Статья 20. ответственность за нарушение законодательства российской федерации о военном положении

Конституция Российской Федерации устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом и имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой в установленных федеральным законом случаях (статья 59).В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 ? 53-ФЗ ?О воинской обязанности и военной службе? воинская обязанность (за исключением периода мобилизации, периода военного положения и военного времени) предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Одной из форм реализации конституционной обязанности по защите Отечества является прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25.07.2002 ? 113-ФЗ ?Об альтернативной гражданской службе?.

В вопросах организации исполнения воинской обязанности ключевую роль играют военные комиссариаты и их структурные подразделения.

Согласно статье 7 Федерального закона? О воинской обязанности и военной службе? В случаях неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных этим Законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата являются:

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Обязательным условием признания указанных причин уважительными является их документальное подтверждение.Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает административную и уголовную ответственность за нарушения закона о воинской обязанности и военной службе.Статья 21.

5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету.

На основании этой статьи неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленное время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от ста до пятисот рублей.Такие же меры административного наказания предусмотрены за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (статья 21.6 КоАП РФ), а также за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или указанного удостоверения, повлекшее их утрату (статья 21.7 КоАП РФ).Дела об административных правонарушениях указанных видов рассматривают от имени военных комиссариатов военные комиссары, начальники отделов военных комиссариатов и начальники отделений отделов военных комиссариатов.Уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусмотрена статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.Частью первой этой статьи установлено, что уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.К ответственности за уклонение от призыва на военную службу привлекаются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу.После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.Уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствования, на заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы, путем выезда с постоянного места жительства с нарушением правил снятия и постановки на воинский учет и другими способами.По части 1 статьи 328 УК РФ квалифицируется самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы в целях уклонения от призыва на военную службу.Как уклонение от призыва на военную службу квалифицируются также действия по получению призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения, подлога документов или иного обмана.Уклонение от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) отграничивается от неисполнения обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 КоАП РФ) по цели, которую преследует лицо, нарушающее закон о воинской обязанности и военной службе.

Надзор за исполнением законодательства о воинской обязанности и военной службе, надзор за процессуальной деятельностью уполномоченных органов при расследовании фактов уклонения от призыва на военную службу, уголовное преследование за такие преступления являются приоритетными направлениями в деятельности органов прокуратуры.

Административная ответственность военнослужащих

Особенности административной ответственности военнослужащих, прежде всего, определяются ст. 2.5 КоАП РФ, а также вытекают из положений ряда иных статей того же Кодекса. Кроме того, вопросы административной ответственности военнослужащих в определенной степени также регулируются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Читайте также:  Статья 4. особенности выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме

Наиболее существенные отличия ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, за административные правонарушения состоят в том, что по общему правилу за них военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, и только в порядке исключения за административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, для военнослужащих наступает административная ответственность.

Административные правонарушения военнослужащих

  • посягающие на отдельные права граждан (ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);
  • нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
  • правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (ст. 11.16 – в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность);
  • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12)
  • административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33, 15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));
  • административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7);
  • некоторые административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации (ст. ст. 18.1 -18.4);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 – в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов, поскольку в ином случае наступает дисциплинарная ответственность).

На основании ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№ 203-ФЗ), в случае, когда административное правонарушение совершено военнослужащим или лицом, призванным на военные сборы, за исключением вышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ), когда за такое административное правонарушение это лицо несет административную ответственность на общих основаниях, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В указанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 4 декабря 2006г.

№203-ФЗ), постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы (службы) или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности.

В остальных случаях военнослужащие могут быть привлечены к административной ответственности на общих основаниях, но с отдельными особенностями применения к ним административных наказаний.

Согласно ранее действовавшей редакции ст. 2.5 КоАП РФ, к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, не могли быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.

С 1 января 2007г. с принятием Федерального закона «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих» от 4 декабря 2006г. № 203-ФЗ действуют следующие ограничения по применению административных наказаний.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключение не касается офицеров, призванных на военную службу, а также лиц, призванных на военные сборы.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации, применяемое к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам (ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административный арест не может быть применен ко всем категориям военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В то же время к военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, за совершение административных правонарушений, в соответствующий случаях, может быть применен дисциплинарный арест, предусмотренный Дисциплинарным уставом ВС РФ (ч. 4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначение дисциплинарного ареста за совершенное административное правонарушение 

Если совершенным военнослужащим грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста назначается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ.

