Статья 32. Ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения

Пресс-релиз

  • Об ответственности за нарушение режима чрезвычайного положения
  • В условиях режима чрезвычайного положения, введенного в целях борьбы с коронавирусом COVID-19, прокуратура совместно с другими государственными органами принимает меры по обеспечению законности и правопорядка в стране.
  • В этих целях правоохранительным органам дано указание на выявление фактов спекуляции средствами защиты.

На сегодня уже пресечена незаконная продажа 3,5 млн медицинских масок. Все они изъяты и переданы в территориальные органы здравоохранения.

  1. Работа в данном направлении продолжается.
  2. В целом, большинство граждан проявляет сознательность и с пониманием относится к карантинным мероприятиям.
  3. Между тем отдельные лица не реагируют на предупреждения государственных органов, игнорируют запреты и ограничения, рассылают «фейковые» новости.
  4. По 8 фактам распространения в соцсетях ложной информации органами полиции расследуется 8 уголовных дел (статья 274 УК).

Зафиксированы случаи самовольного ухода из больниц, сокрытие зараженными сведений о тех, с кем контактировали, подвергая тем самым опасности окружающих. В отношении 2-х лиц начаты досудебные расследования.

  • В Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, ВКО, Жамбылской, ЗКО, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской и Туркестанской областях вопреки запрету проводили торжественные и иные мероприятия с большим скоплением людей, работали интернет-клубы, кружки для детей.
  • Виновные были предупреждены и оштрафованы, хотя закон позволяет применить и более строгое наказание — арест до 15-ти суток.
  • В целом, каждый должен знать какая ответственность предумотрена за несоблюдение ограничительных мер в период ЧП.

Согласно ст.476 Кодекса об административных правонарушениях нарушение режима чрезвычайного положения влечет штраф до 10 МРП или арест до 15 суток.

За действия, провоцирующие нарушение правопорядка в условиях ЧП (ст.478 КоАП) — штраф до 40 МРП или арест до 30 суток.

Кроме того, нарушение санитарных норм и правил (ст.425 КоАП) влечет штраф до 2 тысяч МРП с приостановлением деятельности, а за неисполнение требований и актов контролирующих органов (ст.462 КоАП) — штраф до 500 МРП с приостановлением деятельности.

Аналогичное нарушение, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, заражение людей или смерть человека (ст.304 Уголовного кодекса) наказывается лишением свободы до десяти лет.

В целом, за уголовные правонарушения, совершенные в условиях чрезвычайного положения, Уголовным кодексом предусмотрены более жесткие наказания.

Уголовно-правовые меры за преступления, совершенные в местности, где объявлено ЧП, прямо прописаны в 14 статьях Уголовного кодекса.

В их числе распространение заведомо ложной информации (ч.4 ст.274 УК — ограничение или лишение свободы от 3 до 7 лет), неповиновение представителю власти (ст.379 УК — ограничение или лишение свободы до 2 лет), применение насилия в отношении представителя власти (ч.3 ст.

380 УК — лишение свободы от 7 до 12 лет), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного, специального государственного органа, военнослужащего (ч.2 ст.380-1 УК — от 15 до 20 лет лишения свободы либо пожизненное лишение свободы с конфискацией имущества), воспрепятствование работе организации в условиях ЧП (ст.

401 УК — ограничение или лишение свободы до 2 лет), а также ряд воинских преступлений.

Совершение иных уголовных и административных правонарушений в этот период является обстоятельством, отягчающим административную ответственность и уголовное наказание (ст.54 УК, ст.57 КоАП).

В целом, такие строгие меры нужны для того, чтобы нормально и максимально эффективно проводились мероприятия по противодействию эпидемии, обеспечивался общественный порядок.

Поэтому Генеральная прокуратура призывает граждан не поддаваться панике, сохранять спокойствие, соблюдать правопорядок, выполнять требования уполномоченных органов, установленные запретительные и ограничительные меры, не реагировать на ложные сообщения и руководствоваться только официальными источниками информации.

Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации (ЧС): КоАП

С целью соблюдения гражданами, ИП и организациями ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, с 1 апреля 2020 года в КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС. В этом материале рассказываем про новую статью и её применение.

Также смотрите:

Административную ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения устанавливает новая статья 20.6.1 КоАП РФ. В Кодекс об административных правонарушениях её ввёл Федеральный закон от 01.04.2020 № 99-ФЗ.

Отметим, что невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС относится к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ).

