Статья 6. Права туриста

При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  • необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
  • свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  • обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  • возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  • беспрепятственный доступ к средствам связи.

Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:

  • соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  • сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  • соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
  • соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Статья 6. Права туристаПоставки ВЭД, технический экспорт / импорт.Автомобильные грузоперевозки.

Статья 6. Права туриста

Отдых в Москве — интересное путешествие по крупнейшему городу Европы с богатейшей историей, архитектурой, культурой и сферой развлечений.

Статья 6. Права туриста

Отдых в Санкт-Петербурге — уникальная архитектура «Северной Венеции», знаменитые «белые ночи» и разводные мосты над Невой.

Статья 6. Права туриста

Отдых в Крыму — идеальный климат, чистый горный и морской воздух, великолепные пейзажи, уникальные памятники архитектуры и воинской славы…

Статья 6. Права туриста

Отдых на Кавказе — пляжный загар, горные лыжи и турпоходы, круглогодичные курорты с минеральными водами и знаменитое кавказское гостеприимство…

Статья 6. Права туриста

Путешествия по Золотоум Кольцу — прикосновение к русской истории, запечатлённой в неповторимом облике городов и архитектурных ансамблях русских церквей и монастырей…

Статья 6. Права туриста

Отдых на Волге — это простор и шикарные пейзажи великой русской реки, красивая природа, рыбалка, охота и просто прогулки по воде и вдоль берега…

Статья 6. Права туриста

Отдых на Байкале — общение с мистической силой «Голубого ока Сибири», новое ощущение и понимание жизни. Так говорят все, видавшие священное «Священное море» хоть раз…

Статья 6. Права туриста

Отдых на Алтае — бескрайние просторы и чистый горный воздух, красивейшие озёра и целебные источники, сплав по бурным рекам и чудесные горнолыжные склоны…

Статья 6. Права туриста

Отдых на Русском Севере — дарит путешественнику покой, умиротворённое общение с природой и прекрасными людьми, живущими в этом суровом крае…

Отдых на Урале — экстремальные туристические маршруты, экскурсии по заповедникам и местам, пропитанным сверхестественной силой…

Отдых на Камчатке — для любителей дикой природы. Знаменитые камчатские вулканы, Долина гейзеров, рыбалка на берегах чистейших рек…

Отдых в Красноярском крае — незабываемое путешествие по могучим сибирским рекам в окружении величественных скал и бескрайней тайги…

Отдых в Якутии — знакомство с самым огромном регионом России, необъятные просторы тундры и тайги, суровая красота скал и безбрежные арктические пейзажи…

Отдых в Приморском крае — незабываемые приключения и реальная экзотика, экотуризм, морские круизы, дайвинг, активный отдых на побережье и островах…

Реальные права и обязанности туриста в различных ситуациях • Тревел Гид

Две трети туристических сайтов предоставляют своим читателям неправдивую информацию, например, о ценах или рекламных предложениях. И это только один из многих сюрпризов, скрывающийся от тех, кто планирует свой отдых.

На что стоит обратить внимание при покупке поездки у туроператора или турагента, чтобы долгожданное путешествие не вспоминалось как что-то неприятное? Почему важно знать права и обязанности туриста и что можно сделать, когда реальные условия отдыха не соответствуют тем, которые были оплачены?

К чему стоит быть готовым туристу — результаты проверки

Проверка, проведённая Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «Роспотребнадзор» с привлечением общественных организаций, ведущих свою деятельность в сфере защиты прав потребителей, вскрыла неприятную закономерность.

Статья 6. Права туриста

Практически «под микроскопом» были обследованы 325 интернет ресурса, которые предлагали различные цены на отдых, и позволяли бронировать поездки, билеты, отели или арендовать автомобили. При этом оказалось, что целых 204 сайта вводили в заблуждение своих потенциальных клиентов.

Почти у 31% из них окончательная цена продукта была выше, чем предполагалось в начале на сайте, потому что существовали дополнительные сборы, о которых лицо, заинтересованное в покупке, ранее не было проинформировано.

