Статья 17. компетенция третейского суда

Практика третейского разбирательства постоянно сталкивается с необходимостью установления объема и характера полномочий третейских судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел.

В литературе в последнее время также обсуждается проблема отграничения компетенции третейских судов от смежных правовых феноменов, и прежде всего от института подведомственности.

В связи с этим исследование вопросов о природе и источниках компетенции третейских судов приобретает особую актуальность[28].

  • Законодателем придается немаловажное значение правильности определения компетенции третейского суда, так как ошибки в решении этого вопроса могут повлечь за собой отмену решения третейского суда (статья 42 федерального закона) или отказ в выдаче исполнительного листа (статья 46 федерального закона).
  • В науке цивилистического процессуального права принято подходить к понятию «гражданские процессуальные правоотношения» в широком и узком смысле. Применительно к определению предметной подведомственности третейских судов необходимо установить:
  • 1) возник ли спор из гражданских, в узком смысле этого слова, правоотношений;
  1. 2) если нет, то допускает ли специальное федеральное законодательство, регламентирующее данный вид правоотношений, возможность их разрешения в третейском суде;
  2. 3) не запрещает ли федеральное законодательство рассмотрение данной категории дел в третейских судах.
  3. Только путем такого довольно сложного аналитического осмысления спорного правоотношения и регламентирующего его законодательства можно сделать однозначный вывод о его подведомственности либо неподведомственности третейскому суду[29].
  4. Решая вопрос о своей компетенции, третейский суд должен:
  5. – определить характер спорного правоотношения в целях решения вопроса о возможности разрешения спора посредством третейского разбирательства;

– удостовериться в том, что между сторонами заключено третейское соглашение, которое распространяет свое действие на возникший между ними спор. Прежде всего, третейскому суду необходимо убедиться в соблюдении формы третейского соглашения, которое по правилам статьи 7 комментируемого федерального закона должно быть заключено в письменной форме.

Если третейское соглашение заключено сторонами в виде третейской оговорки, законодатель указывает, что такая третейская оговорка должна рассматриваться третейским судом при определении его компетенции обособленно от самого договора, в рамках которого такая третейская оговорка содержится. И если третейский суд убедиться в недействительности договора, который содержит третейскую оговорку, такая оговорка не может считаться недействительной, в силу ее автономного характера.

Из анализа федерального закона следует, что третейский суд должен разрешить вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции разрешать спор вне зависимости от того заявлено ли кем-либо из сторон об отсутствии компетенции третейского суда на рассмотрение спора по правилам законодательства[30].

Стороны имеют право заявить об отсутствии компетенции третейского суда на разрешении спора, переданного на его рассмотрение до предоставления такой стороной первого заявления по существу.

В Федеральном законе «О третейских судах в РФ» 2002 г. в ст. 17 подчеркивается, что сторона должна заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до предоставления ею первого заявления по существу спора.

Таким образом, заявленное позднее требование может быть отклонено третейским судом.

При этом сторона также вправе заявить о превышении компетенции третейского суда, если решение вопроса не предусмотрено третейским соглашением либо он не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с Федеральным законом или правилами третейского разбирательства. Если вопрос о компетенции третейского суда рассматривается при принятии решения, то вывод третейского суда о наличии у него компетенции является составной частью решения.

Если же сторона совершила хоть одно действие, связанное с третейским разбирательством, следовательно, она фактически признала компетенцию третейского суда[31].

Так же федеральный закон регулирует решение вопроса о компетенции третейского суда, если в ходе третейского разбирательства возникнет вопрос, разрешение которого не предусмотрено в третейском соглашении или рассмотрение такого вопроса не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом.

Реализуя принцип законности третейского разбирательства, законодатель предусмотрел право для сторон заявить в вышеуказанных случаях о превышении третейским судом его компетенции.

По результатам рассмотрения такого заявления третейский суд должен вынести определение.

Представляется верным, что третейский суд самостоятельно решая вопросы своей компетенции, может определить превышении своей компетенции, не дожидаясь заявления одной из сторон, оформив принятое решение своим определением.

