Раздел V. Безопасность движения, охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

10 октября 2020

Компания РосБезопасность — специализированная организация, аккредитованная в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) и располагающая штатом квалифицированных сотрудников, которые могут качественно и быстро оказать услуги по разработке и согласованию в Росжелдоре различных документов в области обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта. Заказать услугу по разработке документации в области обеспечения транспортной безопасности ТС ЖД транспорта с последующим утверждением (согласованием) в компетентном органе (Росжелдор) Вы можете у нас на сайте. Данную услугу компания РосБезопасность оказывает во всех субъектах РФ, в том числе для транспортных средств железнодорожного транспорта, эксплуатируемых на территории Москвы и Московской области.

Раздел V. Безопасность движения, охрана грузов и объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1653. Требования применяются в отношении транспортных средств железнодорожного транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности»:

  • железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров;
  • железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;

В соответствии с законодательством: Железнодорожный подвижной состав – это локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;

Требования является обязательными для исполнения:

  • субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками РФ, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств;
  • перевозчиками иностранных государств, выполняющими перевозки из пункта отправления в пункт назначения, которые расположены на территории Российской Федерации, а также в Российскую Федерацию, из Российской Федерации, через территорию Российской Федерации;

Транспортные средства жд транспорта, в отношении которых не применяются Требования постановления Правительства РФ от 10.10.2020 № 1653

  • транспортные средства, осуществляющие специальные перевозки грузов, подлежащих вооруженной охране в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • транспортные средства, осуществляющие перевозки в границах территорий закрытых административно-территориальных образований, в границах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, а также военных и иных объектов, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан;
  • транспортные средства, осуществляющие перевозки в границах территории объектов, охрана которых возлагается на войска национальной гвардии Российской Федерации, военных объектов, охрана которых осуществляется воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, а также в границах зон транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, промышленных (производственных, складских) объектов;

Структура Требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта

Требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта устанавливают общие требования, направленные на обеспечение транспортной безопасности ТС, а также дополнительные требования с учетом особенностей транспортных средств:

  • железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров;
  • железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям;

Кроме того, устанавливаются дополнительные требования к перевозчикам иностранных государств.

Также стоит отметить, что требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта предусматривают дополнительные меры, которые необходимо реализовывать на транспортных средствах при установлении уровня безопасности № 2 и уровня безопасности № 3.

Приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, учитывающим уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.10.2020 № 1653 является типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств) железнодорожного транспорта.

ВАЖНО

Привлекая для разработки документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта специализированную организацию необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 8, ст. 5 Федерального закона от 09.02.

2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» — сведения, содержащиеся в документах, являются информацией ограниченного доступа работа с которой осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Данные документы имеют пометку «Для служебного пользования». В отдельных случаях им может быть присвоен гриф секретности.

Обязанность по защите и обеспечению сохранности этих сведений возлагается на субъект транспортной инфраструктуры (перевозчика).

Привлекая специализированную организацию удостоверьтесь в ее возможности обеспечить защиту информации, а именно в наличии у нее действующего свидетельства об аккредитации на право проведения оценки уязвимости ОТИ (ТС), выданного Росжелдором, а также в наличии действующей Лицензии ФСБ на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Руководящие документы

Основные нормативно правовые акты (законы) регулирующие вопросы разработки и утверждения (согласования) документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта приведены в разделе сайта «Законодательство», подраздел «Транспортная безопасность объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ)».

Ответственность за отсутствие документов в области обеспечения транспортной безопасности транспортных средств железнодорожного транспорта

В соответствии с действующим законодательством разработка документов в области обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта является обязательной мерой, за невыполнение которой предусмотрена ответственность КоАП РФ, а в отдельных случаях УК РФ. КоАП РФ «Статья 11.15.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб.;
  • на должностных лиц от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;

Повторное совершение административного правонарушения — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
  • на должностных лиц от 30 000 руб. до 50 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 50 000 руб. до 70 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 100 000 руб. до 200 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

Действие (бездействие), совершенное умышленно — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб.;
  • на должностных лиц от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей от 100 000 руб. до 150 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц от 200 000 руб. до 500 000 руб., либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

УК РФ «Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности».

