Статья 30. Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины

Законодательная база, которая действует на территории нашей страны, очень понятна и однозначна. Нормативные документы часто обновляются и совершенствуются.

Особенное внимание уделяется законам, регулирующим деятельность полиции. Такие законы конкретные, предусматривают ситуации, что могут возникнуть во время несения службы и выполнения обязанностей.

Главным базовым законом в этом плане выступает закон про службу в ОВД. Конкретно дисциплинарным наказаниям посвящена ст. 49.

2. О чем речь?

Прежде, чем говорить о грубых нарушениях и мерах наказания за них, разберемся, что же представляет из себя служебная дисциплина.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Что делать если потерял водительские права: как восстановить, госпошлина, штраф, документы
  • Штраф за неявку в военкомат: уважительные причины неявки, ответственность
  • Хищение военного имущества: ответственность военнослужащего
  • ФКЗ о военном положении в редакции 2021 года
  • Что делать если потерял приписное свидетельство: как восстановить, штраф
  • Уклонист: что будет, если скрываться от армии, как разыскивают уклонистов
  • Что делать если потерял паспорт: как восстановить, куда обращаться, какие документы нужны, порядок восстановления

Она означает, что каждым сотрудником обязательно должны соблюдаться обязанности, которые предусмотрены не только законами, но и Присягой, служебным контрактом, приказами Министерства и т. д.

Ответственность за нарушенную дисциплину сотрудником несет его непосредственный начальник. Именно поэтому его обязанностью является:

  • создать соответствующие условия труда, отдыха, обучения своих подчиненных;
  • воспитать у них ответственность;
  • обеспечить объективную оценку работы;
  • уважать своих подчиненных.

3. За что могут наказать?

В главном законе про службу в полиции четко прописаны пункты, за нарушение сотрудником полиции которых грозит ответственность. Так, в первую очередь наказывают тех, кто нарушает должностные инструкции. И оно понятно, ведь дисциплина в полиции – дело серьезное. Но за что могут наказать еще?

Грубым нарушением является:

  • неисполнение сотрудником приказов начальника;
  • аморальное поведение;
  • нарушение внутренних распорядков;
  • несоблюдение законодательства РФ.

Кстати, особое внимание стоит обратить именно на последний пункт. Согласно ему, дисциплинарное взыскание может получить даже тот сотрудник, у которого только в мыслях подобное грубое нарушение.

А что уже говорить про грубые нарушения сотрудником, такие, как неправомерные задержания и прочее? Можно только представить, какие последствия могут повлечь подобные действия.

4. Самые грубые нарушения

Нарушение служебной дисциплины бывает разным, соответственно, и наказание за него несут по-разному. И все же есть перечень самых грубых ошибок, которые может допустить полицейский и при этом понести огромную ответственность, самую серьезную, какая только предусмотрена в полиции.

Так, грубым нарушением считается, если сотрудником полиции нарушаются запреты и ограничения, установленные законами. Также наказание грозит в том случае, если сотрудник отсутствует на работе свыше 4-х часов, и на то у него нет веских и уважительных причин. Сюда же относится нетрезвое состояние.

Другие примеры грубых нарушений:

  • виновное действие, вследствие которого нарушаются права и свободы граждан;
  • разглашение служебных или государственных тайн, конфиденциальной информации;
  • неправильная сохранность оружия, патронов, из-за чего они были утеряны (за это, кстати, предусмотрена уголовная ответственность);
  • уничтожение или повреждение имущества;
  • кражи, хищения;
  • сокрытие сведений
  • коррупционные действия и взятничество.

Это далеко не весь список грубых дисциплинарных нарушений, за которые сотрудник полиции может понести серьезное наказание.

5. Предусмотренные наказания

Все тот же закон о полиции предоставляет исчерпывающий список наказаний, которые предусмотрены за нарушения сотрудниками полиции. Так, взыскание может быть в виде устного предупреждения или выговора без занесения в личное дело. Это, можно сказать, лишь малая доля того, что ожидает нарушителя.