Ценовая политика или способ её расчета были неясными. Кроме того, в среднем каждый пятый портал искушал пользователей рекламными акциями, которые оказались недействительными в процессе бронирования.

При таком положении дел защита прав туристов остаётся злободневной темой.

  • Статья 6. Права туриста
  • Статья 6. Права туриста

Это лишь некоторые из многих проблем, с которыми сталкиваются люди, планирующие поездку в отпуск. При подписании договора и во время отдыха, когда предложение не соответствует ожиданиям, туристов может ждать совершенно отдельный «набор проблем». В каждой из таких ситуаций у туристических фирм есть обязанности, а у путешественников есть право требовать их выполнения.

На что следует обратить внимание при покупке тура?

Непосредственно перед покупкой тура и подписанием договора вы должны практически превратиться в детектива. Необходимо собрать как можно больше информации как о самом туристическом агентстве, в которое вы обратились, так и о конкретном месте отдыха.

Статья 6. Права туриста

Не стоит слишком волноваться о предстоящем отдыхе под пальмами. На этом этапе должен главенствовать разум. Сядьте за компьютер и узнайте мнение людей, которые пользовались услугами этой турфирмы, почитайте отзывы об отеле из первых рук — это часто незаменимый источник информации.

  • В дополнение к таким основным вопросам, как тщательное прочтение контракта и проверка данных турагента и туроператора, стоимость и даты отдыха, всегда читайте раздел с общими положениями, содержащийся в каждом документе.
  • Благодаря этому можно избежать неприятных сюрпризов, среди которых может быть, например, изменение времени вылета или требование турфирмы дополнительной доплаты в связи с резким скачком валютного курса.
  • Непосредственно перед подписанием контракта, этот документ, содержащий общие условия, должен стать вашей «библией».

Даже если вы никогда не читали последнюю, следует изучить договор так, как если бы это была подготовка к серьёзному экзамену. Среди прочего это поможет разобраться с непредвиденными ситуациями и сомнениями, о которых будет сказано ниже.

Права и обязанности туриста в ситуации когда турагентство требует доплаты

В идеальной ситуации стоимость тура после подписания договора не может быть изменена. В действительности иногда всё происходит немного по-другому. Поскольку цена поездки определяется действующими тарифами, сборами и обменными курсами, она реально может возрасти при изменении одного или нескольких из этих элементов.

Статья 6. Права туриста

Может ли агентство требовать с туриста дополнительной оплаты тура, законно ли это и как разрешить такую ситуацию? Данный вопрос не совсем простой и его решение зависит от нескольких обстоятельств. Тем не менее, есть ключевые нюансы, которые во многом определяют результат.

Если возможность дополнительных платежей прямо закреплена в договоре

И большинство юристов и судебная практика горят о том, что важное значение имеет наличие соответствующего пункта в договоре или дополнительном соглашении, который прямо предусматривает возможность увеличение цены пакета в зависимости от изменения ряда обстоятельств. Это может быть что-то вроде такого пункта:

…«п. 3.14.

При появлении объективных причин, таких как рост или введение дополнительных налоговых отчислений и сборов, изменение курсовой разницы, введение других платежей обязательных к исполнению, а так же изменении иных существенных обстоятельств не зависящие от «Организатора», «Организатор» производит перерасчёт стоимости пакета, а «Клиент» производит требуемую доплату за реализованный пакет. «Организатор» обязуется проинформировать «Клиента» об изменение стоимости пакета не позднее, чем за 10 календарных дней до начала его реализации «Клиентом»…

В данном варианте, подписав договор, прямо указывающий на возможность изменения цены туристического пакета со стороны организатора поездки и согласие на доплату, в случаях указанных в договоре, вы будете обязаны произвести такие платежи. Тем более, что статья 424 ГК РФ предусматривает возможность изменять цену договора, если это им предусмотрено.

…«Ст. 424 ГК РФ: 2. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке»…

Здесь не лишним будет вновь повторится: внимательно читайте, то что подписываете. Каждый пункт любого документа должен быть ясен и понятен. Кроме этого, в настоящее время имеет место практика подписания дополнительных соглашений, в одном из которых и может быть «спрятано» положение о возможных доплатах.

