Статья 54. Об отмене ранее принятых законов

Вопрос о повышении возраста выхода граждан России на пенсию остаётся актуальным и болезненным. Возможно ли сейчас вернуть его к дореформенным показателям, и что на этот счёт думают эксперты и представители Кремля, расскажет информационное агенство ВикиПрофит.

Возраст выхода на пенсию могут снизить – эксперт назвал условия для новой пенсионной реформы

С 1 января 2019 года в России была осуществлена масштабная пенсионная реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию практически всех граждан страны. Нововведение вызвало массу недовольств, которые продолжаются до сих пор.

Перспективы возврата в дореформенное положение пенсионной сферы в настоящее время неясны, но есть ряд условий, при которых это становится более реальным.

Ситуацию описал заместитель директора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов, который утверждает, что возврат к прежнему пенсионному возрасту возможен, если экономическое положение в стране выйдет на новый уровень и существенно увеличит свои показатели.

Ключевым шагом к достижению этой цели должна стать выгодная продажа российской нефти и газа. По словам Валерия Миронова именно это принесёт дополнительную прибыль стране и сделает возможным наполнение казны Пенсионного фонда, и, соответственно, ввести послабления по возрасту для российских пенсионеров.

Изменения вряд ли произойдут в 2021 году, так как Федеральный бюджет на текущее время сформирован и утверждён, и изменения в финансировании пенсионных реформ в него заложено не было.

Новый законопроект готовят в Госдуме – «Справедливая Россия» добивается снижения пенсионного возраста

На рассмотрение в Госдуму внесено предложение депутатами партии «Справедливая Россия». Чиновники ходатайствуют за возврат в стране прежнего возраста выхода на пенсию, который был до 1 января 2019 года.

Одной из причин повышения пенсионного возраста в РФ было стремление последовать примеру запада, где, по большей части, этот показатель завышен.

По статистическим подсчётам, представленным правительству Сергеем Мироновым, до возраста 65 лет, который предусмотрен для заслуженного отдыха мужчин, доживают лишь 57% россиян. Тогда как в Швейцарии или Исландии этот показатель составляет 90%, не отстает и Италия, Швеция и Нидерланды – 89% мужчин благополучно доживают до пенсии.

Также представитель партии отметил, что поднятие пенсионного возраста еще сильнее усугубило одну из главных социальных проблем России – низкие заработные платы и удешевление рабочей силы. По его мнению, возврат к прежним возрастным показателям способен несколько улучшить общее положение в стране.

«Неужели повысят!»: об индексации пенсии работающим пенсионерам заговорили в Кремле – увеличение в апреле 2021 года Тема индексации выплат пенсионерам России обсуждается ежегодно. Заморозка выплат произошла в 2016 году и с того времени не было увеличения пенсии для тех, кто официально работает. По словам…

Кому из россиян положена досрочная пенсия и её повышение – категория льготников и список профессий

В 2021 году обновлён список профессий, которые могут уйти на заслуженный отдых раньше своих соотечественников. Об этом сообщило Министерство труда и разработало для Пенсионного фонда России законопроект, который расширил список специальностей и организаций, работники которых могут выйти на пенсию досрочно.

К их числу относятся:

  1. Учителя.
  2. Медицинские работники.
  3. Пожарные и спасатели.
  4. Машинисты железнодорожного транспорта.
  5. Шахтёры.
  6. Водители автобусов и троллейбусов.
  7. Работники лесозаготовок.
  8. Сотрудники метро.
  9. Деятели искусства.
  10. Работники текстильного производства.

У каждой категории необходимый стаж выхода на пенсию варьируется от 25 до 30 лет, таким образом, средний возраст граждан на этот момент составляет 45-50 лет.

Почетный член президиума Союза пенсионеров России Людмила Пискунова рассказала, что некоторым категориям льготников положено повышение пенсионных выплат в 2021 году. Это касается людей, имеющих государственные награды и звания. Также повышение коснется граждан, верных деятельности в своём регионе – их стаж должен быть не менее 40 лет в одном субъекте России.

Отмена пенсионной реформы в России возможна в 2021 году

Какой период работы войдет в стаж для начисления досрочного выхода на пенсию – решение премьерминистра

В марте 2021 года Михаилом Мишустиным был подписан новый законопроект, который касался изменений в подсчёте трудового стажа для выхода на льготный заслуженный отдых.

