Статья 3. государство и система потребительской кооперации

  • Правовые основы потребительской кооперации Российской федерации
  • Правовые основы потребительских обществ и их союзов — это правовые положения, которые обеспечивают деятельность потребительских обществ и потребительских союзов как равноправных юридических лиц рыночной экономики в единой системе — системе потребительской кооперации.
  • Правовые основы потребительской кооперации формировались одновременно с разработкой правовых основ дея- тельности разных коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе кооперативных.
  • В настоящее время основой правового регулирования всех организаций страны, в том числе организаций потребительской кооперации, являются:
  • — Конституция Российской Федерации;
  • — Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • другие законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные пра-вовые акты общеобязательного характера: торговое, налоговое, трудовое право, законодательство о конкуренции и банкротстве.
  • Правовое регулирование кооперативных организаций осуществляется на основе кооперативных законов Российской Федерации:
  • — «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.);

— «О производственных кооперативах» (1996 г.);

— «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (1997 г.);

— «О кредитных потребительских кооперативах граждан» (2001 г.).

  1. Правовое регулирование всех организаций, в том числе и потребительской кооперации, осуществляется также на основе законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Важное значение для правового регулирования имеют уставы кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций).
  3. Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, в том числе кооперативные, законы субъектов Российской Федерации и кооперативные уставы обеспечивают развитие кооперативов и их союзов (юридических лиц) как равноправных субъектов рыночной экономики.
  4. Важно, что законы гарантируют кооперативам и их союзам, с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим кооперативы и их союзы (ассоциации), государственную поддержку.
  5. Таким образом, правовые основы потребительской кооперации формирова- лись одновременно с формированием правовых основ деятельности разных организационно-правовых форм организаций, в том числе кооперативов разных видов.
  6. Значение и содержание Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»
  7. Правовые отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются системой законов и иными нормативно-правовыми актами, рассмотренными на предыдущем уроке.
  • Особое значение для потребительской кооперации имеет Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».
  • Значение закона состоит в том, что он наиболее полно определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации.
  • Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» состоит из преамбулы и девяти глав.
  • В преамбуле определены цели и задачи потребительской кооперации.
  • Глава 1 — «Общие положения».
  • Глава 2 — «Образование потребительского общества».
  • Глава 3 — «Членство в потребительском обществе».
  • Глава 4 — «Органы управления потребительского общества».
  • Глава 5 — «Имущество потребительского общества».
  • Глава 6 — «Основы деятельности потребительского общества».
  • Глава 7 — «Реорганизация и ликвидация потребительского общества».
  • Глава 8 — «Союз потребительских обществ».

Глава 9 — «Переходные положения».

Содержание закона. Закон определяет цели и задачи потребительской кооперации, принципы деятельности; регулирует членские, управленческие, имущественные отношения, отношения по созданию, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и потребительских союзов.

По закону потребительские общества и потребительские союзы являются юридическими лицами и им предоставлены широкие права: право заниматься коммерческой деятельностью (торговой, производственной, заготовительной и др.), направленной на удовлетворение потребностей своих членов; право создавать хозяйственные общества, медицинские и образовательные учреждения, филиалы и представительства, а также другие права.

Потребительские общества создают союзы. Союзам дано право осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении потребительских обществ.

В законе предусмотрено, что отношения между государством и организациями потребительской кооперации строятся на принципе независимости, что определяет самостоятельность и свободу деятельности организаций системы.

Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития; самостоятельно решают вопросы о расходовании средств, максимальных размерах заработной платы, размерах выплат пайщикам и другие вопросы.

  1. Примерные и конкретные уставы потребительских обществ
  2. Устав потребительского общества — это организационно-правовой документ, который в соответствии с законами определяет правовые, организационные, социальные и экономические основы создания и деятельности потребительского общества.
  3. В потребительской кооперации применяются две формы устава потребительского общества:
  4. 1) примерный устав потребительского общества;
  5. 2) конкретный устав каждого потребительского общества.
  6. Причем примерные уставы различаются: для потребительских обществ с кооперативными участками и для потребительских обществ без кооперативных участков.
  7. В соответствии с примерными уставами разрабатываются конкретные уставы каждого потребительского общества.