К более серьезным мерам за грубое нарушение правил сотрудником относится выговор с занесением в личное дело.

Кроме того, может встать вопрос о том, что человек не соответствует занимаемой должности, а это, в свою очередь, грозит понижением в звании или увольнением. Список достаточно обширен, и каждому пункту нужно уделить отдельное внимание.

5.1. Предупреждение

Самое мягкое дисциплинарное взыскание. Как правило, выносится оно при первичном и не слишком серьезном нарушении. Применяют его единожды, и если сотрудник полиции работает менее года.

5.2. Выговор без занесения

Практикуется куда чаще. В чем суть такого взыскания? Полицейского, который провинился, вызывают «на ковер» в кабинет начальника.

Последний, в свою очередь, подробно изъясняет ситуацию по поводу совершенного поступка. Кроме того, может примениться и дополнительное наказание, например, внеочередное дежурство или общественная работа.

5.3. С занесением

Если нарушение действительно грубое, дисциплинарное наказание отображается в личном деле полицейского. Чем это грозит? Все очень просто. В случае увольнения найти работу будет не так-то просто с имеющимся «послужным» списком выговоров. Дополнительные наказания также применимы.

5.4. Вопрос о несоответствии

Он ставится только, когда в деле уже есть два выговора. При последующем нарушении сотрудником вышестоящие руководители могут инициировать расследование внутреннего характера, результаты которого решат, будет ли полицейский работать дальше.

Обычно такое расследование – предупредительная мера перед увольнением из органов. Чаще всего оно заканчивается понижением в должности.

Но наказанием бывает и куда более серьезным. Так, если комиссия по расследованию придет к выводу, что полицейский – злостный нарушитель и очерняет честь мундира, его могут не только разжаловать с должности, но и понизить в звании. А это – существенный минус к з/п, да и получить очередное звание будет не так-то легко.

5.5. Увольнение

Пожалуй, самое жесткое и серьезное наказание. И, что самое примечательное, человек больше никогда не сможет стать сотрудником полиции – подобное клеймо в личном деле не даст сделать этого. К счастью, применяется подобная мера наказания только в самых тяжелых и крайних случаях, к примеру, если полицейский принудил свидетеля дать ложные показания.

6. Укрепление дисциплинарных порядков

Но не одни наказания предусмотрены законом для полицейских. Чтобы мотивировать сотрудников полиции, а также пресечь попытки неправомерных действий, разработана большая система поощрений. Инициатива поощрения всегда должна исходить от начальника и объявляется приказом. В устной форме могут быть выражены благодарности.

Про поощрение или дисциплинарное взыскание полицейскому объявляют в личном порядке на построении или собрании. Какие же поощрение предусмотрены за образцовое несение службы и выполнение обязанностей? Их, как и наказаний, достаточно много.

Среди них благодарности, всевозможные премии, ценные подарки, грамоты, знаки, внеочередные звания и многое другое.

Кроме того, поощрить полицейского могут, досрочно сняв ранее наложенное взыскание. Если говорить про курсантов учебных заведений, то для них также предусмотрены поощрения в виде повышения стипендий, предоставления увольнений и т. д.

В случае, если человек прослужил в полиции свыше 10 лет, его могут наградить почетными знаками, вручает которые сам Президент.

Обладатели таких знаков получают привилегию уходить в отпуск в удобное для них время (а не по расписанию). Кроме того, им предоставляют дополнительный 10-дневный отпуск, дают 5% надбавку к окладу. Знак может помочь в решении вопроса о получении или обустройстве жилья, предоставления путевок, разных соцгарантий для сотрудников полиции.

Трудовые нарушения по видам

Несоблюдение трудовых регламентированных норм наёмным персоналом в конкретике влечёт дисциплинарные нарушения, включающие:

    нарушения управленческой этики – субординации и синхронности действий в процессе управления производственным циклом на каждой стадии; несоблюдения технологических норм – правил, установленных нормативами по технике безопасности и по качеству выполнения готовой продукции; нарушения режимных норм – установленного графика работы, сменности, непрерывности производства и времени, предназначаемого для отдыха.