Если договор прямо не предусматривает возможности дополнительных платежей

Вариант, когда договор о реализации туристического продукта или дополнительные соглашения к нему не содержат положений указывающих на возможность доплаты за тур, совсем не означает, что турфирма не может потребовать такой доплаты.

Дело в том, что Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» прямо говорит о том, что любая из сторон имеет право требовать расторгнуть или изменить договор при наличии существенного изменения обстоятельств, существовавших на момент заключения договора. В соответствии с законом к таким обстоятельствам относятся:

…«Ст. 10 ФЗ №132: …изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам»…

Более того в законе прямо не указано, что этот перечень исчерпывающий, что даёт возможность  туроператору в судебном порядке попытаться признать наличие существенного изменения обстоятельств и в других случаях.

В этом вопросе нужно чётко разграничивать два возможных сценария, которые определяют имеет ли турфирма требовать доплату. По мнению абсолютного большинства юристов при оплате продукта в полном объёме, требование доплат по любым основаниям не приемлемо.

Если оплата поездки разбита на два платежа, а второй ещё не произведён, то оператор вполне законно может потребовать доплату, конечно при наличии обстоятельств прямо указанных в Законе о туристической деятельности.

Права и обязанности туриста в ситуации когда туроператор отменяет поездку

Случаи, когда по вине туроператора отменяется поездка, либо турист не может воспользоваться большей частью услуг в ходящих в этот тур, не так уж и часты. Но такие факты, к сожалению, существуют и никто от них не застрахован. Поэтому важно знать свои права в данной ситуации и примерный алгоритм действий.

Читайте также:  Статья 5. Отбор народных заседателей для участия в рассмотрении дел в районном суде, гарнизонном военном суде

Статья 6. Права туриста

Если тур отменён оператором ещё до его начала

Вы готовитесь к отлёту, вы собрали чемоданы и чётко знаете что взять с собой на море. Вы уже представляете себя на отдыхе где-нибудь под пальмами. Но тут приходит неприятное известие — путешествие отменяется.

Что нужно сделать, когда турагент сообщил вам об отмене поездки:

  • Написать заявление на возврат денежных средств. Его форма произвольна, но требует чёткого указания причины — неисполнение своих обязательств туроператором и невозможность воспользоваться оплаченным продуктом;
  • Передать заявление о возврате средств получателю. Заявление рекомендуется передать агенту (с регистрацией и отметкой о получении на втором экземпляре). Возможно направление заявления напрямую организатору путешествия, но обязательно заказным письмом с уведомлением и описью вложения;
  • После получения официального ответа ожидать возврата денежных средств.

Возврат денежных средств за оплаченную поездку, не зависимо от того кому было направлено заявление, производиться через турагента. При чем он осуществляется способом аналогичным первоначальному платежу: наличными средствами либо на счёт банковской карты.

Максимальный срок рассмотрения оператором заявления заказчика составляет 10 календарных дней. Не позднее этого срока оператор обязать дать ответ на полученное заявление…

Если организатор не реагирует на заявление, то взыскание средств производится в по решению суда. Однако досудебный порядок урегулирования таких споров не только предпочтителен, но и обязателен.

Если проблемы с туром возникли в его процессе

В данном случае мы говорим о правах туриста когда часть обязательных услуг входящих в тур продукт не предоставляется. То есть — отменён рейс или отель отказывает в заселении. Некое несоответствие оплаченных услуг фактически полученным это немного другое и об этом немного позже.

В любом случае нужно знать, что согласно действующему законодательству именно туроператор отвечает за качество, полноту и соответствие оказываемых туристу услуг в рамках турпакета.

…«Ст. 10 ФЗ №132: …туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги»…

Турагент так же несёт определённую ответственность. Но она не связана с объёмом и качеством услуг входящих в туристический пакет.

За что несёт ответственность турагент перед туристом:

  • За своевременную передачу оплаченных средств за тур туроператору;
  • За своевременное информирование оператора и том, что договор заключён;
  • За согласование условий тура с его организатором в соответствии с пожеланиями туриста.