Закон обязывает третейский суд по результатам рассмотрения вопросов о наличии (отсутствии) компетенции третейского суда на рассмотрение спора или о превышении третейским судом компетенции вынести определение.

В определении должны быть указаны мотивы, по которым третейский суд пришел к выводу о наличии (отсутствии) у него компетенции по рассмотрению спора или об основаниях (об отсутствии оснований) превышения третейским судом своей компетенции.

По результатам принятого решения об отсутствии своей компетенции третейский суд выносит определение, правовыми последствиями которого является невозможность рассмотрения таким третейским судом спора по существу. В этом случае на основании статьи 38 федерального закона третейское разбирательство прекращается[32].

Анализируя теоретические определения понятия компетенции можно выделить наиболее объективными следующие два. Во-первых это «совокупность прав и обязанностей данного органа, закрепленных за ним законом».

Во-вторых это «совокупность полномочий и прав, являющихся одновременно и обязанностями, конкретного органа государства, возложенные на него определенным нормативным актом для реализации установленных действующим законодательством специфических задач и функций».

В качестве критериев отнесения определенных категорий дел к ведению третейских судов, можно назвать характер спорного правоотношения, субъектный состав его участников, а также наличием воли сторон на передачу спора третейскому суду.

Можно утверждать, что заключение сторонами соглашения о передаче уже возникшего или могущего возникнуть спора на разрешение третейского суда происходит в изъятие из компетенции суда государственного. Гарантией реализации указанного соглашения являются нормы законодательства страны, определяющие круг правоотношений, подведомственных третейским судам.

Третейский суд — это… Что такое Третейский суд?

Трете́йский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Виды третейских судов

Третейские суды бывают двух видов:

  • третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая)
  • образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

Положительные и отрицательные стороны разрешения споров третейскими судами

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.
Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор, в соответствии с их опытом, профессиональными знаниями и репутацией, а также немедленное вступление решения в силу.

Кроме того, что касается решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц (международных коммерческих арбитражей), эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира.

В случае с государственными судами подобной всеобъемлющей конвенции не принято, и исполнение решений государственных судов за рубежом значительно более трудоемко.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

  1. затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;
  2. возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:
    • ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;
    • пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;
    • перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;
    • обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;
  3. обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.
Читайте также:  Статья 5. Обязанности клиента

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой-либо специальной ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение, только в общем порядке в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса России.

Компетенция третейских судов и обжалование их решений по законодательству России

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК РФ) законодательством определен порядок оспаривания решений третейских судов.

Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности, если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением; состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда; спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права. Оспариванию подлежит и правомерность выдачи исполнительного листа третейским судом [1].

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего.

Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной палате Российской Федерации), так и для рассмотрения конкретного спора.

Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.

2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)), а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

Правовая природа решений третейских судов

Особую правовую природу имеет решение третейского суда. По мнению учёного О. Скворцова[1][источник не указан 698 дней], решение третейского суда обладает следующими признаками:

  • не является общеобязательным актом;
  • принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;
  • решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;
  • решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Зарубежная практика

Практика рассмотрения споров третейскими судами применяется во многих западных странах. Так, например, в США около 60 % коммерческих споров рассматриваются третейскими судами. В США третейское разбирательство — арбитраж регулируется на федеральном уровне Федеральным арбитражным актом США 1925 года (United States Federal Arbitration Act 1925)[2].

На уровне штатов США третейское разбирательство — арбитраж регулируется законами или статутами конкретных штатов.

Ведущей некоммерческой негосударственной организацией в США ведущей третейское разбирательство является Американская арбитражная ассоциация[3], которая в соответствии со своими правилами рассматривает споры как внутреннего характера, так и международного.

См. также

Примечания

Третейское разбирательство в Российской Федерации

До начала разбирательства дела по существу третейский суд должен определить объем и характер своих полномочий (компетенции) в отношении переданного спора. Компетенция третейских судов определяется законом и представляет собой совокупность их прав и обязанностей, властных полномочий, гарантирующих выполнение требований справедливой процедуры.

