Статья 6. Гидромелиорация земель

Гидротехнические мелиорации это регулирование водного режима почв. В случаях избыточно увлажненных земель проводятся мероприятия по их осушению. Для территорий с недостаточным увлажнением строятся оросительные системы.

Гидротехническая мелиорация лесных земель повышает плодородие почв, улучшает водный и воздушный режимы. В случае избыточно увлажненных лесных земель гидромелиорация является важнейшей составляющей лесохозяйственной деятельности.

Признаком избыточно увлажненных лесных земель являются болота, которые образуются в местах нарушения водного баланса.

Основными элементами водного баланса являются атмосферные осадки, транспирация, испарение и сток. Осадки оказывают огромное влияние на заболоченность территорий.

На величину осадков значительное влияние оказывает лес. Он задерживает выпавшие осадки и дождь и снег лесной подстилкой.

В России заболоченность лесных угодий распространена на севере и в центре Европейской части.

Одна из причин избыточной увлажненности и образовании болота состоит в особенностях рельефа- наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды, отсутствие стока на равнинных территориях.

Немаловажным фактором является состав почвы, который влияет на вид болота: верховое, переходное, низинное.

Осушение болот гидротехническими мелиоративными методами в несколько раз повышает продуктивность произрастающих там лесов.

Основные направления деятельности по осушению леса

Статья 6. Гидромелиорация земельЗаболоченные участки осушают двумя основными способами:

  • открытыми каналами;
  • закрытой дренажной системой.

Предпочтительно участки заболоченного леса осушать первым способом. Чтобы построить сеть открытых каналов, необходимо определить тип водного питания заболоченных участков. Различают атмосферный, грунтовый, склоновый:

  • При атмосферном водном питании процесс осушения должен быть основан на ускорении стока воды с поверхности. С этим хорошо справляются открытые каналы.
  • Для понижения уровня грунтовых вод также можно использовать открытые каналы и дренажные системы. При неглубоком залегании грунтовых вод роют специальные каналы, которые называются ловчими. Ловчие каналы предназначены не только для перехвата поверхностных вод, но и грунтовых вод. Глубина их в 1,5- 2 раза больше глубины осушителей.
  • При склоновом питании прокладывают со стороны склона нагорные каналы. Нагорные каналы служат для перехвата поверхностных вод. Глубина их близка к глубине осушительного канала.

Чтобы исключить затопление территорий при паводках и половодьях, регулируют речной сток, ускоряя его сброс или задерживая его в верховьях рек, для чего строят дамбы и водохранилища.

Тальвеговые каналы служат для осушений вытянутых понижений рельефа( тальвегов). Глубина их равна глубине осушителей.

Собиратели необходимо располагать по наиболее низким местам рельефа, а в условиях ровного склона- вдоль квартальных просек с верховой стороны.

Магистральные каналы устраивают для сбора воды из собирателей и транспортировки ее в водоприемники.

При осушении болот, учитывая усадку торфа, транспортировочные, собиратели и магистральные каналы следует располагать в местах с наибольшей глубиной торфа.

Осушительная система

Статья 6. Гидромелиорация земельКомплекс гидротехнических сооружений, обеспечивающих создание оптимального водного режима на переувлажненных землях называется осушительной системой. В осушительную систему входят:

  • регулирующие, проводящие, оградительные каналы;
  • водоприемники;
  • гидротехнические сооружения;
  • противопожарные водоемы;
  • дорожные сети.

Главной является регулирующая сеть, служащая для понижения уровня грунтовых вод до нормальной величины.

Под нормальным уровнем почвенно-грунтовых вод понимается такой уровень, при котором создаются оптимальные условия для флоры и фауны осушаемой территории.

К каналам регулирующей сети относятся:

  • осушители;
  • нагорные каналы;
  • тальвеговые и ловчие каналы;
  • борозды, создаваемые для возобновления лесных культур на переувлажненных землях.

Проводящая сеть служит для сбора воды из регулирующей сети и отвода ее в водоприемники. К ней относятся транспортирующие, собиратели и магистральные каналы. Водоприемниками могут служить:

  • ручьи;
  • реки;
  • озера;
  • водохранилища.

