Статья 13.1. Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики

«Если кто-то кое-где у нас порой…»С одной стороны, закон представляет собой попытку «смотреть в корень»: предотвращать преступления, воздействуя на социальные условия, в которых находится человек. Это поддержка в трудной жизненной ситуации: помощь в поиске работы, восстановлении документов и т. д.

С другой стороны, закон предполагает контроль за гражданами, «воспитательное воздействие» на представителей групп риска, принудительный характер так называемой «ресоциализации». Очевидный недостаток закона – расплывчатость и неточность формулировок.

Не вполне понятно, какие конкретно профилактические меры могут быть применены к тому или иному кругу лиц.

Закон оперирует понятиями, не имеющими определения в современном российском праве, например: «социальные и экономические условия, способствующие совершению правонарушений» или «действия, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали». Такая нечеткость в ряде случаев создает угрозу применения к гражданам различных ограничений.

Закон оговаривает три вида профилактических мер: специальные, индивидуальные и общие.Со специальными мерами всё понятно. Их могут применять только органы прокуратуры, следствия, МВД, ФСБ и уголовно-исполнительной системы.

Имеется в виду обычная работа правоохранительных органов по выявлению преступлений и правонарушений, а также работа системы уголовного правосудия по привлечению виновных к ответственности и восстановлению прав пострадавших.

Новый закон о профилактике не содержит подробного описания специальных мер, поскольку они уже описаны в уголовно-процессуальном кодексе, законе об оперативно-розыскной деятельности и других нормативных актах.

«И тебя вылечат…»

Индивидуальные меры направлены на представителей групп риска и подразделяются на два вида:1. помощь; 2. контроль и воспитательное воздействие. Помощь — это социальная адаптация и реабилитация. Адаптация – оказание человеку разного рода социальных услуг и помощь в трудовом и бытовом устройстве.

А реабилитация включает помощь в восстановлении документов и социальных связей, психологическую помощь и консультации о получении льгот, пособий и правовой поддержки.Граждане, на которых распространяются индивидуальные меры профилактики правонарушений: 1. безнадзорные и беспризорные несовершеннолетние;2.

отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы;3. бродяги и попрошайки;4. несовершеннолетние, подвергнутые принудительным мерам воспитательного воздействия;5. бездомные; 6. пациенты, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и те, кто не способен самостоятельно обеспечить свою безопасность.

В последнем пункте формулировка весьма расплывчата, но можно предположить, что подразумеваются, к примеру, предпринявшие попытку самоубийства либо психически нездоровые люди, способные своими действиями создать опасность для себя и окружающих.

Закон оговаривает, что к пациентам, лечившимся от пагубных зависимостей, меры социальной реабилитации и адаптации применяются с их согласия. Но эта оговорка не распространяется на остальные перечисленные группы. По всей видимости, лиц без определенного места жительства, беспризорников, бродяг и прочих реабилитировать и адаптировать можно без их согласия.

И это настораживает. С помощью связана и такая профилактическая мера как «ресоциализация» людей, подвергшихся уголовному преследованию. Обычно ресоциализация — это «возвращение в общество». В законе это — «комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера».

Закон пока не описывает подробности ресоциализации, поэтому не ясно, какие именно действия имеются в виду под мерами «социально-экономического, педагогического и правового характера». Примечательно, что новый закон не указывает, должна ли данная мера применяться добровольно.

Её варианты могут быть разные, к примеру, создание условий для поступления в вуз или среднее учебное заведение. Принудить же можно переодически посещать ОВД  для профилактической беседы. Последняя профилактическая мера, связанная с поддержкой конкретных людей – это помощь пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

Относительно последнего пункта закон вновь не даёт чётких определений, однако можно предположить, что в группе риска пострадать от правонарушителей находятся члены их семей или люди, состоящие на учёте в связи с пагубными зависимостями. Конкретные признаки лиц, рискующих стать жертвой правонарушений, в законе не перечисляются. Соответственно, их круг может быть расширен или сужен по усмотрению правоприменителей.

Помощь может включать в себя правовую, социальную, психологическую и медицинскую поддержку (хотя допустимы и другие). Важно, что помощь предоставляется только с согласия самих граждан её принять.  

«Надо, Федя, надо!»

