Статья 19. Виды ответственности

12 мая 2021 в 16:28

Статья 19. Виды ответственности

Человек живет в обществе и должен соблюдать определенные правила. Если кто-то нарушает такие правила, то он несет за это ответственность — неблагоприятные последствия за свои поступки.

Ответственность может быть социальной, моральной, политической. Социальная ответственность может выражаться в форме общественного осуждения или полного отказа от общения.

Статья 19. Виды ответственности

Но самая действенная — это юридическая ответственность, потому что она осуществляется институтами государства, поддерживается его ресурсами. Совершено правонарушение, и юридическая ответственность неминуемо наступает.

Статья 19. Виды ответственности

  • Содержание статьи
  • Юридическая ответственность — что это?Функции юридической ответственностиКаковы принципы юридической ответственностиВиды юридической ответственностиУголовная ответственностьАдминистративная ответственностьМатериальная ответственностьГражданско-правовая ответственностьНалоговая ответственностьДисциплинарная ответственность

Что такое юридическая ответственность и в чем проявляются ее особенности

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения к правонарушителю, установление для него предусмотренных правовыми нормами неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение.

Юридическая ответственность отличается от других видов ответственности рядом признаков:

  • для того, чтобы она наступила, должно быть совершено правонарушение, нарушены определенные правовые нормы (например, если друг пообещал помочь и не пришел, то его ждет моральное осуждение и порицание, а если работник не придет на работу без уважительной причины, то для него наступит уже юридическая ответственность вплоть до увольнения, так как он нарушит нормы трудового права);
  • официальный характер государственного осуждения (юридическая ответственность применяется через специальные процедуры и отражается в официальных документах),
  • несет неблагоприятные последствия для нарушителя (личная жизнь, жилище, собственность, свобода человека неприкосновенны, исключением из этих основополагающих конституционных принципов является привлечение к ответственности),
  • характер и объем ответственности установлен в правовых нормах и заранее известен (нельзя применять санкции, которые не установлены в законе),
  • использование механизмов государственного принуждения (суд, судебные приставы-исполнители, учреждения уголовно-исполнительной системы).

Функции юридической ответственности

Для чего существует юридическая ответственность? Какие цели юридической ответственности?

Существует несколько важных функций:

  • кара для правонарушителя (зависит от тяжести проступка),
  • перевоспитание правонарушителя,
  • предупреждение новых правонарушений в обществе,
  • восстановление положения пострадавшего от правонарушения.

Принципы юридической ответственности

  1. Принципы юридической ответственности основаны на принципах правовой системы государства.

  2. Рассмотрим основные:
  3. законность (и основание, и характер, и размер ответственности, а также порядок наложения санкций строго регламентированы в законе);
  4. справедливость (санкции применяются только к лицу, совершившему конкретное правонарушение, вид ответственности зависит от его тяжести, существует давность привлечения к каждому виду ответственности, запрещено придавать обратную силу закону, принятому уже после совершения правонарушения),
  5. неотвратимость (без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности),
  6. ответственность за вину (физическое и юридическое лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии вины (в форме умысла или неосторожности), и только в законе могут быть установлены исключения из этого принципа, например, для владельцев источника повышенной опасности).

Статья 19. Виды ответственности

Виды юридической ответственности

Юридическая ответственность подразделяется на виды в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. Правоведы выделяют разное количество ее видов.

Какие виды юридической ответственности выделяют:

  • уголовная,
  • административная,
  • гражданско-правовая,
  • налоговая,
  • материальная,
  • дисциплинарная,
  • конституционная,
  • процессуальная.
  • Уголовная юридическая ответственность наступает для физических лиц за самые тяжкие виды правонарушений — преступления.
  • Виды и размер наказаний регулируются Уголовным кодексом, порядок привлечения к ответственности — Уголовно-процессуальным кодексом, а порядок исполнения наказаний — Уголовно-исполнительным.
  • Преступления причиняют обществу и государству наибольший вред, направлены против таких гражданских ценностей, как жизнь, здоровье, целостность государства, собственность, половая и личная неприкосновенность.
  • Поэтому и санкции при уголовной ответственности самые жесткие — лишение свободы, исправительные работы, штраф, конфискация имущества.
  • Законодатель установил два важнейших ограничения для привлечения к уголовной ответственности:
  1. возраст (с 16 лет, а за убийство, тяжкие телесные повреждения, разбой, грабеж, кража — с 14 лет),
  2. вменяемость (невменяемые лица могут быть подвергнуты принудительному лечению в специализированных учреждениях).

