Статья 8. Организация поисковой работы

Глава 2. Правовое обеспечение поисковой деятельности.

Обоснование законного проведения поисковых работ.

Поисковая деятельность осуществляется на основании Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

Статья 8 этого Закона гласит следующее: «В целях выявления неизвестных воинских захоронений и не погребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе местных программ и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы органами государственной власти и управления.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самостоятельной инициативы запрещается».

Поисковая деятельность занятие благородное, но при определенных обстоятельствах и наказуемое. Ниже приведенные статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации можно прочитать бегло людям законопослушным только для того, чтобы случайно не попасть в плохую ситуацию, поскольку незнание закона не освобождает от ответственности.

При желании заинтересованных людей, следующие две статьи применимы почти к каждому поисковику.

Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Статья 223. Незаконное изготовление оружия. Вступает в силу при наличии признаков попытки восстановления и реставрации ржавого оружия.

Руководителям поисковых формирований не лишним будет помнить о том, что в случаях эксгумационных работ на братских захоронениях, где нередко сохраняются мягкие ткани погибших, не следует пренебрегать соответствующими мерами предосторожности во избежание заболеваний участников работ и возможной ответственности по статье 236 УК РФ за «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил». Кроме того, несоблюдение этических и профессиональных требований к эксгумационным работам на подобных объектах влечет за собой ответственность по статье 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».

Следующие статьи УК РФ касаются любителей помахать в лесу топором или разжечь костер не в то время и не в том месте:

Статья 260. Незаконная порубка деревьев и кустарников.

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесов.

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности.

Чего греха таить, еще случается, когда у отдельных поисковиков во время полевых работ появляется непреодолимая тяга к самостоятельному уничтожению обнаруженных взрывоопасных предметов.

Не удивляйтесь, если при определенных обстоятельствах ваши благородные намерения, в соответствии с УК РФ, будут квалифицированы не иначе как Преступления против общественной безопасности. В этом случае к вам применима Статья 217.

Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах.

В приложениях к книге можно подробнее ознакомиться с названными и другими законами.

Взаимодействие поисковых формирований.

Как правило, в бывших боевых регионах существуют головные поисковые формирования, уполномоченные органами государственной власти на организацию поисковых работ.

Головные поисковые объединения (фонды объединений) организуют прием поисковых формирований, как местных, так и из других регионов, являющихся общественными организациями (объединениями), в основном имеющих юридическое лицо. Последнее не имеет принципиального значения для участия в поисковых работах.

Для участия в таковых поисковые отряды представляют в головное объединение заявку с указанием полного названия и адреса их организации, сроков участия, списочного состава прибывающей группы. Место проведения поисковых работ согласуется с головным объединением.

Отряд, прибывающий к месту проведения полевых поисковых работ, обязан иметь регистрационные документы, удостоверяющие формирование как поисковую структуру. Приступая к работе, необходимо действовать согласно общепринятым требованиям и правилам.

По завершении поисковых работ, отряд (объединение) должен передать представителю ответственного объединения пакет документов по установленной форме, содержащий необходимые сведения о результатах работы. В обязательном порядке также важно согласовать способ и место доставки найденных останков для хранения и последующего их погребения.

Нельзя допускать устройства стихийных захоронений. Все находки, позволяющие установить имена погибших, их личные вещи в обязательном порядке должны быть предъявлены ответственному объединению для регистрации и учета. По согласованию находки могут храниться у нашедшего или ответственного объединения.

При передаче на хранение находки как принимающая, так и передающая сторона вправе потребовать составление акта приема-передачи.

Принимающая сторона определяет районы поисковых работ, с местной администрацией решает вопросы проведения погребальных церемоний, по возможности оказывает материально-техническую поддержку участникам поисковых работ, ведет учет и концентрирует данные о результатах выполненной работы в данном регионе, историко-архивных исследований, опроса очевидцев и других источников информации, представляющих ценность для поисковой работы. С целью учета и переучета сведений о судьбе погибших и увековечения памяти о них составляет соответствующие документы и передает в заинтересованные ведомства. Архивные исследования, сбор информации из различных источников могут выполнять отряды, участвующие в полевых поисковых работах, равно как и вести переписку с целью розыска и уведомления родных о судьбе погибших, имена которых установлены в результате поисковых работ. При этом важно, чтобы действия согласовывались, а обмен информацией был оперативным и обоюдным.

