Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Органы государственной власти, осуществляющие управление и контроль в области охраны окружающей среды, можно подразделить на: органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый ряд, потому что решение вопросов в области охраны окружающей среды:

  • не является специальной функцией этих органов;
  • решения данных органов распространяются на всех граждан и учреждения, предприятия и организации, которые находятся в пределах территории, подчиненной данным органам.

Замечание 1

Органы общей компетенции действуют в соответствии с положениями Конституции РФ и конституций субъектов, а также в соответствии со специальными актами экологического законодательства, в которых содержатся положения о полномочиях данных субъектов.

В органы общей компетенции входят:

  • Президент РФ;
  • Правительство РФ;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления.

Президент РФ и Правительство РФ в сфере экологического управления сосредотачивают свои действия на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом планировании, обеспечении рационального природопользования и безопасности окружающей среды. Их главной целью является общее руководство и управление природоохранительной деятельностью и общий контроль за этой деятельностью.

На данный момент структура специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и природопользования включает:

  • Федеральные министерства;
  • Федеральные агентства;
  • Федеральные службы.

Федеральное Министерство осуществляет функции по осуществлению государственной политики и нормативно-правовому регулированию соответствующей деятельности.

Федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в соответствующей деятельности, а также выполняет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы и борьбы с преступностью. Федеральной службе может быть присвоен статус коллегиального органа, в соответствии с которым она полномочна издавать индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство осуществляет правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению государственным имуществом. Также как и федеральная служба, федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа, в соответствии с чем оно наделено полномочиями издавать индивидуальные правовые акты, вести реестры, регистры и кадастры.

В настоящее время специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральное агентство водных ресурсов;
  • Федеральное агентство по недропользованию.
  1. Министерство сельского хозяйства РФ
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  1. Министерство экономического развития РФ
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
  1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  2. Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
  3. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.

Статья 18. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

  • Рисунок 1. Специально уполномоченные органы охраны окружающей среды
  • Система центральных органов федеральной исполнительной власти состоит из органов, выполняющих специальные задачи по государственному управлению охраной окружающей среды и природопользования. Этими органами являются:
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая расположена в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отвечает за проведение надзора и контроля, а также исполнения обязательных требований законодательства РФ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

Органы государственной власти в сфере охраны окружающей среды наделены целым рядом полномочий. Они должны:

  • осуществлять федеральную политику в области экологического развития Российской Федерации;
  • разрабатывать и издавать федеральные законы и иные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и осуществлять контроль за их применением;
  • разрабатывать, утверждать и реализовывать федеральные программы в области охраны окружающей среды и экологического развития;
  • устанавливать правовой статус и режим зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
  • проводить мероприятия по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
  • осуществлять государственный экологический мониторинг и государственный экологический надзор;
  • создавать и использовать государственный фонд данных;
  • подготавливать ежегодный государственный доклад о состоянии окружающей природной среды и ее охране;
  • обеспечивать охрану окружающей среды, в том числе морской на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • устанавливать порядок обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
  • устанавливать требования в области охраны окружающей среды, разрабатывать и утверждать нормативы и иные нормативные документы в данной области;
  • определять размеры и порядок платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
  • проводить государственную экологическую экспертизу;
  • взаимодействовать с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
  • ограничивать, приостанавливать и запрещать хозяйственную и иную деятельность, которая осуществляется с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организовывать и развивать систему экологического образования и формирования экологической культуры;
  • обеспечивать население достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
  • образовывать особо охраняемые природные территории федерального значения, природные объекты всемирного наследия, управлять природно-заповедным фондом, вести Красную книгу Российской Федерации;
  • вести государственный учет объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду;
  • давать экономическую оценку воздействию хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также оценку природных и природно-антропогенных объектов;
  • лицензировать отдельные видоы деятельности в области охраны окружающей среды;
  • развивать международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей природной среды и мн.др.;

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти
 

1. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экологической экспертизы.

2.

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает соответствие законодательных актов Российской Федерации законодательству Российской Федерации об экологической экспертизе.

  • 3. Правительство Российской Федерации в области экологической экспертизы:
    утверждает порядок проведения государственной экологической экспертизы;
    контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти;
    осуществляет меры по обеспечению соблюдения законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;
    ежегодно отчитывается о своей деятельности в области экологической экспертизы перед Президентом Российской Федерации;
  • определяет федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы, его функции и полномочия.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Органы судебной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 

  1. Статья 6. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации
  2. 1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области экологической экспертизы:
  3. принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий соответствующего субъекта Российской Федерации;
  4. организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня;
  5. осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  6. информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах.

 
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
 

2.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, при осуществлении государственной политики в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданных полномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения.

