Статья 33.2. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области в связи с внесением изменений в законодательство о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование информирует о порядке исчисления стажа на соответствующих видах работ.

Федеральным законом от 03.12.2012 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» внесены дополнения в систему страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Так, для страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу отдельных категорий застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Установленные Законом от 03.12.2012г. дополнительные тарифы страховых взносов касаются практически всех категорий застрахованных лиц, которые заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона от 17.12.2001г.

Не уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в отношении застрахованных лиц, осуществляющих творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях. Данная категория застрахованных лиц занята на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренных соответственно в подпунктах 19, 21 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г.

Не уплачиваются страхователями дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных также в пользу застрахованных лиц учреждений здравоохранения, предусмотренных в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г.

В то же время необходимо отметить, что этими же страхователями уплачиваются дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц учреждений здравоохранения, занятых на работах, предусмотренных в подпунктах 1-2 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г.

(Список № 1, раздел XIX «Учреждения здравоохранения»; Список № 2, раздел XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения»).

Дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г. (Список № 1) установлены в следующих размерах:

  • 4,0 процента – в 2013 году;
  • 6,0 процентов – в 2014 году;
  • 9,0 процентов – в 2015 году и в последующие годы.          

Дополнительные тарифы страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных в подпунктах 2 (Список № 2), 3 – 18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001г., уплачиваются в других размерах:

  1. 2,0 процента – в 2013 году;
  2. 4,0 процента – в 2014 году;
  3. 6,0 процентов – в 2015 году и в последующие годы.          

Суммы этих страховых взносов являются дополнительными, но они не являются средствами, которые определяют доплату к пенсии только тех застрахованных лиц, кто занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона от 17.12.2001г. Средства по дополнительным тарифам страховых взносов, уплачиваемые страхователями в соответствии с Законом от 03.12.2012г., являются источником повышения страховой части трудовой пенсии.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ включаются периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В этой связи с 1 января 2013 года периоды работ граждан, занятых на работах, предусмотренных подпунктами 1 – 18 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех установленных законодательством условий (полный рабочий день занятости на соответствующих видах работ и т.д.), в том числе при уплате дополнительного тарифа страховых взносов в соответствии со статьей 33.2 Федерального закона № 167-ФЗ. Выполнение указанных требований будет осуществляться органами ПФР при приеме от работодателей сведений индивидуального (персонифицированного) учета с первого квартала 2013 года.

Страховые взносы по дополнительному тарифу — 2020

Сегодня рассмотрим тему: «Страховые взносы по дополнительному тарифу», основанную на мнении ряда авторитетных источников. На все возможные вопросы вам ответит дежурный юрист.

Период: 1 квартал 2020 года

Использован релиз 3.0.76

Приложение № 1 состоит из подразделов:

  • подраздел 1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»;
  • подраздел 1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование»;
  • подраздел 1.3 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в статье 428 Налогового кодекса Российской Федерации».

С отчетности за 1 квартал 2020 года подраздел 1.

4 «Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» исключен из приложения 1 к разделу 1 расчета, но выделен в отдельное приложение 1.1 к разделу 1. Его заполняют плательщики, уплачивающие страховые взносы по тарифам на дополнительное социальное обеспечение (ст. 429 НК РФ).

Подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1 заполняют все плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц.

Подраздел 1.3 приложения № 1 к разделу 1 заполняют плательщики, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам (ст. 428 НК РФ).

Подраздел 1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование»

В поле Код тарифа плательщика (строка 001) указывается код тарифа, применяемый плательщиком в соответствии с кодами тарифов плательщиков страховых взносов согласно приложению № 5 к Порядку заполнения расчета. Сведения о тарифах страховых взносов в программе указываются в форме настроек налогов и отчетов (раздел ГлавноеНалоги и отчеты – раздел Страховые взносы).

В случае если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного тарифа, то в расчет включается столько приложений № 1 к разделу 1 (либо только отдельных подразделов приложения № 1 к разделу 1), сколько тарифов страховых взносов применялось в течение расчетного (отчетного) периода.

Заполнение подраздела 1.1 и подраздела 1.2 производится по данным учета сумм начисленных выплат в пользу каждого физического лица, а также сумм начисленных страховых взносов. Получить данные для анализа можно из отчета Анализ взносов в фонды (раздел Зарплата и кадрыОтчеты по зарплатеАнализ взносов в фонды – вариант отчета ПФР и ФОМС) (рис. 2).

В отчете, где это необходимо, можно расшифровывать данные в ячейке отчета по кнопке Расшифровать и распечатать при необходимости, расположенную в шапке формы отчета, вручную корректировать данные (светло-зеленые ячейки и желтые ячейки всегда доступны для редактирования в отчете).

В подразделе 1.1 производится расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, являющихся застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования.