До этого времени в счёт входило только то время, которое работник проводил непосредственно на рабочем месте, отныне же правительство готово включить в льготный стаж и период неполного рабочего дня. Также стало учитываться время, проведённое на курсах повышения квалификации и другое обучение с целью усовершенствования профессиональных навыков работников.

По словам Пенсионного фонда это условие станет доступно только в том случае, если работодатели на время учёбы будут продолжать отчислять налог в ведомство и сохранят за сотрудниками их рабочие места.

Как и прежде в стаж будет включаться оплачиваемые отпуска и время получения пособий по безработице.

Статья 54. Об отмене ранее принятых законов

Статья 54. Об отмене ранее принятых законов

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации не применяется Закон СССР «О кооперации в СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 22, ст.

355; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 19, ст. 350; 1990, № 26, ст. 489; 1991, № 11, ст. 294; № 12, ст.

324, 325) в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов.

Вопрос 411. Основания к отмене и изменению приговора в кассационном порядке. Особенности оснований к отмене и изменению приговора, постановленного судом присяжных либо с применением особого порядка судебного разбирательства. Порядок рассмотрения дел кассационной

Список принятых сокращений

Список принятых сокращений
Конституция РФ – Конституция Российской Федерации.АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.БВС РСФСР – Бюллетень Верховного Суда РСФСР.БВС РФ – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.БНА ФОИВ – Бюллетень

Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принятых решений

Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принятых решений
Гражданин вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц Федеральной миграционной службы в ходе предоставления ими государственной услуги по регистрационному

Глава VI. ПОРЯДОК СОХРАНЕНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ (ПРЕОБРАЗОВАНИЯ) РАНЕЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ

Глава VI. ПОРЯДОК СОХРАНЕНИЯ И КОНВЕРТАЦИИ (ПРЕОБРАЗОВАНИЯ) РАНЕЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРАВ Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего

Признание ранее возникших прав

Признание ранее возникших прав
В соответствии со статьей 6 Федерального закона о ГРПНИСН права на НИ, возникшие до момента вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным

Статья 6. Признание ранее возникших прав

Статья 6. Признание ранее возникших прав
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным

Указатель принятых сокращений

Указатель принятых сокращений
АПК — Арбитражный процессуальный кодекс Российской ФедерацииБ НА РФ — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской ФедерацииГПК 1964 года — Гражданский процессуальный кодекс РСФСРГПК — Гражданский процессуальный

Статья 6. Признание ранее возникших прав

Статья 6.
Признание ранее возникших прав
Комментарий к статье 61. Данная статья в продолжение п.2 ст.4 комментируемого Закона устанавливает, что права на недвижимость, возникшие до принятия данного Закона, признаются в Российской Федерации. Это правило можно назвать

Список принятых сокращений

Список принятых сокращений
ГК РФ – Гражданский кодекс Российской ФедерацииГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс Российской ФедерацииЖК РФ – Жилищный кодекс Российской ФедерацииЗакон РФ – Закон Российской ФедерацииКоАП РФ – Кодекс об административных

Влияние ранее действовавшего законодательства

Влияние ранее действовавшего законодательства
Множество сложностей связано с особенностями развития авторского права в России. Так, действующее российское законодательство об авторском праве кардинальным образом отличается от законодательства, которое действовало

Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов

Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
Нормативные правовые акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием

Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы

Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
Контракты о прохождении военной службы, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в течение сроков, на которые они были

Статья 6. Признание ранее возникших прав

Статья 6. Признание ранее возникших прав
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным

Статья 110. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации

Принимая нормативный правовой акт, законодатель стремится урегулировать ту или иную сферу общественных отношений, создать справедливые и понятные всем участникам отношений правила поведения. Нормы права могут как создавать новые общественные отношения, так и закреплять уже существующие.

Читайте также:  Статья 37. Отпуск по личным обстоятельствам

Появление нового закона в сфере образования направлено на решение двух задач. Во-первых, реформировать систему образования, установив новые правовые институты. Во-вторых, упорядочить правовое регулирование образовательных отношений, проведя систематизацию законодательства.

И в первом, и во втором случае для успешного решения поставленных задач вместе с принятием нового закона необходимо «расчистить» законодательный массив, отменив те нормативные акты, которые уже фактически перестали действовать.

В теории права можно встретить несколько способов прекращение действия нормативного правового акта:

  • прямая отмена нормативного правового акта;
  • фактическая отмена одного нормативного правого акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же предмету правового регулирования;
  • истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;
  • исчезновение общественных отношений, на урегулирование которых был направлен нормативный правовой акт[1].

