Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » Жилищные споры » Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений
Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех жилищных отношений.
Содержание
Перед современным законодательством стоит непростая задача полноценного регулирования всех без исключения жилищных отношений. Для этого привлекаются нормы нескольких отраслей права, в особенности гражданского. Но их основой сегодня является жилищное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ.
Что же подразумевают правовые отношения в этой сфере? Законодатель дает простой ответ на этот вопрос, исходя из которого, можно утверждать, что это отношения, обязательные для удовлетворения тех или иных жилищных потребностей всех граждан. В эти важные потребности входит обеспечение граждан необходимым жильем, пользование любым жилым помещением, а, кроме того, управление различными фондами.
Функции разных органов закон немного разграничивает.
Например, определять те правовые основания, на которых некоторым гражданам предоставляется специализированное жилье, вправе устанавливать исключительно федеральные органы.
А вот сам порядок передачи этого жилья могут определять субъекты РФ. Какие же конкретно полномочия в такой важной сфере, как жилищные отношения, имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации?
Полномочия субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений
В целом, правовое регулирование всех без исключения жилищных отношений определяет все функции органов государственной власти в этой области.
К примеру, органы местного самоуправления к органам власти как таковым, согласно Конституции РФ, не относятся. И занимаются только теми вопросами, которые имеют местное значение.
Вместе с тем, их могут наделять государственными функциями в соответствии с законом.
Все полномочия органов государственной власти заключаются в законодательных, правоприменительных и контролирующих функциях. Поэтому они проявляются в частности в административных отношениях. Если брать во внимание жилищные отношения, то инициатива субъектов РФ недопустима.
Принятый на уровне субъектов РФ любой нормативный акт не может иметь больше правового основания и юридической силы, чем Жилищный кодекс РФ.
То же самое говорит и Конституция, согласно которой любое изменение, в том числе, если оно касается жилищных отношений, осуществляется исключительно на федеральном уровне.
Поэтому любой нормативный акт, принятый на этом уровне, обязательно должен соответствовать действующим федеральным нормативным актам.
Исходя из этого, предусматриваются исключительные особенности правового регулирования всех существующих отношений в жилищной сфере.
Помимо этого, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в отличие от тех же функций и обязанностей других органов, считаются более открытыми.
Нормотворческие функции органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере
Большинство законодательных функций, которые обязаны выполнять органы государственной власти субъекта Российской Федерации, регулирует Министерство регионального развития РФ. В его компетенции решать проблемы, связанные с правилами учета жилья и пользованиями ими, а также правилами перевода таких помещений в нежилые и т. д.
Самые важные законодательные полномочия имеет Правительство РФ, которое решает следующие вопросы:
- принятие стандартного договора найма;
- порядок платежей за пользование жильем и всеми услугами;
- порядок предоставления жилья, находящегося в жилищных фондах субъектов РФ;
- установление процедуры для определения общей суммы дохода семьи и их имущества, на которой платится налог, если необходимо признать семью малообеспеченной и предоставить им по договору найма соответствующее жилье.
В связи с этим органы государственной власти вправе самостоятельно устанавливать стоимость пользования жильем, а также его ремонта.
Поэтому они в порядке, предварительно установленным соответствующим органом, определяют норму потребления указанных коммунальных услуг. Также они вправе утверждать необходимый размер платы за оказанные услуги.
В их обязанность входит и определение необходимых условий и процедуры назначения некоторым категориям граждан компенсаций за счет государственного бюджета.
По сути, специализированный жилищный фонд – это количество тех жилых помещений, которые были предназначены для некоторых категорий незащищенных слоев населения.
Ими являются жилые помещения для временного и постоянного поселения, которые могут использоваться как служебное жилье, а помимо этого жилые помещения разных фондов и т. д.
Субъекты РФ обязаны осуществлять в этой сфере такие полномочия, как определение процедуры передачи его гражданам.
Жилье по специальному договору найма, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, переходит в пользование только незащищенным слоям населения.
К функциям субъектов РФ относится исключительно установление того правового порядка, который направлен на определение семьи как малоимущей, а, значит, нуждающейся.