Подраздел 1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование»

В подразделе 1.2 производится расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование, исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, являющихся застрахованными в системе обязательного медицинского страхования.

В подразделе 1.2 указываются:

Сведения о суммах выплат, производимых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, не являющихся застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования в РФ, в подразделах 1.1 и 1.2 не отражаются.

Например, если в организации работают иностранные граждане или лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, то при заполнении подразделов суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу данных физических лиц, будут отражены для расчета базы для начисления страховых взносов на ОПС в строке 030 подраздела 1.1, но не будут отражены в строке 030 подраздела 1.2 для расчета базы для начисления страховых взносов на ОМС. Так как временно пребывающие иностранные граждане и лица без гражданства являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, а в системе обязательного медицинского страхования – нет.

Получить данные о выплатах в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства можно с помощью отчета Анализ взносов в фонды (рис. 3).

Подраздел 1.3.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 3 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации»

В подразделе 1.3.2 (рис. 5) производится расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (п. 3 ст. 428 НК РФ), исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В поле Код основания исчисления (строка 001) (заполняется автоматически) указывается код основания исчисления для применения п. 3 ст. 428 НК РФ:

«1» – в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

«2» – в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

  • В поле Основание заполнения (строка 002) укажите вручную код основания для заполнения подраздела:
  • «1» – на основании результатов специальной оценки условий труда;
  • «2» – на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

«3» – на основании результатов специальной оценки условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда с учетом положений пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Читайте также:  Статья 40. Содержание в карцере

Согласно письму ФНС России от 26.12.2018 № БС-4-11/[email protected] начиная с отчетности за первый квартал 2019 г. в строке 002 подраздела 1.3.2 коды основания «2» и «3» не применяются для заполнения.

В поле Код класса условий труда (строка 003) (заполняется автоматически) указывается код класса условий труда:

[1]

  1. «1» – опасный, подкласс условий труда 4;
  2. «2» – вредный, подкласс условий труда 3.4;
  3. «3» – вредный, подкласс условий труда 3.3;
  4. «4» – вредный, подкласс условий труда 3.2;

«5» – вредный, подкласс условий труда 3.1.

В случае если в течение расчетного (отчетного) периода применялось более одного основания для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса и подкласса условий труда, то в расчет включается столько страниц подраздела 1.3.2, сколько оснований применялось в течение расчетного (отчетного) периода.

Начиная с отчетности за 1 квартал 2020 года из подраздела 1.3.2 исключено поле Основание заполнения, в котором ранее заполнялось основание заполнение разделов (на основании спецоценки и/или аттестации).

В организации проведена специальная оценка условий труда по рабочему месту, по результатам которой был установлен класс условий труда — вредный, подкласс условий труда – 3.1.

Организация начисляла и уплачивала дополнительные взносы в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу лица, занятого на «тяжелых» видах работ, указанных в пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Размер дополнительного тарифа страховых взносов по подклассу условий труда 3.1 составляет 2 процента (согласно п. 3 ст. 428 НК РФ) (рис. 5).

http://its.1c.ru/db/content/strahrep/src/%EE%F2%F7%E5%F2%ED%EE%F1%F2%FC_%F4%ED%F1_2020_01/%E0%E2%F2%EE%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5%20%F4%EE%F0%EC%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5/%EF%F0%E8%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E5_1_%F0%E0%E7%E4%E5%EB_1/%EF%F0%E8%EB%EE%E6%E5%ED%E8%E5_1_%F0%E0%E7%E4%E5%EB_1_buh30.htm

Как условия труда на рабочих местах влияют на дополнительные тарифы взносов в ПФР?

Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст.

6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

КС напомнил специфику взносов на ОПС

Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику.

Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д.

При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

Подарок от Конституционного Суда РФЕго получили предприниматели, которые отныне не должны платить несоразмерно большие страховые взносы

Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г.

включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета.

Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г.

– фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.

2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст.

428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.

3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст.

6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст.

17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.

2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

«Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г.

№ 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

Эксперты оценили выводы КС

Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени.

Читайте также:  Подраздел 2. Проблемы образования

«Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

До 2018 г.

, добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

«Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он.

– Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.

Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г.

2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст.

6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу.

То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г.

№ Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

«Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

Страховые тарифы

Последний раз обновлено:

Большинство компаний платят страховые взносы по следующим ставкам:

База для начисления страховых взносов обязательное пенсионное страхование  обязательное социальное страхование  обязательное медицинское страхование 
В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов  22%  2,9%  5,1%
Свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов  10%  0%  5,1%
  • Предельная величина базы для начисления взносов на ОПС в 2021 году равна 1 465 000 рублей (в 2020 году — 1 292 000 рублей).
  • Предельная величина базы для начисления взносов на ОСС в 2021 году равна 966 000 рублей (в 2020 году — 912 000 рублей).
  • Предельная величина базы для начисления взносов на ОМС не установлена.