В данном случае происходит смешение двух понятий: прекращение действия нормативного правового акта и прекращение действия нормы права. Нормативный правовой акт может прекратить свое действие, только по двум основаниям: или принята норма об его отмене, или истек срок, на который он был принят.

В остальных случаях акт будет продолжать действовать, не имея при этом никаких юридических последствий. Действие формально неотмененных, однако фактически не регулирующих общественные отношения актов создает трудности для правоприменителя при выборе нужной нормы права.

В идеальной ситуации нормативный правовой акт, который перестал фактически регулировать общественные отношения, должен быть отменен формально.

Отмена нормативных правовых актов может быть оформлена тремя различными способами. Во-первых, с принятием закона может быть принят закон о его введении в действие, где будут содержаться нормы об отмене ранее действовавших актов. Такая практика характерна при принятии кодексов[2].

Во-вторых, могут приниматься специальные акты, содержанием которых является только отмена нормативных правовых актов. На современном этапе нормотворчества такие акты принимаются достаточно редко и в основном на подзаконном уровне[3]. Законодатель стремится своевременно отменять «устаревшие» акты.

Наиболее эффективно это получается делать третьим из возможных способов – включением специальных норм об отмене ранее действовавших норм в текст акта, содержащего новые правила поведения. По такому пути и пошел законодатель при принятии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Комментируемые статьи, отменяют действия ранее принятых актов.

Отмена нормативных правовых актов в сфере образования преследует несколько задач, важнейшей из которых является систематизация законодательства в сфере образования для удобства его использования правоприменителями. Несмотря на то, что новый закон не получил название кодекса, он является базовым законом, регулирующим отношения в сфере образования.

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать данному закону (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В данном случае отмена ранее принятых нормативных правовых актов не означает кардинальной реформы системы образования. Многие нормы, содержавшиеся в отмененных законах, воспроизводятся в новом законе. Отмена же актов необходима для устранения коллизии и упрощения работы с данными нормами, так как они содержатся в одном акте.

Еще одна задача при отмене актов – исключить правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые фактически перестали существовать.

Так, например, в Постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года № 13-11 «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» содержится положение об основах идейно-политического воспитания: «В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историческом опыте КПСС»[4]. Несомненно, в современных общественно-политических реалиях данная норма морально устарела.

Обе комментируемые статьи содержат перечни актов, действие которых отменяется на территории Российской Федерации. Необходимость двух статей, посвященных данному вопросу, обусловлена различием правовой природы актов в них содержащихся. Статья 109 признает акты не действующими на территории Российской Федерации.

В данной статье содержатся акты, изданные от имени СССР. Статья 110 признает утратившими силу актов РСФСР и Российской Федерации.

Разница между актами, отмененными на территории Российской Федерации, и актами, утратившими силу, заключается в особенностях юридической техники, а также действии актов во времени и пространстве.

СССР прекратило свое существование, а Российская Федерация является правопреемником СССР на международной арене. Однако в вопросе действия нормативных правовых актов СССР вопрос решается иначе.

Для того чтобы дать ответ на вопрос о действии нормативных правовых актов, принятых в советский период, необходимо рассмотреть раздел 2 и ч. 3 ст.

15 Конституции РФ, в соответствии с которыми законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей.

При этом применяться может только тот акт, который был официально опубликован. Таким образом, если акт издан в советский период и не противоречит Конституции РФ, был официально опубликован, то данный акт признается действующим на территории Российской Федерации.

В состав СССР к моменту его распада входило 15 союзных республик, в их числе и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Акты, принимаемые на общесоюзном уровне, то есть на уровне СССР, действовали на территории всего Советского Союза, в том числе и на территории РСФСР.

После распада СССР в конституциях многих вновь образованных государств закреплялось переходное положение о продолжении действия актов СССР.

На современном этапе отменить действие акта СССР Российская Федерация не может, так как эти акты могут продолжать действовать на территории государств, входивших ранее в СССР. Такая отмена значила бы вмешательство в суверенитет других государств.

Именно по этой причине в отношении любых актов, принятых от имени СССР, Российская Федерация может лишь приостановить их действие на своей территории. В отношении же актов РСФСР Российская Федерация полномочна принять решение об их отмене.

