Статья 43. Права Банка России

Здравствуйте, уважаемые читатели! Довольно часто в информационном пространстве всплывает различная информация о Центральном Банке Российской Федерации.

Сведения разной степени правдивости, от домыслов и сплетен, до формальностей и юридических фактов,  можно встретить как в желтой прессе, в небольших сообществах обсуждающих мировые заговоры, так и во вполне авторитетных изданиях.

Одним из краеугольных вопросов, из ответа на который проистекает масса побочных теорий и разоблачений, является вопрос «Кому принадлежит Центробанк?» или «Кому подчиняется Центробанк?». Сегодня мы постараемся дать не него ответ, а также разобрать некоторые, бытующие в обществе, мнения на этот счёт.

Что такое Центральный банк Российской Федерации?

В первую очередь, следует определиться с тем, что же из себя представляет данный институт, какие имеет функции и свойства, является ли уникальным, или имеет аналоги в мире. Такой подход представляется наиболее верным, в контексте комплексного анализа бытующих в Сети и обществе мнений, касательно ЦБ.

В качестве источников нашего небольшого исследования, возьмём популярные слухи из интернета и сопоставим их с законодательством, а также с информацией из официальных источников, в том числе и из самого Банка.

Открываем Википедию и видим, что Банк России это : 

особый публично-правовой институт, банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков.

Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления.

Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами, при этом Банк России также является юридическим лицом.

Цели и функции ЦБ

Ст.ст. 3 и 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержат цели и функции этого института.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие  и  укрепление  банковской  системы  Российской Федерации;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка Российской Федерации;
  • обеспечение  стабильности  финансового  рынка  Российской Федерации.

Получение  прибыли  не  является  целью деятельности  Банка России.

Обратите внимание, на последний пункт. Многие мифы о ЦБ связаны именно с тем, что эта организация так или иначе, одной из основных своих задач имеет извлечение прибыли.

Все функции, обозначенные в ст. 4, направлены на достижение поставленных целей, так что не будем заострять на них внимание.

Статья 43. Права Банка России

Правовой статус

Правовой статус Банка России определяется тремя основными источниками:

  • Статья 75 Конституции Российской Федерации
  • Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

Часть 2 статьи 75 Конституции гласит:

Защита  и  обеспечение  устойчивости  рубля — основная  функция Центрального  банка Российской  Федерации,  которую  он  осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Такой конституционно-правовой статус вызывает несколько вопросов. Что значит «независимо от других органов государственной власти»? И разве «других» не подразумевает, что ЦБ тоже является органом гос.

власти?
Конституционный Суд РФ, в своём определении отметил, что функции ЦБ «по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения».

Дальше список вопросов только растёт…

Статья 1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать  с  изображением  Государственного  герба  Российской Федерации и со своим наименованием.

Мало того, что Банк действует независимо, так ещё и является юридическим лицом! Значит все слухи правда? ЦБ действительно действует автономно, лишая Россию суверенитета в части финансовой безопасности и эмиссии рубля?

Ситуация с независимостью центральных банков в иностранных государствах встречается довольно часто. Например, Банк Англии – изначально вообще частный банк, на сегодняшний день имеет статус «Независимой публичной организации». Многие страны самостоятельно ограничивают свой суверенитет в части эмиссии валюты, передавая эти функции в наднациональные органы.

Возвращаясь к Банку России, следует отметить, что его независимость всё же ограничивается действующим законодательством, а также контролирующими органами. Например, ст. 23 ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», уполномочивает Счётную палату вести финансовый аудит Центробанка.

Помимо этого, ст. 5 закона о Банке России устанавливает его подотчетность Государственной Думе РФ. А также наделяет Думу и Президента определёнными полномочиями в отношении ЦБ.

Например, рассматривать  основные  направления  единой  государственной денежно-кредитной политики и принимать по ним решения, назначать на должность и освобождать от  должности  членов Совета  директоров  Банка  России и другие.

Оправдана ли такая независимость Центрального банка? – трудно сказать. Скорей всего, это зависит от политического режима и государственного строя.

Именно демократия, как политический режим, наверное, подразумевает существование подобных независимых публично-правовых институтов.

На фоне перехода к капитализму и демократии, многие наши соотечественники, ностальгируя по СССР отказываются на бытовом уровне принимать изменения подходов, в то время, когда на политическом и общественном давно уже со всем смирились. Поздно опомнились.

