Статья 18. пенсионные резервы и пенсионные накопления

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

17 декабря 2018 09:32

Ежегодно в преддверии нового года краевое Отделение ПФР фиксирует возросшую активность агентов негосударственных пенсионных фондов, которые, зачастую вводят наших земляков в заблуждение, стараются перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) максимальное количество новых клиентов.

— У жителей Алтайского края по-прежнему есть возможность ежегодно выбирать, кому доверить инвестирование своих пенсионных накоплений, — комментирует начальник отдела организации и учета процесса инвестирования регионального ОПФР Александр Гусев.

— Напомню, что если вы все же решили перевести свои пенсионные накопления в НПФ, нужно отнестись к выбору фонда максимально ответственно.

Выбор нужно делать осознанно, а не подписывать, как это часто бывает, какие-либо документы при «приеме на работу», оформлении кредита, покупке нового смартфона или визите так называемого «сотрудника ПФР» к вам домой.

Никогда и никому не сообщайте свой СНИЛС, если вы не уверены, что это представитель госоргана или работодатель, также никогда не указывайте свой СНИЛС при его запросе на различных сайтах в интернете.

Обратим внимание, что если вы меняете страховщика чаще, чем раз в пять лет, ваши накопления переводятся в НПФ с потерей всего или части инвестдохода и уменьшенными на сумму отрицательного инвестиционного результата, если такой был. Специалисты краевого Отделения ПФР рекомендуют менять страховщика не чаще одного раза в пять лет, а при подаче заявления проверять его тип – на срочный или досрочный перевод, выбирая первый вариант.

Напоминаем, что при принятии решения о смене страховщика нужно не только заключить с новым НПФ договор, но и до 31 декабря подать соответствующее заявление. Сегодня существуют несколько способов подачи заявления о переводе пенсионных накоплений в управляющую компанию или другой пенсионный фонд.

Первый – через клиентскую службу ПФР или МФЦ: заявление можно подать как лично, так и через своего законного представителя. Второй – через интернет: на портале госуслуг или через Личный кабинет гражданина на официальном сайте Пенсионного фонда России. И в том, и в другом случае электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. И по почте.

В этом случае установление личности гражданина и проверку подлинности его подписи осуществляет нотариус.

— Отмечу еще раз, что выбор страховщика — это личное решение каждого гражданина.

При этом быть «молчуном» вполне может быть совершенно осознанной позицией, ­— говорит Александр Владимирович, — если вы никогда не подавали заявлений о смене своего страховщика, тогда ваши пенсионные накопления формируются через Пенсионный фонд России, и инвестирует их в этом случае государственная управляющая компания «Внешэкономбанк».

Пфр предупреждает: в 2018 году выгодно переводить пенсионные накопления только тем людям, которые последний раз делали это 5 лет назад

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

08 февраля 2018 03:21

В течение последних нескольких лет негосударственные пенсионные фонды ведут активную борьбу за пенсионные накопления, которые имеются у граждан 1967 г.р. и моложе, не вышедших на пенсию. При этом, до будущих клиентов в большинстве случаев не доводится информация о возможных потерях доходности.

Пенсионный фонд предупреждает, что, необдуманно переводя пенсионные накопления, можно потерять их значительную часть.

В 2018 году переводить средства пенсионных накоплений без потерь выгодно только тем гражданам, которые последний раз писали заявление о выборе страховщика в 2013 году, и данное заявление было рассмотрено положительно Пенсионным фондом.

Если прошло менее 5 лет со дня последнего перевода средств, будущий пенсионер понесёт ущерб в виде потери инвестиционного дохода — как минимум за 2018 год.

То же самое ждёт «молчунов» — это те, кто никогда не переводил свои накопления. Им рекомендуется подавать заявление о досрочном переходе в какой-либо НПФ только в 2019 году.

Если же решение поменять страховщика принимается ранее указанного срока, часть инвестдохода будет потеряна.