Вызывает интерес правовая природа утративших силу актов. По общему правилу акты отменяются актами равной юридической силы. Так законы отменяются законами, акты правительства – актами правительства и т.д.

Однако в перечне актов, не действующих на территории Российской Федерации и подлежащих отмене, помимо собственно законов содержатся и иные акты: указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета, постановления Президиума Верховного Совета СССР.

Правовая природа таких актов требует отдельного пояснения. Трудность в их определении или даже перечислении заключается в том, что нельзя определить исчерпывающий перечень вопросов, которые могли быть решаемы Верховным Советом.

Как высший государственный орган СССР он мог принять к рассмотрению любой вопрос государственной жизни, отнесенной к общесоюзной компетенции. В форме постановлений, как правило, принимались распорядительные акты.

Например, об утверждении персонального состава органов власти, прямо подотчетных Верховному Совету (Президиум, Совет Министров, Верховный Суд, Генеральный прокурор), об утверждении государственного бюджета и об одобрении политики советского правительства по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. С точки зрения юридической силы, перечисленные постановления в системе источников советского права были выше, чем акты всех других органов государственной власти союза и республик.

Неоднозначные по своей юридической природе правовые акты Президиума Верховного Совета СССР являются следствием неясности в определении положения данного органа власти в системе государственного управления[5]. Среди форм правовых актов Президиума Верховного Совета можно выделить указы и постановления.

Постановления Президиума представляли собой акты внутриорганизационного характера, регламентирующие деятельность самого Президиума и его аппарата.

Со временем в процессе реализации своих функций перед Президиумом возникла необходимость использовать формы постановления для принятия актов, сфера регулирования которых выходила за рамки организации работы Президиума.

Наиболее часто такая форма использовалась при оформлении совместных решений Президиума и иных государственных или партийных органов. В форме постановлений принимались также и акты официального толкования, так называемые интерпретационные акты.

Другой формой актов, издаваемых Президиумом Верховного Совета СССР, являлись указы. Указы, в свою очередь, подразделялись на два вида: нормативные и распорядительного характера. Первые подлежали утверждению Верховным Советом[6].

Таким образом, утратившими юридическую силу были признаны не только нормативные, но и распорядительные и интерпретационные акты.

[1] Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998.

[2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.

3302; Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст.

Читайте также:  Статья 33. судебный контроль за совершением нотариальных действий

2955; Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4924 и др.

[3] См: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 245 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) РСФСР»// Собрание законодательства РФ.

2012. № 15. Ст. 1777; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 634 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4069 и др.

[4] Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 16. Ст. 237.

[5] Кравцов Б. П. Верховный Совет СССР. М., 1954; Беспалый И. Т. Президиум Верховного Совета союзной республики. М., 1959; Кутафин О. Е.

Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР // Советское государство и право. 1966. № 4; Кузнецов И. Н.

Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 8.

[6] Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С.111

Гинзбург Юрий Владимирович, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

«Кто сказал про увольнение? Просто сидишь без зарплаты»: как россиян «убеждают» прививаться

Иммунолог, доцент московского медуниверситета имени Сеченова Николай Крючков считает, что в нежелании россиян прививаться виноваты прежде всего власти, информация от которых изменчива и неоднородна. Именно манипуляции, а не реальные проблемы с вакциной — основная причина отказов.

По мнению эксперта, то, что «Спутник V» опасен и неэффективен — миф, под которым нет реальных оснований. Просто в том, что российскую вакцину еще не закупает Европа или США, ищут подтверждение те, кто просто боится вакцинироваться.

Вместе с иммунологом 161.RU разобрал главные вопросы о вакцинации.

Какие побочные эффекты могут быть от вакцинации?

— Вакцина «Спутник V» и «Спутник Лайт» — это высокореактогенные вакцины.

У большей части вакцинированных будут наблюдаться гриппоподобные проявления: уплотнение в месте инъекции, головная боль, повышенная температура, боль в мышцах и суставах, общая сильная слабость, — рассказывает Крючков.

— «Побочка» проявляется очень часто в течение 1–3 дней с момента введения вакцины как первого компонента, так и второго. Другие две вакцины малореактогенны, особенно «ЭпиВакКорона». Она не вызывает никаких особых реакций.

Медик не отрицает, что в качестве побочных эффектов часто приводят тромбозы, как после других известных и общепризнанных аденовирусных вакцин, но пока ни одного случая не доказано именно от российской вакцины «Спутник V».