За нарушение трудовой дисциплины к виновному лицу применяются меры на основании статьи 192 ТК:

  1. Замечание в устной форме – наказание за незначительный проступок, совершённый впервые. Нарушение при этом не относится к разряду грубых и опасных для деятельности предприятия в целом.
  2. Вынесение выговора – взыскание, зафиксированное путём составления соответствующего приказа. В трудовую книжку информация вносится только при непогашении и последующем увольнении за аналогичное деяние.
  3. Расторжение отношений по инициативе руководства – увольнение за грубое нарушение трудовой дисциплины, выявленное впервые или за систематическое пренебрежение выполнением предусмотренных должностной инструкцией обязанностей на требуемом уровне.

Документальное оформление

Наказание за содеянное нарушение устанавливает руководитель на основании достоверной информации, подтверждённой документально.

Читайте также:  Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

Порядок оформления включает поэтапное выполнение по следующей схеме:

    составление акта о проступке в двух экземплярах по форме, предусмотренной правилами внутреннего распорядка; объяснительная записка от виновного работника с указанием причин содеянного или составление дополнительного документа, фиксирующего отказ сотрудника от предоставления объяснений; издание приказа на основании имеющихся документов о принятии мер.

При игнорировании порядка бывший сотрудник способен доказать в судебном порядке незаконность увольнения с последующим восстановлением в должности и возмещением вынужденного простоя за период судебных тяжб.

Следующая

Минюст представил на обсуждение проект дисциплинарного устава органов принудительного исполнения РФ

Министерство юстиции России представило на обсуждение проект приказа об утверждении дисциплинарного устава органов принудительного исполнения РФ. На сайте Минюста отмечается, что проект разработан в соответствии с ч. 3 ст. 45 Закона о службе в органах принудительного исполнения РФ. Напомним, что в соответствии с данным Законом с 1 января 2020 г. ФССП России станет силовым ведомством.

Как указано в пояснительной записке, проектом устанавливаются права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) и сотрудников органов принудительного исполнения РФ по поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения ‎и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и взыскания.

Содержание проекта дисциплинарного устава

ФССП России станет силовым ведомствомПринят закон, направленный на повышение требований к сотрудникам ведомства и предоставление им необходимого для службы правового инструментария

В проекте дисциплинарного устава, в частности, отмечается, что сотрудник органов принудительного исполнения обязан исполнять приказы руководства, не противоречащие законодательству РФ, беспрекословно, точно и в срок, соблюдать субординацию, содействовать руководству в поддержании служебной дисциплины, не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством РФ тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, а также соблюдать ограничения, обязанности, запреты и требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности по противодействию коррупции.

В случае нарушения сотрудником служебной дисциплины, а также в других случаях, предусмотренных Законом о службе в органах принудительного исполнения РФ и иными федеральными законами, могут налагаться дисциплинарные взыскания в форме замечания, выговора (могут объявляться публично в устной форме), строгого выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнение со службы в органах принудительного исполнения (оформляются приказами). Наложение иных дисциплинарных взысканий, не предусмотренных данным документом, недопустимо.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно взыскание. Оно налагается прямым руководителем (начальником) в пределах прав, предоставленных ему директором ФССП – главным судебным приставом РФ.

О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах принудительного исполнения, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом РФ, директор ФССП обязан проинформировать главу государства.

О примененных дисциплинарных взысканиях, согласно проекту устава, объявляется лично, на совещании или перед строем. Объявлять взыскания руководителям (начальникам) в присутствии их подчиненных запрещается.

При объявлении сотруднику взыскания указываются причина его вынесения и сущность проступка. До того, как взыскание будет наложено, от лица, привлекаемого к ответственности, запрашивается письменное объяснение.

