Защита жизни и здоровья граждан является одной из главных задач государства.
Медицина одновременно и способствует защите этих ценностей, но и в то же время относится к видам деятельности, которые могут нанести жизни и здоровью ущерб.
Чтобы не допустить последнего, в РФ была разработана целая система требований к допуску для занятия медицинской деятельностью. Подтверждением соблюдения таких требований является лицензия.
Иногда, в процессе проверки уполномоченный орган выявляет у медицинских организаций грубые нарушения лицензионных требований.
Под такими нарушениями следует понимать невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.
2012 № 291, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ № 99).
Таким образом, для окончательной квалификации грубых нарушений, необходимо учитывать последствия, указанные в п. 11 ст. 19 ФЗ № 99:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Административная ответственность за грубое нарушение лицензионных требований
В случае выявления грубых нарушений лицензионных требований возникает угроза конституционным правам, свободам и законным интересам пациентов.
В таком случае, нарушитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа или административного приостановления деятельности.
Кроме того, одной из мер, принимаемых органами контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки, является выдача предписания об устранении нарушений.
Иногда, чтобы не допустить причинение вреда жизни и здоровью пациентам, лицензирующий орган также ограничивает действие лицензии медицинской организации. В таком случае это выражается в приостановлении действия лицензии (временное ограничение), а иногда и в ее аннулировании (перманентное ограничение). Порядок этих процедур регламентируется статьей 20 ФЗ № 99.
Здесь стоит отметить, что утвердив ФЗ № 99 законодатель исправил допущенную в ранее действовавшем Федеральном законе о лицензировании неточность в формулировке названия аналогичной статьи и добавил в нее указание также на порядок возобновления и прекращения действия лицензии.
Таким образом, статья 20 ФЗ № 99 звучит теперь как «Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии».
Согласно разъяснениям п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.
2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. При этом, несмотря на иной характер реализации этой меры, обязательным условием ее применения является привлечение лица к административной ответственности.
Так, приостановлению действия лицензии обязательно должно предшествовать либо неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, либо административное приостановление деятельности за грубое нарушение лицензионных требований. Напомним, что данные правонарушения предусмотрены следующими статьями КоАП РФ:
- Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства»
- Частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа»
- Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»
При этом, в отношении первых двух норм КоАП важно еще раз обратить внимание на то, что предписание должно быть вынесено именно об устранении грубых нарушений лицензионных требований.
После совершения таких правонарушений события развиваются по следующему алгоритму:
В целом, схема довольно наглядно демонстрирует алгоритм действий при осуществлении процедур приостановления, аннулирования, возобновления и прекращения действия лицензии. Однако, нам бы хотелось остановиться подробнее на некоторых интересных нюансах.
Решение о приостановлении действия лицензии
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (часть 4 статьи 20 ФЗ № 99). Порядок оформления и доведения до сведения лицензиата такого решения регламентируется частями 2, 5 и 9 статьи 14 ФЗ № 99.
Так, решение может быть оформлено в форме приказа или распоряжения.
При этом, обязательно в таком документе должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности либо о привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.
После дня подписания и регистрации в течении трех рабочих дней решение лицензирующего органа должно быть вручено лицензиату или направлено ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если ранее лицензиат в своем заявлении на предоставление лицензии указывал на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, орган направляет свое решение о приостановлении действия лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Начало приостановления действия лицензии
По общему правилу, как мы видим из алгоритма, приостановление действия лицензии начинается ровно через сутки после вступления в силу решения суда о привлечении лица к административной ответственности. Однако, следует учитывать, что решение суда согласно КоАП вступает в законную силу и подлежит исполнению по истечении срока обжалования — то есть 10-ти дней со дня его вынесения.
В нашем случае интересно обратить внимание на коллизию в законодательстве в части административного приостановления деятельности. Так, часть 1 статьи 32.12 КоАП РФ гласит, что решение судьи, назначившего наказание в виде административного приостановление деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения постановления судьи.
То есть, судья обязан направить постановление об административном приостановлении деятельности судебному приставу-исполнителю немедленно, а он в свою очередь сразу же должен согласно части 2 статьи 32.
12 КоАП РФ произвести наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применить другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (за исключением мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранения объектов жизнеобеспечения, как, например, водоснабжение, канализация, энергообеспечение и т.д.).