С 1 апреля 2020 года установлены пониженные тарифы страховых взносов для компаний и ИП, которые включены в реестр МСП. Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ

Для них тарифы взносов установлены так:

  • взносы на ОПС – 10% (как с выплат в рамках предельной величины, так и со сверхлимитных выплат);
  • взносы на ВНиМ – 0%;
  • взносы на ОМС – 5%.

Зарплата в размере МРОТ (или ниже) облагается по общей ставке 30%.

Эти пониженные тарифы применяются только к той части выплат в пользу каждого конкретного физлица, которая по итогам месяца превышает федеральный МРОТ.

При этом взносы не нужно считать нарастающим итогом. Нужно каждый месяц считать с учетом МРОТ и выше МРОТ.

Обратите внимание: для определения тарифа взносов величина МРОТ фиксированная – 12 792 рублей в 2021 году. На «северные» коэффициенты и надбавки ее не увеличивают.

Применять тариф взносов 15% могут только компании и ИП, внесенные в реестр субъектов МСП. Начать применять пониженный тариф можно с 1-го числа месяца, в котором сведения о фирме или ИП внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения из реестра тариф 15% не применяют с 1-го числа месяца, в котором компания была исключена из реестра МСП.

  1. В течение года по итогам каждого месяца плательщики страховых взносов рассчитывают их исходя из базы для начисления взносов с начала года до окончания этого месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм взносов, рассчитанных с начала года по предшествующий месяц включительно.
  2. В письме от 29 апреля 2020 года № БС-4-11/7300@ ФНС разъяснила порядок расчета страховых взносов по ставке 15% малыми и средними предприятиями.
  3. Страховые взносы в 2020 году субъекты МСП должны считать так:
  • страховые взносы за январь = база (за 1 месяц) × 30%;
  • страховые взносы за февраль = база (за 2 месяца) × 30% — страховые взносы, исчисленные за январь;
  • страховые взносы за март = база (за 3 месяца) × 30% — страховые взносы, исчисленные за январь-февраль;
  • страховые взносы за апрель = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ (сумма выплат меньше или равная размеру МРОТ) × 30% + (база (за 4 месяца) — База (за 3 месяца) – выплаты МРОТ) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь-март;
  • страховые взносы за май = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 2 месяца × 30% + (база (за 5 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 2 месяца) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — апрель;
  • страховые взносы за июнь = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 3 месяца × 30% + (база (за 6 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 3 месяца) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — май;
  • страховые взносы за июль = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 4 месяца × 30% + (база (за 7 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 4 месяца) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — июнь;
  • страховые взносы за август = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 5 месяцев × 30% + (база (за 8 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 5 месяцев) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — июль;
  • страховые взносы за сентябрь = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 6 месяцев × 30% + (база (за 9 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 6 месяцев) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — август;
  • страховые взносы за октябрь = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 7 месяцев × 30% + (база (за 10 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 7 месяцев) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — сентябрь;
  • страховые взносы за ноябрь = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 8 месяцев × 30% + (база (за 11 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 8 месяцев) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь — октябрь;
  • страховые взносы за декабрь = база (за 3 месяца) × 30% + выплаты МРОТ за 9 месяцев × 30% + (база (за 12 месяцев) — база (за 3 месяца) – выплаты МРОТ за 9 месяцев) × 15% — страховые взносы, исчисленные за январь – ноябрь.
Читайте также:  Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики

Если фирма по ошибке недоплатила работникам за март 2020 г., обнаружила ошибку и доплатила необходимую сумму уже во втором квартале, применить пониженный тариф по страховым взносам к этой доплате она не вправе. Почему, разъяснила ФНС в письме от 29 апреля 2020 г. № БС-4-11/7300@.

Малые предприятия вправе платить взносы по пониженному тарифу 15% процентов с выплат, превышающих 12 130 рублей (12 792 руб. — в 2021 году) в месяц на каждого работника только с доходов, которые работники получили с апреля 2020 года.

Доплата за март относится к доходам марта. Значит, взносы с этой выплаты нужно рассчитать по общему тарифу.

Кроме того, в связи с корректировкой расчетной базы компании придется подать уточненный расчет по страховым взносам за I квартал 2020 года.

Обратите внимание: фирмам и ИП, относящимся к МСП и входящим в реестр на 1 марта 2020 г.

, из пострадавших отраслей, а также социально ориентированным НКО на 2 квартал 2020 года (апрель, май, июнь) установлены нулевые тарифы по обязательным страховым взносам на пенсионное, социальное и медицинское страхование, независимо от того, укладываются ли выплаты в лимиты доходов (по ФСС – 912 000 руб., по ПФР – 1 292 000 руб.).

