Понятие финансовой организации содержится в п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции, и из буквального толкования данного понятия следует, что речь идет о российских финансовых организациях.
- Алгоритм выявления условий, при которых требуется получение предварительного согласия на совершение действий и сделок с участием финансовых организаций, принципиально не отличается от описанного выше. Такие условия также можно разделить на две группы:
- 1) относящиеся к финансовым показателям деятельности финансовой организации;
- 2) относящиеся непосредственно к форме и содержанию совершаемых действия или сделки.
Однако в связи с особенностями рынков финансовых услуг условия, относящиеся к финансовым показателям деятельности субъектов и объекта экономической концентрации, определяются не федеральными законами, а нормативными актами Правительства РФ. При этом такие условия устанавливаются индивидуально для каждой категории финансовых организаций.
Например, получение предварительного согласия антимонопольного органа требуется в случае слияния финансовых организаций или присоединения одной финансовой организации к другой, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает следующие пороговые значения:
- 1) 29 млрд рублей — в отношении кредитных организаций;
- 2) 3 млрд рублей — в отношении микрофинансовых организаций;
- 3) 2 млрд рублей — в отношении негосударственных пенсионных фондов;
- 4) 1 млрд рублей — в отношении организаторов торговли;
- 5) 500 млн рублей — в отношении обществ взаимного страхования, кредитных потребительских кооперативов;
- 6) 200 млн рублей — в отношении страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций), страховых брокеров, профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, управляющих компаний инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, специализированных депозитариев паевых инвестиционных фондов, специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов, ломбардов;
- 7) 100 млн рублей — в отношении страховых медицинских организаций.
- При определении балансовой стоимости активов финансовой организации принимается во внимание оценка активов, содержащаяся в бухгалтерском балансе, актуальном на день обращения в антимонопольный орган.
- Аналогичные пороговые значения применяются в отношении сделок с акциями и активами финансовых организаций.
В п. 1 — 6 ч. 1 ст.
29 Закона о защите конкуренции установлены пороговые значения количества приобретаемых акций (долей) для сделок с акциями (долями) российских хозяйственных обществ, являющихся финансовыми организациями, при превышении которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа. Аналогично регулируемым сделкам в отношении коммерческих организаций в соответствии с данными подпунктами Закона о защите конкуренции предварительное согласие антимонопольного органа требуется на приобретение лицом (или группой лиц):
— более 25%, 50% или 75% голосующих акций финансовой организации — акционерного общества;
— более 1/3, 50% или 2/3 долей участия в уставном капитале финансовой организации — общества с ограниченной ответственностью.
В п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом (или группой лиц) в результате одной или нескольких сделок активов финансовой организации.
Пороговые значения размера приобретаемых активов как кредитных, так и иных финансовых организаций, при превышении которого требуется предварительное согласие антимонопольного органа на сделку, установлены вышеупомянутыми Постановлениями Правительства РФ N 334 и 1072, и на данный момент составляют 10% стоимости активов финансовой организации по последнему балансу.
В п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции прямо предусматривается, что в понятие «активы финансовой организации» не включаются денежные средства.
В остальном ни Закон о защите конкуренции, ни акты Правительства РФ либо ФАС России не содержат указаний на то, что понимается под активами финансовых организаций, а также не устанавливают и не разъясняют порядок расчета стоимости активов для целей получения предварительного согласия антимонопольного органа на сделку.
В любом случае необходимость получения предварительного согласия на приобретение активов финансовых организаций определяется по результатам сопоставления стоимости приобретаемых активов с данными о стоимости активов финансовой организации по последнему бухгалтерскому балансу.
Согласно п. 7 ч. 1 ст.
29 Закона о защите конкуренции при расчете стоимости активов для целей получения предварительного согласия антимонопольного органа на сделку учитываются активы, приобретаемые в результате одной или нескольких сделок. Полагаем, что в данном случае данное понятие аналогично понятию «взаимосвязанные сделки», упоминаемому в п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции.