Кроме того, невменяемость исключает, в принципе, любую юридическую ответственность.

  1. Административная юридическая ответственность наступает за административные проступки и регулируется Кодексом об административных правонарушениях (например, за нарушение трудового законодательства, самовольное занятие лесных участков, нарушение обязательных требований в области строительства, нарушение правил дорожного движения).
  2. Административную ответственность несут и граждане, и юридические лица, и должностные лица.
  3. К административной ответственности граждане могут быть привлечены с 16 лет.
  4. Виды санкций при административной ответствености: предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест).

Очень часто одно и тоже деяние в зависимости от тяжести последствий может квалифицироваться как административный проступок или как преступление.

Например, за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего ответственность предусмотрена статьей 12.

24 КоАП РФ, а за нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего — уже статьей 264 УК РФ.

Материальная ответственность — это обязанность возместить ущерб.

Работники возмещают ущерб, причиненный работодателю. По общему правилу — в пределах своего среднего заработка, но Трудовой кодекс содержит ряд условий, при которых работник несет полную материальную ответственность (подписание соответствующего договора, причинение ущерба в состоянии алкогольного опьянения или умышленно).

Работодатель также обязан возместить ущерб, причиненный работнику, его жизни, здоровью или имуществу.

За нарушение условий договора, причинение имущественного вреда, неосновательное обогащение и граждане, и компании несут гражданско-правовую ответственность. Такая ответственность в виде возмещения морального и имущественного вреда предусмотрена и за неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц.

  • Условие юридической ответственности — наличие вины, но предприниматели несут гражданско-правовую ответственность и без вины, они освобождаются от нее только при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
  • Прежде всего она направлена на восстановление нарушенных имущественных и неимущественных прав и заключается в возмещении вреда, уплате неустоек, возврате незаконно удерживаемого имущества.

 Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налоги — основной источник финансирования государства, за счет которого оно охраняет свои границы, содержит государственные органы, платит пособия и пенсии.

Поэтому за неуплату, неполную или несвоевременную уплату налогов, за несвоевременное предоставление налоговых деклараций и расчетов предусмотрена ответственность в виде пеней и штрафов.

К налоговой ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица. Регулируется она Налоговым кодексом.

Дисциплинарная юридическая ответственность наступает для работников за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых обязанностей.

Налагает такую ответственность работодатель, но в порядке, строго регламентированном Трудовым кодексом и специальными законами (для некоторых видов работников). До применения санкций работодатель обязан запросить у работника письменное объяснение (на его написание дается два рабочих дня), а также расследовать все обстоятельства правонарушения, учесть предыдущее поведение работника.

Применяемые санкции при дисциплинарной ответственности следующие: замечание, выговор, увольнение, их применение зависит от тяжести проступка.

Адвокат поможет Вам, определит, какой тип ответственности Вам угрожает и какие действия нужно предпринять, чтобы минимизировать негативные последствия.

Заказать Статья 19. Виды ответственности

Срочная помощь адвоката в АБ «Правовая гарантиЯ»:

Цены на услуги адвокатов можно посмотреть здесь.

Меры уголовно-правовой ответственности

Статья 19. Виды ответственности

Аннотация. Статья посвящена вопросам уголовной ответственности как одного из наиболее строгих видов ответственности юридической. Основное внимание обращено на основания возникновения и меры, которые применяются к лицам, несущим уголовную ответственность.

Ключевые слова: юридическая ответственность, уголовная ответственность, наказание, преступление, общественно-опасные деяния.