Можно задаться резонным вопросом: не возникает ли у лицензирующего органа обязанность приостановить действие лицензии также немедленно после вынесения решения судьи? А если все же возникает, то напрашивается встречный вопрос о законности действий лицензирующего органа в случае, если в результате обжалования в 10-тидневный срок решение судьи будет отменено.
Таким образом, вопрос о начале приостановления действия лицензии на основании административного приостановления деятельности не совсем однозначен и требует дополнительных пояснений со стороны законодателя.
Максимальный период приостановления действия лицензии
Как видно из алгоритма, период приостановления действия лицензии должен оканчиваться вместе с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений или с окончанием административного приостановления деятельности.
Как известно, действующее законодательство не регламентирует срок, на который выдается предписание об устранении нарушений.
Данный срок устанавливает орган контроля самостоятельно с учетом характера выявленного нарушения. Однако, на практике он не составляет более 90-та дней.
Обычно, такое ограничение максимального срока тесно связано с установленным законом максимальным сроком административного приостановления деятельности.
Напомним, что так как действие лицензии приостанавливается в течение суток со дня вступления в силу решения суда, мы можем сделать вывод, что максимальный общий срок такого приостановления на 10 дней меньше, нежели срок исполнения предписания или административного приостановления деятельности.
Например, максимальный срок административного приостановления деятельности не может превышать 90-та дней, включая срок временного запрета деятельности, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (абзац 2 пункта 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 № 5), поэтому срок приостановления лицензии не может быть более 80-ти суток.
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Сокращенный период приостановления действия лицензии
В алгоритме мы также указали два необязательных шага, когда период приостановления действия лицензии может быть сокращен. На возможность такого сокращения косвенно указывают пункты 6 и 7 статьи 20 ФЗ № 99, которые наделяют правом лицензиата при досрочном устранении грубых нарушений лицензионных требований обратиться в лицензирующий орган:
- а) с обращением о досрочном исполнении предписания об устранении нарушений
- б) с ходатайством о досрочном прекращении исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности
В первом случае это является основанием для внеплановой проверки лицензирующего органа. Если же лицензиат своим правом не воспользуется, лицензионная проверка все равно будет проведена, но уже после истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений.
Во втором случае лицензиат одновременно с прекращением административного приостановления деятельности обязан предоставить в лицензирующий орган уведомление об устранении им грубых нарушений лицензионных требований. Отметим, что такое уведомление он обязан будет направить в любом случае и вне зависимости от срока прекращения административного наказания (досрочно или после истечения 90-та дней).
Окончание процедуры приостановления действия лицензии
После истечения периода приостановления деятельности лицензии, лицензирующий орган проводит проверку устранения нарушений лицензионных требований. После этого возможны два варианта развития событий: либо лиценщия будет аннулирована, либо возобновлена.
Если нарушения лицензионных требований устранены, лицензия будет возобновлена, а сведения об этом будут внесены в реестр лицензий.
Таким образом, аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.
После аннулирования лицензии суд принимает решение о ппрекращение ее действия. Однако, здесь важно обратить внимание на один нюанс, а именно на то, что не всегда прекращению действия лицензии предшевствует приостановление ее действия и аннулирование. Поэтому, разберем процедуру прекращения действия лицензии отдельно.
Алгоритм прекращения действия лицензии
Таким образом, обращаем внимание, что существует исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия лицензии, который включает в себя 4 случая:
- представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
- наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Отметим, что в 1 случае закон обязует лицензиата представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности. При этом лицензиат также наделен правом направить такое заявление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Заметим, что порядок оформления и доведения до сведения лицензиатов решения лицензирующего органа о прекращении лицензии идентичен порядку оформления решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензии на медицинскую деятельность
Очевидно, что правоотношения, возникшие в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, могут не только подвергнуться изменениям, но и завершаться. Прекращение лицензируемого вида деятельности влечет прекращение действия лицензии, которое может произойти добровольно, в силу закона и принудительно, в частности, в следующих случаях:
Основание | Субъект | |
Юридическое лицо | Индивидуальный предприниматель | |
Добровольно | Представление заявления | |
В силу закона | Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ и т.д.) | Прекращение деятельности в качестве ИП |
Принудительно | Решение суда об аннулировании лицензии |
В первую очередь рассмотрим процедуру прекращения лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.