При этом исходя из разъяснений ФАС России, опубликованных на сайте ФАС России в сети Интернет , получение предварительного согласия на сделки с активами финансовых организаций требуется, если стоимость активов, приобретаемых в течение отчетного периода для соответствующей бухгалтерской отчетности, превысит 10% стоимости активов по последнему балансу финансовой организации.
———————————
См.: https://fas.gov.ru/documents/575846.
В п. 8 ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом (или группой лиц) в результате одной или нескольких сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности финансовой организации или прав осуществлять функции ее исполнительного органа.
В ч. 2 ст. 29 Закона о защите конкуренции установлены исключения из требования о получении предварительного согласования с антимонопольным органом сделок, перечисленных в п. 1 — 8 ч. 1 данной статьи, если такие сделки осуществляются:
а) лицами, входящими в одну группу лиц в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции;
б) в порядке, предусмотренном ст. 31 Закона о защите конкуренции;
в) на основании актов Президента РФ или Правительства РФ.
Применение опционов при совершении сделок с акциями/долями
9 ноя 2018
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
В Гражданском кодексе РФ есть две договорные конструкции опционных соглашений: опцион на заключение договора (ст. 429.2 ГК РФ) и опционный договор (ст. 429.3 ГК РФ).
Эти конструкции отличаются тем, что в первом случае предмет опциона – право подписать договор. А опционный договор подразумевает уже заключение определенного вида контракта, который будет выполняться по требованию владельца опциона.
На практике потребность проведения опционных сделок обрела свою актуальность довольно давно, и до момента изменений в ГК РФ такого рода соглашения проводились в виде предварительного договора купли-продажи доли. Однако все было не так просто.
Согласно такому предварительному договору какая-либо из сторон вправе затребовать оформление основного договора, а это идет вразрез с критерием опциона, потому что в опционе так может сделать лишь одна сторона. Кроме того, существовали расхождения относительно допустимости привязки опциона к обстоятельствам, зависящим от волеизъявления стороны.
В договорных условиях опциона этих обстоятельств бывает множество: от исполнения/неисполнения некоторых условий до получения/неполучения разрешения ФАС (на это опосредованно может влиять какая-либо из сторон — не предоставив, к примеру, документацию). С принятием изменений в 2015 г. в ГК РФ включены ст. 429.2 «Опцион на заключение договора» и ст. 429.
3 «Опционный договор», устанавливающие регламент для опционов как применительно к долям, так и применительно к акциям и любым договорам, подразумевающим передачу движимой/недвижимой собственности и т. п. Опционные соглашения условно могут выполнять следующие функции: 1. Функция штрафования.
Когда компания не вышла на оговоренные показатели, вследствие чего инвестор желает покинуть состав акционеров/участников, однако продать дело непросто из-за уязвимости в реализации бизнес-плана. Инвестор уходит с некоторым уровнем доходности — по стоимости, гарантирующей возврат начальных инвестиций, и плюс с неким дополнительным объемом средств. 2.
Функция поощрения. Тому, кто выступил с инициативой создавать юридическое лицо, менеджменту или прочим участникам за положительную динамику предоставляется определенная часть доли, как поощрение.
Пут-опцион и колл-опцион Колл-опцион (опцион на право купить) представляет собой сделку, подразумевающую право одной стороны требовать у другой продажи доли/акций. Иллюстрацией судебного спора по условиям call-опциона может служить Постановление АС ВВО от 27 июля 2017г.