Государство передает (делегирует) третейским судам полномочия по разрешению определенных категорий гражданских споров, в отношении которых сторонами заключено третейское соглашение.

Заключая арбитражное соглашение, стороны приводят в действие нормы законодательства, наделяющие третейских судей властными полномочиями по рассмотрению спора и вынесению обязательного решения.

Источником компетенции третейского суда на рассмотрение конкретного спора выступает третейское соглашение. Третейские суды вправе рассматривать споры, возникающие из конкретного правоотношения, ограниченные пределами третейского соглашения, поэтому решение, вынесенное по спору, не предусмотренному третейской записью, не может порождать правовых последствий.

Таким образом, объем компетенции (полномочий) третейского суда произволен от объема (пределов) третейского соглашения.

Принято различать предметные и функциональные полномочия третейских судов. Поскольку основной функцией третейских судов — как постоянно действующих, так и судов ad hoc — является разрешение споров о праве, то для ее выполнения третейские суды наделяются полномочиями, совокупность которых и образует функциональную компетенцию третейских судов.

Содержание функциональной компетенции составляют полномочия по принятию искового заявления к рассмотрению, истребованию от ответчика отзыва на исковое заявление, полномочия по проведению разбирательства дела в заседании третейского суда, полномочия по принятию обеспечительных мер, полномочия по вынесению решения и т.д. Полномочия третейских судов по осуществлению своих функций в отношении определенного в законе круга объектов (споров гражданско-правового характера, в отношении которых имеется действительное арбитражное соглашение) составляют их предметную компетенцию.

Как уже было отмечено, полномочия третейских судов по рассмотрению и разрешению спора закрепляются в правовых нормах. Диспозитивные нормы могут быть конкретизированы в третейском соглашении. В совокупности они образуют источники компетенции.

Права и обязанности третейского суда закрепляются в нормативных правовых актах, в частности в законодательстве, регулирующем деятельность третейских судов. Нормы, определяющие правовое положение третейского суда, содержатся в положениях и регламентах постоянно действующих третейских судов.

Третейское соглашение также необходимо рассматривать как источник компетенции, основание для предоставления арбитрам полномочий по разрешению конкретного гражданского спора.

Отметим, однако, что стороны свободны в предоставлении арбитрам прав и возложении на них обязанностей до тех пор, пока такие права и обязанности не противоречат императивным правовым нормам.

Только сами стороны могут согласиться на истребование третейским судом доказательств, разрешение дела и вынесение обязательного решения, применение обеспечительных мер в отношении предмета спора и т.д. В качестве источника компетенции третейского суда иногда рассматривается арбитражный договор.

Арбитражный договор — это соглашение сторон и арбитров об осуществлении деятельности по рассмотрению и разрешению споров. Он связывает стороны и арбитров и является основанием для возмещения сторонами расходов, возникающих у третейских судей в связи с рассмотрением дела.

Арбитражный договор не заключается в письменном виде как отдельный документ, однако это не влечет его недействительности.

Приведенные позиции отражают договорный характер подчинения компетенции третейского суда и, соответственно, договорный характер определения ее объема.

Это обстоятельство имеет чрезвычайно важное значение для правоприменительной деятельности, в том числе для решения третейским судом вопроса о собственной компетенции и для осуществления государственными судами ряда контрольных полномочий.

Принимая во внимание, что реализация компетенции третейского суда обусловлена заключением сторонами арбитражного соглашения и согласием на подчинение юрисдикции третейского суда, можно сформулировать вывод о том, что компетенция третейских судов носит условный характер.

Читайте также:  Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Компетенция третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

№ 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения.

[12] Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки. Третейский суд в каждом случае организуется по особому соглашению всех участников спора.

Он компетентен рассматривать спор только при условии, что между сторонами был заключен договор о передаче спора на разрешение этого суда. Третейское соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если под его условиями имеется подпись сторон.

Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами. Вопрос о компетенции по разрешению спора рассматривается третейским судом неоднократно.

Прежде всего — на стадии принятия поступившего в суд искового заявления к производству, которая в постоянно действующем третейском суде завершается соответствующим постановлением председателя третейского суда. Затем — после формирования арбитражного состава — он также обязан определиться со своей компетенцией.

Необходимо различать категории «компетенция третейских судов» и «подведомственность дел третейским судам». Основное различие, как отмечал профессор Ю.К. Осипов, состоит в том, что компетенция и подведомственность характеризуют связь между правомочием и его объектом по-разному. Если предметная компетенция характеризует ее со стороны субъекта полномочий, то подведомственность — со стороны их объекта.[13] В настоящее время рассмотрение третейского суда может быть передано: 1) споры между участниками торгов на фондовой бирже, участниками торгов на фондовой бирже и их клиентами (ст. 15 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

2) земельные споры (ст. 64 Земельного кодекса РФ от 25 апреля 2001 г. № 136-ФЗ); 3) имущественные споры, связанные с пользованием недрами (ст. 50 Закона РФ от 21 февраля 1992 г.

№ 2395-1 «О недрах»); 4) споры о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта (ст. 13 Федерального закона от 29 июля 1998 г.

№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);

5) споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений о разделе продукции (ст. 22 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»);

6) споры, возникшие между товаропроизводителями (поставщиками) и потребителями (покупателями), определенными государственным заказчиком, при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственных контрактов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, в том числе споры о возмещении причиненных убытков (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»);

7) экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами — предпринимателями в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам (ст.

17 Федерального закона от 23 февраля 1995 г.

№ 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»); 8) споры, возникающие из торгового мореплавания, в том числе в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в указанных случаях, а также споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания заграничных перевозок (п.

2 Положения о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации; ст. 129, 138 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ).

[14] Проблема, которая в последнее время часто обсуждается в связи с компетенцией третейского суда, связана с определенным видом споров в отношении недвижимости – относительно споров, когда требуется обеспечить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в том числе обязать соответствующую федеральную службу произвести такую запись в Едином реестре прав на недвижимое имущество. Известно, что в настоящее время имеется два основных подхода к решению вопроса о компетенции третейского суда рассматривать такие споры. Первый, основан на том, что третейские суды вправе рассматривать любые споры, если только не установлены прямые законодательные ограничения, поэтому по общему правилу они могут рассматривать и такие споры. В принципе, этот же вывод следует из ст. 17 и ст. 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где прямо указывается, в число оснований регистрируемых прав входят и решения третейского суда. Данной позиции изначально придерживались и высшие судебные инстанции, отмечая в ряде обзоров судебной практики, что иное толкование привело бы к ограничению выбора форм защиты субъективного права.[15] Второй подход наметился позднее и связан, прежде всего, с Информационным письмом № 96 от 22 декабря 2005 г. «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» .[16] Кратко суть позиции этого органа заключается в том, что вопрос о праве собственности на недвижимое имущество по общему смыслу ряда норм, определяющих подсудность и подведомственность дел, относится к исключительной компетенции государственных судов. Изъятия из компетенции третейского суда формируются под влиянием четырех следующих факторов. Во-первых, ограничения могут быть предусмотрены статусными документами соответствующего третейского суда. Третейский суд не обязан принимать к рассмотрению любые споры, поскольку диспозитивность нормы о компетенции третейского суда позволяет непосредственно в положении и (или) регламенте третейского суда уточнять круг. Статусные документы третейского суда могут различным образом ограничивать собственную компетенцию, в том числе критерием ограничения может выступать и сумма иска. Однако третейский суд не имеет права отказать в принятии и рассмотрении искового заявления по причинам, не определенным ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и статутных документах. Например, нельзя отказать в третейском разбирательстве только потому, что судьи мало знакомы с определенной категорией споров или потому, что обратившееся лицо предварительно не обсуждало возможность обращения в суд. Во-вторых, как и указано в ст. 1 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», могут быть установлены прямые ограничения в соответствующем федеральном законе. Примером может быть п. 3 ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», предусматривающий, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд. В-третьих, не могут рассматриваться третейскими судами споры, в отношении которых отсутствуют третейские соглашения. Надо заметить, что в ряде случаев само существо правоотношений не позволяет использовать третейскую форму разбирательства в силу организационных и технических причин. Так, деликтные (возникающие в силу причинения вреда) правоотношения в принципе могут быть предметом рассмотрения в третейском суде, но ведь на практике никто и не заключает их до причинения вреда. А с момента причинения вреда взаимоотношения обычно настолько обострены, что мешают вступать в какие-либо соглашения.