Ответственность и обязанности агента кроме прочего определены в типовом договоре утверждённом Приказом Минкультуры РФ от 31.10.2016 N 2386 «Об утверждении типовых форм договора о реализации туристского продукта…»

Что делать, при возникновении проблем с туром в его процессе:

  • При отмене авиарейса уточнить у агента либо оператора планируемую замену и её сроки. При отсутствии информации возможно самостоятельное приобретение авиабилетов. Рекомендуется записать телефонный разговор;
  • При отказе заселения в отель уточнить у агента или оператора планируемую замену и её сроки. При отсутствии информации возможно самостоятельное приобретение номера в том же или ином отеле аналогичного класса;
  • По прибытию из путешествия написать заявление о возврате денежных средств (по аналогии с порядком при полной отмене тура). К нему необходимо приложить документы подтверждающие фактические затраты от авиакомпании либо отеля.

Турист имеет право потребовать возмещения и иных затрат понесённых им в связи с отменой тура или его части, вплоть до компенсации за моральный ущерб в досудебном порядке. Однако организатор не обязать возмещать такие затраты без решения суда.

Права и обязанности туриста в ситуации когда он не может отправиться в тур

В некоторых контрактах на реализацию туристического пакета, а чаще в дополнительных соглашениях, агентства указывают сколько денег вы получите обратно, если вы откажетесь от поездки.

Как правило, чем ближе дата начала тура, тем больше вы теряете.

Однако, этот пункт вступает в противоречие с законом, так как он ущемляет право клиента туристической фирмы отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке.

Статья 6. Права туриста

Одним словом оператор не имеет полномочий предусматривать какие-либо штрафные санкции за односторонний разрыв договора со стороны клиента. Но это, конечно, не означает, что он обязан выплатить клиенту денежные средства, ранее полученные им при реализации туристического продукта, в полном объёме.

А теперь очень важный момент, который в соответствии с законодательством непосредственно влияет на размер удерживаемой суммы при отказе клиента от забронированного тура.

…«Ст. 782 ГК РФ: 1.Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов»…

Кроме того возможность отказа от оплаченного тура в одностороннем порядке прямо предусмотрена Федеральным законом о туристической деятельности:

…«Ст. 10 ФЗ №132: …невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства)»…

Безусловно, клиент имеет право отказаться от оплаченного тура, а туристическое агентство, в свою очередь, имеет законное право на удержание определённой суммы за оплаченный туристический пакет.

Однако, эта сумма не может превышать расходы турфирмы, понесённые ею в процессе организации тура.

Упущенная выгода, штрафные санкции, неустойки, пеня включённые в договор не должны приниматься при расчёте фактически понесённых затрат — они незаконны.

Включение в договор фиксированных сумм или процентного удержания, в зависимости от сроков отказа от тура, является незаконным…

Так же важно знать, что не все понесённые турфирмой издержки и затраты в процессе исполнения конкретного договора с клиентом, ложатся именно на клиента. В спорной ситуации, когда дело доходит до судебного разбирательства, это решает суд исходя из представленных материалов.

Сама сумма фактических затрат рассчитывается индивидуально для каждого конкретного тура. Как правило, она зависит от сроков отказа, направления тура и его особых дополнительных условий.

Всегда помните, что если речь идёт о значительной для вас сумме и вы не согласны с расчётом, который по вашему требованию должен быть представлен агентом, вы имеете право оспорить его в судебном порядке.

Для тех, кто хочет подробно разобраться в нюансах ситуации возникающей при внезапной болезни туриста приобретшего тур и отказавшегося от него, рекомендуется ознакомиться с информацией содержащейся в Решении по делу № 2-334/2017 «О защите прав туриста». В нём подробнейшим образом отражены все аспекты связанные с правами и обязанностями туриста, туроператора и турагента. Решение объёмное, но содержательное.

Права туриста при наличии информации об угрозе безопасности жизни и здоровья

Правовой статус туриста как субъекта туристической деятельности

30 июня 2018 в 13:36

Статья 6. Права туриста

Лето – самое прекрасное и теплое время года, сезон отдыха и отпусков.

Но не стоит терять бдительность и забывать об опасностях, которые могут сопровождать туриста и членов его семьи в период отдыха. Особенно это касается зарубежных поездок.