Определение расхода воды с водосборной площади

Статья 6. Гидромелиорация земельОпределением расхода воды с водосборной площади занимается гидрометрия, являющаяся частью науки гидрологии, изучающей ресурсы и режимы поверхностных вод. В устоявшейся практике гидрометрия включает в себя только методы измерений и наблюдений используемые для изучения режимов рек, озер, водохранилищ и болот.

Чтобы рассчитать расход воды необходимо определить величину и форму водосборной площади. При больших водосборных площадях когда вода движется по длинным склонам, потеря воды на испарение и глубинную внутрипочвенную фильтрацию увеличивается. Сток воды уменьшается.

Количественно сток характеризуется:

  • объемом;
  • модулем;
  • коэффициентом и слоем стока.

Объем стока W, куб. м- объем воды, стекающей с водосбора за определенный промежуток времени, определяется по расходу воды в водотоке (реке, ручье, канале) за определенный период времени (сутки. месяц, год).

W=Q x t, где:

  • Q- средний расход воды м куб/с;
  • t- время расчетного периода, с.

Модуль стока-q- количество воды,стекающей с единицы площади водосбора в единицу времени.( л/(с.га) или м куб/ с.км кв.

q=Q/F, где:

  • Q-расход воды в водотоке;
  • F- величина водосборной площади га или км кв.

Средняя многолетняя величина стока называется нормой стока. На крупных водостоках расходы воды определяют по средней скорости потока и его площади живого сечения. Данные по слою стока приводятся в табличной и топографической форме в агроклиматических справочниках. Данные по стоку можно получить в результате полевых измерений или рассчитать по формулам.

Проектирование сооружений

Статья 6. Гидромелиорация земельПеред сооружением осушительных сетей в обязательном порядке должны проводиться топографо-геодезические, почвенно-мелиоративные, геоботанические изыскания. По их результатам устанавливается причина избыточного увлажнения и заболачивания территории.

Определяется размер каждой из составляющих водного баланса (испарение, стоки, транспирация, осадки) по результатам наблюдений за сезонными паводками. В конечном итоге принимается решение по осушительной сети и проводятся механизированные работы (прокладываются различные каналы).

Осушительные каналы стараются располагать параллельно квартальной сети без поворотов. При таком способе размещения образуются участки, которые удобно использовать для лесохозяйственных работ. Также, в случае пересечения осушителями просек и дорог, необходимо строить мосты или укладывать трубы для переезда через каналы.

Система осушительных каналов подчиняется определенным правилам соединения между собой.

В зависимости от рельефа местности осушители можно подводить к собирателям под разным углом, но в собиратели желательно вводить под углом 60- 90 градусов.

Собиратели располагают в направлении течения реки. Для сбора твердого стока и предотвращения заиливания рек собиратели оборудуют илоуловителями.

Особенности гидромелиорации земель

Статья 6. Гидромелиорация земель

Гидротехнические мелиорации лесных земель, а именно осушение переувлажненных почв и заболоченных мест, важная составляющая лесоводческой деятельности. Эта деятельность должна быть тесно связана со строительством гидротехнических сооружений, регулированием стоков рек. Работы должны проводится комплексно, учитывая специфику местности и наблюдения за половодьями и паводками, не допуская трагических ситуаций.

Использование мелиорированных земель

      При строительстве объектов нередко создаются препятствия в использовании мелиорированных земель по целевому назначению — правовые нормы по сохранению и восстановлению мелиорированных земель.

      При размещении объектов строительства нередко затрагиваются мелиорированные земли, которые находится под особой защитой. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие мелиорации земель:

  • гидромелиорация,
  • агромелиорация,
  • культуртехническая мелиорация,
  • химическая мелиорация.

      Статья 6. Гидромелиорация земель

Мелиорация связана с большими капиталовложениями и направлена на повышение  продуктивности  и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного  производства  сельскохозяйственной  продукции.