Сегодня вряд ли можно встретить человека, которому было бы неведомо понятие ответственности, в какой бы то ни было сфере общественных отношений: семейно-бытовая, учебная, трудовая, гражданская и иные.

Однако во всех перечисленных случаях под ответственностью подразумевается осознание своих определенных обязанностей перед кем-либо из других людей или же социальной группы, и даже государства, а также — готовность добровольно исполнять эти обязанности.

Именно по этой причине глубинный смысл ответственности у нас вызывает ассоциации с чувства долга, сознательности, привычкой исполнять обещанное, иными словами – с высокой нравственностью.

Но поскольку речь в данной статье пойдет исключительно об ответственности уголовно-правового характера, то стоит остановиться, прежде всего, на самом понятии «уголовная ответственность». Что же представляет из себя данный вид правовых последствия? Отметим, что уголовно-правовая ответственность – одна из разновидностей юридической ответственности, а последняя, в свою очередь, является более широким понятием.

Итак, уголовно-правовая ответственность предусмотрена в обязательном порядке (в нашей стране – это Уголовный Кодекс РФ). Данный вид ответственности является наиболее тяжким, поскольку он предусмотрен только для лиц, совершивших преступление.

Суть уголовной ответственности заключается, во-первых, в наступлении неблагоприятных юридических последствия для лица, совершившего общественно-опасное деяние; а во-вторых – в применении со стороны государственных уполномоченных органов к виновному мер государственного принуждения — наказания.

Отсюда вытекают основные признаки уголовно-правовой ответственности:

  • она наступает только за те действия, которые имеют действительно общественно опасный характер, то есть, такие, которые по своему характеру и последствиям могут причинить существенный вред фундаментальным ценностям общества: жизни граждан, миру и безопасности человечества;
  • имеет более тяжкий характер, в отличие от иных форм юридической ответственности и проявляется в виде определенных лишений личного и имущественного характера;
  • будучи составным элементом уголовно-правовых отношений, определяет их смысл;
  • ее наступление возможно только в том случае, если деяния настолько общественно опасны, что попали под запрет уголовного закона под угрозой наказания;
  • для того, чтобы уголовная ответственность была реализована, должна быть доказана виновность лица в преступлении: т.е. доказанное в установленном законом процессуальным порядке наличие преступления и факт его совершения данным лицом [3].
Читайте также:  Статья 57. удостоверение завещаний

Чтобы деяние было признано преступлением, оно должно содержать все признаки состава преступления – объект, объективную и субъективную стороны, а также субъект. Отсутствие хотя бы одного их вышеназванных элементов влечет за собой отсутствие состава преступления, и, как следствие – отсутствие уголовно-правовой ответственности за него.

Каким же образом происходит реализация уголовно-правовой ответственности, т.е.

ее осуществление?

  1. меры уголовного наказания;
  2. меры, которые заменяют уголовное наказание;
  3. воздействие в случаях реализации ответственности с освобождением от наказания или без его назначения либо с прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, перечисленным в ст. 6-9 УК РФ.

Первый вид реализации уголовной ответственности является основным, поскольку наказание выступает всегда в качестве меры принуждения в лице государственных органов. Оно применяется исключительно судом, основываясь на законе, и к тем лицам, которые виновны в совершении преступления.

Поскольку наказание является правовым последствием преступления, оно несет в себе отрицательную оценку преступления и преступника, которая выражается судом на основе закона и от имени государства.Согласно Общей части УК РФ, ст.

43, наказание содержит в себе элемент кары в виде предусмотренных уголовным законом лишений личного и имущественного характера либо ограничения прав и свобод лица, совершившего преступление. Помимо вышеперечисленных признаков, наказание имеет индивидуальный характер.

Это важно учитывать, поскольку, в отличие от гражданско-правовой ответственности, где, например, право требования от должника возврата долга может переходить к иным лицам (наследникам и т.д.), уголовная ответственность носит сугубо личный характер.