  • В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.
  • Однако дисциплинарный арест не применяется к офицерам, военнослужащим, не приведенным к Военной присяге (не принесшим обязательство), военнослужащим, не достигшим 18-летнего возраста, и военнослужащим женского пола.
  • Дисциплинарный арест исполняется только в отношении военнослужащего, который по состоянию здоровья может содержаться под дисциплинарным арестом.

Штрафы за нарушение законодательства РФ о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и адм. правонарушении в области защиты Государственной границы РФ

  УФК по Свердловской области    (МО МВД России «Красноуфимский»)
(наименование получателя платежа)
6 6 1 9 3 3 6 8 4 1 1 8 1 5 1 1
(ИНН получателя платежа)                          (номер счета получателя платежа)
КПП    661901001  
 в  Уральское ГУ Банка России                                            БИК 4 6 5 7 7 1
г. Екатеринбург  (наименование банка  получателя платежа)     
1 8 8 1 1 6 9 1 6 1 4
1
                                                                        ( наименование платежа)
Ф.И.О. плательщика____________________          ИНН плательщика
Сумма платежа           руб.         коп.         Сумма платы  8 руб. 00 коп.
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы “ _____ ”    _________________    201___   г.       Подпись плательщика ______________________
УФК по Свердловской области   (МО МВД России «Красноуфимский»)
(наименование получателя платежа)
6 6 1 9 3 3 6 8 4 1 1 8 1 5 1 1
(ИНН получателя платежа)                          (номер счета получателя платежа)
КПП    661901001  
   в Уральское ГУ Банка России                                           БИК 4 6 5 7 7 1
г. Екатеринбург    (наименование банка  получателя платежа)     
1 8 8 1 1 6 9 1 6 1 4

ОКТМО 65747000                                                            КБК  

                                        ( наименование платежа)
Ф.И.О. плательщика   _____________________         ИНН плательщика
Адрес плательщика  г.  ________________________ ул. ________________________
Сумма платежа           руб.        00   коп.         Сумма платы за услуги_____ руб. ___ коп.
Итого  ___200 руб. __00 коп.                          “ _____ ”  __________________ 201___ г.
С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т.ч. с суммой взимаемой платы за услуги банка, ознакомлен и согласен           Подпись плательщика ______________________
Читайте также:  Статья 46. Меры, применяемые Банком России

Военный прокурор разъясняет. Нормы, касающиеся ответственности военнослужащих за нарушение правил дорожного движения

  •  В. Наумейко, военный прокурор Иркутского гарнизона, полковник юстиции

Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ1, вступивший в силу с 1 июля 2015 г.

, внёс изменения в нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в указанном кодексе появилась статья 264.

1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию», положения которой в равной мере распространяются на военнослужащих.

  • Данная норма устанавливает уголовную ответственность за управление механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения и ранее подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного этой статьёй либо частями 2, 4 и 6 статьи 264 УК РФ.
  • Стоит отметить, что правила вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины определены Правилами дорожного движения, Наставлением по автомобильной службе, руководствами или инструкциями по эксплуатации различных видов боевых и специальных машин.
  • Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершённого ими правонарушения.
  • За нарушение ПДД военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста.

Под управлением транспортным средством в смысле статьи 264.1 УК РФ понимается непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта.

Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привёл в движение какой-либо транспорт.

Продолжительность управления не имеет значения для квалификации данных действий как состава оконченного преступления.

Факт опьянения определяется наличием этилового спирта или наркотических средств либо психотропных веществ в организме. Невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования также расценивается как факт опьянения.

Рассматриваемое деяние наказывается штрафом в размере от двухсот до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В качестве дополнительного наказания виновный может быть лишён судом права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ, транспорт, которым управлял виновный, может быть конфискован как средство совершения преступления.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о военном положении

  • За
    нарушение положений настоящего
    Федерального конституционного закона,
    других федеральных законов и иных
    нормативных правовых актов Российской
    Федерации по вопросам военного положения,
    а также за правонарушения, совершенные
    в период действия военного положения,
    виновные лица несут ответственность в
    соответствии с законодательством
    Российской Федерации.
  • Лекция № 3 Медицинская служба гражданской
    обороны
  • Лекция № 4 Медико-тактическая
    характеристика поражающих факторов
    современных видов оружия
  • Современные войны и возможный характер
    военных угроз для России
  • Анализ
    военно-политической обстановки в мире
    показывает, что нача­ло XXI века будет
    характеризоваться проявлением во
    внутригосударствен­ных и международных
    отношениях двух главных тенденций.
  • Первая
    — выражается в отходе от военно-силовой
    политики к разви­тию отношений доверия
    и сотрудничества в военно-политической
    области, в стремлении именно на этой
    основе упрочить национально-государственную
    и международную безопасность.

