Статья 16. федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов российской федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в российской федерации

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
  • Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

  1. Полномочия
  2. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
  3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
  5. Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
  6. Федеральное Собрание
  7. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Читайте также:  Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=ZCGcVQH3W8M\u0026t=1751s

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Об утверждении новой редакции Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки

1 августа 2018 13:55

Постановление от 28 июля 2018 года №885. В связи с подчинением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Правительству России уточняются сфера ведения, полномочия и функции Рособрнадзора.

Справка

Внесено Рособрнадзором
во исполнение Указа Президента
России от 15 мая 2018 года №215 «О структуре федеральных органов
исполнительной власти».

Этим Указом Министерство
образования и науки преобразовано в Министерство просвещения Российской
Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Кроме того, установлено, что руководство деятельностью Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки осуществляет Правительство России.

Подписанным
постановлением Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и
науки утверждается в новой редакции.

В связи с
подчинением Рособрнадзора Правительству России уточнена сфера ведения
Рособрнадзора.

Читайте также:  Статья 26. разрешенные активы (объекты инвестирования)

Устанавливается, что Рособрнадзор является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому
регулированию в сфере государственной регламентации образовательной
деятельности, по контролю и надзору в сфере образования и науки, функции по
признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном
государстве, по предоставлению государственных услуг в рамках имеющихся
полномочий.

  • Полномочия
    федеральных органов исполнительной власти в сфере образования разграничены с
    учётом Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской
    Федерации (утверждено постановлением
    Правительства от 15 июня 2018 года №682, далее – Минобрнауки) и
    Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации (утверждено постановлением
    Правительства от 28 июля 2018 года №884, далее – Минпросвещения).
  • В связи с
    близостью сфер ведения Рособрнадзора и Минпросвещения в отдельных вопросах
    общего образования ряд полномочий Рособрнадзора будут осуществляться совместно
    с Минпросвещения.
  • В частности,
    закрепляется совместное принятие Рособрнадзором и Минпросвещения актов в
    отношении формы, порядка, сроков проведения государственной итоговой аттестации
    по соответствующим общеобразовательным программам различного уровня, а также
    продолжительности проведения экзаменов.

Кроме того,
Рособрнадзору передаётся часть полномочий, закрепленных в законодательстве за
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования и в сфере науки. Эти полномочия связаны с лицензированием и
государственной аккредитацией образовательной деятельности, с контролем за
реализацией переданных субъектам Федерации полномочий в сфере образования и в
сфере науки.

Рособрнадзору
предоставлено право самостоятельно принимать нормативные правовые акты по
вопросам исполнения органами государственной власти субъектов Федерации
переданных полномочий в сферах образования и науки, устанавливать целевые
прогнозные показатели исполнения субъектами Федерации переданных полномочий,
вносить в Правительство предложения об изъятии переданных полномочий.

При этом
назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов
Федерации, осуществляющих переданные полномочия в сферах образования и науки,
должны согласовываться Рособрнадзором с Минпросвещения и Минобрнауки России.

16.Органы исполнительной власти субъекта рф: понятие, правовая основа, порядок образования, административная компетенция

  • Органы исполнительной власти субъектов
    РФ
    – органы, обр-ые в соотв с
    Конституцией РФ и законами субъекта
    РФ, осущ-щие полномочия в пределах своей
    компетенции и полномочия органов исп
    власти РФ в пределах, установленных
    договорами о разграничении предметов
    ведения РФ и ее субъектов.
  • Система органов исп власти субъектов
    РФ 
    входит в единую систему исп
    власти РФ и вкл в себя:
  • 1) глава высшего исп органагос
    власти субъекта РФ (высшее должн лицо
    субъекта РФ);
  • 2) высший исп орган, вкл: органы,
    составляющие аппарат главы адм-ции;
    управления, комитеты, отделы; тер-ные
    органы фед министерств и ведомств.
  • Акты высшего должн лица субъекта РФ: 
  • 1) указы (постановления) – они носят
    нормативный хар-р;
  • 2) распоряжения – издаются по конкретным
    вопросам.
  • Высший исп орган гос власти субъекта
    РФ 
    в соотв со своейкомпетенцией вправе:
  • 1) осущ-ть в пределах своих полномочий
    меры по реализации, обеспечению и защите
    прав и свобод человека и гр-на, охране
    собс-ти и общ-ого порядка, борьбе с
    преступностью;
  • 2) обеспечивать исполнение бюджета
    субъекта и готовить отчет об исполнении
    указанного бюджета;
  • 3) формировать иные органы исп власти
    субъекта РФ;
  • 4 ) осущ-ть иные полномочия, уст-ные фед
    законами, конституцией (уставом) и
    законами субъекта РФ.
  • Высшее должн лиц:– кандидатура
    представляется Президентом РФ
    Руководителем Адм-ции Президента РФ по
    предложению полномочного представителя
    Президента РФ в соотвфед округе;
  • – законодательный (представительный)
    орган гос власти субъекта РФ рассматривает
    представленную Президентом РФ кандидатуру
    в течение 14 дней со дня представления;
  • – если кандидатура отклоняется,
    Президент РФ не позднее 7 дней с момента
    отклонения повторно вносит предложение
    о кандидатуре;– в случае двукратного
    отклонения проводятся согласительные
    процедуры, по их результатам вносится
    предложение о кандидатуре или Президент
    РФ назначает временно исполняющего его
    обяз-ти.

