Статья 22. порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях.

Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия.

Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.

Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия

Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.

Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:

  1. Ремонт – мероприятия, направленные на поддержание эксплуатационных свойств архитектурного памятника с сохранением его особенностей.
  2. Консервация – комплекс операций по укреплению элементов и защите памятника от негативных внешних факторов. Важное условие проведения работ – сохранность облика.
  3. Реставрация – операции, направленные на сохранение исторической ценности и улучшение облика объекта, в том числе доведение до экспозиционного внешнего вида.
  4. Приспособление для применения в современном мире – комплекс производственных работ, которые помогают адаптировать историческое здание для эксплуатации в текущих условиях.

На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.

Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.

Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности

При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны        й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.

Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:

  1. Предварительный визуальный осмотр и детальное обследование для оценки степени сохранности объекта. Сбор сведений для оформления проекта.
  2. Реализация противоаварийных мероприятий.
  3. Дополнительное обследование памятника, создание проектно-научной документации.
  4. Консервация памятника.
  5. Реставрация памятника, включающая в себя воссоздание подлинного образа и доведение до экспозиционного внешнего вида.

Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.

Правила создания проектной документации

Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.

Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:

  1. Документ разрабатывается для отдельных операций или весь комплекс мероприятий.
  2. Проект должен отвечать государственным стандартам, нормам закона и обеспечивать сохранность ценных архитектурных памятников и исторических сооружений.
  3. Заказчик должен предоставить исполнителю полный перечень сведений, необходимый для реализации эффективных ремонтно-реставрационных мероприятий.
  4. При создании проекта подрядная организация обязана помнить, что во время реставрационных операций должен быть полностью сохранен образ здания, скульптуры, живописи историко-культурного наследия.
  5. Прочностные параметры и устойчивость строительных конструкций должны соответствовать установленным требованиям и отвечать стандартам безопасности.
  6. Выбранные технологии, методики и материалы для реставрационно-ремонтных операций должны гарантировать сохранность подлинности ценного историко-культурного объекта.

К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.

На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.

Принципы предварительного исследования

Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.

Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:

  • изучение архивных сведений о периоде создания и истории исследуемого объекта;
  • лабораторные исследования для выявления физико-химических свойств, оценка ряда параметров методами неразрушающего контроля;
  • бактериологические и микологические пробы;
  • экспериментальные ремонтно-восстановительные мероприятия.

Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.

Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.

Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:

  1. Бактериологические и микологические анализы для оценки степени поражения материала микроорганизмами.
  2. Пробные работы помогают подобрать оптимальный материал, состав краски, сплав и технологии для реставрации и консервации. Их проводят на наименее значимых местах исследуемого объекта.
  3. Изучение микроклимата состоит из анализа температурно-влажностных параметров, технического состояния ограждающих конструктивных элементов, условий эксплуатации.
Читайте также:  Статья 19. стажер нотариуса

Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.

Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий

После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы ­– обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.

Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.

Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:

  1. Ликвидация поздних наслоений допускается только после обеспечения прочности подлинной живописи.
  2. Используемые краски, оборудование и технологии не должны негативно влиять на текущее состояние памятника историко-культурного наследия. Желательно выбирать технологии, которые будут способствовать улучшению технического состояния элементов.
  3. Обязательный и первый этап реставрационно-консервационных мероприятий на памятнике из сплава и металла – удаление поверхностных загрязнений.
  4. Для ликвидации дефектов используют материал, который по составу идентичен основному. Металлические элементы следует заменить на материал, устойчивый к коррозии.
  5. Для воссоздания утраченных крупных фрагментов памятника используют объемные аналоги или иконографические данные.
  6. Для создания защитно-декоративных покрытий следует выбирать состав, устойчивый к погодным факторам и влаге, обеспечивающий прочность и возможность регенерации.

Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.

Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?

К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.

Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.

Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов.

Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий.

Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции.

С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.

Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период.

Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.

Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.

Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.

Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.

Реконструкция объекта культурного наследия без разрешения Минкульта — VERDICTO

Помощь в легализации самовольных построек и защите их от сноса: от коттеджей до торговых центров

Ситуация: арендатор помещения в одном из объектов культурного наследия реконструировал его (организовал отдельный вход в здание).

После проведенной прокуратурой и Госстройнадзором проверки, администрация района обратилась в арбитражный суд с требованием о приведении самовольной постройки в первоначальное состояние.

Поводом для иска стало отсутствие разрешения Министерства культуры МО.

Вопрос: требуется ли разрешение Министерства культуры или иного органа на реконструкцию недвижимости, расположенной в охранной зоне объекта культурного наследия.

Ответ: постройка, созданная без получения необходимых разрешений, признается самовольной.

Обоснование ответа: О строительстве без разрешения VERDICTO уже писало.

В самом узком смысле имеется ввиду разрешение на строительство/реконструкцию объекта капительного строительства (статья 51 Градостроительного кодекса РФ).

Однако, формулировка 222 статьи Гражданского кодекса РФ в контексте судебной практики дает более широкое представление о том, какие «необходимые разрешения» могут потребоваться застройщику для начала строительства.

Читайте также:  Статья 29. Осуществление функций депозитария

Например, согласно п. 1 ст.

45 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонтно-реставрационные работы, проводимые в отношении объекта культурного наследия, проводятся только на основании письменного разрешения уполномоченного органа.

В результате проведения таких работ на объекте культурного наследия может произойти изменение его высоты, количества этажей, площади или объема. Такие изменения в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса признаются реконструкцией объекта.