То есть, только лицо, совершившее преступление, будет наказано: ни его родственники, ни наследники и пр., не могут нести наказание вместо него. В случае, если субъект преступления отсутствует, то и наказание не будет осуществляться, т.к. его, по сути, не к кому применять. Это обусловлено, на наш взгляд, целями уголовного наказания, речь о которых пойдет далее.

Часть 2 ст. 43 УК РФ регламентирует следующие цели наказания:

  • восстановление социальной справедливости;
  • исправление осужденного;
  • предупреждение совершения новых преступлений.

Если говорить о каждой из этих целей подробно, то мы увидим, что все они сводятся к тому, чтобы не допустить совершение новых преступлений, загладить причиненный преступлением вред.

Так, цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы виновный понес справедливую кару за содеянное, размер которой зависит от тяжести совершенного им деяния.

К чему стремится государство в лице уполномоченных органов, реализуя данную цель? Данное стремление направлено на поддержание и повышение авторитета уголовного закона и воспитание уважения к нему.

Что же подразумевает под собой исправление осужденного? Данная цель наказания направлена на «обезвреживание» преступника для общества, а также его перевоспитание, возвращение к нормальной жизни и формирование новой, законопослушной личности.

Что касается третьей цели – предупреждения новых преступлений, то в ней можно выделить два направления – общую и специальную превенцию (предупреждение). Общая превенция предполагает воздействие на лиц, которые не совершали преступления, т.е. она применима к неопределенному кругу лиц.

Она проявляется как в самом факте издания уголовного закона и в установлении в нем конкретных наказаний за конкретное преступление, так и в назначении наказания лицу, совершившему преступление. А вот специальная превенция имеет своей направленностью предупреждение новых преступлений теми лицами, которые уже переступили закон, т.е. стали осужденными.

Средством достижения данной цели является применение наказания, а также проведение в процессе его отбывания воспитательных и других мероприятий.

Еще в УК РСФСР 1960 г. существовало положение о том, что наказание не ставит цели причинения физических страданий и унижения человеческого достоинства [2].

Данное положение в полной мере отвечает принципу гуманизма, которого обязательно необходимо придерживаться при назначении наказания. Современный УК РФ закрепил данный принцип в ст. 7.

Следует подчеркнуть, что Уголовный кодекс РФ содержит строго определенный перечень наказаний, применяемых за совершенные преступления, который не может быть дополнен или изменен. Так, в ст.

44 закреплены следующие виды наказаний [1]:

  1. штраф;
  2. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  3. лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  4. обязательные работы;
  5. исправительные работы;
  6. ограничение по воинской службе;
  7. конфискация имущества (пункт утратил силу. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ);
  8. ограничение свободы;
  9. арест;
  10. содержание в дисциплинарной воинской части;
  11. лишение свободы на определенный срок;
  12. пожизненное лишение свободы;
  13. смертная казнь (на данный момент в РФ действует мораторий, поэтому в настоящее время не применяется, заменена на пожизненное заключение).

Важно отметить, что судом не может быть назначено наказание, не предусмотренное вышеуказанным перечнем. Разнообразие наказаний дает возможность суду учесть тяжесть преступления, опасность лица, его совершившего, и назначить осужденному наказание, в наибольшей мере отвечающее целям наказания.

Что же лежит в основе системы уголовных наказаний? Здесь ведущую роль играет критерий их тяжести и принцип градации «от менее строгого к более строгому», что способствует выбору судом наиболее справедливого наказания.

Таким образом, рассмотрев основные виды уголовной ответственности и их применение, можно сделать вывод о том, что уголовно-правовая ответственность является самой строгой в российском законодательстве. Ее наступление возможно только за совершение преступлений, и никаких других деяний.

Основным видом такой ответственности выступает уголовное наказание, которое имеет свои определенные цели.

И несмотря на то что УК РФ приводит исчерпывающий перечень уголовных наказаний, все же на практике встречаются случаи назначения судом несправедливой меры наказания: порой за действительно серьезные преступления ответственность слишком мала, что не может способствовать реализации целей наказания: осужденный не осознает общественную опасность своего поступка. Тогда о каком же исправлении может идти речь? Полагаем, что данный вопрос требует активного общественного обсуждения и предложений по совершенствованию существующего законодательства.

