Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

 

Услуги автомобильных грузоперевозок пользуются огромным спросом и популярностью как среди физических лиц, так и юридических: быстро, удобно, выгодно, надежно.

Большая часть перевозок осуществляется без каких-либо неприятностей, однако, учитывая масштабы ежедневных отправлений груза автомобильным транспортом, часто возникают ситуации, когда груз не доходит до получателя, доставляется неполным или поврежденным.

Поэтому, основной категорией судебных разбирательств, вытекающих из договоров перевозки грузов автотранспортом, являются споры о взыскании убытков, вследствие повреждения или утраты груза.

Ответственность грузоперевозчика

В соответствии со статьей 796 Гражданского кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его приемки и до момента передачи грузополучателю или его представителю.

В период нахождения груза в ведении перевозчика, он отвечает за него в полном объеме в любых случаях, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение возникли вследствие непреодолимых, непредвиденных обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть или устранить.

 

Ответственность экспедитора грузоперевозки

Если перевозка груза осуществляется по договору экспедиции, согласно ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87 – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также ст. 803 Гражданского кодекса, экспедитор несет ответственность за повреждение, утрату или недостачу груза, даже при отсутствии своей вины.

Ответственность экспедитора может быть субсидиарной или солидарной совместно с перевозчиком. В любом случае, экспедитор должен будет частично или полностью покрыть убытки грузополучателя, в зависимости от условий договора экспедиции.

 

Ответственность экспедитора и перевозчика за повреждение (утрату) груза при ДТП

Если ДТП произошло по вине водителя – перевозчика, ответственность полностью лежит на транспортной и (или) экспедиторской компании. В случаях, когда перевозчик признается невиновным в ДТП, в результате которого был поврежден или утрачен груз, ответственность все равно лежит на перевозчике или экспедиторе, в соответствии с указанными выше положениями закона.

Дорожно-транспортное происшествие не может быть признано следствием непреодолимой силы, непредвиденной ситуацией и прочим форс-мажором, хотя судебная практика показывает, что бывают и такие ситуации, однако бремя доказывания лежит на перевозчике: он должен доказать, что подобную ситуацию не мог предвидеть и сделал все возможное во избежание порчи/утраты груза. Типичные аварии, лобовое столкновение со встречным автомобилем не являются той самой — непредвиденной ситуацией.

Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)

Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.

Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.

Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.

 

Страховое возмещение стоимости утраченного груза

Перевозка грузов автотранспортом в большинстве случаев связана со страхованием ответственности перевозчика или экспедитора. Договор страхования груза является безусловным основанием для возмещения ущерба в результате утраты или повреждения груза. Однако страховые компании неохотно осуществляют страховые выплаты, всегда затягивают сроки и зачастую, пытаются снизить размер этих выплат.

Не исключение ситуации, когда страховщик пытается всячески снять с себя ответственность за страховой случай, оставляя грузоперевозчика и грузополучателя 1 на 1 с возникшей проблемой.

Потерпевшая сторона может потерять время, выясняя степень ответственности перевозчика, которое может стоить сумме взыскания страховой выплаты.

Многие обращаются с иском в суд к перевозчику или экспедитору, а затем получают отказ по причине ненадлежащего ответчика.

Наличие договора страхования груза может стать только дополнительной причиной обратиться за помощью к квалифицированному юристу, ведь страховая компания будет всячески пытаться понести минимальные финансовые потери.

 

Взыскание ущерба при перевозке груза: порядок действий

Для успешного взыскания ущерба при перевозке груза в полном размере необходимо придерживаться основных правил:

