Статья 8. федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

Статья 8 изменена с 18 июля 2019 г. — Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 184-ФЗ

Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ в пункт 2 части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

2) разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ в пункт 4 части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

  • 4) участие в разработке комплексных программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  • 5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  • 6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ часть третья статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

  1. 8) обеспечение условий для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  2. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
  3. Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы формирует общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о его деятельности, и обеспечивает доступ к данной информации посредством ее размещения на информационном стенде в помещении федерального учреждения медико-социальной экспертизы, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), в том числе на официальном сайте такого учреждения.
  4. Федеральное учреждение медико-социальной экспертизы обеспечивает открытость и доступность следующей информации:
  5. 1) дата создания федерального учреждения медико-социальной экспертизы, наименование его учредителя, место нахождения федерального учреждения медико-социальной экспертизы и его филиалов (при наличии), график работы, контактные телефоны, адреса электронной почты, информация о руководителе, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии), персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
  6. 2) структура федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
  7. 3) порядок оказания услуг федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
  8. 4) материально-техническое оснащение федерального учреждения медико-социальной экспертизы (наличие оборудованных помещений для предоставления услуги, в том числе помещений, оснащенных специальным диагностическим оборудованием для оценки степени выраженности нарушенных функций, доступ к информации о деятельности федерального учреждения медико-социальной экспертизы, размещенной на информационном стенде в помещении данного учреждения, в сети «Интернет»);
  9. 5) информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  10. 6) копия устава федерального учреждения медико-социальной экспертизы;
  11. 7) копия лицензии на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  12. 8) информация о проведении независимой оценки качества условий оказания услуг федеральным учреждением медико-социальной экспертизы;
  13. 9) иная информация, определяемая федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  14. Информация, указанная в части шестой настоящей статьи, размещается на официальных сайтах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в сети «Интернет» в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденный приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. N 59н

Структура МСЭ и задачи медико-социальной экспертизы

Среди всех государственных органов, которые занимаются решением проблем социально незащищенных индивидов, деятельность медицинской экспертизы стоит особняком.

Данная организация является первым и главным звеном, которое влияет на определение социального статуса определенной группы людей.

Эта медицинская процедура осуществляется в три этапа и регулируется законодательством на основании Федеральных законов №9, №181 и соответствующих их статей 9, 7. В данной статье мы остановимся более детально на структуре, функциях и задачах МСЭ.

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) находится по адресу: 127994, ГСП-4, Москва, ул. Ильинка, 21.

Основным назначением судебной медико-социальной экспертизы является освидетельствование определенного круга лиц для выявления их степени нетрудоспособности. Как уже говорилось ранее, сама процедура производится в несколько этапов. Практическое выполнение процесса возложено на соответствующие госучреждения, которые входят в состав МСЭ:

  • Главное бюро МСЭ,
  • Федеральное бюро МСЭ.

Остановимся на целях и задачах каждого бюро медико социальной экспертизы более детально. Рассмотрим основные функции Главного бюро МСЭ:

Читайте так же:  Предпенсионный возраст при льготной пенсии

Существующие виды

С составом МСЭ и функциями этих государственных учреждений мы разобрались. Рассмотрим, в каких направлениях они работают, и какие виды деятельности существуют:

  1. Устанавливают инвалидность несовершеннолетнему ребенку на основании приобретенных в результате длительной патологии или врожденных болезней.
  2. Занимаются освидетельствованием людей и принимают решение об их недееспособности, которая возникла по причине перенесенной тяжелой патологии, наряду с психическими расстройствами.
  3. Проводят мероприятия по реабилитации работающих граждан, которые утратили ее в результате производственной травмы.
  4. Определяют группы при возникновении профессиональной патологии.
  5. Проводят повторную МСЭ для определенной категории лиц.
  6. Определяют потребность для освидетельствованного человека в постоянном надзоре со стороны родственников или медицинских работников.
  7. Устанавливают, почему наступила инвалидность, данная медицинская процедура применяется только для некоторых категорий лиц.
  8. Устанавливают причину смерти инвалида путем проведения медико-социальной экспертизы.

Программа утверждается после принятия положительного решения на основе освидетельствования относительно предоставления статуса нетрудоспособного.

Где и как устанавливают степень нетрудоспособности?

  1. Заочно (по заключению бюро).
  2. В стационарном отделении (по месту прохождения лечения и наблюдения).
  3. На дому (при невозможности обеспечить явку самостоятельно).