Целью мелиорации земель является сохранение и повышение плодородия земель,  а также создание необходимых  условий  для вовлечения в сельскохозяйственный оборот  неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

      При изъятии (выкупе) и предоставлении мелиорированных земель необходимо учитывать требования Земельного кодекса в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а также требования Федерального закона  от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (ред. от 28.11.

2011), в котором установлены правовые  основы  деятельности в области мелиорации  земель,  определены  полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и  юридических  лиц,  осуществляющих деятельность  в области  мелиорации  земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

      Федеральным законом «О мелиорации земель» допускается, что «мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (из статьи 10). Соответственно при изъятии (выкупе) и предоставлении для строительства мелиорированных земель необходимо учитывать права их собственников.

      Изменение целевого назначения мелиорированных земель необходимо согласовывать со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель (в настоящее время указанные функции исполняет управление сельского хозяйства).

При этом следует иметь в виду, что «государственное управление в области мелиорации земель осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель. Положение о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также о федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию в области мелиорации земель, утверждается Правительством Российской Федерации» (из статьи 17 ФЗ «О мелиорации земель»). Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315, Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере мелиорации земель.

      В соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» к полномочиям в области мелиорации органов государственной власти и органов местного самоуправления относится следующее:

Читайте также:  Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

Статья 14.  Полномочия Российской Федерации  в  области мелиорации земель.

  •         К полномочиям Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:
  • — определение государственной   политики  в  области  мелиорации земель;
  • — разработка и  принятие  федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области мелиорации земель  и контроль за их соблюдением;
  • — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к федеральной собственности    государственными    мелиоративными системами  и  отдельно  расположенными  гидротехническими     сооружениями.

Статья 15. Полномочия субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель.

  1.             К полномочиям субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель относятся:
  2. — владение, пользование, распоряжение и управление отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  3. — разработка и принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель;
  4. — финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к собственности субъектов Российской Федерации государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, и участие в финансировании мелиорации земель (мелиоративных мероприятий), обеспечиваемой отнесенными к федеральной собственности государственными мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями;
  5. — разработка, утверждение и реализация региональных (территориальных) программ в области мелиорации земель и контроль за их выполнением;
  6. — иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области мелиорации земель.

  •             Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами могут осуществлять следующие полномочия в области мелиорации земель:
  • — владение, пользование и распоряжение мелиоративными системами и отдельно расположенными гидротехническими сооружениями, находящимися в муниципальной собственности;
  • — обеспечение защиты окружающей среды при проведении мелиорации земель на соответствующих территориях;
  • — координация и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.

      Мелиорированный земельный участок находится  под особой защитой.

Что касается строительства на мелиорированных землях, в статье 30 Федерального закона «О мелиорации земель» установлено следующее: «Строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.

  1.       Любая деятельность на мелиорируемых (мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
  2.       Сооружение и эксплуатация линий связи, электропередач, трубопроводов, дорог и других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по согласованию с организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  3.       ФЗ «О мелиорации земель» констатирует, что «перевод мелиорированных земель в иные земли, изъятие мелиорированных земель осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации» (статья 31).

      Как при проведении мелиорации земель, так и при осуществлении строительства на мелиорированных землях, а также при проведении мелиорации земельного участка, предназначенного для строительства объекта,  необходимо учитывать экологические требования.

При этом следует иметь в виду, что мелиоративные мероприятия осуществляются с соблюдением требований земельного, водного, лесного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей  природной среды, о недрах, о растительном мире и о животном мире.

      В соответствии с Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» при оценке состояния и степени деградации почв от водной и ветровой эрозии на землях сельскохозяйственного назначения применяется «Положение о проведении противоэрозионных мероприятий», утвержденное приказом Минсельхоза России от 30 декабря 2008 г. N 593.