Индивидуальные меры профилактики, связанные с контролем и «воспитательным» воздействием, это ставшие уже пресловутыми «профилактические беседы» и предостережения о недопустимости действий,  создающих условия для совершения правонарушений, либо о недопустимости антиобщественного поведения. Надо иметь в виду, что неисполнение такого официального предостережения влечёт за собой наказание. Но мера этого наказания законом не определена.

Серьёзные изменения вносит закон, легитимизируя «профилактические беседы». Раньше они были незаконны, несмотря на то, что часто использовались правоохранительными органами на практике. Сделав такие беседы законными, полиция может доставить много неприятностей потенциальным участникам «бесед» (по опыту ими часто оказываются гражданские и политические активисты).

Опасение внушает и то, что закон напрямую не называет круг лиц, с которыми может быть проведена профилактическая беседа или кому может быть вынесено предостережение.

  Статьи закона, посвященные беседам и предостережениям, лишь указывают, что они могут применяться «к лицу, в отношении которого применяются меры индивидуальной профилактики правонарушений». Статья об индивидуальных мерах профилактики тоже не содержит списка тех, к кому можно их применять.

В ней лишь дана ссылка на статью 24-ю, где содержится приведённый выше список граждан.

То есть, с формальной точки зрения, проводить профилактические беседы и выносить предупреждения можно не только правонарушителям, но и жертвам правонарушений.

 «Огласите весь список, пожалуйста!»

Полный текст нового закона позволяет сделать вывод, что общие меры профилактики, помимо правового просвещения и информирования, это контрольно-принудительные действия: профилактический учет и надзор и вынесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения.

Опять же не указан круг лиц, которых можно ставить на профилактический учёт.

Не ясно, применяется ли учет только к гражданам из групп риска, которые ведут «антисоциальный» образ жизни и совершили преступления, или, помимо них, к людям, не способным обеспечить собственную безопасность, жертвами правонарушений и рискующих стать ими. И это настораживает.

Одно из направлений общей профилактической работы — «развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений».

Но на  деле буду выявлять не только тех граждан, которые склоны к совершению правонарушений, но и пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, тех, кто находится в трудной жизненной ситуации (в том числе,  страдающих заболеваниями, наркоманией и алкоголизмом, бездомных).

Возможно, что работой именно с этими гражданами профилактический учет и ограничится, но прямого указания на это в законе нет.

Примечательно, что закон не называет признаков «склонности к правонарушениям». Теоретически это умолчание тоже может угрожать вмешательством в жизнь обычного человека.

Статья закона, посвященная профилактическому учету (ст. 21), не называет оснований для постановки на учет. Если исходить из того, что учет – профилактическая мера общего характера, а такие меры могут применяться «при возникновении социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений» (ст.

15), то становится ясно, что на профилактический учет можно ставить практически любого человека. За людьми, поставленными на профилактический учет, ведется наблюдение: за их поведением и за тем, нарушают ли они ограничения, установленные законодательством. Формы наблюдения в законе не описаны. О соблюдении каких ограничений идет речь, тоже не сказано.

Скорее всего, это будет определено нормативными актами правоохранительных органов, которые уполномочены вести учет и надзор. Сейчас невозможно оценить степень вмешательства правоохранительных ведомств в жизнь людей при проведении профилактического надзора.

И нечёткие формулировки закона, многочисленные умолчания вызывают заставляют серьёзно опасаться того, как он будет применяться на практике. Еще одна мера общей профилактики – это представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Читайте также:  Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи

Такое представление могут получить любые юридические лица: государственные и муниципальные органы власти, общественные и коммерческие организации. Закон не закрепляет обязанность устранить причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

Однако отчитаться о принятых мерах по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения, строго обязательно. На наш взгляд, мерами «по устранению» и будут собственно обязательства юрлиц ликвидировать причины и условия противоправных действий.

Вести профилактический учет и наблюдение, проводить профилактические беседы, выносить официальные предостережения или представления могут только прокуратура, органы следствия, МВД, ФСБ, и уголовно-исполнительной системы. А вот федеральные и региональные органы власти, муниципалитеты и общественные организации отвечают только за социальную адаптацию, реабилитацию и ресоциализацию, помощь жертвам правонарушений и правовое просвещение.

Текст подготовлен сотрудниками проекта «Открытая полиция»

Особенности профилактической деятельности органов Федеральной службы безопасности

К мерам профилактики, применяемым органами ФСБ России, согласно п. «г.2», «л» ч. 1 ст. 13 и ст. 13.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» относятся меры, которые осуществляются в формах:

  • 1) объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ России при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;
  • 2) внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности России, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие но которым отнесено законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности.