Безопасность движения, охрана грузов и объектов, организация работы железнодорожного транспорта в особых условиях

Статья 24. Безопасность движения и эксплуатации транспортных средств

Под безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте понимаются состояние защищенности процесса движения транспортных средств, состояние самих транспортных средств и коммуникаций железнодорожного транспорта, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц. Транспортные средства и коммуникации железнодорожного транспорта должны соответствовать требованиям актов законодательства Республики Беларусь, а также технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Контроль за обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой, в составе которой создаются специальные службы, а также аварийно-восстановительные подразделения по ликвидации последствий крушений и аварий.

Статья 25. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Безопасность движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте общего пользования и безопасные условия перевозок пассажиров, грузов и багажа обеспечиваются организациями железнодорожного транспорта общего пользования. Владельцы подъездных путей обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасность движения транспортных средств.

Читайте также:  Статья 47. Ограничения права совершения нотариальных действий

Объекты, на территории которых осуществляются производство, хранение, погрузка, транспортировка и выгрузка опасных грузов, должны быть удалены от железнодорожных линий и сооружений железнодорожного транспорта на расстояние, обеспечивающее их безопасную работу.

Владельцы указанных объектов обязаны своевременно информировать организации железнодорожного транспорта общего пользования о возникновении аварийных ситуаций, угрожающих безопасности движения транспортных средств по железнодорожным линиям.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны принимать меры по локализации и ликвидации последствий транспортных происшествий, в том числе крушений и аварий, по спасению жизни и сохранению здоровья людей, снижению размеров вреда окружающей среде и материальных потерь.

Статья 26. Зоны повышенной опасности

Территории, на которых расположены железнодорожные линии и другие коммуникации железнодорожного транспорта, являются зонами повышенной опасности и при необходимости подлежат специальному ограждению. Правила нахождения граждан и проведения работ в зонах повышенной опасности на землях железнодорожного транспорта общего пользования устанавливаются Белорусской железной дорогой.

  • Статья 27. Переезды и переходы
  • Места пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне (переезды) и места пересечения железнодорожных путей пешеходами и домашними животными (переходы) должны быть оборудованы и оснащены необходимыми сигнальными и иными устройствами, гарантирующими безопасность движения транспортных средств и безопасность дорожного движения, прохода пешеходов и прогона животных.
  • Статья 28. Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
  1. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
  2. Ответственность за несоблюдение установленных в Республике Беларусь норм при строительстве и эксплуатации газопроводов и нефтепроводов, других сооружений, пересекающих железнодорожные пути или находящихся в непосредственной близости от них, а также за безопасность эксплуатации этих сооружений несут их владельцы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  3. Статья 29. Охрана грузов и объектов
  4. Охрана грузов, в том числе специальных, в пути следования и на железнодорожных станциях, объектов организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 30. Исключена.

Статья 31. Охрана общественного порядка

Охрана общественного порядка и ведение борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте общего пользования обеспечиваются органами внутренних дел во взаимодействии с подразделениями военизированной охраны Белорусской железной дороги.

Статья 32. Предупреждение и тушение пожаров. Обеспечение пожарной безопасности

Предупреждение и тушение пожаров на объектах организаций железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе на транспортных средствах и коммуникациях железнодорожного транспорта, осуществляются в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 года «О пожарной безопасности» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 23, ст. 282) и иными актами законодательства Республики Беларусь. Государственный пожарный надзор за соблюдением организациями железнодорожного транспорта общего пользования законодательства о пожарной безопасности, а также выполнением стандартов, норм и правил системы противопожарного нормирования и стандартизации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, являющимися органами государственного пожарного надзора. Ведомственный контроль за обеспечением пожарной безопасности на объектах организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется Белорусской железной дорогой.

Статья 33. Организация работы в чрезвычайных ситуациях

Организации железнодорожного транспорта общего пользования принимают незамедлительные меры по устранению последствий стихийных бедствий (заносов, наводнений и т.п.), техногенных катастроф, вызвавших нарушение работы железнодорожного транспорта.

В этих целях Белорусской железной дорогой формируются аварийно-восстановительные подразделения и создается запас материально-технических средств.

Организации железнодорожного транспорта общего пользования обязаны немедленно информировать соответствующие государственные органы о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и мерах, принимаемых по их локализации (ликвидации последствий), а также оповестить население, которое может оказаться в опасной для жизни и здоровья зоне воздействия факторов, обусловленных чрезвычайной ситуацией. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте общего пользования могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Если в результате действия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) возникли препятствия для дальнейшей перевозки грузов и (или) багажа железнодорожным транспортом общего пользования, доставки их по назначению и выдачи надлежащему получателю, то Белорусская железная дорога имеет право реализовать эти грузы и (или) багаж в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Статья 34. Мобилизационная подготовка

Мобилизационная подготовка организаций железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Мероприятия по мобилизационной подготовке объектов железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Белорусской железной дорогой.

Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 35. Строительство объектов

Строительство остановочных пунктов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта общего пользования производится в установленном порядке за счет средств Белорусской железной дороги, местных бюджетов, а также заинтересованных организаций. Строительство и оснащение переездов и переходов осуществляются за счет средств заинтересованной стороны.

  • Статья 36. Строительство подъездных путей
  • Проектирование и строительство подъездных путей осуществляются по согласованию с Белорусской железной дорогой.
  • ГЛАВА 5

О безопасности движения на железнодорожном транспорте

Среди всех видов транспорта в России железнодорожный транспорт занимает ведущее место, что объясняется его универсальной возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года. Одновременно железнодорожный транспорт и пути сообщения железной дороги являются объектами повышенной опасности.

Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — состояние защищенности процесса движения железнодорожного транспорта, при котором отсутствует риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде и имуществу.

В этой связи на пассажиров и участников железнодорожного процесса федеральным законодательством наложен ряд ограничений.

Переход железнодорожных путей возможен только в специально оборудованных для этого местах. При этом необходимо убедиться в отсутствии приближающегося поезда.

На объектах железнодорожного транспорта запрещено:

  • прыгать с пассажирских платформ на пути;
  • подлезать под пассажирские платформы и подвижной состав;
  • проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора;
  • находится в состоянии алкогольного опьянения.

Любое незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта ставит под угрозу безопасность движения поездов. Например, повреждение железнодорожного подвижного состава и других объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, приводит к крушению поездов, авариям, сходам поездов с рельс и как следствие к многочисленным жертвам.

Под запрет подпадают также: наложение на пути посторонних предметов; оставление ложного сообщения о готовящемся террористическом акте на объектах железнодорожного транспорта.

Виновные в нарушении установленного для железнодорожного транспорта режима привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Ответственность за административное правонарушение в области повреждения имущества на транспортных средствах общего пользования, грузовых вагонов и действий, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте установлена ст.ст. 11.15 и 11.1 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение штрафа до 1500 тысяч рублей.

В случае причинения значительного ущерба транспортным средствам или железнодорожным путям и нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. ст. 267 и 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 10 лет.

Отдельно необходимо отметить — заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 207 Уголовного кодекса Российской Федерации. Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Читайте также:  Статья 11.5. приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

Версия для печати

Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать.

Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

  • Железнодорожный транспорт включает в себя:
  • – железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);
  • – железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);
  • – железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения запасные пути);
  • – железнодорожные вокзалы.
  • Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

– большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 3-4 тыс.т., масса пассажирского состава – около 1тыс. т, масса одной цистерны – 80-100 т;

  1. – высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров
  2. – определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде – в среднем 16, в грузовом – 75. Максимальное число вагонов в составе – 110;
  3. – электроток высокого напряжения (до 30 кВ);
  4. – опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);
  5. – влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
    – многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие. происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона.

Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает по телефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.

  • По прибытии на место катастрофы спасатели:
  • – проводят разведку и оценивают ситуацию;
  • – определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;
  • – проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;

– ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,5 м, масса – 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см.

Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см.

Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.

Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.

  1. Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:
  2. – проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;
  3. – организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;
  4. -организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки.

В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать.

После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим.

Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950° С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты.

При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени – 1100° С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1.5-2,0 т). Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, Все это к тому же усугубляется паникой.

Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.

Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.

Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.

1.7 Вопросы охраны и безопасности труда и окружающей среды на железнодорожном транспорте

Охрана труда — это система законодательных социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих безопасность, здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Безопасность труда — система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов, которые в определенных условиях приводят к травме или другому ухудшению здоровья.

Условия труда на железнодорожном транспорте связаны с воздействием на работников опасных и вредных производственных факторов, основными из которых являются:

  • повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума (давления) на рабочих местах;
  • недостаточная освещенность рабочих зон;
  • повышенная яркость света прожекторов, пониженная контрастность, прямая блесткость;
  • острые кромки, заусеницы на поверхности оборудования, в том числе вагонах, локомотивах, стрелочных переводах и др.;
  • химические факторы, источниками которых являются главным образом перевозимые грузы;
  • психофизиологические факторы — физические перегрузки, нервно психические перегрузки дежурного персонала;
  • воздействие электромагнитных полей.