  •       Положение направлено на регулирование прав и обязанностей органов, осуществляющих контроль за проведением противоэрозионных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения.
  •       Противоэрозионные мероприятия включают в себя следующие виды мероприятий: агротехнические; гидромелиоративные; культуртехнические; агролесомелиоративные.
  •       При планировании мероприятий по мелиорации земель виды и объемы выполняемых работ, включающих в себя противоэрозионные мероприятия, определяются проектами, утвержденными в установленном порядке.
  •       Противоэрозионные мероприятия проводятся для снижения водной или ветровой эрозии до безопасного уровня.
  •       Возмещение ущерба в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области мелиорации земель производится  в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Статья 6. Гидромелиорация земель 
  • Перевод сельскохозяйственных угодий в другую категорию: содержание ходатайства и состав документов прилагаемых к ходатайству — советы и рекомендации для практиков — переход

Запрет строительства на мелиорированных землях — Юридическая консультация

Для разрешения вопроса вам необходимо установить факт отсутствия мелиоративных систем на вашем земельном участке либо осуществить их списание.

Предоставление сведений по учету мелиорируемых земель осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в лице подведомственного ему учреждения – ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“» (Административный регламент Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель, утвержденный приказом Минсельхоза России от 22.10.2012 № 558).

  • Как следует из п. 11 названного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
  • 1) предоставление сведений о наличии (отсутствии) мелиорированных земель;
  • 2) предоставление сведений по учету мелиорированных земель.
  • Данные сведения необходимы вам для того, чтобы выяснить принадлежность мелиоративных систем, расположенных на вашем земельном участке (или рядом с ним), срок их эксплуатации и техническое состояние.

Регистрация дома на земле с видом разрешенного использования КФХ

Для получения этой услуги вам необходимо обратиться в ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“»: представить лично, по почте или с использованием сетей связи общего пользования, в том числе посредством отправки через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через официальный сайт Минсельхоза России, заявление, составленное в свободной форме. К заявлению рекомендуется приложить копии правоустанавливающих документов на земельный участок.

В случае если в результате оказания услуги вам будут предоставлены сведения об отсутствии на вашем земельном участке мелиоративных систем, вместе с предоставлением сведений, подтверждающих снятие их с балансового учета, вы сможете вновь обратиться в МФЦ с уведомлением о строительстве дома на территории вашего земельного участка.

В случае если в результате оказания услуги вам будут предоставлены сведения о наличии на вашем земельном участке мелиоративных систем, вам будет необходимо совершить перевод вашего земельного участка из категории мелиорируемых в категорию немелиорируемых (совершить списание).  Списание мелиорируемых земель осуществляется ФГБУ «Управление „Спецмелиоводхоз“» по заявлению заинтересованных лиц, в связи с чем в результате оказания услуги составляется акт о списании по форме ОС-4.

После списания мелиоративных земель (или систем) с баланса и получения вами акта о списании вы вправе повторно обратиться с уведомлением о строительстве дома на территории вашего земельного участка.

Рекомендуем вам также ознакомиться с решением Арбитражного суда Московской области от 24.09.2018 № А41-65067/2018 об установлении факта отсутствия мелиоративных систем на земельном участке.

Что касается необходимости уведомления о строительстве дома на земельном участке.

Отражаем расходы на мелиорацию

Данные о мелиорированных землях предоставляются в соответствии с новым Административным регламентом. Мы расскажем о том, как учесть расходы на проведение мелиорации, проанализировав нормы действующего законодательства.

Различают несколько типов мелиорации

Мелиорация земель – это коренное их улучшение путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий (ст. 1, 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель).

Отметим, что она может включать в себя проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв.

Читайте также:  Статья 26. обжалование решений квалификационных коллегий судей

Кроме того, в нее входит научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.

Необходимо отличать мелиоративные работы от рекультивации земель, при которой происходит искусственное восстановление плодородного слоя почвы (приказ Минприроды России, Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525, № 67).

В зависимости от характера воздействия на земельные участки выделяют несколько типов мелиорации земель (ст. 5 Закона № 4-ФЗ).

Прежде всего, это гидромелиорация, при которой происходит коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других почв, состояние которых зависит от воздействия воды.

К примеру, это может быть устройство оросительных систем либо, наоборот, осушение земель, устройство защитных насыпей, защищающих от паводков, селей и оползней.

При агролесомелиорации проводится коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. Это может быть обсадка полей лесным массивом, защищающим от выветривания почвы.