2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент). Для точного ознакомления с процедурой добровольного прекращения действия лицензии, установленной уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, следует обращаться к документам на соответствующих официальных сайтах, которые, как правило, дублируют все нормы и формы, установленные Росздравнадзором, за исключением наименования органа исполнительной власти.
В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.
При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.
Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.
2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.
В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.
При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.
Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.
2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.
Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.
Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.
В частности, часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.
2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП) предусматривает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкции в виде штрафа (для юридических лиц до 200 000 рублей) или административное приостановление деятельности (временное прекращение предпринимательской деятельности) на срок до 90 суток.
Положение о лицензировании медицинской деятельности также конкретизирует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соискателю лицензии в части материально-технического, квалификационного обеспечения деятельности, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, правил обращения лекарственных средств. Лицензиаты должны неуклонно соблюдать порядки оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, повышать квалификацию сотрудников. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям могут относиться те, что влекут человеческие жертвы, причинение вреда здоровью или угрозу такового. По-видимому, «угроза причинения вреда» может трактоваться контролирующими органами достаточно широко. В постановлении по делу № А40-237905/2019 суд указал, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению суда, выразилась в пренебрежительном отношении НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. К слову, лицензиат нарушил стандарты оснащения кабинетов ряда врачей, в частности, отсутствовали весы медицинские, ростометры, шпатели и другие медицинские изделия.
При этом, в случае выявления при проведении проверки нарушений, орган контроля (надзора), проводивший проверку обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков и мероприятий.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 21 статьи 19.5 КоАП также влечет административный штраф (на юридических лиц до 50 000 рублей). Приказ Минздрава России от 17.07.
2015 № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» устанавливает, что лицензионный контроль осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Приказ конкретизирует меры, предусмотренные в случае выявления нарушений лицензионных требований и также формы соответствующих документов, в частности предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливается, что предписание вручается одновременно с актом проверки, на которые лицензиат вправе представить возражения в течение 15 дней. Если лицензиат устраняет нарушения, он представляет уведомление об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований. При наличии уважительных причин срок устранения нарушений может быть продлен. В случае невыполнения лицензиатом предписания Росздравнадзор (территориальные органы) рассматривают вопрос о привлечении к административной ответственности и приостановлении действия лицензии.
Для лицензиата, преимущественно осуществляющего медицинскую деятельность, существенно то, что неисполнение предписания и назначение административного наказания в виде приостановления деятельности влечет приостановление действия лицензии.
При этом, в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.
2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (как и аннулирование, о котором речь пойдет ниже) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Лицензиат обязан устранить грубые нарушения, повлекшие применение санкций, и сообщить об этом в лицензирующий орган по истечении срока административного приостановления деятельности (допускается ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания). В случае подтверждения информации об устранении лицензиатом грубых нарушений, действие лицензии возобновляется.
Приостановление в течение суток со дня вступления в силу решения о | |
привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом + выдача повторного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований | назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований |
Срок приостановления | |
срок исполнения вновь выданного предписания | срок административного приостановления деятельности |
Действие приостановленной лицензии возобновляется со дня, следующего за днем | |
вновь выданного предписания |
административного приостановления деятельности |
Лицензирующий орган должен указать в решении о приостановлении действия лицензии наименования работ, услуг и адреса их выполнения и оказания, в отношении которых установлены ограничения, довести такое решение до лицензиата в течение 3 рабочих дней после его подписания и внести соответствующие сведения в реестр лицензий. Приказом № 454н, в отличие от № 99-ФЗ, установлен более короткий срок для вручения либо направления лицензиату решения о приостановлении действия лицензии, возобновлении ее действия –1 рабочий день.
В случае, если в указанные сроки лицензиатом грубые нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и доводит его до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Действие лицензии прекращается со дня:
- принятия лицензирующим органом решения на основании заявления;
- внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- вступление в силу решения суда.
Теоретически, суд обязан при разрешении вопроса об аннулировании лицензии устанавливать характер нарушения, степень опасности.
Аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть вызвано нарушениями, связанными с недостаточной квалификацией сотрудников лицензиата, как это имело место в деле № А75-9583/2012, рассмотренного судами трех инстанций в Западно-Сибирском округе.