Первая профилактическая мера — предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, расследование которых ст. 151 УПК РФ отнесено к ведению органов ФСБ России, — официально объявляется физическому лицу и является обязательным для исполнения.

Основанием для ее применения служит наличие достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения преступлений, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности.

При этом требуется предварительное уведомление об этом прокурора. Порядок объявления данного официального предостережения таков.

Руководитель органа ФСБ России или его заместитель, уполномоченный объявлять официальное предостережение, в течение 10 дней после проверки полученных сведений принимает решение об объявлении данному лицу официального предостережения.

Не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения официальное предостережение направляется (вручается) данному физическому лицу. Для этого, как правило, лицо вызывается в орган ФСБ России для профилактической беседы о последствиях его поведения, вызывающего возникновение причин и создающего условия для совершения преступлений.

Вторая профилактическая мера — представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности России, — адресуется соответствующим государственным органам, администрациям предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также общественным объединениям. Основанием для применения второй меры служит наличие достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов ФСБ России и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности страны[1].

Обе названные меры являются обязательными для исполнения лицами, в адрес которых они обращены. Эти официальное предостережение и представление могут быть обжалованы в суд, в вышестоящий орган федеральной службы безопасности или прокуратуру.

Работа по вынесению представлений и объявлению официальных предостережений является одной из необходимых элементов оперативно-служебной деятельности органов безопасности.

Законодательное закрепление института мер профилактики, осуществляемых в процессе оперативно-служебной деятельности органов ФСБ России, позволяет более эффективно решать задачи в сфере обеспечения безопасности России, активировать меры по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Грани.Ру: ФСБ разъяснила, как будут выноситься предупреждения гражданам

Проект № 364427-5 во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»

и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2002, № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст.

4008; 2008, № 52, ст.

6235) следующие изменения: 1) часть первую статью 13 дополнить пунктом «г2» следующего содержания: «г2) объявлять физическому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;»; 2) дополнить статьей 131 следующего содержания: «Статья 131. Применение органами федеральной службы безопасности мер профилактики

К мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности. При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации. В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом прокурора, могут объявлять этому лицу обязательное для исполнения официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения таких преступлений. Руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после получения сведений о совершении физическим лицом указанных действий по результатам проверки этих сведений принимает решение об объявлении данному лицу официального предостережения. Не позднее чем через пять дней со дня принятия указанного решения официальное предостережение направляется (вручается) физическому лицу. Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, включая порядок его направления (вручения), форма официального предостережения, а также перечни категорий руководителей органов федеральной службы безопасности и их заместителей, уполномоченных вносить представление и объявлять официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, могут быть обжалованы в суд и органы, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона».

Читайте также:  Глава 37 АПК РФ. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (действующая редакция)

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст.

1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст.

3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26 ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 21, ст. 2525; № 23, ст.

2790) следующие изменения: 1) в статье 19.3: а) наименование после слов «психотропных веществ,» дополнить словами «сотрудника органов федеральной службы безопасности,»; б) дополнить частью 4 следующего содержания: «4.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;

в) дополнить примечанием следующего содержания: «Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».»;

2) в части 1 статьи 23.1 слова «частями 1 и 3 статьи 19.3» заменить словами «частями 1, 3 и 4 статьи 19.3»;

3) пункт 56 части 2 статьи 28.3 после слов «статьи 14.20,» дополнить словами «частью 4 статьи 19.3».

Президент Российской Федерации

Справка к проекту приказа фсб "об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения…»

СПРАВКА К ПРОЕКТУ ПРИКАЗА «Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности»

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

№ 537, одним из направлений обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу определено создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

По поручению Президента Российской Федерации в рамках указанного направления обеспечения безопасности был разработан и принят Федеральный закон № 238-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», наделивший органы федеральной службы безопасности правом в целях предупреждения преступлений объявлять физическим лицам официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению указанных органов. На профилактический характер названного Федерального закона обращали внимание в ходе обсуждения его положений и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, представляя законопроект ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности В.А. Васильев отметил: «Самое главное, на что направлен законопроект, и в чем состоит его концепция, сохранено – у ФСБ появляется такая функция, как профилактика. Это то, о чем говорил Президент, вы помните, в Вологде, когда был определен курс на декриминализацию политики, уменьшение количества находящихся в местах лишения свободы граждан. Мы с вами только что рассматривали эту тему, а здесь наша служба ФСБ, надо сказать, первая сделала шаги в этом направлении.»