Вторая
— противоположная тенденция, заключающаяся
в расширении причин и поводов для
использования военно-силовой политики.
Кризисный характер экономического
развития большой группы государств
мира, реаль­ный рост социального
разрыва между экономически развитыми
госу­дарствами и странами с отсталой
экономикой, провоцируют политические
режимы некоторых государств к попыткам
решения экономических и поли­тических
внутренних и межгосударственных проблем
вооруженным путем. Кроме того, амбиции
отдельных крупнейших экономически
развитых госу­дарств в стремлении к
региональной гегемонии также подталкивают
их к про­ведению военно-силовой
политики.

Данные
тенденции обуславливаются следующими
объективными при­чинами:

  • нарастание дефицита сырья и энергии в развитых странах мира;
  • перенос социально-классового противостояния в мире в область на­циональных противоречий;
  • усиление борьбы за лидерство в установлении нового экономическо­го порядка в регионах и мире в целом;
  • выход на политическую арену сил, исповедующих терроризм как спо­соб изменения мирового порядка;
  • нарастание потребности в реформировании существующего миропо­рядка путем изменения статуса новых мировых держав.

Существующие
противоречия между государствами и
народами будут подталкивать различные
радикальные и экстремистские движения
к силовым действиям. Появление новых
центров финансово-экономической мощи
в Европе, Азии и на Ближнем Востоке
также, бесспорно, провоцирует применение
силы в переделе мира.

Следовательно,
даже окончательный уход в прошлое
реци­дивов «холодной войны» не
означает, что из международной практики
будет исключено военно-политическое
противостояние.

Отказ от идеологического
противостояния не отменит геополитических
интересов, а также нацио­нальных
приоритетов во внешней политике любого
государства.

К
характерным особенностям современных
войн сегодня можно отнести:

  • применение различных форм и методов боевых действий, в том числе и нетрадиционных;
  • сочетание военных действий (проводимых в соответствии с правила­ми военной науки) с партизанскими и террористическими действиями;
  • широкое использование криминальных (и регулярных) формирований;
  • скоротечность военных действий (30-60 суток);
  • избирательность поражения объектов;
  • повышение роли дальних дистанционных боев с применением высо­коточных радиоуправляемых средств;
  • нанесение точечных ударов по ключевым объектам (чаще критическим элементам объекта экономики);
  • сочетание мощного политико-дипломатического, информационно-психологического и экономического воздействия.
Читайте также:  Статья 54. Об отмене ранее принятых законов

Источниками
потенциальной региональной военной
опасности Рос­сии и других стран СНГ
являются государства, граничащие с
территорией бывшего СССР на юге, которые
способны в отдельности создать достаточно
мощные группировки войск против северных
соседей.

Кроме того, источни­ком
региональной военной опасности служат
усиливающиеся террито­риальные и
конфессиональные противоречия на
северо-западе и востоке России. В то же
время региональные военные опасности
различного харак­тера сглажены до
определенной степени двусторонними
соглашениями (экономическими, пограничными,
военными, культурными и т. д.

) и практически
не переросли в военную угрозу для России,
хотя и обладают большим взрыв­ным
потенциалом.

Локальная
военная опасность в настоящее время
имеет более под­вижный характер, более
выраженные и конкретные симптомы
противоречий и менее короткий процесс
по времени перехода к непосредственной
воен­ной угрозе или к вооруженному
конфликту.

Локальная военная опасность
России практически существует по всему
периметру границ России с госу­дарствами
дальнего зарубежья.

Питательной средой
для нее служат суще­ствующие чисто
военные и территориальные противоречия,
которые при оп­ределенных условиях
могут перерасти в вооруженные конфликты.

В
настоящее время все большую роль играют
тенденции нарастания во­енной опасности
внутри СНГ и России, которые могут
перерасти в воору­женные конфликты
различного масштаба и интенсивности,
вызванные сле­дующими причинами:

  • несовпадение этнических и административных границ ряда государств СНГ и России. Эта же проблема имеет место внутри Российской Федерации между ее субъектами. Стремление некоторых республик к пере­смотру и уточнению границ может приводить к вооруженному конфликту.
  • политические и экономические противоречия как внутри Рос­сии, так и с государствами СНГ, могут спровоцировать вооруженные конфликты, вызывающие нестабильность и создающие угрозу государственности России.
  • стремление властных националистических структур некото­рых автономий к полному суверенитету и созданию своих национальных фор­мирований.
  1. Таким
    образом, для России в настоящее время
    существуют источники военной опасности
    в Европейском, Центрально-Азиатском,
    Азиатско-тихоо­кеанском регионах.
  2. Краткий
    анализ тенденции развития военно-политических
    отношений между государствами и
    источников военной опасности показывает,
    что при неблагоприятном развитии
    возможно резкое обострение существующих
    про­тиворечий между Россией и
    государствами ближнего и дальнего
    зарубежья, Это может привести к
    возникновению вооруженных конфликтов
    (войн), раз­личных по своим целям,
    задачам и масштабам.
  3. Выделяют
  • приграничные войны, где агрессором будут преследоваться цели: прорыв государственной границы для пропуска контрабандистов, тер­рористов или потоков беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на сопредельной территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получе­ние доступа к ресурсам экономической зоны России;
  • локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реали­зации территориальных претензий к РФ; поддержки вооруженных сепа­ратистских движений на территории России с задачей отторжения от нее от­дельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах;
  • региональные войны — это войны более крупного масштаба, кото­рые будут проводиться с целями: разгрома основных военных сил РФ на те­атре военных действий(ТВД), захвата значительной части территории, ослаб­ления военно-политического руководства государства и содействия терри­ториальному распаду РФ, ослабления международных позиций России, окончательного размывания и распада СНГ и системы межгосударственных отношений;
  • крупномасштабная (мировая) война, где агрессор — государство, коалиция государств или их блок, будет преследовать цели военного и эко­номического разгрома РФ и ее союзников, расчленения и ликвидации Рос­сии как государства — субъекта международных отношений.

Стратегический
характер современных войн определяется
возмож­ностями участвующих в них
государств, военно-политическими целями
и по­ставленными стратегическими
задачами по их достижению.

Наиболее
харак­терными их чертами будут:
скрытность подготовки и внезапность
развязы­вания агрессии; массированное
применение высокоточного оружия, средств
радиоэлектронной борьбы, а в перспективе
и оружия на новых физических принципах;
применение ранее не известных форм и
способов ведения бое­вых действий;
ведение вооруженной борьбы во всех
сферах — на суше, в воз­духе и на море
при возрастающей роли средств
воздушно-космического на­падения;
активная борьба за завоевание
стратегической инициативы и пре­восходства
в управлении; огневое поражение важнейших
объектов и элементов инфраструктуры
государства и группировок войск на всю
глубину их построения; маневренные
действия войск при широком использовании
аэромобильных сил, десантов и войск
специального назначения; постоянная
угроза расширения масштабов конфликта.
Все это выдвигает новые требо­вания
к структуре военной организации
государства, в том числе и к системе
медицинского обеспечения населения в
военное время.

Характерным
для современных войн является тот факт,
что даже при учас­тии в них крупных
воинских контингентов на больших
территориях война, как правило, не
объявляется, военное положение в
государствах, вовлеченных в конфликт,
не вводится, полномасштабные мобилизационные
мероприятия не проводятся. Иначе говоря,
отсутствует четкий правовой рубеж между
мир­ным и военным положением в стране,
в которой по сути дела идет война.

Становится
очевидной необходимость поддержания
структур медицин­ской службы Гражданской
обороны в высокой боевой и мобилизационной
го­товности.

Даже в приграничном
вооруженном конфликте, локальной войне
не обойтись без проведения мероприятий
ГО с частичной мобилизацией, особен­но
в регионах, где такая агрессия совершена,
да и в других регионах с целью восполнения
потерь личного состава, техники,
материальных средств и т.д.

Таким
образом, очевидно, что вероятные войны
против России будут осуществляться
только с применением современных обычных
средств пора­жения.

В последнее
десятилетие произошел решительный
поворот военных теоретиков и историков
к разработке новой концепции войны,
новых форм и способов вооруженной
борьбы.

Они исходят из того, что при
качественно новых средствах вооруженной
борьбы, создаваемых на базе новейших
тех­нологий, в том числе высокоточного
оружия и оружия, основанного на новых
физических принципах, неизбежно изменится
характер войны.

В
связи с этим в концепции войн нового
поколения решающая роль от­водится
не живой силе, не ядерному, а высокоточному
обычному оружию и оружию на новых
физических принципах.

Есть основания
полагать, что эти виды оружия через
10-15 лет, а в некоторых странах, возможно,
и раньше, существенно обесценят роль
ядерного оружия, разрушат тот условный
барь­ер, которым длительное время
разделялось ядерное оружие и оружие
обыч­ных средств поражения.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]