Статья 12. Соответствие настоящему Закону актов, принимаемых на его основе

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.
  • Статья 12. Соответствие настоящему Закону актов, принимаемых на его основе
  • Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
  • Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Читайте также:  Декларация о доходах - советы юриста

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

СТ 4 ГК РФ
1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 4 Гражданского кодекса РФ

  • 1. Положения комментируемой статьи воспроизводят общеправовой принцип действия законодательства во времени — «закон обратной силы не имеет», детализируя, что:
  • 1) акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие;
  • 2) по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Однако в комментируемой статье с учетом п. 2 ст. 422 ГК РФ также обозначены исключения из указанного правила:

1) действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие (т.е. закон имеет обратную силу), только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Например, ст. ст. 11 и 12 ФЗ от 26.01.1996 N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрели возможность обратной силы закона, определив, что:

— действие п. п. 2 и 3 ст. 835 ГК РФ распространяется также на случаи, когда отношения, связанные с привлечением денежных средств во вклады, возникли до введения в действие части второй ГК РФ и сохраняются в момент введения в действие ГК РФ;

— действие ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ распространяется также на случаи, когда причинение вреда потерпевшему имело место до 1 марта 1996 г., но не ранее 1 марта 1993 г. и причиненный вред остался невозмещенным;

2) если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Так, в частности, ФЗ от 30.11.2011 N 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 2 ст. 6) предусмотрено, что действие положений части второй ГК РФ (в редакции данного Закона) распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договора постоянной ренты, договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, в случае, если размер выплат по указанным договорам меньше, чем размер, определенный с учетом требований части второй ГК РФ (в редакции данного Закона). Если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями части второй ГК РФ (в редакции данного Закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются правила определения размера соответствующих выплат, установленные частью второй ГК РФ (в редакции данного Закона).

Конституционный Суд РФ обязал арбитражные суды проверять законность применяемых нормативных правовых актов — Эксиора

Конституционный Суд РФ обязал арбитражные суды проверять законность применяемых нормативных правовых актов

Николай Андрианов, партнер АБ «Эксиора», г. Москва

В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. В случаях, предусмотренных федеральным законом, арбитражные суды применяют обычаи делового оборота.

Если правоотношения, из которых возник спор, регулируются не только федеральным законом, но и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (в т.ч. региональными и (или) муниципальными), при рассмотрении дела может возникнуть вопрос о соответствии таких нормативных правовых актов федеральному закону.

Если лицо, участвующее в деле, полагает, что подлежащий применению при разрешении дела нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющем большую юридическую силу, оно имеет в своем распоряжении два способа защиты.

Первый способ предусмотрен абз.

6 статьи 12 и статьей 13 ГК РФ и состоит в судебном оспаривании подлежащего применению нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ или главой 23 АПК РФ (если судебный нормоконтроль осуществляется Судом по интеллектуальным правам). Производство по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, в этом случае подлежит приостановлению на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

Реализация этого способа защиты осложняется двумя моментами. Во-первых, рассмотрение абсолютного большинства дел об оспаривании нормативных правовых актов отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции (глава 21 КАС РФ).

Читайте также:  Статья 59. удостоверение доверенностей

Во-вторых, если на момент обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим этот нормативный акт прекратил свое действие (например, вследствие его отмены принявшим органом), суд отказывает в принятии административного искового заявления на основании части 1 статьи 210 КАС РФ, а если этот нормативный правовой акт утратил силу, был отменен или изменен после возбуждения дела, — прекращает производство на основании пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ (подробнее см. здесь).

Второй способ предусмотрен абз. 13 статьи 12 ГК РФ и состоит в том, чтобы поставить вопрос о соответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, при рассмотрении дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Разъясняя порядок применения абз. 13 статьи 12 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.

2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Тем не менее достаточно часто арбитражные суды отклоняют доводы лиц, участвующих в деле, о несоответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по мотиву того, что такой нормативный правовой акт не признан недействующим в установленном законом порядке. Иногда при этом арбитражные суды ссылаются на то, что не вправе оценивать законность подлежащих применению нормативных правовых актов, поскольку решение таких вопросов отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

***

Именно с такой проблемой столкнулся предприниматель Жуков В.Г., к которому Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области предъявил иск о взыскании долга и пени по договору аренды земельного участка.

Исковые требования Комитета были основаны на Решении Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, установившем коэффициент для определения арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,4 процента от их кадастровой стоимости.

Полагая, что это Решение противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, предприниматель обратился в Саратовский областной суд с административным иском о признании его недействующим, однако определение от 28.01.

2016 областной суд прекратил производство по административному делу, указав, что оспариваемое Решение было отменено принявшим его органом в период производства по делу и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Кс рф обязал арбитражные суды проверять законность применяемых нормативных правовых актов

В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. В случаях, предусмотренных федеральным законом, арбитражные суды применяют обычаи делового оборота.

Если правоотношения, из которых возник спор, регулируются не только федеральным законом, но и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (в т.ч.