Какие это нарушения

Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС включает 2 состава (части первая и вторая соответственно):

  1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне ЧС (исключение – нарушение санитарно-эпидемиологических правил при ЧС; это случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ).
  2. Действия (бездействие), предусмотренные выше, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу (исключение – ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ), если они не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное невыполнение правил поведения при повышенной готовности на территории, где есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне ЧС.

СПРАВКА

Режим повышенной готовности – это режим функционирования РСЧС, ее отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (РСЧС – термин МЧС, означающий единую госсистему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

Законодатели исходят из того, что режим самоизоляции (не карантина) – часть режима повышенной готовности. Но это небесспорно.

В 2020 году за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС, в основном, штрафуют за несоблюдение режима карантина (самоизоляции) из-за коронавируса. Эта статья распространяется на физлиц, ИП и организации.

Председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников отметил:

«В условиях пандемии коронавирусной инфекции подобные нарушения несут огромную опасность для населения страны, поскольку повышают угрозу заражения вирусом и самого нарушителя, и дальнейшего распространения заразы на большое количество людей, причем очень быстрыми темпами.

Введенные административные санкции должны послужить для всех в первую очередь предостережением от безответственных и легкомысленных поступков в условиях всеобщей опасности.»

Что будет за нарушение правил

Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне ЧС (ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ) влечёт предупреждение или штраф:

  • на граждан: 1000 – 30 000 рублей;
  • на должностных лиц: 10 000 – 50 000 рублей;
  • на ИП: 30 000 – 50 000 рублей;
  • на организации: 100 000 – 300 000 рублей.

За то же самое, но повлекшее вред здоровью человека или имуществу, а также повторное невыполнение правил ЧС, наказание строже (нет предупреждения и не только штраф) (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ):

  • на граждан: 15 000 – 50 000 рублей;
  • на должностных лиц: 300 000 – 500 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3-х лет;
  • на ИП: 500 000 – 1 000 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток;
  • на организации: 500 000 – 1 000 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток.

ИМЕЙТЕ В ВВИДУ

Региональный закон может устанавливать свои наказания за невыполнение правил поведения при ЧС, но в пределах статьи КоАП РФ. То есть, верхняя планка штрафа может быть ниже.

Кто штрафует

Составлять протоколы и рассматривать материалы по невыполнению правил поведения при ЧС с апреля 2020 года могут не только сотрудники полиции. В официальный перечень включены 16 категорий должностных лиц из федеральных, региональных и местных органов власти.

Полный Перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р. В него, в частности, вошли:

  • должностные лица органов внутренних дел (полиции);
  • должностные лица территориальных органов МЧС;
  • главы пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы;
  • должностные лица Росгвардии;
  • должностные лица органов ведомственной охраны Росжелдора;
  • главы профессиональных аварийно-спасательных формирований и служб.
Читайте также:  Статья 8. адвокатская тайна

Дела о таких нарушениях рассматривают районные суды.

Статья 20.5 КОАП РФ. Нарушение требований режима чрезвычайного положения

  • Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
  • См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 20.5 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения.

  1. Нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа) влечет:
  2. а) наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 30 суток;
  3. б) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей или административный арест на срок до 30 суток.

Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 30.05.

2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее — Закон N 3-ФКЗ) на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Законом N 3-ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3 Закона N 3-ФКЗ).

  • К таким обстоятельствам относятся:
  • а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.5 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность.

Объективную сторону правонарушения по ст. 20.5 КоАП РФ составляют действия, нарушающие требования режима чрезвычайного положения, за исключением действий, нарушающих правила комендантского часа.

Введение комендантского часа означает введение запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан (п. «а» ст. 12 Закона N 3-ФКЗ).

Нарушение правил комендантского часа не влечет административную ответственность по ст. 20.5 КоАП РФ в связи с наличием в Законе N 3-ФКЗ специально установленной процедуры задержания лиц, нарушивших правила комендантского часа.

Так, граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру (ст. 31 Закона N 3-ФКЗ).

С субъективной стороны правонарушение может быть как умышленным, так и неосторожным.

Субъектом ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения могут выступать как граждане, достигшие 16 лет, так и должностные лица.