  • 3. Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы:
  • 1) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы;
  • 2) осуществляет надзор за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;
  • 3) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
  • 4) в случае необходимости готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
  • 4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
  • 1) самостоятельно назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;
  • 2) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы структуру органов субъекта Российской Федерации в области экологической экспертизы;
  • 3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи;
  • 4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный орган отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
Читайте также:  Статья 4. Подходящая и неподходящая работа

5.

Осуществление указанных в пункте 1 настоящей статьи полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления субвенций из федерального бюджета. Финансирование указанных полномочий осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона.
 

Статья 6.1. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы

 
(введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
 
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы относятся:

  1. получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  2. делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и в случае возможного воздействия на окружающую среду в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации.
     

Статья 7. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 8. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
 
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  • делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;
  • принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
  • организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;
    организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

2.

Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Материал в разделах:

Sokolova Division of authority between the federal executive authorities of the Russian Federation in the field of environmental protection: the main problem

p>Berdsky Court of Novosibirsk Region45, Lenin str., Berdsk, 633010E-mail:This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.  

The article sets out the basic problem of delimitation of powers between the executive power in the sphere of environmental protection have been identified and summarized their causes.

According to the author, this analysis is needed for further study of distribution of powers between levels of government in the field of the environment and their role in the implementation of the constitutional rights and civil rights to a healthy environment.

Since the early 90-ies of XX century to the present, the system and structure of federal executive bodies has undergone numerous changes.

In this case, for nearly two decades, the main purpose of the administrative reform is to streamline public administration by simplifying the structure and reducing the staff of the executive authorities of the Russian Federation.

During this time, the legal status of the federal bodies of executive power has changed several times. Corresponding changes were also made, and their names, lines of authority and their areas of jurisdiction. Certainly, there have been changes in the distribution of powers.

The effective separation of powers between the different levels of public administration is one of the most important and deeply practical problems of the present stage of development of the Russian state.

Unfortunately, the system of state environmental management is now characterized by the incomplete process of separation of powers in the environmental field as between the federal authorities and between the federal authorities and the state authorities of the Russian Federation, which makes it inefficient and not effective [8].

Among the many problems in the joint jurisdiction of the Russian Federation and its special place in matters of legislation on environmental protection.

Everyone's right to a favorable environment, reliable information about its condition and compensation for damage to health or property by ecological violations enshrined in the Constitution of the Russian Federation, and depends on the effective implementation of the constitutional law on the federal and regional level.

Analysis of the administrative reform in the public administration over the past two years suggests that the functions in the field of environment and natural resources are not concentrated in a single agency.

The criteria of differentiation designated authority still raise some questions. Public administration use and protection of natural resources of the various governmental bodies with different expertise and operating at different levels. They can be divided into three types: the organs of general competence, the organs of special competence, functional organs.

 Keywords: state environmental management; the problems the division of powers in the field of environmental

Bibliograficheskij spisok

  1. Gejt N.A. O gosudarstvennom jekologicheskom upravlenii v Rossii [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  2. Karimov D.A., Maljuhin D.M. Gosudarstvennoe upravlenie v oblasti prirodopol'zovanija i ohrany okruzhajushhej sredy // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2010. №9.

  3. Koncepcija administrativnoj reformy v Rossijskoj Federacii v 2006–2010 godah [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  4. Nauchno-prakticheskij kommentarij k Federal'nomu zakonu «Ob ohrane okruzhajushhej sredy (postatejnyj)» / (pod red. A.P. Anisimova) [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  5. Ob ohrane okruzhajushhej sredy [Jelektronnyj resurs]: Feder. zakon Ros. Federacii ot 10 janv. 2002 g. №7-FZ (red. ot 25 ijunja 2012 g.). [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  6. O Federal'noj sluzhbe po jekologicheskomu, tehnologicheskomu i atomnomu nadzoru [Jelektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30 ijulja 2004 g. №401 (red. ot 11 okt. 2012 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  7. Ob utverzhdenii Polozhenija o gosudarstvennom nadzore za bezopasnym vedeniem rabot, svjazannyh s pol'zovaniem nedrami, i o vnesenii izmenenij v Polozhenie o gosudarstvennom kontrole za geologicheskim izucheniem, racional'nym ispol'zovaniem i ohranoj nedr [Jelektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 2 fevr. 2010 g. №39 (red. ot 6 okt. 2011 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  8. Ob utverzhdenii Polozhenija o Federal'noj sluzhbe po nadzoru v sfere prirodopol'zovanija i vnesenii izmenenij v Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22 ijulja 2004 g. №370 [Jelektronnyj resurs]: postanovlenija Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30 ijulja 2004 g. №400 (red. ot 8 okt. 2012 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

  9. Tihomirova L.A. Konstitucionnye osnovy razgranichenija predmetov vedenija i polnomochij Rossijskoj Federacii i ee sub#ektov v oblasti ohrany okruzhajushhej sredy [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