У ООО «Улыбка» были выявлены нарушения, связанные с принятием на должность врача-стоматолога лица со средним профессиональным образованием, а у главного врача отсутствовала подготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Кроме того, не была сформирована врачебная комиссия с целью внутреннего контроля качества. Устранение нарушений не было доказано, в связи с чем лицензия была аннулирована.
В деле № А40-187120/13 проверяющие не нашли по месту формального осуществления медицинской деятельности врачей и генерального директора, помещение было закрыто.
Условия для осуществления медицинской деятельности отсутствовали, документальных доказательств соблюдения лицензионных требований ООО «Экспресс-Мед» не представило, в связи с чем его лицензия также была аннулирована.
В то же время, встречаются дела, когда в требовании об аннулировании лицензии при схожих обстоятельствах (лицензиат по месту осуществления деятельности не находился, деятельность не осуществлял, специалисты и оборудование отсутствовали) было отказано.
Суд отметил, что аннулирование лицензии является крайней мерой, а контролирующий орган не предоставил обществу возможности устранить нарушения, не направив ему соответствующие предписания (дело № А41-40827/15).
Таким образом, прекращение действия лицензии может произойти по воле лицензиата в связи с подачей им соответствующего заявления, автоматически в связи с прекращением собственно предпринимательской деятельности субъекта или принудительно.
В случае, если организация многопрофильная и имеет, в том числе, медицинскую лицензию, но в какой-то период времени утрачивает интерес к осуществлению медицинской деятельности или она перестает быть для нее актуальной (как в случае с «сопутствующими» лицензиями, например, при переводе водителя, и (или) соответственно, предрейсовых осмотров на аутсорсинг) рекомендуется своевременно прекратить действие лицензии, дабы не быть подвергнутой штрафам за несоблюдение лицензионных требований.
Лицензиатам следует быть внимательными к тому, что соблюдение лицензионных требований предполагается не только на момент предоставления лицензии, но и в период ее действия.
Медицинские специалисты могут увольняться или приниматься на работу, но все они должны соответствовать квалификационным требованиям, при избрании единоличного исполнительного органа также следует обращать внимание не только на его бизнес-компетенции, но и на наличие медицинского образования, сертификата «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензиатам необходимо своевременно восполнять недостающее оборудование, не игнорировать лицензионные требования, которые не проверяются на этапе предоставления лицензии (например, соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету), а юридическим лицам следует обеспечить доступ контролирующих органов к месту осуществления лицензируемой деятельности и адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Нарушение лицензионных требований, которое потенциально может угрожать здоровью пациентов, влечет риски привлечения к ответственности и начала процедуры аннулирования лицензии, являющейся частным случаем прекращения действия лицензии.
У лицензиата, допустившего нарушение лицензионных требований, деятельность которого приостановлена, есть возможность устранить несоответствие и восстановить действие лицензии. В случае, если ресурсов для устранения нарушений лицензиат не изыщет, лицензия будет аннулирована.
Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
- Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации.
- Содержание
- Если на протяжении года управляющей компании дважды и более раз назначалось административное взыскание за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органа госжилнадзора (ГЖН) по отношению к многоквартирному дому, сведения о подобном доме в результате вынесения соответствующего решения органом госжилнадзора исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Владельцы могут на протяжении двух месяцев после получения уведомления о наявности причин для того, чтобы было произведено исключение из Реестра лицензий, вынести решение о пролонгации деятельности управляющей компании по управлению их многоквартирным домом. В таком случае есть 3 рабочих дня, на протяжении которых следует сообщить о принятом решении в орган госжилнадзора, сделать это следует, отправив заказное письмо с соответствующим заявлением и приложенной копией протокола.
Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации-управленца.
Лицензия может быть аннулирована исключительно в судебном порядке по подаче соответствующего заявления органом госжилнадзора. Аннулирование может произойти вследствие наличия ряда причин:
- обнаружен факт искажения предоставляемой информации;
- было допущено нарушение требований лицензии;
- предписания ГЖН не выполнялись более двух раз;
- нарушена процедура выдачи лицензии;
- выявлены факты невыполнения условий контракта с многоквартирным домом.
Основания аннулирования лицензии
Аннулирование лицензии возможно на основании судебного решения или в результате прекращения деятельности организации. Заявление про аннулирование в судебную инстанцию подает орган госжилнадзора. Причиной для подачи соответствующего заявления является решение лицензионной комиссии.