Для снижения воздействия опасных и вредных производственных факторов при проектировании и эксплуатации железнодорожных объектов проводят всесторонний анализ условий труда — производственного оборудования, технологического процесса, трудовых операций и санитарно-гигиенической производственной обстановки.

При анализе оборудования исследуются прочность сооружений и надежность оборудования, наличие опасных зон, соответствие оградительных устройств требованиям техники безопасности, эффективность и надежность действия предохранительных, блокировочных и специальных устройств, устройств сигнализации, герметичность оборудования, возможные источники шума, вибрации, излучения и др.

Читайте также:  Статья 12. Соответствие настоящему Закону актов, принимаемых на его основе

Безопасность технологических процессов подразумевает гарантию безопасности работающих при нормальной эксплуатации оборудования и организации работ, а также при возможных нарушениях.

Для обеспечения безаварийной и надежной работы оборудования правила и нормы охраны труда предусматривают проведение приемосдаточных и периодических испытаний, осмотров, расчетов на прочность и устойчивость сооружений и устройств.

Исходя из анализа условий труда вырабатываются рекомендации по рациональной планировке территории, зданий предприятий и цехов, конструкции оборудования, организации труда, технологических процессов, обучению персонала, контролю на рабочих местах.

Работа железнодорожного транспорта сопряжена с повышенной опасностью, поэтому к персоналу, связанному с движением поездов, предъявляются особые требования и проводятся специальные организационные мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов.

При приеме на работу, связанную с движением поездов, в соответствии с приказом МПС каждый работник должен пройти медицинский (ведомственный) профессиональный отбор в железнодорожных поликлиниках. При этом предъявляются жесткие требования к органам зрения, слуха, нервно-физиологическому состоянию и др.

В процессе работы лица, связанные с движением поездов, периодически подвергаются медицинскому переосвидетельствованию. Несовершеннолетние к самостоятельным работам, связанным с движением поездов, не допускаются.

После положительных результатов медицинского освидетельствования каждый вновь принятый перед изданием приказа о зачислении должен изучить вводную инструкцию.

Каждый работник, связанный с движением поездов, должен хорошо знать и уметь применять на практике ПТЭ, инструкцию по сигнализации и по движению поездов, должностную инструкцию и другие документы, устанавливающие его обязанности, а также правила и инструкции по технике безопасности и производственной санитарии.

Решающее значение в организации безопасности движения поездов имеет технологическая и трудовая дисциплина работников железнодорожного транспорта: порядок приема и сдачи дежурств, допуск и отстранение от работы с оформлением соответствующих документов, регламент телефонных переговоров, проверки исполнения распоряжений, приказов и др. Экология — наука, изучающая среду обитания живых существ, соотношение их между собой и окружающей природной средой. Инженерная экология занимается разработкой норм и нормативов допустимого воздействия на природные комплексы технических, технологических, организационных, экономических, санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению загрязнения природной среды, методов и средств контроля состояния природных комплексов, методов и средств управления экологическими системами и отдельными природными комплексами. К нарушению экологического равновесия и экологической безопасности могут приводить катастрофы на транспорте, воздействие на природу мощной промышленной и транспортной инфраструктуры и др. Поддержание экологической безопасности на заданном уровне достигается охраной окружающей среды, которая осуществляется органами управления и базируется на законодательных актах и утвержденных нормативах.

Охрана окружающей среды — это система мер, направленных на поддержание взаимодействия между деятельностью человека и средой обитания, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждение прямого и косвенного влияния результатов деятельности общества на природу и здоровье людей. Ввод в эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта допускается при выполнении всех экологических требований, определяемых нормативно-технической документацией и правовыми актами, при оснащении их средствами охраны природы, после проведения экологической экспертизы по оценке воздействия объектов на окружающую среду.

При эксплуатации объектов железнодорожного транспорта должны соблюдаться установленные местными властями нормы потребления природных ресурсов, предельно допустимые воздействия на природные комплексы, установленные нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), физических излучений (ПДУ).

Безопасность объекта железных дорог — свойство сохранять безопасное состояние при выполнении заданных функций в определенных условиях в течение установленного времени.

Основными понятиями безопасности являются авария, катастрофа, чрезвычайная (аварийная) ситуация. Авария — непредвиденный выход из строя, повреждение, разрушение или крушение какого-либо механизма, устройства, машины и т.п.