по делу № Ф01-2352/2017 по иску АО «РОСНАНО» о передаче в собственность принадлежащей Тримдон Менеджмент Лтд (Trimdon Management Ltd) доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Акрилан», об обязании осуществить государственную регистрацию передачи доли с Тримдон Менеджмент Лтд (Trimdon Management Ltd) и Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира. Требования АО «РОСНАНО» были частично удовлетворены судом. Пут-опцион (опцион на право продать) предполагает, что одна сторона сделки вправе впоследствии продать долю другой по прошествии определенного периода либо при возникновении некоторых условий, по стоимости, определенной сторонами при оформлении опционного договора. Стоимость допустимо фиксировать либо привязывать к ряду факторов. К примеру, это бывает прибыль организации или расчет по алгоритму относительно балансовой или чистой стоимости активов общества. Примером судебного спора, предусматривающего право продать, является Решение АС Саратовской области №А57-19571/2016 от 26.10.16г., которым судом делается вывод о том, что «несвоевременная выборка покупателем товара не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств продавцом продать актив по согласованной цене (пут опцион), а является просрочкой самого истца», т.к. опцион является правом стороны, а не обязанностью. Проблемы выполнения отлагательных условий опционных соглашений при продаже акций Согласно ГК РФ стороны могут указать в договорах отлагательные условия для реализации прав. В п. 1 ст. 429.2 ГК РФ указано, что в рамках опциона на подписание контракта акцепт возможен лишь при возникновении определенных условий, указанных в опционе, в т.ч. зависящих от воли сторон. А в рамках п. 1 ст. 429.3 в опционном соглашении может быть еще прописано условие, что требование по договору признается заявленным после возникновения обстоятельств, указанных в договоре.
Судебная практика тоже подтверждает включение отлагательных условий в опционные соглашения. Например, в Постановлении от 09 октября 2018г.
7ААС при рассмотрении дела №А45-6541/2018 суд пришел к выводу, что законом не запрещено заключение сделки под отменительным или отлагательным условием (статья 157 Гражданского кодекса Российской Федерации), вместе с тем соответствующее условие не может быть расценено как основание для освобождения ответчика от исполнения обязательства по возврату денежных средств в отсутствие встречного предоставления, тем более в ситуации, когда в нарушение требований пункта 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное событие в виде получения ответчиком денежных средств по договорам не обладает признаком неизбежности наступления.
Интересную позицию занял АС ЦО в Постановлении от 15 августа 2017г. по делу № Ф10-3135/2017 о взыскании опционной премии по соглашению об опционе на заключение договора купли-продажи акций.
В данном документе были указаны заверения об отсутствии контролирующих лиц, в качестве отлагательного условия для реализации опциона. Одна из сторон доказала факты нарушения заверений. Лицо, предоставившее опцион, обратилось в суд с заявлением о взыскании премии по опциону.
Суд отказал в данном требовании, так как владелец опциона, который не смог его реализовать из-за невыполнения отлагательного условия, не должен платить премию по опциону.
Хоть сегодня имеется судебная практика, касающаяся включения в опцион отлагательного условия, некоторые моменты еще нуждаются либо в законодательном, либо в практическом уточнении.
Например, отсутствует четкое понимание о том, должен ли регистратор, который делает запись в реестре акционеров о переходе права собственности на ценные бумаги после выполнения опционного договора, проверять наступление отлагательных условий, которые указаны в опционе.
На сегодняшний день в правилах многих регистраторов по ведению реестра отсутствует описание полного и корректного механизма решения этого вопроса.
Проблемы применения опционных соглашений Включение в ГК норм, регулирующих правоотношения с применением опционов, безусловно, имеет долгосрочный положительный эффект и делает более привлекательным российское право для структурирования сделок. Однако все еще остаются нерешенными некоторые аспекты их применения.
Например, на сегодняшний день есть проблемы правового регулирования перехода права собственности на акции по модели колл-опциона: при исполнении сделки регистратор требует подписания передаточного распоряжения владельцем акций, выдавшим опцион, для целей внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на акции, чем нарушается принцип односторонней реализации опциона. Кроме того, существует вышеописанная проблема — регистратор не проверяет выполнение сторонами отлагательных условий при внесении записи в реестр.
Вместе с тем, учитывая развитие судебной практики по применению данного института, убежден, что в дальнейшем унифицируются подходы к его наиболее эффективной реализации.
Сфера применения опционных соглашений очень большая, опционные соглашения могут выступать средствами мотивации персонала, страховки инвесторов, быть хорошей альтернативой договора залога. Данная многогранность их применения способствует все более активному применению опционных соглашений в сфере корпоративных отношений.
Кто регулирует выпуск акций страховых компаний
Контролирующий орган страховых компаний
Содержание статьи
Контролирующий орган страховых компаний
По действующему законодательству России, страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию, а отношения между страхователем и страховщиком регламентированы нормативно-правовыми актами.