Список литературы

Прокуратура разъясняет: «Предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях основания для замены административного штрафа предупреждением»

Статья 19. Виды ответственности Внимание!
Уважаемые пользователи! Вы находитесь на старой версии сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации теперь находится на

  • Едином портале прокуратуры Российской Федерации по ссылке
  •     Нормы административной ответственности закреплены положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и соответствующими Кодексами субъектов Российской Федерации.

    Виды административных наказаний закреплены положением ст. 3.

2 КоАП РФ, закрепляющей следующие виды ответственности: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

    Предупреждение, как самостоятельная мера закреплена ст. 3.4 КоАП РФ и выражается в официальном порицании виновного лица, выносимого в письменной форме.

    Необходимо отметить, что далеко не все статьи КоАП РФ и КоАП субъектов РФ содержат такую санкцию, как предупреждение, в связи с указанным, в целях дифференцированного подхода к назначению наказания законодателем предусмотрена возможность замены административного штрафа на предупреждение.

    Так, согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 3.4, ст. 4.1.

1 КоАП РФ наделенное правом привлечения лица к административной ответственности уполномоченное должностное лицо, суд вправе заменить административный штраф на предупреждение, как наиболее мягкую меру воспитательного воздействия допущено субъектом малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо юридическим лицом, а также их работниками при условии, что правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля совершено впервые, а его последствия не повлекли причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

09.04.2020

Примерное время чтения: 10 мин.

Читайте также:  Статья 19. стажер нотариуса

Максим Кошкин Леонид Кравчинский

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы[1]:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность[5]:

  •  за нарушения санитарно-эпидемиологических правил[6]:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность [8] за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий При наличии последствий[9]
  • — для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • — для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
  1. — для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. — для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  3. — для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.

Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

Общие основания административной ответственности юридических лиц и предпринимателей

            Российская Федерация далеко не первое государство, где широко применяется институт административной ответственности юридических лиц и предпринимателей (в тех странах, где разделяется статус юридических лиц и лиц, занимающихся бизнесом персонально).

В Европе нет ни одного государства, в котором бы в повседневной правоприменительной практике не подтверждалась значимость и эффективность данного института.

Закономерно поэтому, что и КоАП РФ проявляет к нему повышенное внимание, признавая юридических лиц и предпринимателей субъектами значительного количества административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил в области промышленности и энергетики, связи и информации, предпринимательской деятельности, антимонопольного законодательства, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела, транспорта, экологии и многих других.

            Правовой статус юридического лица в административно-деликтных отношениях имеет существенные особенности, наличие которых обусловило выделение в КоАП РФ ряда специальных норм, характеризующих специфику административной ответственности этой группы субъектов. Укажем на некоторые черты этой специфики.

            1. В основе понятия юридического лица как субъекта административного правонарушения лежит гражданско-правовое определение данной правовой категории, сформулированное в ГК РФ (статьи 48 и 51 ГК РФ). Обязательным признаком юридического лица в таких отношениях является наличие у него гражданской правосубъектности. Из этого следует два важных вывода.

            Во-первых, не любая организация, обладающая гражданской правосубъектностью, может быть субъектом административной ответственности.

В частности, не являются таковыми общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица (например, религиозные группы), международные организации, их филиалы и представительства, работающие на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства российских юридических лиц.

  •             Во-вторых, административная ответственность юридических лиц распространяется не только на хозяйствующих субъектов, но и на субъектов публичного права, имеющих статус юридического лица.
  •             Речь идет о различных публично-правовых образованиях, главным предназначением которых является не участие в гражданском обороте и не осуществление предпринимательской деятельности, а решение задач общественного характера либо путем различных форм общественной самодеятельности, либо путем реализации властных полномочий публичного управления.
  •             Можно выделить две группы таких субъектов:
  •             •организации, которые упоминаются в качестве юридических лиц в ГК РФ;
  •             •организации, которые в качестве юридических лиц в ГК РФ не упоминаются и приобретают данный статус на основании иных нормативных правовых актов.

