Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»

Соответствующий законопроект (№1166218-7) внесён на рассмотрение депутатов Госдумы РФ.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

Авторы документа – первый вице-спикер ГД Александр Жуков, председатель Комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская и председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков.

«Законопроект подготовлен во исполнение подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В. В. Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, состоявшегося 27 октября 2020 года.

В соответствии с поручением Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рекомендовано при участии Российского организационного комитета «Победа» подготовить к рассмотрению в период весенней сессии 2021 года проект федерального закона о внесении в Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» изменений, направленных на установление запрета публичного отождествления роли СССР и фашистской Германии во Второй мировой войне (1939-1945 гг.). В своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Президент Российской Федерации В. В. Путин особо отметил: «Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому — она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство. Мы обязаны защитить правду о Победе, иначе что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты… Такая работа — наш долг как страны-победительницы и ответственность перед будущими поколениями.». В последнее время в средствах массовой информации, в том числе, к сожалению, российских, регулярно публикуются и передаются в эфир бездоказательные обобщающие уничижительные высказывания, отождествляющие цели, решения и действия во время Великой Отечественной войны руководства, 2 командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства, командования и военнослужащих нацистской Германии. Считаем категорически недопустимым смешивание и (или) отождествление действий защитников Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за её свободу и независимость, действий солдат-освободителей, с направленными на уничтожение народов действиями солдат-оккупантов, лиц, признанными виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала). Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», направленные на установление запрета в публичном выступлении, в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», отождествлять цели, решения и действия руководства СССР, командования, военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования, военнослужащих нацистской Германии и стран оси, которые были установлены приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также отрицание решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии Союза ССР при освобождении стран Европы (новая статья б1). Наша принципиальная позиция — поставить законодательный заслон явным оскорблениям в адрес наших дедов и прадедов, омерзительным спекуляциям на нашей Победе, не дать заработать политического капитала на охаивании наших предков, сохранив при этом пространство для исторических изысканий, научных дискуссий, в том числе в части обсуждения конкретных действий и поступков конкретных лиц. Законопроект в целом направлен на сохранение памяти о защитниках Отечества, обеспечение правовой защиты исторической правды, значения подвига народа при защите Отечества», — гласит пояснительная записка к законопроекту.

Депутат Ямпольская подчеркнула: «Речь идёт вовсе не о наступлении на свободу слова, как пытаются представить дело некоторые наши оппоненты. Речь всего лишь о соблюдении приличий. В доме, где погибли близкие, не вывешивают портрет их убийц.

Не говорят, что палач и жертва равно виноваты. В России существуют исторические и нравственные аксиомы. Мы защищали свою землю от агрессоров, оккупантов, нелюдей. Советская армия — освободитель, а значит благодетель Европы.

Обсуждать любые конкретные ситуации, факты, документы можно и нужно. Только не забывая о том, что Советский Союз, русские люди вели главную борьбу со вселенским злом нацизма. Таков глобальный вектор.

Случались ли отклонения от вектора? Возможно и даже наверняка — в семье не без урода. Могут ли частности дискредитировать целое? Никогда. Добро остаётся Добром, Зло — Злом».

Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

двойной клик — редактировать изображение

В эфире «Эха Москвы» законопроект раскритиковал профессор Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства (создан в 2003-м по инициативе миллиардера Леонида Невзлина, вскоре бежавшего в Израиль и, позднее, заочно приговорённого в России к пожизненному заключению за организацию убийств), главред ежегодника «Архив еврейской истории», член редколлегий журналов «Российская история», «Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History», «East European Jewish Affairs» и «Jews in Russia and Eastern Europe» Олег Будницкий. Ему, видите ли, «не очень понятно, в чём необходимость принятия этого закона».

Читайте также:  Статья 1. Задачи мелиорации земель

Он демагогически вопрошает: «Кто эти люди, которые пытаются заработать политический капитал на охаивании наших предков? Кто в нашей стране омерзительно спекулирует на нашей победе?» Далее Будницкий вновь повторяет: «Непонятно, кто эти люди, которые охаивают наших предков». То есть о существовании «коллективного Гозмана» либеральному историку ничего не известно. Или сам Будницкий является частью «коллективного Гозмана»? Второй вариант больше похож на правду…

Также профессор ВШЭ сказал, что имеется «художественная литература, персонажи в которой сопоставляют нацистскую Германию и Советский Союз, и как это будет согласовываться с законом, остаётся неясным».

Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

двойной клик — редактировать изображение

Федеральный закон Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов N 80-ФЗ от 19.05.1995

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945 ГОДОВ
  • Принят Государственной Думой
  • 19 апреля 1995 года
  1. Исходя из традиций народов России хранить и беречь память о защитниках Родины, тех, кто отдал свои жизни в борьбе за ее свободу и независимость,
  2. принимая во внимание, что забота об участниках, о ветеранах и жертвах войны является историческим долгом общества и государства,
  3. учитывая народный, освободительный характер Великой Отечественной войны, участие в ней народов Европы и других континентов, необходимость международного сотрудничества в целях поддержания всеобщего мира и согласия, недопущения проявлений фашизма в любой форме,
  4. принимается настоящий Федеральный закон.

День 9 Мая является всенародным праздником — Днем Победы. День Победы — нерабочий день и ежегодно отмечается военным парадом и артиллерийским салютом.

  • Военные парады с привлечением вооружения и военной техники, использованием копий официального символа Победы советского народа в Великой Отечественной войне — Знамени Победы проводятся в столице Российской Федерации городе Москве, городах-героях, а также в городах, где дислоцированы штабы военных округов, флотов, общевойсковых армий и Каспийской флотилии.
  • Артиллерийский салют производится в городах-героях, а также в городах, где дислоцированы штабы военных округов, флотов, общевойсковых армий и Каспийской флотилии.
  • Порядок проведения праздничных шествий, собраний, митингов и демонстраций, посвященных Дню Победы, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • В столице Российской Федерации городе Москве у Вечного огня на могиле Неизвестного солдата устанавливается постоянный пост почетного караула.
  • Порядок передачи, учета, хранения и экспозиции государственных наград и других знаков отличия, связанных с событиями Великой Отечественной войны, определяется законодательством Российской Федерации о государственных наградах.
  • Государственные награды и другие знаки отличия, связанные с событиями Великой Отечественной войны, не могут быть объектами отчуждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • Нарушение законодательства Российской Федерации о государственных наградах и других знаках отличия, связанных с событиями Великой Отечественной войны, влечет уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Настоящим Федеральным законом учреждается ежегодная Государственная премия Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова за выдающиеся достижения в области военной науки и создания военной техники, а также за лучшие произведения литературы и искусства, посвященные Великой Отечественной войне.

Размер, порядок присуждения и вручения Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова определяются положением о Государственной премии Российской Федерации имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

  1. К памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны.
  2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.
  3. Сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечиваются выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации — на памятники регионального значения и местных бюджетов — на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвованиями физических и юридических лиц.
  4. В Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.

Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории.

  • В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
  • Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
  • Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
  • Перечень организаций, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, а также атрибутики и символики указанных организаций определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Правительству Российской Федерации разработать и утвердить целевую государственную программу оказания помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны.
  • Обеспечение повседневной помощи участникам, ветеранам и жертвам Великой Отечественной войны, контроль за предоставлением им льгот и социальных гарантий осуществляются в соответствии с законами и иными правовыми актами о ветеранах, принимаемыми в Российской Федерации.
  • Российская Федерация обеспечивает соблюдение международных договоров об оказании помощи участникам, ветеранам и жертвам второй мировой войны.
  • На основе соответствующих международных договоров Российская Федерация обеспечивает сооружение, сохранение и реставрацию памятников в местах захоронения граждан Союза ССР, погибших во время второй мировой войны, которые находятся за пределами территории Российской Федерации.
  • Российская Федерация содействует выявлению захоронений жертв второй мировой войны, расположенных на ее территории, сооружению, сохранению и реставрации памятников в местах захоронений.
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации
  • Б.ЕЛЬЦИН
  • Москва, Кремль 19 мая 1995 года
  • N 80-ФЗ
Читайте также:  Статья 14. Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры

Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать] Постоянная ссылка на документ URL документа [скопировать] HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать] BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать] в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать] ОФОРМИВ ОНЛАЙН-ЗАЯВКУ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ 10% Федеральный закон от 19.05.1995 N 80-ФЗ (ред. от 02.12.2019)

Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму"

В настоящее время проблема терроризма и экстремизма остается одной из самых серьезных для международного сообщества, а борьба с экстремистскими и террористическими группировками входит в число самых актуальных задач современного общества.