В-четвертых, некоторые споры из правоотношений, в принципе являющихся гражданско-правовыми или примыкающими к ним, имеют специальные процедуры урегулирования. Так, в соответствии со ст.

Читайте также:  Статья 329 АПК РФ. Оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (действующая редакция)

1248 ГК РФ защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также ряде других сходных правоотношениях, осуществляется специальными федеральными органами исполнительной власти.

Такие споры не могут быть приняты третейским судом.[17] Таким образом, на разрешение третейского суда могут быть переданы большое количество споров о праве между гражданами, за исключением случаев, рассмотренных в этой главе.

Еще нужно отметить что, третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Компетенция третейского суда

Компетенция третейского суда – это система законодательно установленных обязанностей, юридических прав и полномочий постоянно действующего арбитражного судебного органа. Эти полномочия определяют место третейского судопроизводства в системе институциональных органов осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации

Какие споры рассматривают третейские суды

Рассмотрение возникающих споров в сфере корпоративных споров, международных споров, стационарной и дистанционной торговли, земельных и имущественных взаимоотношений, поставки товаров, строительства и подряда, промышленного производства, инвестирования, кредитования, различного рода услуг, процедуры банкротства и всего комплекса экономических взаимоотношений в самых разных областях экономики — составляют компетенцию третейских судов по существующему законодательству Российской Федерации.

Для разрешения споров в различных отраслях экономики в судебной практике Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы действуют специализированные Коллегии по следующим видам споров:

  • по хозяйственным и корпоративным спорам,
  • по кредитным и финансовым спорам.
  • по имущественным и земельным спорам,
  • по международным спорам
  • по строительным спорам.

Кто участники споров (стороны) в третейском арбитраже

В компетенцию третейского суда входит разрешение споров по корпоративным спорам, международным спорам, экономическим (хозяйственным) договорам любых физических, юридических лиц и государственных учреждений.

При этом компетенция третейского суда не ограничена спорами резидентов. Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы рассматривает и международные споры, а также споры субъектов стран СНГ и стран входящих в БРИКС.

Основные компетенции третейского суда раскрываются в Положении о Федеральном Арбитражном третейском суде города Москвы.

Согласно Главе 4 «Компетенция арбитражных судов» действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают «экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности» и «разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя» а также дела «с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя».

В понятие третейского суда — постоянно действующего арбитражного органа, его правовой компетенции, входит рассмотрение любых гражданских дел и коммерческих споров между любыми организациями, вне зависимости от формы собственности и физлицами. Осуществление всего комплекса мер коммерческого арбитража, процедур третейского судопроизводства и вынесение обязательных для исполнения сторонами спора решений.

Подробнее о компетенции третейского суда читайте в Регламенте Федерального Арбитражного третейского суда города Москвы

Компетенция третейского суда

Третейский суд, как и любой суд, входящий в систему государственных судов общей юрисдикции или арбитражных судов, обладает определенной компетенцией. До принятия Федерального закона от 29.12.2015 г.

№ 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 382) и внесения изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — ГПК РФ) существовал ряд проблем в определении компетенции третейских судов (например, серьезной проблемой было арбитрабильность корпоративных споров).

Под компетенцией необходимо понимать полномочие третейского суда на рассмотрение и разрешение спора.

