Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну

23 августа нынешнего (2018-го) года вышло постановление Правительства РФ с разъяснениями по подтверждению степени секретности сведений для работы с гостайной.

Длинное и официальное название этого документа такое: Постановление Правительства РФ от 23 августа 2018 г.

N 984 «Об утверждении Правил подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Данный законодательный акт призван регулировать порядок следующих взаимоотношений: кто и кому имеет право подтвердить степень секретности для целей получения лицензии ФСБ.

В ответ на последовавшие от наших клиентов кривотолки по этому поводу пишем экспертное пояснение некоторых пунктов.

В частности многих интересует п.2. п.п. «е», где обозначается, что к подтверждению степени секретности имеют прямое отношение негосударственные организации-заказчики работ и услуг.

Для того, чтобы перевести с юридического на человеческий введём минимально-необходимые понятия в контексте получения лицензии ФСБ на гостайну и на живом примере рассмотрим процедуру подтверждения степени секретности.

Основные понятия по подтверждению степени секретности для лицензии ФСБ

  1. Орган исполнительной власти (ОИВ) – федеральный, орган субъекта РФ. Это система министерств, служб и агентств, например, Минобороны, ФАС, ФСБ и тд (полный перечень – см. Указ ПРФ от  9 марта 2004г.

    №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

    В контексте получения лицензии на гостайну ОИВ:
    а) может обладать компетенциями по отнесению сведений к гостайне (подтверждению степени секретности);

    б) может являться генеральным заказчиком на работы, связанные с гостайной.

  1. Госструктура – это многочисленные учреждения, организации и предприятия с организационно-правовой формой ФГУП, ФБГУ, ГБОУ и тд. Они могут являться заказчиком на работы связанные с гостайной.
  2. Госконтракт – договор выполнения работ/оказания услуг, где главным заказчиком является государство. Договор с госструктурой – договор выполнения работ/оказания услуг, где одна из сторон – госструктура.
  3. Ходатайство заказчика – до 2012 года это понятие подразумевало собой прошение вашего будущего заказчик в УФСБ о предоставлении вам лицензии ФСБ России на гостайну. Теперь это понятие также по инерции используется в контексте получения лицензии ФСБ, но  означает договор с потенциальным заказчиком на степень секретности. Подробнее поясним ниже.
  4. Подтверждение степени секретности (справка о степени секретности) – это подтвержденная в установленном порядке степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель на лицензию предполагает проводить работы.

Живой пример

На днях к нам обратилось за консультацией предприятие (обозначим их как ООО «Ремонт»). Они занимаются ремонтом вентиляционных шахт, и есть заказчик  эти на работы, который просит лицензию.

Заказчик – дружественное коммерческое негосударственное предприятие, у них у самих есть лицензия ФСБ и режимно-секретные объекты, которые и требуется обслуживать.  Обозначим заказчика как ООО «Друг».

В связи с выходом вышеуказанного постановления ПП РФ №984 и ориентируясь на его п.2. п.п. «е», ООО «Ремонт» полагает, что данный заказчик может помочь в получении лицензии в вопросе подтверждения степени секретности таким образом: направить в лицензирующий орган ФСБ ходатайство о том, что работы, которые будут выполняться имеют отношение к гостайне и о назначении им степени секретности.

Схематично, как видит решение вопроса «Ремонт» – рис. 1.

  • Это невозможно.
  • Потому что:
  1. «Ходатайство о предоставлении лицензии» не равно «ходатайство о присвоении степени секретности».
  2. Схема «ходатайствования» заказчиком в лицензирующий орган ФСБ с просьбой о предоставлении лицензии с 2012 года не работает (согласно ПП РФ №333), Подробно об этом мы писали вот здесь. Сначала нужно получить подтверждение степени секретности и с ним и остальными документами уже самостоятельно идти в ФСБ.
  3. Обладание лицензией на гостайну не даёт её обладателю права решать, имеет ли та или иная работа отношение к гостайне.
    Потому что тогда бы уже существовала целая сеть ходоков и их «друзей». Со всеми вытекающими финансовыми схемами и махинациями. В таком случае  и мы могли бы за вас «сходить», у нас ведь тоже есть лицензия ФСБ!  Поэтому ещё раз – такая схема невозможна!

Что принципиально неправильно в схеме, которую хотел бы осуществить «Ремонт»:

а) никогда и ни при каких обстоятельствах «Друг» не может идти ходатайствовать напрямую в ЦЛСЗ ФСБ. — > См. ПП РФ № 333;
б) «Друг» не может ходатайствовать о выдаче лицензии.