Заявления о переводе средств пенсионных накоплений, поданные в 2017 году, еще обрабатываются Пенсионным фондом, но по итогам переходной кампании 2016 года было отмечено, что 99,2 % одобренных заявлений принесли потери своим владельцам.

[2]

Сегодня на рынке работают 38 негосударственных пенсионных фондов, вошедших в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Их список размещён на сайте Центробанка.

Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления

Напомним, накопительная часть есть у людей, не вышедших на пенсию, а также у участников программы софинансирования.

Горячая линия Отделения ПФР по Амурской области — 8(4162) 202-400

Можно и нужно ли переводить накопительную часть пенсии? Плюсы и минусы процедуры

Перевод накопительной части пенсии волнует работающих россиян уже давно: возможность увеличить размер пенсионных накоплений без дополнительных вложений позволяет гражданам не беспокоиться о том, каким станет их будущее.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) предлагают выгодные программы инвестирования пенсионных вложений, а сами клиенты охотно принимают условия финансовых организаций.

Читайте так же:  Сроки требования задолженности по налогам

Но не все россияне верят в будущее с НПФ, опасаясь лишиться достойной пенсии. Так перевести накопительную часть или нет? Решать вам после прочтения статьи.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Перевод пенсионных накоплений в НПФ

Все пенсионные отчисления от работодателя в ПФР составляют 22%. Накопительная часть пенсии равна 6%, остальные взносы (16%) составляют страховую часть. При переходе в НПФ граждане имеют шанс увеличить размер накоплений. Размер прибыли напрямую зависит от успешности фонда.

Чем успешнее деятельность фонда, тем больший размер накоплений получит клиент при выходе на пенсию. Однако не следует выбирать компанию, руководствуясь лишь высоким уровнем дохода.

Важно учитывать такие факторы, как суммарный размер взносов вкладчиков, участие в рэнкингах финансовых компаний (например, определяющих надежность фирмы), отзывы вкладчиков. Надежная финансовая организация со стабильным уровнем дохода, покрывающего инфляцию – достойный выбор для увеличения пенсии в будущем.

О том, куда и как можно сделать перевод накопительной части пенсии, рассказано тут, а о том, куда можно выгоднее перевести эти средства, говорится в нашем материале.

Для чего необходимо?

Нужно ли осуществлять перевод накоплений и если да, то для чего? Необязательно, однако переход в НПФ позволяет увеличить будущую пенсию без дополнительных взносов.

Клиенту достаточно обратиться в любое отделение частной компании и заполнить заявление на переход к ним. При себе следует иметь паспорт и СНИЛС.

Переход в НПФ занимает до года, а взносы начинают формироваться с 1 января года, следующего за датой перехода в НПФ.

До момента перевода накопительной части пенсии взносы вкладчика будут распределяться в согласии с нормами и программой ПФР. Изменить их «судьбу» граждане, отказавшиеся от перехода в НПФ, не смогут.

Можно ли еще перевести накопительную часть в НПФ? С 2014 она находится в «заморозке». Решение было принято Правительством РФ в связи с нестабильной финансовой обстановкой в стране.

Те клиенты, которые успели перевести свои накопления до 2014 года, в Личном кабинете будут видеть накопленные средства. У остальных вкладчиков в графе «отчисления» будет отображаться нулевое значение.

Ситуация изменится только после отмены моратория на формирование накопительной части пенсии в РФ.

Плюсы и минусы

У перевода накопительной части пенсии есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  1. Возможность инвестировать средства, уплаченные работодателем, за счет дохода негосударственного фонда.
  2. Наследование накопительной части пенсии.
  3. Дополнительный доход при достижении пенсионного возраста.

К отрицательным сторонам перехода в НПФ относятся:

  • Риск неполучения инвестиционного дохода. Не все негосударственные финансовые компании отличаются надежностью и высоким уровнем накопленных средств на счетах. Недостаточная обеспеченность финансовыми резервами создает неблагоприятную среду для 100%-го обеспечения вкладчиков выплатами при выходе на пенсию.
  • Финансовая неграмотность вкладчиков. Не все клиенты осведомлены о нюансах перехода в частную компанию, ее условиях, преимуществах и способах финансирования.