Состав и структура

Действующая структура, состав учреждений, их виды и функции МСЭ установлены на основе ранее существующей врачебной трудовой экспертизы. Она была ограничена в своей деятельности только вопросами недееспособности граждан. При этом связь с Министерством Труда сохранилась и до сегодня.

Медицинская экспертиза предполагает четкую организацию работы в своей сфере деятельности, отсюда и ее иерархическая структура. В ее состав входят три госучреждения: региональный орган, местный орган и федеральный орган.

Каждое последующее по иерархии звено подчиняется вышестоящему органу. При этом функции каждой государственной организации распределены целесообразно между структурами, но в то же время связанны в одну единый социальный орган.


Вид инвалидности
Срок действия
1 I группа инвалидности 2 года
2 II и III группа инвалидности 1 год
3 Детская инвалидность 1 или 2 года или до достижения совершеннолетия
Читайте также:  Приложение 5. Инвестиции на строительство больниц, клиник, диагностических центров

Перечисленные инстанции МСЭ имеют унифицированные полномочия, однако каждый из вышестоящих органов наделены более широкими возможностями и несет ответственность не только за свои действия, но и за действия нижестоящих инстанций.

Также следует отметить, что все перечисленные составляющие подчиняются непосредственно Медицинскому биологическому центру, который входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития. Поэтому основная часть законов, на которые опирается в своей работе Биологический центр, взяты из законотворческого правительственного первоисточника Российской Федерации.

Виды процедуры

  • Экспертиза временной нетрудоспособности. Предполагает консультирование обратившегося лица на предмет потери его профкачеств.
  • Медико-социальная экспертиза. Включает качественную оценку состояния здоровья, выяснение реабилитационного потенциала обратившегося.
  • Военно-врачебная экспертиза. Ее первоочередная цель — установление пригодности к военной службе.
  • Судебно-медицинская экспертиза. Под ней понимается подготовка заключения врача-эксперта по вопросам органов дознания.

Состав бюро

В ее состав входят три врача разной направленности. В общем случае сюда относятся: терапевт, невролог, хирург, реабилитолог, психолог. В случае надобности, как мы уже говорили, – специалист по соцработе. В узкоспециализированных бюро в осмотре также участвуют онколог, окулист, фтизиатр, психиатр, педиатр соответственно.

Заключение выносится в ходе открытого обсуждения, является общеобязательным для исполнения во всех инстанциях. Результат осмотра озвучивается при гражданине вслух, в случае появления добавочных вопросов специалисты дают требуемые комментарии.

Члены комиссии ответственны за правильность вынесенного решения и разглашение конфиденциальных сведений.

Полномочия МСЭ

В полномочия данной структуры по МСЭ входят:

  1. Отправление на дополнительные обследования для создания более конкретной картины развития патологии.
  2. Сбор необходимых данных по недееспособному человеку.
  3. Регистрация жалоб и прием мер реагирования по ним.
  4. Консультирование и курирование работы медицинских организаций.
  5. Организация проверки адаптированных для инвалида условий труда.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медицинская социальная экспертиза направлена на выявление у обратившегося человека признаков инвалидности. Все действия организаций, выполняющих и курирующих проведение данной процедуры, регулируется законодательством Российской федерации и вышестоящими в иерархии структуры органами.

Консультации относительно МСЭ для инвалидов и их родственников относительно дальнейших действий производятся высококлассными врачами-экспертами, которые проходят специальное обучение в этой сфере. При постановке человеку статуса недееспособного ему положена трудовая пенсия при наличии определенного трудового стажа.

При отсутствии положенного стажа гражданину назначается социальная пенсия. Помимо государственных выплат недееспособный человек может рассчитывать и на другие виды социальной поддержки со стороны государства и социальных служб, в том числе предоставление курирующего его состояние здоровья медицинского работника.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности в Федеральном бюро и главных бюро создаются следующие бюро или экспертные составы:

  • общего профиля
  • специализированного профиля, в том числе:
    • для освидетельствования больных туберкулезом,
    • лиц с психическими расстройствами,
    • заболеваниями и дефектами органа зрения,
    • лиц в возрасте до 18 лет,
  • смешанного профиля.

Понятие медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза – процедура освидетельствования граждан для выяснения степени их нетрудоспособности. Впервые МСЭ появилась в России в 1919 году и называлась Врачебно-контрольной комиссией (ВКК), в 1929 году к ее основным функциям добавились дополнительные, а составы были переименованы во Врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК).