Тогда в каком случае и чем может помочь «Друг».

Подтверждение степени секретности по ПП РФ №984

Речь собственно о том самом п.2 п.п.

е ПП РФ №984: подтверждение степени секретности выдаётся «негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с негосударственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, — федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения».

Итак,  «Друг» может помочь с подтверждением степени секретности, если:

  • он уже выполняет или планирует выполнять работы связанные с гостайной в рамках госконтракта (или договора с госучреждением) – т.е. контракт (договор) уже существует либо заключён договор о намерениях;
  • в ходе исполнения обязательств возникает необходимость в привлечении третьего лица на работы со сведениями, являющимися гостайной.

И обращается с прошением он не в ФСБ, а к своему заказчику (конкретному госучреждению) или к головному держателю контракта (непосредственно органу исполнительной власти).

Правильную схему ходатайствования можно представить так – Рис.2.

И далее отношения по лицензированию с ЦЛСЗ ФСБ строит сам «Ремонт» и с полным пакетом документов, в том числе с результатом «ходатайствования» Друга – справкой о степени секретности, обращается непосредственно за лицензией.

Кто заказчик и что делать, если тендер (т.е. если заказчика нет)

Если ситуация такова, что госконтракта нет, но у ООО «Друг» есть работа для ООО «Ремонт». И в целом, «Ремонт» понимает все преимущества обладания лицензией ФСБ и просчитывает возможности работать с гостайной. К примеру, осуществлять тот же ремонт вентиляционных шахт, но на крупных режимно-секретных объектах Минобороны России. То есть речь идёт об участии в тендерах.

Тогда «Ремонт» сталкивается с суровой реальностью поиска заказчика.

Заказчиком в этом случае может быть исключительно госструктура, которая по роду деятельности имеет доступ к работе с гостайной – учреждения и организации подведомственные ФСБ, Минобороны, Росатому и другим структурам ОИВ.

И тогда схема «захода» за подтверждением степени секретности выглядит так: «Ремонт» находит государственного заказчика на свои работы, заключает с ним договор (или предварительный договор – договор о намерениях). А уже заказчик ходатайствует в головной орган (орган исполнительной власти) о том, чтобы ему подтвердили степень секретности планируемых работ.

Здесь схема правильного ходатайствования выглядит так – Рис. 3.

Как видно из схемы, заказчик заказчику рознь. Тут уже не важно, сколько у ООО «Ремонт» друзей с лицензиями ФСБ и сколько с ними заключено договоров – на подтверждение степени секретности они повлиять не смогут, так как нет легитимных обоснований.

На практике, вопрос с Заказчиком самый сложный – нужно не только его найти и «продать» ему своё предложение, но и обосновать, что ваши услуги/работы будут на 100% соответствовать заявленному уровню требований.  В том числе должно быть соблюдено соответствие по предмету договора – заказчик должен заказать именно те услуги/работы, которые вы реально можете обеспечить.

Поэтому, вы должны быть готовы.

Мы в свою очередь рекомендуем наших экспертов для анализа вашей готовности к получению лицензии ФСБ. А также для консультаций по всем вопросам лицензирования (в том числе, что делать, если заказчика нет).

  1. Пишите, звоните, приезжайте в гости.
  2. С уважением,
    команда экспертов «ИСУ»
  3. Справочно:
  1. Центр по лицензированию ФСБ
  2. НПА по защите гостайны:
  • Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203);
  • Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утверждена постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63)

Нужна ли лицензия для субподрядчиков при работе с гостайной?

С.А. Токмина, автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

ВОПРОС

Между подрядчиком и заказчиком заключен государственный контракт, в рамках которого подрядчик должен разработать рабочую документацию и выполнить строительно-монтажные работы.

Контракт подразумевает наличие у подрядчика лицензии ФСБ. Она необходима для допуска к разделу проекта с шифром «С». Данная лицензия у подрядчика есть.

  • Вопрос: Может ли подрядчик заключить договор на разработку рабочей документации с контрагентом, у которого нет лицензии ФСБ, и впоследствии выпускать рабочую документацию от своего лица?
  • ОТВЕТ
  • В данном случае подрядчик не может заключить договор на разработку рабочей документации с контрагентом, у которого нет лицензии ФСБ.
  • ОБОСНОВАНИЕ
Читайте также:  Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона N 44-ФЗ), в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, перечисленной в статье 42 Закона N 44-ФЗ, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона N 44-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).