Культуртехническая мелиорация вклю­­­чает в себя комплекс работ по расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней, мха, камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы и иные культуртехнические работы (ст. 8 Закона № 4-ФЗ).

Химическая мелиорация направлена на улучшение химических и физических свойств почв и включает в себя известкование, фосфоритование и гипсование почв (ст. 9 Закона № 4-ФЗ).

Необходима экспертиза

Любые мелиоративные работы проводятся только после государственной экспертизы проектной документации, которую сельхозпредприятие должно заказать в специализированной компании (ст. 23, 25 Закона № 4-ФЗ).

В ней отражается детализация инженерных, технологических решений и природоохранных мероприятий и уточняются основные технико-экономические показатели (п. 2.

8 Инструкции «О порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель», утвержденной Минсельзом России 4 октяб­ря 2002 года). Поэтому перед проведением мелиорации необходимо разработать такую проектную документацию и представить ее на госэкспертизу.

Когда работы будут уже проведены, все мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При ее проведении на каждую систему и гидротехническое сооружение составляется паспорт, в котором содержатся сведения об их технических характеристиках и состоянии (ст. 20 Закона № 4-ФЗ).

Порядок проведения подобной паспортизации закреплен в Административном регламенте Минсельхоза России, утвержденном его приказом от 22 октября 2012 г. № 559.

В дальнейшем все мелиорированные земли подлежат государственному мониторингу, на основании которого выявляются изменения их состояния и дается их оценка (ст. 21 Закона № 4-ФЗ).

Признание затрат в бухгалтерском учете

Рассмотрим порядок учета расходов на мелиорацию в бухгалтерском и налоговом учете.

Коренное улучшение земель учитывается в составе основных средств организации.

Об этом сказано в пункте 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Аналогичная формулировка содержится и в пункте 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Если происходит мелиорация собственного земельного участка, то капитальные вложения увеличивают его первоначальную стоимость (п. 10 Методических указаний).

Обратите внимание: согласно пунк­ту 34 Методических указаний, капитальные вложения на коренное улучшение земель включаются в состав основных средств в конце отчетного года в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

А как быть, если происходит мелиорация арендованных земель? Такие затраты нужно учитывать как отдельные инвентарные объекты (п. 10 Методических указаний).

При этом приниматься к учету такой объект будет по первоначальной стоимости, которой будет признаваться либо стоимость работ, выполненных подрядной организацией, либо сумма собственных расходов компании (п. 7, 8 ПБУ 6/01).

Если мелиоративные работы были проделаны организацией самостоятельно, то на сумму произведенных затрат в течение года делаются записи по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетами 02, 70, 69 и т. д.

При привлечении сторонних организаций затраты отражаются в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). В дальнейшем стоимость работ по коренному улучшению земель, учтенная на счете 08, списывается в дебет счета 01.

При этом в зависимости от права собственности на земельный участок она либо увеличивает стоимость собственного земельного участка хозяйства, либо формирует стоимость нового основного средства в виде капвложений, если участок арендован.

Амортизируются только капитальные вложения, учтенные как самостоятельный объект основных средств.

…в налоговом учете

Что касается налогового учета, здесь действуют аналогичные нормы. В пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ указывается, что амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений.

Но только если они выполнены с согласия арендодателя. Соответственно, суммы начисленной амортизации на такие объекты учитываются в составе расходов при расчете налога на прибыль.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.

№ 1, капитальные затраты на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) включены в пятую амортизационную группу. Соответственно, срок их износа может быть свыше 7 лет до 10 лет включительно.

А если применяется спецрежим?

Возможность отнесения в состав затрат при расчете налогов при применении спецрежимов зависит от его вида и опять же от того, арендован этот участок или он принадлежит хозяйству. Если участок арендован, то расходы на его мелиорацию образуют отдельный объект амортизируемых основных средств (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Они включаются в состав затрат при определении налоговой базы на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 346.5 предприятиями – плательщиками ЕСХН и на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ теми, кто находится на «упрощенке».

Если участок принадлежит хозяйству, то порядок признания расходов на его мелиорацию зависит от вида применяемого им спецрежима. К сожалению, предприятия, находящиеся на упрощенной системе, не смогут принять такие расходы до момента продажи этого участка, поскольку они не предусмотрены пунктом 1 статьи 346.