Если по истечении двух рабочих дней объяснение не будет предоставлено, а также в случае отказа от объяснений составляется соответствующий акт.

Проектом также предусмотрено, что перед принятием решения о применении дисциплинарного взыскания должны быть выяснены обстоятельства совершения проступка и собраны доказательства.

Это производится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда руководитель поручил представить их в письменном виде.

Материалы о грубом нарушении служебной дисциплины оформляются только письменно.

В ходе выяснения обстоятельств совершения дисциплинарного проступка должны быть установлены: событие, лицо, совершившее проступок, вина данного лица, форма вины и мотивы совершения деяния, данные, характеризующие личность сотрудника, наличие и характер вредных последствий проступка, наличие обстоятельств, исключающих ответственность, характер и степень участия каждого из сотрудников при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами, а также причины и условия, способствовавшие его совершению.

Сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности, только если его вина в совершении проступка установлена. При этом взыскание должно соответствовать тяжести проступка и степени вины. Если служебная дисциплина нарушена несколькими сотрудниками, взыскания налагаются на каждого в отдельности и только за совершенное им нарушение.

Служебная проверка проводится по решению директора ФССП или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств проступка. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником проступка.

В случае привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности за пребывание на службе в состоянии алкогольного, наркотического и (или) иного токсического опьянения учитываются результаты медосвидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования – показания не менее двух сотрудников или иных лиц.

Кроме того, проектом предусмотрена возможность обжалования приказа о дисциплинарной ответственности.

В таком случае сотрудник, на которого наложено взыскание, вправе обратиться с рапортом о его обжаловании, составленным в произвольной форме, к директору ФССП или уполномоченному руководителю (начальнику) в течение трех месяцев со дня ознакомления с соответствующим приказом.

Рапорт рассматривается в течение 10 рабочих дней. Запрещено передавать рапорт на рассмотрение руководителям (начальникам), действия которых обжалуются.

Копия решения по итогам рассмотрения рапорта вручается сотруднику под роспись в назначенное сотрудником кадрового подразделения время, но не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения по рапорту, а в случае невозможности вручения лично – направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Адвокаты неоднозначно оценили документ

Адвокат КА «Юстина» Камиль Бабасов в комментарии «АГ» отметил, что целью принятия Закона о службе в органах принудительного исполнения РФ стала необходимость перевода ССП из категории госслужащих в категорию специальных служащих, выполняющих правоохранительные функции (таких как полиция, Росгвардия и иные), с присвоением специальных званий и дополнительных социальных гарантий.

«По сути, службу судебных приставов военизируют, укрепят по вертикали, – пояснил эксперт. – Данный закон следует рассматривать как первый шаг к масштабным изменениям в системе исполнительного производства. В 2020 г. мы, скорее всего, узнаем фамилию нового руководителя обновленной ССП, после чего будет объявлено о начале масштабных преобразований в системе исполнения судебных актов».

По мнению адвоката, из проекта дисциплинарного устава явственно следует, что служба в органах принудительного исполнения будет сродни военной, с принятой в военизированных организациях системой взаимоотношений и соподчиненности. «Так, п.

16 проекта устава предусмотрена обязанность сотрудников беспрекословно исполнять приказы руководителей.

Даже обжаловать дисциплинарные взыскания предполагается исключительно в рамках ведомства – проект не предусматривает, что взыскание можно обжаловать в суд», – подчеркнул он, добавив, что по содержанию и смыслу дисциплинарный устав очень похож на воинские уставы.

«Если сейчас судебный пристав-исполнитель – лицо относительно самостоятельное, которое возбуждает исполнительное производство, принимает по нему процессуальные решения и несет за них персональную ответственность, то после вступления в силу закона и дисциплинарного устава пристав станет сотрудником ведомства, исполнителем приказов руководителей. Такой подход повлечет необходимость внесения изменений в Закон об исполнительном производстве, который предполагает процессуальную независимость пристава», – считает Камиль Бабасов.