Статьей 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены виды деятельности, которые подлежат лицензированию.

Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 21.07.

1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о гостайне), допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании, заказчик обязан установить к участнику закупки требование о представлении в своей заявке копии лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

В случае если проектом контракта предусмотрены работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, то заказчик обязан установить к участнику закупки требование о наличии лицензии ФСБ России.

В ходе выполнения работ по контракту генподрядчик имеет право привлекать субподрядные организации для выполнения работ, если документацией о закупке не установлен запрет на привлечение субподрядчиков.

Если генподрядчик привлекает субподрядную организацию для выполнения работ, связанных с получением доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, то субподрядная организация должна иметь действующую лицензию ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (ст. 27 Закона о гостайне). При этом если субподрядчик не имеет лицензии ФСБ России на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, то при выполнении данных работ субподрядчик получает возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. При данных обстоятельствах будут нарушены положения Закона о гостайне.

Разъяснения на тему:«Установление требований на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну»

      Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

  • В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
  • На практике нередко встречаются случаи, когда документацией о торгах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг предусматривается требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на проведение работ, которые связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
  • При оценке правомерности данного требования антимонопольный орган и арбитражные суды принимают во внимание такие факторы, как режим объекта, на котором планируется проведение работ, характер выполняемых работ (оказываемых услуг), необходимость доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21.07.

1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно части 4 статьи 4 Закона о государственной тайне органы государственной власти должны обеспечить, в том числе, защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 государственную тайну составляют в том числе сведения в военной области о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно Положению о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. N 333, лицензированию подлежит деятельность предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

В случае если выполнение работ и/или оказание услуг в режимных помещениях не связаны с использованием сведений, составляющих государственную тайну, наличия указанной лицензии не требуется.

Общая информация по лицензированию

В соответствии с возложенными функциями Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и территориальные органы безопасности осуществляют лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по следующим видам деятельности:

1. Осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (только для юридических лиц)

Лицензирование осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне». Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г.

№ 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Подтверждение степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы, осуществляется в соотвествии с Правилами подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2018 г. № 984.

Лицензии предоставляются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России и территориальными органами безопасности по месту осуществления заявителем заявленного вида деятельности.

Консультацию по вопросам, связанным с лицензированием данного вида деятельности на территории г. Москвы и Московской области можно получить по телефону:  (495) 914-38-59, (495) 914-37-69, (495) 623-32-06, (495) 914-82-96, (495) 914-36-80, (495) 628-39-13.

Консультацию по вопросам, связанным с лицензированием данного вида деятельности на территории других субъектов Российской Федерации можно получить по телефонам соответствующих территориальных органов безопасности (уточнив телефон подразделения лицензирования у дежурного по территориальному органу безопасности).

2. Деятельность, связанная с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну (только для юридических лиц)

Лицензирование осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне». Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г.

№ 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Читайте также:  Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Лицензии предоставляются Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (499) 149-82-85.

3. Осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (только для юридических лиц)

Лицензирование осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне». Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г.

№ 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Лицензии (в части услуг в области защиты государственной тайны, оказываемых режимно-секретным подразделением, а также в части функционирования шифровального органа) предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а также территориальные органы безопасности по месту осуществления заявителем заявленного вида деятельности.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (495) 628-39-13, (499) 149-82-85.

4. Деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.

№ 313 «О лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (если соискатель лицензии (лицензиат) зарегистрирован на территории г.

Москвы и Московской области), а также территориальные органы безопасности, на территории которых зарегистрирован соискатель лицензии (лицензиат), в зависимости от перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств, являющегося приложением к Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 313 «О лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (499) 141-15-04, 149-90-58.

5. Деятельность по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г.

№ 287 «О лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России (если соискатель лицензии (лицензиат) зарегистрирован на территории г.

Москвы и Московской области), а также территориальные органы безопасности на территории которого, зарегистрирован соискатель лицензии (лицензиат).

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (495) 628-63-79.

6. Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (только для юридических лиц)

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г.

№ 314 «О лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.

Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефону: (499) 149-82-85.

7. Деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок лицензирования определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».