А определяют все подробности семейного дохода и имеющегося имущества уже местные органы самоуправления.
Правоприменительные функции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений
Кроме имеющихся законодательных функций у органов государственной власти субъектов РФ существуют также различные правоприменительные полномочия. Они заключаются в признании жилых помещений неподходящими для проживания в них и в постоянном контроле всех фондов.
Согласно законам Российской Федерации эти полномочия могут расцениваться как передача им права самостоятельно выяснять все вопросы и нюансы, непосредственно касающиеся фондов.
Другими словами, в компетенции всех субъектов РФ находится возможность определять органы, ответственные за полный учет жилищного фонда и т. д.
Государство в этом случае вправе заниматься лишь установлением законной процедуры ведения такого учета.
Все необходимые полномочия субъектов РФ регламентируются большим количеством разнообразных нормативных актов.
К примеру, в Москве органы власти выполняют данную функцию с помощью соответствующего закона. Этот важный нормативный акт создан, чтобы устанавливать требования к внедрению в столице системы контроля за состоянием помещений.
Основания и саму процедуру признания жилых домов негодными для использования по назначению устанавливает Правительство РФ. В итоге, полномочия всех субъектов Российской Федерации в этой сфере заключаются в создании комиссий, необходимых для рассмотрения вопросов, связанных с признанием помещений неподходящими для того, чтобы в них проживали люди.
Полномочия органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере
Правовое регулирование жилищных отношений субъектами Российской Федерации не ограничивается только рядом законодательных или правоприменительных полномочий.
Для полноценного осуществления процесса правового регулирования этих отношений необходим контроль деятельности тех органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор.
Он возлагается на специальные жилищные инспекции.
Предусмотрены также и другие полномочия всех органов власти субъектов Российской Федерации. В их непосредственные обязанности входит осуществление такой деятельности, как предоставление жилья по специальному договору найма и определение необходимой площади жилья, а также внесение его в перечень соответствующих фондов.
Также на этом уровне происходит определение финансово незащищенных граждан, а также лиц, имеющих право на служебное жилье.
Кроме порядка законного установления всех категорий лиц, которым полагается государственная помощь с жильем, полномочия субъектов Российской Федерации заключаются также в определении необходимых для получения жилья условий.
Список функций органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, указанный в Жилищном кодексе РФ, нельзя назвать полным. Не стоит забывать, что современная жилищная политика России несколько изменилась. Было сделано достаточно много для формирования существенной нормативной базы, способной полностью обеспечить правовое регулирование жилищных отношений.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в различных сферах и их правовое регулирование
Рассматривая взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, целесообразно выделить следующие формы взаимоотношений: координация и государственный контроль местного самоуправления.
Обладая универсальным характером, такие формы предназначены для решения тактических и стратегических задач местного самоуправления в русле государственной муниципальной политики.
Координация (от латинского — расположение в порядке) означает «согласование, сочетание, приведение в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо)».
- Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.
В процессе координации создаются условия для формирования общей потребности в согласовании интересов, что способствует выработке общего интереса. Несмотря на важную роль координации, она не получила соответствующего юридического закрепления на федеральном уровне.
Что же касается отношений «орган государственной власти — местное самоуправление», то для их характеристики федеральный законодатель предпочитает использовать категорию «содействие».
В региональном законодательстве координационные формы взаимоотношений исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления рассматриваются в узком контексте взаимосвязей региональных и муниципальных органов. Без координации вряд ли можно себе представить реализацию какой-либо управленческой задачи.
Наиболее эффективной формой взаимоотношений и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов РФ.
Другой формой взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляемых по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления.
Он осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида: контроль за соблюдением законов и контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Контроль за соблюдением законов включает:
- контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и, как следствие, установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления;
- контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
- контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами.
Каждый из перечисленных видов контроля за местным самоуправлением имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и полномочий органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность.
В этой связи контроль со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти может быть охарактеризован как административный.
Анализируя государственный контроль местного самоуправления, следует заметить, что условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Большое значение для успешного осуществления взаимоотношений заинтересованных субъектов имеет уяснение принципов, на которых они строится.