В потребительской кооперации в настоящее время насчитывается около 3 тыс. потребительских обществ, каждое из которых осуществляет деятельность на основе своего конкретного устава.

На основе конкретного устава каждое потребительское общество регистрируется органами государственной власти и приобретает статус юридического лица. Устав — это признак юридической самостоятельности любой организации, в том числе потребительского общества.

  • В содержание устава потребительского общества должны включаться следующие положения: наименование потребительского общества; место его нахождения; цели, задачи и принципы деятельности общества; порядок вступления пайщиков в потребительское обще-ство и выхода из него; права и обязанности пайщиков; положения, определяющие управленческие, имущественные и трудовые отношения; другие необходимые положения.
  • Каждое потребительское общество с учетом конкретных условий, в которых оно осуществляет свою деятельность, разрабатывает свой устав.
  • В уставе потребительского общества более детально, по сравнению с законом, определены права и обязанности пайщиков, органов управления и контроля, порядок распределения доходов и другие отношения.
  • Каждый союз потребительских обществ как юридическое лицо имеет свой конкретный устав.
  • Кооперативные уставы обеспечивают потребительским обществам и их союзам, а значит, и всей системе потребительской кооперации, более широкое правовое поле.
  • Правительство и потребительская кооперация
  • Правительство способствует улучшению правового положения потребительских обществ и потребительских союзов как юридических лиц, содействует их социально-экономическому развитию.

В первые годы экономических реформ значительное влияние на укрепление правового и экономического положения потребительской кооперации оказало Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» от 24 января 1994 г.

В данном постановлении признано необходимым строить взаимоотношения организаций потребительской кооперации как юридических лиц с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основе соглашений.

Соглашения стали заключаться между:

  1. — Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации;
  2. — областным (краевым, республиканским) исполнительным органом государственной власти и областным (краевым, республиканским) союзом потребительских обществ;
  3. — районной администрацией (администрацией национального округа) и районным (окружным) союзом потребительской кооперации1.

Соглашение — двухсторонний договор, по которому каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Соглашения заключаются на один год.

Организации потребительской кооперации берут на себя обязательства обеспечить за год соответствующий экономическим расчетам объем розничного товарооборота (продажи товаров населению), объем производства, закупок, услуг.

Правительство, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы самоуправления регионов берут на себя обязательства по оказанию финансовой помощи: предоставлению кредитов, снижению налогов, снижению платежей за тепловую и электрическую энергию и другой помощи для развития потребительской кооперации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами» от 31 мая 1996 г. было принято Постановление Правительства такого же содержания.

Эти документы способствовали укреплению социальной базы потребительской кооперации—восстановлению в правах пайщиков потребительских обществ. Предусматривалось, чтобы в потребительских обществах были восстановлены пайщики, исключенные в первые годы реформ.

Читайте также:  Статья 4. Основные виды библиотек

Пайщики потребительских обществ — это в основном жители сельских населенных пунктов. Сами пайщики заинтересованы в улучшении обеспечения своих семей и других жителей сельских территорий товарами и услугами. Поэтому, чем больше пайщиков в потребительских обществах, тем лучше система потребительской кооперации сможет решить вопросы обеспечения сельского населения товарами и услугами.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» от 7 января 1999 г. система потребительской кооперации привлечена к решению продовольственной проблемы страны.

В постановлении предусмотрены меры государственной поддержки организаций потребительской кооперации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано оказывать потребительским обществам и их союзам поддержку в деятельности по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд.

3 декабря 2002 г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», в которой предусмотрена государственная поддержка в инвестировании и кредитовании субъектов хозяйствования, осуществляющих торговое и бытовое обслуживание сельского населения.

Таким образом, правительство содействует укреплению правовых основ потребительской кооперации, развитию ее социально-экономической деятельности в интересах пайщиков и общества.

Статья 3. Государство и система потребительской кооперации

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г. Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г. Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.
  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г. В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.
  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г. В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г. В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г. Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.
  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г. При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 — 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.
  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г. 6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.
  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г. В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя — РАО.

