Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

  • Что такое исполнительная власть в Российской Федерации?
  • Есть президент и правительство, суды и парламент, органы местного управления.
  • Все они, в своей совокупности, составляют государственную власть РФ, которая и разделяется между ними.
  • Поскольку наше государство является демократическим, в нем соблюдается принцип разделения власти на три ветви:
  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ.

Такой порядок закреплен конституционно.

Поэтому эта ветвь власти ни от кого не зависит, является самостоятельной.

Общая характеристика системы исполнительной власти

На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.

А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике. Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

  1. Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.
  2. Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.
  3. Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.
  4. Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.
  5. Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.
  6. То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.
  7. Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.
  8. Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.

Основные признаки и понятия исполнительной власти

Как и любое явление, исполнительная власть имеет собственные признаки.

Один из главных признаков ее существования – наличие государства.

Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

Государство обладает своими признаками, один из которых — обязательное наличие аппарата управления и принуждения, с помощью него принимаемые законы делаются обязательными для выполнения на всей территории этого государства.

Отсутствие государства автоматически делает ненужными органы исполнительной власти. Исполнять становится нечего.

  • Основной признак данной ветви власти – наличие планирования.
  • Следующий признак — самостоятельность этой ветви власти, но она находится во взаимодействии с законодательной и судебной властями.
  • Деятельность органов исполнительной власти осуществляется исключительной на законной основе.

Все требования по соблюдению принятых законов не должны выполняться без соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. 

  1. Нельзя представителю закона самому его нарушать, даже если это в интересах государства.
  2. В уголовном законодательстве предусмотрено такие нормы, как неосторожность, превышение норм необходимой обороны, превышение или злоупотребление властью.
  3. Часть из них касаются как госслужащих, так и обычных граждан, часть – исключительно госслужащих.

Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

  • Так, убить или покалечить, превысив меры необходимой обороны, может и сотрудник полиции, и обычный гражданин.
  • А вот превысить власть или злоупотребить ею, может только госслужащий.
  • Так вот, если госслужащий, рьяно выполняющий положенные на него обязанности, но делает это в нарушение установленным нормам права, он будет отвечать перед законом за превышение власти.
  • Отсюда возникает еще один принцип как ответственность за принимаемые нормативные акты и совершаемые действия.
  • Исполнительная власть наделена правоохранительной деятельностью, что дает право ее органам исключительно в рамках своей компетенции и на основе закона применять меры принуждения, разрешать возникшие споры и конфликты, давать оценку законности действиям субъектам исполнительной деятельности.
  • Функции исполнительной власти:
  • исполнительная функция — выполняет действующие законы;
  • «правозащитная» функция – защищает и соблюдает права и свободы граждан;
  • социально-экономическая функция – создает необходимые условия для экономического и социального роста;
  • регулирующая функция —позволяет осуществлять функции госуправления;
  • нормотворческая функция – в рамках своей компетенции органы власти могут принимать нормативно-правовые акты;
  • функция юрисдикции — позволяет органам власти на основании закона применять меры принуждения к тем лицам, которые совершают правонарушения или преступления.
  1. Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель
  2. Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Права потребителей», где подробно объясняется порядок защиты Ваших прав
  3. Или ТУТ вы узнаете о правовых нормах, регулирующих общественные отношения
  4. Как происходит защита прав потребителей в суде:
  5. https://legalmap.ru/articles/gp/consumer/zashchita-prav-potrebitelya/

Принципы деятельности исполнительной власти

Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.

Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:

  • соблюдение демократизма;
  • соблюдение законности;
  • соблюдение федерализма.

В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:

  1. Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
  2. Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
  3. Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земельПринцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
  4. Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
  5. Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
  6. Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия

Структура исполнительных органов власти федерального и муниципального уровней | Студент-Сервис

Исполнительную власть часто называют административной властью, так как она выполняет исполнительно-распорядительную и организационную деятельность по осуществлению принятой стратегии развития государства.

Она обладает разветвленной системой соподчиненных друг другу государственных органов.

Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ – коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти России.

Правовые основы деятельности Правительства РФ определены ст. 112 Конституции РФ, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.

2016). В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ от 15.05.2018 г. №215 (ред. от 14.09.

2018) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет 10 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

  • Деятельность Правительства РФ включают перечень общих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
  • Кроме того, Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества: в сфере экономики; в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; в сфере природопользования и охраны окружающей среды; в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; в сфере внешней политики и международных отношений; иные полномочия.
  • Правительство издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти и соответствует Указу Президента РФ от 21.05.2012 г.