  • При приемке груза – составить акт о повреждении, недостачи, утраты груза, сообщить об этом руководству транспортной (экспедиционной) компании;
  • Проследить, чтобы водитель перевозчика имел доверенность на подписание актов и заверил своей подписью акт утраты груза. Если перевозчик отказывается это делать, акт заверяется в одностороннем порядке и в нем делается соответствующая отметка;
  • При составлении акта желательно наличие независимых свидетелей;
  • Если груз был застрахован, необходимо уведомить страховую компанию о случившемся, и предъявить требования в размере, определяемый договором страхования груза;
  • Если страхование груза отсутствует, необходимо письменно предъявить претензию перевозчику и/или экспедитору с обоснованными требованиями о возмещении объявленной ценности за груз, его рыночной стоимости, или стоимости, которую потерял груз в результате повреждений;
  • Если виновник отказывается в добровольном порядке возместить потери, инициируется подача иска в судебные органы по подсудности: в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по месту нахождения перевозчика или экспедитора (если иное не оговорено договором оказания транспортных услуг);
  • После получения судебного решения о взыскании ущерба, потребуется получить исполнительный лист и подать соответствующее заявление в банк перевозчика или территориальное управление судебных приставов.
  • Обращаем внимание, что надлежащим истцом по иску о взыскании стоимости утраченного при перевозке автотранспортом груза является грузополучатель, либо лицо, которому он передал свои права на предъявление требований в рамках договора на перевозку груза.
  • Только своевременно обратившись за помощью к транспортному юристу вы укрепите свои шансы на полное возмещение убытков, понесенных в результате некачественных услуг перевозки.

 

Стоимость услуг транспортного юриста

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.

Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.

Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.

В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) грузаКак действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.

Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.

В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.

В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.

Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Читайте также:  Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам.

Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами.

Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.

Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.

При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.

Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.

При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.

Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.

В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.

Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.

Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.

Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.

Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.

Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.

Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.

В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.

Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.

 Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.

Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.

Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.

Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.

По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.

 Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.

Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

  • 1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
  • 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  • 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
  • 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Читайте также:  Что выгоднее ЕНВД или УСН для ИП - советы юриста

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки.

В настоящее время единого международного правового документа, регламентирующего отношения в сфере транспортно-экспедиторской деятельности, нет.

С целью формирования единообразной практики в сфере транспортно-экспедиторской деятельности ФИАТА разработала рекомендательные правила и условия экспедиторской деятельности, а также типовой экспедиторский договор.

Указанные документы носят не обязательный характер и по этой причине не могут служить основой для правоотношений сторон, если использование этих документов прямо не согласовано между сторонами договора.

  1. МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК, ФИНАНСОВЫЙ ПОТОК В МЕЖДУНАРОДНОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК.
  2. Из презентации
  3. Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
  4. Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза
  5. Из учебника Дыбской
  6. Главным преимуществом логистики и SCM в современном бизнесе является возможность обеспечить интеграцию усилий звеньев ЛС и цепей поставок в достижении стратегических целей организации введением предмета управления логистики — материальных, информационных и финансовых потоков.

В физическом смысле поток представляет собой непрерывное перемещение совокупности объектов в пространстве. В экономике чаще можно наблюдать очередь дискретных совокупностей объектов, которую принято называть дискретным потоком.

  • Материальный поток в логистике нередко представляет собой совокупность товарно­материальных ценностей, находящихся в различных точках пространства (на складских площадях, в производстве, на транспортных средствах, в торговых залах) и связанных между собой логикой развития бизнес­процесса производства продукции или оказания услуги.
  • Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам. Параметрами материальных потоков могут быть:
  • — номенклатура, ассортимент и количество (объем) продукции;
  • — габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
  • — весовые характеристики (общая масса, масса брутто, масса нетто);
  • — физико-химические характеристики груза; характеристики тары (упаковки);
  • — условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
  • — условия транспортировки и страхования грузов;
  • — финансовые (ценовые, стоимостные) характеристики и др.

С каждым из перечисленных параметров связан определенный объем сопутствующей информации, и со многими параметрами — финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также ограничения (например, бюджетные). Однако следует иметь в виду что, зачастую во временном и пространственном аспектах информационные и финансовые потоки.

В общеэкономическом смысле финансовый поток (cash flow) является базовым понятием современного финансового менеджмента и представляет собой поток расходов или доходов компании на протяжении определенного промежутка времени. Поток имеет исходный и конечный пункты, интенсивность и другие параметры (характеристики).

С позиций логистики финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов (денежных средств), связанных с материальными и/или информационными потоками в рамках ЛС компании или цепи поставок в целом.

Под управлением финансовыми потоками в логистике понимаются оптимизация финансового механизма ЛС, координирование финансовых операций, обеспечение их упорядоченности и сбалансированности. Основной эффект при этом достигается благодаря оптимизации свободных остатков финансовых средств, минимизации рисков, учету долгосрочных факторов развития системы.

