Статья 3. виды охранных и сыскных услуг

  • Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
  • В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
  • 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  • 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • 5) поиск без вести пропавших граждан;
  • 6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  • 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
  1. 8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.
  2. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
  3. 1) защита жизни и здоровья граждан;
  4. 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
  5. 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  6. 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  7. 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  8. 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

В соответствии со ст. 1 данного Закона РФ граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Оперативно-розыскная и частная сыскная (детективная) деятельность

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 года “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” под частной детективной (сыскной) деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями (частными детективами) в целях защиты законных прав и интересов клиентов. Причем на лиц, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Кроме того, частные детективы не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенные законом исключительно к компетенции органов дознания.

  • Основные отличия оперативно-розыскной деятельности от частной детективной (сыскной) состоят в следующем:
  • · ОРД осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная – негосударственными организациями и частными лицами;
  • · целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от общественно опасных противоправных деяний лиц, а в частной детективной деятельности – получение прибыли посредством совершения действий по защите законных прав и интересов своих клиентов.

Однако по содержанию и, в частности, по решаемым задачам, между оперативно-розыскной деятельностью и частной детективной много общего. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о частном сыске и охране сыщики занимаются поиском без вести пропавших, сбором сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса и др.

Аналогичные задачи по защите лиц от преступных посягательств и розыску без вести пропавших граждан решаются в оперативно-розыскной деятельности.

Кроме того, в ходе частного сыска проводятся, по существу, некоторые из оперативно-розыскных мероприятий (например: устный опрос граждан и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение для получение необходимой информации).

В соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона о частном сыске и охране сыщикам запрещается выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов.

Следовательно, за должностных лиц иных учреждений и предприятий, организаций выдавать себя детективы имеют право (например, могут представиться работниками жилищно-коммунального хозяйства, агентами страховой компании и др.).

Таким путем законодатель дал, по существу, “добро” сыщикам на проведение негласной деятельности.

Задача 3.

Кабалов И. Л., 1985 года рождения, состоял членом исполнительного совета общественной организации «Русский коловрат», которая пропагандировала идеи национал-социализма и расовой нетерпимости.

Совместно с «Движением против азиатской иммиграции» его представители были инициаторами так называемых «маршей русской свободы», других националистических шествий и демонстраций. Полагая, что деятельность «Русского коловрата» имеет экстремистский характер, представители прокуратуры обратились в суд.

В апреле 2009 года деятельность «Русского коловрата» решением областного суда была прекращена. В своем решении суд руководствовался статьей 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающей деятельность организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Верховный суд РФ признал законным решение Областного суда. В Российской газете был опубликован перечень экстремистских организаций, деятельность которых запрещена Министерством юстиции Российской Федерации. В этом перечне значилась и общественная организация «Русский коловрат».

Основная масса участников «Русского коловрата» – молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений – вернулись к нормальной деятельности.

Кабалов посчитал, что борьбу необходимо продолжать нелегально и «более действенными методами», однако поддержки у своих соратников он не нашел. У Кабалова возник замысел убийства недавно избранного губернатора Ахмедова М. Б., который активно выступал против экстремизма. Во многом благодаря его принципиальной позиции деятельность «Русского коловрата» была запрещена.

Для реализации своих замыслов Кабалов вовлек в свою деятельность шестнадцатилетнего Юрьина И. С. и семнадцатилетнего Торопова Э. Н. Совместно они изготовили взрывное устройство, которое успешно испытали в лесу. Разработав тщательный план убийства Ахмедова, а также изготовив очередное взрывное устройство, они собирались применить его по назначению.

Однако в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых сотрудниками органов безопасности, преступная деятельность Кабалова, Юрьина и Торопова была пресечена, убийство губернатора – предотвращено. При производстве обыска у Торопова было изъято взрывное устройство, у Юрьина – экстремистская литература и план убийства Ахмедова.

На предварительном следствии Юрьин и Торопов дали признательные показания, Кабалов – все отрицал, а впоследствии отказался давать показания.

В судебном разбирательстве Юрьин и Торопов заявили, что на предварительном следствии дали показания под давлением следователя, никакое убийство совершать не собирались.

Взрывное устройство, по их словам, было изготовлено из «любви к искусству», из мальчишеского интереса. Согласно заключению эксперта, самодельное взрывное устройство взорваться не могло, поскольку была нарушена схема соединения его элементов.

Оценив в совокупности обвинительные и оправдательные доказательства, суд вынес оправдательный приговор всем трем подсудимым.

После вынесения оправдательного приговора руководитель органа безопасности генерал Сидоренко П. Н. дал негативную оценку работе подчиненных следователей и оперативных сотрудников.