№636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 14.09.2018 г.).

Система федеральных органов исполнительной власти является трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Градация произошла по функциональному принципу:

  • федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества;
  • федеральные агентства осуществляют в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции;
  • федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Читайте также:  Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Федеральное министерство координирует и контролирует деятельность подведомственных ему агентств и служб и возглавляется входящим в состав Правительства РФ федеральным министром; федеральная служба, федеральное агентство возглавляется руководителем (директором).

Структура федеральных органов исполнительной власти подлежит утверждению при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в неё могут вноситься изменения).

В связи с прошедшими 18.03.2018 года выборами Президента Российской Федерации в составе Правительства произошли незначительные изменения. Принята и действует новая структура федеральных органов исполнительной власти. На рис.

1 отражена структура исполнительной ветви власти РФ, определённая от 15 мая 2018 г. №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», в которую на данный момент Указом Президента РФ от 14.09.2018 г.

№ 514 внесены дополнения и изменения.

Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель
Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

Рис. 1. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ, определённая Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215

Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, называют административными органами.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами осуществляет следующие полномочия:

  • руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации,
  • утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов,
  • осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.

Президент Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти.

В случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении служб и агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций определены в Положениях об этих органах, утверждаемых соответственно Президентом РФ или Правительством РФ.

По представлению федеральных министров Правительство РФ назначает заместителей федеральных министров и руководителей федеральных служб и агентств, подведомственных Правительству. Назначения в органах стратегического блока проводятся Президентом РФ.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 (в ред. от 10.

07.2017 г.). Типовой регламент устанавливает общие правила внутренней организации федеральных органов исполнительной власти и применяется совместно с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (в ред. от 10 июля 2017 г.).

Территориальные органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти.

Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство и сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач образуемых территориальных органов; сведений о их полномочиях и обоснованием финансово-экономического обеспечения.

В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ или приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств, в которых отражаются:

  • правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения;
  • принципы реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий;
  •  принципы взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах;
  • законные правила осуществления полномочий руководителя территориального органа.

Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций. Как правило, статус территориальных органов – Управление.

Делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477 (в ред. от 26 апреля 2016 г.). На основе указанных Правил федеральные органы исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела издают инструкции по делопроизводству.

Деятельность местного самоуправления регламентирует Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 06.02.2019).

Местное самоуправление обеспечивает упорядочивающие воздействие органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета. Внутри муниципального управления, также как на федеральном уровне реализуется принцип разделения власти на исполнительную, представительную и судебную.

Муниципальное управление связано с определенной территорией и группами населения, проживающего на данной территории. Отмеченные сходства не исключают глубоких различий между государственной и муниципальной властью, основные из которых заключаются в разделении функциональных полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 30.11.2011 № 361-ФЗ)

Порядок формирования полномочий, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 №136-ФЗ)

Структура органов местного самоуправления определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 300 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 25.11.2008 № 222-ФЗ, от 23.06.2014 № 165-ФЗ). Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

  1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
  2. Глава муниципального образования, представительный орган, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) формируются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и наделяются уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  3. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 06.02.2019) предусматривает несколько моделей формирования органов власти местного самоуправления.

Согласно выбранной модели формирования органов местного самоуправления глава местной администрации может совмещать статус руководителя исполнительно-распорядительного органа и статус высшего должностного лица (политическая должность) – главы муниципального образования, либо главой местной администрации может быть назначенное должностное лицо, нанятое по контракту. Статус главы администрации определяет перечень полномочий.

Об изменениях в оценке эффективности работы глав регионов и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В феврале текущего года опубликован Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68(далее – Указ), регламентирующий вопросы оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов власти на региональном уровне. Ранее действующий документ от 25 апреля 2019 г. № 193 утратил свою силу.

Новый Указ утверждает обновленный перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вступает в силу с 04 февраля 2021 года. Таким образом, оценка результатов деятельности в регионах по итогам 2021 года будет осуществляться на основе новых показателей эффективности.