Несмотря на то, что решение про прекращение действия лицензии выносится судом на основе поданного заявления, судебная инстанция только принимает подобное постановление, а отзывает лицензию непосредственно ГЖН. Иск в суд ГЖН должен основываться на нарушениях управляющей компании, которые были выявлены в результате проверки.
Главным основанием для отзыва лицензии управляющей компании и подачи соответствующего заявления является несоблюдение предписаний, выданных ГЖН.
То есть заявление будет подано, если как минимум два предписания не соблюдены управляющей компанией и/или на нее наложено два взыскания. Также возможно аннулирование лицензии, если в ходе управления домами допускались нарушения требований, количество которых не меньше двух в календарный год.
Лицензия может быть как минимум приостановлена при выявлении несоответствия следующим требованиям:
- штат управляющей компании не доукомплектован специалистами или их квалификация не отвечает работам, которые выполняются;
- информация об управляющей компании не отвечает действительности.
Таким образом, основанием для того чтобы лицензия была аннулирована, является исключение из реестра лицензий сведений о МКД, совокупная площадь помещений которых составляет более 15% от совокупной площади всех помещений в домах, за управление которыми отвечал лицензиат на протяжении 12 месяцев, предшествовавшими дате подачи заявления в судебную инстанцию.
Прекращение действия лицензии
Частью 3 статьи 199 Жилищного кодекса России определено, что лицензия прекращает свое действие в связи с ее аннулированием по решению судебной инстанции с момента, когда внесена соответствующая запись в реестр лицензий субъектов России.
Другие причины для этого указаны в Федеральном законе про лицензирование отдельных видов деятельности. Причины, по которым возможно исключение из реестра лицензий сведений о МКД, обозначены в статье 198 ЖК РФ.
Она определяет, что аннулирование лицензии управляющей компании происходит в следующем порядке:
- орган госжилнадзора на протяжении 12 месяцев как минимум дважды выдает предписание относительно МКД, управлением которого занимается лицензиат;
- управляющая компания (лицензиат) игнорирует выполнение предписаний, которые выданы органом госжилнадзора, или подходит к их выполнению ненадлежащим образом;
- судебная инстанция по заявлению органа госжилнадзора как минимум дважды назначает административное наказание для лицензиата за то, что предписание не выполнено или выполнено ненадлежащим образом;
- орган госжилнадзора исключает сведения о МКД, по отношению к которому были назначены административные взысканий, из реестра лицензий. Данная процедура производится в порядке и в срок, которые утверждены уполномоченным исполнительным органом власти.
Прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом
Управление МКД продолжается до момента, когда:
- новая организация возьмет на себя обязательства по контракту управления МКД;
- произойдет государственная регистрация жилищного кооператива или ТСЖ.
На протяжении 15 дней с момента выдачи органом госжилнадзора уведомления про факт аннулирования лицензии органом местного самоуправления созывается общее собрание.
В ситуации если не выбран способ управления или принятое решение не реализовано, структурой местного самоуправления объявляется конкурс на протяжении 3-х рабочих дней.
Если по какой-то причине конкурс не состоялся, контракт может быть заключен без конкурса.
Структура, которая утратила лицензию, обязана на протяжении двух рабочих дней передать документацию технического характера и прочие документы, которые имеют отношение к МКД, новой структуре, которая приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Аннулирование лицензии – не выход
19 июня с. г. сотрудники ООО «РИАЛ» – крупнейшего производителя спирта и алкогольной продукции в Кабардино-Балкарской Республике – посредством СМИ направили видеообращение Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой об оперативном вмешательстве в ситуацию, сложившуюся вокруг завода.
В частности, в результате принятия Росалкогольрегулированием (далее – РАР) ограничительных мер по отношению к предприятию под угрозой экологической катастрофы оказались жители г. Прохладный КБР, где размещается производственная бизнес-единица.
Проблема заключалась в том, что, если бы в течение двух дней завод не запустил производственные мощности и не приступил к доработке полуфабриката спиртового производства, произошла бы экологическая катастрофа, превосходящая по масштабу ущерба для окружающей среды, в частности флоры и фауны региона, техногенную катастрофу в г. Норильске от 29 мая 2020 г., где из-за инцидента на ТЭЦ в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн разлившегося топлива.
Как адвоката, представляющего интересы завода, меня интересует в первую очередь сценарий дальнейших действий регулирующего органа.