Кто контролирует работу страховых компаний? Устанавливается главный надзорный орган над страховыми компаниями — Банк России.
Это организация, контролирующая страховые компании, отвечающая за регулирование работы рынка, предупреждение возможных нарушений, соблюдение законных прав и интересов страховых компаний и их клиентов.
Кем и как осуществляется надзор за страховыми компаниями
В 2013 году в сфере страхования произошла реформа, упразднившая отдельные структуры и наделившая Банк России полномочиями единственного регулятора финансового рынка. На Центробанк были возложены обязанности исполнительного органа власти, ответственного за содействие развитию отрасли, установление правил и надзор над сферой страхования.
Современные правовые основы страхования и деятельности Центробанка в статусе страхового регулятора установлены:
- главой 48 Гражданского кодекса;
- законом №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».
Одно из ключевых требований закона к органу, контролирующему страховые компании – открытость деятельности регулятора. Центробанк обязан публиковать в открытом доступе:
- информацию о своих компетенциях и действующих ограничениях на рынке страхования;
- реестры субъектов рынка, страховых объединений;
- акты о наложении санкций на юрлиц и ИП;
- изменения в законодательстве и профильную справочную информацию.
На официальном сайте ЦБ можно направить онлайн жалобу на страховщика, получить сведения о деятельности отдельных субъектов страхового рынка страны.
Функции страхового надзора
Функциональные обязанности контролера рынка страхования установлены главой 4 Закона. Так, к обязанностям Центробанка относятся:
- лицензирование – проверка претендентов и выдача официальных разрешений на деятельность в отрасли;
- ведение единого реестра всех организаций, предоставляющих услуги страховки;
- мониторинг деятельности страховщиков, рассмотрение жалоб застрахованных лиц и обращений от самих страховых компаний;
- разработка рекомендаций, регуляторной документации для участников рынка;
- контроль над соблюдением профильного законодательства;
- определение тарифных ставок для отдельных видов страхования, контроль над ценовой политикой;
- назначение временного руководства в случаях банкротства страховщиков.
Страхование – значимая доля финансового сектора страны. Ключевое требование Центробанка к участникам рынка – поддержание финансовой стабильности и платежеспособности. Недопустимо положение, при котором страховщик не сможет исполнить страховые обязательства.
Как осуществляется надзор за страховой деятельностью
Закон накладывает на страховщиков ряд обязательств, соблюдение которых проверяет Центробанк с помощью регулярной отчетности и проверок.
Обратите внимание!
По жалобе страхователей или других участников рынка регулятор может усилить надзорные мероприятия, в том числе провести внеплановые проверки или запросить дополнительную документацию.
При выявлении нарушений со стороны страховщика, ЦБР направляет предписание на устранение, и устанавливает срок исправления. Если нарушения не исправлены, или в течение года будут выявлены повторно, контролирующий орган страховых компаний вправе:
- ввести запрет или ограничение на совершение сделок страховщиком;
- лишить лицензии, или приостановить.
Согласно статье 32.1 закона №4015-1, регулятор также устанавливает требования по квалификации и деловой репутации для руководителей и финансистов страховых компаний.
Государственные органы, осуществляющие контроль за страховой деятельностью
Непрямые функции контроля страховых услуг выполняют организации, призванные защищать гражданские права.
В различных ситуациях, связанных со страховкой, для реализации защиты собственных прав можно также обратиться в:
- прокуратуру — главный надзорный орган РФ, рассматривает обращения по нарушению законодательства;
- Роспотребнадзор — защищает права клиента страховой компании, как получателя услуги;
- суд — обращение будет действенно, если была оформлена и подана оппоненту досудебная претензия;
- антимонопольный комитет — можно обращаться, если компания-страховщик вписывает в договор услуги не по своему профилю;
- российский союз автостраховщиков — можно обратиться по спорам при ОСАГО и «Зеленой карте».
Обратите внимание!
Статья 35 Закона позволяет страховщику оспаривать решения надзорного органа в суде.