По общему правилу, если в результате реконструкция привела к возникновению нового объекта, на него распространяются положения ст. 222 ГК РФ. Таким образом, объект культурного наследия, реконструированный без разрешения уполномоченного органа государственной власти, может быть признан самовольным (со всеми вытекающими последствиями).

Такая правовая позиция находит свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 10.04.2015 г. № 309-ЭС15-3816 по делу № А34-4281/2013. Судья Верховного Суда Борисова Е.Е.

, вынося указанное определение указала: «установлено, что предприниматель на части территории объекта культурного наследия самовольно провел работы по демонтажу двухэтажного деревянного пристроя с восточной стороны здания и устройству крытого эвакуационного выхода из помещений второго этажа. Поскольку возведение пристроев к объекту культурного наследия произведено предпринимателем без получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, суды признали их самовольной постройкой, которая в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит сносу».

Таким образом, проблема получения дополнительных разрешений актуальна для собственников недвижимости, расположенных в границах объектов культурного наследия. Перестройка таких объектов требует получения разрешения от органа охраны объекта культурного наследия.

В городе Москве такое разрешение выдает Департамент культурного наследия г. Москвы, а в Московской области – Министерство культуры Московской области.

Исчерпывающий перечень документов, предоставление которых требуется для получения разрешения, перечислен утвержденными Административными регламентами.

Какой пакет документов необходимо собрать — зависит от объекта культурного наследия, в границах которого запланировано проведение работ и цель проведения работ.

Для правильного разрешения дела о сносе самовольной постройки будет иметь значение:

  1. Осуществлял ли застройщик строительство новой недвижимости в границах объекта культурного наследия или реконструкцию существующего здания;
  2. Если застройщик осуществлял реконструкцию объекта культурного наследия, привели ли работы к возникновению нового объекта;
  3. Предпринимал ли застройщик меры, направленные на получение такого разрешения и какое решение вынес уполномоченный орган;
  4. Иные обстоятельства.

Во всяком случае выяснение этих обстоятельств и их правовая оценка должна осуществляться квалифицированными юристами, имевшими судебный опыт защиты самовольных построек. Если в отношении Вашего объекта подан иск о признании его самовольным, настоятельно рекомендуем Вам прилечь таких специалистов для трезвой оценки ситуации и разработки алгоритма действий, направленных на защиту объекта.

Изменение категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия Российской Федерации, внесённые в единый государственный реестр, подразделяются на три категории:

  • Объекты культурного наследия федерального значения — обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • Объекты культурного наследия регионального значения — обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Объекты федерального значения могут быть отнесены к особо ценным или к объектам мирового культурного наследия.

Чтобы определить, к какой из этих категорий относится объект культурного наследия, а также узнать, требуется ли изменение категории данного объекта, проводится историко-культурная экспертиза.

Исследуемые объекты

Объекты, обладающие признаками культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно:

  • Объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники.
  • Иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия имеют следующую классификацию:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного,  дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.
Читайте также:  Статья 78. Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений

Помимо самих объектов, имеющих историко-культурное значение, исследуются документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, а именно:

  • Материалы, содержащие информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
  • Фотографические изображения объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
  • Проекты зон охраны объекта культурного наследия;
  • Копии паспорта объекта культурного наследия;
  • Копии охранного обязательства собственника объекта культурного наследия или пользователя указанного объекта (охранно-арендного договора, охранного договора);
  • Копии решения органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в реестр;
  • Копии решения органа государственной власти об утверждении границ территории объекта культурного наследия и правового режима земельных участков в указанных границах;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент для объектов недвижимости и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в границах исторического поселения;
  • Историко-культурный опорный план или его фрагмент либо иные документы и материалы, в которых обосновывается предлагаемая граница историко-культурного заповедника;
  • Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;
  • Документы, обосновывающие воссоздание утраченного объекта культурного наследия;
  • Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащей сведения о зарегистрированных правах на объект культурного наследия и (или) земельные участки в границах его территории;
  • Сведения об объекте культурного наследия и о земельных участках в границах его территории, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копии соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Копии технического паспорта на объект культурного наследия и (или) его поэтажного плана с указанием размеров и приведением экспликации помещений, выдаваемых организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов капитального строительства;
  • Копии акта (актов) органа государственной власти об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон;
  • Сведения о зонах охраны объекта культурного наследия и объектах недвижимости в границах указанных зон, внесенных в государственный кадастр недвижимости (копий соответствующих кадастровых выписок, паспортов, планов территории и справок);
  • Схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий;
  • Копии градостроительного плана земельного участка, на котором предполагается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;
  • Сведения о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.

Методы исследования

Историко-культурная экспертиза, необходимая для изменения категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, проводится путем изучения предоставленных документов, историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и иных необходимых изысканий.

Экспертом может выступать как отдельное физическое лицо, так и экспертная комиссия, а также юридическое лицо, имеющее в своем составе не менее трех аттестованных экспертов.

Правовые аспекты

  • Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия устанавливаются главой 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.

Вопросы, которые стоит задать эксперту

  • К какой категории культурных ценностей относится исследуемый объект: федеральной, региональной или муниципальной (местной)?
  • Имеется ли необходимость перевода объекта в другую категорию или его стоит оставить в прежней?
  • Каковы основания перевода (или не перевода) объекта в другую категорию?
  • Имеет ли исследуемый объект также мировое культурное значение, относится ли он к особо ценным?

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной
экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным
экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих
судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также
некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право
проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках
уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с
нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или
оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных
экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы
организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]