Статья 18. Основные направления деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области мелиорации земель

Одним из значительных изменений является то, что из действующего Указа исключен пункт о необходимости ежегодного предоставления высшими должностными лицами (руководителями ВИОГВ) субъектов Российской Федерации докладов о достигнутых за отчетный период значениях (уровнях) показателей. Таким образом, планирование контролируемых показателей  и доклады об их достижении теперь полностью  возложено на Правительство Российской Федерации.

Отметим также произошедшее изменение сроков предоставления Правительством Российской Федерации Президенту Российской Федерации следующих документов:

  • доклад о достигнутых субъектами РФ за отчетный период (прошедший год) фактических значениях (уровнях) показателей, предусмотренных пунктами 2 — 20 перечня, — ежегодно, до 1 июня (ранее до 1 мая);
  • предложения по распределению между субъектами РФ грантов на основе достигнутых за отчетный период (прошедший год) фактических значений (уровней) показателей, предусмотренных перечнем, — ежегодно, до 1 июля (ранее до 1 апреля).
Читайте также:  Предпраздничные дни в 2018 году - советы юриста

В остальном общая схема взаимодействия органов власти в условиях действия Указа не претерпела каких-либо изменений.

Что касается самих показателей, то они существенно изменились. Во-первых, увеличилось общее количество показателей с 15 до 20. Обновлённый перечень показателей оценки, установленный Указом, приведен в таблице 1.

Таблица 1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 № 68

Наименование
1 Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется, в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации).
2 Численность населения субъекта Российской Федерации.
3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
4 Уровень бедности.
5 Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
6 Уровень образования.
7 Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи
8 Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
9 Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
10 Число посещений культурных мероприятий.
11 Количество семей, улучшивших жилищные условия.
12 Объем жилищного строительства.
13 Качество городской среды.
14 Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам.
15 Качество окружающей среды.
16 Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы.
17 Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
18 Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
19 Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
20 «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.

Среди них шесть показателей остались абсолютно неизменными:

  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  • Уровень бедности.
  • Уровень образования.
  • Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  • Качество окружающей среды.
  • Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

Среди  «выбывших» показателей:

  • Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики.
  • Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики.

Есть показатели, у которых изменилась «формула», т.е. оцениваться, по сути будет то же самое, но изменится методика расчета показателя. Это, например, такой показатель, как «Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы», который ранее был сформулирован как «Уровень реальной среднемесячной заработной платы».

Есть и совершенно новые показатели, в введении которых отчетливо прослеживается цель по приведению показателей в соответствие с национальными целями развития до 2030 года, определенными в Указе Президента РФ № 474 «О национальных целях развития до 2030 года». Так, уровень доверия к власти теперь определяется, в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации.

Достижение новой национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» будут характеризовать такие вновь введенные показатели, как:

  • Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
  • Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
  • Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
  • Число посещений культурных мероприятий.
  • Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Отдельно стоит остановиться на новом показателе «»Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений», который коррелирует с национальной целью «цифровая трансформация». В свете активно проводимой работы по цифровизации государственного управления данный показатель представляет особый интерес, рассмотрим его  подробнее.

Система федеральных органов исполнительной власти в российской федерации

Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти в Российской Федерации

1.1Понятие и виды органов исполнительной власти

1.2 Федеральные органы исполнительной власти: задачи и    функции

Глава 2. Структура органов исполнительной власти на современном этапе

2.1.  Анализ становления системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации : историко-правовой обзор

2.2.  Структура системы органов исполнительной власти на современном этапе

2.3. Направления совершенствования правовых основ организации деятельности федеральных органов исполнительной власти

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Исполнительная деятельность – коррелирует с самостоятельной ветвью власти в Российской Федерации, согласно провозглашенному Конституцией РФ принципу разделения властей.  

В настоящее время в структуре федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) Российской Федерации действует 73 органа, из которых 21 федеральное министерство, 22 федеральных агентства, 30 федеральных служб.  

Указанное количество федеральных органов исполнительной власти приводится с учетом недавно принятых Указов Президента от 05.04.2016 N 156 и N 157. 

При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, общее количество федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти к 2015 году увеличилось до 37,3 тыс.

человек (по сравнению с 30,2 тыс. человек в 2005 году), а федеральных государственных служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти — до 1188,9 тыс. человек (по сравнению с 560,2 тыс. человек в 2005 году.

  

Данная статистика с 2014 г. включает численность территориальных органов МВД России. 

Процесс развития систему и структуры ФОИВ – динамичен. 