Валентин Катасонов: «Государство вне государства»

Мы привыкли считать Банк России «государством в государстве». Ещё бы – важнейшие функции, гигантская роль в жизни экономики и особенно финансовой системы страны, независимость от правительства. А если он «государство вне государства»? В чём хитрость его статуса и почему он фактически никому в нашей стране не подотчётен?

Статья 43. Права Банка России

Со стороны виднее

К Банку России у нас давно уже относятся с недоверием. Я не буду сейчас пересказывать читателям какие-то криминальные или полукриминальные истории, связанные с Центральным банком Российской Федерации.

Тем, кто интересуется этой стороной вопроса, я мог бы рекомендовать письма Алексея Френкеля, бывшего президента «VIP-банка» (впрочем, банка уже также бывшего, лицензия у него была отозвана ещё в 2006 году).

Названия писем сами за себя говорят: «Как Центральный банк борется с отмыванием денег», «О надзоре и надзирателях», «Чьи вы банки будете?» Письма были написаны в 2006 году, незадолго до того, как банкира посадили по обвинению в заказном убийстве первого зампреда ЦБ Андрея Козлова на 19 лет.

И, естественно, продолжать написание увлекательной серии писем о закулисной жизни Центробанка и коммерческих банков стало для него проблематично. Да и воды с тех пор утекло немало.

Но есть более свежие «откровения».

Например, лекция «Банковская коррупция», которая в 2012 году была прочитана Александром Евгеньевичем Лебедевым, также на сегодняшний день уже бывшим банкиром (он достаточно долго не только руководил кредитной организацией «Национальный резервный банк», но ему также принадлежала основная часть капитала банка). Или опубликованная им же в 2019 году книга «Погоня за украденным триллионом. Расследование охотника на банкиров» (правда, в ней о Центробанке он говорит осторожно, вскользь).

Я не следователь по особо важным делам и не любитель конспирологии, а изучаю и осмысливаю то, что лежит на виду.

В данном случае я имею в виду статистику Банка России, его официальные публикации (включая годовые отчёты), размещаемые на официальном сайте Банка России аналитические и иные материалы.

И постоянно натыкаюсь в них на какие-то странности, недоговорённости, умолчания, несостыковки, искажения, двусмысленности и т. п. В духе «двоемыслия» из романа Джорджа Оруэлла «1984»:

«Двоемыслие… есть непрерывная цепь побед над собственной памятью и… покорение действительности… Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоречащих друг другу убеждений».

Версий, объясняющих такие «странности», две: 1) неряшливость, некомпетентность, непрофессионализм тех, кто готовит материалы; 2) сознательное лукавство с целью обмануть читателя (пользователя). И полагаю, что имеет место и то и другое. Причём второе перевешивает.

Откуда ноги растут

Сайт Банка России бескрайний. Можно потратить месяцы на изучение его многочисленных разделов и страниц. Но я предлагаю начать с главных страниц, объясняющих, что такое Центральный банк. И здесь, образно выражаясь, на «пороге» стоит немного задержаться. Одна из первых страничек сайта «Правовой статус и функции«. Прокомментирую некоторые положения этой рубрики. Вот её начало:

Статьёй 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации…

Стоп! Давайте проверим, что говорится в упомянутой статье Конституции. Цитирую:

Статья 75. 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. 2.

Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Где тут «установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации«? В статье 75 ничего не говорится об этом статусе. Фантазия авторов страницы.

Немного ниже спотыкаюсь ещё об одну информацию:

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти…

Откуда авторы взяли, что «ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости«, что Центробанк «выступает как особый публично-правовой институт«? Где в Конституции Российской Федерации говорится об этом? В Основном законе в той же статье 75 чёрным по белому записано следующее (повторю ещё раз):

Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Читайте также:  Статья 26. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы

Всякий человек, мало-мальски владеющий русским языком, из приведённой фразы может заключить, что Центральный банк Российской Федерации – «орган государственной власти«. Использованное во фразе слово «других» не оставляет никаких других вариантов толкования.

Ловкость рук, и «брюки превращаются»…

Я прекрасно догадываюсь, почему в 1993 году в проект Конституции РФ были включены такие «мутные» формулировки. Чтобы можно было на практике реализовать то, что заложено в известной русской поговорке: «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло«.

И вот теперь некие анонимные авторы из Центробанка пытаются доделать то, что не удалось до конца сделать 28 лет назад другим анонимным авторам (скорее всего, американским «консультантам»). Конечно, тогда, в начале 90-х годов, кое-кому очень хотелось сделать Центробанк России чисто частной лавочкой.