16 Налогового кодекса РФ и не образуют отдельного объекта основных средств. Они увеличивают стоимость земельного участка, который, в свою очередь, при применении упрощенной системы не включается в состав основных средств, поскольку не является амортизируемым имуществом (п. 4 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Соответственно, затраты, увеличивающие стоимость этого участка, также в состав затрат при применении «упрощенного» налога не относятся.

Другое дело, если хозяйство является плательщиком единого сельхозналога. Оно может принять в состав затрат расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки равномерно в течение не менее семи лет (подп. 31 п. 2, п. 4.1 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Можно предположить, что хозяйство может аналогичным образом принимать в расходы и затраты, увеличивающие его стоимость, хотя Налоговый кодекс РФ и не указывает на это.

Поскольку официальных разъяснений и судебной практики по этому вопросу в открытых источниках нет, то советуем обратиться за разъяснениями в налоговую инспекцию.

НДС можно принять к вычету

Сельхозпредприятия, применяющие общую систему налогообложения, сумму «входного» НДС, уплаченную подрядной организации за выполненные мелиоративные работы на земельном участке, используемом организацией для операций, облагаемых НДС, имеют право принять к вычету на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Для этого также требуется, чтобы соблюдались условия, установленные в статье 172 Налогового кодекса РФ: наличие счета-фактуры и принятие на учет результатов выполненных работ.

А вот если происходит такой вид мелиорации, как строительство, к примеру, оросительных систем, то необходимо будет помимо всего прочего еще и начислить НДС. Ведь согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, выполнение строительных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения по НДС. Налоговой базой в этом случае будет служить стоимость всех работ на строительство мелиорационного сооружения (п. 2 ст. 159 Налогового кодекса РФ).

В дальнейшем исчисленные суммы НДС организация сможет принять к вычету на момент определения налоговой базы (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 Налогового кодекса РФ).

  • Важно запомнить
  • Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, выполненных арендатором с согласия арендодателя.

Особенности режима грунтовых вод при гидромелиорации земель

Изучение природных особенностей гидрогеологических условий и их изменения под влиянием мелиоративной деятельности зон не-

Читайте также:  Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

обходимо для решения многих инженерных задач на объектах при- родообустройства и водопользования.

Мелиоративная гидрогеология — это отрасль прикладной гид­рогеологии, которая изучает гидрогеологические условия в про­цессе мелиорации земель и для проектирования мелиоративных мероприятий (орошения, обводнения, осушения и пр.) с целью прогрессивного повышения плодородия почвы и высоких устой­чивых урожаев сельскохозяйственных культур на мелиорируемых землях.

Основными практическими задачами мелиоративной гидрогео­логии являются:

  • изучение гидрогеологических условий и прогноза их изменения под влиянием проектируемых мелиоративных решений;
  • проектирование дренажа, и других мелиоративных мероприятий;
  • рациональное использование и охрана подземных вод на мели-, орируемых территориях с учетом их воздействия на окру­жающую среду;
  • гидрогеологические наблюдения при эксплуатации мелиора­тивных систем.

Объективную оценку мелиоративных условий при гидромелио­рациях можно дать, только если специалисты гидрогеологи-мелио­раторы опираются на естественнонаучный анализ природных про­цессов, в том числе на изучение водного и солевого режима грун­товых вод.

Особенности режима грунтовых вод в районах орошения.

При оро­шении сельскохозяйственных полей часть вод идет на питание рас­тений, часть испаряется и часть (не считая сбрасываемой с полей) затрачивается на питание грунтовых вод.

В связи с этим уровень грунтовых вод поднимается, вследствие чего активизируются их ис­парение и накопление солей в зоне аэрации и грунтовых вод.

В ре­зультате может происходить засоление почв, что вызывает сни­жение урожайности сельскохозяйственных культур.

Дополнительное питание грунтовых вод происходит также при фильтрации воды из магистральных, распределительных и ороси­тельных каналов. Все эти процессы ведут к изменению режима грунтовых вод не только на орошаемых, но и на неорошаемых пло­щадях, расположенных в пределах массивов орошения.