Если изначально на плечи ВКК ложилась задача признания у лица невозможности продолжать трудовую активность, то теперь служба выявляла факторы, повлиявшие на необратимые изменения здоровья гражданина, а также определяла перспективы дальнейшего течения болезни. С действием ФЗ № 181-ФЗ ВТЭК были переименованы в медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК).

Судебная МСЭ

Порядок направления гражданина на медико социальную экспертизу

Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

  1. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

  1. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  1. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

19(1).

Предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил направления на медико-социальную экспертизу и указанная в пункте 19 настоящих Правил справка в течение 3 рабочих дней со дня их выдачи направляются медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе — на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Порядок направления на МСЭ

Порядок предоставления услуги «Выдача гражданам направлений на прохождение медико-социальной экспертизы»

(извлечения из нормативных правовых актов)

  1. Постановление Правительства РФ от 20.02. 2006 г. N 95

«О Порядке и условиях признания лица инвалидом»

Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы

  • (наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
  • Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, —
  • см. предыдущую редакцию)

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *8.1)

Часть утратила силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются (абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2003 года Федеральным законом от 23 октября 2003 года N 132-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию):

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

Читайте также:  Глава 31 АПК РФ. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (действующая редакция)

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; *8.2.2)

  1. 3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
  2. 4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов (пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2003 года Федеральным законом от 23 октября 2003 года N 132-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);
  3. 5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию);

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

ГЛАВА III. Реабилитация инвалидов

Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

  • Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
  • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. *9.2.4)

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2003 года Федеральным законом от 23 октября 2003 года N 132-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

Правовые аспекты проведения лицензирования учреждений медико-социальной экспертизы и вне государственных учреждений

Судебные медико-социальные экспертизы. Правовые проблемы: лицензирование, назначение экспертиз негосударственным учреждениям.

Авторы

Светлана Григорьевна Данилова,

д-р мед. наук, врач-невролог высшей квалификационной категории, действительный член академии медико-технических наук, независимый эксперт по вопросам медико-социальной экспертизы, г. Новосибирск

  • Юлия Игоревна Казанцева,
  • адвокат, член Адвокатской Палаты Новосибирской области, партнер ООО «Межрегиональный центр независимой медико-социальной экспертизы», г. Новосибирск
  •  Проблема 
  • Отсутствие лицензии по медико-социальной экспертизе в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой влечет отказ назначения судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы в данных учреждениях
  • Чем грозит

        Неправомерный отказ назначения судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой, влечет нарушение конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), а также согласно ст. 12 ГПК РФ, обязании суда по каждому делу обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

  1. Как избежать
  2.         Назначение судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы негосударственному учреждению, не осуществляющему функции учреждения МСЭ,  а занимающемуся только Судебной медико-социальной экспертизой по материалам гражданских дел и не подлежащему лицензированию, либо конкретному эксперту (экспертам), обладающему специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы, имеющему сертификат по медико-социальной экспертизе.
  3. _______________________________________
  4. Ситуация

        Больной К., 52 года, по профессии электросварщик 6 разряда, был направлен 10.04.2014 г. на МСЭ с диагнозом: «Неправильно сросшийся перелом костей правой голени в с/з с варусной деформацией голени, посттравматический  остеоартроз правого голеностопного сустава I-II степени. Сгибательная контрактура  правого коленного сустава.

НФС I степени. Ложный сустав внутренней лодыжки левой большеберцовой кости,  сросшийся перелом малоберцовой кости в н/з. Посттравматический остеоартроз левого голеностопного сустава II – III степени, выраженный болевой синдром. НФС II степени.

Нейропатия общего малоберцового нерва с обеих сторон с выраженным нарушением функции слева и умеренным справа. Умеренно выраженные нарушения статодинамической функции».

Специалисты МСЭ пришли к выводу, что у больного незначительные нарушения статодинамической функции организма[i], которые, в свою очередь, не ограничивают ни одну из категорий жизнедеятельности. По решению бюро МСЭ К. инвалидом не признан. К.

обжаловал решение бюро МСЭ в Главном бюро региона, в Федеральном бюро МСЭ, которые в свою очередь подтвердили решение первичного бюро. При обращении в суд  с иском к данным учреждениям МСЭ, К.

ходатайствовал перед судом о назначении судебной медико-социальной экспертизы в негосударственном учреждении, мотивируя свое ходатайство тем, что все Главные бюро МСЭ субъектов РФ непосредственно подчиняются Федеральному бюро МСЭ, в то время как в силу требований ч.1 ст.