Закон об основах туристической деятельности

На территории РФ действует множество законов, регулирующих деятельность в области туризма, но верховенство над ними занимает ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ.

Статья 6. Права туриста

Прежде чем перейти к описанию прав и обязанностей туриста, нам необходимо понять природу юридического статуса туриста, дать определение термину «турист».

ФЗ об основах турдеятельности в РФ в статье 1 дает разъяснение понятию «турист».

Турист – это гражданин, который посещает другую страну с целью оздоровления, познания страны, в профессиональной деятельности, спортивной, для осуществления религиозно-паломнической и иной деятельности, без осуществления деятельности с целью заработка денежных средств, на срок от 24 часов до полугода подряд или осуществляющий одну ночёвку.

Вышеуказанный федеральный закон четко регламентирует права (статья 6) и обязанности (статья 7) туриста. Данным нормам отведена целая глава (глава 3).

Права туриста

В статье 6 вышеуказанного ФЗ законодательно закреплены нормы, закрепляющие права каждого туриста при подготовке к путешествию, а также в период его совершения:

  • получить необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в выбранную им страну путешествия, о традициях и обычаях проживающих на территории данной страны людей, об их религиозных предпочтениях, святынях и иных объектах туристического показа, которые находятся под особым статусом и строго охраняются властями;
  • свободно передвигаться, иметь свободный доступ к туристическим местам;
  • на личную безопасность и безопасность своей семьи, сохранность своего имущества, беспрепятственное и безотлагательное получение медпомощи;
  • на возврат уплаченных денежных средств за путевку с последующей компенсацией морального вреда в случае нарушения туристическим оператором условий договора;
  • на помощь со стороны местных властей страны пребывания туриста в случае такой необходимости;
  • на доступ к телефонной и иной связи, в том числе связи через сеть Интернет и иные права.

Обязанности туриста согласно Закону

Теперь перейдем к обязанностям туриста, закрепленным в статье 7 вышеуказанного ФЗ. К ним относятся:

  • соблюдение законодательства государства, выбранного для осуществления туризма, а также обычаев и традиций населения, проживающего на этой территории;
  • сохранение окружающей среды в первозданном виде, бережное отношение к памятникам природы, истории и культуры;
  • соблюдение правил въезда и выезда в государство, выбранное для осуществления туризма,
  • соблюдение правил личной безопасности.

Указанный перечень прав и обязанностей туриста не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом законодательных особенностей того или иного государства.

Подготовил Газимагомедов Али Арсенович,юрисконсульт ФГБОУ ВО Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

  • Читайте далее: Как туристу составить претензию
  • Как вернуть деньги за путевку?
  • Коронавирус. Что делать туристу для расторжения договора

Туризм и покупка путевок: как защитить свои права

  • Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
  • Потребитель, обращаясь за услугами к организациям, реализующим туристские путевки, заключает договор реализации туристского продукта в письменной форме.
  • Туристский продукт – это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и других услуг).
  • В настоящее время на туристском рынке действуют два вида организаций, занимающихся формированием и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, оказанием иных туристских услуг: туроператор и турагент.
  • Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора.
  • Существенными условиями данного договора являются следующие:
  • ​ полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора (турагента);
  • ​ сведения о туристе;
  • ​ общая цена туристского продукта в рублях;
  • ​ информация о потребительских свойствах туристского продукта — о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (категории гостиниц) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах;
  • ​ права, обязанности и ответственность сторон;
  • ​ условия изменения и расторжения договора;
  • ​ размер финансового обеспечения, являющегося гарантией для каждого туриста, заключившего договор с туроператором (турагентом);
  • ​ сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора;
  • ​ сведения о порядке, сроках и основаниях предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
  • ​ Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон.
  • Турфирма при заключении договора на реализацию туристского продукта должна подписать с туристом договор страхования на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, в результате чего туристу выдается страховой полис.
  • Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания.
  • Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.
Читайте также:  Статья 5. Обязанности клиента

При оформлении полиса необходимо внимательно изучить его условия. Возмещению не подлежат расходы по оплате лечения хронических, венерических, онкологических и психических заболеваний. Страховщик также не выплатит возмещение, если лечение требовалось еще до поездки. Во многих страховых компаниях не являются страховыми случаями также заболевания, связанные с солнечными ожогами, с беременностью или родами. Кроме того, страховщики отказывают в страховом возмещении лицам, по собственной вине вызвавшим у себя расстройство здоровья (в том числе употреблением алкоголя).