  • Лицензии предоставляет Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России.
  • Консультацию по вопросам лицензирования данного вида деятельности можно получить по телефонам: (499) 141-15-04, 149-90-58.
  • Реестр лицензий на деятельность, связанную с шифровальными (криптографическими) средствами 
  • Реестр лицензий на деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации 
  • Реестр лицензий на деятельность по выявлению электронных устройств 
  • Реестр лицензий на деятельность, связанную с оборотом СТС
  • Банковские реквизиты для уплаты государственных пошлин (Приложение №1)
  • Информация по вопросам участия в конкурсах (Приложение №2)
  • Получение лицензии при выполнении строительных или иных хозяйственных работ на режимных объектах (Приложение № 3)
  • Информация по вопросам лицензирования деятельности, связанной с тахографами и их использованием (Приложение № 4)
  • Информация по вопросам переоформления лицензий, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ, в части изменения наименований организационно-правовых форм организаций (Приложение № 5)
  • Информация по вопросам подтверждения квалификации и согласования программ профессиональной переподготовки в области информационной безопасности (Приложение № 6)

Нужна ли лицензия ФСБ на гостайну, если работы выполняются внутри организации для нужд этой организации?

Вот что я нашел.

Лицензирование деятельности со средствами шифрования определяется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 313. Перечень работ и оказываемых услуг, подлежащих лицензированию:Разработка шифровальных (криптографических) средств.

(необходима лицензия ФСБ на гостайну)Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.Разработка средств изготовления ключевых документов.

(необходима лицензия ФСБ на гостайну)Модернизация шифровальных (криптографических) средств. (необходима лицензия ФСБ на гостайну)Модернизация средств изготовления ключевых документов. (необходима лицензия ФСБ на гостайну)Производство (тиражирование) шифровальных (криптографических) средств.

Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.Производство защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.Производство средств изготовления ключевых документов.

Изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.Монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.

Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.Монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.Монтаж, установка (инсталляция), наладка средств изготовления ключевых документов.

Ремонт шифровальных (криптографических) средств. (необходима лицензия ФСБ на гостайну)Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.

Ремонт, сервисное обслуживание средств изготовления ключевых документов.

(необходима лицензия ФСБ на гостайну)Работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).Передача шифровальных (криптографических) средств.

Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.Передача защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.Передача средств изготовления ключевых документов.Предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.Предоставление услуг по имитозащите информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.Предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации.

  • Изготовление и распределение ключевых документов и (или) исходной ключевой информации для выработки ключевых документов с использованием аппаратных, программных и программно-аппаратных средств, систем и комплексов изготовления и распределения ключевых документов для шифровальных (криптографических) средств.
  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 313

Лицензия ФСБ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих гос. тайну оформляется юридическому лицу в первый раз на 3 года, затем повторно на 5 лет. Бесспорно, лицензия ФСБ даёт массу новых возможностей. Лицензия ФСБ необходима предприятиям, деятельность которых предполагает ознакомление с государственной тайной.

Читайте также:  Статья 7.3. Гарантии жилищных прав собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации

https://www.youtube.com/watch?v=4DiD9YmVM-I

В подавляющем большинстве случаев разрешение на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих гос. тайну, требуется организациям для выполнения работ на режимных объектах.

Это могут быть строительные, охранные, IT и торговые компании. Таким предприятиям лицензия нужна для участия в различных тендерах и для сотрудничества с гос. предприятиями.

  1. Действующее законодательство предусматривает обязательное получение лицензии ФСБ вышеуказанным организациям, осуществляющим деятельность с использованием информации, составляющей государственную тайну.
  2. Небольшое разъяснение: если у вас возникла необходимость участвовать в конкурсе, к примеру, по производству ремонтных работ объектов ЖКХ на территории даже открытых военных городков, Вас не допустят к конкурсу, если у вас не будет соответствующего разрешения.
  3. Опытные специалисты нашей компании, имеющие большой опыт в оформлении, получении лицензии ФСБ и работы со сведениями, относящимися к государственной тайне, проконсультируют по вопросам защиты государственной тайны, окажут услуги в этой области, помогут в оформлении допуска директора Вашего предприятия к гостайне и помогут получить разрешение на право работы с информацией, составляющую государственную тайну.

Для чего требуется и кому выдается лицензия ФСБДля проведения работ, в ходе которых требуется ознакомление с информацией, составляющей государственную тайну, необходимо получить соответствующее разрешение.

Срок, в течение которого происходит оформление лицензии ФСБ, составляет 2-3 месяца.

Если вам не удалось получить лицензию ФСБ, то Вашу компанию не допустят к участию в тендере на проведение работ даже на территории открытых военных городков, не говоря уже о режимных предприятиях.