Налоговые мифы. Часть 3. «Потребительские общества»

В последнее время предприниматели проявляют особый интерес к потребительскими кооперативами.

Чем обусловлено такое любопытство? Если раньше сельпо, райпо были единственными магазинами на деревне, где народ мог что-то приобрести, то сейчас избыток – чуть ли ни один магазин на 10 человек.

Если раньше колхозы и совхозы сбывали излишки зерна, поросят, картошки и прочего хозяйства через потребкооперацию, то сейчас полно различных коммерческих оптовиков, перекупщиков и т.д.

Побуждения создать потребительское общество у трудяг-пайщиков той эпохи и современных кооператоров похожи только по закону и документам… Время изменило взгляды, а современное законодательство «помогло» рассмотреть в кооперативах совсем иные ценности. Да и люди уже другой закалки, точнее закаленные этими законами. С самыми распространенными мифами мне помогли разобраться современные кооператоры и юристы компании «Туров и Партнеры».

Миф №1. Потребительские общества – это не для бизнеса. Для предпринимательской деятельности логичнее и удобнее открывать ООО, ОАО, ИП и т.д.

Из ст.

1 Федерального закона №3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: «потребительское общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов».

И если производственные кооперативы относятся к разряду коммерческих организаций, то потребительские общества – это общественные организации, работа которых направлена не на извлечение прибыли, а удовлетворение нужд пайщиков.

Возникает вполне логичный вопрос: «Как же вести бизнес путем организации потребительского общества? Когда все «движения», при которых что-то продается либо покупается относятся к коммерческим?»

Олег Сырочев

Генеральный директор ООО «НПО Экология»:

    «А что есть бизнес? И для кого?» – это самые обычные вопросы при создании бизнеса.Так вот, Потребкооперация отвечает на эти вопросы, а именно бизнес – это дело! Дело для пайщиков. НО: при правильном подходе и постановке бухучета практически нет налогооблагаемой базы. А раз нет базы, значит нет и отчислений. Все в соответствии с действующим законодательством и при полной поддержке государства. Нужно ли вам дело со 100% сбытом и при этом без налогов? Решать вам!

Екатерина Кувшинова

Руководитель юридического отдела компании «Туров и Партнеры»:

    Единственная цель существования потребительских обществ – это удовлетворение нужд пайщиков, а не извлечение прибыли. А нужда может выражаться в чем угодно: в имуществе, в квадратных метрах, в деньгах.

    Организации, индивидуальные предприниматели также могут быть пайщиками, могут вносить паевые взносы, но они не смогут их поставить у себя в расходы (если это не является необходимым условием существования этой, например, ООО-шки).

    К таким организациям относятся компании на ОСНО либо на УСН (доходы-расходы), а остальным лицам будет комфортно работать с кооперативом, т.к. им не нужно учитывать расходы для определения налоговой базы, а подтвердить происхождение товара они могут актом приема-передачи имущества и договором с ПО.

    Это и физические лица, юрлица, которым не нужны расходы и ИП (патент, ЕНВД, УСН (доходы)). Поэтому такие компании-пайщики могут «брать» товар у потребительского общества, а затем его продавать.

    Так как потребительское общество – это некоммерческая организация, ей нужно на что-то существовать. И существует она членские взносы. Существуют также и паевые взносы. Разница в том, что паевой взнос имеет возвратный характер, как раз его пайщики и возвращают имуществом или деньгами.

    Например, пайщик пришел и сказал: «Я вношу паевой взнос 100 рублей, прошу удовлетворить мою нужду телефоном». Общество покупает пайщику телефон за 80 рублей и передает его за те же 80 рублей возвратом паевого взноса. А 20 рублей, в соответствии с заявлением пайщика зачисляются в членские взносы.

    И уже эти 20 рублей общество общество расходует согласно созданным фондам на свои нужды.

    Что получается? С точки зрения закона п.3, пп.3 ст. 39 НК РФ удовлетворение нужд пайщиков не признается реализацией. По факту мы поменяли деньги на товар, пайщик доволен, общество довольно, а реализации и налогов нет, а, соответственно, нет и налоговой базы.