Во время поездки при наступлении страхового случая самостоятельно обращаться к врачу нельзя. Необходимо в первую очередь связаться со страховщиком по телефону, указанному в страховом полисе и далее действовать в соответствии с его указаниями.

При покупке туристской путевки, подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит в соответствии со статьей 6 ФЗ №132 от 24.11.1996г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» потребитель (турист) имеет право:

  1. ​ получать необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
  2. ​ на свободу передвижения;
  3. ​ на обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  4. ​ на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке установленном законодательством Российской Федерации;
  5. ​ на содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  6. ​ на беспрепятственный доступ к средствам связи (телефон, Интернет).

Потребитель должен быть извещен о запрещенных к ввозу и вывозу товарах и предметах, особенностях декларирования валюты. Гражданин, не предупрежденный туроператором (турагентом) и арестованный в аэропорту за попытку вывезти на память экзотическое растение или редкое украшение, может потребовать у туроператора (турагента) компенсировать его непредвиденные расходы.

Разумеется, туристская фирма должна проинформировать туриста и о климате и экологической обстановке страны временного пребывания.

Туроператор (турагент) также обязан:

— обеспечить туриста адресами и телефонами российских дипломатических и консульских представительств, международных организаций (например, Международного Красного Креста), которые способны оказать помощь россиянам, а также специальных органов страны пребывания (мэрии, полиции, скорой помощи и т.п.);

  • — сообщить туристам адреса и способы связи с фирмой и ее представителями за рубежом;
  • — рассказать туристам о неблагоприятных в криминальном и санитарно-эпидемиологическом отношениях районах страны пребывания, а также о районах, закрытых для посещения иностранцами.
  • Вся необходимая для потребителя и справочная информация предоставляется при заключении договора о реализации туристского продукта и должна содержаться в памятке, которая выдается туристу.
  • До совершения поездки (путешествия), каждая из сторон договора о реализации туристского продукта вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора.
  • К существенным изменениям обстоятельств относятся:
  • — ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта и туристской путевке;
  • — изменение сроков совершения путешествия;
  • — непредвиденный рост транспортных тарифов;
  • — невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
  • В статье 32 Закона о защите прав потребителей установлено право потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристического продукта (чаще всего, в договорах такой датой устанавливается: дата (момент) окончания предоставления последней услуги; дата (момент) исполнения сторонами обязательств по договору и т.д.

) и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензии. Претензия может быть направлена как в адрес туроператора, так и турагента.

Однако туроператор является главным ответственным лицом перед туристом за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе заключенному турагентом с туристом как от имени туроператора, так и от своего имени (статья 9, 10 Закона).

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении проектов ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в отдел консультационных услуг для потребителей

ФБУЗ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ»

Адрес: 129626, г.Москва, Графский пер., д.4/9

тел.: 8(495) 687-39-61

e-mail: fguz@mossanepid.ru

http://www.mossanexpert.ru

Часы работы:

пон.-пятн. с 9-00 до 17-30

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.

При этом Вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по городу Москве (территориальные отделы в административных округах) для привлечения в качестве государственного органа для дачи заключения по делу и участия в суде.

Адрес: г. Москва, Графский пер., 4/9,

тел.: 8 (495) 785-37-41

e-mail: uprav@77.rospotrebnadzor.ru

Туризм в РФ: правовое регулирование

В ст. 6 Закона об основах туристской деятельности указывается, что при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:

  1. необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
  2. свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
  3. обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
  4. возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  5. содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
  6. беспрепятственный доступ к средствам связи.

Несмотря на то что ст. 6 Закона об основах туристской деятельности содержит закрытый перечень прав туриста, думается, что их круг значительно шире.