Вся деятельность субъектов взаимодействия в различных сферах должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы работы, а также иные аспекты их деятельности.
Другим принципом взаимодействия является самостоятельность.
Сущность его заключается в следующем: если субъекты взаимодействия не находятся в подчинении друг у друга и решают свои задачи с помощью сугубо индивидуальных методов и средств, то каждый из них самостоятелен и независим от другого. Иными словами, взаимодействие в данном случае не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений на основе партнерства.
В ходе осуществления взаимодействия необходимо строго соблюдать разграничение компетенции. Это означает, что ни один субъект взаимодействия в различных сферах не должен выполнять несвойственные ему функции. Таким образом, исключается дублирование субъектами взаимодействия друг друга, повышается эффективность их совместной деятельности.
Многие правовые нормы, затрагивающие взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в федеральных законах, посвященных регламентации государственной политики в отдельных сферах общественной жизни, решению крупных экономических и социальных проблем.
Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г.
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов, и т. д.
Полномочия местного самоуправления — это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Достаточно очевидно, что развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает тесный контакт между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, согласованные действия по различным вопросам.
В этом аспекте интерес представляет Устав (Основной закон) Тульской области. Статья 41 Устава Тульской области называется «Полномочия органов государственной власти области в сфере местного самоуправления». Эта статья определяет:
- К полномочиям органов государственной власти области в сфере местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в области в случаях и порядке, установленных федеральным законом, а также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
- Органам местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, могут быть переданы для осуществления отдельные государственные полномочия области. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется законами области.
- Законами области и иными нормативными правовыми актами области регулируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета области и местных бюджетов».
Так, глава 5 Закона Тульской области «Об административных правонарушениях в Тульской области» называется «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти области и местного самоуправления в области».
Залогом дальнейшего и успешного развития федеративного государства является согласованная деятельность всех уровней власти.
Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.
Важное место во взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ занимает ряд субъективных факторов.
К их числу следует отнести: наличие желания взаимодействовать; психологическую готовность к взаимодействию; способность к компромиссам в процессе взаимодействия; умение проникнуться интересами взаимодействующей стороны; готовность действовать ради достижения общей цели.
Акцентируя внимание на взаимодействии должностных лиц двух уровней: регионального и муниципального, необходимо отметить, что данные отношения напрямую связаны с управленческой деятельностью.
Управленческие отношения в органах местного самоуправления и органах государственной власти субъектов РФ многообразны и выступают как отношения, регулируемые «по поводу» практической реализации задач и функций, стоящих перед двумя уровнями: региональным и местным. Нередко имеет место прямое противостояние должностных лиц. Речь идет о межличностных отношениях, которые являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.
Необходимо подчеркнуть, что закрепляемые формы, принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении не отражают полной картины процесса взаимодействующих сторон.
Требует рассмотрения проблема взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ на основе договора или соглашения, заключаемого между взаимодействующими субъектами.
Федеральное законодательство не содержит норм, прямо предписывающих такое взаимодействие.
Законодательно закреплена самостоятельность государственной и муниципальной власти в определении форм реализации своих полномочий, что дает основания для вывода о допустимости взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе договора.
Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, могут решаться не только в одностороннем порядке, но и путем заключения договоров и соглашений. Органы региональной и муниципальной власти довольно часто вступают в договорные отношения и заключают различного рода договоры, которые, по сути, должны отражать интересы договаривающихся сторон.
Анализ федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативных актов показывает, что процесс формирования правовой основы взаимодействия регионального и местного уровней идет очень активно.
Так, одним из важных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Федерации в социально-экономической сфере является осуществление поддержки субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий. В субъектах Федерации особое внимание уделяется правовой поддержке малого предпринимательства. Практически во всех субъектах приняты законы, направленные на его государственную поддержку.
На уровне регионов усиленное внимание уделяется государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, принятию мер по обеспечению устойчивой работы государственных и муниципальных предприятий, для чего принимаются специальные законы, способствующие развитию инновационной деятельности.