Требуют уяснения вопросы о понятии исполнительного органа власти, их видов, классификационных критериях, основных функциях и пр. 

Это обуславливает актуальность темы исследования. 

          Состояние научной разработанности темы. Аспекты обозначенной для исследования темы рассматривались в работах таких ученых, как Т.А. Занко, В.Г. Гриб, Р.Э. Адамян, С.С, Овчинский С.С., Т.П. Будякова, Е.Н. Клещина, Ю.О. Карпышева, С.Л. Морозов, Э.Л. Сидоренко, и др.  

Целью работы — является изучение современной структуры федеральных органов исполнительной власти и регламентирующего ее законодательства. 

Для достижения указанной цели нами сформулированы для решения следующие задачи: 

  • проанализировать и обобщить основные теоретические положения, отражающие различные аспекты темы; 
  • дать понятие органов исполнительной власти; 
  • раскрыть их виды; 
  • проанализировать особенности становления структуры федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации (в период с 2004 года — по 2016 гг.); 
  • исследовать структуру федеральных органов исполнительной власти на современном этапе; 
  • изучить основные функции федеральных органов исполнительной власти; 
  • раскрыть правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ; 
  • сформулировать выводы по исследованным в работе вопросам. 

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу создания, функционирования системы ФОИВ и реализации ими своих задач. 

Предметом исследования являются научные положения административного права, отечественное административное законодательство, статистические данные, аргументирующие отраженные в работе вопросы. 

Методологическая основа исследования. В выполненной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания. На его основе применялись иные частнонаучные методы. 

Теоретической основой работы являются исследованные автором научные труды в различных научных отраслях – общей теории права, конституционного, административного права. 

В работе использована научная, учебная и справочная литература. Анализируются научные статьи.   

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранный, обобщенный и проанализированный материал представляется возможным использовать в дальнейшем осуществлении научных исследований по рассмотренной теме. 

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных в работе источников. 

Читайте также:  Уголовное законодательство - советы юриста

Глава I. Общая характеристика органов исполнительной власти и формирование системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Определение органа исполнительной власти, разработка его сущностных признаков – обладает важным практическим значением. 

Понимание органа исполнительной власти – является основой формирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. 

С помощью выработанного общего понятия органа исполнительной власти возможна разработка эффективного порядка их взаимодействия. 

Орган — разновидность организации.  

Организация осуществляет свою деятельность посредством своих структурных органов. 

В Российской Федерации каждый государственный орган является ее представителем и осуществляет свою деятельность в интересах федерации. 

Совокупность государственных органов составляет государственный аппарат. 

Частью государственного аппарата, в свою очередь, являются органы исполнительной власти. 

Они наделены различной компетенцией.  

С правовой позиции самой значимой в делегируемой компетенции являются властные полномочия в установленной сфере деятельности. 

Орган исполнительной власти, иными словами, осуществляет определенный объем возложенной на него государственной деятельности. 

Основные признаки органа исполнительной власти отражают его административную правосубъектность. 

  1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти. 

Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей. 

  1. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти.  

Создание органов исполнительной власти обусловлено необходимостью реализации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизнедеятельности. 

Деятельность органов исполнительной власти ведется на основе базовых правовых принципов. 

Среди таких принципов назовем: 

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; 
  • исключение сосредоточения полномочий в ведении одного органа государственной власти  
  • единство системы государственной власти, и пр. 

Региональная система органов исполнительной власти – подчинена федеральным органам. 

Органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судебной и законодательной ветвям власти. 

Взаимоотношения между ними реализуется согласно законодательным предписаниям. 

Исходя из наименования, из сущности органов исполнительной власти, их основное предназначение — исполнение нормативных предписаний. 

В то же время существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями.  

Они в систему органов исполнительной власти — не входят. 

По содержанию деятельность органов исполнительной власти имеют характер: 

  • управленческий 
  • организующий 
  • исполняющий 
  • контрольный 

Каждый орган исполнительной власти обладает организационной структурой.  

Это означает наличие структурных подразделений (департаментов, отделов и т.д.).  

Государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).  

Необходимо отметить и понятие и содержание компетенции органа исполнительной власти. 

Она выражена в комплексе полномочий конкретного органа по предметам его ведения.  

Полномочия — это права и обязанности органа в отношении осуществления других государственно-властных действий. 