Если полевые поисковые работы завершены с захоронением найденных останков, головное объединение или отряд — инициатор и организатор церемонии погребения составляет акт о захоронении, подписанный и заверенный печатями органов государственного и военного управления. Место погребения останков, обнаруженных в ходе поисковых работ, определяется только органами местного самоуправления.

Взаимодействие с местными органами власти.

В случае проведения поисковых работ в регионах, где нет ответственного головного объединения, проведение поисковых работ, место и время перезахоронения, а также все правовые и поисковые задачи должны быть согласованы с местной Администрацией.

Закон брянской области от 08.11.2005 № 77-з | главбух

  • ПринятБрянской областной Думой27 октября 2005 года
  • _____________________________________________________________________    Документ с изменениями, внесенными:    Законом Брянской области от 2 декабря 2015 года № 118-З_____________________________________________________________________
  •     Настоящий Закон в соответствии с Законом Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и иными федеральными нормативными правовыми актами устанавливает основы проведения на территории Брянской области поисковой работы, целью которой является увековечение памяти погибших при защите Отечества.
  •     Статья 1. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе
  •     1. В целях настоящего Закона используются понятия и термины в следующих значениях:
  •     1) поисковая работа — целенаправленная работа по выявлению неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установлению имен погибших или имен пропавших без вести при защите Отечества;
  •     2) воинское захоронение — захоронение погибших при защите Отечества с находящимся на нем надгробием, памятником, стелой, обелиском, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами (военное мемориальное кладбище, воинское кладбище, отдельный воинский участок на общем кладбище, братская и индивидуальная могила на общем кладбище и вне кладбища, колумбарий, урна с прахом погибшего, места гибели речных и воздушных судов с экипажами);
  •     3) поисковое общественное объединение — общественное объединение, созданное в порядке, установленном федеральным законодательством, с целью осуществления деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества;
  •     4) поисковик — физическое лицо, являющееся членом (участником) поискового общественного объединения, прошедшее специальную подготовку для проведения поисковой работы.

    2. В настоящем Законе используются иные понятия и термины, определенные федеральным законодательством о поисковой работе.

    Статья 2. Основные положения организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы

    1.

Законодательство в Брянской области по увековечению памяти погибших при защите Отечества и в вооруженных конфликтах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных соглашениях, действующих в Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», иных нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы сохранения и содержания военных могил и воинских захоронений, в том числе поставленных на государственную охрану как памятники истории и культуры, Законе Брянской области «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия на территории Брянской области» и состоит из настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ним других нормативных правовых актов Брянской области.

    2. Поисковая работа на территории Брянской области организуется в соответствии с федеральным законом и проводится уполномоченными поисковыми общественными объединениями с разрешения органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области (далее по тексту – органы местного самоуправления).

    Предоставление поисковым общественным объединениям полномочий на проведение поисковой работы на территории Брянской области, а также лишение данных полномочий осуществляется Правительством Брянской области либо органом исполнительной власти Брянской области, на который возложены полномочия по координации деятельности и контролю в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы, в порядке, определяемом нормативным правовым актом Губернатора Брянской области (абзац с изменениями на 2 декабря 2015 года).

    3. Поисковая работа проводится в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести.

    4. Поисковая работа осуществляется в районах бывших боев, в архивах, музеях, а также путем опроса местных жителей, участников и свидетелей событий.

    5.

Порядок организации и проведения поисковой работы, включая требования по безопасности проведения поисковой работы, а также порядок выдачи органами местного самоуправления поисковым общественным объединениям разрешений на проведение поисковой работы на территории муниципальных образований и аннулирования таких разрешений, определяется положением о порядке организации и проведения поисковой работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества на территории Брянской области, утверждаемым нормативным правовым актом Губернатора Брянской области в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

    6. К проведению поисково-разведывательных и эксгумационных работ на местности допускаются лица не моложе 18 лет. К другим работам по раскопкам и захоронению (перезахоронению) останков воинов не допускаются лица моложе 14 лет.

    Статья 3. Обеспечение сохранности места обнаружения непогребенных останков и неизвестных захоронений

    1.

Граждане, организации в случае обнаружения в процессе проведения работ непогребенных останков или неизвестных захоронений, а также юридические лица, являющиеся собственниками участка земли, обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления и немедленно приостановить работы.

    2. Органы местного самоуправления обеспечивают обследование обнаруженных непогребенных останков или неизвестных захоронений.

В случае признания обнаруженных непогребенных останков останками людей, погибших в период проведения военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества, а также в случае признания обнаруженных неизвестных захоронений воинскими захоронениями органы местного самоуправления принимают меры по обеспечению сохранности обнаруженных останков или неизвестных воинских захоронений и организуют проведение внеплановой поисковой работы.

