Раздел V. Государственные природные заказники

Государственные природные заказники-это территории и акватории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и поддержания экобаланса. Объявление территории заказником допускается с изъятием у пользователей, владельцев и собственников земельных участков и без него.

  • Государственные природные заказники могут быть федерального и регионального значения.
  • Профиль заказников:
  • Комплексные или ландшафтные заказники, предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов.
  • Биологические, то есть ботанические и зоологические, предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях.
  • Палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов.
  • Гидрологические, то есть болотные, озёрные, речные, морские, предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экосистем.
  • Геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, например, Минсельхоза России,и финансируются за счёт средств федерального бюджета и других не запрещённых законом источников. Подчинённость и порядок финансирования дирекции заказников регионального значения определяются соответствующими органами госвласти субъектов. Для обеспечения деятельности заказников могут создаваться администрации.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления МПР России. Заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти субъектов по согласованию с органами МСУ.

На территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность , если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам или их компонентам. Закон предусматривает возможность пользования природными ресурсами на территории заказников только для представителей этнических общностей.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного заказника определяются положением о нём.

37. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов.

Памятники природы.

Памятники природы-это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном, эстетическом отношении природные комплексы, объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального и местного значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими-ООПТ федерального значения Правительством РФ по представления федеральных органов исполнительной власти в области охраны ОС. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения соответствующими органами госвласти субъектов.

Органы госвласти РФ и субъектов утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чьё ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны ОС.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы может осуществляться с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают обязательства по обеспечению режима их особой охраны.

Раздел V. Государственные природные заказники

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов, за счёт средств внебюджетных фондов.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входят создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, земельные участки передаются в бессрочное пользование дендрологическим паркам и ботаническим садам, научно-исследовательским и образовательным учреждениям, в ведении которых находятся эти парки и сады.

Находящиеся на балансе ДП и БС здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат. ДП и БС могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениям исполнительных органов госвласти РФ или представительных и исполнительных госвласти субъектов.

На территориях ДП и БС запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории ДП и БС могут быть разделены на зоны:

экспозиционная, посещение которой разрешается в порядке, определённом дирекциями ДП и БС.

1. научно-экспериментальная, доступ в которую имеют только научные сотрудники ДП и БС, специалисты других научно-исследовательских учреждений.

2. административная.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного парка и сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и других не запрещённых законом источников. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые ДП и БС средства:

1. в счёт возмещения ущерба в результате деятельности физических и юридических лиц.

2. от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности.

3. в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.

38. Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон.

К лечебно-оздоровительным местностям и курортам относятся территории и акватории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, например, минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озёр, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия. Законодательство сформулировало общие запреты и ограничения деятельности, которая может ухудшить состояние этих объектов.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное, местное значение.

Отнесение территорий и акваторий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном ФЗ О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностям и курортах.

Курорты-это освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается или ограничивается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам, например, минеральные воды, лечебные грязи, устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях-санитарной. Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительство РФ и органами госвласти субъектов.

40. Правовые основы обращения с отходами.

Государственные природные заказники

Государственные природные заказники — территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

  • Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
  • — комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • — биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • — палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • — гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • — геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
  • На территориях государственных природных заказников действуют постоянный или временный запрет (ограничение) любой деятельности, противоречащей целям создания государственных природных заказников или причиняющей вред природным комплексам и их компонентам.
Читайте также:  Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Но как правило заказник не бывает основным землепользователем занимаемой территории.

На территориях заказников (либо их отдельных участках) постоянно или временно запрещается или ограничивается любая хозяйственная деятельность, если она противоречит целям их создания или наносит ущерб природным комплексам и их компонентам.

Вследствие определенной гибкости вводимых природоохранных ограничений (в зависимости от специфики местных условий хозяйственная деятельность может или полностью запрещаться, или допускаться некоторые ее виды), заказники — одна из наиболее распространенных в России категорий ООПТ. К тому же, это весьма древняя форма охраны охотничьих угодий и их обитателей, известная еще со времен Киевской Руси. Предполагается, что именно тогда появилось слово «заказ», под которым понималось временное ограничение использования охотничьих ресурсов.

  1. Классификация заказников проводится по следующим основаниям:
  2. · по времени действия (постоянные, временные, сезонные);
  3. · по значению и подчиненности (федеральные, региональные);
  4. · по профилю и целям организации (см. выше);
  5. · по задачам охраны природы и назначению природных ресурсов (природоохранительные, природноресурсные, природорекреационные).
  6. ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального или регионального значения.

На территориях, где расположены памятники природы, и в границах их охранных зон запрещена всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, обязаны обеспечивать режим особой охраны памятников природы.

Основная цель объявления природных комплексов и других объектов памятниками природы — сохранение их в естественном состоянии.