— То ли это в связи с тем, что не всё учитывается, то ли действительно «Спутник» более безопасен, чем зарубежные вакцины AstraZeneca и Johnson&Johnson, которые вызывают этот побочный эффект, но тоже очень редко.

Николай Крючков — доцент Первого московского государственного медуниверситета имени Сеченова, кандидат медицинских наук (Институт иммунологии ФМБА России), магистр общественного здоровья (Ивритский Университет, Израиль).

Более 9 лет работал в фармацевтической индустрии, руководил департаментами клинических и доклинических исследований. За 18 лет научно-исследовательской деятельности опубликовал более 60 работ в российских и международных научных журналах, сборниках.

Член экспертного совета проекта «Качество жизни». Разработал первое в России мультимедийное пособие по биостатистике.

Прививка опасна для репродуктивной системы?

— Никаких доказательств этому нет. Никаких, — настаивает Крючков.

— Я думаю, что это больше такие фобии, потому что все вакцины клинически исследуются, в том числе исследуются процессы и влияния на плод, эмбрион и новорожденных, поэтому там никаких таких эффектов не показано.

Если было бы показано и доказано, то препарат не выводился бы на рынок ни в коем случае и не продавался бы за рубеж. Представьте, как другие страны бы заклевали Россию. Это полный миф.

Российские вакцины не прошли испытания?

— На сегодняшний день «Спутник V» — самая проверенная вакцина. Есть уже промежуточный отчет по первой и второй фазе, промежуточный по третьей. Всё это опубликовано в международном журнале Lancet по «Спутник V», — отметил иммунолог.

— Еще не прошел год. Тем не менее — это самая проверенная вакцина. Есть вопросы, конечно, и это обсуждается, но сам факт того, что это опубликовано и факт того, что показана столь высокая техническая эффективность, говорит о ее качестве.

Обратная сила закона: определение, применение, законодательная база

Юридическая консультация > Административное право > Какой закон имеет обратную силу на территории РФ и как его определить

Законодательство любой страны с течением времени требует некоторых поправок или принятия новых положений, регулирующих те или иные виды правоотношений. В зависимости от того, в какой сфере и когда был принят закон, он может либо иметь обратную силу, либо не иметь.

Данное понятие нередко встречается в разрешении некоторых споров, касающихся правоотношений между субъектами права. Однако далеко не каждый в должной мере осведомлен с тем, какой закон имеет обратную силу и в чем подобная «сила» проявляется. Разобраться со всеми нюансами данной темы поможет представленный ниже материал.

Что значит «закон не имеет обратной силы» применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Гражданские правоотношения в своей основе должны обеспечивать стабильность для их участников. Именно поэтому ст. 4 ГК РФ уточняет, что обратной силы нормы закона иметь не будут. Таким образом, на отношения, которые возникли до введения в действие нормативного акта, будет распространяться закон, действовавший до этого.

https://www.youtube.com/watch?v=1JVCO9Du7Kg\u0026t=1s

То же правило относится и к длящимся правоотношениям: действует та норма права, которая была актуальна на момент подачи иска или совершения иного юридически значимого действия, которое повлекло возникновение, изменение или прекращение отношений. Однако, даже если правоотношения возникли до введения в действие гражданского закона, устанавливающего новые правила, права и обязанности лиц, возникшие после введения действия закона, будут им урегулированы.

Обратная сила в уголовном праве — это вариант реализации принципа гуманизма и защиты прав граждан. В ст. 10 УК РФ указывается на исключения из общего правила, которые распространяются на случаи:

  • декриминализации деяния;
  • смягчения наказания;
  • улучшения положения лица.

Закон же, который, устанавливает преступность деяния или ухудшает положение гражданина, обратной силы иметь не будет никогда.

Действие договора во времени и пространстве

В международно-правовых актах и литературе для обо­значения действия договора нередко используется термин «при­менение» (например, в разделе Венской конвенции о праве ме­ждународных «Применение» говорится о территориальной сфере действия, о том, что они не имеют обратной силы, как определяются права и обязанности государств-участников последовательно заключенных догово­ров).

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Мнение эксперта

Макаров Игорь Тарасович

Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Отношения сторон по, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

закреплено чрезвычайно важное для развития гражданского оборота правило о том, что закон обратной силы не имеет.

Законодательство любой страны с течением времени требует некоторых поправок или принятия новых положений, регулирующих те или иные виды правоотношений. В зависимости от того, в какой сфере и когда был принят закон, он может либо иметь обратную силу, либо не иметь.