Исследователями выделяются основные, обязательные элементы компетенции органа исполнительной власти: 

  • цели и задачи деятельности; 
  • функции; 
  • совокупность полномочий; 
  • организационные формы и методы деятельности. 

Органы исполнительной власти наделены правом издания актов управления (административных актов) – в целях осуществления функций государственного управления. 

Правовые акты органов исполнительной власти являются подзаконными правовыми актами и представляют собой: 

  • правовую форму управленческих действий 
  • результат административного нормотворчества в системе государственного управления.  

Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование. 

Ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц регламентируется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 

В осуществлении предоставленных им полномочий органы исполнительной власти являются самостоятельными и независимыми.  

В настоящее время дефиниции (законодательно определённые понятия) конституционных терминов «система» и «структура» ФОИВ – отсутствуют. 

Разрабатываются классификации органов исполнительной власти. 

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации выделяют: 

а) федеральные органы исполнительной власти; 

б) органы исполнительной власти субъектов РФ. 

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия.  

2. По способу учреждения: 

а) органы, руководители которых наделяются полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; 

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами. 

3. По организационно-правовой форме: 

г) агентства (федеральные агентства); 

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы. 

4. По характеру компетенции: 

б) отраслевой компетенции.  

в) межотраслевой компетенции. 

г) специальной компетенции. 

5. По порядку принятия управленческих решений: 

Таким образом, многоплановость функций органов исполнительной власти обусловливает объективную необходимость их научной классификации. 

 2. Федеральные органы исполнительной власти: задачи и функции. 

Задачи федеральных органов исполнительной власти: 

1. Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;  2. Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;  3.

Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;  4. Обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;  5.

Регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;  6. Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;  7.

Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.  

Регламентирована система функций ФОИВ. 

К таким функциям относятся: 

  • принятие нормативных правовых актов 
  • контроль и надзор 
  • управление государственным имуществом 
  • оказание государственных услуг. 

Под функцией принятия нормативных правовых актов понимается разработка обязательных к исполнению правил деятельности. 

Функции по контролю и надзору – это деятельность по контролю за соблюдением установленных стандартов, правил деятельности в определенной сфере. Надзор – более узкое понятие, составляющая контроля в РФ. 

Функции по управлению государственным имуществом – это реализация полномочий собственника в отношении федерального имущества. 

Оказание государственных услуг – функционально представляет собой я предоставление услуг гражданам и организациям в установленных федеральным законодательством сферах жизнедеятельности (например, в сфере образования и пр.) 

            Система рассмотренных функций делегирована конкретному органу исполнительной власти.  

Функции, которые данный орган осуществлять в определенной сфере деятельности не вправе – также регламентированы. Например, федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. 

Глава II. Структура федеральных органов исполнительной власти.

1. Анализ становления системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации: историко-правовой обзор.

Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации была принята более чем 12 лет назад, в 2004 году.  

Система государственных комитетов, агентств, комиссий, ведомств — была заменена системой федеральных министерств, агентств и служб.  

В результате проведенного реформирования – было создано более 76 федеральных органов исполнительной власти. 

Процесс преобразования на этом не завершился.  

Новая структура ФОИВ утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636. И в настоящее время система ФОИВ – продолжает развиваться и динамично совершенствуется: создаются новые органы, некоторые – упраздняются.  

Известна такая форма, как прекращение существования органов в результате их  преобразования. 

Интересной формой, отражающей изменения в структуре ФОИВ, выступает присоединение.  

На практике она была применена один раз — при присоединении Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам. 

Наиболее часто применяются изменения в форме переименования. В процессе таких изменений возникла, например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (2008 год). 

Распространенной формой изменений является «придание статуса». Например, Федеральной службе безопасности Российской Федерации придавался статус федеральной службы, Управлению делами Президента Российской Федерации — статус федерального агентства.  

Придание статуса не требует осуществления штатных мероприятий, проводится без переназначения сотрудников указанных органов власти. 

Из многочисленных Указов Президента РФ некоторыми вносятся перечисленные выше изменения.  

Однако есть базовые указы, которыми утверждается структура федеральных органов власти. 

Таких указов с 2004 года было пять. 

Указом от 09.03.2004 N 314, устанавливающим трехзвенную систему ФОИВ, был также уточнен механизм взаимодействия ФОИВ между собой. 

Ссылка на основную публикацию