Безусловно, добавил он, есть масса вопросов относительно работы приставов.

Так, например, судебные решения не исполняются годами, и в обществе уже сформировалось мнение, что получение судебного акта в свою пользу ничего не гарантирует, если должник добровольно не намерен исполнять обязательства.

«Неисполнимость судебных актов в значительной мере подрывает авторитет судебной власти и устои государства в целом. Исполнимость судебных решений – обязательный элемент демократического государства, в котором верховенствует закон», – подчеркнул адвокат.

Вместе с тем, отметил Камиль Бабасов, выбранный путь повышения исполнимости судебных актов посредством усиления вертикали в ФССП вызывает значительные сомнения. «Существующие проблемы в системе исполнительного производства связаны не только и не столько с дисциплиной в ССП, сколько со сложностью и витиеватостью процедуры исполнительного производства, – пояснил он.

Читайте также:  Статья 19. Резерв бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

– Закон об исполнительном производстве был принят в октябре 2007 г. За 12 лет его действия каждая статья подверглась поправкам – были приняты 77 федеральных законов о внесении изменений и дополнений. От первоначальной концепции закона не осталось и следа». По мнению эксперта, в связи с этим было бы разумным сначала разработать концепцию исполнительного производства.

«Новым этапом развития ССП станет переход в систему правоохранительных органов с соответствующей внутренней организацией и соподчиненностью.

Будет ли это более эффективно с точки зрения конечной цели – обеспечения исполнимости судебных актов, – покажет время, а пока можно сказать совершенно точно, что система станет более закрытой для граждан и ориентированной на выполнение задач органов исполнительной власти, а также снизится исполнимость судебных актов, вынесенных против госорганов в пользу граждан», – резюмировал Камиль Бабасов.

По мнению вице-президента АП Ставропольского края Нвера Гаспаряна, дисциплинарный устав касается исключительно взаимоотношений сотрудников органов принудительного исполнения РФ и имеет очень отдаленное отношение к интересам адвокатского сообщества. «Востребован он может быть разве что тогда, когда адвокаты будут представлять интересы должностных лиц в случае спора в суде», – отметил он.

2.7.1. законность и дисциплина в деятельности таможенных органов • Таможенное право России, И. В. ТИМОШЕНКО, 2002

Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы. Он имеет под собой конституционную основу и означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна осуществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского законодательства.

  • Законность в деятельности таможенных органов проявляется:
  • • в верховенстве законов над издаваемыми ГТК России и иными таможенными органами правовыми актами;
  • • в необходимости единообразного применения норм таможенного права всеми таможенными органами независимо от каких-либо условий (кроме оговоренных в законодательстве) ;
  • • в недопустимости противопоставления требований норм законодательства и целесообразности их применения;
  • • в открытости форм и методов реализации таможенными органами своих задач и функций и возможности обжалования их решений и действий.

Верховенство законов как признак законности в деятельности таможенных органов означает, что все формы и методы реализации таможенными органами своей компетенции должны осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Издаваемые таможенными органами в процессе реализации ими своей компетенции правовые акты управления в сфере таможенного дела не должны выходить за рамки законов. В противном случае они признаются ничтожными.

Единство правореализации норм таможенного права является одним из важнейших признаков законности в деятельности таможенных органов.

Он означает, что на территории Российской Федерации действует единое таможенное законодательство и оно должно иметь единообразное применение со стороны таможенных органов, независимо от того, возникают ли таможенно-правовые отношения в регионе деятельности Центрального, Южного, Сибирского или иного регионального таможенного управления. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законодательстве. Например, технология таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу железнодорожным транспортном несколько отличается от аналогичной технологии в отношении перемещаемых автомобильным транспортом товаров. А вот применяться эти технологии в различных таможенных органах должны одинаково, что, к сожалению, далеко не всегда случается на практике.

Следующее проявление законности — в недопустимости противопоставления норм законодательства и целесообразности их применения. Нередко на практике возникают случаи, когда действующие законы либо устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня, либо не в полной мере регулируют те или иные общественные отношения.