  1.     Работы могут быть возобновлены только с разрешения органа местного самоуправления.
  2.     Статья 4. Компетенция Брянской областной Думы в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы
  3.     К компетенции Брянской областной Думы в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы относится:
  4.     а) осуществление в соответствии с федеральным законодательством законодательного регулирования организации и проведения поисковой работы;
  5.     б) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Брянской области о поисковой работе на территории Брянской области;
  6.     в) иные полномочия, отнесенные федеральными законами, Уставом Брянской области, законами Брянской области к компетенции Брянской областной Думы.
  7.     Статья 5. Компетенция Правительства Брянской области в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы
  8.     (наименование с изменениями на 2 декабря 2015 года).
  9.     К компетенции администрации Брянской области в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы относится:
  10.     а) обеспечение реализации областных законодательных актов в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы;
  11.     б) определение органа исполнительной власти Брянской области, на который возлагаются полномочия по координации деятельности и контролю в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы (далее по тексту – уполномоченный орган);
  12.     в) предоставление поисковым общественным объединениям полномочий на проведение поисковой работы и лишение данных полномочий;
  13.     г) организация проведения поисковой работы на территории Брянской области и руководство такой работой;
  14.     д) иные полномочия, отнесенные федеральными законами, Уставом Брянской области, законами Брянской области к компетенции Правительства Брянской области как высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт с изменениями на 2 декабря 2015 года).
  15.     Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы
  16.     1. К компетенции уполномоченного органа в сфере организации и проведения на территории Брянской области поисковой работы относится:
  17.     1) участие в разработке и реализации областной программы;
  18.     2) внесение в установленном областным законодательством порядке предложений по финансированию областной программы, распределению финансовых средств, предусмотренных в областном бюджете на ее реализацию;
  19.     3) взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации и проведении поисковой работы;
  20.     4) предоставление поисковым общественным объединениям полномочий на проведение поисковой работы и лишение данных полномочий;
  21.     5) координация деятельности поисковых общественных объединений по проведению поисковой работы;
  22.     6) организация и проведение специального обучения поисковиков, осуществление допуска поисковиков к поисковой работе;
  23.     7) осуществление контроля за проведением поисковой работы;
  24.     8) оказание консультативной и методической помощи поисковым общественным объединениям при проведении ими поисковой работы;
  25.     9) иные полномочия в пределах компетенции, определенной областным законодательством.

    2. В случае если Правительством Брянской области уполномоченный орган не определен, полномочия данного органа осуществляет администрация Брянской области (абзац с изменениями на 2 декабря 2015 года).

  •     Правительство Брянской области вправе принять к исполнению отдельные или все полномочия уполномоченного органа, установленные областным законодательством (абзац с изменениями на 2 декабря 2015 года).
  •     Статья 7. Финансирование поисковой работы
  •     В соответствии с федеральным законом финансирование поисковой работы на территории Брянской области может осуществляться за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных не запрещенных законодательством источников.
  •     Статья 8. Орган по обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству военных могил и воинских захоронений, поставленных на государственную охрану как памятники истории и культуры

    1.

Органом по обеспечению сохранности, содержанию и благоустройству военных могил и воинских захоронений, поставленных на государственную охрану как памятники истории и культуры, является областной орган по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры.

    2. В случае нахождения пришедшего в негодность воинского захоронения или мемориального сооружения в местах, удаленных от населенных пунктов, и при отсутствии дорог к такому захоронению может производиться перезахоронение останков в установленном порядке по решению органов местного самоуправления.

    Статья 9. Вступление в силу настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

ГубернаторБрянской областиН.В. Денин

г. Брянск8 ноября 2005 года№ 77-З

Порядок проведения поисковых работ. Разъяснения — Поисковое движение России, Ростовское отделение

Приказ Министра обороны РФ от 19 ноября 2014 г.

N 845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти»

Обязателен к исполнению всеми. (Вниманию юридических отделов муниципальных образований )

Основание:

   Закон Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее – Закон) определяет принципы проведения поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечение их памяти (ст. 8).
Законом на уполномоченный орган — Минобороны России возложено:
— руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация (ст. 10);
— определение порядка проведения поисковой работы (ст.8);
— координация выполнения мероприятий по обеспечению поисковой работы (ст. 11);
-участие воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, в благоустройстве силами органов местного самоуправления обнаруженных неизвестных ранее воинских захоронений или захоронений, выявленных в ходе проведения поисковых работ (ст.8);

— органы военного управления осуществляют прием по акту найденных оружия, документов и другого имущество погибших для изучения, проведения экспертизы и учета (ст. 8).