Руководителю оперативного подразделения по борьбе с экстремизмом он указал, что необходимо было брать экстремистов с поличным.

«Это смогло бы убедить суд в виновности подсудимых, а теперь, – с досадой сказал он, – Ваша ошибка, повлекшая вынесение оправдательного приговора, будет пятном на управлении».

  1. В чем состоят задачи оперативно-розыскной деятельности, были ли они решены в данной ситуации?
  2. Проанализируйте ситуацию, дайте оценку мнению Сидоренко.
  3. В чем состоит взаимосвязь задач уголовного и оперативно-розыскного законодательства, взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования и правосудия?
  4. Согласно ст.2 ФЗ «Об ОРД» задачами данной деятельности являются:
  5. · выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  6. · осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  7. · добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  8. · установление имущества, подлежащего конфискации.

В данной ситуации преступление было пресечено, но не раскрыто – виновные были оправданы, и наказания за приготовительные действия к преступлению не последовало (ст.105, 223 УК РФ).

Читайте также:  Глава ii. требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Задачи ОРД, обеспечивающие уголовное судопроизводство, определяют направления самостоятельного комплекса действий субъектов ОРД.

Реализация задач ОРД способствует: выявлению определенной части латентных преступлений (в процессе выявления преступлений собранная оперативно-розыскным путем информация дает основания для возбуждения уголовного дела); пресечению преступной деятельности на стадии совершения преступления; установлению по уголовному делу события преступления и лица (лиц), его совершившего; обеспечению розыска подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. Таким образом, ОРД обеспечивает уголовно-процессуальную деятельность соответствующей информацией, и создает условия для получения доказательств.

Задача 4.

Отделом по борьбе с коррупцией и организованной преступностью ОРБ МВД России по городу Чехову велось производство по делу оперативного учета «Сталкер» в отношении управляющего Чеховским филиалом коммерческого банка «Ситибанк» Кинклинцт Густава Эдгаровича.

Старший оперативный сотрудник по особо важным делам отдела ОРБ подполковник полиции Лобода И. С.

в ходе работы по делу проверял информацию о том, что через филиал банка ряд коррумпированных чиновников, а также представителей ОПГ легализуют (отмывают) денежные средства, полученные преступным путем, в том числе в результате хищения бюджетных денег. Однако реализовать оперативные материалы путем возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст.

174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» не представилось возможным. Учитывая трудности, связанные с получением информации о деятельности банка, объектах проверки и большой объем работы по делу оперативного учета, была создана оперативная группа.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий оперативным сотрудникам стало известно, что Кинклинцтом Г. Э. были заключены договоры с юридическими лицами на установку и обслуживание системы «банк-клиент», позволяющей передавать информацию в зашифрованном виде. Лицензии на распространение и обслуживание шифровальных средств филиал банка не имел.

Учитывая данные обстоятельства, дальнейшая работа по делу осуществлялась сотрудниками полиции совместно с территориальными органами безопасности. Было установлено, что соответствующая лицензия имелась в головном офисе «Ситибанка». При этом в лицензионных документах было указано на запрет по использованию шифровальных средств филиалами «Ситибанка» без наличия специальных лицензий.

После проведения специальной проверки Чеховского филиала «Ситибанка» было принято решение о привлечении управляющего банком к административной ответственности по ст. 13.12 «Нарушение правил защиты информации» и ст. 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации» КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении было направлено в Главное управление Центрального банка России, что привело к приостановлению деятельности Чеховского филиала «Ситибанка».

На основе полученной в ходе ОРД и административного производства информации следователем органов внутренних дел было возбуждено уголовное дело по ч. 1, 2 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». Была продолжена оперативно-розыскная деятельность с целью установления признаков преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ.

  • Определите, какие нормативно-правовые акты следует изучить оперативному сотруднику для понимания полноты оперативной ситуации?
  • Какое значение может иметь административное законодательство для решения задач оперативно-розыскной деятельности?
  • ВОПРОС.

Частные детективные и охранные предприятия: порядок образования, виды оказываемых услуг

Деятельность частных детективных и охранных предприятий (ЧОП) регламентируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

  • Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
  • На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.
  • Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Виды охранных и сыскных услуг

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  2. изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  3. установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  4. выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  5. поиск без вести пропавших граждан;
  6. поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  7. сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса;
  8. поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, на договорной основе с взыскателем.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. защита жизни и здоровья граждан;
  2. охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;
  3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (в т.ч. пультовая охрана), перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
  4. консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  5. обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
  6. охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Большинство охранных предприятий предоставляют своим клиентам такую популярную услугу как пультовая охрана, представляющую собой важное и эффективное дополнение обычной охраны. Подключение услуги «пультовая охрана объекта» производится с учетом задач, поставленных клиентом, и включает в себя:

    1. изучение особенностей объекта охраны,
    2. установку системы сигнализации, которая подключается на пульт охранной компании, и
    3. заключение договора на оказание охранных услуг.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Частная детективная и охранная деятельность: понятие, правовая основа, виды сыскных и охранных услуг

Впервые частные сыскные бюро (агентства) стали ис­пользоваться в США в начале 30-х гг. XX в., когда уровень борьбы с преступностью принял угрожающие размеры. По­сле Второй мировой войны в связи с ростом преступности примеру США последовали другие страны[152].