Лицензирование и профессиональная аккредитация страховых организаций
Лицензирование – это официальное разрешение от ЦБ на работу страховой компании. В реестре субъектов страхового дела можно ознакомиться со сведениями из выданных лицензий о:
- номере записи в едином реестре;
- уполномоченном органе, выдавшем разрешение;
- названии юрлица или ФИО частного предпринимателя, адресе регистрации, номере госрегистрации или ИНН;
- деятельности — страхование, перестрахование, страховой брокер, взаимное страхование и прочие;
- виде предоставляемых услуг — имущественное, личное, страхование жизни и другое.
Лицензия выдается на неограниченный срок и прекращается в случае изъятия или вместе с прекращением деятельности самого страховщика.
Обратите внимание!
Без лицензии осуществлять любую деятельность, связанную с услугами страхования, незаконно.
Не стоит путать государственное лицензирование с профессиональной аккредитацией страховых организаций. Последняя также называется банкострахованием — это соглашения между банками и страховыми организациями о совместной деятельности, в том числе о предоставлении страховых услуг при кредитовании.
Источник
Особенности совершения сделок с акциями (долями) страховых организаций в новой редакции Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
С 28 января 2018 года предварительное согласие Центрального Банка РФ (далее – «ЦБ РФ») необходимо получать в отношении следующих сделок:
- приобретение более 10 процентов акций (долей) российской страховой организации или установление контроля в отношении акционеров (участников) российской страховой организации, владеющих более 10 процентами акций (долей) страховой организации, в результате совершения одной или нескольких сделок, а также
- сделки, в результате которых будут преодолены определенные пороги владения акциями (долями) российской страховой организации (а именно, для акционерных обществ – 10, 25, 50 и 75 процентов акций; для обществ с ограниченной ответственностью – 10 процентов, одна треть, 50 процентов и две трети долей).
Регулировка редуктора томасетто 140
Если акции страховой организации приобретены в ходе публичного размещения или публичного обращения, то такая сделка или сделки подлежат последующему одобрению ЦБ РФ.
Указанные нововведения предусмотрены изменениями к Закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – «Закон»). Для этого в Закон вводится новая статья – 32.10.
Новый режим
Определение терминов
Установленные требования распространяются на приобретение более 10 процентов акций (долей) страховой организации не только одним физическим или юридическим лицом, но и группой лиц. Определение группы лиц содержится в Федеральном законе «О защите конкуренции» и включает в себя, например, юридическое лицо и его генерального директора.
Кроме того, к группе лиц относятся юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров составляют одни и те же физические лица.
Среди прочего, хозяйственное общество и лицо, по предложению которого назначен или избран единоличный исполнительный орган такого хозяйственного общества, также рассматриваются как группа лиц.
Кроме того, предварительное согласие ЦБ РФ потребуется, если планируется приобрести прямой либо косвенный контроль в отношении акционера (участника) страховой организации, владеющего более 10 процентами акций (долей) страховой организации, либо нескольких акционеров (участников), в совокупности владеющих более 10 процентами акций (долей) страховой организации. Понятие контроля определяется в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, признанными на территории Российской Федерации. Так, например, считается, что группа лиц контролирует организацию, если такая группа обладает полномочиями определять финансовую и операционную политику этой организации с целью получения выгоды от ее деятельности.
Порядок
ЦБ РФ обязан рассмотреть ходатайство о предоставлении предварительного согласия или последующего одобрения в течение 30 дней со дня получения им ходатайства и всех необходимых документов. Если ЦБ РФ не сообщает заявителю в письменной форме в указанный срок о своем решении – о согласии или об отказе, то соответствующая сделка (сделки) считается согласованной или одобренной.