Согласно опросам социальных служб, некоторые из граждан не в курсе, где в настоящий момент находится их накопительная часть, так как неоднократно меняли компании, например, при смене места работы (особенно актуально для работников банковской сферы, страхования, которые заключают корпоративные договора на переход в НПФ).Наличие мошеннических действий среди агентов, заключающих договора ОПС (обязательного пенсионного страхования).

Читайте также:  Статья 4. Государство и религиозные объединения

С 2016 года участились случаи, когда граждане узнавали о смене НПФ по почте, вслед за визитом специалиста из пенсионной компании, якобы проверяющего статус их действующего договора и предлагающего бонусы, надбавки при «проверке» договора. Позже клиенты признавались, что сотрудники делали фото документов, по которым далее осуществлялось заключение нового договора ОПС.Несовершенство перехода в НПФ. При желании клиента выбрать новую компанию, договор вступает в силу только со следующего года. При этом, если средства вкладчика ранее находились в другом НПФ, и с момента перезаключения ОПС прошло менее 5 лет, клиент не получает инвестиционный доход.

Рассмотрев все плюсы и минусы, вы можете решить для себя, стоит ли делать перевод накопительной части. О плюсах и минусах накопительной части пенсии и ее переводе в НПФ мы писали в этой статье.

Что будет, если ничего не сделать?

Воспользоваться правом увеличения своих пенсионных накоплений могут только граждане, которые родились после 1967 года (о том, с какого года начисляется накопительная пенсия и какие года попали под это нововведение, написано здесь). Пенсия остальных россиян будет формироваться по стандартной схеме: все накопления перейдут в страховую часть (22% отчислений), без возможности перевода в любой НПФ.

Что будет, если не перевести накопительную часть? Те клиенты, которые имели возможность это сделать и не воспользовались ей, считаются «молчунами». Их накопления так же инвестируются в страховую часть.

Взносы клиентов, отказавшихся от перехода в НПФ, будут пересчитываться по бальной системе. Чем больше баллов наберет пенсионер, тем выше будет размер его отчислений при достижении определенного возраста.

Теперь вы знаете, чего ждать, если ваша накопительная часть не переведена.

Подробно о том, пропадут ли деньги, если их не перевести в НПФ , а также о том, куда при этом уходят отчисления, рассказывается в отдельном материале.

Факторы, влияющие на увеличение выплат при отказе от перехода

  1. Отсрочка выплаты. Клиенты, которые добровольно перенесли срок получения пенсионных отчислений, в будущем будут получать взносы в увеличенном размере. Чем дольше отсрочка, тем больше размер пенсии.
  2. Высокий уровень дохода.

    Процент отчислений напрямую зависит от того, сколько получает гражданин до достижения пенсионного возраста. При минимальной оплате труда размер пенсии будет соответствующий, и наоборот.

  3. «Белая» заработная плата. Оплата «в конверте» хороша лишь в момент получения средств.

    Если работодатель не обеспечил работников официальным доходом, им не стоит рассчитывать, что государство назначит им достойный размер пенсии.

  4. Наличие привилегий и льгот.

    Ветераны ВОВ, труда, боевых действий, герои страны и другие граждане, имеющие определенные заслуги перед Отечеством и малой родиной, вправе рассчитывать на достойную пенсию.

Читайте так же:  Зависимость пенсии от стажа работы

Перевод накопительной части пенсии позволяет гражданам увеличить размер социальных отчислений.

Но не стоит спешить с выбором компании: не все НПФ отличаются надежностью и гарантируют 100%-ную выплату средств.

Отказ от перевода части пенсии в финансовую организацию означает добровольное согласие гражданина на распределение средств в страховую часть, которая формирует резерв для выплат действующим пенсионерам.