В России институт частной детективной и охранной дея­тельности стал активно развиваться с 1990-х гг., что, в част­ности, было обусловлено расширением частного сектора экономики и криминализацией бизнеса.

Правовую основу частной детективной и охранной дея­тельности в настоящее время составляют Конституция РФ (ст. 19, 22, 23, ч. 1 ст. 24, ст. 25, ч. 4 ст. 29, ст. 30, 34, ч. 1—3 ст. 35, ст.

36, 49), Закон РФ от 11 марта 1992 г.

«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Феде­рации» (далее — Закон о частной детективной и охранной деятельности), другие законы и иные правовые акты Рос­сийской Федерации[153].

  • Частная детективная и охранная деятельность— это деятельность негосударственных организаций и индиви­дуальных предпринимателей, имеющих специальное раз­решение (лицензию) органов внутренних дел, по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юри­дическим лицам в целях защиты их законных прав и инте­ресов.
  • Законом о частной детективной и охранной деятельно­сти предусмотрены два ее вида: частная сыскная (детектив­ная) деятельность и частная охранная деятельность.
  • Частная сыскная (детективная) деятельность «направ­лена на сбор информации и обеспечение ею клиента в уста­новленной форме»[154].
  • Частный детектив обязан заключить с каждым из за­казчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о дого­варивающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок их определения.
  • Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.
Читайте также:  Статья 16.1. Ящик для сбора благотворительных пожертвований

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг (ч. 2 ст. 3 Закона о частной детективной и ох­ранной деятельности):

  1. 1) сбор сведений по гражданским и уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений по уголовным делам частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дозна­ние, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;
  2. 2) сбор информации в предпринимательской сфере:
  3. — изучение рынка, сбор информации для деловых пере­говоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров (например, сбор информации об участ­никах рынка конкретного товара, об особенностях реализа­ции данного товара на конкретной территории, выяснение коммерческой биографии партнера, его экономической со­стоятельности, добросовестности, авторитета и других фак­торов деятельности)[155];
  • — установление обстоятельств неправомерного исполь­зования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований;
  • — выявление фактов недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерче­скую тайну;
  • 3) сбор биографических и других характеризующих лич­ность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрак­тов;
  • 4) поиск без вести пропавших граждан, а также утрачен­ного гражданами или предприятиями, учреждениями, орга­низациями имущества.
  • Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) деятельности носит исчерпывающий характер.

В процессе осуществления указанных услуг для полу­чения необходимой информации допускается проведение сыскных действий, указанных в ч. 1 ст. 5 Закона о частной детективной и охранной деятельности:

  1. — устный опрос граждан и должностных лиц (с их со­гласия) для получения сведений об исследуемом событии или причастных к нему лицам;
  2. — наведение справок, которое состоит в официальном получении частным детективом данных из различных ин­формационных систем, архивов, находящихся в ведении органов государственной власти или местного самоуправ­ления, учреждений, организаций, получении необходи­мой информации от физических и юридических лиц (с их согласия)[156];
  3. — изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев) с целью получения информации об их назначении, времени, месте изготовления, качествен­ных характеристиках, о биологических объектах, иных свойствах и характеристиках исследуемых предметов и до­кументов[157];

— внешний осмотр строений, помещений и других объ­ектов, который заключается в визуальном наружном обсле­довании различных жилых и служебных помещений, транс­портных средств, участков местности и т.д. для возможного обнаружения необходимой информации[158];