Согласно действующему в России законодательству, эта цель может достигаться как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у других землепользователей (последний вариант менее благоприятен с природоохранной точки зрения, однако на практике наиболее распространен).

Использование памятников природы допускается для решения научных, эколого-просветительских, рекреационных и других задач, не противоречащих основной цели объявления данных объектов памятниками природы. Допустимые виды использования устанавливаются конкретно для каждого памятника природы, в зависимости от его характера и состояния (при этом могут вводиться сезонные и другие ограничения).

В зависимости от природоохранной, эстетической и других ценностей охраняемых объектов памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение. К концу 2001 г. в России насчитывалось около 10 тыс. памятников природы (общей площадью 2,5 млн.

га, или 0,1% территории России), из них федерального значения — лишь 28.

Во многих регионах проведена инвентаризация памятников природы, разработаны методические основы их организации, а также опубликована характеристика существующих и предлагаемых к охране объектов.

В целом такая категория ООПТ, как памятник природы, очень распространена и имеет исключительное значение для охраны мелких элементов ландшафта, что особенно важно в староосвоенных регионах для поддержания экологически сбалансированной пространственной структуры ландшафтов.

К числу негативных сторон этой формы ООПТ в нашей стране следует отнести то, что непосредственная охрана памятников природы часто возлагается на юридических или физических лиц, не имеющих прямого отношения к охране природы (как правило, это землепользователи), что не способствует эффективной охране данных объектов.

Для памятников природы, как и для заповедников характерен режим абсолютного заповедования. Т.е. исключается хозяйственная, рекреационная деятельность и любое вмешательство в ход естественных процессов, если оно несовместимо с целями и задачами режима заповедания данного природного объекта или комплекса.

  • Правда следует внести 2 поправки:
  • — запрет на рекреационную деятельность относится к организации турбаз, пассивного или активного туризма, но не исключает экскурсий для осмотра памятника природы,
  • — не исключается научно-исследовательская работа.
  • Можно выделить несколько групп памятников природы (данная классификация условна и частично дополнена самостоятельно:
  • 1) Геологические ПП
  • 2) Водные ПП
  • 3) Ботанические
  • 4) Зоологические
  • 5) Ландшафтные
  • 6) Комплексные

Государственные природные заказники

Общие требования к режиму территорий государственных природных заказников установлены ст. 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно этой статье, на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

  • Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.
  • Задачи и особенности режима особой охраны конкретного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого заказника.
  • На территориях заказников, где проживают коренные малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.
  • К видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников, относятся:
  • – распашка земель;
  • – рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
  • – промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
  • сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
  • – предоставление земельных участков под застройку, а также под коллективное садоводство и огородничество;
  • – проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
  1. – строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
  2. – применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
  3. – сплав леса;
  4. – взрывные работы;
  5. – проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
  6. – любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

В зависимости от профиля определяются особенности правового режима того или иного заказника. Закон об ООПТ не предусматривает зонирование территорий заказников, однако нет запрета на устанавливание зонирования их территории в индивидуальных положениях о конкретных заказниках.

Памятники природы.

Общие требования к режиму территорий государственных природных заказников установлены ст. 27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации.

Специальные режимы особой охраны, допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории, режим охранной зоны памятника природы устанавливаются в паспорте памятника природы.

Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

  • Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.
  • Использование памятников природы допускается в следующих целях:
  • – научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
  • – эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);
  1. – рекреационных (транзитные прогулки);
  2. – природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);
  3. – иных, не противоречащих основной цели объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.
  4. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями, осуществляющими контроль за соблюдением режима особой охраны памятников природы, в порядке, устанавливаемом этими государственными органами.
  5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  6. Положения, касающиеся режима использования и особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, содержатся в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и в ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
  7. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Читайте также:  Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут также использоваться для промышленного розлива.

  • Другие природные ресурсы на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться у проживающих там граждан и у юридических лиц на различных правах, в том числе и в собственности.
  • Дендрологические парки и ботанические сады.
  • Общие принципы и особенности режима охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов определены в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которым предусмотрено, что на их территориях запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением задач, возложенных на эти территории, и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
  • Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:
  • – экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендропарков или ботанических садов;
  • – научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники этих ООПТ, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
  • – административную.
  • Организационное устройство, особенности охранного режима конкретного дендропарка или ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.
  • 2. Иные охраняемые территории иобщие условия природопользования
  • Водоохранные зоны.
  • Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.
  • В пределах водоохранных зон запрещаются следующие виды деятельности:
  • – проведение авиационно-химических работ;
  • – применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;
  • – использование навозных стоков для удобрения почв;
  • – размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;
  • – складирование навоза и мусора;
  • – заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;
  • – размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;
  • – размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;
  • – проведение рубок главного пользования;
  • – проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства экологии и природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.
  • На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.
  • На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.
  • В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.
  • Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей.

Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ.

Общие сведения о государственных природных заказниках

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  • комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

На территории Ставропольского края располагается 41 государственный природный заказник общей площадью 98,58 тыс. га.

  • Функционирование государственных природных заказников обеспечивает государственное казенное учреждение Ставропольского края «Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края».
  • На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
  • Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника краевого значения определяются положением о нем, утверждаемым Правительством Ставропольского края.
  • В соответствии с положениями о государственных природных заказниках, на территориях государственных природных заказников, как правило, запрещаются следующие виды деятельности:
  • распашка земель;
  • выпас скота;
  • сенокошение;
  • сбор лекарственных растений, а также растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края;
  • добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Ставропольского края;
  • любительская и спортивная охота;
  • любительское и спортивное рыболовство;
  • садоводство и огородничество;
  • проведение гидромелиоративных и ирригационных работ;
  • геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение других работ, связанных с пользованием недрами;
  • строительство зданий и сооружений, за исключением линейных сооружений и объектов, не причиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также за исключением сооружений, связанных с обеспечением функционирования государственных природных заказников и получивших положительное заключение экологической экспертизы;
  • взрывные работы;
  • применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
  • проезд и стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования;
  • устройство привалов, туристических стоянок, бивуаков, лагерей и другие формы стихийного отдыха населения;
  • выжигание травостоя, разведение костров на открытом грунте, а также вне специально отведенных мест;
  • уничтожение или повреждение шлагбаумов, аншлагов, стендов и др. информационных знаков и указателей;
  • размещение всех видов отходов производства и потребления;
  • любые иные формы хозяйственной деятельности, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, а также все иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Территории государственных природных заказников в обязательном порядке должны учитываться при разработке документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, подготовке лесных планов, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Читайте также:  Статья 28.1. внутренний контроль

§ 3. Государственные природные заказники и памятники природы

  • § 3. Государственные природные заказники и памятники природы
  • (виды заказников; режим заказников; памятники природы)
  • Объявление территории государственным природным заказником или памятником природы допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
  • Виды заказников
  • Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:
  • а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
  • Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников, предоставляются льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Из 66 государственных природных заказников федерального значения 10 находятся в ведении и управлении Госкомэкологии России, их них 8 — административно подчинены соответствующим государственным природным заповедникам («Южно-Камчатский» — Кроноцкому заповеднику, «Малые Курилы» — Курильскому, «Верхне-Кондинский» — заповеднику «Малая Сосьва», «Елогуйский» — Центрально-сибирскому, «Североземельский» — заповеднику «Большой Арктический», «Цасучейский бор» — Даурскому, «Цейский» — Северо-Осетинскому, «Кабанский» — Байкальскому).
  • Режим заказников

В соответствии с земельным законодательством создание государственных природных заказников согласуется с собственниками, владельцами и пользователями участков земли и акватории, на которых они расположены. На территории государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 16 января 1996 г. № 20 утверждено Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации. Согласно ему государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

Памятники природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

  1. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
  2. участки живописных местностей;
  3. эталонные участки нетронутой природы;
  4. участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
  5. места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  6. лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
  7. природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  8. уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
  9. геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
  10. геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  11. местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  12. участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
  13. природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
  14. береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
  15. отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается без изъятия или с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Правовое положение государственных природных заказников | Право, теория и понятие права

Территории (акватории), имеющие особое значение для сохра­нения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса, называ­ютсягосударственнымиприроднымизаказниками.


Объявление территории государственным природным заказником
допускается с изъятием у пользователей земли и без него. Государственные природные заказники могут быть федерального
или регионального значения.

Подчиненность и порядок финанси­
рования дирекций государственных природных заказников регио­
нального значения определяются соответствующими органами го­
сударственной власти субъектов Федерации.

Заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохра­нения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологическими (ботаническими и зоологическими), предназна­ченными для сохранения и восстановления редких и исчезаю­щих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; палеонтологическими, предназначенными для сохранения иско­паемых объектов; гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов живой природы.

Государственные природные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ по представлению специально уполномоченных на то органов в области охраны окружающей среды.

Государственные природные заказники регионального значения, за­казники субъектов РФ образуются органами исполнительной вла­сти соответствующих су&ьектов РФ по согласованию с органами местного самоуправления.

На территориях государственных природных заказниковпо­стоянноиливременнозапрещаетсяилиограничивается любая деятельность, если она противоречит целям и задачам создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима конкретного заказника предусмат­риваются Положением о нем, которое утверждается соответст­вующим органом.

На территориях государственных природных заказников, где про­живают малочисленные этнические общности, допускается ис­пользование природных ресурсов в формах, обеспечивающих за­щиту исконной среды обитания данных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

Ссылка на основную публикацию