  1. Информация, как объект управления в логистике, трансформируется в понятие информационного потока, подчеркивающего динамику ее получения и преобразования и связь с материальным потоком или сервисом.
  2. Информационный поток (ИП) — это поток сообщений и данных в речевой, документарной (бумажной и электронной) и другой форме, сопутствующий материальному потоку и/или процессу предоставления услуг в рассматриваемой ЛС (цепи поставок) и предназначенный для реализации управленческих функций.
  3. Правильно организованная информационная поддержка логистики должна обеспечивать следующие основные требования к ИП и системам передачи и обработки информации:
  4. — Точность — отсутствие ошибок.
  5. — Полнота — наличие всей требуемой информации.
  6. — Экономность — издержки на получение и обработку информации должны быть оптимизированы.
  7. — Четкость — информация должна сохраняться таким образом, чтобы получатель мог ее понять; например, информация может быть по своей природе количественной/качественной, числовой/ графической, печатной/выводимой на дисплей, обобщенной/детализированной.
  8. — Релевантность — информация необходима, чтобы позволить ее получателю решить задачу или принять решение.
  9. — Простота — информация не должна быть слишком сложной (отсутствие информационных перегрузок).
  10. — Своевременность — информация доступна тогда, когда она нужна.
  11. — Достоверность — информацию можно проверить на точность или надежность
  12. В «габлер-лексиконе» «логистической операцией называется совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного или финансового потока».

В терминологическом словаре А.Н. Родникова логистическая операция трактуется как «самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока».

Логистической операцией называется любое действие (или совокупность действий), связанное с возникновением или преобразованием основных (сопутствующих) потоков, не подлежащее дальнейшему делению (декомпозиции) в рамках задач управления и контроллинга существующей или проектируемой ЛС.

Утрата и удержание груза. Законные права перевозчика

27.11.2015

Пресс-служба Градиент Альфа

«Юрист компании»

Основной вопрос: компания оказывает услуги в сфере грузоперевозок. Как с максимальной пользой перевозчику использовать лазейки действующего законодательства. На что обратить особое внимание при страховании груза? При каких обстоятельствах возможно груз удержать? 

Решение: заключение договора экспедирования в ряде случаев позволит ограничить материальную ответственность исполнителя. Утрата застрахованного груза не всегда влечет получение выплаты. Перед фактическим удержанием груза следует проанализировать имеющийся  договор.

За утрату груза, произошедшую в ходе выполнения российской перевозки,  экспедитор несет ответственность аналогичную  ответственности перевозчика. А именно он обязан возместить ущерб в размере стоимости утраченного груза (ст.7 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», далее – закон № 87-ФЗ).  

Действующее российское законодательство позволяет исполнителю перевозки использовать различные договорные конструкции, такие как договор перевозки, экспедирования, агентский договор либо заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров. Договоры перевозки и транспортной экспедиции — наиболее распространенные формы договоров.

С помощью их клиенты оформляют сделки с транспортными предприятиями. Такие договоры могут быть схожими в части оказываемых услуг, но в тоже время имеют ряд отличий, позволяющий исполнителю перевозки с выгодой для себя использовать преимущества каждого из них.

Так, транспортная компания, безусловно, заинтересована в ограничении своей ответственности при возможной утрате груза.

Нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие взаимоотношения сторон договора перевозки содержат положения, устанавливающие обязанность перевозчика в случае утраты груза возместить ущерб в размере стоимости утраченного или недостающего груза. Вне зависимости от того где выполнялась перевозка — в международном или внутрироссийском сообщении. Тогда как ответственность экспедитора напрямую зависит от территориального признака перевозки.

Перевозчик отвечает за не сохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК РФ). Аналогичная норма встречается в российских транспортных уставах и кодексах (п. 1 ст. 118 Воздушного кодекса, ст.

95 Устава железнодорожного транспорта, ст. 117 Кодекса внутреннего водного транспорта, ст. 34 Устава автомобильного транспорта).

Исключение составляет Кодекс торгового мореплавания, положения которого предоставляют возможность освобождения перевозчика от ответственности, если он докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие обстоятельств, возникших не по вине перевозчика (подп. 12 п. 1 ст. 166).

При выполнении же международной перевозки размер его ответственности будет ограничен двумя расчетными единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного груза. Если более высокая сумма не возместило лицо, за которое отвечает экспедитор, то есть непосредственным перевозчиком (п. 2 ст. 7 Закона № 87-ФЗ).