Данное понятие нередко встречается в разрешении некоторых споров, касающихся правоотношений между субъектами права. Однако далеко не каждый в должной мере осведомлен с тем, какой закон имеет обратную силу и в чем подобная «сила» проявляется. Разобраться со всеми нюансами данной темы поможет представленный ниже материал.

Правила об обратной силе закона в Конституции РФ

Правила, которые включены в ст. 54 Конституции РФ, обеспечивают реализацию международно-правовой практики о действии закона во времени. В силу ч. 1 ст.

54 Конституции РФ закон обратной силы не имеет, однако это касается только законов, отягчающих ответственность граждан, юридических и должностных лиц.

Нормы статей Конституции обязательны для всех отраслей права, даже если в отраслевом кодексе или ином акте вопрос действия его норм во времени не регламентирован.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, никто не несет наказания за деяние, которое не являлось правонарушением на момент его совершения. Указанное положение не допускает привлечения к ответственности по вновь введенным составам правонарушений и преступлений, если деяния, охватываемые диспозицией введенных статей, были совершены до введения их в действие.

Таким образом, обратная сила закона направлена на защиту прав гражданина. Она не допускает ухудшения его положения по сравнению с тем, которое имело место до введения в силу нового закона. С сайта nsovetnik.ru

Читайте также:  Статья 4. Виды ставок пошлин

Законодательная база

Правила действия законов, имеющих обратную силу, собраны в следующей законодательной базе:

  • «Конституция Российской Федерации», статья № 54;
  • «Гражданский кодекс Российской Федерации», статья № 4;
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации», статья № 10;
  • «Трудовой кодекс Российской Федерации», статья № 12;
  • «Гражданский кодекс Российской Федерации», статья № 422.

Разобраться с ретроактивными законами не представляет труда даже для обычных граждан, не имеющих особых знаний в законодательстве, ведь они применимы буквально во всех областях. Принципы данных законов прописаны в законодательной базе, доступной любому заинтересованному лицу.

Обратная сила как конституционное положение

Рассматриваемый принцип закреплён не только в уголовном законодательстве, но и в ряде других норм. Особым приоритетом пользуется основной закон государства, а именно Конституция России.

Конституционное право РФ говорит о том, что обратная сила закона является гарантией для граждан, а также принцип в деятельности муниципальных образований и госорганов.

В качестве примера приводят положения из УК РФ, где регламентируются санкции за совершённое преступление, которыми руководствуются государственные органы в своей деятельности – решения вопроса о виновности либо невиновности лица, а также назначение определённого вида и размера наказания.

Статья 54

Закон высшей силы закрепляет возможность применения обратной силы в статье 54. Данная норма говорит о том, что закон, который отягчает ответственность либо вновь её устанавливает, обратной силы не имеет.

Что касается смягчения ответственности, то здесь действует совершенно противоположное правило: юридические нормы применяются несмотря на то, что правонарушение может быть совершено ещё до момента «рождения» нового закона. Это значит, что лицам, виновным в противоправных деяниях, улыбнулась удача.

Так, была упразднена уголовная статья за спекуляцию, соответственно, все лица, которые отбывали наказание в местах заключения, а также у имевших судимость, все правовые последствия уголовного преследования прекращались.

Конституционное право РФ также основано на многочисленных принципах, которые были утверждены всенародным анием, среди которых важное место отводится принципу гуманизма.

Примеры обратной силы

Для того чтобы уяснить материал, необходимо подкрепить теорию соответствующими примерами, а именно:

В случае декриминализации деяний осуждённое лицо немедленно освобождается от отбывания наказания за декриминализированное преступление.

Отмена смертной казни также является ярким примером действия обратной силы закона. Если лицо было приговорено к смертной казни, однако решение суда не было приведено в исполнение, то осуждённому смертная казнь заменяется на пожизненное лишение свободы.

Если договор был заключён по старому законодательству в гражданском праве, однако новые нормы изменяют его действие, то такие отношения регулируются исключительно старым законодательством, поскольку в большинстве случаев обратной силы в ГК РФ не предусмотрено. Как говорилось ранее, исключением являются только те факты, когда указание на действие обратной силы прямо предусмотрено в законе.

