) У каждого субъекта РФ есть своя территория, а также своеобразное территориальное верховенство. Оно состоит в том, что территорию субъекта РФ нельзя изменить без согласия этого субъекта. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ).

Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами РФ, но делает это лишь по представлению заинтересованных субъектов и не вправе принимать соответствующих решений, если не проявлено их инициативы.

Как говорилось ранее, внутри Российской Федерации не допускается установление (в том числе и субъектами РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Необходимые ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

5) Каждый субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.

Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом от 6 октября 1999 г.

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Закон об общих принципах организации органов власти субъектов РФ).

Система органов государственной власти субъекта РФ представлена органом законодательной (представительной) власти, высшим должностным лицом, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта. В ряде субъектов созданы конституционные или уставные суды.

Что касается статуса субъектов РФ в части государственных органов, то необходимо иметь в виду следующее:

· субъекты не вправе создавать какие-либо чрезвычайные органы, а также органы, не соответствующие республиканской форме правления (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), а также принципу разделения властей (ст. 10);

· наличие органов государственной власти субъектов не препятствует осуществлению федеральной власти на всей территории России, включая и территории конкретных субъектов, причем субъекты обязаны содействовать деятельности федеральных органов государственной власти.

6) Положение субъектов РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с Российской Федерацией.

Прежде всего, Конституция РФ предусмотрела разделение вопросов ведения между Федерацией и субъектами: вопросы исключительного ведения Федерации; вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов; вопросы собственного ведения субъектов.

Есть также представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами Федерации, которые обязаны отреагировать на подобные обращения. Так, каждый субъект РФ делегирует двух представителей в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального Собрания.

Есть представительства республик при Президенте РФ, других субъектов РФ — при Правительстве РФ. Орган законодательной власти субъекта имеет право вносить проекты законов на рассмотрение Государственной Думы (т.е.

осуществлять право законодательной инициативы), а также предлагать Президенту РФ кандидатуры на вакантные должности судей Конституционного Суда РФ.

Органы законодательной и исполнительной власти субъектов могут обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами об оценке конституционности ряда нормативных актов (в том числе федеральных законов) и договоров, а также по спорам о компетенции с органами государственной власти Федерации и других субъектов РФ.

Процедура решения определенных вопросов федерального уровня предусматривает участие субъектов РФ.

Например, при внесении поправок в Конституцию РФ проект закона Федерации о поправке направляется органам законодательной власти субъектов и имеет шансы на принятие лишь после их одобрения не менее чем двумя третями указанных органов.

Проекты федеральных законов в обязательном порядке направляются Государственной Думой всем субъектам РФ, и при возражении против акта одной трети субъектов должна быть создана согласительная комиссия с их участием.

По ряду федеральных должностей субъекты РФ вправе высказывать мнение о кандидатах на эти должности. В частности, на основе ч. 3 ст. 129 Конституции РФ (в ред. 2014 г.

) прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ (до этого прокуроров субъектов РФ назначал Генеральный прокурор РФ, согласование также требовалось, как записано в ст. 13 Федерального закона от 17 января 1992 г.

«О прокуратуре Российской Федерации», с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ). В Указе Президента РФ от 2 июля 2005 г.

«Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что руководитель федерального органа исполнительной власти до решения вопроса о кандидате на должность руководителя своего территориального органа согласовывает кандидатуру с главой исполнительной власти субъекта РФ (подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже).

7) Субъекты, естественно, имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать друг к другу делегации, представителей и т. д.

8) У субъектов РФ есть право на государственную собственность. Она подлежит разграничению между Российской Федерацией и ее субъектами. Разграничение государственной собственности относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Естественно, что субъект РФ обязан учитывать в решении вопросов государственной собственности интересы Федерации, он не вправе объявить исключительно своим достоянием землю, иные природные ресурсы и материальные объекты по признаку их расположения на территории субъекта.

9) Статус личности в Российской Федерации является единым и не зависит от того, на территории какого субъекта человек проживает. Причем если по Конституции РФ «защита прав и свобод человека и гражданина» относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, то «регулирование» его статуса — исключительно к ведению Федерации.

Это не исключает права субъекта РФ на принятие дополнительных мер по обеспечению статуса личности, по укреплению материального положения граждан.

На всей территории РФ обеспечивается единый правопорядок, для чего создается единая система правоохранительных органов. Но формируются правоохранительные органы преимущественно за счет граждан России, проживающих на территории соответствующего субъекта. Субъект призван принимать меры по поддержке правоохранительных органов, обеспечению их деятельности.

10) Охраной безопасности страны, вооруженной защитой ее территории занимается Российская Федерация. Отсюда у субъекта РФ нет права на свои войсковые формирования (армию, внутренние войска, пограничников и т. п.). Но у субъекта есть обязанность оказывать содействие обеспечению безопасности государства.

11) У субъектов РФ есть право участия в международных и внешнеэкономических отношениях. Поскольку данная сфера относится к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции РФ), Россия координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов. Соответствующие вопросы регулирует Федеральный закон от 4 января 1999 г.

«О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Субъекты обязаны учитывать интересы Федерации в данной сфере, а Российская Федерация — интересы субъектов РФ.

Дипломатические и консульские учреждения являются едиными для Федерации, хотя при необходимости в них могут трудиться и представители соответствующих субъектов РФ.

12) Субъекты РФ имеют право на применение официального языка. Для республик допускается наличие своего собственного государственного языка (ст. 68 Конституции РФ). В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации.

Для других субъектов РФ наличие государственного языка не предусмотрено.

Если для краев, областей, городов федерального значения, где преимущественно проживают русские, это понятно, так как государственный язык есть их родной язык, то не надо забывать, что в автономных единицах проживают компактные национальные группы населения.

Но на этот счет Конституция гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68), а также права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ (ст. 69).

13) Все субъекты РФ имеют право на свои символы: герб, флаг, гимн, а также столицу (для республики) или административный центр (для остальных субъектов).

Ссылка на основную публикацию