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

Читайте также:  Статья 25. Непредоставление документов или неявка стороны

На практике это означает, что перевозчику до момента удовлетворения претензии клиента, следует просчитать, не превышает ли истребуемая сумма установленный законом предел.

Пример расчета на цифрах

Перевозчик потерял 50 кг груза из партии общим объемом 300 кг. Стоимость всего груза определена по договору в иностранной валюте – 1 000 долларов. Курс доллара по состоянию на 30.09.15 равен 65,73 руб., СДР к рублю — 92.8778. При этом:

стоимость всего груза в рублях составит 65 730 руб. (1000 *65.73),

одного килограмма груза — 219,10 руб. (65730/300),

фактическая стоимость утраченного груза – 10 955,00 руб. (50*219,10),

законный предел ответственности экспедитора — 9287,78 руб. (92.8778*2*50) ,

Итак: 9287,78

Утрата и повреждение груза при перевозке

Утрата груза перевозчиком часто компенсируется за счёт накопившейся дебиторской задолженности. Если же задолженности перед грузовладельцем или экспедитором нет или она существенно меньше стоимости утраченного груза, компенсировать утрату может быть сложно, а в некоторых случаях — абсолютно невозможно.

Первое, что должен сделать грузополучатель — составить в присутствии водителя акт об обнаруженном расхождении количества прибывшего груза грузосопроводительным документам. Требования к актам и порядок их составления устанавливается разделом VII Постановления Правительства от 21.12.

2020 года № 2200.

В акте обязательно следует указать состояние грузового отсека транспортного средства (с повреждениями, без повреждений), наличие или отсутствие пломбы, соответствие номера пломбы на прибывшем транспортном средстве с номером пломбы, указанным в 6-ой графе транспортной накладной.

Акт об утрате груза составляется в таком количестве экземпляров, сколько лиц принимало участие в его составлении. Если водитель отказывается принимать участие в составлении акта или отказывается его подписать, об этом делается соответствующая отметка с указанием причины отказа.

Особенности оформления порчи или утраты груза вследствие нарушения температурного режима перевозки.

После того, как факт недостачи груза зафиксирован в акте, следует либо направить перевозчику претензию с требованием возместить стоимость утраченного при перевозке груза, либо, если в договоре не предусмотрено соответствующего запрета, направить уведомление о зачёте однородных требований (ст. 410 Гражданского кодекса РФ).

Если же дебиторская задолженность грузовладельца или экспедитора перед перевозчиком превышает стоимость утраченного при перевозке груза, обязательство перевозчика возместить стоимость груза может быть частично исполнено зачётом, а частично в претензионном или судебном порядке.

Исковое заявление об утере груза перевозчиком может быть подано только после соблюдения претензионного порядка разрешения спора, об этом гласит пункт 1 статьи 797 Гражданского кодекса РФ.

Из содержания статьи 41 УАТиГНЭТ вытекает, что право подачи иска к перевозчику или фрахтовщику при утере груза возникает при полном или частичном отказе перевозчика возместить стоимость утраченного при перевозке груза, а также при отсутствии ответа на претензию в течение 30 дней с момента её получения.

Аналогичные сроки и условия применяются при утрате груза экспедитором.

Ответственность перевозчика за утерю не ограничивается одной лишь стоимостью утраченного груза, а дополняется его обязанностью возвратить провозную плату, взысканную за перевозку утраченного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (пункт 3 статьи 796 Гражданского кодекса РФ).

Следует отметить, что для экспедитора предусмотрена большая ответственность за утрату груза, которая предусматривает не только возмещение реального ущерба, но и возмещение упущенной выгоды, связанной с утратой груза (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 30.06.2003 г.

№ 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”).

Помимо того, договором транспортной экспедиции может быть установлена обязанность экспедитора вернуть ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного или недостающего груза (пункт 3 статьи 7 того же Федерального закона).

Ответственность водителя за недостачу груза

Часто грузополучатель пытается получить стоимость недостающего груза прямо на выгрузке непосредственно с водителя. Это грубейшая ошибка, причем, как для получателя, так и для перевозчика (разумеется, исключая случай, когда водитель является индивидуальным предпринимателем, который заключил договор перевозки и фигурирует в 10-ой графе транспортной накладной).

Дело в том, что ответственность за недостачу груза, в соответствии со ст. 796 Гражданского кодекса, несет перевозчик.