Например, нормами УПК РСФСР и таможенного законодательства на сегодняшний день нельзя в полной мере урегулировать вопрос о хранении товаров, транспортных средств, документов и иных предметов, являющихся одновременно вещественными доказательствами по уголовному делу в отношении физического лица и по делу о нарушении таможенных правил в отношении юридического лица.

В этой связи предпринимаются различные попытки «оцелесообразить» законодательство в процессе его применения путем издания всевозможных ведомственных и межведомственных инструкций (в частности, в Северо-Кавказском регионе 22 мая 1996 г.

была издана соответствующая межведомственная инструкция) вместо отвечающей требованиям законности разработки и внесению в органы законодательной власти инициативных предложений по совершенствованию действующего законодательства на федеральном уровне.

И, наконец, открытость форм и методов реализации задач и функций таможенных органов как форма проявления законности их деятельности. Все формы и методы деятельности таможенных органов, за исключением прямо оговоренных в законе случаев (например, осуществление таможенными органами оперативно-розыскных мероприятий) носят открытый, гласный характер.

В действующем Таможенном кодексе РФ имеется специальный раздел XI «Информирование и консультирование.

Предварительные решения», нормы которого регламентируют процесс обеспечения всех заинтересованных лиц информацией по таможенным вопросам, включая получение информации о причинах принимаемых таможенными органами решений, совершении ими определенных действий или о причинах бездействия таможенных органов и их должностных лиц в тех или иных конкретных ситуациях. Эти нормы Таможенного кодекса, а также нормы утвержденного Приказом ГТК России от 15 мая 1995 г. № 318 Положения об информировании и консультировании по таможенным вопросам представляют собой важную юридическую гарантию защиты участников таможенно-правовых отношений от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов и как следствие — гарантию законности деятельности последних.

  1. Эффективность управления в сфере таможенного дела зависит не только от строгого и неуклонного соблюдения государственными таможенными служащими требований законности при осуществлении своей деятельности, но и от строгой служебной дисциплины в каждом таможенном органе или организации таможенной службы.
  2. Служебная дисциплина состоит в обязательном для всех государственных таможенных служащих выполнении своих должностных обязанностей, установленных нормами федерального законодательства, нормативно-правовыми актами ГТК России, правилами внутреннего распорядка таможенного органа или организации таможенной службы, должностными инструкциями, приказами начальников, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
  3. Служебная дисциплина в деятельности таможенных органов обеспечивается за счет:
  4. 1. личной ответственности каждого таможенного служащего за выполнение им своих должностных обязанностей;
  5. 2. строгого соблюдения таможенными служащими правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной документацией, установленных правил ношения форменной одежды, корректного поведения как по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, так и во взаимоотношениях с сослуживцами;
  6. 3. поддержания каждым таможенным служащим уровня квалификации, необходимой для исполнения им своих должностных обязанностей;

4. постоянного контроля начальниками таможенных органов за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения в ходе осуществления ими контрольных функций за состоянием служебной дисциплины в коллективе.

Нарушение служебной дисциплины, т. е.

неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным таможенным служащим возложенных на него должностных обязанностей, влечет за собой применение к нему мер дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения из таможенных органов. И наоборот, за добросовестное исполнение своих служебных обязанностей к государственным таможенным служащим могут применяться меры поощрения.

Персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе несет его начальник. Он же обязан справедливо поощрять достойных и налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников, допустивших нарушение служебной дисциплины.

Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Они объявляются приказами.

Права, обязанности и ответственность начальников таможенных органов по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения ими поощрений и дисциплинарных взысканий установлены Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г.

№ 1396, а также разработанным во исполнение требований статей 28, 29 и 30 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и требований Дисциплинарного устава таможенной службы Положением о правах начальников по применению мер дисциплинарного воздействия, утвержденным Приказом ГТК России от 3 декабря 1998 г. № 816.