В новой редакции Закона приводится открытый и достаточно широкий список оснований для отказа в предоставлении предварительного согласия (последующего одобрения), среди которых:
- выявление неудовлетворительного финансового положения лица, совершающего сделку (сделки) – поскольку критерии неудовлетворительного финансового положения акционера страховой компании пока не разработаны, при оценке можно руководствоваться критериями, применяемыми в отношении банков. В таком случае неудовлетворительным финансовым положением является:
- наличие производства по делу о несостоятельности (банкротстве) или продолжающийся процесс ликвидации;
- наличие задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам;
- наличие фактов неисполнения денежных обязательств по причине отсутствия денежных средств на его банковских счетах, а также иные обстоятельства;
- признание лица, совершающего сделку (сделки), не соответствующим требованиям к деловой репутации – значительные изменения требований к деловой репутации также вступают в силу 28 января 2018 года; или
- несоответствие лица, совершающего сделку (сделки), квалификационным требованиям, установленным Законом (пункт 8 статьи 32.1 Закона в новой редакции).
Отказ органа страхового надзора в согласовании сделки можно будет обжаловать в судебном порядке.
Последствия нарушений
Если ЦБ РФ обнаружит нарушение установленных Законом требований о получении предварительного согласия или последующего одобрения, то он направляет нарушившему лицу предписание об устранении нарушения и размещает на официальном сайте ЦБ РФ информацию о направленном предписании не позднее дня его направления.
Копия предписания направляется в страховую организацию или акционеру (участнику) страховой организации, если нарушение требований Закона было допущено при приобретении контроля над этим акционером (участником).
Кроме того, копия предписания будет направляться иным лицам по перечню, который ЦБ РФ должен разработать и утвердить.
Страховая организация не позднее дня, следующего за днем получения предписания, обязана довести до сведения своих акционеров (участников) информацию о получении предписания в порядке, который будет позднее разработан ЦБ РФ.
Предписание ЦБ РФ подлежит исполнению одним из следующих способов:
- направление ходатайства в ЦБ РФ о предоставлении последующего одобрения совершенной сделки (сделок); или
- «разворот» сделки (цепочки сделок) с целью возврата акций (долей), приобретенных с нарушениями Закона, или прекращения контроля в отношении акционеров (участников) страховой организации, установленного с нарушением Закона.
Если предписание исполнено путем возврата в «исходное положение», то ЦБ РФ и страховая компания должны быть уведомлены об этом не позднее пяти дней со дня исполнения предписания.
Стоит иметь в виду, что со дня размещения на официальном сайте ЦБ РФ информации о направленном предписании и до дня размещения информации о его отмене акции (доли), приобретенные с нарушением требований Закона, не имеют права голоса.
Седельно сцепное устройство маз регулировка
Если предписание ЦБ РФ не исполнено в указанный в предписании срок, то ЦБ РФ вправе обратиться в суд с иском о признании недействительной соответствующей сделки (сделок).
1. Сделки с долями ООО
Сделки с долями в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Федеральный закон).
- Согласно Федеральному закону (пункт 11 статьи 21) сделка, направленная на отчуждение доли в уставном капитале общества (доля общества), подлежит нотариальному удостоверению.
- Из общего правила сделаны исключения для случаев совершения сделок с долями общества самим обществом и для сделок, совершаемых в рамках осуществления преимущественного права покупки доли общества участниками общества и самим обществом, если такое право общества предусмотрено его уставом (пункты 5 — 7, абзац второй пункта 11 статьи 21 Федерального закона).
- Таким образом, обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по отчуждению доли общества участниками общества третьим лицам (абзац первый пункта 11 статьи 21 Федерального закона).
- Обязательному нотариальному удостоверению в силу статьи 22 (пункт 2) Федерального закона подлежат договоры залога доли общества.
- При этом доля общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки; после нотариального удостоверения сделки нотариус, ее удостоверивший, в срок не позднее трех дней после удостоверения сделки, совершает нотариальное действие по передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (пункты 12, 14 статьи 21 Федерального закона).
Перечень документов, подтверждающих полномочие лица на отчуждение доли общества, определен пунктом 13 статьи 21 Федерального закона. Указанный перечень документов не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств заключаемой сделки.
Поскольку Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (статьи 42, 43, 48) обязывают нотариуса при удостоверении сделок по отчуждению имущества проверять правоспособность и дееспособность лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, их полномочия, документы, подтверждающие право собственности на отчуждаемое имущество, соответствие сделки действительным намерениям сторон и требованиям действующего законодательства, — при удостоверении сделки, направленной на отчуждение доли общества, необходимо проверить соблюдение не только требований, вытекающих из Федерального закона, но и иных требований действующего законодательства.