Кроме того, формируется обширный массив законодательства субъектов РФ в социальной сфере. В субъектах РФ принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Активно формируется образовательное законодательство субъектов Федерации как составная часть российского законодательства. Развивается также законодательство субъектов в сфере здравоохранения, которое является важной составной частью социальной политики. Приняты в большинстве субъектов Федерации региональные целевые программы в области охраны здоровья.
Тем не менее, основной объем правового регулирования местного самоуправления с уровня субъектов РФ переносится на федеральный и муниципальный уровни. Однако следует учитывать, что отнюдь не все города имеют необходимые ресурсы для должной подготовки муниципальных правовых актов.
Поэтому необходима комплексная помощь (в первую очередь организационная и консультативная) муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Это относится и к разработке рекомендательных типовых муниципальных правовых актов.
На сегодняшний день не сложилось определенности в вопросе разграничения полномочий. За 90-е гг. XX в. было принято большое количество законов, предоставивших гражданам множество благ и прав, за которые несет ответственность государство в целом.
Однако такие законы зачастую страдают декларативностью и отсутствием конкретных обязательств государства по обеспечению этих прав; во многих случаях отсутствует механизм реализации прописанных в законе норм, в том числе зачастую обойдены вниманием законодателя и вопросы распределения полномочий по уровням власти.
В основе распределения полномочий должен лежать следующий принцип — те услуги, в которых гражданин нуждается в повседневной своей жизни и которые должны быть оказаны гражданину, должны быть максимально децентрализованы.
Все полномочия публичной власти, которые обеспечивают единое политическое, экономическое пространство страны, ее целостность и безопасность, единые стандарты основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации, естественно, должны быть сосредоточены на федеральном уровне.
Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально контролировать их предоставление. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где, прежде всего, требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина каждый день, — это вопросы субъектов РФ.
Органы государственной власти субъектов РФ обладают в отношении органов местного самоуправления полномочиями, обозначенными в статье 6 Федерального закона №131-ФЗ, которая так и называется «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления». Статья 6 гласит:
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
- правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом №131-ФЗ;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ.
Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.
Проблема взаимоотношений — это проблема взаимоувязывания процессов, происходящих в муниципальных образованиях, с региональными процессами и динамикой развития региона, прямым следствием которого должна стать вовлечённость населения в процессы нормотворческой деятельности и исполнения правовых норм, т. е. развития социальной и экономической инициативы населения.
Установление субъектом Российской Федерации в пределах предоставленных законодательством полномочий административной ответственности должно отвечать требованиям правовой определенности
Статьей 50.1 Закона Тверской области «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области без оформления договора на организацию перевозки, предусмотренного законом Тверской области.
Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в указанной сфере, обратился в суд с заявлением о признании данной нормы недействующей, поскольку она противоречит актам большей юридической силы.
Решением Тверского областного суда от 28.02.2014 заявление удовлетворено.
- Отказывая в удовлетворении апелляционных жалоб заинтересованных лиц, Верховный Суд Российской Федерации исходил из следующего.
- В соответствии с подпунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы административного законодательства отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Предметы ведения и полномочия в области законодательства об административных правонарушениях разграничены КоАП РФ, а также Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В соответствии с требованиями статей 1.3, 1.3.1 КоАП РФ, подпункта 39 пункта 2 статьи 26.
3 Федерального закона 184-ФЗ субъектам Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях предоставлено право устанавливать путём принятия соответствующих законов административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Правовые нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, должны содержать конкретные признаки действий (бездействия), образующих состав административного правонарушения. При этом материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях.
Между тем из содержания рассматриваемой нормы следует, что в самом законе, устанавливающем административную ответственность, не определено материальное основание указанной ответственности.
Юридическая конструкция статьи предоставляет административный простор в правоприменительной практике, позволяет по усмотрению государственных органов и их должностных лиц ставить вопрос о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам перевозок Тверской области без договора с уполномоченным органом власти.
Неопределенность законодательного регулирования ведет к нарушению закрепленного в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ принципа равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом и снижает уровень гарантий, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях.
Поскольку статья 50.1 Закона Тверской области не соответствует требованиям федерального законодательства (КоАП РФ), имеющего большую юридическую силу, и не отвечает критерию правовой определенности, суд первой инстанции имел основания для признания этой нормы недействующей.