В целях реализации положений Федерального закона № 238-ФЗ подготовлен проект приказа ФСБ России, регламентирующего порядок объявления официального предостережения.

По итогам обсуждения названного проекта приказа ФСБ России на заседании Общественного совета при Федеральной службе безопасности Российской Федерации, состоявшегося по поручению Президента Российской Федерации, председатель Общественного совета при Федеральной службе безопасности Российской Федерации В.Н.

Титов подчеркнул, что «предоставленные федеральной службе безопасности полномочия в области профилактики преступлений будут способствовать более эффективному обеспечению государственной безопасности, повышению результативности деятельности органов федеральной службы безопасности, развитию государственной системы профилактики преступлений и иных правонарушений, снижению уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений». Член Общественного совета при Федеральной службе безопасности Российской Федерации А.Г. Кучерена при этом обратил внимание, что несмотря на то что все понимают важность профилактики как таковой, «практика совершенствования российского правового пространства знает не так много примеров, когда силовые ведомства сознательно делают шаг в ее сторону. Федеральная служба безопасности первой предпринимает конкретные практические шаги в этом направлении, создав реальный механизм предостережения граждан от возможных правонарушений».

Указанный проект приказа одобрен Общественным советом при Федеральной службе безопасности Российской Федерации. После опубликования на сайте ФСБ России в сети Интернет и подписания Директором ФСБ России приказ будет направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, – это исключительно профилактическая мера, которую органы федеральной службы безопасности могут применять в целях предупреждения совершения физическими лицами названных преступлений. К указанным преступлениям относятся, во-первых, преступления, перечисленные в пункте 2 части второй и пункте 3 части третьей статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (то есть «прямая» (исключительная и альтернативная) подследственность следователей и дознавателей органов безопасности), во-вторых, преступления, названные в части пятой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при выявлении любого из указанных преступлений следователем органов федеральной службы безопасности (то есть подследственность органа, выявившего преступление), в-третьих, преступления, указанных в части шестой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (то есть подследственность по совокупности преступлений).

  • Объявление официального предостережения возможно в отношении:
  • действий, создающих условия для совершения преступлений небольшой (умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы) и средней (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы) тяжести, при отсутствии признаков покушения на преступление, в том числе при приготовлении к совершению указанных преступлений,
  • действий, создающих условия для совершения тяжких (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы) и особо тяжких (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание) преступлений, при отсутствии признаков приготовления или покушения на преступление.

Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям и за покушение на любое преступление.

Объявление официального предостережения, представляя собой меру индивидуальной профилактики, не является наказанием за совершение каких-либо действий, даже создающих условия для совершения преступлений, и соответственно не влечет за собой никаких ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Официальное предостережение лишь предостерегает лицо, предлагая воздержаться от совершения таких действий и оставляя при этом свободу выбора. В случае если лицо пренебрежет таким предостережением, то в конечном итоге это приведет к совершению преступления и повлечет уголовную ответственность.

Ранее органы государственной безопасности СССР также были наделены правом объявлять официальное предостережение. Институт официального предостережения был введен не подлежавшим опубликованию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 г.

№ 3707-УШ «О применении органами государственной безопасности предостережения в качестве меры профилактического воздействия». Основанием для объявления такого предостережения было совершение лицом антиобщественных действий, противоречащих интересам государственной безопасности СССР, что не ограничивало круг совершенных лицом действий.

Для объявления официального предостережения лицо вызывалось в органы государственной безопасности СССР, а в случае неявки подвергалось приводу. Официальное предостережение не выдавалось на руки лицу, которому оно было объявлено. Действия органов государственной безопасности СССР и их сотрудников обжалованию не подлежали.

Прокурор уведомлялся после объявления официального предостережения. Институт официального предостережения, введенный Федеральным законом № 238-ФЗ, значительно отличается от существовавшего в органах государственной безопасности СССР.

Теперь основанием объявления официального предостережения является совершение лицом действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности.