18 ГПК РФ эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился, или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Поэтому проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности, так как он находится в структурном подчинении Федерального бюро МСЭ. Суд отказал К. в удовлетворении ходатайства, мотивируя тем, что в негосударственном учреждении, занимающимся вопросами Судебной медико-социальной экспертизы, отсутствует лицензия на проведение медико-социальной экспертизы.

______________________________________

Статья

        В настоящее время широко обсуждаются вопросы создания механизмов, направленных на обеспечение определенного уровня оказания медицинской помощи. Государство для защиты конституционных охраняемых прав граждан в области здравоохранения требует адекватных механизмов регулирования.

С одной стороны, государство устанавливает перечень требований, при этом гарантирует гражданам требуемый уровень оказания медицинской помощи, с другой стороны стимулирует развитие добросовестных участников рынка медицинских услуг, при этом привлекая недобросовестные организации к юридической ответственности.

Одним из механизмов, включенных в перечень требований, является лицензирование медицинской деятельности.

           Основной целью при исполнении государственной функции по лицензированию является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровья граждан.

Согласно действующему законодательству предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

          Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон) защищает права граждан, их законные интересы, нравственность и здоровье, обеспечивает государственную политику в области обороны страны, безопасности государства, а так же основы единого рынка.

           Федеральным законом устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставления лицензии, а так же порядок лицензионного контроля.

Читайте также:  Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

          Условием для предоставления лицензии выступает соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными, правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение этих требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

           Таким образом, любое медицинское вмешательство, в том числе направленное на назначение каких-либо дополнительных методов обследования, установку клинических диагнозов, назначение реабилитационных мероприятий, назначение лечебных процедур, решение вопроса трудоспособности граждан, требует наличие у учреждения, независимо от его формы собственности, лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности.

           Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г.

№ 323-Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а так же о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

           Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г.

№ 390-н «Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» утвержден перечень определенных видов медицинских вмешательств, при проведении которых необходимо добровольное согласие гражданина. В частности, в вышеуказанный перечень входят следующие виды медицинских вмешательств: опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза; осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование; антропометрические исследования; термометрия; тонометрия; неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций; неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций; исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы) и т.д. Для проведения всех вышеперечисленных мероприятий в отношении гражданина, необходимо его информированное добровольное согласие, и он вправе отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов. Самое главное, что на проведение всех вышеуказанных мероприятий необходимо наличие лицензии, причем именно на эти виды медицинских вмешательств.

Система федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ)

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ), подведомственными Министерству труда и социальной защиты РФ.

В задачи федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) входит:

  • установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  • изучение уровня и причин инвалидности населения;
  • участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  • определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  • определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) определяется:

  • Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 г. № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2016 г.).

Согласно этому Приказу, в систему федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) входят:

  • Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ);
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) по соответствующему субъекту РФ, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ;
  • Главные бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (в частности, бюро МСЭ Федерального медико-биологического агентства России);
  • Филиалы бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) в городах и районах.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро (экспертные составы главного бюро МСЭ, экспертные составы Федерального бюро МСЭ):

  • общего профиля;
  • специализированного профиля, в т. ч. для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органа зрения, лиц в возрасте до 18 лет;
  • смешанного профиля.

Основные функции Федерального бюро МСЭ:

  • проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро;
  • проведение медико-социальной экспертизы граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;
  • оценка качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проведение при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменение либо отмена решения экспертных составов главных бюро;
  • рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и, в случае признания их обоснованными, принятие мер по устранению выявленных недостатков и др.

Основные функции главных бюро МСЭ:

  • проведение медико-социальной экспертизы граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальной экспертизы по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;
  • проведение при осуществлении контроля за решениями бюро повторной медико-социальной экспертизы граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и, при наличии оснований, изменение либо отмена решения бюро;
  • рассмотрение жалоб граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и, в случае признания их обоснованными, принятие мер по устранению выявленных недостатков и др.

Основные функции бюро МСЭ в городах и районах:

  • проведение медико-социальной экспертизы граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма;
  • разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов, в т. ч. определение видов, форм, сроков и объемов мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
  • установление факта наличия инвалидности, группы, причин, срока и времени наступления инвалидности;
  • определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);
  • определение стойкой утраты трудоспособности;
  • определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определение причин смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;
  • определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) и др.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Права инвалидов

Ссылка на основную публикацию