Служебная дисциплина в таможенных органах и законность их деятельности тесно взаимосвязаны. Законность служит основой дисциплины, поскольку одним из обязательных требований последней является соблюдение государственными таможенными служащими законов и других нормативно-правовых актов. В то же время, эти понятия не тождественны и их нельзя путать.

Читайте также:  Статья 13.2. требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Содержание понятия дисциплины значительно шире понятия законности.

Дисциплина включает в себя выполнение таможенными служащими своих служебных обязанностей и реализацию предоставленных им для этого прав, основанных на требованиях не только правовых, но и ряда иных социальных норм, в то время как законность требует строгого соблюдения предписаний именно норм права.

Особенность применения дисциплинарной ответственности в таможенных органах РФ

Дыгай Юлия Александровна E-mail: ulyashka_14@mail.ru

  • Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарное производство, служебная проверка;
  • disciplinary responsibility, disciplinary practice, office check
  • Аннотация научной статьи: статья посвящена особенностям и проблемам привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц таможенных органов.

In the article the author investigated the peculiarities and the problems of bringing the officials of customary bodies to disciplinary responsibility. Some proposals on improving the current legislation concerning disciplinary responsibility are considered.

Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Это своеобразный способ ограничения политической власти, подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол.

К ним относятся ддисциплинарная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.

Другими словами, дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.

Дисциплинарная ответственность, по общему правилу, применяется за дис­циплинарный проступок, под которым по­нимается противоправное виновное неис­полнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него долж­ностных обязанностей.

В целом законо­дательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков, что является одной из особен­ностей дисциплинарной ответственности.

Поскольку не установлено исчерпывающе­го перечня дисциплинарных проступков, то соответственно нет и четких указаний о том, ка­кое взыскание соответствует каждому дис­циплинарному проступку.

Таким образом, вопрос о том, какое конкретно дисципли­нарное взыскание применить к служаще­му, решается руководителем таможенного органа по его собственному усмотрению.

Особенность применения дисциплинарной ответственности в таможенных органах РФ, права и обязанности начальников таможенных органов, связанные с ее поддержанием, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий определяются Дисциплинарным уставом таможенной службы РФ[1].

В этом документе определена персональная ответственность начальника таможенного органа за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, которым он руководит, и обязанность организовывать проведение воспитательных и профилактических мероприятий с подчиненными, выявлять и своевременно пресекать дисциплинарные проступки[2].

Она применяется только в порядке подчиненности, по результатам служебной проверки, за нарушение служебной дисциплины, а такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение сотрудника из таможен­ных органов, производится начальником таможенного органа, имеющим право на­значения на должность. При этом правило о прямой подчиненности не является оп­ределяющим, что является особенностью применения дисциплинарной ответствен­ности, так как привлечь к ней правомочен не только непосредственный (прямой) ру­ководитель, но и руководитель более вы­сокого уровня.

Если в зависимости от сте­пени тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить меры дисципли­нарной ответственности, превышающие объем прав, предоставленных данному на­чальнику таможенного органа, он готовит для вышестоящего начальника соответс­твующее представление, на основании ко­торого выносится решение о применении дисциплинарной ответственности.

По общему правилу, применение дис­циплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Дисциплинарным уставом (п.

20) определено, что если в ре­зультате служебной проверки будет обна­ружено, что сотрудник допустил действия, указывающие на признаки преступления, руководитель таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные ма­териалы в органы дознания или предвари­тельного следствия.

Из вышесказанного следует, что отношения в сфере дисциплинарной ответственности сотрудников таможен­ных органов характеризуются определенной субъективностью, так как остается высокой степень усмотрения в примене­нии того или иного наказания сотрудника таможенного органа за дисциплинарный проступок.

Надо отметить, что – это право начальника тамо­женного органа, но не его обязанность.