То есть в официальном предостережении будут указываться действия, создающие условия для совершения преступлений, предусмотренных конкретными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Обязательный вызов в органы федеральной службы безопасности для объявления официального предостережения, а также привод в случае неявки не предусматриваются. Официальное предостережение вручается (направляется) лицу, которому оно объявлено.

Действия органов федеральной службы безопасности и их сотрудников могут быть обжалованы вышестоящему начальнику, в прокуратуру или в суд, прокурор уведомляется до объявления органом федеральной службы безопасности официального предостережения, а не после объявления. То есть общим между институтом официального предостережения, применявшимся органами государственной безопасности СССР, и институтом официального предостережения, введенным Федеральным законом № 238-ФЗ, является только название и профилактический характер данной меры.

http://www.agentura.ru/timeline/2010/profilactika/prikaz/

Адвокаты: предостережения ФСБ — серьезный инструмент в руках спецслужб

Контекст

Обсуждение законопроекта о расширении полномочий ФСБФСБ опубликовала проект приказа о порядке предупреждения граждан РФМедведев уточнил срок вынесения гражданам предостережения от ФСБМедведев: ФСБ конкретизирует порядок объявления предостереженияПоправки в закон о ФСБ не ущемляют права и свобды граждан — БортниковМедведев подписал поправки в закон о расширении полномочий ФСБ

МОСКВА, 21 окт — РАПСИ, Владимир Новиков. Российские адвокаты и правозащитники скептически отзываются о подготовленном проекте приказа Федеральной службы безопасности РФ, который регламентирует порядок объявления гражданам официальных предостережений.

В четверг проект приказа был опубликован на официальном сайте ФСБ. После подписания директором службы документ будет направлен на государственную регистрацию в Минюст РФ.

В проекте приказа, в частности, говорится, что объявление официального предостережения, представляя собой меру индивидуальной профилактики, не является наказанием за совершение каких-либо действий, даже создающих условия для совершения преступлений, и, соответственно, не влечет за собой никаких ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Официальное предупреждение органов госбезопасности лишь предостерегает лицо, предлагая воздержаться от совершения преступных действий и оставляя при этом свободу выбора. В официальном предостережении будут указываться действия, создающие условия для совершения преступлений, предусмотренных конкретными статьями Уголовного кодекса РФ.

«Если вынесение предостережения не несет для предупреждаемого гражданина никаких последствий, какой в нем смысл?» — сказала РИА Новости адвокат Анна Ставицкая, комментируя обнародованный документ.

По ее мнению, если какой-то человек начал совершать какие-то действия, например, приобрел взрывчатку, предупреждения не нужны. «У нас есть Уголовный кодекс, и любой поступок гражданина либо под него подпадает, либо нет. В таком случае вынесение еще и каких-то предостережений юридически бессмысленно», — отметила Ставицкая.

Член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов полагает, что появление у органов госбезопасности новых полномочий дает им дополнительные возможности воздействовать не только на граждан, но и на СМИ, а также на бизнес.

«К примеру, вы — руководитель структуры, которая выходит на оборонный тендер. А вам говорят, что на вашем предприятии работают экстремисты. Может такое быть? Запросто!», — предполагает Кабанов.

Он уверен, что введение института вынесения предостережений — попытка вернуться к методам работы советского КГБ вместо того, чтобы учиться чему-то новому.

Во времена СССР органы госбезопасности стояли на страже коммунистической идеологии, боролись с инакомыслящими, напоминает собеседник агентства.

«Сейчас никакой идеологии в стране нет, поэтому экстремистами, по сути, считаются те, кто распространяет сведения, порочащие высших должностных лиц государства.

С ними и будут бороться, в том числе, и при помощи выносимых предостережений», — делает вывод Кирилл Кабанов.

  • Член совета адвокатской палаты Москвы Роберт Зиновьев считает, что отсутствие в опубликованном приказе четких критериев, за какие именно действия гражданам следует выносить предостережения, ведет «к произвольным усмотрениям и злоупотреблениям».
  • Ранее действующее законодательство давало право выносить обоснованные предостережения о недопустимости нарушения закона прокурора — должностного лица, который от имени государства осуществляет надзор за соблюдением федерального законодательства, напоминает адвокат.
  • «Наделение такими полномочиями еще и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, противоречит Конституции РФ», — считает Зиновьев.
  • Агентство пока не располагает ми сотрудников ФСБ и авторов проекта приказа службы.
Ссылка на основную публикацию