Считаю, что приказ Межрегионального управления РАР по СКФО от 10 июня 2020 г. № 390, акт снятия остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также действия РАР по опломбированию оборудования и коммуникаций (акт от 11 июня 2020 г. № у8-а292/10) подлежат оспариванию на предмет соответствия ст. 197 и 198 АПК РФ.
Как следует из акта от 11 июня, он составлен в соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г.
№ 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому при выявлении нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, ее действие приостанавливается до дня вступления в силу принятого судом либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» (п.
20) разъяснено, что аннулирование лицензии, не будучи административным наказанием, является вместе с тем специальной принудительной мерой, применяемой в случаях, обусловленных необходимостью защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц.
Условием применения данной меры служит проверка того, не было ли допущенное нарушение вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, следующей из предписаний законодательства, – то есть должна быть установлена вина хозяйствующего субъекта в совершении вменяемого ему нарушения, способного повлечь аннулирование лицензии (Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П).
Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения.
Действия РАР, связанные с опломбированием оборудования завода и составлением соответствующего акта, ограничивают правоспособность юридического лица, так как не позволяют заниматься определенным видом деятельности.
Допущенные нарушения относятся к порядку учета и не связаны с выпуском некачественной продукции либо умышленным сокрытием сведений.
При составлении акта госрегулятор не установил, насколько существенный ущерб вызвали указанные действия, в результате каких субъективных моментов (неосторожность, небрежность, умысел) они осуществлялись, насколько принятая мера (составление РАР упомянутого акта) адекватна нарушению. Все перечисленные обстоятельства в оспариваемом акте не отражены.
Судебные тяжбы идут по сей день. Обществом подана кассационная жалоба на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2020 г. № 16 АП-802/2020 по делу № А20-304/2020, которым было отменено определение АС по КБР от 5 февраля 2020 г. о принятии обеспечительных мер.
В удовлетворении заявления предприятия о принятии обеспечительных мер было отказано. Представители завода не смогли участвовать в заседании суда апелляционной инстанции по причине действия режима самоизоляции, обусловленного пандемией коронавируса в стране.
Заявление РАР, по результатам которого было принято постановление апелляции, было рассмотрено без участия и заслушивания представителей ООО.
В видеообращении к президенту сотрудники завода затронули не только экологическую сторону вопроса, которая, безусловно, в тот момент была проблемой первостепенной важности.
После того как обращение, благодаря СМИ, было доведено до сведения местных властей, с коллективом предприятия встретились первый заместитель председателя Правительства КБР Сергей Говоров, министр экономического развития республики Борис Рахаев и министр природных ресурсов и экологии КБР Ильяс Шаваев, которые обозначили позицию правительства республики, отметив, что органы исполнительной власти не могут оказывать влияние на судебную систему и принимаемые решения в отношении хозяйствующих субъектов.
В итоге основные вопросы местными властями так и остались проигнорированными.
Во-первых, завод является «островом» частного бизнеса на разрастающемся «материке» государственной монополии на алкогольную отрасль России. Если и это предприятие «сдастся», эпоха частного бизнеса в данном сегменте экономики, думается, будет завершена.
Во-вторых, производство не относится к отрасли, входящей в перечень особо пострадавших от пандемии, установленный постановлениями Правительства РФ № 434, 479, 540 и 745.
По этой причине ООО было отказано в любом виде помощи, предусмотренной мерами поддержки бизнеса.
Обращаясь к Президенту РФ за помощью, сотрудники завода выразили надежду, что лакуна в исполнении его поручений станет очевидной.
В соответствии с Распоряжением Правительства КБР от 6 апреля 2020 г. № 166-рп предприятие входит в перечень системообразующих организаций, деятельность которых для республики носит экономически важный характер. Завод также является градообразующим предприятием.
На сегодняшний день, согласно штатному расписанию, на нем трудится 661 работник. При полной загрузке мощностей и привлечении подрядчиков, занимающихся обслуживанием оборудования, производство может обеспечить рабочими местами до 2600 чел. при плотности населения в городе свыше 58 тыс. жителей.
Таким образом, завод является крупнейшим работодателем региона.
В-третьих, госмонополия на производство спирта – особая тема.