Как уже говорилось, турист как потребитель услуг обладает также правами, предусмотренными Законом РФ «О защите прав потребителей», в том числе правами на услуги, качество которых соответствует договору (ст. 4), безопасность услуг (ст.

7), информацию об услуге и ее исполнителе, информацию об обстоятельствах, могущих повлиять на качество услуг (ст. 8-10, 36), расторжение договора (ст. 32), судебную защиту своих прав (ст. 17, 46).

Применение норм Закона РФ «О защите прав потребителей» позволяет туристам довольно эффективно защищать свои права в случае их нарушения туроператором (турагентом). В частности, ст. 27 указанного закона предусмотрены последствия нарушения сроков оказания услуги. В таком случае потребитель вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора на оказание услуги.

Наиболее целесообразным в туристских правоотношениях в таких случаях выглядит требование об уменьшении стоимости оказанных услуг.

В связи с тем, что большинство претензий туристов связано с некачественным оказанием туристских услуг, особый интерес представляют права потребителя в случае обнаружения недостатков оказанной услуги. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителя» турист вправе по своему выбору потребовать:

  1. безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
  2. соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
  3. возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований туриста, связанных с безвозмездным устранением недостатков, повторным оказанием услуги, не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока оказания услуги.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора оказания услуг и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Турист также может отказаться от исполнения договора оказания услуг, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Читайте также:  Статья 31. страхование ответственности специализированного депозитария и управляющих компаний

Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

На практике в туристских отношениях применяются и иные нормы рассматриваемого законодательного акта.

Так, Президиумом Ярославского областного суда было вынесено постановление, отменяющее решение мирового судьи, в соответствии с которым туристам было отказано в выплате неустойки, обусловленной просрочкой удовлетворения их требований, связанных с нарушением сроков путешествия и некачественным оказанием туристских услуг. Из материалов дела следовало, что истец заключил договор на оказание туристских услуг, однако вылет в г. Хургаду был просрочен на 11 часов, что повлекло расходы на питание и оплату услуг платной автопарковки. В г. Хургаде истец был размещен в отеле с меньшими удобствами и элементами инфраструктуры, а не в отеле, указанном в договоре. По возвращении туристом туристской фирме были предъявлены претензии, которые не были удовлетворены в установленный законом 10-дневный срок.

На наш взгляд, основной проблемой, связанной с осуществлением некоторых прав туриста, является отсутствие четкого указания на субъектов, обязанных обеспечить их реализацию. Это не относится к п. 4, 5 приведенного в ст. 6 Закона об основах туристской деятельности перечня прав туриста.

Решение вопроса о том, кто должен обеспечивать соблюдение прав туристов, предполагает несколько вариантов.

Во-первых, таким субъектом может выступать туроператор или турагент.

Это объясняется тем, что, например, достоверная и полная информация об условиях путешествия является существенным условием договора о реализации туристского продукта, и обязанность ее предоставить лежит на туроператоре или турагенте.

С другой стороны, права туриста, перечисленные в ст. 6 Закона об основах туристской деятельности (по крайне мере, большинство из них), не связаны с договором туристского обслуживания.

Во-вторых, такое право, как свобода передвижения, является конституционным правом гражданина, и никто не может препятствовать его реализации.

В-третьих, право на беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи гарантировано деятельностью специализированных служб, а именно — службы скорой медицинской помощи.

Однако вопрос о том, кто должен обеспечивать личную безопасность туриста, его потребительские права и сохранность его имущества, а также беспрепятственный доступ к средствам связи, остается открытым. Механизм реализации указанных прав действующим законодательством не установлен.

Рассмотрим более подробно некоторые правомочия туриста.

Представляется, что право туриста на получение информации об условиях путешествия является чрезвычайно важным. Объем информации, которая должна быть предоставлена туристу, очень широк.

Однако туроператор (турагент) должен принять все возможные меры к тому, чтобы не только передать такую информацию туристу, но и зафиксировать исполнение данного обязательства.

На практике часто встречаются случаи, когда из-за ненадлежащего предоставления информации о порядке въезда в иностранное государство туристская поездка невозможна.