  • — наблюдение — негласное слежение за лицами, места­ми их нахождения и иными объектами с целью получения информации, составляющей предмет договора об оказании сыскных услуг[159].
  • При осуществлении частной сыскной деятельности допу­скается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фото­съемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в соответствии с законодательством РФ.
  • Проведение сыскных действий, нарушающих тайну пере­писки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенно­сти личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.
  • В ходе осуществления своей деятельности частный де­тектив обязан соблюдать законодательство РФ в части за­щиты информации, затрагивающей личную жизнь и иму­щество граждан.
  • При осуществлении сыскной деятельности частный де­тектив не имеет права:
  • — собирать сведения, связанные с личной жизнью, по­литическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;
  • — совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здо­ровье, честь, достоинство и имущество граждан;
  • — осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и кино­съемку в служебных или иных помещениях без письмен­ного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;
  • — использовать документы и иные сведения, получен­ные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
  • — получать и использовать информацию, содержащу­юся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  • В порядке, установленном Правительством РФ, част­ным детективам предоставляется право содействовать пра­воохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении администра­тивных правонарушений.
  • Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг (ч. 3 ст. 3 Закона о частной детективной и ох­ранной деятельности):

  1. 1) защита жизни и здоровья граждан «путем активной физической защиты охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств»[160];
  2. 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, опера­тивном управлении или доверительном управлении, а так­же обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на этих объектах;
  3. 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осу­ществлением работ по проектированию, монтажу и эксплу­атационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством РФ, и (или) с принятием соответствующих мер реагирова­ния на их сигнальную информацию;
  4. 4) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспе­чение внутриобъектового и пропускного режимов на объек­тах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населе­ния и перечень которых утверждается в порядке, установ­ленном Правительством РФ.
  5. При обеспечении внутриобъектового и пропускного ре­жимов в пределах объекта охраны, а также при транспорти­ровке охраняемых грузов, денежных средств и иного иму­щества частные охранники имеют право:
  6. а) требовать от персонала и посетителей объектов охра­ны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов;
  7. б) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на ко­торых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
  8. в) производить в пределах, установленных законода­тельством РФ, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объ­ектов охраны) имущества;
  9. г) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые уста­новлены законодательством РФ;
  10. д) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач;
  11. 5) консультирование и подготовка рекомендаций клиен­там по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств — «выдача клиенту заключения о степени на­дежности имеющейся у него системы охраны с точки зре­ния его личной безопасности либо безопасности его имуще­ства и выдачу рекомендаций о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности»[161];
  12. 6) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
  13. Указанный перечень услуг частной охранной деятельно­сти носит исчерпывающий характер.
  14. Охранная деятельность частных охранных организаций не распространяется на объекты, подлежащие государ­ственной охране, перечень которых утверждается Прави­тельством РФ[162].
  15. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, уста­новленном Правительством РФ, а также использовать тех­нические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства опера­тивной радио- и телефонной связи.
  16. Запрещается вооруженная охрана имущества на терри­ториях закрытых административно-территориальных об­разований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированны­ми и (или) расположенными на их территориях.
  17. В порядке, установленном Правительством РФ, органи­зациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
  18. В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять огнестрельное оружие и специаль­ные средства в случаях и порядке, предусмотренных Зако­ном о частной детективной и охранной деятельности.
  19. Контроль за частной детективной и охранной деятель­ностью осуществляют органы внутренних дел, иные феде­ральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Зако­ном о частной детективной и охранной деятельности, дру­гими законами и иными правовыми актами РФ.
  20. Надзор за исполнением Закона о частной детективной и охранной деятельности осуществляют Генеральный про- курор РФ и подчиненные ему прокуроры.
  21. Физическим и юридическим лицам, не имеющим право­вого статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать сыскные и охранные услуги, предусмотренные Законом о частной детективной и охранной деятельности.
Читайте также:  Статья 5. Торговая политика Российской Федерации

О частной детективной и охранной деятельности в российской федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года)

РАЗДЕЛ IОбщие положения

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ.На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

  • Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
  • Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, только на основаниях и в рамках, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (часть дополнительно включена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ).

Статья 1_1. Основные понятия

  1. В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
  2. 1) частная охранная организация (далее также — охранная организация) — организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
  3. 2) частный охранник — гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
  4. 3) удостоверение частного охранника — документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;
  5. 4) частный детектив — гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона;
  6. 5) объекты охраны — недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;
  7. 6) внутриобъектовый режим — порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;
  8. 7) пропускной режим — порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
  9. 8) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ)(Статья дополнительно включена с 30 ноября 2010 года Федеральным законом от 15 ноября 2010 года N 301-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.

Статья 3. Виды охранных и сыскных услуг

  • (наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ
  • Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
  • 1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
  • 2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
  • 3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
  • 5) поиск без вести пропавших граждан;
  • 6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
  • 7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело (пункт в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 214-ФЗ;

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 389-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 126-ФЗ.В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

  1. 1) защита жизни и здоровья граждан;
  2. 2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ;
  3. 3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ;
  4. 4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
  5. 5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
  6. 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части (пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ);

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 534-ФЗ.

Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

  • (Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 227-ФЗ.
  • Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ.
Ссылка на основную публикацию