Верховный Суд Российской Федерации отметил, что исходя из полномочий, закрепленных подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.
2 Федерального закона № 184-ФЗ, законодательный орган Тверской области не только вправе, но и обязан регламентировать общественные отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории области.
Однако изложенное не отменяет того требования, что установление административной ответственности за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации должно производиться в системе действующего законодательства, что не было обеспечено при принятии статьи 50.1 Закона Тверской области (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.06.2014 № 35-АПГ-1).
Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования
Отнесение Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) общих вопросов образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] (п. 2 ст. 26.
3) установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (они были перечислены в комментарии к ст. 7 Закона).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования уточнены в комментируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации об образовании (например, статья 4 «Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования» Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»[2]).
К таким полномочиям отнесены:
— разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г.
№ 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года»»[3], Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 декабря 2012 г.
№ 280 «О республиканской целевой программе «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2013 — 2017 годы»»[4];
— создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (например, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г.
№ 25-пп «О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области»[5], Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г.
№ 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов»»[6], Постановление правительства Тульской области от 27 января 2014 г.
№ 32 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, муниципальной образовательной организации»[7]);
— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2014 г. № 278-ПП «Об утверждении порядков расчета объемов (размеров) субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»[8], Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 565-пп «Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, дошкольных группах образовательных организаций»[9]);
— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 25 февраля 2014 г.
№ 331 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай»[10]);
— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2014 г. № 94 «О среднем размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»[11]);
— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г.
№ 149 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям»[12], Постановление Правительства Красноярского края от 3 апреля 2014 г.
№ 119-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенным на территории Красноярского края»[13]);
— организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (например, Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 августа 2014 г.
№ 362 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета»[14], Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 января 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в средних профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия»[15], Постановление Правительства Магаданской области от 15 мая 2014 г. № 402-пп «Об утверждении норматива формирования стипендиального фонда и порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и других форм денежных выплат»[16]);
— организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Амурской области от 15 мая 2014 г.
№ 285 «О Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление грантов общеобразовательным организациям на дополнительное образование детей по программам изучения традиционных промыслов коренных малочисленных народов»[17], Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. № 76-а «О нормативе бюджетного финансирования предоставления услуг по дополнительному образованию детей»[18]);
— организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2014 г.
№ 572 «Об утверждении Положения о порядке и условиях направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, некоторых категорий граждан»[19], Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 № 1099 «Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 —2020 годы»[20]);
— организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 г. № 1115 «Об утверждении порядка обеспечения в Республике Татарстан муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Татарстан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ»[21]);
— обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2014 г.
№ 251 «Об обеспечении осуществления мониторинга в системе образования Ленинградской области»[22], Приказ минобразования Нижегородской области от 25 сентября 2014 г.
№ 2073 «О проведении мониторинга системы образования Нижегородской области»[23]);
— организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (например, Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 2 сентября 2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»[24], Приказ Департамента образования Ивановской области от 5 марта 2013 г. № 311-о «Об утверждении Административного регламента оказания государственной услуги «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»»[25];
— создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 18 октября 2013 г.
№ 6275 «Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Краснодарского края»[26], Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г.
№ 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[27].
Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, установленный в комментируемой статье, не является закрытым. Он может изменяться и дополняться через внесение соответствующих поправок и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Последний раз такая поправка вносилась Федеральным законом от 21 июля 2014 г.
№ 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[28].
В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Так, в Постановлении Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2014 г.
№ 104-п «Об установлении дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам»[29] установлено, что дополнительное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области на мероприятия по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.
В качестве уполномоченного органа на предоставление субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области определено министерство образования Оренбургской области.
Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей утверждены Минобрнауки России 1 июля 2014 г. № ВК-103/09вн)[30].
В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Данная норма федерального закона воспроизводится в региональных законах об образовании.
Так в ст. 6 «Полномочия Правительства Республики Хакасия в сфере образования» Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г.
№ 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»[31] установлено: «Правительство Республики Хакасия вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия».
[1] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
[4] Ингушетия, № 194-195, 20.12.2012.