О принципе сохранности пенсионных средств в законодательстве и судебно-арбитражной практике

Тема пенсионных денег не дает покоя ни законодателю, ни регуляторам, ни прессе. Тема пародоксальная, поскольку она одновременно очень широка, поскольку касается или коснется нескольких десятков миллионов наших сограждан и является уж очень тонкой с точки зрения правового регулирования. А уж о качестве этого регулирования я бы предпочел умолчать.

Нижеприведенный текст является основой, из которого и родилась статья, опубликованная в газете ЭЖ-юрист, №46 за ноябрь 2011 года.

Итак, начнем.

31 марта 2011 года Федеральная служба по финансовым рынкам за подписью теперь уже бывшего заместителя руководителя вынесла в адрес нескольких негосударственных пенсионных фондов предписания об устранении нарушений законодательства.

ФСФР усмотрела нарушение действующего законодательства в том, что негосударственные пенсионные фонды, получив убытки от инвестирования пенсионных средств по итогам 2008 года, распределили в первом квартале 2009 года эти убытки по счетам своих клиентов (отметим, что реакция запоздала как минимум на два года!).

В средствах массовой информации с новой силой вспыхнула дискуссия о пределах реализации принципа сохранности пенсионных средств. При этом участники дискуссии нисколько не подвергали сомнению само наличие указанного принципа.

В лучшем случае обсуждение сводилось к негодованию одних (негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний) совершенно алогичным современным регулированием этого вопроса и не менее горячему желанию других (сотрудников ФСФР) со всем тщанием его исполнять.

Однако существует ли в действительности принцип сохранности пенсионных средств в современном праве применительно к деятельности негосударственных пенсионных фондов? Каковы пределы его функционирования?

В соответствии со статьей 25 ФЗ «О НПФ» негосударственные пенсионные фонды размещают средства пенсионных резервов через профессиональных участников рынка ценных бумаг – управляющие компании, но в ограниченный перечень объектов (государственные ценные бумаги, депозиты и другие объекты, указанные Правительством РФ) фонды могут размещать средства пенсионных резервов и самостоятельно. При этом в законодательстве отсутствует требование о соответствии договора доверительного управления средствами пенсионных резервов какой-либо типовой форме, утверждаемой государственным уполномоченным органом (государственный орган вправе лишь определять основные условия договора). Для обеспечения прав вкладчиков и участников законодатель избрал форму контроля результата размещения средств пенсионных резервов и обязал негосударственные пенсионные фонды формировать страховой резерв под обязательства, покрываемые пенсионными резервами, а также указал, что при размещении средств в рискованные активы (негосударственные ценные бумаги) через управляющие компании именно эти компании должны обеспечить возврат переданных им пенсионных резервов (часть 3 статьи 25 ФЗ «О НПФ») и именно управляющие компании несут ответственность перед негосударственными пенсионными фондами и их участниками за ненадлежащее исполнение обязанностей (часть 4 статьи 25 ФЗ «О НПФ»).

Напротив, негосударственные пенсионные фонды не имеют права самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, а обязаны делать исключительно через управляющие компании (ст.ст. 25, 36.13 ФЗ «О НПФ» и ФЗ от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»).

Для обеспечения прав застрахованных лиц законодатель избрал форму контроля процесса инвестирования средств пенсионных накоплений, строго ограничил перечень объектов инвестирования пенсионных накоплений (только государственные и высоколиквидные ценные бумаги и депозиты) и обязал негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании заключать договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений только в соответствии с типовой формой (ныне действует типовая форма договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией, утвержденная приказом Федеральной службой по финансовым рынкам от 6 июля 2010г. № 10-44/пз-н «Об утверждении типовых форм договора об оказании специализированным депозитарием услуг негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией и договора об оказании специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию»). 

Однако, контролируя процесс инвестирования, законодатель установил, что субъекты инвестирования средств пенсионных накоплений (негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании) не несут обязательств в связи с таким инвестированием.