В письме от 23 апреля 2020 г. № БС-4-11/6835@ налоговая служба разъяснила применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат иностранным работникам, не являющимся высококвалифицированными специалистами.

Такие работники, как и лица без гражданства, не подлежат страхованию по программам ОМС. Поэтому выплаты в их пользу взносами на ОМС не облагаются. А взносы на ВНиМ взимаются по ставке 1,8%.

За периоды после 1 апреля 2020 г. выплаты иностранным работникам нужно облагать страховыми взносами таким образом:

  • по выплатам в пределах МРОТ нарастающим итогом с начала месяца пенсионные взносы платятся по ставке 22%, социальные взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,8%;
  • с выплат свыше МРОТ, не превышающих предельной базы, нужно будет заплатить только пенсионные взносы по ставке 10%.
    • Выплаты свыше предельной базы страховыми взносами не облагаются.

Некоторые страхователи должны перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Это касается выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах вредных и опасных работ. Такие работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. То есть к основному тарифу добавляется дополнительный, и суммарная ставка получается выше, чем для «обычных» сотрудников.

Виды работ, в отношении которых установлены дополнительные тарифы в пенсионный фонд, перечислены в части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:

  1. подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  2. работы с тяжелыми условиями труда;
  3. работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
  4. работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
  5. работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
  6. работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
  7. работа в качестве рабочих, мастеров (в т.ч. старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
  8. работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  9. работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
  10. работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  11. работа лиц, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;
  12. работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
  13. работа в летном составе гражданской авиации;
  14. работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
  15. работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
  16. работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России при участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  17. работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
  18. работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России.

Обратите внимание: Постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 установило списки конкретных работ (производств, профессий, должностей, специальностей, организаций), которые используются при досрочном назначении страховой пенсии по старости, и в отношении которых нужно начислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

Тариф дополнительных страховых взносов для опасных работ установлен статьей 428 Налогового кодекса:

  • для выплат в пользу лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяется доптариф в размере 9%;
  • на работах, перечисленных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», — в размере 6%.

До 1 января 2014 года размер дополнительных тарифов определяли по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, порядок проведения которой был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Ее результаты действуют до 31 декабря 2018 года (п. 4 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

С 1 января 2014 года организация обязана начислять страховые взносы по дополнительным тарифам уже по результатам специальной оценки условий труда, а также и на основании аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31 декабря 2013 года, согласно которой условия труда признаны вредными и (или) опасными (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113).

Классы (подклассы) «вредности» или «опасности» для определения размера тарифа дополнительных страховых взносов на ОПС характеризуют определенные факторы.

Заметим, что в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для аттестованных рабочих мест можно не производить. Но если охватить спецоценкой все рабочие места, в том числе и прошедшие аттестацию, то размер дополнительных пенсионных взносов может быть скорректирован.

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают следующие тарифы:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф (%)
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2
Оптимальный 1

Если рабочим местам, в отношении которых проводилась спецоценка, присвоены классы «вредности» «Допустимый» или «Оптимальный», на выплаты в пользу работников, занятых на этих рабочих местах, страховые взносы по дополнительному тарифу не начисляются.

Если же человек выполняет работу, которая не дает право на досрочную пенсию, то страховые взносы по доптарифам не начисляются, даже если по результатам спецоценки условий труда в отношении рабочего места установлен класс условий труда «вредный» (письмо Минфина России от 24 мая 2018 г. № 03-15-06/35161).

Для целей определения тарифа страховых взносов результаты аттестации можно учесть только в части указанного в них класса (подкласса) условий труда, выявленного при оценке соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

При этом класс (подкласс) условий труда может быть подтвержден картой аттестации рабочего места по условиям труда и сводной таблицей классов условий труда. Если же подкласс условий труда документально не подтвержден, для такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов в размере 7,0%.

Он соответствует классу условий труда — вредный, подклассу — 3.4 (письмо Минтруда России от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579).

Организация обязана уплачивать взносы на ОПС по доптарифам, даже если сотрудники заняты на вредных и опасных работах менее 80% рабочего времени. Определения Верховного суда от 1 ноября 2018 г.

№ 310-КГ18-10562, от 21 марта 2019 № 301-КГ18-23300. В таком случае работник не имеет право досрочно выйти на пенсию. Но это никак не связано с начислением взносов.

Взносы по доптарифам уплачивать нужно.

Нет каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима их занятости, – полной или частичной.

Поэтому, обязанность платить взносы по доптарифу равным образом распространяется на всех работодателей, сотрудники которых заняты на работах с особыми условиями труда. Таковы выводы Конституционного суда, которые он изложил в определении от 24.12.

2020 г. № 2890-О.

Ссылка на основную публикацию