Административная ответственность за посягательство на общественный порядок и общественную безопасность

  • Вопросы, связанные с правонарушениями и преступлениями в области общественного порядка и общественной безопасности, остаются крайне актуальными.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность, представляют собой негативные проявления человеческого отношения к сложившимся в обществе культуре, порядку и духовным идеалам, общему ощущению защищенности и безопасности.
  • Общественный порядок и общественная безопасность повсеместно во все времена и во все эпохи охранялись нормами действующих во всех государствах законодательных актов и иных устоявшихся в обществе правил социального поведения.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, наносят существенный вред всем сферам жизнедеятельности человека: мешают созидательному труду, нормальному отдыху, интеллектуальным и творческим устремлениям, способствуют возникновению дискомфорта в сфере общественных отношений, чувства нестабильности, незащищенности и даже страха перед негативными последствиями, которые сопровождают данные виды правонарушений.
  • В целом на основании анализа массива определений, общественным порядком будет являться система общественных отношений, основанную на правовых нормах и иных правилах сосуществования, обеспечивающую нормальные условия для трудовой и общественной деятельности граждан, их отдыха и быта, гарантирующую общественное спокойствие, уважение к общественной нравственности, чести и достоинству людей, сохранность имущества.

Существует тесная связь общественного порядка и общественной безопасности. Общественная безопасность, с юридической точки зрения, понимается как система общественных отношений, связанная с обеспечением спокойствия граждан, неприкосновенностью жизни и здоровья индивида, нормальными условиями труда и отдыха граждан, функционированием государственных органов, учреждений, общественных организаций, предприятий и других подобных коллективных субъектов.

Общественный порядок позволяет обеспечивать безопасность; меры по обеспечению общественной безопасности, в свою очередь, являются фактором поддержания надлежащего правопорядка в социуме.

Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы общественной безопасности, выступает Основной закон — Конституция Российской Федерации.

Кроме того, важные правовые нормы содержатся в ряде федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти, регулирующих, в частности, вопросы пожарной безопасности, оборота оружия, режима чрезвычайной ситуации и контртеррористической операции и т.п.

Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется как силами органов государственной власти, так и общественными объединениями и гражданами; однако основную роль в обеспечении общественной безопасности, равно как в охране общественного порядка, играют правоохранительные органы, которые осуществляют одновременно правоприменительную и административно-юрисдикционную деятельность.

Юридические составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, содержатся в главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), их 37, а именно: статья 20.1. (мелкое хулиганство); статья 20.2.

(нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования);статья 20.2.2. (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка);статья 20.2.3.

(невыполнение обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии организатором публичного мероприятия решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо подача уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения);статья 20.3.

(пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами);статья 20.3.1. (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);статья 20.4.

Читайте также:  Статья 33. Учет и хранение имущества, составляющего ипотечное покрытие

(нарушение требований пожарной безопасности);статья 20.5. (нарушение требований режима чрезвычайного положения);статья 20.6. (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций);статья 20.7. (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны);статья 20.8.

(нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием);статья 20.9. (установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения); статья 20.10. (незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия);статья 20.11. (нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет);статья 20.12. (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему);статья 20.13. (стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах);статья 20.14. (нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему);статья 20.15. (продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии);статья 20.16. (незаконная частная детективная или охранная деятельность);статья 20.17. (нарушение пропускного режима охраняемого объекта);статья 20.18. (блокирование транспортных коммуникаций);статья 20.19. (нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО);статья 20.20. (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах);статья 20.21. (появление в общественных местах в состоянии опьянения);статья 20.22. (нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ);статья 20.23. (нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации);статья 20.24. (незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности);статья 20.25. (уклонение от исполнения административного наказания);статья 20.26. (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора);статья 20.27. (нарушение правового режима контртеррористической операции);статья 20.28. (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности);статья 20.29. (производство и распространение экстремистских материалов);статья 20.30. (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса);статья 20.31. (нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований);статья 20.32. (нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований);статья 20.33. (осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности);статья 20.34. (нарушение требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации).

Объективная сторона данных правонарушений выражается в форме действия (например, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.), либо в форме бездействия (нарушение требований пожарной безопасности, режима чрезвычайного положения, и др.).

  1. Объективная сторона изучаемых правонарушений проявляется в нарушении или несоблюдении правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности граждан, общества и государства.
  2. Субъектами административного правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть физические и юридические лица.
  3. К лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, применяются следующие виды наказаний, установленные КоАП: административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы.
  4. Первый заместитель
  5. Солнцевского межрайонного

прокурора г. Москвы М.С. Сухарев

За прогулки, фейковые новости, работу кафе и прием посетителей

Вот что изменилось в административном и уголовном кодексе из-за коронавируса. Все эти нормы уже работают.