Так, в отличие от прямо сформулированных обязательств по возвратности пенсионных резервов (ч.ч.3,4 ст. 25 ФЗ «О НПФ») аналогичная норма в отношении пенсионных накоплений в действующем законодательстве отсутствует.

Также законодатель не возложил на управляющие компании (через которые только и могут фонды инвестировать пенсионные накопления) обязанность по возврату переданных им пенсионных накоплений, не обязал негосударственные пенсионные фонды формировать страховой резерв под обязательства перед застрахованными лицами, не предусмотрел возможность страхования этих рыночных рисков.

Таким образом, действующее законодательство полно, логично и различно регулирует вопросы размещения средств пенсионных накоплений и размещения средств пенсионных резервов.

Для пенсионных резервов действует принцип контроля результата и обязанность негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний обеспечить этот результат, а для пенсионных накоплений действует принцип контроля процесса инвестирования и обязанность негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний — действовать строго в соответствии с утвержденными государственными органами ограничениями. Однако при соблюдении процесса инвестирования и добросовестном поведении законодательство не предусматривает ответственности негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний за результат, полученный при инвестировании средств пенсионных накоплений.

  • Статья 27 ФЗ «О НПФ» обязывает негосударственный пенсионный фонд доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, направлять на счета средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, направлять на счета средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда.
  • При этом статья 3 ФЗ «О НПФ» устанавливает понятие дохода, используемое применительно к цитируемому закону:
  • доходы от размещения пенсионных резервов — дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату;
  • доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений — дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.
  • Понятие чистого финансового результата применительно к негосударственным пенсионным фондам в действующем законодательстве отсутствует, однако и в экономической теории, и в действующем законодательстве под чистым финансовым результатом понимается разность между доходами и расходами, связанными с соответствующим видом деятельности. 

В отсутствие правового регулирования порядка распределения результатов инвестирования пенсионных резервов (такой порядок в соответствии с п. 4 ст. 36.

2 ФЗ «О НПФ» обязана разработать ФСФР, однако до настоящего времени указанный порядок ФСФР не утвержден) негосударственные пенсионные фонды вынуждены применять по аналогии приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2005 г.

N 140н «Об утверждении Порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц», а также  порядок определения чистого финансового результата от временного размещения средств сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ (п. 3 Положения о порядке расчета чистого финансового результата, который получен от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании, утв. Приказом Минфина от 30 июня 2003 года № 55н). Эти акты предписывают распределять по счетам застрахованных лиц чистый финансовый результат, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Следовательно, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости имущества за счет переоценки на отчетную дату может быть как положительной величиной, так и отрицательной.

Соответственно, как положительный, так и отрицательный финансовый результат негосударственный пенсионный фонд должен распределять по пенсионным счетам своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

Иное толкование понятия дохода и чистого финансового результата могло бы привести к недостоверному отражению обязательств негосударственного пенсионного фонда перед своими вкладчиками, участниками и застрахованными лицами и нарушению их прав при выплате пенсий и выкупных сумм.

Дополнительным подтверждением правильности понимания чистого финансового результата как величины могущей быть и положительной, и отрицательной является письмо Минфина от 01.04.2009 №05-01-11/40 (абз. 2 стр. 2 письма).

Таким образом, получение отрицательного чистого финансового результата в соответствии со статьями 3 и 27 ФЗ « О НПФ» обязательно влечет за собой уменьшение обязательств негосударственного пенсионного фонда, учтенных на пенсионных счетах вкладчиков, участников и застрахованных лиц.

В качестве примера правильного распределения отрицательного финансового результата в соответствии с приказом Минфина от 18 ноября 2005 г.

N 140н «Об утверждении Порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц» можно сослаться на распределение результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для отражения их в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, утвержденное Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 21 января 2009 года №11р по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008 году. Результаты ПФР за 2008 год утверждены с показателем коэффициента прироста менее 1, что означает распределение по счетам застрахованных лиц отрицательного финансового результата (фактически — убытка), рассчитанного в соответствии с указанным порядком, утвержденным приказом Минфина.