Основными гидрологическими показателями, которые преобра­зуют ландшафты в зоне орошения, являются объем водоподачи (оросительная норма) и величина ирригационного питания. Оро ­сительная норма — это объем воды, который обеспечивает поддер­жание в корнеобитаемом слое почвы влажности, оптимальной для роста и развития растений и формирования максимального урожая культур.

Оптимальные биоклиматические оросительные нормы нетто (мм) сельскохозяйственных культур в различных природно-клима- тических зонах России, при различном уровне залегания грунтовых вод и для различной влагообеспеченности по году приведены в справочнике по мелиорации и водному хозяйству (орошение).

Ирригационное питание грунтовых вод

Ирригационное питание грунтовых вод (включающее инфильтра- ционное питание при поливах и фильтрационные потери из ирри­гационных каналов) является основным гидродинамическим пока­зателем, на который необходимо налагать ограничения.

При оценке инфильтрационного питания при поливах и начале процесса подъема уровня грунтовых вод необходимо учитывать возмож­ность транзитных потоков оросительной воды через корнеобитае­мый слой в объемах, достигающих, как правило, около 20% от сум­марных потерь воды на фильтрацию.

Фильтрационные потери из оросительной сети (из магистральных каналов, межхозяйствен- ной и внутрихозяйственной сети) могут достигать 40—50% расхода канала.

Для различных ландшафтно-климатических зон (в зависимости от суммарного водопотребления сельскохозяйственных культур) предложены экологические ограничения на величину инфильтра­ционного питания грунтовых вод, фильтрационные потери из ка­налов и оросительной сети и на величину суммарного ирригацион­ного питания грунтовых вод при существующем техническом и тех­нологическом уровне развития оросительных мелиораций.

Роль оросительных вод, фильтрующихся через дно и стенки ка­налов, в зависимости от природных условий может быть различной. Проникая в водоносные пласты и будучи менее плотными, они пла­вают на поверхности нижележащих слабо и сильно солоноватых вод, образуя своеобразные линзы и пополняя запасы подземных вод.

В условиях хорошего оттока они промывают почвы и породы от солей. В случае низких фильтрационных свойств пород и при отсутствии оттока в одних областях происходят подъем уровня грунтовых вод и подтопление, а в других вследствие испарения раз­вивается засоление почв.

На Украине (Ингулецкая оросительная система), в Азербай­джане (Кура-Араксинская низменность) и Туркмении за счет филь­трации вод из каналов и водохранилищ увеличились запасы под­земных вод, образовались верховодка, иногда с линзами пресных подземных вод, а также родники. Уровни грунтовых вод здесь быстро поднялись.

Орошение сточными водами

Использование для орошения сбросных вод различных предприятий и хозяйств началось в XIX в. Впервые этот способ был применен в 1888 г. под Одессой. Позднее началось орошение сточными водами земель вблизи Москвы (Лю­берецкие поля орошения), Киева и Донецка.

Проблема почвенной утилизации отходов на удобрения имеет разноплановые аспекты и не отделима от проблемы плодородия почв и экологии. Многолетний опыт использования животновод­ческих стоков для орошения кормовых культур показал их высокую эффективность — урожайность растений возрастает в 2—3 раза и более по сравнению с богарой.

Особенно эффективно использо­вание подобных стоков в Центрально-Черноземном, Поволжском, Северо-Кавказском и Западно-Сибирском районах. Исследования по орошению сточными водами проводились в Рязанской области (на ОАО «Рязанский свинокомплекс»).

Сточные воды свинокомп­лекса используются для орошения кормовых культур, причем в структуре посевных площадей выращиваются злаковые травы, ко­торые неоднозначно реагируют на поливы сточными водами.

Результаты научных исследований показали, что орошение мно­голетних трав животноводческими стоками обеспечивает повы­шение плодородия почв (повышается содержание гумуса, увеличи­вается степень насыщенности основаниями, возрастает количество калия и фосфора, повышается содержание марганца и меди). Оро­шение животноводческими стоками при оптимизации норм полива повышает и качество многолетних трав — возрастают содержание сырого протеина, общее количество аминокислот, содержание калия, фосфора.