    Безусловно, особое внимание следует уделить грамотному оформлению всей необходимой и регламентирующей деятельность документации. Если все будет оформлено правильно и соблюдены нюансы, то такой «своеобразный бизнес» торговлей не признают».

За долгой беседой с Екатериной Бурлуцкой у меня сформировалось представление о современных «Райпо». Модернизированный кооператив – это что-то похожее на бизнес для своих, ведь не платить налоги по закону – это отличная перспектива.

Читайте также:  Глава II. Акционерный инвестиционный фонд

Но, соблазн ухода от «противного» НДС перекрывает здравый смысл: все пайщики имеют равный голос. Возникает опасение создания коалиции и бунта среди недоброжелателей.

Ведь свои же могут нанести удар исподтишка и свергнуть «реальную» власть… Быть может, это тоже миф?

Миф №2: Очень велики риски, что «демократия» кооперативов может привести к свержению «главных» пайщиков-основателей

Максим Заглядкин

Юрист, налоговый консультант компании «Туров и Партнеры»:

    Именно на общем собрании пайщиков можно свергнуть «власть». Обезопасить руководящих лиц кооператива от «свержения» возможно посредством уполномоченных кооперативных участков. Т.е. на общем собрании голосуют за пайщиков уполномоченные соответствующих кооперативных участков. Именно так мы рекомендуем выстраивать структуру управления в ПО.

    Кооперативный участок – часть потребительского общества. КУ открывается Советом либо по территориальному, либо по тематическому признаку для оперативного управления в ПО. Он объединяет определенное количество пайщиков, проживающих на определенной территории, или работающих в какой-нибудь организации, а также принимающих участие в тематических программах ПО.

    В ст.

    17 Закона РФ «О потребительской кооперации» записано, что в случаях, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико, в потребительском обществе могут создаваться кооперативные участки, высшим органом которых является собрание пайщиков кооперативного участка, руководит его деятельностью уполномоченный кооперативного участка.

    Уполномоченный кооперативного участка имеет право принимать решение от лица всех пайщиков кооперативного участка, а также участвовать в Общем собрании пайщиков потребительского общества от своего кооперативного участка.

Потребительской кооперации

  • Международное Потребительское Общество
  • «ВОГУЛЬСКИЙ ПАЙЩИК»
  • СУЩНОСТЬ
  • Потребительской кооперации

Учение о кооперативном движении и кооперации возникло задолго до создания первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего: фронд, ассоциаций, фаланг, товариществ. В XIX в. идеологи кооперативного строительства начали и практическую деятельность по созданию отдельных видов кооперативов: потребительских — Роберт Оуэн, производственных — Луи Блан, кредитных — Шульце-Делич и Фердинанд Райффайзен.

Общей причиной, побудившей людей объединяться в кооперативы, явились экономические и социальные последствия перехода к капитализму. Тяжелые условия жизни заставляли людей объединяться.

Кооперация стала одной из главных форм объединения трудящихся, так как создание политических организаций властями всех стран в разной форме преследовалось, а создание неполитических организаций, не борющихся за власть, поощрялось.

Кооперативное движение имеет большую историю своего существования.

В последние несколько лет в экономической жизни нашей страны наметился повышенный интерес к кооперативным организационным формам. Народные предприятия, товарищества на вере, кооперативы разных направлений, в том числе и потребительские — эти и другие подобные формы далеко не новы.

Дело в том, что на смену социалистической формации, в которой наше общество прожило более 75 лет, и которая сформировала в нашем менталитете определенный образ общества, пришла формация, которую трудно принять нам с Вами.

Сотни тысяч наших граждан в одночасье с горечью констатировало утерю всех хоть и небольших, но все же социальных завоеваний.

Падение уровня жизни, мизерные социальные гарантии, отсутствие государственной программы возрождения России — малая часть того, что принесла нам новая экономическая формация.

До сих пор ученые экономисты не предприняли сколько-нибудь серьезных попыток системно проанализировать происходящие в России процессы и определить место России в экономической классификации мирового сообщества.