Статья 2 УАТиГНЭТ дает определение понятия “перевозчик” — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Водитель в подавляющем большинстве случаев не является перевозчиком. Правилами дорожного движения РФ определено, что водитель это лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

Пытаясь получить возмещение стоимости недостающего груза с водителя, сотрудник грузополучателя, перестаравшись, может быть привлечен к уголовной ответственности за вымогательство (ст. 163 УК РФ).

С другой стороны, если сумма недостающего груза невелика и водитель рассчитается за него на месте, это не означает, что к перевозчику не может быть предъявлено претензий за недостачу груза — редко кто утруждается надлежащим оформлением факта возмещения утраченного груза.

При отсутствии непосредственной вины, ответственность водителя перед работодателем ограничивается средним месячным заработком (ст. 241 Трудового кодекса РФ).

Однако, если недостача груза возникла непосредственно по вине водителя (говоря проще, если водитель его украл), то он обязан возместить работодателю полную стоимость украденного имущества (ст. 238 ТК РФ).

Право на предъявление требований о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, может быть предъявлено в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм (ст. 392 ТК РФ).

Объявленная ценность груза

Законодательством предусмотрена возможность объявить ценность груза (ч. 6 ст. 10 Устава автомобильного транспорта). При этом объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза (п.

14 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом). Нельзя устанавливать объявленную ценность насыпных, наливных, опасных, скоропортящихся, опломбированных грузоотправителем, делимых грузов (п. 78 Правил перевозки грузов).

Указать объявленную ценность груза можно в графе 5 транспортной накладной.

Закон защитил права перевозчиков, к которым могли быть предъявлены требования о возмещении ущерба за утрату и повреждение груза в большем размере, нежели его действительная стоимость.

При этом законодательство не защищает грузовладельцев, которые различным причинам (техническая ошибка, опечатка, человеческий фактор) могут допустить указание в транспортной накладной неверной, заниженной объявленной ценности груза.

Восполнять законодательный пробел приходится юристам. Единообразный подход по этому вопросу судами не выработан, поэтому доказывание несоответствия действительной стоимости груза и указанной в накладной объявленной ценности становится творческим процессом. Успех доказывания во многом зависит от квалификации юриста и наличия у него познаний в специфической области права.

Мнимая недостача груза

Вопросы из серии «на выгрузке обнаружили недостачу при целой пломбе и теперь мне не оплачивают перевозку» с завидной регулярностью появляются на тематических форумах. Да, мир не идеален.

Грузополучатель и грузоотправитель предпочитают не разбираться в причинах недостачи груза, а просто «повесить» мнимую недостачу на перевозчика, ведь часто перевозчик не отстаивает свои права, а молча соглашается с тем, что недостача груза произошла по его вине, и не важно, что кузов транспортного средства был опломбирован, а недостача груза обнаружилась при вскрытии запечатанной коробки, находящейся на обмотанном целлофаном паллете.

Одна из причин такого поведения перевозчика — относительно малые суммы, которые ему предъявляют к оплате, вернее, просто вычитают из ставки за перевозку. На это же делают ставку посредники, которые уверены в том, что перевозчик не будет отстаивать свои права.

Как показывает практика, случаи воровства водителем груза из кузова автомобиля скорее относятся к исключениям, нежели к обычному положению дел. Внутритарная недостача груза никак не может быть вменена в вину перевозчику и, соответственно, не может быть компенсирована за счёт перевозчика.

Часто перевозчику отказываются оплачивать перевозку даже за вычетом спорной суммы недовезённого груза, объясняя это тем, что грузовладелец «разбирается». Как нетрудно догадаться, «разбор» может длиться сколь угодно долго и выгоден он кому угодно, но только не перевозчику.

Обращаясь за юридической помощью, перевозчик не только отстаивает свои права и имущественные интересы, он также способствует оздоровлению всей отрасли в целом.

 Я предлагаю перевозчикам отстаивать свои законные интересы и не дарить диспетчерам и грузовладельцам деньги, по праву принадлежащие перевозчику.

Защита прав перевозчиков осуществляется всеми доступными способами, включая претензионную работу, телефонные переговоры, личные встречи с неплательщиком; при необходимости отстаивание интересов перевозчика осуществляется в суде.

Ссылка на основную публикацию