во время работы, движения, эксплуатации. Катастрофа — авария с трагическими последствиями.

Чрезвычайные ситуации в мирное время, возникающие в результате различных факторов, классифицируются следующим образом:

  • ситуации, сопровождающиеся выбросом в окружающую среду опасных веществ, связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
  • ситуации на транспортных коммуникациях, в том числе столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов, аварии на продуктопроводах, на магистральных инженерных сетях, особенно электрических, повлекшие нарушение жизнедеятельности населения на большой территории;
  • стихийные бедствия, включая землетрясения силой 5 баллов и более (по 17 балльной шкале), катастрофические затопления и наводнения, цунами, массовые лесные и торфяные пожары, эпидемии;
  • ситуации военно-политического характера в мирное время, включая международный тер­роризм и бандитизм, совершаемые против отдельных граждан или объектов, взрывы в общественных местах, на улицах, в аэропортах, вокзалах и др.

В связи с этим обеспечение безопасности в практических условиях осуществляется по двум направлениям:

  • предотвращением выхода систем (объектов, процессов) в аварийные (нерасчетные) режимы, что достигается обеспечением надежности, долговечности, безотказности;
  • предотвращением перерастания аварийной ситуации в аварию и катастрофу, что достигается проведением технического диагностирования, обеспечением средств защиты.

Человеческий фактор играет важную роль в обеспечении безопасности движения поездов и безаварийной работы объектов железнодорожного транспорта. Более 50 % аварий происходит вследствие ошибочных решений или действий людей, т.е. человеческий фактор может существенным образом воздействовать на увеличение степени риска и соответственно на снижение безопасности технической системы.

Ошибки человека в ходе выполнения своих служебных обязанностей зачастую в условиях возникновения непредвиденной обстановки и дефицита времени становятся практически неизбежным.

Поэтому в техничских средствах предусматривают такую защиту, которая позволила бы исключить результаты ошибочных действий людей, сдемпфировала бы неверные действия человека и его поведение в системе человек — машина.

Безопасность движения на железнодорожном транспорте

Очно-заочный с применением дистанционных образовательных технологий.

По заявке предприятий Учебный Центр может организовать подготовку в удобное для предприятия время и с выездом преподавателя к месту работы обучающихся.

Приказ Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации».

Определяется работодателем в соответствии со ст. 196 Трудового Кодекса РФ.

Повышение квалификации обязательно для следующих ответственных лиц и работников организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте:

  • руководители и специалисты предприятий и организаций промышленного железнодорожного транспорта, ответственные за безопасность движения (имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование)
  • лица рабочих профессий организаций железнодорожного транспорта, ответственные за обеспечение безопасности движения на промышленном железнодорожном транспорте
  • руководители, специалисты, рабочие, члены аттестационных комиссий, лица, связанные с движением поездов

Наличие высшего или среднего профессионального образования / наличие свидетельства о профессии рабочего.

Основные задачи обучения — качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:

  • обеспечение безопасности движения в организациях железнодорожного транспорта;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья людей при организации движения на предприятиях железнодорожного транспорта.

Обучение включает в себя:

  • лекции (возможно проведение вебинаров);
  • практические занятия на компьютере с использованием обучающе-контролирующей системы;
  • самостоятельные занятия по изучению нормативно-технической документации;
  • консультации квалифицированных преподавателей;
  • аттестация (проверка знаний).

В программу обучения входит изучение современной нормативно-правовой базы:

  • Правила технической эксплуатации железных дорог РФ;
  • Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ;
  • Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте РФ;
  • Нормативно-правовые акты федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

А также изучение прогрессивных и безопасных технологий обеспечения безопасности движения на основе комплексной механизации, автоматизации и средств вычислительной техники с целью наилучшего использования транспортных средств по времени и грузоподъемности, обеспечения их сохранности и сохранности грузов, защиты окружающей среды.

Для зачисления в группу необходимо заключить договор на оказание платных образовательных услуг.

Дата начала обучения согласовывается дополнительно, с учетом пожеланий Заказчика.

  • Высококвалифицированные преподаватели
  • Обучение проводится по утвержденным программам
  • Дистанционные формы подготовки
  • Возможность проведения обучения с выездом на территорию заказчика
  • Современная учебно-методическая база и оборудование
  • Эффективные методики и технологии преподавания
Ссылка на основную публикацию