Например, Президиумом Санкт-Петербургского городского суда рассмотрено дело по иску, причиной которого стала невозможность выезда за границу.

Истица в обоснование своих требований указала, что между нею и турфирмой был заключен договор на оказание туристских услуг, в соответствии с которым она приобрела туристическую путевку для отдыха в Болгарии для себя и своих 6-летнего сына и матери.

При прохождении паспортного контроля в аэропорту «Пулково-2» ей было отказано в выезде из Российской Федерации в связи с отсутствием у ее сына заграничного паспорта и отсутствием фотографии сына в ее паспорте.

Она полагает, что услуга ответчиками была оказана некачественно, поскольку порядок выезда с территории Российской Федерации не был доведен до ее сведения при заключении договора. В результате разбирательства судом было установлено, что ответчики (туроператор и турагент) не доказали доведение до истицы информации о порядке выезда с территории Российской Федерации1Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 15 октября 2008 г. № 44г-253/08 // СПС «Гарант»..

Следует также остановиться и на таком правомочии туриста, как право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом.

Статья 15 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки включают в себя реальный ущерб и упущенную выгоду.

Реальный ущерб — это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Упущенная выгода — это неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Статья 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что убытки, причиненные туристу, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

Турист также может требовать компенсации морального вреда (физические и нравственные страдания), причиненного ему виновными действиями (бездействием) других лиц при исполнении договорных обязательств (ст. 151, 1099 Гражданского кодекса РФ, ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда урегулированы также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда».

В нем моральный вред определен как нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.

), или нарушающими его личные неимущественные нрава (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Моральный вред компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда с учетом требований разумности и справедливости.

Ряд прав туристов связан с обеспечением безопасности туризма и предусмотрен ст. 14 Закона об основах туристской деятельности. Так, при заключении договора реализации туристского продукта туристы имеют право на представление достоверной информации:

  1. о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
  2. об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
  3. об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
  4. о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
  5. о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста;
  6. об адресе (месте пребывания) и номере контактного телефона в стране (месте) временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов (экскурсантов) в случае, если туристский продукт включает в себя организованный выезд группы несовершеннолетних туристов без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
  7. о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
  8. об иных особенностях путешествия.

Еще один важный раздел составляют права туристов на получение страхового обеспечения или денежных средств по банковской гарантии, предусмотренные ст. 17.5 Закона об основах туристской деятельности.

Статья 7 Закона об основах туристской деятельности закрепляет обязанности туристов.

  1. соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
  2. сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
  3. соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
  4. соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

Отметим, что это общие обязанности туристов. Некоторые категории туристов должны исполнять специальные обязанности. Так, в ст.

14 Закона об основах туристской деятельности указано, что туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

  • Еще одну группу обязанностей туриста составляют договорные обязательства (прежде всего обязанность оплатить туруслуги).
  • Статья 12 Закона об основах туристской деятельности предусматривает, что туристы в целях реализации нрава на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном российским законодательством.
  • Деятельность объединений туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

Крупнейшей общественной организацией туристов является Всероссийское народное туристское общество, созданное 2 декабря 1997 г. Эта организация является общероссийской.

  1. В соответствии с уставом целями деятельности Всероссийского народного туристского общества является решение следующих проблем:
  2. «1) расширение народно-патриотических, познавательных и воспитательных инициатив среди широких слоев граждан России, приобщение их средствами туризма к Родине, ее героической истории, культуре, природе, духовному наследию;
  3. 2) содействие продолжению подлинно российских традиций воспитания граждан страны, учреждения и развития героико-патриотической и историко-культурной экспедиции «Россия — Родина моя»;
  4. 3) расширение сферы социального туризма, в основе которого — доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность тружеников, слабо защищенных слоев населения;
  5. 4) использование средств государственного и внебюджетного страхования для организации отдыха и туризма школьников, трудящихся, ветеранов войны и труда, малоимущих граждан:

5) формирование единой методологии народного туризма, реализуемого посредством программ краеведения и обучения, практических проектов по освоению туристского пространства России, возрождение туристских маршрутов, создание новых рабочих мест и др.».

Ссылка на основную публикацию