В части 3 статьи 1 — ФЗ № 382закреплено, что втретейское разбирательство по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений. При этом федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу некоторых категорий споров.

Аналогичные нормы встречаются в ГПК РФ (часть 3 статьи 3) и АПК РФ (часть 6 статьи 4).

Таким образом, мы можем говорить, что есть два основания, определяющих компетенцию третейского суда:

  1. наличие третейского (арбитражного) соглашения между сторонами;
  2. подведомственность спора третейскому суд.

Стоит начать с последнего основания. Так, в общем виде подведомственностьможно представить, как круг дел, которые могут быть рассмотрены третейским судом.

Анализируя часть 3 статьи 1 ФЗ № 382, можно выделить следующие критерии подведомственности дел третейским судам:

  1. форма правового конфликта (третейский суд может рассматривать дела только в форме спора, но не в форме правонарушения);
  2. характер правоотношений сторон, в рамках которого возник конфликт (здесь речь идет исключительно о гражданско-правовых отношениях, являющихся предметом исключительно гражданского права(т.е. споры из семейного, земельного, жилищного, трудового права не могут быть подведомственны третейскому суду);
  3. субъектный состав (только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица);
  4. отсутствие исключений из подведомственности (так, третейским судам не подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве), споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам, дела, возникающие и административных и иных публичных правоотношений, некоторые категории корпоративных споров, антимонопольные споры, споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью,споры о выселении граждан из жилых помещений и иные виды споров). Более детальный перечень ограничений содержится в статье 33 АПК РФ и статье 22.1 ГПК РФ.

Как указывалось ранее, одним из двух элементов компетенции третейского суда выступает третейское (арбитражное) соглашение.

Согласно части 1 статьи 7 ФЗ № 382 под третейским (арбитражным) соглашением понимается соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет.

Таким образом третейское (арбитражное) соглашение выступает обязательным условием рассмотрения спора в третейском суде. Именно соглашение наделяет третейский суд компетенцией рассматривать спор. Третейский суд правомочен рассматривать спор только тогда, когда стороны заключили соглашение.

Так, заключив третейское (арбитражное) соглашение стороны связывают себя обязательством при возникновении спора обратиться за его разрешением в третейский суд и одновременно воздержаться от обращения в государственный суд.

Если арбитражный суд после принятия искового заявления к производству установит, что сторонами заключено третейское (арбитражное) соглашение, регулирующее рассмотрение спора в третейском суде, то согласно статье 148 АПК РФ суд может оставить исковое заявление без рассмотрения.

Чтобы суд оставил заявление без рассмотрения любая из сторон должна заявить о наличии соглашения до первого своего заявления по существу спора в суде первой инстанции. Исключением выступает ситуация, когда арбитражный суд установит, что соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Аналогичные положения содержится встатья 222 ГПК РФ.

Согласно стать 16 ФЗ № 382, третейский суд уполномочен рассматривать вопросы о своей компетенции. Так, суд может самостоятельно вынести постановление касательно своей компетенции по рассмотрению спора или по заявлению одной из сторон. Такое заявление должно быть сделано не позднее первого заявления стороны по существу спора.

Если суд примет постановление по вопросу своей компетенции до вынесения решения, то сторона, несогласная с решением, может его обжаловать в государственный суд в течение месяца. При этом обжалование постановления в государственном суде не препятствует продолжению рассмотрения спора в третейском суде и принятии арбитражного решения (часть 3 статьи 16 ФЗ № 382).

Помимо разрешения спора по существу третейский суд в рамках своей компетенции уполномочен решать вопросы, касающиеся обеспечительных мер (статья 17 ФЗ № 382).

Однако третейский суд не обладает полномочиями на выдачу исполнительных листов, поэтому в случае необходимости реализации обеспечительных мер, принятых третейским судом, необходимо дополнительно обратиться в государственный суд (статья 423 ГПК РФ и статья 236 АПК РФ).

Статья подготовлена  16.11.2016 

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]