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье. С сайта kjuristu.ru

В этой статье вы узнали, закон обратной силы не имеет. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Редактор: Игорь Решетов

Какой закон следует считать ретроактивным

Какой закон имеет обратную силу — достаточно сложный вопрос

Итак, ситуация: законодатель принял новый закон в какой-либо сфере права. Сразу возникает вопрос – «В какой ситуации его можно считать ретроактивным, то есть имеющем обратную силу?». Давайте разбираться. На самом деле ответить на него просто, если обратиться к законодательству РФ.

В первую очередь, стоит отметить, что в большинстве законодательных актах прописано: имеют ли принятые в них поправки или нововведения обратную силу по умолчанию или нет. Во всех законодательных положениях России подобная практика отсутствует, за исключением пары ситуаций.

В соответствии с законодательством РФ и общемировыми правовыми нормами закон обязательно имеет обратную силу в двух случаях:

  • В положениях принятой поправки или нового закона содержится информация о том, что он является ретроактивным, то есть его действие распространяется и на те правоотношения, что возникли до его принятия (период распространения силы закона указан там же).
  • Принятая поправка или новый закон подчиняется общему принципы законодательной ретроактивности, то есть как-либо смягчает или вовсе устраняет ответственность действующего ранее закона или каким-либо другим образом направлена на улучшение положения дел субъектов ранее возникших правоотношений, подчиняющихся данному закону.

Выше указана обратная сила закона в законодательной сфере, однако подобное явление также существует и в обычных гражданских правоотношениях. Порядок действия ретроактивности принятых поправок в сделке или ее новых условий должен определяться непосредственно между сторонами соглашения (ГК РФ).

Как видите, обратная сила закона не столь сложна к более детальному рассмотрению. Главное – внимательно ознакомиться с нормативно-правовыми актами РФ или же изучить представленный выше материал.

Помню, когда готовилась к государственному экзамену в институте по теории государства и права, мне как раз попался билет с вопросом об обратной силе закона. Только благодаря ему защитилась на отлично! И в теории и на практике всё просто.

В жизни не все так просто. Несмотря на то, что законодатель, принимая новые законы, старается исходить из принципов гуманности и справедливости, это у него не всегда получается.

Наиболее болезненны бывают изменения в законодательстве, касающиеся различных льгот для граждан и изменения ответственности в административном и уголовном законодательстве. Законодатель, заменяя льготы в натуральном выражении на различные выплаты, не предусмотрел возможности выбора гражданам остаться со льготами в натуральном выражении, или перейти на новый порядок.

В данном случае закон обратной силы не имеет. Рассмотрим такую ситуацию.

Пенсионер имел ранее льготу в виде ежегодной выплаты на санаторно-курортное лечение, выплачивалась она по заявлению пенсионера в случае неиспользования льготной путевки в санаторий. В результате реформы, он лишился этой выплаты, но у него есть льгота по стоимости путевки.

Но, в определенный момент, медики поставили ему диагноз, исключающий по медицинским противопоказаниям возможность пользоваться санаторным лечением. Получилось, что в результате введения нового закона, который не имеет обратной силы, у пенсионера не осталось ничего, ни льготы по оплате путевки, ни выплаты за неиспользование санаторной путевки.

Или другой пример из жизни водителей. Есть в Кодексе об административных правонарушениях многострадальная статья 12.8 — наказание пьяных водителей.

До 2008 года водитель признавался в состоянии опьянения, если при его освидетельствовании с помощью технических средств измерений, прибор показывал 0,15 и более мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе. С 2008 года по 2013 год, эта цифра составила 0.

А с 2013 года – опять 0,16. Как это понимать? Что изменилось? Да ничего не изменилось, просто у нас законодатель по-другому подумал, и решил попробовать.

Речь не идет о том, что надо поощрять и защищать пьяных водителей за рулем. Карать надо их самым жестким образом, но делать это нужно последовательно, грамотно и справедливо.

Одно из негативных последствий таких необдуманных шараханий законодателя, выразилось в следующем. Многие водители, которые были привлечены к ответственности по этой статье в этот период до сих пор могут стоять на учете в наркологических диспансерах как алкоголики.

И они об этом могут не знать, а узнают тогда, когда придется менять водительское удостоверение. Какая уж тут обратная сила закона.

Мнение эксперта

Макаров Игорь Тарасович

Юрист-консульт с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Большой опыт в экспертизе документов.

Это только два примера из обычной жизни рядовых граждан, когда законодатели не всегда учитывают последствия применения нового законодательства. Одно дело теория права, а другое дело, правоприменительная практика.

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]