Нарушение санитарных правил в режиме ЧС, при угрозе распространения опасной болезни или в период ограничений и карантина

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Невыполнение требований санэпиднадзора

Для граждан

15 000—40 000 Р

Для должностных лиц

50 000—150 000 Р

Для ИП

50 000—150 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

200 000—500 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То же самое, если из-за нарушения кто-то заболел или умер, но под УК это не попадает

Для граждан

150 000—300 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

То есть одно и то же нарушение в обычной ситуации обойдется в 500 Р гражданину или в 10 тысяч фирме, а из-за коронавируса штрафы автоматически вырастают в десятки раз.

Ограничительные мероприятия — это особый режим работы магазинов, кафе и предприятий, ограничения на передвижение по городу, поездки в транспорте.

То есть под эту статью однозначно попадут те, кто обязан соблюдать карантин, даже если они здоровы.

Например, если семья вернулась из Таиланда, все должны сидеть дома и не ходить даже за продуктами: постановление об этом выдадут в аэропорту. Наличие симптомов не имеет значения.

Юристы спорят, можно ли штрафовать за нарушения при режиме повышенной готовности. И законно ли ограничение свободы передвижения, если нет режима ЧС и не было постановления Роспотребнадзора о персональном карантине. Спорить на этот счет можно сколько угодно, но штрафы уже выписывают.

Если собираетесь вынести мусор, погулять с собакой или совершить утреннюю пробежку в безлюдном парке, имейте в виду, что теперь это может стоить очень дорого.

Даже если у нарушения не было вообще никаких последствий: никто не заразился и не умер. И если нарушитель не знал о таком штрафе, его тоже запросто могут наказать.

Незнание теоретически поможет избежать уголовной ответственности, но не избавит от административной.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Режим повышенной готовности — это когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации, но ее еще не объявили. Зато уже как бы готовятся, поэтому вводят ограничения. Например, их может ввести мэр Москвы своим указом — что он и сделал.

Если установлены правила поведения при режиме повышенной готовности, за их нарушение можно получить штраф по статье 20.6.1 КоАП РФ.

Если во время прогулки вы и не попадаете под статью 6.3 КоАП РФ, то запросто попадете под статью 20.6.1. Штрафы по ней меньше, но тоже немаленькие.

Несоблюдение правил поведения в режиме повышенной готовности или ЧС — кроме ст. 6.3 КоАП

Для граждан

1000—30 000 Р или предупреждение

Для должностных лиц

10 000—50 000 Р

Для юрлиц

100 000—300 000 Р

То же самое при повторном нарушении или если есть вред здоровью или имуществу

Для граждан

15 000—50 000 Р

Для должностных лиц

300 000—500 000 Р, или дисквалификация на 1—3 года

Для ИП

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Для юрлиц

500 000—1 000 000 Р или запрет работать на срок до 90 суток

Запреты при режиме повышенной готовности могут быть разными в зависимости от региона. В Москве и Московской области нельзя гулять с собакой дальше 100 метров от дома, в магазинах должна быть разметка для соблюдения дистанции между людьми, не могут работать кафе, салоны красоты и пункты приема металлолома, а работодателям запрещено допускать к работе сотрудников с температурой.

За любое такое нарушение, даже без умысла или по неосторожности, можно получить штраф. Состав — формальный, то есть достаточно факта, а последствия не важны.

В Москве составлять протоколы при нарушениях по статье 20.6.1 могут разные ведомства — например департамент торговли и услуг, инспекция по контролю за недвижимостью, административно-техническая и дорожная инспекция. Решение о сумме штрафа принимает суд.

Чтобы не было споров насчет законности штрафов за нарушение режима повышенной готовности в регионах, Москва и область ввели еще и свои штрафы — по 4—5 тысяч рублей. И активно их используют, несмотря на споры юристов.

Сейчас модно найти побольше противоречий в нормативных документах, доказать незаконность какого-то указа или превышение полномочий.

Незнакомый юрист пишет где-то в телеграм-канале, адвокат возмущается в личном блоге на Ютубе.

А постановление вручают конкретному человеку, у которого может не быть ни сил, ни времени, ни возможности для оспаривания штрафа. Да и юристы часто бывают неправы — или их мнение ничего не значит.

Читайте также:  Статья 57. удостоверение завещаний

На 15 апреля в России почти 25 тысяч заболевших коронавирусной инфекцией. Только в Москве уже выписаны сотни штрафов — больше чем на миллион рублей.