Мы же делаем практическую попытку создав Международное Потребительское Общество «ВОГУЛЬСКИЙ ПАЙЩИК», которое позволит его членам почувствовать себя социально защищенными, поднять свой уровень жизни на нормальный, человеческий. Позволит жить без страха перед завтрашним днем.

  1. Сегодня социальные гарантии граждан России настолько незначительны, что люди ищут способы их усилить как для себя, так и для членов своей семьи.
  2. Мы реально можем повысить благосостояние своих Пайщиков, дать Вам социальную и экономическую защиту.
  3. Мы действительно предлагаем демократическое участие каждого члена нашего сообщества в управлении производством и распределении доходов.
  4. Кроме того, в рамках нашей организационной формы, достаточно прозрачны экономические взаимоотношения.

Так что же все-таки собой представляет потребительская кооперация? Для ее понимания рассмотрим в начале, что такое кооперация.

Кооперация — вид человеческой деятельности, направленных для достижения экономических, технических, социальных или иных результатов, путем объединения усилий, ресурсов, включая информационные, отдельных индивидуумов или юридических лиц, которые не могут быть достигнуты или достигнуты не эффективно без их объединения. Основу в этом составляет развитие процесса разделения труда в производственно-хозяйственной деятельности человека. Разделение труда является основой прогресса общества, но при одном условии — кооперации.

Сейчас в России производство товара, а особенно технически и организационно сложного, в силу углубления процесса разделения труда, размещается в различных субъектах народного хозяйства, и за счет этого повышается эффективность его производства, Но конечный продукт выпускает лишь одно предприятие.

Все участники этого процесса кооперации связаны между собой товарно-денежными отношениями, объединяемые целью максимизации пробыли каждого из участников этого процесса.

Как и на какие цели используется прибыль от этой деятельности в России — всем нам известно по плачевному состоянию нашей Страны в начале 90х годов.

  • Это, так или иначе, приводит к углублению экономических различий между владельцами средств производства и работниками, предлагающими свой товар — рабочую силу.
  • В кооперативах разных форм (сельскохозяйственных, производственных, потребительских и прочих) разделение труда происходит в рамках одного юридического лица или между кооперативами разных уровней, регионов и даже государств, а результат достигается благодаря имущественным, товарным отношениям между участниками этого процесса построенных на определенных ценностях и принципах. Существуют три фундаментальные группы кооперативных ценностей:
  • · равенство и справедливость;
  • · добровольная взаимопомощь;
  • · экономический и социальный прогресс.
  • Эти основные ценности кооператоры должны воплощать в жизнь через экономическую, а не политическую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей своих членов, чем и занимается МПО «Вогульский Пайщик».

Эти фундаментальные группы кооперативных ценностей выражены в принципах: 1. Добровольное и открытое членство для всех людей, способных оказать свои услуги и взять на себя ответственность без дискриминации в области пола, социальной, расовой, политической и религиозной и государственной принадлежности.

2. Демократический контроль со стороны членов кооператива. Высокоэффективной и конкурентоспособной кооперативной организацией может быть только та, где демократический членский контроль правильно сочетается с жестким управлением — хозяйственно-коммерческой деятельностью.

3. Участие членов кооператива в экономической деятельности. Кооператив должен финансироваться его членами в виде вступительных паевых взносов. Их величина устанавливается самими Пайщиками, но она должна быть доступной для малоимущих и равной для всех. Кооперативы могут прибегать и к помощи инвесторов, но их вклады не должны иметь или давать инвесторам никаких преимуществ.

4. Автономия и независимость. Все отношения кооперативов с правительством, частными компаниями и друг с другом должны строиться только на договорных началах.

5. Образование, повышение квалификации и информация. Кооперативное движение всегда ориентировало первичные кооперативы на осуществление широкой образовательной программы.

6. Сотрудничество между кооперативами. Этот принцип как бы уравновешивает и поясняет четвертый принцип, провозглашающий автономию и независимость. Они необходимы, но сила кооперации в единстве, в сотрудничестве на всех уровнях.

7. Забота об обществе. Сама кооперация должна быть залогом и двигателем развития общества в целом.

Организационно потребительская кооперация выступает в виде различных форм, но ее первичной формой является потребительский кооператив.

«Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.» (Статья 116 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

То есть — это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общественно — экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместного владения демократически управляемым предприятием.

Кооперативы — организации автономные, не зависимые от правительства и частных компаний, что напрямую указано в Федеральном законе от 11 июля 1997 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»(с изменениями от 28 апреля 2000 г.):

«Статья 3. Государство и система потребительской кооперации

1. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации.

Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации.

2. Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.».

☼ ☼ ☼ ☼ ☼

Кооперативное движение как фактор социально-экономического развития

Кооперативное движение – действенный механизм социально-экономического развития страны. Оно позволяет вовлекать в оборот денежные ресурсы, снижать социальную напряженность через создание рабочих мест и обеспечение людей продукцией и услугами. В России внимание уделяется развитию кооперативов в сельском хозяйстве.

Международный кооперативный альянс (МКА) по состоянию на 2015 год объединял 284 кооперативных организации в 95 странах. Совокупный оборот 300 крупнейших кооперативов оценивается в $2,2 трлн. В странах G20 почти 12% всего занятого населения работают в кооперативных организациях, а во всем мире их число составляет около 800 млн человек.

По показателю «доли участия населения в кооперативном движении» лидируют европейские страны и США. В России, по различным оценкам, в той или иной мере связаны с деятельностью кооперативов около 20 млн человек.

Кооперационные формы деятельности в России:

Финансовая – это кредитная кооперация, кооперативные финансы, взаимное кредитование и страхование.

  • Наиболее востребованы в условиях экономического кризиса.
  • Механизм кредитной кооперации помогает преодолеть дефицит инвестиционных ресурсов, что является сейчас одной из самых больших проблем в российской экономике.
  • По состоянию на 2017 год в России насчитывается 3584 кредитных кооператива.

Аграрная – это производственные, сбытовые, снабженческие, ветеринарные и другие кооперативы.

  • По данным Росстата, на 1 января 2016 года в России было 8313 сельскохозяйственных производственных кооператива и 6293 сельскохозяйственных потребительских кооператива. По сравнению с 2011 годом количество производственных кооперативов на селе на конец 2016-го сократилось на 31,8%, а потребительских – на 32,9%.

Потребительская – это, как правило, предприятия розничной торговли и общественного питания.

  • В России около 3 тысяч потребительских кооперативов, в которых состоит порядка 4 млн пайщиков.
  • Потребкооперативы обеспечивают работой более 200 тысяч жителей России.

Производственная.

  • По данным Федеральной налоговой службы, за период с января по ноябрь 2016 года было зарегистрировано 320 производственных кооперативов, а прекратило свою деятельность 1248 таких организаций.
  • Возможность снижения размера социальных взносов с доходов до 2,9%, как ожидается, даст новый импульс развитию этой формы кооперации в 2017 году.

Кооперативное движение во всем мире рассматривается как важный фактор развития экономики и смягчения социально-экономических противоречий, поэтому кооперация обычно получает широкую господдержку:

  • В США проводится политика льготного налогообложения, а также функционирует система кредитования фермеров, дополненная гарантированием и страхованием займов.
  • В Германии все кооперативы получают от государства материальную помощь и налоговые льготы – в частности, внутренние расчеты кооперативов со своими участниками не включаются в налогооблагаемую базу.
  • Во Франции сбытовые, снабженческие и обслуживающие кооперативы освобождаются от налогов (под налогообложение подпадают только операции с не членами кооперативов).
  • В Италии закон относит кооперативы к «обществам взаимопомощи» – в первые 10 лет своей деятельности они полностью освобождаются от налогов. Товары и услуги, реализуемые внутри одного кооператива, также не облагаются НДС.

В России господдержка кооперации осуществляется как путем предоставления налоговых льгот, так и выделения материальной помощи из бюджета:

  • Кредитные потребительские кооперативы вправе применять упрощенную систему налогообложения.
  • Действует ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
  • В 2015 году был подписан приказ Минсельхоза о предоставлении грантов сельхозкооперативам для развития материально-технической базы. Объявлено, что в 2017 году из бюджета будет выделено 1,5 млрд руб. Поддержка будет оказана в 60 регионах России.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]