Исходя из конституционного принципа равной защиты частной и государственной собственности, установленного частью 2 статьи 8 Конституции, правовой режим пенсионных накоплений, имеющих единый порядок формирования (за счет обязательных пенсионных взносов) и единое назначение (выплата трудовой пенсии гражданам), также является единым, в том числе в части распределения финансового результата, полученного в результате их инвестирования. Порядок распределения финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений не может быть различным только потому, что часть из них является государственной собственностью (пенсионные накопления, учитываемые и инвестируемые ПФР), а часть – частной собственностью (пенсионные накопления, учитываемые и инвестируемые НПФ). 

Таким образом, к порядку распределения финансового результата негосударственными пенсионными фондами могут быть по аналогии закона применены нормы, регулирующие распределение финансового результата государственным пенсионным фондом.

Имеющаяся судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции также не дает оснований для универсализации принципа сохранности пенсионных средств. 

Так, все три судебных инстанции и Высший Арбитражный Суд в своем определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС №ВАС-8713/10 от 07.07.

2010 рассматривали вопрос исключительно об уменьшении обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, возникших по конкретным договорам негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения и связанных с отрицательным финансовым результатом от размещения средств пенсионных резервов.

Вопрос в отношении уменьшения обязательств по обязательному пенсионному обеспечению в связи с отрицательным финансовым результатом, полученным от инвестирования средств пенсионных накоплений, не был предметом рассмотрения Высшего Арбитражного Суда.

Очень важно указание в названном определении Высшего Арбитражного Суда, что поскольку законодательством предусмотрено «создание фондом страхового резерва для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, суды пришли к выводу о неправомерных действиях фонда по одностороннему изменению обязательств перед своими вкладчиками и участниками, и, следовательно, законности оспариваемого предписания, вынесенного службой в пределах своей компетенции». 

Таким образом, практика ВАС не только не относится к обстоятельствам компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений, но и формирует важнейший вывод, составляющий основу экономического функционирования негосударственных пенсионных фондов: негосударственный пенсионный фонд тогда не может уменьшать свои обязательства перед вкладчиками и участниками, когда законом предусматривается создание специального механизма и источника (страхового резерва), который позволяет компенсировать отрицательный финансовый результат. Создание такого механизма и источника (страхового резерва) законом предусмотрено для компенсации отрицательного финансового результата, полученного от размещения средств пенсионных резервов (ст. 23 ФЗ «О НПФ» и пункт 3.1.1 настоящего объяснения). Создания механизма и источника для компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений действующим законодательством не предусмотрено.  К созданию такого источника как раз и направлен законопроект Минэкономразвития.

Действующее законодательство и воспринявшая его судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции различно подходят к вопросу действия принципа сохранности пенсионных средств – на пенсионные резервы, формирующиеся для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, принцип сохранности распространяет свое действие, а на пенсионные накопления, формирующиеся для исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, — нет.

Однако ни одному из негосударственных пенсионных фондов, в отношении которых были вынесены предписания ФСФР от 31.03.2011, не удалось убедить московские арбитражные суды в своей правоте.

Все судебные акты, доступные по указанному вопросу и вынесенные разными судьями, написаны как под копирку и независимо от доводов фондов, положенных в основу заявления, в своей мотивировочной части почти дословно повторяют идентичные отзывы государственного органа.

Сейчас пришла пора надзорной инстанции. Надеюсь, что будет интересно. Еще более надеюсь, что будет логично.

Дождались. Негосударственные пенсии застрахуют, как банковские вклады

Россиянам уже все уши прожужжали о том, что нужно откладывать на пенсию смолоду и тогда старость будет в радость. Да только вариантов не так много, как хотелось бы — банковские вклады и «замороженные» пенсионные накопления. Но теперь к ним прибавятся и сбережения, формируемые в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Застрахуй

  • Законодатели внесли в Госдуму давно ожидаемый законопроект о системе гарантирования пенсионных резервов, которая будет работать аналогично системе страхования банковских вкладов.
  • Не путать с пенсионными накоплениями, которые формировались в обязательном порядке, но «заморожены» с 2014 года.
  • НПФ. Schoolzaharko

Как говорится в пояснительной записке к проекту закона, к 1 апреля 2021 года клиентами НПФ по добровольным программам являлись 6,2 млн человек. Они скопили на своих счетах 1,5 трлн рублей.