Но тогда политики в России были пограмотнее и посмелее. Они бы не допустили подобного статуса Центробанка как частной лавочки.

Кстати, чуть ниже приводится следующая фраза:

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Похоже, на первый взгляд, на статью 75, пункт 2 Конституции. За исключением того, что анонимные авторы убрали слово «других«, которое должно стоять перед словами «федеральных органов государственной власти«. Тут уже не спишешь на халатность. Это уже проходит по статье «обман» или «подлог».

Еще ниже мы читаем:

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства…

Это фраза взята из статьи 2 Федерального закона 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Над составлением указанного закона поработали другие «авторы». Чудовищное противопоставление Банка России и государства, что противоречит всё той же статье 75 Конституции РФ.

Удивительно: мы уже почти 19 лет живём с законом, который является нарушением Конституции. У нас есть Конституционный суд, у нас в стране более миллиона человек с дипломами юристов, но почему-то никто не обратил внимания на грубое попрание Конституции, допущенное в Федеральном законе о ЦБ.

А анонимные авторы из Банка России на сайте ЦБ воспроизводят эту ложь.

  • Послушали – примем к сведению
  • Читаем далее:
  • В своей деятельности Банк России подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Видимо, эта фраза навеяна единственной поправкой (среди многих поправок прошлого года) к Конституции, имеющей отношение к Центробанку. Статья 103 Конституции начинается так: «1. К ведению Государственной Думы относятся». В список того, что относится к ведению Государственной Думы, добавлен пункт:

г) заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка Российской Федерации.

Но позволяет ли заслушивание годовых отчётов ЦБ считать, что Банк России «подотчётен» Государственной Думе? Решил узнать, каково мнение профессиональных юристов по поводу названной выше поправки к статье 103.

Заведующий кафедрой конституционного и международного права Университета «Синергия», кандидат юридических наук, доцент Иван Лапшин комментирует поправку, проводя параллель с тем, как ежегодно Государственная Дума заслушивает правительство:

Надо отметить, что правительство… ежегодно отчитывается перед Государственной Думой. При этом никакой политической ответственности перед нижней палатой парламента оно не несёт. Госдума ровным счётом ничего не может поделать с правительством, даже если признает его работу неудовлетворительной. Решение об отставке правительства в конечном счёте принимает только президент.

Уже имеющуюся процедуру формального («ритуального») отчёта правительства перед «народными избранниками» И. Лапшин проецирует и на Банк России:

«Такая же ситуация и с ЦБ. Нет, Госдума, конечно, может принять постановление о признании работы Банка неудовлетворительной. Но такое постановление не повлечёт за собой никаких мер политической ответственности регулятора. Оно будет иметь исключительно информационный характер.

Согласно Федеральному закону о Центральном банке РФ, Госдума вправе освободить от должности председателя ЦБ только по представлению президента РФ и только по тем основаниям, которые указаны в данном законе.

Но такого основания, как «признание работы Банка России неудовлетворительной по результатам ежегодного отчёта перед Государственной Думой», в законе нет».

«…и на одном крыле»

Рассуждая о поправке к статье 103, Лапшин квалифицирует её как половинчатую. Она нужна для «показухи» – создания видимости подконтрольности Банка России законодательной власти.

Следующая страничка сайта Банка России, знакомящая пользователей с Центробанком, называется «Функции». Здесь всего «наворочено» столько, что для «разборки» потребуется несколько статей. Всего в списке – 36 пунктов (список растёт как снежный ком, особенно список расширился в 2013 году, когда Банк России получил статус «финансового мегарегулятора»).

Остановлюсь лишь на первой функции из длинного списка:

Банк России выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику…

Эта функция взята из Федерального закона о ЦБ. Но тут возникает вопрос, который можно назвать «детским» или, наоборот, «профессиональным».

Действительно, для обеспечения нормального денежного обращения, поддержания устойчивости рубля необходимо самое тесное взаимодействие Центробанка и других органов государственной власти, особенно тех, которые отвечают за экономику (Минфин, Минэкономразвития, Минпром, Минсельхоз, Минтранс и др.).

Нельзя обеспечить устойчивость рубля только с помощью «печатного станка», находящегося в распоряжении Центробанка. Устойчивость рубля – отсутствие инфляции (снижения покупательной способности денег) и дефляции (повышение такой способности). Она достигается за счёт поддержания равновесия между денежной и товарной массами.