Понятие экстремизма, или экстремистской деятельности, включает пропаганду расовых, межнациональных и религиозных конфликтов с использованием методов агрессивного и незаконного воздействия, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.

Экстремистская деятельность выражается в различных формах гражданского неповиновения, в том числе террористических акциях, направленных против органов государственного управления и представителей властных структур, а также мирного населения.

Таким образом, терроризм — одно из проявлений экстремизма, форма политической борьбы, связанная с применением идеологически мотивированного насилия.

Правовые основы противодействия экстремистской деятельности — это правовое обеспечение в области борьбы с экстремистской деятельностью. Правовые основы противодействия экстремистской деятельности закреплены не только в Федеральном законе от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», но и в ином законодательстве.

Прежде всего необходимо назвать Конституцию Российской Федерации, предусматривающую равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, право на свободу передвижения, свободу определения национальной принадлежности и пользование родным языком, свободу совести и вероисповедания, активное и пассивное избирательные права.

По сути, экстремистская деятельность направлена на нарушение большинства норм, предусмотренных гл. 1 и 2 Конституции РФ.

Уголовный кодекс РФ в ст. 205.2, 280, 280.1, 282, 282.1, 282.

2 предусматривает уголовную ответственность соответственно за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организацию экстремистского сообщества, организацию деятельности экстремистской организации. Ряд иных норм уголовного закона также определяют ответственность за совершение отдельных форм экстремистской деятельности, в частности за финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в гл. 5, 17, 19, ст. 13.15, 15.27, 15.27.1, 20.28, 20.29 также содержит множество норм, направленных на борьбу с отдельными проявлениями экстремистской деятельности.

Существенная часть норм Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» также направлена на закрепление ответственности различных субъектов за осуществление экстремистской деятельности. К ним относятся:

  • статья 9 «Ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности»;
  • статья 11 «Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности»;
  • статья 13 «Ответственность за распространение экстремистских материалов»;
  • статья 14 «Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности»;
  • статья 15 «Ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности».
Читайте также:  Статья 14. Ограничение или запрещение оборота некоторых наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

Косвенно к нормам, регламентирующим ответственность за осуществление экстремистской деятельности, можно отнести также положения ст. 6 — 8, 10, 12, 16 указанного Федерального закона.

Правовую основу противодействия экстремистской деятельности составляет также и иное федеральное законодательство, подзаконные акты, а также международные акты, в частности:

  • Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) (ETS N 90);
  • Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (заключена в г. Шанхае 15.06.2001);
  • Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.);

Федеральный закон от 04.11.2014 N 332-ФЗ
"О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов" и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

  • РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
  • В СТАТЬЮ 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПОБЕДЫ
  • СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 — 1945
  • ГОДОВ» И СТАТЬЮ 20.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Принят
  • Государственной Думой
  • 24 октября 2014 года
  • Одобрен
  • Советом Федерации
  • 29 октября 2014 года
  • Статья 1
  • Внести в статью 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1928) следующие изменения:
  • 1) дополнить частью третьей следующего содержания:
  • «Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.»;
  • 2) дополнить частью четвертой следующего содержания:
  • «Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.»;
  • 3) дополнить частью пятой следующего содержания:

«Перечень организаций, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, а также атрибутики и символики указанных организаций определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; 2007, N 21, ст. 2456; N 26, ст. 3089; 2012, N 53, ст. 7580) изложить в следующей редакции:

«Статья 20.3. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами

  1. 1. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —
  2. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
  3. 2. Изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.».

  • Президент
  • Российской Федерации
  • В.ПУТИН
  • Москва, Кремль
  • 4 ноября 2014 года
  • N 332-ФЗ
Ссылка на основную публикацию