Как будет работать система гарантирования пенсионных резервов

Если лицензия НПФ отозвана на этапе формирования сбережений, то застрахованный получит все уплаченные фонду взносы (без инвестиционного дохода), но на сумму не более 1,4 млн рублей. Если НПФ останется без лицензии на этапе выплаты пенсии, то пенсионер продолжит получать деньги ежемесячно, как и раньше, но в размере не более двукратной величины социальной пенсии.

Также если страховой случай произошёл на этапе формирования сбережений, то уполномоченный вкладчик (когда речь идёт о корпоративной пенсионной программе) сможет в течение 60 дней подать заявление о переводе возмещения в другой НПФ.

Главным за страхование пенсий назначили АСВ

Оператором системы гарантирования пенсионных резервов станет госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ), в ведомстве которой уже находится страхование вкладов и гарантирование пенсионных накоплений. Агентство займётся конкурсным отбором НПФ, которые будут осуществлять выплаты пенсий за своих менее удачливых «коллег», а также управлять фондом гарантирования пенсионных резервов.

Пенсионные резервы застрахованы. Mcx999

За чей счёт банкет?

Каждый раз, когда мы говорим, что вклады или пенсионные накопления застрахованы государством, это не значит, что выплаты осуществляются из бюджета. «Банкет» осуществляется за счёт финансовых организаций — банков и НПФ, которые отчисляют взносы в специальный фонд. Так и здесь, фонд гарантирования пенсионных резервов будет формироваться за счёт отчислений частных фондов.

Сумму взносов рассчитают как произведение индивидуального коэффициента, базовой ставки и суммы пенсионных резервов. Центробанк присвоит коэффициент каждому НПФ в зависимости от его финансового положения (от 0,5 до 2). Базовая ставка будет варьироваться от 0,0125% до 0,2%.

Посчитаем

Система гарантирования пенсионных резервов должна заработать с 1 января 2023 года. Авторы законопроекта считают, что представленный вариант позволит полностью застраховать будущие пенсии россиян. Но так ли это?

Представим, что Сергей начал откладывать на пенсию с 30 лет. Ежемесячно отдавал в НПФ по 10 тысяч рублей. К моменту выхода на пенсию в 60 лет он скопил 3,6 млн рублей и это не считая доходности, которую обеспечивают частные фонды. В случае, если Центробанк аннулирует лицензию НПФ, то наш герой потеряет более 2,2 млн рублей.

Таким образом, власти как бы установили россиянам планку — больше 1,4 млн рублей не копить. Но достаточно ли этих денег для обеспеченной старости?

Допустим, Сергей накопил 1,4 млн рублей. Если исходить из так называемого возраста дожития (количество месяцев, на которые делятся накопления) на 2021 год, то ежемесячно наш герой гарантированно будет получать всего 5,3 тысячи рублей. Смешная сумма по нынешним меркам.

Остаётся только один вариант — удвоить её за счёт банковских вкладов, которые также застрахованы на сумму не более 1,4 млн рублей.

Правда и мифы о деньгах в Telegram

Пенсионные накопления и пенсионные резервы

  • Пенсионные накопления и пенсионные резервы
  • Светлана
  • Дата: 2018-04-16
  • Переход на главную

Вопрос 16. Пенсионные накопления и пенсионные резервы: понятия, состав, источники формирования (ст. 18)

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

  • пенсионных взносов;
  • дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
  • целевых поступлений;
  • иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда для покрытия отрицательного результата от размещения пенсионных резервов.

Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается Банком России. Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме.

В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам.