Нередко, выяснив в достаточно полной степени мотив и цель проступка и отношение лица к содеянному, начальник таможенного орга­на как субъект применения дисциплинарной от­ветственности может освободить виновное лицо от дисциплинарной ответственности вообще, либо в случае нецелесо­образности применения дисциплинарного взыскания может ограничиться предупреждением подчиненного о необходимости строгого соблюдения дисциплины.

Таким образом, наказание не ус­танавливается в качестве обязательного следствия совершенного противоправного деяния, но в то же время таможенные органы и таможенное дело являются объектом перманентной административной реформы, содержание которой в настоящее время определяется требованиями, предъявляемыми к таможенному администрированию в связи с вступлением РФ во Всемирную торговую организацию.

Большое значение для выявления причин совершения дисциплинарных про­ступков и их профилактики имеют крите­рии оценки служебной дисциплины. Они применяются в ходе проведения воспита­тельно-профилактической деятельности подразделений кадров, а также в ходе слу­жебной проверки.

  1. Критериями оценки со­стояния служебной дисциплины в системе таможенных органов являются:
  2. – качество исполнения должностных обязанностей в соответствии с должност­ными инструкциями и рег­ламентами;
  3. – планомерная и эффек­тивная профилактическая работа по предупреждению преступлений, проис­шествий и нарушений служебной дисцип­лины;
  4. – соблюдение правил служебного распорядка таможенного органа;
  5. – психологический климат в коллективе, обуславливающий характер взаимоотношений между должностными лицами;
  6. – знание начальниками таможенных органов и структурных подразделений деловых качеств и особенностей подчиненных;
  7. – работа по охране труда, жизни и здоровья должностных лиц.
  8. Еще одна особенность примене­ния дисциплинарной ответственности состоит в различных видах дисциплинарных взыска­ний для различных категорий служебных (трудовых) отношений.

Так за нару­шение служебной дисциплины, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21.07.

1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[3], на сотруд­ников могут налагаться в порядке, пре­дусмотренном Дисциплинарным уставом таможенной службы, следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупрежде­ние о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов.

К процессуальному основанию дис­циплинарной ответственности относится установление и фиксация факта совер­шения дисциплинарного проступка, воз­буждение и рассмотрение дела о дисцип­линарном проступке – дисциплинарное производство и, в конечном итоге, приме­нение (реализация) дисциплинарной от­ветственности к виновному в совершении дисциплинарного проступка лица.

Дисциплинарное производство в отношении сотрудника таможенного органа не подчиняется правилам Трудового кодекса РФ (хотя статья 192 ТК РФ дает общий перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работникам таможенных органов: замечание, выговор, увольнение), но по сути, регламентируется частью 1 ст. 2.

5 КоАП РФ, где указывается, что в случае совершения ряда административных проступков для сотрудников таможенных органов возможна замена административной ответственности дисциплинарной, за исключением наиболее серьезных проступков, за совершение которых сотрудники таможенных органов подлежат административной ответственности на общих основаниях.

После выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения, в соответствии с ч. 2 ст. 24.

5 КоАП РФ[4] производство по делу прекращается, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности и обусловлено это не отсутствием в действиях лица вины, а особенностями его правового статуса. Постановление о прекращении производства, предусмотренному в ч. 2 ст. 24.

5 КоАП РФ, со всеми материалами дела в течение суток с момента его вынесения направляется по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).

  • С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 262-ФЗ от 13 июля 2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[5], нормы которого существенно изменят некоторые вопросы дисциплинарного производства в таможенных органах.
  • Таким образом, законодательство детально регламен­тирует механизм привлечения к дисцип­линарной ответственности, но ответственность сотрудников таможенных органов имеет существенные отличия от иных видов дисциплинарной ответственности, в том числе и в системе государственной гражданской службы.
  • Юридическим основанием дисциплинарной ответственности в отношении сотрудников таможенных органов является специфическая, установленная нормативно система дисциплинарных взысканий, прописанная в Законе о службе в таможенных органах и Дисциплинарном уставе.
  • Список литературы:
Ссылка на основную публикацию