Еще в 2019 г. Госдума отклонила проект федерального закона (далее – законопроект), которым предлагалось ввести с 1 января 2020 г. на территории России государственную монополию на производство и оборот этилового спирта и (или) алкогольной продукции, производимой с его использованием.
Данным законопроектом предусматривалось создание на базе ОАО «Росспиртпром» общероссийской организации, в состав которой на правах территориальных филиалов входили бы организации, занимающиеся соответствующим производством.
Планировалась передача объектов (имущественных комплексов) таких организаций в федеральную собственность, если доля государства в их уставном капитале составляет менее 50%, с ее дальнейшим увеличением до 100%.
В 2015 г. Совет Федерации обращался к Дмитрию Медведеву, занимавшему пост Премьер-министра РФ, с просьбой провести проверку РАР на предмет возможных злоупотреблений коррупционного характера.
В октябре того же года глава ведомства Игорь Чуян на вопрос о целесообразности госмонополии на рынке алкоголя заявлял: «…реализация механизма монополии потребует от государства значительных финансовых ресурсов. А результат совсем неочевиден».
«Вопрос неоднократно изучался применительно к разным сегментам рынка, мы смотрели на опыт других стран… Общее мнение – введение госмонополии нецелесообразно. И потом, монополия – это не рыночный механизм», – отмечал он.
В любом случае аннулирование лицензии – не выход, поскольку полная остановка деятельности предприятия повлечет за собой невозможность выплаты заработной платы сотрудникам в соответствии с ТК РФ, невозможность расплатиться за сырье, материалы и коммунальные услуги. ООО подтвердило, что способно зарабатывать, заключать новые контракты, своевременно рассчитываться с кредиторами.
Однако по состоянию на 17 июня 2020 г. ООО «РИАЛ» признано несостоятельным – т. е. не способным в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнять обязанности по уплате обязательных платежей. В отношении него введена процедура конкурсного производства. Данное решение уже оспаривается, апелляционная жалоба подана.
Отмечу, что суд в качестве основания для признания должника банкротом принял отчет временного управляющего и финансовый анализ состояния должника, подготовленные с существенными нарушениями предъявляемых к подготовке указанных документов требований законодательства. При подготовке финансового анализа состояния должника допущены, на мой взгляд, множественные нарушения, являющиеся существенными, а именно:
- не проведена инвентаризация имущества должника и не использованы ее данные;
- не изучены финансово-хозяйственная документация и бухгалтерская отчетность;
- не учтены данные за 2019 г. и пять месяцев 2020 г.;
- показатели, приведенные в финансовом анализе, рассчитаны с нарушением правил подготовки данного документа и правил ведения бухгалтерского учета;
- отчет не содержит сведений о дебиторах и дебиторской задолженности с учетом производственной деятельности должника в 2020 г., а также заключаемых и заключенных контрактах;
- в отчете нет сведений о возобновлении ООО производственной деятельности в 2020 г. и ее осуществлении, в том числе по состоянию на дату вынесения решения о признании должника несостоятельным (банкротом).
В связи с этим предстоит разобраться, почему процедура наблюдения со стороны временного конкурсного управляющего была остановлена, а суд при очевидных множественных нарушениях подготовки финансового анализа отклонил ходатайства представителя ООО об отложении для представления подготовленного должником объективного финансового анализа. Также необходимо выяснить, почему при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)
1. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
- В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.
- Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
- Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
- Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
2. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
3.
Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
Комментарий
1. Комментируемая статья устанавливает основания приостановления, аннулирования и прекращения действия лицензии.
Сразу следует обратить внимание на не совсем верную формулировку названия комментируемой статьи, поскольку в нем определены только приостановление и аннулирование лицензии, а п. 3 комментируемой статьи содержит еще и нормативные положения о прекращении действия лицензии.
Все вышеперечисленные полномочия лицензирующих органов по приостановлению, прекращению действия и аннулированию лицензий оказывают существенное влияние на правовой статус, правоспособность лицензиата, изменяя круг и объем его прав и обязанностей.
Изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия последней.
Изменение правового статуса обусловлено либо прекращением действия лицензии, либо ее аннулированием.
Рассмотрим все вышеназванные правоизменяющие и правопрекращающие полномочия лицензирующих органов подробнее в последовательности, предлагаемой законодателем: п. 1 — приостановление действия лицензии, включая возобновление ее действия, п. 2 — аннулирование лицензии и п. 3 — прекращение действия лицензии.