Поэтому обязательно необходимо взаимодействие ЦБ и экономических ведомств, отвечающих за товарную массу. Пытаться Центробанку поддерживать устойчивость рубля в одиночку – всё равно что пытаться грести лодку одним веслом.

Статья 75 Конституции, гласящая, что Центральный банк обеспечивает устойчивость рубля «независимо от других органов государственной власти«, предлагает именно грести лодку одним веслом.

И профессионалы в Банке России прекрасно понимают абсурдность этой формулировки, но тем не менее воспроизводят её на сайте своей организации. И тут же говорят о «единой государственной денежно-кредитной политике«.

«Тут пишем, тут не пишем, а здесь рыбу заворачиваем»

Так ЦБ борется за устойчивость рубля «независимо» от других государственных органов или в «единстве» с ними? Очень похоже, что в Банке России действуют ситуативно: в одних ситуациях – «независимо», в других – в «единстве». В общем, сплошное лукавство или даже откровенный обман.

В прошлом году, когда готовились поправки к Конституции РФ, было предложено большое количество поправок, касающихся Центробанка России, особенно статьи 75. Увы, все они (за исключением одной, далеко не самой значимой, о которой я сказал выше) оказались «за бортом».

Без приведения в порядок положений, касающихся статуса Банка России, целей его деятельности, взаимодействия с другими органами государственной власти, попавшие в Конституцию поправки, увы, сильно обесцениваются.

Примечательно, что в перечне федеральных законов, которые будут изменены в связи с принятием поправок к Конституции, отсутствует Федеральный закон о Центральном банке.

Статус-кво Банка России как де-факто главной власти в стране, увы, остался непоколебленным. Между тем уже сейчас видны признаки подготовки партий и кандидатов к выборам в Государственную Думу осенью этого года.

И потому, чтобы не откладывать в долгий ящик, предлагаю претендентам на звание «народных избранников» ключевым лозунгом предвыборной борьбы уже сейчас сделать требование о превращении Центробанка в орган государственной власти, действительно работающий на интересы России.

Публикация: Царьград

Правовой статус и функции

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Читайте также:  Приложение 2. К федеральному закону "о государственном пенсионном обеспечении в российской федерации" / стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  •  утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  •  устанавливает правила проведения банковских операций;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, формы федерального статистического наблюдения и порядок составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
  • является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;
  • осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации реализует мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику по обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Статья 43. Утратила силу с 1 января 2008 г

СТ 43 БК РФ — утратила силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 43 Бюджетного кодекса РФ

  • Реализуя свои полномочия собственника, государство и муниципальные образования могут продавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности.
  • Средства, получаемые от продажи такого имущества, подлежат зачислению в полном объеме в соответствующие бюджеты.
  • В Классификации доходов бюджетов Российской Федерации упомянуты следующие разновидности доходов от продажи государственной и муниципальной собственности:
  • — доходы от продажи квартир (код 2011000);
  • — доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей (2012000);
  • — доходы от реализации конфискованного, бесхозяйного имущества , имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, а также кладов (2013000);

———————————
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался (ст. 225 Гражданского кодекса РФ).

Клад — это зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право (ст. 233 Гражданского кодекса РФ).

  1. — доходы от продажи земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности (2040100);
  2. — доходы от продажи земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которых расположены приватизированные предприятия (2040200);
  3. — доходы от продажи нематериальных активов (2040300).
  4. К нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие:
  5. — из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;
  6. — из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
  7. — из прав на «ноу — хау» и др.
Читайте также:  Статья 61.2. Аннулирование лицензии

Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал), а также деловая репутация организации (п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34-н).

  • В связи с формированием доходов от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, особую важность приобретают:
  • 1) порядок перечисления в бюджеты всех уровней средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества;
  • 2) нормативы распределения таких средств между бюджетами разных уровней;
  • 3) размеры затрат на организацию приватизации.
  • Все эти вопросы освещены в действующем законодательстве Российской Федерации о приватизации.
  • Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
  • Одним из важнейших принципов приватизации является возмездность.

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, т.е. за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» .

———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251.