Не могут быть удостоверены сделки, если из представленных нотариусу документов усматривается их ничтожность.
Например, не допускается отчуждение доли общества, принадлежащей несовершеннолетнему или недееспособному, если нотариусу не представлено разрешение на совершение такой сделки органа опеки и попечительства (статья 37 ГК РФ, статья 60 СК РФ); отчуждение неоплаченной части доли общества (пункт 3 статьи 21 Федерального закона); отчуждение заложенной доли общества без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором залога (пункт 2 статьи 346 ГК РФ); приобретение доли общества государственным органом или органом местного самоуправления, если законом прямо не определено, что они могут быть участниками общества (пункт 2 статьи 7 Федерального закона); дарение доли общества в отношениях между коммерческими организациями (статья 575 ГК РФ) и т.д.
- При удостоверении сделок, направленных на отчуждение доли общества нотариусами могут быть истребованы следующие документы:
- устав общества;
- договор об учреждении общества, решение единственного учредителя о создании общества (при отчуждении доли учредителем общества);
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о принадлежности лицу доли общества;
документ, подтверждающий принадлежность лицу доли общества (учредительный договор; нотариально удостоверенный договор о приобретении доли; документ, выражающий содержание сделки о приобретении доли, совершенной в простой письменной форме; свидетельство о праве на наследство; свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и т.п.);
- документ общества, подтверждающий оплату доли отчуждающим ее лицом;
- документ общества, подтверждающий соблюдение правил использования преимущественного права покупки доли общества, установленных Федеральным законом и уставом общества;
- согласие супруга на отчуждение и покупку доли общества;
- иные документы, необходимые для совершения сделки в соответствии с законодательством, вытекающие из существа конкретной сделки.
Участник общества, намеренный продать принадлежащую ему долю общества третьему лицу, обязан известить об этом остальных участников общества и само общество путем направления оферты через общество (пункт 5 статьи 21 Федерального закона).
В общество представляются заявления участников общества об отказе от использования преимущественного права покупки доли общества, согласия на переход доли общества к третьим лицам либо отказ в таком согласии (пункты 6, 10 статьи 21 Федерального закона).
Таким образом, документы, подтверждающие соблюдение участниками общества требований, предъявляемых Федеральным законом для оформления отчуждения доли общества третьим лицам, аккумулируются в обществе.
Нотариус на основании статьи 15 Основ о нотариате может истребовать от общества информацию, необходимую для совершения нотариального действия по удостоверению сделки об отчуждении доли общества третьему лицу. Представленные обществом сведения должны исходить от единоличного исполнительного органа общества или иного органа общества, предусмотренного его уставом (статьи 40 — 42 Федерального закона).
Поскольку сделки по отчуждению доли общества участниками общества третьим лицам подлежат обязательному нотариальному удостоверению при их удостоверении взимается нотариальный тариф соответствующий размеру государственной пошлины, предусмотренной в статье 333.24 (подпункт 4.1 пункта 1) Налогового кодекса Российской Федерации:
- за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в зависимости от суммы договора:
- до 1 000 000 рублей — 0,5 процента суммы договора, но не менее 1 500 рублей;
- от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей включительно — 5 000 рублей плюс 0,3 процента суммы договора, превышающей 1 000 000 рублей;
- свыше 10 000 001 рубля — 32 000 рублей плюс 0,15 процента суммы договора, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 150 000 рублей.
Следует также учитывать, что Федеральным законом от 30.03.
2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены существенные изменения в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», которые вступили в силу с 01.01.2016.
Так, с 01.01.2016:
- факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения (пункт 3 статьи 17 Федерального закона);
- участник общества, намеренный продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет нотариально удостоверенной оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи (пункт 5 статьи 21 Федерального закона);
- конкретизирован перечень документов, на основании которых была приобретена доля или часть доли в уставном капитале общества (пункт 13.1 статьи 21 Федерального закона);