Читайте также:  Понятие и признаки банкротства - советы юриста

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды

  • Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды заключаются в следующем:
  • Ø Обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • Ø Организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • Ø Обеспечение мер по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • Ø Координация деятельности по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидация их последствий.
  • Согласно Закону «Об охране окружающей среды» к компетенции Правительства РФ в экологической сфере отнесены:
  • Ø Реализация государственной экологической политики;
  • Ø Разработка и реализация федеральных экологических программ;
  • Ø Установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга, формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды;
  • Ø Установление порядка осуществления государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на объектах хозяйственной деятельности;
  • Ø Установление порядка обращения с радиоактивными отходами и контроль за обеспечением радиационной безопасности;
  • Ø Подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды;
  • Ø Разработка и утверждение нормативов государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
  • Ø Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;
  • Ø Организация и проведение государственной экологической экспертизы;
  • Ø Определение особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
  1. Ø Ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
  2. Ø Ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду.
  3. Ø Установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды;
  4. Ø Экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
  5. Ø Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
  6. Ø Организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры.
  7. Функции и задачи Министерства природных ресурсов в сфере управления природопользованием
  8. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющем управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, а также обеспечение экологической безопасности.
  9. Министерство природных ресурсов является комплексным и головным органов всей системы специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды.
  10. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является:
  11. Ø Федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством;
  12. Ø Специально уполномоченным государственным органом управления использования и охраной водного фонда;
  13. Ø Специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
  14. Ø Специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания;
  15. Ø Фекдеральным органом управления в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
  16. Ø Специально уполномоченным органом в сфере государственной экологической экспертизы;
  17. Ø Федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
  • Правовой статус Министерства складывается из следующих функций: координационной, контрольно-инспекционной, разрешительной, информационной, эколого-просветительной, природно-заповедной, международной.
  • Министерство природных ресурсов России:
  • Ø Осуществляет координацию деятельности по созданию и обеспечению функционирования комплексной системы мониторинга состояния окружающей среды и использования природных ресурсов, осуществляет государственный мониторинг состояния недр, водных объектов, лесов, животного и растительного мира, устанавливает порядок его ведения, а также участвует в ведении другими федеральными органами исполнительной власти государственного мониторинга состояния иных видов природных ресурсов;
  • Ø Обеспечивает функционирование федеральных и территориальных фондов геологической информации о недрах, а также банка данных по вопросам недропользования, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации порядок сбора, обработки, хранения и учета геологической информации о недрах и условия ее использования.

Министерство природных ресурсов утверждает нормы и правила использования природных ресурсов, правила ведения хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду. Эти нормы и правила имеют обязательное юридическое значение для всех природопользователей независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Одна из центральных функций Министермтва природы состоит в организации и руководстве контрольно-инспекционной деятельностью. Часть этих функций Министерство выполняет через свои территориальные органы. Например, проведение экологической экспертизы, выдача разрешений на пользование.

Разновидностью контрольной деятельности Министерства природных ресурсов является разрешительная функция. В рамках этой функции Минприроды и его органы выдают разрешения на выбросы, сбросы вредных веществ, их захоронение. Министерство природы и его органы определяют нормативы, лимиты, условия природопользования, участвуют в разработке нормативов качества окружающей среды.

Важнейшее значение в деятельности министерства имеет информационная функция. Министерство природных ресурсов России в пределах своей компетенции имеет право запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к ведению Министерства.

Компетенция Правительства РФ в области охраны окружающей среды

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры.

В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведает Департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей среды, созданный в 1997 г. (до этого — Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Вспомогательным органом Правительства РФ является также Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию, действующая на основе Положения от 14 февраля 1997 г.

К ее основным задачам относится рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экологической безопасности, рациональным использованием природных ресурсов, сохранением биологического разнообразия, разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития страны; рассмотрение предложений по совершенствованию государственного управления и развитию федеративных отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также проектов и программ федерального и международного значения по изучению, освоению, воспроизводству, охране природных ресурсов и окружающей среды; контроль за выполнением решений Правительства РФ по вопросам, относящимся к его компетенции.

Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды:

  • · осуществляет реализацию государственной экологической политики;
  • · обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ;
  • · координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
  • · устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда;
  • · организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды;
  • · устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов;
  • · устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
  • · принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации;
  • · организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан;
  • · принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;
  • · обеспечивает население необходимой экологической информацией;
  • · руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Читайте также:  Статья 48. Отказ в совершении нотариального действия

Правительство Российской Федерации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Деятельность органов общей компетенции в области природопользования и охраны окружающей среды на уровне субъектов Российской Федерации регулируется как федеральным законодательством, так и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Она включает обеспечение реализации государственной экологической политики; координацию деятельности министерств и ведомств в данной сфере; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; организацию ведения кадастров природных ресурсов на уровне субъектов; осуществление государственного контроля за природопользованием и охраной окружающей среды и др.

Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате.

Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.

) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами.

Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления  неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Ссылка на основную публикацию