            К первой группе можно отнести некоторые общественные объединения и учреждения, в том числе профсоюзы, политические партии, государственные и муниципальные учреждения: образовательные учреждения культуры, здравоохранения, научно-исследовательские институты, государственные университеты и т.п.

            Во вторую группу входят, в частности, федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы (за исключением Правительства РФ, которое в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» не имеет статуса юридического лица); иные государственные органы, например Счетная палата, Центральная избирательная комиссия, а также представительные и исполнительные органы субъектов РФ, такие же органы местного самоуправления (подробнее см.

: «Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях» (Панкова О.В., под ред. О.А. Егоровой, «Статут», 2014)).

            Кроме того, в качестве юридических лиц публичного права следует рассматривать саморегулируемые организации, осуществляющие государственные функции по оказанию государственных услуг.

            2. Юридические лица подлежат административной ответственности только тогда, когда это предусмотрено статьями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Это универсальное правило исключений попросту не знает.

            3.

В случае если в санкции статьи, устанавливающей административную ответственность, прямо не указано, что она применяется только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ).

            4. Из десяти видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к юридическим лицам могут применяться только четыре: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

            Наиболее распространенными из них являются административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Объявление устного замечания в порядке ст. 2.9 КоАП РФ к числу административных наказаний не относится.

            При этом размер административного штрафа, исчисляемого в твердом рублевом эквиваленте, по общему правилу не может превышать 1 млн. руб. Однако за отдельные составы нарушений такой штраф установлен в значительно большем размере и может достигать десятков миллионов рублей.

Как видим, введенные в законодательство об административных правонарушениях штрафные санкции для юридических лиц являются значительными по размеру и способны существенным образом влиять на их социально-экономическое положение.

Очевидно, что подобное наказание объективно направлено на осуществление не только предупредительной, но и карательной функции, и в этом качестве оно вполне сопоставимо с уголовно-правовыми штрафами.

Читайте также:  Статья 35. рассмотрение споров

            5.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.10 КоАП РФ), при том, что за отдельные виды административных правонарушений для юридических лиц предусматриваются более высокие по размеру санкции по сравнению с санкциями для физических лиц.

            По мнению Конституционного Суда РФ, такое правовое регулирование, будучи обусловленным спецификой юридических лиц, на которых, как на участников хозяйственного оборота возлагаются и риски, сопутствующие осуществляемой ими деятельности, а также тем обстоятельством, что в отличие от физических лиц они не признаются действующим законодательством субъектами уголовной ответственности, является конституционно допустимым (Постановления Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 г. № 7-П и от 26 ноября 2012 г. № 28-П).

            Это правило многие авторы объясняют принципом справедливости, согласно которому каждое лицо несет ответственность за деяние в соответствии со степенью его вины.

Однако у большинства правоприменителей и лиц, привлекаемых к административной ответственности, оно просто не укладывается в голове: почему за одно и то же правонарушение должны отвечать и юридическое лицо, и лицо физическое? Почему в этом случае законодатель по сути ввел принцип двойной ответственности за одно правонарушение (в административных протоколах составы правонарушений для юридических лиц и для должностных лиц часто формулируются словно «под копирку»). Такой подход особенно болезненно воспринимается владельцами небольшого бизнеса, для которых юридическое лицо – это, по существу, они сами, их дело, их жизнь. Критично относится к подобной практике и автор публикации. Полагаю, что рано или поздно нас ждут здесь принципиальные уточнения и разъяснения, например, по вопросу о том, что должностное лицо не может отвечать за то же самое правонарушение, состав правонарушения для него должен формулироваться иначе и быть специально предусмотрен КоАП РФ.

            Положение ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г.