Федеральный закон «Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации
» от 06.10.1999 N
184-ФЗ

  1. Высший исполнительный орган государственной
    власти субъекта РФ обеспечивает
    исполнение Конституции РФ, федеральных
    законов и иных нормативных правовых
    актов субъектов РФ на территории субъекта
    РФ.
  2. Полномочия высшего исполнительного
    органа государственной власти субъекта
    РФ:
  3. 1) осуществляет меры по реализации,
    обеспечению и защите прав и свобод
    человека и гражданина, охране собственности
    и общественного порядка, борьбе с
    преступностью;
  4. 2) разрабатывает для представления
    высшим должностным лицом субъекта рФ
    в законодательный (представительный)
    орган государственной власти субъекта
    РФ проект бюджета субъекта РФ, а также
    проекты программ социально-экономического
    развития субъекта РФ;
  5. 3) обеспечивает исполнение бюджета
    субъекта РФ и готовит отчет об исполнении
    указанного бюджета и отчеты о выполнении
    программ социально-экономического
    развития субъекта РФ для представления
    их высшим должностным лицом субъекта
    РФ в законодательный (представительный)
    орган государственной власти субъекта
    РФ;
  6. 4) формирует иные органы исполнительной
    власти субъекта РФ;
  7. 5) управляет и распоряжается собственностью
    субъекта РФ соответствии с законом
    субъекта РФ;
  8. 6) иные полномочия.
Читайте также:  Статья 14. Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры

17.ОРГАНЫ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.
Орган
местного самоуправления
 –
избираемый непосредственно населением
и (или) образуемый представительным
органом муниципального образования
орган, наделенный собственными
полномочиями по решению вопросов
местного значения.

  • Осуществление
    местного самоуправления в Российской
    Федерации рeг ламентируется Конституцией
    РФ, Законами РФ «О
    местном самоуправлении в Российской
    Федерации
    «,
    «Об общих
    принципах организации местного
    самоуправления в Российской Федерации
    »
    и «О финансовые основах местного
    самоуправления в Российской Федерации»,
    Указом Президента РФ «О гарантиях
    местного самоуправления в Российской
    Федерации» и другими нормативными
    актами.
  • СТРУКТУРА
    органов местного самоуправления

    определяется населением самостоятельно.
  • Структура органа
    местного самоуправления:
  • представительный
    орган местного самоуправления;
  • глава
    муниципального образования;
  • местная
    администрация (исполнительно-распорядительный
    орган местного самоуправления);
  • контрольный
    орган муниципального образования.
  • Представительный
    орган местного самоуправления

    может осуществлять свои полномочия в
    случае избрания не менее двух третей
    от установленной численности депутатов.
  • Численность
    депутатов муниципального образования
    не может быть менее:
  • 20 человек – при
    численности населения от 30 до 100 тысяч
    человек;25 человек – при численности
    населения от 100 до 500 тысяч человек;35
    человек – при численности населения
    свыше 500 тысяч человек.

Глава муниципального
образования
 является
высшим должностным лицом муниципального
образования и наделяется уставом
муниципального образования и в
соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
собственными правомочиями по решению
вопросов местного значения.

Местная
администрация 
(исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования)

наделяется уставом муниципального
образования полномочиями по решению
вопросов местного значения и полномочиями
для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами
и законами субъектов РФ.

Контрольный
орган муниципального
образования 
(контрольно-счетная
палата, ревизионная комиссия
и
др.

) образуется в целях контроля за
исполнением местного бюджета, соблюдением
установленного порядка подготовки и
рассмотрения местного бюджета, отчета
о его исполнении, а также в целях контроля
за соблюдением установленного порядка
управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности.

Органами местного
самоуправления в городах, сельских
поселениях, других населенных пунктах
будут выборные и другие органы местного
самоуправления —
собрание
представителей (дума, муниципальный
комитет и т. п.), глава местного
самоуправления (глава местной
администрации, мэр, староста и т. п.)
.

Представительный
орган местного самоуправления — выборный
орган местного самоуправления, обладающий
правом представлять интересы населения
и принимать от его имени решения,
действующие на территории муниципального
образования.

Выборный представительный
орган местного самоуправления (собрание
представителей) работаеттрадиционно
на непостоянной основе и созывается на
ϲʙᴏи заседания ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим
главой местного самоуправления (главой
местной администрации).

В исключительном
ведении находятся: принятие
общеобязательных правил по предметам
ведения муниципального образования,
предусмотренных уставом муниципального
образования;утверждение местного
бюджета и отчета о его исполнении; принятие
планов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их
исполнении;•   установление местных
налогов и сборов; установление порядка
управления и распоряжения муниципальной
собственностью;•   контроль за
деятельностью органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления.

Должностное лицо
органа местного самоуправления

— выборное либо работающее по контракту
(трудовому договору) лицо, кᴏᴛᴏᴩое
выполняет организационно-распорядительные
функции в органах местного самоуправления.
Должностные лица органов местного
самоуправления не огносятся к категории
государственных служащих. 2.
Правовой статус органов местного
самоуправления:

  1. •   они
    отделены от государства, не входят в
    систему государственной власти,
    взаимодействуют с органами исполнительной
    власти на основе права;
  2. •   их общий
    статус, принципы организации, основные
    варианты организационных форм, полномочия
    установлены правом;
  3. •   реализуя
    исходные полномочия, закрепленные в
    Конституции РФ и других правовых актах,
    они могут вступать в различные
    административно-правовые отношения;
  4. •   органы
    местного самоуправления могут быть
    наделены законом отдельными государственными
    полномочиями с передачей для их
    осуществления материальных и финансовых
    средств;
Ссылка на основную публикацию