     Статья 8 Закона определяет, что «Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти (часть первая в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 52-ФЗ)» Минобороны России, в соответствии с Положением о нем, не имеет права делегировать какие-либо полномочия организациям, не входящим в его состав, либо им не учрежденным.
Статья 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что: «Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается».
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено право решать, какие именно общественные организации будут заниматься поисковой работой.
Следовательно, органы государственной власти Российской Федерации любого уровня в существующем правовом поле не имеют права наделять какие-либо организации полномочиями на проведение поисковой работы.

Однако, в Российской Федерации существует «Российский организационный комитет «Победа», который не является органом государственной власти.

Его работу обеспечивают рабочие группы в соответствии с Положением о них.

В соответствии Положением (в нем подчеркнуто желтым), по предложению Минобороны России, решением рабочей группы Российского организационного комитета «Победа» по координации подготовки и проведения военно-мемориальных мероприятий в связи с памятными датами военной истории Отечества (протокол от 18 декабря 2014 г. № 38)

Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» (далее – Поисковое движение России) определено уполномоченной общественной организацией на проведение поисковой работы в Российской Федерации, и ему поручено организовать регулярное направление в Минобороны России сводных планирующих и отчетных документов по поисковой работе в стране и за рубежом.
Следовательно, лишь те организации, которые вошли (присоединились) к Поисковому движению России в настоящее время могут проводить поисковую работу при условии, что такой вид деятельности прописан в их уставах. Что же сделано уполномоченным органом – Минобороны России в рамках реализации своих обязанностей в соответствии с Законом.
1. В соответствии со статьями 8 и 9 Закона издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. № 845 (зарегистрирован в Минюсте России за рег. № 35923 от 9.02.2015 г.) «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы …» (далее – Приказ), регламентирующий получение согласований на проведение поисковых работ на территориях субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления (в соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30 марта 2015 г.) – это органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов), планирование проведения поисковой работы, подготовку учетно-отчетных документов, порядок действий при обнаружении останков погибших воинов, различных воинских атрибутов, оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, другого вооружения, военной техники и их фрагментов;
2. В соответствии со статьей 9 Закона в военных округах определены органы военного управления (воинские части), которые будут принимать, найденные в ходе поисковых работ вооружение и военную технику, организовывать их временное хранение, а также принимать меры по приведению их в состояние, исключающее дальнейшее применение по прямому предназначению, отправке на реставрацию, ремонт или для экспонирования в музеи. Указанный перечень передан для использования в работе и опубликован на официальном сайте Поискового движения России.
Пути финансирования поисковой работы в рамках существующего правового поля (только для юридических лиц).
1) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» статья 2 Закона изложена в новой редакции, при этом проведение поисковой работы отнесено к формам увековечения памяти погибших при защите Отечества, что позволяет, в соответствии с Законом (ст. 13), финансировать проведение поисковой работы.
2) По расширению форм оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, которыми фактически являются общественные объединения, уполномоченные осуществлять поисковую работу, принят Федеральный Закон от 14 октября 2014 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в части внесения в пункт 1 статьи 31.1 изменения, дополнив ее подпунктом 13 следующего содержания:
«13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества.», что дополняет перечень видов деятельности, при осуществлении которых, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку (финансовую, имущественную, информационную, консультационную и т.д.), а также предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах, поисковым организациям, в том числе на проведение поисковых экспедиций.

Из федерального бюджета финансирование юридических лиц осуществляется чрез гранты, ежегодно распределяемые через Минэкономразвития России (информация на официальном сайте Минэкономразвития России).

В соответствии с ежегодно издаваемыми указами Президента Российской Федерации осуществляется финансирование поисковых проектов общественных организаций – юридических лиц в виде президентских грантов, распределяемых через оператора — Национальный благотворительный фонд два раза в год (информация на сайте НБФ России).
Поисковые организации, не являющиеся юридическими лицами, для получения финансовой поддержки должны входить в объединение, являющееся юридическим лицом.
Таким образом, на федеральном уровне приняты необходимые нормативные акты в области организации и проведения поисковой работы.

Конечная цель нашей работы — исключить проведение незапланированных поисковых работ незаконно действующими поисковыми организациями.

Ссылка на основную публикацию