  • Лицензия ФСБ выдается на основании заключения специальной экспертизы учреждения и аттестации их руководителей.
  • История спецслужб России: НКВД, КГБ, Федеральная Служба БезопасностиФедеральные органы безопасности на службе у граждан и организаций
  • Работа приемной структуры ФСБ: обработка информации, лицензирование

Не выдается лицензия ФСБ лицам, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Также в ее выдаче будет отказано организациям, руководитель которой имеет медицинские противопоказания, запрещающие проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Эти противопоказания указаны в перечне, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации. Организациям, где руководителями являются лица, совершившие тяжкие преступления, а также граждане, постоянно проживающие за границей лицензия ФСБ не выдается. Получению организацией разрешения предшествует оформление допуска к гос.

тайне лицу, ответственному за создание в организации условий, обеспечивающих защиту сведений, составляющих гос. тайну — руководителю организации.

Порядок допуска к гос. тайне определен Постановлением Правительства РФ № 1050 от 28 октября 1995 г. «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» Один из важнейших этапов в процессе оформелния лицензии ФСБ — это прохождение специальной экспертизы ФСБ.

Что такое специальная экспертиза ФСБ:Перед тем, как центр лицензирования ФСБ выдаст организации соответствующую лицензию, необходимо пройти специальную экспертизу, которая нужна для проверки компании на предмет соответствия лицензионным требованиям ФСБ. Аттестационный центр ФСБ проверяет все внутренние документы, касающиеся гос. тайны, режимно-секретное подразделение, непосредственно компетенцию руководителя в области защиты секретной информации, а также наличие допуска к ней.

Мы помогаем получить лицензию ФСБ, опираясь на наш профессиональный опыт. Всевозможные проблемы, вызванные незнанием порядков оформления, установленных законом, будут сведены к минимуму, потому как мы не только консультируем, но и оказываем реальную помощь в подготовке пакета документов и аттестации сотрудников, а также при специальной экспертизе.

Кроме того, мы осуществляем абонентское обслуживание предприятий, которые уже получили разрешение на работу с гос. тайной по обеспечению режима секретности.

Под предоставлением услуг по обеспечению режима секретности подразумевается следующий перечень услуг: ведение допускной работы в соответствии с требованиями Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, оформление, согласование с территориальным органом ФСБ РФ допуска работников предприятия и хранение учетных карточек по допуску, переоформление учетных карточек по допуску, оформление, выдача, учет, уничтожение справок о допуске, ведение учета фактической осведомленности работников о сведениях, составляющих гос. тайну.

Кроме того, мы выделяем для проведения секретных работ помещения, соответствующие требованиям Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ № 3-1/04 г., предоставляем необходимое количество сейфов для хранения секретных документов.

Мы занимаемся организацией и ведением секретного делопроизводства в соответствии с требованиями нормативных актов в области защиты государственной тайны; обеспечиваем защиту гос.

тайны при обработке и хранении секретной информации на средствах вычислительной техники, занимаемся подготовкой Заключений о фактической осведомленности работников о сведениях, составляющих гостайну, обеспечиваем руководящими и нормативно-методическими документами по вопросам защиты гостайны.

Для оформления лицензии ФСБ от Вас потребуются следующие документы (комплект учредительных документов):

Свидетельство о регистрации организации;Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;Свидетельства о внесении изменений (если были изменения);Устав, Решение (Учредительный договор и Протокол общего собрания учредителей если несколько учредителей);Информационное письмо Росстата;Договор аренды помещения с приложенным свидетельством на право собственности;Приказ о назначении руководителя;

Сведения о руководителе. Для этого мы отправим вам анкету, которую руководитель должен будет заполнить.

Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих гос. тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите гос.

тайны осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» от 15.04.1994 г. № 333.

  1. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, регулируются Федеральным законом «О государственной тайне».
  2. Допуск к гостайнеГосударственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
  3. Допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений;
  4. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
  5. Порядок допуска должностных лиц и граждан российской федерации к государственной тайнеГосударственная тайна в Российской Федерации
  6. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
  7. Лицензия ФСБ на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих разрешение.
  8. Нормативные документы для получения лицензии ФСБ
  9. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
  10. принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
  11. ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
  12. Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» могут являться:
  13. признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации;постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  14. уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
  15. Лицензия ФСБ на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:
  16. выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств защиты информации. Режимные объекты — административные и военные объекты, предприятия, учреждения и организации, для обеспечения функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности.

Более подробно fsb.apreal.ru

15 мая 2017, 18:54

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]