региональными и (или) муниципальными), при рассмотрении дела может возникнуть вопрос о соответствии таких нормативных правовых актов федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Если лицо, участвующее в деле, полагает, что подлежащий применению при разрешении дела нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющем большую юридическую силу, оно имеет в своем распоряжении два способа защиты.

Первый способ предусмотрен абз.

6 статьи 12 и статьей 13 ГК РФ и состоит в судебном оспаривании подлежащего применению нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ или главой 23 АПК РФ (если судебный нормоконтроль осуществляется Судом по интеллектуальным правам). Производство по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, в этом случае подлежит приостановлению на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

Реализация этого способа защиты осложняется двумя моментами. Во-первых, рассмотрение абсолютного большинства дел об оспаривании нормативных правовых актов отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции (глава 21 КАС РФ).

Во-вторых, если на момент обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим этот нормативный акт прекратил свое действие (например, вследствие его отмены принявшим органом), суд отказывает в принятии административного искового заявления на основании части 1 статьи 210 КАС РФ, а если этот нормативный правовой акт утратил силу, был отменен или изменен после возбуждения дела, — прекращает производство на основании пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ (подробнее см. здесь).

Второй способ предусмотрен абз. 13 статьи 12 ГК РФ и состоит в том, чтобы поставить вопрос о соответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, при рассмотрении дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Разъясняя порядок применения абз. 13 статьи 12 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.

Читайте также:  Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Тем не менее достаточно часто арбитражные суды отклоняют доводы лиц, участвующих в деле, о несоответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по мотиву того, что такой нормативный правовой акт не признан недействующим в установленном законом порядке. Иногда при этом арбитражные суды ссылаются на то, что не вправе оценивать законность подлежащих применению нормативных правовых актов, поскольку решение таких вопросов отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

***

Именно с такой проблемой столкнулся предприниматель Жуков В.Г., к которому Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области предъявил иск о взыскании долга и пени по договору аренды земельного участка.

Исковые требования Комитета были основаны на Решении Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, установившем коэффициент для определения арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,4 процента от их кадастровой стоимости.

Полагая, что это Решение противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, предприниматель обратился в Саратовский областной суд с административным иском о признании его недействующим, однако определением от 28.01.

2016 областной суд прекратил производство по административному делу, указав, что оспариваемое Решение было отменено принявшим его органом в период производства по делу и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу

Источники налогового права выстраиваются вокруг НК, который является основой правового регулирования налоговых отношений.

Содержание

Соответствие Налоговому кодексу – обязательное и главное требование, которое предъявляется к регуляторным актам, регулирующим законодательство о налогах и сборах на всех трех уровнях (федеральных законов, законодательства субъектов РФ, НПА о местных налогах и сборах, которые принимаются представительными органами местного самоуправления). Такое же требование применяется к подзаконным актам, которые выступают как источники налогового права.  

Вышеуказанные требования касаются нормативно-правовых актов, которые принимает правительство РФ, МФ России, Федеральная таможенная служба, а также различные финансовые органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Это означает что НПА, регулирующие налоговые отношения, должны приниматься исключительно компетентными органами исполнительной власти, при обязательном выполнении для принятых актов требований, установленных Налоговым кодексом.

Такое понятие, как несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу, в первую очередь, основывается на правилах, которые устанавливает статья 4 Налогового кодекса. Это касается принятия нормативно-правовых актов, определяющих порядок разрешения всех связанных с налогообложением вопросов.

Главным является требование о принятии любых нормативно-правовых актов только уполномоченными органами, обладающими соответствующей компетенцией, в тех рамках, которые устанавливает налоговое законодательство.

При этом установлено требование о недопустимости изменять или дополнять законы о налогах и сборах действиями принятых актов.

Условия признания несоответствия нормативного правового акта о налогах и сборах Кодексу

Положениями пункта 1 статьи 6 установлен полный перечень правовых оснований, которые позволяют установить несоответствие НПА о налогах и сборах требованиям Налогового кодекса. Принятые документы могут признаваться несоответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы одного из предусмотренных ст. 6 НК РФ оснований для этого.

Это означает, что регулирующие налоговые отношения нормативно-правовые акты, которые отменяют либо ограничивают закрепленные законом права налогоплательщиков, а также плательщиков сборов, в том числе налоговых агентов, их законных представителей или полномочия налоговых и других государственных органов при осуществлении ими деятельности в сфере налоговых отношений, установленных НК РФ, могут быть признаны не соответствующими Налоговому кодексу.

То есть любые нормативные акты, разрешающие или запрещающие разрешённые НК РФ действия, либо изменяющие содержание установленных Налоговым кодексом понятий, а также терминов и т. д., считаются не соответствующими ему.

Это же касается и введения нормативно-правовыми актами новых обязанностей, либо изменения понятия и содержания старых обременений, которых закон возлагает на участников налоговых отношений. Установленный изначально положениями статьей 1 НК РФ приоритет отражен и в последующих нормах Налогового кодекса. 

Необходимо знать, что перечень изложенных статьей 6 НК РФ оснований далеко не исчерпывающий, и предполагает правовую возможность оспаривать издание нормативно-правовых актов в сфере налогового законодательства по другим причинам и основаниям, кроме указанных в этой статье.

Ссылка на основную публикацию