Сейчас действительно важно оставаться дома, посещать только ближайшие магазины, делать покупки через интернет, отказаться от встреч с друзьями и прогулок с детьми. Соблюдайте эти требования ради себя, а не ради государства.

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил может наступить уголовная ответственность. Это действует только для физических лиц.

Чтобы нарушителя наказали по статье уголовного кодекса, нужно доказать, что заболело сразу много человек или возникла такая угроза.

В случае с коронавирусом доказать это будет не так уж сложно: угроза заболевания может возникнуть, даже если к работе допустили водителя или курьера с температурой.

Раньше угроза заболевания в этой статье УК не упоминалась.

Нарушение

Варианты наказаний

Нарушение санитарных правил, если случилось массовое заболевание, отравление или есть такая угроза

Штраф 500 000—700 000 Р, лишение права занимать определенные должности или вести деятельность на 1—3 года, ограничение свободы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 2 лет, лишение свободы на срок до 2 лет

То же самое, если умер один человек

Штраф 1 000 000—2 000 000 Р, ограничение свободы на 2—4 года, принудительные работы на 3—5 лет, лишение свободы на 3—5 лет

Если умерли два человека и более

Принудительные работы на 4—5 лет, лишение свободы на 5—7 лет

Наказание по статье 236 УК РФ можно применить, если угроза заболевания или смерть наступили по неосторожности. Достаточно легкомыслия и небрежности — и вот уже светит реальный срок.

Например, владелец детского кафе решил провести день рождения, потому что родители очень просили. Кафе запрещено работать, но его все-таки открыли для 20 человек. А потом выяснилось, что среди гостей была семья, которая вернулась из Испании.

Они заболели, заразили знакомых, а те — своих близких.

Или врач приехал из-за границы и вышел на работу. Через неделю выяснилось, что он болен, но к тому времени заразились еще 30 коллег, 20 пациентов, а все отделение пришлось закрыть на карантин.

Если служба доставки отправит к клиентам больных курьеров, а директор магазина допустит к работе продавца, который неделю назад вернулся из Таиланда, это тоже повод для огромного штрафа по УК.

Есть мнения, что такая ответственность касается только людей, которые имеют отношение к какой-то юридически оформленной деятельности: владельца кафе, организатора учебных курсов или директора салона красоты.

Потому что санитарные правила установлены именно для них, а не для обычных граждан.

И хотя есть требования и для обычных людей — такие документы тоже утверждает главный санитарный врач, — но в их названии нет слов «санитарно-эпидемиологические правила».

И все-таки риск попасть под статью есть даже у обычного человека. По крайней мере, в согласии на домашнее лечение коронавирусной инфекции указано, что пациент предупрежден об ответственности по статье 236 УК РФ.

Фейковые новости — это когда под видом достоверного сообщения распространяют ложную информацию. Если это угрожает безопасности или причиняет вред, можно получить административный штраф.

Но теперь за ложную и вредную информацию ввели еще и уголовную ответственность. О ней — в новых статьях 207.1 и 207.2 УК РФ.

Нарушение

Варианты наказаний

Публичное распространение ложной информации об обстоятельствах, которые представляют угрозу жизни и безопасности людей, о мерах по обеспечению безопасности, приемах и способах защиты

Штраф 300 000—700 000 Р, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до года, ограничение свободы на срок до 3 лет

Публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, если есть вред здоровью человека

Штраф 700 000—1 500 000 Р, исправительные работы на срок до года, принудительные работы на срок до 3 лет, лишение свободы на срок до 3 лет

То же самое, если кто-то умер или есть тяжкие последствия

Штраф 1 500 000—2 000 000 Р, исправительные работы на срок до 2 лет, принудительные работы на срок до 5 лет, лишение свободы на срок до 5 лет

Если опубликовать пост с завышенными данными о заболевших или сообщить о якобы планируемом режиме ЧС и закрытии Москвы на карантин — можно попасть под уголовную статью и потерять сотни тысяч рублей. Последствиями могут быть материальные потери, ущерб здоровью людей или нарушение условий жизнедеятельности. То есть никто реально не пострадает, а статью все равно применят.

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы[1]:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность[5]:

  •  за нарушения санитарно-эпидемиологических правил[6]:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность [8] за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий При наличии последствий[9]
  • — для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • — для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
  1. — для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. — для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  3. — для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.
Ссылка на основную публикацию