№5), в котором говорится о необходимости установления виновности как должностного, так и юридического лица в совершении административного правонарушения, за которое они могут быть привлечены к административной ответственности по одной и той же статье Особенной части Кодекса.

Тем самым обращено дополнительно внимание на то, что в названной норме речь идет не о любых физических лицах, не имеющих никакого отношения к юридическому лицу, а о его должностных лицах.

            В силу ч. 3 ст. 2.

10 КоАП РФ возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица не исключается и в том случае, когда противоправное деяние выразилось в невыполнении требований индивидуального правового акта, адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу (например, предписания контрольно-надзорных органов).

            6. Признаки вины юридического лица, закрепленные в ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ, значительно отличаются от признаков вины физического лица.

            Дело в том что сама субъектная категория юридического лица весьма специфична и представляет собой особую правовую конструкцию, которая не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием.

Поэтому и традиционная трактовка вины как психического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию и его последствиям здесь не подходит.

Эти сформулированные законодателем признаки необходимо учитывать при привлечении юридических лиц к административной ответственности.

            7. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, при привлечении их к административной ответственности приравниваются к должностным лицам (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

            Строго говоря, должностными лицами индивидуальные предприниматели не являются, они лишь несут административную ответственность как должностные лица.

Обращая внимание на оговорку, сделанную в примечании к ст. 2.

4 КоАП РФ, необходимо отметить, что положения об административной ответственности должностных лиц распространяются на них лишь в том случае, если федеральным законом не установлено иное.

            Примечательно, что большинство статей главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в области предпринимательской деятельности, также предусматривают ответственность только для должностных и юридических лиц.

И лишь некоторые из более чем 60 составов правонарушений в данной области содержат санкции специально для индивидуальных предпринимателей (например, ст. ст. 14.1.2, 14.1.3, 14.25, 14.46.1).

При этом размер применяемого к ним административного штрафа значительно превышает размер штрафа за аналогичное правонарушение, совершенное гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя.

            Стоит также отметить, что в других главах Особенной части КоАП РФ индивидуальный предприниматель упоминается в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности, отличного от физического, должностного или юридического лица (например, ст. ст. 5.51, ч.

3 ст. 6.25, ч. 3 ст. 6.29, ст. ст. 6.33, 7.23.3, ч. 7 ст. 7.32, ст. ст. 9.5.1, 11.15.1, 11.15.2, ч. 10 ст. 12.21.1, ч. 5 ст. 13.15, подробнее см.: Некоторые особенности правового положения индивидуального предпринимателя (Ерохина Т.В., Казаросян З.М., «Право и экономика», 2016, №4)).

Малозначительность административных правонарушений

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

            Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.

            В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г.

№5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

            Заметим, что в соответствии с п. 8. (Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.

29 КоАП РФ (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»), ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.

  1.             Очевидно, что судебной практикой будут наработаны подходы и по другим составам административных правонарушений, где будет нельзя применять малозначительность.
  2.             Применять малозначительность может как орган, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности, так и суд (когда он сам выступает как такой орган, и когда суд рассматривает вопрос в порядке обжалования решения такого органа).
  3.             При малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, совершившее административное правонарушение, административному наказанию не подвергается.

            Таким образом, не будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность, совершение повторного административного правонарушения в случае, когда за первое административное правонарушение лицу, привлекавшемуся к административной ответственности, было объявлено устное замечание в порядке ст. 2.9 КоАП РФ.

  •             Личная практика автора статьи показывает, что применение государственными органами и судами малозначительности происходит только тогда, когда просьба об этом:
  •             •следует по делам, где не отрицается сам факт административного правонарушения, но внимание органа правоприменения акцентируется на его малозначительности;
  •             •подробно мотивирована с приведением аргументов и соответствующих доказательств;
  •             •проиллюстрирована похожей судебной практикой, особенно – местной;
  •             •подкреплена ссылками на отсутствие вредных последствий, на формальный характер нарушения.
  • Продолжение в следующем номере
  • МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «СЛЕПЦОВ И ПРТНЕРЫ», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

Ссылка на основную публикацию