При использовании животноводческих стоков свинокомплексов и ферм крупного рогатого скота в структуре посевных площадей кормовых севооборотов ведущей культурой должны быть много­летние травы, особенно злаковые, как источник получения грубых кормов, сена, сенажа, силоса, травяной муки. На землях, ороша­емых сточными водами, следует выращивать культуры, которые характеризуются положительной реакцией на вневегетационные поливы при круглогодовом регулярном и циклическом орошении.

Орошение сточными и минерализованными водами в ряде слу­чаев оказывает существенное влияние на режим подземных вод. Этот вид орошения предполагает, с одной стороны, самоочистку сточных вод, а с другой — использование сельскохозяйственными культурами питательных веществ, содержащихся в этих водах.

При орошении сточными водами обычно происходят загрязнение грунтовых вод и подъем их уровня.

Так, на ряде участков полей орошения в Донбассе за 25 лет произошел подъем уровня грун­товых вод, с 0,5 до 2,8 г/л увеличилась минерализация, гидрокарбо­натный состав грунтовых вод изменился на сульфатный состав.

Если подземные воды сверху перекрыты плотными водонепро­ницаемыми породами, то загрязнения может и не быть. Так, в районах вблизи г. Люберцы и с.

Кудиново, несмотря на 80-летний период орошения сточными водами, загрязнения подземных вод не установлено.

Для использования сточных сбросных вод в ка­честве оросительных необходимо детальное изучение гидрогеоло­гических условий района, в особенности естественного режима и элементов баланса подземных вод.

Режим грунтовых вод в районах осушения.

В осушаемой зоне устойчивость агроландшафтов определяется нормой осушения и отводом избыточных вод. Понижение уровня грунтовых вод под действием осушительной системы приводит к увеличению уклона грунтового потока и водопритока к мелиоративной системе.

С понижением уровня изменяется водообмен грунтовых вод с зоной аэрации и уменьшается расход грунтовых вод на испарение и питание их инфильтрационными водами, уменьшаются влаж­ность почв и водообеспеченность растений.

Осушительные системы должны обеспечивать оптимальные значения уровня грунтовых вод, влажности, зоны аэрации и температуры почв, которые отве­чают требованиям сельскохозяйственных культур и производства сельскохозяйственных и эксплуатационных работ на мелиориру­емых землях.

На осушительных системах технология регулирования водного режима почв должна обеспечивать оптимальный диапазон изменения влажности почв для различных культур. Нижний предел оптимальной влажности осушаемой торфяной почвы для боль­шинства культур составляет 55—60%, а верхний — 70—75% от полной влагоемкости.

Нормы осушения торфяных и минеральных почв должны изменяться в диапазонах от 65 до 100 см. Осушительные системы и мероприятия по их эксплуатации должны улучшать структурное состояние мелиорируемых почв, предохранять их от уплотнения, деградации и способствовать сохранению и накоп­лению гумуса в почве и повышению почвенного плодородия.

В районах осушения на заболоченных участках поверхность грунтовых вод совпадает с поверхностью земли или находится вблизи нее. Выделяются три типа сезонного режима грунтовых вод (А.А. Маккавеев):

  1. климатический, или водораздельный. Он наблюдается на плоских водоразделах и непроточных массивах со слабопрони­цаемыми водоносными породами и, следовательно, незначи­тельном подземном стоке. Колебания уровня грунтовых вод обу­словлены здесь атмосферными осадками и испарением;
  2. гидрологический. Он характерен для обширных низких речных террас и приозерных низменностей;
  3. напорный, или пьезометрический. Он типичен для районов, где грунтовые воды гидравлически связаны с нижележащими на­порными водами через слабопроницаемые породы, разделяющие грунтовые и напорные воды, или через окна в водонепроницаемой кровле напорных водоносных горизонтов. Этот тип является гидро­геологическим и чаще смешанным (климатическим и гидрологи­ческим, гидрологическим и гидрогеологическим).
Ссылка на основную публикацию