При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

Пенсионные накопления формируются за счет:

  • досрочно выплаченных из Пенсионного фонда РФ в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании;
  • средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва;
  • средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании;
  • средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой фонд и еще не переданных;
  • иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда для покрытия отрицательного результата от инвестирования пенсионных накоплений.

Опс и нпо: в чём разница?

Негосударственная пенсия в отличие от накопительной является необязательной, то есть добровольной. Про заключение договора о негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) с негосударственным пенсионным фондом мы подробно рассказали в этой статье. В данной статье речь пойдет о том, в чём заключается разница между пенсионными накоплениями и пенсионными резервами.

Пенсионные резервы (в НПО) и пенсионные накопления (в обязательном пенсионном страховании ОПС) в широком смысле – это «длинные» деньги.

Они предназначены не для того, чтобы ещё до выхода на пенсию, человек их снял и потратил, например, на покупку машины или первый взнос по ипотеке.

В другом смысле и значении под «пенсионными деньгами» правильнее понимать имущество и капитал, накопленные человеком за годы активной трудовой деятельности к моменту её прекращения, на которые он просто будет жить, причём, желательно, неплохо.

Пенсионные накопления – 6% от страховых взносов в обязательную пенсионную систему, которые формировали накопительную пенсию в период с 2002 г. по 2013 г.

Пенсионные резервы – отчисления участниками Фонда взносов в счёт негосударственной пенсии по договору НПО.

Таким образом, говоря про пенсионные накопления следует иметь в виду взаимоотношение застрахованных лиц с Фондом по ОПС, про пенсионные резервы – участников Фонда (по договору НПО).

Основные отличия пенсионных резервов от пенсионных накоплений:

  • Принадлежность: пенсионные резервы являются собственностью граждан в отличии от пенснакоплений. Изначально в системе ОПС до выхода человека на пенсию пенсионные накопления ему не принадлежат (так как это средства федерального бюджета – [взносы работодателей]), учитываются на индивидуальном лицевом счёте в НПФ или ПФР и инвестируются выбранным Страховщиком.
  • Средства пенсионных резервов, в отличии от пенсионных накоплений (если выбранный Фонд – участник системы АСВ), не застрахованы АСВ и не учитываются в ПФР.
  • В отличие от пенсионных накоплений средства пенсионных резервов можно пополнять регулярными взносами по условиям индивидуальных пенсионных планов в НПФ. Размер взносов и периодичность внесения не ограничены и определены условиями выбранного Пенсионного плана.
  • Участники фонда по негосударственному пенсионному обеспечению могут возместить до 15 600 рублей в год от суммы пенсионных взносов, уплаченных по договору НПО. Это налоговая льгота, которую государство предоставляет налогоплательщикам, формирующим негосударственную пенсию в НПФ.
  • Порядок выплаты: негосударственная пенсия по договору НПО и накопительная пенсия по договору ОПС выплачиваются по-разному. Накопительная пенсия выплачивается либо единоразово (единоразовая выплата пенсионных накоплений), либо носит пожизненный характер ежемесячных выплат. Негосударственная пенсия (НПО) выплачивается на условиях выбранного пенсионного плана, который выбирает вкладчик при заключении договора НПО. [cм. Пенсионные планы АО «НПФ Согласие»]
  • Негосударственная пенсия может быть назначена без привязки к стажу, баллам и условиям труда, но для её назначения должно быть одно действующее в РФ пенсионное основание. Накопительная пенсия назначается только при соблюдении одновременно двух условий – наличие необходимого количества лет страхового стажа (определено законодательно на момент выхода на пенсию, в 2019 году – 10 лет) и наличие необходимого минимального количества пенсионных баллов.

ВАЖНО!

В долгосрочном плане пенсионные резервы и пенсионные накопления могут являться удобным финансовым инструментом. Если на долгосрочном горизонте стратегия выбранного НПФ перекрывает инфляцию, то это стратегически правильный инструмент для пенсионного сбережения.

Ссылка на основную публикацию