Законодательство Российской Федерации о приватизации, помимо упомянутого Закона, включает в себя и иные федеральные законы и нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Следует отметить, что действие Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на некоторые виды отношений, возникающих при отчуждении: земли (за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости), природных ресурсов, государственного и муниципального жилищного фонда, государственного резерва, государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, и др. (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Для регулирования перечисленных особых случаев приватизации могут приниматься специальные акты законодательства о приватизации. В качестве примера можно привести Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» .

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959.

Законодательство о приватизации может формироваться и на региональном уровне.

Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», и принимаемых в развитие региональных законов иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

  1. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
  2. Законодательство устанавливает следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
  3. 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  4. 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  5. 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  6. 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  7. 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  8. 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  9. 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  10. 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  11. 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  12. 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
  13. Порядок распределения денежных средств, полученных в результате сделок купли — продажи государственного или муниципального имущества, установлен в статье 33 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
  14. Денежными средствами, поступающими от продажи государственного или муниципального имущества, являются денежные средства, полученные от покупателей в счет оплаты государственного или муниципального имущества, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации соответствующего имущества.

Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества устанавливаются Правительством РФ.

Размер и виды затрат на организацию и проведение приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или муниципального имущества с 1 по 15 число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты не позднее 25 числа соответствующего месяца.

Денежные средства, полученные от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или муниципального имущества с 16 по 31 число каждого месяца, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты не позднее 10 числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.

В случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных от продажи государственного имущества, федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся вопросы координации и регулирования деятельности по сбору налогов, его территориальные органы имеют право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств.

За несвоевременное перечисление денежных средств, полученных от продажи федерального имущества, имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или муниципального имущества, соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере 1/300 процентной ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату выполнения денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.

Банки будут отвечать по КоАП за нарушение прав граждан при возврате просроченной задолженности

Правительство РФ внесло в Думу законопроект № 992248-7, направленный на усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. 

Проектом предлагается усилить административную ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.57 КоАП, в которой предлагается установить санкции, аналогичные предусмотренным в ч. 2 этой статьи.

«Приведенные статистические данные свидетельствуют, в том числе, о тенденции роста совершения вышеуказанных административных правонарушений и, как следствие, неэффективности действующих санкций.

Кроме того, незначительность действующих административных санкций в отношении лиц, не включенных в государственный реестр, способствует (многократному) совершению ими административных правонарушений», – отмечено в пояснительной записке. 

Законопроект также предлагает включить кредитные организации в число субъектов административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.57 КоАП.

Авторы поправок убеждены, что кредитные организации являются полноценными субъектами правоотношений, регулируемых Законом о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (№ 230-ФЗ от 3 июля 2016 г.).

«При этом в территориальные органы ФССП России регулярно поступают обращения о нарушении кредитными организациями норм Федерального закона № 230-ФЗ (в 2017 г. поступило 2451 обращение, в 2018 г. – 2635; в 2019 г.

– 2672) при отказе в привлечении к административной ответственности суды отмечают, что кредитные организации во всех случаях не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП исключает производство по делу», – указано в пояснительной записке.

Полномочия по рассмотрению таких дел планируется делегировать должностным лицам ФССП России. По мнению разработчиков поправок, предполагаемое изменение компетенции рассмотрения ст. 14.57 КоАП позволит разгрузить работу судов.

Партнер АБ «Фортис» Дмитрий Павлов полагает, что распространение ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ на кредитные организации является положительным моментом и связано, прежде всего, с тем, что они очень часто нарушают действующее законодательство в сфере возврата просроченной задолженности с физических лиц: «Однако в настоящее время привлечь их к ответственности по данной статье невозможно». 

Эксперт также положительно оценил увеличение размера административного штрафа. «Кроме того, полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.

57 КоАП РФ, планируется наделить должностных лиц ФССП России путем включения в КоАП РФ новой ст. 23.90.

Это представляется целесообразным, так как таких правонарушений довольно много и их количество с каждым годом растет, соответственно, растет и нагрузка на судебную систему», – добавил Дмитрий Павлов. 

Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин полагает, что ключевое нововведение поправок – это распространение ч. 1 ст. 14.57 КоАП на кредитные организации.

«Текущая редакция статьи применяется только к профессиональным коллекторам и не затрагивает банки, действующие через собственные службы взыскания, хотя часто кредитные организации допускают сходные нарушения при взаимодействии с должниками (“телефонный терроризм”, разглашение персональных данных и т.п.). Поэтому расширение сферы применения ст. 14.57 мне представляется правильным решением», – отметил он. 

Ссылка на основную публикацию